Терпением вашим спасайте души ваши.

Даром получили, даром давайте.

Ничто, входящее в человека извне, не может осквернить его; но что исходит из него, то оскверняет человека.

Итак, когда творишь милостыню, не труби перед собою, как делают лицемеры в синагогах и на улицах, чтобы прославляли их люди.

Не искушай Господа Бога твоего.

Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю.

Какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит?

Всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем.

Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут.

Кто хочет быть первым, будь из всех последним и всем слугою.

Когда ты был молод, то препоясывался сам и ходил, куда хотел; а когда состаришься, то прострешь руки твои, и другой препояшет тебя и поведет, куда не хочешь.

Не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить; а бойтесь более того, кто может и душу и тело погубить в геенне.

Истинно, истинно говорю вам: если пшеничное зерно, пав в землю, не умрет, то останется одно; а если умрет, то принесет много плода. Любящий душу свою погубит ее; а ненавидящий душу свою в мире сем сохранит ее в жизнь вечную.

Возврати меч твой в его место, ибо все, взявшие меч, мечом погибнут.

Кто не против вас, тот за вас.

И прилепится человек к жене своей, и будут два одной плотью; так что они уже не двое, но одна плоть.

Всякий делающий грех, есть раб греха.

Всякое царство, разделившееся само в себе, опустеет; и всякий город или дом, разделившийся сам в себе, не устоит.

Если любите любящих вас, какая вам за то благодарность? Ибо и грешники любящих их любят.

Не давайте святыни псам.

Будьте мудры, как змии, и просты, как голуби.

Итак, бодрствуйте, потому что не знаете, в который час Господь ваш придет.

Порождения ехиднины! Как вы можете говорить доброе, будучи злы?

Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что поедаете домы вдов и лицемерно долго молитесь: за то примете тем большее осуждение.

Дух бодр, плоть же немощна.

Предоставь мертвым погребать своих мертвецов.

Не бойся, только веруй.

Ниже размещен скан и текст третьей брошюры Григория Ефимовича Распутина-Нового «Благочестивые размышления» (экземпляр РНБ), вышедшей в Санкт-Петербурге в 1912 году.
Из-за того, что история публикации текста именно этой брошюры не совсем удачна и может запутать исследователей и почитателей Григория Ефимовича, поэтому, полагаю, необходима публикация скана самой книжки.
Дело в том, что публикаторы наследия Григория Ефимовича Распутина всегда предпочитали вместо брошюры издавать текст Записной книжки Императрицы, где Александра Феодоровна сохраняла для Себя высказывания Их Друга. И действительно, там больше и самих высказываний Г. Е. Распутина, и иногда они даются в более расширенном варианте, чем в книжке. Но не всегда совпадают с тем порядком, который был в брошюре. В том числе и издатели последнего корпуса сочинений Гр. Распутина «Вериги любви» (С.-Петербург, «Царское Дело», 2017) опубликовали по этим причинам текст Записной книжки, а не брошюры.
Восполнить этот пробел и опубликовать текст самой брошюры предпринял С. Ф. Фомин в сборнике «…И даны будут жене два крыла» (Москва, «Паломник», 2002, сс. 474–485). Однако, как оказалось, он там издан не полностью. Скорее всего из-за случайной технической ошибки в наборе или в копировании, но не были напечатаны высказывания Григория Ефимовича находящиеся на сс. 12 и 13 брошюры. Также не хватает одного высказывания со с. 10: «А почему ангельский звук представляют?» Впервые полный текст брошюры мы встречаем в книге А. Н. Боханова «Правда о Григории Распутине» (Москва, «Русский издательский центр», 2011, сс. 504–523), правда и здесь есть небольшие отличия от первоначального издания — некоторые высказывания, которые были разделены в брошюре, у Боханова объединены в одно.
Предположительно известно, кто занимался редактурой книжки — это была Ольга Владимировна Лохтина. Как она сама говорит на допросе в Чрезвычайной следственной комиссии Временного правительства (по Э. С. Радзинскому): «Свои духовные мысли отец Григорий записывал в тетрадочку… Записанное я переписала… и была издана брошюра «Благочестивые размышления» в 1911 году… Ни содержания записок, ни мыслей, в них изложенных, я не перерабатывала. Моя работа свелась к исправлению падежей, мыслей же отца Григория не поправить…»
На передней обложке брошюры напечатано: «Типография М. П. Фроловой. Галерная, 6.» В этой же типографии напечатана предыдущая книжка Григория Распутина «Великие дни торжества в Киеве! Посещение Высочайшей Семьи! Ангельский привет!» (1911) На сегодняшний день удалось выяснить очень интересные подробности о владелице этой типографии. Приведем отрывок из книги «Вериги любви», изданной к столетию со дня убиения Царского Друга (с. 8–9):
«Отпечатали брошюру в санкт-петербургской типографии М. П. Фроловой. Примечательно, что эта типография размещалась во флигеле дома, принадлежавшего Исаакиевскому собору, на пересечении дома 6 по Галерной улице и дома 5 по Конногвардейскому бульвару, где проживали в основном священники. Кроме того, Фролова являлась членом Издательского совета при Святейшем Синоде. Вероятно, поэтому среди издаваемых ею книг было много духовной литературы. Например, Мария Петровна Фролова (во втором замужестве Фролова-Тюлева) печатала такие труды, как «Святые учителя веры и благочестия» в 12 томах протоиерея Василия Преображенского (1899–1908 гг. издания), «История Православной Христианской Церкви» протоиерея Петра Смирнова (1914), «Духовные цветы на могилку дорого батюшки отца Иоанна Кронштадтского» (1909), «В борьбе за погибающую душу» (сборник статей, посвященный памяти «апостола трезвости» о. Александра Рождественского, 1906) и другие…
Судя по всему, и сама владелица типографии была женщиной благочестивой. В Свято-Троицкой Линтульской обители (ныне это подворье Константино-Еленинского женского монастыря), созданной при покровительстве отца Иоанна Кронштадтского, ее вместе со вторым мужем, Иваном Максимовичем Тюлевым, поминают как благотворительницу. В память ее умерших детей, Владимира и Софии, супруги пожертвовали средства на строительство при Линтульском монастыре приюта для русских и финских сирот. Это было двухэтажное здание при входе в обитель, где призревались и обучались грамоте более 30 детей. При приюте на средства Тюлевых был также возведен домовый храм в честь равноапостольного Великого князя Владимира и мученицы Софии. 18 сентября 1911 года его освятил архиепископ Сергий (Страгородский), будущий Патриарх.»
О личном знакомстве Г. Е. Распутина с М. П. Тюлевой (Фроловой) до нас сведения не дошли. Но, исключать его, конечно, нельзя.








Григорий Евфимиевич Н О В Ы Й.
Благочестивые размышления.
1. Благословение Божие и слова Его на нас.
2. Единение духовное.
3. Трудная моя минута — дни моей скорби.
4. Моя жизнь — в дальнейший путь во Христе — рай.
5. Дивные дела — милостыня.
С.-ПЕТЕРБУРГ.
Типография М. П. Фроловой. Галерная, 6.

I.
Благословение Божие и слова Его на нас.
Почему видим православное кладбище, и делается на душе скука? Потому что — жизнь земная суета; не боролись с хотеньем, служили телу и заняты праздными удобствами, и в злобе, и в клевете.
* * *
А почему у рак праведных чувствуем приятно? Потому что — жизнь их — страданье; как Христос страдал и после Его страданья была Пасха.
* * *
Так и человек праведный переносит клеветы и разные гоненья с крепостью и упованьем на Господа; а мы чувствуем и радуемся его крепости, праведника, и радость в нас неописуемая.
* * *
И как назидательно смотреть, как умирает духовный брат или сестра; потому жизнь его нам — примером и смерть — на утешение.
* * *
Великое дело говорить о смертном часе!
* * *
И вдруг видим брата своего новопреставленным. Где мы сидели, посмотрим то место, где была беседа о храме и о Святых Тайнах и много о Божиих делах, — и запечатлеется в сердце невысказанная радость, и невольно помянешь брата: — беспрестанная молитва, — везде ходили и говорили всегда о святом.
* * *
Какая отрада иметь братьев и говорить о духовных делах и жить единодушно. И видишь брата, — уходит на вечную жизнь и там будет молиться, а мы — здесь о нем.
* * *
Какая радость! Видим проскомидия совершается, и сливаются молитвы, как бы узнать великую тайну.
* * *
Помолись об усопшем и он во сне, т. е. Ангел, который все дела записывает, расскажет, что такое проскомидия и поминание брата или сродника и родителей.
* * *
Много случаев было, что рассказывали о своем месте: об аде и о рае. Когда помолишься и видишь своего знакомого, — приходит и заставляет молиться об его грехах.
* * *
Иногда не скажет, а велит молиться, — Бог разберет грехи.
* * *
Добрые дела Ангел-Хранитель записывает; эти же ангелы известят в образе брата.
* * *
Будем беседовать о страшном суде, подавать на проскомидию и молиться за усопших.
* * *
О, горе за клятвопреступление и за призывание имени Господня без нужды, — напрасно; за лжесвидетельство, за неисполнение обетов.
* * *
Великое дело быть при последнем часе больного, — увидишь смерть болящего и невольно помянешь мирскую суету и получишь две награды: посетишь больного и в это время земное кажется обман — просто — сеть беса.
* * *
И явится страх и видишь друзи остаются; скажешь себе: где и куда все земное?
* * *
И помянем даже молодость и юность, потому что смерть не спрашивает ни старости, ни молодости, и ни мужества, и ни быстроты ног, и ни знатности и ни иереев и епископов, и всех колен земных; и отпора нет, и златницы ни почем, и откуп не имеет цены.
* * *
Горе слезное, что нет заслуги, и роскошь сделалась бесценной, и кимвалы без защиты.
Покровское.
Сентябрь.
1910 г.
–––––––
II.
Единение духовное.
Духовное единение — почему глас Господень? А потому, что у духовных един дух.
* * *
Им переносишь скорби на утешение, а почему? А потому, что у них, духовных, когда беседуют, земного как нет.
* * *
У них всегда в сердцах их Слово Божие?
* * *
И находится мир и премудрость, и враги им без цены, потому в них живет дух святыни.
* * *
И у них материнские сердца: мать никогда не покажет детям озлобленного сердца, а проявит ласку.
* * *
И у духовных нет скрытого, а потому у них и заключается единение.
* * *
Ложь не допустит Бог; Бог любит единодушие. И у них в очах их земная природа вся за рай, и все свято, потому что они наполнены благодатью.
* * *
Без благодати — природа — за роскошь; тоже утешение, но земное, — утешение разных садовников, и все хотят развести прекрасные лилии.
* * *
Кому рай, — а другие при лилиях назовут музыку и забывают земные скорби.
* * *
И вот тут-то Господь сказал: обратится вам смех в плач и ваша роскошь в печаль.
* * *
А у духовных, т. е. кто ходит в храм и проводит остальное время в пении и беседует с Евангелием — у них ум — красота Божия, и наполнены славы Бога живого; тем более Евангелие не берутся по своему рассуждать.
* * *
И духовные любят трудиться; помнят слова апостола Павла: кто не трудится, да не ест.
* * *
И труд — не суета и не работа вражья — ими Бог руководит, и это потому что начинают труд благословясь; у них вначале трудов про себя читают «Царю небесный», по окончании трудов «Достойно есть».
* * *
И наполнены братолюбия, посреди них Бог — Помощник.
* * *
А почему у них всего много? Потому что подают милостыню: дающая рука не оскудеет во век.
* * *
А почему они веселые? А потому — их утешает Ангел и умудряет Бог; в них всегда книга жизни, премудрости.
* * *
А почему у них премудрость? А потому, что не говорят праздно; и вот у них ум — в Боге; Бог — в них.
* * *
А почему не говорят праздно? А потому что боятся Бога. За всякое праздное слово Богу ответ дашь.
* * *
Кто говорит праздно, у тех рассеянность, и разбросан ум.
* * *
И в храме стоять не могут, и Божие служение коротают.
* * *
А у Божиих людей — храм — за страх и служба на утешенье.
* * *
Что такое утешенье? Беседа со святым и с мучеником, как страдали за Христа.
* * *
А почему так легко им беседовать и видеть страданья Святых? А потому что они все время заняты о святом, т. е. всю седмицу в размышлении о Боге и о Его святых; вот поэтому, и храм за Ковчег, и служба за радость, и пение церковное кажется за ангельский звук.
* * *
А почему ангельский звук представляют? А потому, что люди духовные себя не ценят; чем святее, тем себя становят грешнее; чем более молятся, тем кажутся себе грешнее, потому что все, все видать — от всех малостей является страх в душе, и все мало молитвы, — и невольное спасение получают.
* * *
Себя не унижают и хвалить забыли, потому в молитве — по привычке.
* * *
Они не судят, почему? А потому что заняты молитвой — им некогда.
* * *
А почему им везде хорошо? А потому что они в размышлении с Богом.
* * *
Поэтому и покой живет в них, а не покой, суета сует — неблажен человек.
* * *
Хотя и молится, и Бога любит и аскет, а непокойный — в нем есть черта непокорности и осужденья, — глава греха, — прелесть своего рода.
* * *
А Божий человек — ему всюду рай.
* * *
И дело послушания, — земное послушание, — небесный чертог — за него — глава рая.
Покровское.
Сентября 22.

–––––––
III.
Трудная моя минута — дни моей скорби.
Более скорби нет, когда своя своих не познаша.
* * *
Терпеть очень больно! Именно — бес очень опытен, прожил веки и всегда отнимает у человека то, что он любит.
* * *
Многие не выносят, убивают себя: эти люди не подружились с Богом. Дружба с Богом — тяжелые гоненья и потеря того, — что любишь.
* * *
Но скорби — с Богом дружба; рай — за правду и гоненья, — в них есть красота рая.
* * *
Не могу, а увижу Святых Отцов и мучеников. Сколько пришлось им потерпеть — почитаешь их жития! Боже! Дай силы!
* * *
Ведь и меня враг всячески искушает. Пошлют злых людей, а злой язык — хуже беса, не боится ни храма Божия и все святое нипочем.
* * *
«Господи, как умножились враги мои! Многие восстают на меня» (Пс. III, 2).
* * *
«Многие говорят душе моей: нет ему спасенья в Боге» (Пс. III, 3).
* * *
В душе скажу: «не убоюсь тем народа, которые со всех сторон ополчились на меня» (Пс. III, 7).
* * *
Крепко люблю слово Твое, Господи!
* * *
Не отчаявайся! Покаяние — радость Богу и Ангелам — наследник у Бога будешь.
* * *
И я надеюсь на милосердие Бога: оно велико!
* * *
И все близкие убоялись зла и оставили на посмешище меня!
* * *
Я скажу в душе моей, Господи, защитник мой, никого не убоюсь!
* * *
Послушание и покорность — на милость Твою, всегда готов с рассуждением.
* * *
«Восстань, Господи, спаси меня, Боже мой! Ибо Ты поражаешь в ланиту всех врагов моих; сокрушаешь зубы нечестивых» (Пс. III, 8).
* * *
Все пишут гадкую сторону по наученью беса и от зависти — на день суда Божия! Я им не противился, а старался сделать добро.
* * *
В чем обвиняют — невинен. Увидимся на суде Божием! Там оратор не оправдается и все колена земные.
* * *
Ловко и клеветать, — человек не оправдывается, а готовит на день суда Божия и этим желает узреть Бога.
* * *
Друзи мои, помолимся вместе, и успокоит нас Господь!
* * *
И храм нам — Ковчег. Святые Тайны — радость неизмеримая.
* * *
Итак подражайте Богу, как чада возлюбленные.
* * *
Посмотрим на лицо писателей, сколько неправды! И не убоимся зла, как нас учит Святая Церковь.
* * *
И будем проводить истинную беседу, и пускай нас учит Бог и утешает в беседе; не раз видели Его славу, ею мы питались.
* * *
Правда всегда, и на мучениках, и на праведниках, т. е. перенесут на своей спине и получают венец.
* * *
Оратор у людей прав, а у Бога его не видно, потому что он получает похвалу здесь от мира сего.
* * *
Скажу тихо о соперниках Господу. Величественно Спасающий Царя и Творящий милость Помазаннику Своему Давиду и потомству его во веки!
* * *
Всеми силами вырывают из сердца блаженство рая и вселяют неверье ко всему святому.
* * *
Мои скорби о душах. Успел враг, поселил страх свой, чтобы боялись разных наветов вражиих.
* * *
Давно мне заявлял бес, что я тя выгоню.
* * *
Я говорил любящим меня: он пользы не получил.
* * *
Я — дома ему покоя не дам скорбями и воспоминаниями о своих дорогих.
* * *
Воспоминания более ценные и рай приобретающие.
* * *
«Рассуди меня, Господи, ибо я ходил в непорочности моей и, уповая на Господа, не поколеблюсь» (Пс. XXV, 1).
* * *
В гонениях Твой путь. Ты нам показал крест Твой за радость.
* * *
Господи, крест Твой тяжел, и минутная жизнь — пресветлый рай — нет конца!
* * *
Ах, нечестивый бес восстановил всю Россию, как на разбойника.
* * *
Бес и все готовят блаженство вечное; — вот всегда бес остается ни с чем.
* * *
Боже! храни своих!
* * *
«Если вы исполняете закон царский по Писанию: «возлюби ближнего твоего, как себя самого», хорошо делаете; но если поступаете с лицеприятием, то грех делаете и пред законом оказываетесь преступниками». (Посл. Иакова II, 9).
* * *
Много потоптали и убили в нас святого своим непониманием; — мы не злословили, — уповаем на волю Бога.
* * *
Друзи, Боже! Братья мои! Будем помнить Фаворский день! Пускай запечатлеется в сердцах наших, что нам здесь во век так будет!
* * *
Кто может оценить, что мы вместе? Кто может так радоваться, когда с нами невидимая сила! — Никто ее не купил, а по заслугам и утешала нас. А какие заслуги, — Бог весть, — язык сказать не может!
* * *
Воспоминанья! — на том месте побудьте и оцените в душе своей; — для всех вас это очень важно.
* * *
Боже! Дай сил, чтобы не потоптать много жемчуга и не сделаться участниками, которые кричали: «Осанна в вышних» и постилали одежды и кивали всячески.
* * *
Друзи мои, где вы? где вы?
* * *
О, Боже наш! Тяжелы воспоминания об отпоре утешения! В крайнюю минуту многие убоялись. Что им за это?
* * *
Сердце духовное поймет, как было терпеть Господу. А которые из зависти — тем легче; они не хлебнули духовной сладости и не знают ее; — потому им земной шар дороже небесного.
* * *
А кто вкусил, да отперся; не знаю человека,
пойми духовно: горе ему!
* * *
Познал, да не вкусил, т. е. не порадовался, — ему тоже легче; а познал и вкусил и «осанна» сказал и порадовался, потом не знаю человека…
* * *
И сердца наши слились в духовную любовь, и мы стали, как один, и очи наши, понимающие друг друга, и не умолкнут хвалить Бога.
* * *
А воспоминанья — это в нас будут вместо утешения, и царство небесное в нас есть; этого злые люди не отнимут.
Покровское
1910 года
Июнь.
–––––––
IV.
Моя жизнь — в дальнейший путь во Христе — рай.
О! Как весел, да крест тяжел.
* * *
Радостный день в гоненье, да не всяк вместит.
* * *
Тяжелы скорби без привычки.
* * *
Пойми грехи свои, и крест будет всласть.
* * *
Без креста Бог далек!
* * *
И сам не ищи креста, а Бог даст. Понесешь, насколько сможешь. Бог знает, что тебе нужно, только будь осторожен.
* * *
Осторожность надо у Бога просить; а без Бога осторожность будет хитрость.
* * *
Боже! Храни во мне мир! В мире и премудрость.
И все слушатели узрят свет истинный и забудут земную привязь; и будет для них храм — Ковчег, Святые Тайны — обновление души и радость неописуемая.
* * *
Золото известно, а бриллианты хотя и ценны, но не всем понятны. Так и духовная жизнь не всеми вместима.
* * *
И радость — насколько порадуешься, настолько и восплачешь. Насколько примут, — настолько погонят.
Правду написал Царь Давид: «блажен муж, который не ходит на совет нечестивых» (Пс. I, 1), потому что занятые праздно, и бес не любит единомышленников.
* * *
Бес очень опытен, прожил много и научил ко злу; — и зависть — это его вкус.
* * *
Да не зли беса, то он поедет на тебе, потому что люди тут неготовые, заняты гуляньями.
* * *
Очень беседуй осторожно, а то будет эта твоя беседа у тебя на спине утешителя за то, что рассыпал жемчуг пред свиньями.
* * *
Ай, везде бес! как он опытен; только победа — смиренье и крестное знамение.
* * *
А смирение дают скорби и разные гоненья.
* * *
Кто не спасался, то и не родился; а если родился, так живи в назиданье себе и людям.
* * *
А себя не надо очень понуждать, а просить у Бога силы идти на войну на каждый день.
* * *
В борьбе не отчаявайся: не в силе, а в немощи совершается благодать.
* * *
Как в Евангелии от Иоанна (XVI, 2). «Сие сказал я вам, чтобы вы не соблазнились: изгонят вас из синагог; даже наступает время, когда всякий убивающий вас будет думать, что он тем служит Богу». Кого же нам ждать? Ко всему надо быть готовым.
* * *
Царство Божие за гонение.
* * *
Попущение — ко исполнению славы Божией.
* * *
Неосторожность от беса — наука духовной жизни. Когда сорвешься, — на другой раз побережешься.
* * *
Не взирай на угрозы беса — на злые языки: молись и делай добрые дела; это врагу — укор и над злыми языками — победа.
* * *
Злой язык не любит добра, бес трепещет. Злой язык хуже беса: бес крестного знаменья боится и смирения трепещет, а злой язык тихо, да клевещет. Злой — с Богом не подружился.
* * *
Душа моя, радуйся гонениям и не спи ночи во зле, не дремли и днем в суете.
* * *
Рай построен для изгнанников правды.
* * *
Не оправдывайся, — хочешь с Богом дружить, хвали в душе скорби. Боже! Дай сил, буду соработник Твой.
* * *
«Смотрите, какую любовь дал нам Отец, чтобы нам называться и быть детьми Божиими. Мир потому не знает нас, что не познал Его».
* * *
Скорби — лютый мороз. После скорбей — светлый май. Забылся о морозе! Правда в душе — май позывает. Аромат — теплота Божия за то, что знобили враги.
* * *
Да, близок Бог, — а тяжело в скорбях!
* * *
Более всех испытаний — топтание Святыни.
* * *
«Старайся представить себя Богу достойным делателем, неукоризненным, верно преподающим слово истины» (2-ое посл. к Тимофею Ап. Павла II, 15).
* * *
Скорби чем забыть? В трудах, более в природе и в Святых Тайнах. Более одному, а то по духу с братом или на рыбной ловле или на физической молитве в поте лица. Все это исполнишь и не поможет и от скорбей умрешь, то получишь мученика, потому что все разно получат венцы.
* * *
Враги наши готовят венцы. Горе, что себя не видят и милосердие Божие забывают.
* * *
Свои грехи забыты, а чужие на глазах.
* * *
Скорби — рыцарь: опыт идти на войну на каждый день!
* * *
Чем более проживешь, тем более встретишь бесовского войска. Старайся победить. Главное, опыт с миром в душе.
* * *
Потом очень осторожно! Бог даст скорби, — вынесешь — победа — небеса.
* * *
Попадешь потом на искушение, не давай значения, потому что он тебя искусил за добрые дела, — делай более.
* * *
И бес и покажет, что нет тебя грешнее: врет бес — милосердие Божие более всего. Делай добро, потом бес убоится.
* * *
Потом искусит леностью и большой знатностью и более лицемерием; на посте и на блуде, на скупости и на прелести, и на молчании, и на подвигах, более на гордости.
* * *
Гордость так тонка! Она показывает себя различно.
* * *
Тут монахов бес ловит: вы, светила, выдержанность вам нужна, а не нищета духа; это пусть у простячков, а вы будьте выдержаннее, а то аристократия не полюбит.
* * *
Вот бес как выгодно ловит всех.
* * *
Скорби весь этикет вышибут, — бес остался ни с чем.
* * *
Спасайся не для корысти всеми силами, — скорби спасут.
* * *
Скорби — чертог Божий! И все знатные Божии без скорбей не живут. Они ведут к истинной любви.
* * *
Поверим в загробную жизнь, — узнаем — ад, рай.
* * *
Тяжелые переживаю напраслины. Ужас, что пишут. Боже! Дай терпения и загради уста врагам! Или дай помощи небесной, т. е. приготовь вечную радость Твоего блаженства. Трудный час на земле — сладкая минута на небе. Утешь, Боже, своих! Дай твоего примера. Укажи, Боже, что такое небесное и земное. Мы увидим и возрадуемся всем злым языкам, что они привели к познанию высшего познания духовной жизни, и увидим красоту Бога живого! Увидимся, увидимся в вечном блаженстве рая и здесь насладимся премудростью!
–––––––
V.
Дивные дела — милостыня.
Милостыня, правда, избавляет от напасти.
* * *
А кто подает, тот сам много испытал на себе, — что дающая рука не оскудеет, и много получал.
* * *
Дивные явления чудес за милостыню! Видишь: бедный едет на твоей лошадке с отрадой в лице и с сияющим светом:
* * *
Что же есть дороже, — отрады и покоя, — помочь ближнему.
* * *
Но бес своим искушением не оставляет и делает всякие наваждения и говорит: сам по миру пойдешь, не подавай, а то представит пьяницей или ленивым, нерадивым и т. п., а всего более говорит: оскудеешь сам.
* * *
И слова Евангелия из сердца вон, где говорится: подай тому, с кого нечего взять, — это приятно Богу, — всем известно. И сам чувствуешь обновленье. Вот какой бес! И Евангелие закрывает.
* * *
Очень приходится бороться, потому что за добро платят злом, и зло царствует.
* * *
Добро всегда добром и останется, а человек только покажет себя, что он не достоин добра.
* * *
Но он хочет быть молитвенником за милостыню и вспоминать благое дело благим, но ему, враг рода человеческого не дает покоя и все благое представляет не трудовым, а каким-то даровым, чтобы не молиться за милостыню и покажет благое за самое гадкое.
* * *
Великое дело милостыня и с ней очень много борьбы; и тут зависть коварного говорит: то направо, то налево подавай, — тебя похвалят и защитят и помогут в напастях.
* * *
Не смотри на коварные мысли, но подавай без разбора. Бог Сам научит кому давать и пошлет человека Божьего, который помолится, и Бог услышит молитву его.
* * *
Когда чувствуешь подать, — подай, не скрой златницы.
* * *
А не хочешь, да подай и поневоль себя и научи себя не с больших капиталов давать, а хотя и со скудной милостыни, с полушек.
* * *
И милостыню подаешь, проси Бога, чтобы не быть фарисеем, что Бог не просит звуков от милостыни.
* * *
Слушай Евангелие, но посмотри, давно ли живешь по Евангелию.
* * *
А то бывает, что видел похвалу за милостыню крест или металл или чин.
* * *
Потом роздал имение свое: и креста не получил и чина не дали.
* * *
А потом приносят хулу на Бога; за потерю имения покушаются и на жизнь.
* * *
Такая милостыня Богу не нужная.
* * *
Проси Бога, чтобы Господь научил помнить о царствии Божием и о страдании Иова за потерю имения; и Иов помолится о тебе; его надо просить.
* * *
Тысячи примеров, кто просит угодников, — они учат подавать милостыню. Они сами, угодники, боролись с собой и просили — кто Иоанна Милостивого или других. Бог слышит их молитвы и станешь подавать с отрадой и с трепетом.
* * *
Кто подает, тот все нужды поймет человека, потому что входит в дела бедности; а кто бедность не понимает, тот и далек от чужого горя.
* * *
Его никакие слова не убедят, и Евангелие чуждо ему, потому далек от чужой напасти, почему это так? А потому что его родители насмехались над бедным.
* * *
А есть ли таковым людям Царствие Божие? Есть за потерю имения.
* * *
В Киевской Печерской Лавре — Святой Арефа, он имел тайное богатство и такой отличался скупостью, что никогда не подавал бедным. Однажды ночью воры разграбили его именье; и вот он начал клеветать на братьев за свою потерю; он тяжко заболел и при кончине сказал: «Господи, не хотяй смерти грешника, Господи, спаси и помилуй!»
* * *
Господь услышал и спас его даже от болезни греховной; и бесы исчезли и доспелся здрав; и стал примером для всей братии.
* * *
Коротко сказать: по человеческому размышлению невозможно, а у Бога — все возможно.
* * *
Ах, милости у Бога много — несть конца. И все это мы переживаем на себе — чудеса, — не даем отчета в них.
* * *
Милостыня важна и в маловажном деле: если подашь и тут Бог явно помогает, и дело выйдет: поедешь или пойдешь, и вот Бог увидит твою добрую руку помогающую и путь твой будет благий.
* * *
Да, крайняя досада и беспокойство, когда идешь с близким человеком и говоришь о своих удобствах, — а встречается бедняк и беспокоит тебя своей протянутой рукой, а мы скоро скажем: не беспокой нас, что шляешься; не станем с ним говорить о его запутанных делах.
* * *
И вот за это Бог делает потерю и разные банкротства.
* * *
И в день беды Господь не покроет и не помилует и не защитит от напасти.
* * *
Царствие Божие не даром дается, и кресты разного рода, а милостыня выше всех добрых дел.
1910 г.
Сентябрь.
Покровское.

Д-р Билли Грэм

«И как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними.» Лук. 6,31

Что бы вы ни делали: играете ли, правите ли машиной, печете ли пирог — во всем нужно следовать известным правилам, если вы хотите, чтобы ваше дело увенчалось успехом.

Библия учит, что христианская жизнь находится в состоянии беспрерывного роста. Когда вы родитесь свыше, вы рождаетесь в духовный мир. Вы становитесь малым ребенком в семье. Цель Бога — чтобы вы выросли до полного возраста и стали зрелым во Христе. Было бы против Божиих и природных законов, если бы вы все время оставались ребенком и таким образом стали бы духовным карликом. Во 2-ом послании Петра 3,18 Библия говорит, что вы должны расти. Это означает последовательное развитие, постоянный рост, расширение познаний и искание мудрости свыше.

Для того, чтобы расти как следует, должны соблюдаться известные правила хорошего духовного здоровья. Прежде всего вам следует ежедневно читать Библию. Ваша духовная жизнь нуждается в пище. Какого рода пищи? Духовной пищи. Где найти эту духовную пищу? В Библии, в Слове Божием. Библия открывает Христа, Который есть хлеб насущный для вашей голодной души и живая вода для вашего жаждущего сердца. Если вы не будете подкреплять себя ежедневно духовной пищей, вам грозит истощение и потеря духовной жизнеспособности. Библия говорит: «Как новорожденные младенцы, возлюбите чистое словесное молоко, дабы от него возрасти вам во спасение» (1 Петр. 2, 2). Читайте Библию, изучайте ее, размышляйте над ней, запоминайте ее. Девяносто пять процентов всех тех затруднений, которые вы испытываете, как христианин, происходят вследствие недостаточного чтения и изучения Библии.

Не удовлетворяйтесь тем, чтобы пробежать глазами главу только для того, чтобы успокоить свою совесть. Сберегайте Слово Божие в вашем сердце. Немногое, но хорошо продуманное имеет большую ценность для вашей души, чем большое количество прочитанного наспех. Не падайте духом от того, что вы не все сможете понять. Читайте сперва простые места из Библии. Младенца вы тоже не станете кормить с первого же дня мясом, а дадите ему молоко.

Я посоветовал бы начать сперва с чтения Евангелия от Иоанна. Когда вы будете читать, Дух Святый осветит вам смысл прочитанного. Он раскроет вам значение трудных слов и поможет выяснить загадочные места. Но даже если вы не сможете запомнить сразу всего, что читаете, или понять все, продолжайте все же читать! Сам по себе процесс этого чтения будет иметь очищающее действие на ваш разум и сердце. Не допускайте, чтобы что-нибудь могло помешать этому вашему ежедневному занятию.

Во-вторых: научитесь постичь тайну молитвы. Теперь у вас есть Небесный Отец. Он слышит и отвечает на молитву. Иисус Христос сказал: «И все, чего ни попросите в молитве с верою, получите» (Матф. 21, 22). И Он сказал также: «Если чего попросите во имя Мое, Я то сделаю» (Иоан. 14,14). Каждый человек, жизнь которого имела ценность для церкви и для Царствия Небесного, был человеком молитвы. Нельзя вам позволить себе быть слишком занятым, чтобы не молиться. Немолящийся христианин — бессильный христианин. Иисус Христос проводил часы в молитве. Иногда Он проводил ночь на вершине горы в одиноком общении с Богом-Отцом. Если же Он нуждался в молитве, насколько же больше нужно нам молиться!

Вначале ваши молитвы могут подхрамывать. Вы может быть будете еще говорить неловко и косноязычно. Но Святой Дух, живущий в вас, поможет вам и наставит вас. Каждая молитва, которую вы произносите, будет отвечена. Иногда ответом будет «нет», иногда «жди», но тем не менее, на нее будет отвечено.

Все ваши просьбы должны всегда иметь одно условие: «Да будет воля Твоя!» «Утешайся Господом, и Он исполнит желание сердца твоего» (Псал. 36, 4). Но утешаться Господом предшествует исполнению наших желаний. Бог всегда делает то, что лучше всего для Его чад.

Помните, что вы можете молиться всегда и повсюду. Если вы моете посуду, копаете канаву, работаете в конторе, в магазине, находитесь на спортивной площадке — повсюду вы можете молиться, и Бог ответит вам!

Выработайте себе систематический метод молитвы. Молитва, вместе с изучением Библии, содействует развитию полной и светлой Христовой жизни. Библия учит: «Непрестанно молитесь» (1 Фесс. 5, 17). Если вы будете посвящать определенные часы дня для молитвы, то в продолжении всего дня ваше подсознание будет насыщено молитвой. Недостаточно того, что вставая утром вы преклоняете колена и произносите несколько слов молитвы. Должны быть среди дня установленные сроки, когда вы уединитесь для общения с Богом.

Диавол будет подстерегать вас в этом на каждом шагу. То закричит ребенок, то зазвонит телефон, то кто-то постучится в дверь — вам будут много мешать, но все же придерживайтесь молитвы! Не падайте духом: вскоре вы убедитесь, что эти часы молитвы составляют самое драгоценное в вашей жизни. Вы будете ожидать их с большим нетерпением, чем чего-либо другого. Без постоянной, ежедневной, систематической молитвы ваша жизнь покажется вам стесненной, разочаровывающей и бесплодной. Без постоянной молитвы вы никогда не познаете того внутреннего мира с Богом, который Он хочет вам дать.

В-третьих: полагайтесь беспрерывно на Духа Святого. Помните, что Христос обитает в вас чрез Духа Святого. Ваше тело является теперь обиталищем третьего лица Пресвятой Троицы. Не просите Его помочь вам, точно вы просите вашего слугу. Просите Его придти и сделать все. Просите Его взять в Свои руки все в вашей жизни. Скажите Ему, как вы слабы, беспомощны, непостоянны и ненадежны. Отойдите в сторону и предоставьте Ему все выборы и решения вашей жизни.

Вам невозможно устоять в вашей христианской жизни — но Он может помочь вам на этом пути. Ему нелегко удерживать вас, пока вы еще сами боретесь и противитесь. Сдайтесь и успокойтесь в Боге. Оставьте ваши внутренние осложнения и напряженность. Положитесь полностью на Него. Не ломайте себе головы и не бойтесь по поводу ваших решений — предоставьте Ему сделать их за вас. Не заботьтесь о завтрашнем дне — Он Бог и завтрашнего дня. Он видит конец уже в самом начале. Не заботьтесь о жизненных потребностях — Он снабдит вас всем необходимым. Истинно побеждающий христианин будет свободным от забот, внутренних конфликтов и напряженности. Полностью положившись на Духа Святого, вы обнаружите, что исчезли многие из ваших телесных и духовных немощей.

В-четвертых: регулярно посещайте церковь. Джон Веслей сказал однажды: «Библия ничего не знает о религии в одиночестве». Христианство — религия общения. Следовать за Христом означает любовь, праведность, служение. А все это можно только проявлять и применять в людской среде. Эту среду вы найдете в церкви.

Церковь, это Христово строительство на земле. Это то место, где мы преклоняемся перед Богом, учимся Его Слову и имеем общение с другими верующими. Библия называет церковь «народом святым», «народом Божиим», «Божиим домостроительством», «святым храмом в Господе», «жилищем Божиим», «Телом Христовым» (1 Петр. 2, 9-10; Ефес. 2, 21-22 и др.). Все эти картинные выражения, символы и образы применены для указания на ту реальность, которой является церковь.

Ничто не может заменить посещения церкви. Если вы истинный последователь Иисуса Христа, вы отклоните такие пустые отговорки, как например: погода слишком холодная или стоит жара, идет снег или дождь. Это все недостойные отговорки. Есть много людей заявляющих, что они могут оставаться дома в воскресенье утром и молиться дома. Но человек, ограничивающийся этим, не оказывает Богу того полного поклонения, на которое Он имеет право, ибо Бог Творец нашего тела так же, как и нашего ума и души, поэтому и ум и тело должны участвовать в должном преклонении Богу.

Есть многие, которые говорят, что они могут остаться дома и слушать проповедь по радио, и что это заменяет церковное богослужение. Но этого недостаточно. Вы идете в церковь не для того только, чтобы слушать проповедь. Вы идете в церковь для того, чтобы поклониться Богу и служить Ему в общении с другими верующими. Вы не можете быть счастливым и успешным христианином, не будучи верным церкви. В церкви вы найдете свое место для служения. Мы спасены для того, чтобы служить. Счастливый христианин — это усердный христианин.

В-пятых: будьте свидетельствующим христианином. Если вы верно исполняете четыре предыдущих правила, пятое будет выполняться само собой — так же, как если в чашу беспрерывно подливать воду, она станет переливаться через край.

Вы теперь стали назначенным и уполномоченным посланником Царя царей. Вы должны высоко поднять флаг вашего государства над зданием вашего посольства. Предположим, что наш посол распорядится в чужой стране снять американский флаг со здания посольства на том основании, что он не нравится народу той страны. Тогда этого посланника сразу же отзовут домой! Он не будет достоин представлять Соединенные Штаты!

Если вы не будете согласны с тем, чтобы ваш флаг развевался над вашим домом, в вашей конторе, в магазине, в общежитии — то вы недостойны быть посланником Христа! Вы должны стоять на своем посту, и пусть все окружающие вас знают, что вы христианин. Вы должны свидетельствовать о Христе.

Мы свидетельствуем двояко: жизнью и словом; одного из двух недостаточно. После того, как вы обратились, Бог возлагает на вас задачу — свидетельствовать об Его спасающей милости и о Его Всемогуществе. Вы становитесь под знамена Христа. Вы становитесь Его оруженосцем.

Иисус Христос сказал: «Итак всякого, кто исповедает Меня пред людьми, того исповедаю и Я пред Отцем Моим Небесным» (Матф. 10, 32). В Деяниях Апостолов 28,23 описывается внушительная сцена: Апостол Павел, находясь под стражею в Риме, призывал людей, приходивших к нему в большом количестве, ко Христу и с утра до вечера излагал им учение о Царстве Божием. О каждом из нас тоже следовало бы ежедневно сказать: «Вот, вышел сеятель сеять» (Матф. 13, 3).

Посыльному большой конторы не дается свобода действий. Единственная его обязанность заключается в том, чтобы снести письмо, полученное конторой лицу, которому оно адресовано. Может-быть в письме содержатся неприятные известия или печальная весть для получателя. Но посыльный не может остановиться по дороге, распечатать конверт и переменить содержание письма. Его обязанность только доставить известие.

Мы, христиане, имеем Слово Божие. Наш великий Господь сказал нам: «Идите, несите эту весть умирающему мирy!» Некоторые не обращают на это внимания. Некоторые разрывают Божью весть и заменяют ее своей собственной. Некоторые зачеркивают часть слов. Некоторые говорят людям, что Господь не подразумевает того, что говорит. Другие утверждают, что Он Сам в действительности не писал этого, а это было написано обыкновенными людьми, неправильно понимавшими смысл.

Вспомним, что Апостол Павел призывал уже столетия тому назад христиан учить только Слову Божьему. Помните, что мы должны сеять семя. Некоторые семена действительно могут упасть на каменистую почву, другие в тернии и волчцы, но наше дело продолжать их сеять. Мы не должны прекращать посева из-за того, что может-быть почва кажется неплодородной.

Мы держим свечу. И мы должны дать ей возможность светить! Пусть она кажется только слабо мерцающим огоньком среди целого мира тьмы, наше дело — дать ей светить!

Мы трубачи. В грохоте и шуме сражения звук наших труб может затеряться, но мы все же должны продолжать трубить тревогу для тех, кто в опасности.

Мы разжигаем костер. В этом холодном мире, полном ненависти и себялюбия наш маленький огонь может казаться незначительным, но мы все же должны поддерживать его, чтобы он горел.

Мы ударяем молотом. Удары, быть-может, только утомляют наши руки, но мы должны продолжать ударять.

Мы берем в руки меч. Первый или второй удар нашим мечом может оказаться ударом по воздуху, и все наши усилия поразить врага могут показаться безнадежными, но мы должны продолжать оттачивать наш меч, ибо это «меч Духа».

У нас есть хлеб для голодного мира. Может-быть люди так заняты поглощением других вещей, что они не захотят принять хлеба жизни, но мы все же должны продолжать давать его, предлагать его душам людей.

У нас есть вода для жаждущих людей. И мы должны продолжать говорить: «Кто жаждет, приди и пей!»

Мы должны продолжать, не унывая, все снова неотступно распространять Его Слово!

Иисус Христос сказал, что многие ваши семена найдут благоприятную почву, вырастут и принесут плод. Огонь в вашем сердце и на ваших устах зажжет священное пламя в некоторых холодных сердцах и приведет их ко Христу. Молот разобьет чьи-нибудь жесткие сердца и заставит их покориться Христу. Меч пробьет панцырь греха и поразит самодовольство и гордость, и откроет в сердцах место Духу Божьему. Кто-нибудь голодный насытится Хлебом жизни, я чьи-нибудь жаждущие души утолят свою жажду живой водой.

Будьте ловцами душ! Самое радостное переживание, которое доступно человеку, это — привести других ко Христу. На мою долю выпало привести тысячи людей к познанию спасения во Христе. И я всегда переживаю снова внутреннее волнение, когда вижу, что человек протягивает руку и говорит: «Я принимаю Христа!» Это ценнее всех богатств мира. Нет такого счастья, такого переживания, такого романтического приключения, которое могло бы сравниться с восторгом, если приобретешь человека для Христа. Будьте ловцами душ! Будьте свидетелями Христа!

«Вы — соль земли» (Матф. 5, 13). Соль вызывает жажду. Вызывает ли ваша жизнь у других людей жажду живой воды?

В-шестых: пусть любовь будет руководящим принципом в вашей жизни. Иисус Христос сказал тем, кто последовал за Ним: «По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою.» И в другом месте Библии мы находим то же подтверждение у апостола Иоанна: «Возлюбленные! Будем любить друг друга, потому что любовь от Бога, и всякий любящий рожден от Бога и знает Бога; кто не любит, тот не познал Бога, потому что Бог есть любовь. Любовь Божия к нам открылась в том, что Бог послал в мир единородного Сына Своего, чтобы мы получили жизнь чрез Него. В том любовь, что не мы возлюбили Бога, но Он возлюбил нас и послал Сына Своего в умилостивление за грехи наши» (1 Иоан. 4, 7-10).

Из всех даров, которыми Бог наделил детей Своих, величайший — любовь. Из всех плодов Духа Святого, любовь стоит на первом месте.

Библия говорит, что те, которые следуют за Христом, должны также любить друг друга, как Бог любил нас, когда послал Сына Своего умереть за нас на кресте. Библия говорит, что в тот час, когда мы приходим ко Христу, Он дает нам сверхъестественную любовь и что эта любовь изливается в наше сердце Духом Святым. Величайшее доказательство, что мы Христовы, состоит в том, что мы любим друг друга. Если вы постигнете эту тайну Божию сразу же в вашем христианском переживании, то вы уже прошли часть пути к зрелой, счастливой жизни со Христом!

В-седьмых: будьте послушным христианином. Предоставьте Христу первое место при любом выборе решения, которое вам встретится в жизни. Пусть Он будет вашим Господом и Учителем. Предоставьте Ему быть вашим кормчим.

В-восьмых: Научитесь как противостоять искушению. Как мы уже видели, искушение естественно. Искушение не грех. Поддаться искушению — это грех. Бог никогда не будет искушать вас. Но Он допускает искушение, чтобы испытать вас. Соблазн — это дело диавола. Запомни это. Одно из средств избежать искушения — это прочесть искусителю стих из Евангелия — и он убежит от вас, ибо не может противостоять Слову Божию.

Когда Иисус Христос подвергался искушению в пустыне, единственным средством Его победы было Слово Божие. Трижды сказал Он: «Ибо написано».

Если вы скажете диаволу: «так сказал Господь», то диавол исчезнет. И в то же время дайте Иисусу Христу право через обитающего в вас Духа Святого сражаться за вас. Одна маленькая девочка сказала: «Каждый раз, когда я слышу, что диавол стучится в дверь, я посылаю к двери Иисуса Христа.»

Каждый человек подвергается искушению, но есть люди, которые задерживаются с ними. Точно им нравится подвергаться соблазну. Если вы задумаете прогнать мышь метлой, то увидите, что она смотрит не на метлу, а на дырку, куда она может спастись. Отведите глаза ваши от искушения и устремите свой взор на Христа!

Однажды я спросил одного офицера, что он предпочел бы на поле сражения: мужество или подчинение. Он, не задумываясь, ответил: подчинение!

Богу угодно ваше подчинение больше чем что либо другое. Для того, чтобы подчиняться Ему, вы должны знать Его повеления. В этом еще одна причина необходимости чтения и изучения Библии. Библия служит вам компасом и руководством. Слушайтесь того, что Бог говорит вам.

В-девятых: будьте истинным христианином.

Кто-то хорошо сказал, что «некоторые христиане настолько настроены по-небесному, что они не пригодны для земного».

Правда, Библия учит удаляться от греха, но Библия нигде не говорит, чтобы мы были начинены нездоровой своеобразностью и были неестественны. Вы должны сиять! Вы должны быть услужливым, вежливым, приветливым, чисты телом и душой, уравновешенным. Глупого любезничания, нездоровых сплетен, двусмысленных разговоров и сомнительных развлечений нужно избегать, как гадюки. Ваш внешний облик должен быть приятным, опрятным, привлекательным, хорошо тоже придерживаться хорошего вкуса. Крайностей следует избегать во всех отношениях. Мужчина ли вы или женщина, вы должны стремиться вести себя как воспитанная личность, и так, чтобы ваша жизнь, как и внешность, соответствовали Евангелию и этим делали его привлекатеьным для других. Как сказал д-р Бернхаус: «Люди могут и не читать Евангелия в роскошном кожаном переплете, но они не могут обойтись без Евангелия в самом простом переплете.»

В-десятых: будьте довольны тем положением в жизни, которое вам Господь даровал. Бог создал вас таким, как вы есть. Он поставил вас туда, где вы находитесь. И поэтому вы можете самым лучшим образом служить Ему и прославлять Его именно таким, как вы есть, и там, где вы как раз находитесь. Некоторые люди постоянно смотрят по другую сторону забора, где трава кажется им зеленее, чем у них. Они проводят столько времени зря, желая, чтобы все у них было по другому, и размышляют и мучатся вопросами, отчего у них все не так, как бы они хотели, и не замечают тех преимуществ и возможностей, которые открываются перед ними как раз на том месте, где они находятся.

Будьте как Ап. Павел, который говорил: «Но я ни на что не взираю и не дорожу своею жизнью» (Деян. Ап. 20,24). Апостол Павел сказал, что он научился жить и в скудости и в изобилии. Даже в тюрьме он научился быть истинным христианином. Пусть обстоятельства вашей жизни не угнетают вас. Научитесь правильным путем справляться с вашими обстоятельствами.

Эти правила и предложения могут показаться слишком простыми. Но соблюдайте их — они помогают. Я проверил их в жизни тысячей людей. Я проверил их в своей собственной жизни. Если их соблюдать строго и неуклонно, они дадут вам душевный мир, мир уму, счастье и радость, и вы овладеете разгадкой тайны, как проводить жизнь, удовлетворяющую вас.

[ad01]

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *