Праведность как качество личности – способность любить Бога, руководствоваться Его законами, проявлять благочестивые, добродетельные качества, указанные Богом.

Учеников удивляло, что Учитель, который живёт подчёркнуто скромно, нимало между тем не осуждает своих богатых последователей. — Не многим это удаётся, но праведность и богатство можно совместить, — сказал он однажды. — Каким образом? — недоумевали ученики. — Если деньги влияют на душу не больше, чем тень вон того бамбука — на двор. Ученики повернулись и увидели, как тень бамбука подметает двор, не всколыхнув ни единой пылинки.

Праведность – правденая жизнь. Праведность есть торжество благочестия. Праведность — это когда смотришь на свои поступки глазами Бога.

О праведности предельно четко и ясно сказано Всевышним:

— Всевышний сказал: Душу с праведным и боголюбивым нравом можно отличить по таким качествам, как бесстрашие, великодушие, понимание своей истинной природы, милосердие, умение владеть чувствами, жертвенность, знание священных писаний, честность, не привязанность в быту, умение не причинять боль другим, не привязанность к мирскому и суетному, уравновешенность, самообладание, способность не гневаться и не искать недостатков в других, сострадание, щедрость, мягкость в общении, скромность, способность не поддаваться соблазнам, непреклонность в достижении намеченной цели, умение прощать, терпение, чистота, отсутствие зависти и высокого самомнения.

Те же, кто имеет порочный нрав немилосердны, легко впадают в гнев, склонны к безрассудным поступкам, жадны и высокомерны. Праведные качества ведут к свободе, а порочные – к рабству… Этот мир населяют два вида существ – праведные и порочные. Я описал тебе качества праведных, теперь расскажу подробнее о порочных. В повседневной жизни они не руководствуются законами Всевышнего. Им не свойственны чистота, порядочность и правдивость. Они говорят, что вселенная возникла из ничего, что у нее нет сознательной причины, а жизнь появляется на свет от совокупления.

Придерживаясь этих взглядов, порочные и безбожные существа лишают себя возможности видеть вещи в истинном свете и не понимают, что они частицы вечного сознания. Их цель завладеть призрачным миром, но стремясь к власти над ним, они уничтожают все вокруг. Совершая отвратительные поступки, они идут к погибели. Потакая ненасытному вожделению, в погоне за телесными удовольствиями, безбожники ведут омерзительную жизнь. При этом они гордятся собой и ставят себя в пример другим. Уверенные, что цель жизни получить как можно больше удовольствий, они до последнего вздоха мучаются страхами и тревогами. Ненасытные в похоти, они пытаются увеличить свои богатства любыми путями, а когда не получают желаемого, впадают в гнев.

Ради телесных удовольствий, они готовы совершать самые омерзительные поступки. Безбожные по природе люди рассуждают: Сегодня я достиг, чего хотел и завтра достигну, чего захочу. Все это – мое богатство и в будущем его станет еще больше. Сегодня я уничтожил этого врага, а завтра уничтожу остальных. Я возьму от жизни все. Мир создан для моего удовольствия, и я добьюсь всего, чего хочу. Я самый могущественный и счастлив этим. Никто не может сравниться со мной богатством и величием. Я буду жертвовать часть своего имущества бедным, помогать нуждающимся и от этого буду чувствовать себя еще лучше.

В невежестве нечестивцы соблазняются бренным и страдают, когда теряют бренное. В погоне за сиюминутными удовольствиями, они прокладывают себе дорогу в ад. Самодовольные и уверенные в своей безнаказанности, ослепленные роскошью и властью, безбожники желают показать другим свою набожность и совершают жертвоприношения, которые не упомянуты в священных писаниях. В погоне за властью они впадают в безумие и причиняют страдания другим. Влюбленные в себя, охваченные то похотью, то гневом, они доходят до того, что презирают Всевышнего, который живет внутри них, и поносят святых, которые очень дороги Всевышнему.

Поскольку безбожники завистливы, жестоки и причиняют боль другим, Я низвергаю их в омерзительные формы жизни, где они имеют возможность забыть обо Мне. Так они опускаются все ниже и ниже, до примитивного существования. Только тот, кто освободился от жадности, похоти и гнева способен понять, о чем говорят писания, на основе этого знания , действовать ради собственного блага и достичь цели жизни. Но выбор всегда за тобой – следовать заповедям или нет. Если решишь следовать, знай, главная заповедь – предаться воле Всевышнего. Поняв это, ты поймешь смысл любого вероучения и сможешь следовать ему.

2007 — №3

Энциклопедия гуманитарных наук 239

Праведничество

Праведничество — социокультурное явление, соединяющее в себе опыт напряженной духовной жизни, причастности человека к миру идеального бытия, к высшей правде, и практику воплощения идеала в условиях повседневной жизни. Праведничест-во является поиском возможностей для обретения себя в истине, а не истины как таковой, непосредственным переживанием себя в истине при отсутствии отождествления себя с истиной.

Понимание праведничества как социокультурного явления может опираться на господствующие в обществе представления духовного или светского порядка. Применительно к социокультурной ситуации в России XIX века необходимо различать следующие виды понимания слова-термина «праведник»:

— церковное (представления о святых, прославившихся добродетельной жизнью в миру, о неканонизированных или местночтимых святых, а также о благочестивых людях из церковной среды);

— светское, которое делится на: философское (представления о праведничестве, реализующиеся в философских системах и теориях и отражающие светское сознание); социальное (представления различных социальных слоев и общностей о праведничест-ве); художественное (представления о пра-ведничестве, отраженные в творчестве писателей, художников, музыкантов).

В XIX веке господствующее представление о праведниках и праведничестве находилось в русле церковной православной традиции. Такое представление отразилось в духовной культуре через публикации мно-

гочисленных святоотеческих творений («До-бротолюбие» и т. п.), в издании житий древних и современных подвижников благочестия, а также сочинений иерархов Церкви и богословов XIX века (святителей Игнатия Брянчанинова, Филарета Дроздова, Феофана Говорова, Макария Булгакова и др.). Это господствующее представление проявлялось и в словарях, например, в светском по характеру «Толковом словаре живого великорусского языка» В. И. Даля и в церковном издании «Полного церковно-славянского словаря» протоиерея Г. Дьяченко.

Но в том же XIX веке в России праведни-чество укоренилось и в светской (прежде всего художественной) культуре, став одной из основных категорий, характеризующих творческое наследие русских писателей. Так, к примеру, по словам С. Л. Франка, «Толстой — пророк, который не знает иных мерил, иных точек зрения и оценок, кроме правды и праведности» (Франк С. Речь «Памяти Льва Толстого» // Русская мысль. 1910. Кн. 12. Отд. 2. С. 141.). Православное понимание праведничества через конкретные жизненные примеры и обстоятельства оказывало существенное влияние на творчество Гоголя, Достоевского, Толстого, Лескова, Чехова и многих других русских писателей.

В художественном изображении праведников есть сходство с творческими принципами иконописи и агиографии (житийной литературы) — показывается духовный лик, а не душевно-чувственное лицо героя. В по-

добном подходе нет абстрактной «схематизации» человеческой индивидуальности, а присутствует изображение глубин духовной жизни человека. Русские писатели, как и составители житий, как иконописцы, раскрывали в своих творениях именно реальность, но реальность высшего порядка, высшего напряжения духовной жизни, правды «идеальной». Именно духовную правду Достоевский называл «реализмом в высшем смысле этого слова».

Поиски духовной правды весьма значимы и в литературе ХХ века. Праведничество может стать одной из объединяющих идей новой России.

Лит.: Лесков Н. С. О героях и праведниках (заметка) II Церковно-общественный вестник. 1881. №129; Горелов А. А. «Праведники» как категория народной этической оценки и «праведнический» цикл произведений II Горелов А. А. Н. С. Лесков и народная культура. Л., 1988; Мартьянова С. А. Персонажи русской классики и христианская антропология II Русская литература XIX века и христианство. М., 1997; Опульская Л. Д. Л. Н. Толстой о нравственной основе бытия: (Послесловие) II Толстой Л. Н. Повести. Воспоминания современников. М., 1990; Хализев В. Е. «Герои времени» и праведничество в освещении русских писателей II Русская литература XIX века и христианство. М., 1997; Тарасов А. Б. Что есть истина? Праведники Льва Толстого. М., 2001.

А. Б. ТАРАСОВ

УДК 82.09

А. В. ВЛАСОВА

ОБРАЗ ПРАВЕДНИКА В КОНТЕКСТЕ ПРОИЗВЕДЕНИЙ Н. С. ЛЕСКОВА (НА ПРИМЕРЕ НЕКОТОРЫХ РАССКАЗОВ)

Анализируются праведнические черты положительных героев рассказов Лескова, тем самым оформляется собирательный образ праведника, созданный писателем. Оценивается соответствие данного образа содержанию определения «праведник».

Ключевые слова: праведник, герои Лескова

Тема праведничества в русской литературе имеет давнюю историю. Достаточно вспомнить тот факт, что русская словесность берёт начало с принятием православия на Руси. Жития святых -распространённый жанр средневековой литературы («Сказание о Борисе и Глебе», «Житие Феодосия Печёрского», «Житие протопопа Аввакума» (уже 17 век) и многие др.). Однако литература 19 века, которой принадлежит Н. С. Лесков, по преимуществу светская, содержит незначительное число произведений агиографического жанра. Н. С. Лесков предлагает новое исполнение темы праведничества в русской литературе.

Известен спор Лескова с писателем А. Ф. Писемским, имевшим достаточно мрачный взгляд на русскую жизнь и русское общество: «По-вашему, небось всё надо хороших писать, а я, брат, что вижу, то и пишу, а вижу я одни гадости». По словам Лескова, им «овладело от его слов лютое беспокойство». «Как, — думал я, -неужто в самом деле ни в моей, ни в его и ни в чьей иной русской душе не видать ничего, кроме дряни? Неужто всё доброе и хорошее, что когда-либо заметил художественный глаз других писателей, — одна выдумка и вздор? Это не только грустно, это страшно. Если без трёх праведных, по народному верованию, не стоит ни один город, то как же устоять целой земле с одною дрянью, которая живёт в моей и в твоей душе, мой читатель?

Мне это было ужасно и несносно, и пошёл я искать праведных …».

Таким образом, интерес Лескова к этой теме был вызван желанием «оправдать» русскую жизнь и русского человека, найти лучшие проявления человеческой натуры, отыскать праведников земли русской. В 1870—80-х гг. Лесков

© А. В. Власова, 2006

приступает к созданию целого цикла под названием «Праведники».

Для начала уточним значение слова праведник в русском языке:

1. У верующих: человек, который живёт праведной жизнью, не имеет грехов.

2. Человек, ни в чём не погрешающий против правил нравственности, морали (ирон.)

Имея в виду оба значения слова, можно поделить положительных героев Лескова на два типа: первый больше соответствует 1-му значению слова праведник и классическому образу праведника в русской литературе. К таким героям относятся, например, инженеры Брянчанинов, Чихачёв и Фермор из рассказа о трёх праведниках «Инженеры-бессребреники» (1887), старец Памва из повести «Запечатлённый ангел» (1873).

Гораздо более населённую группу образуют герои второго типа, хотя и они не всегда полностью вписываются даже во 2-е, более мягкое, определение праведника. Они не безупречны, им свойственны мелкие грешки (а иногда и поступки, несовместимые с поведением благопорядочных граждан и уж тем более праведников, например, Шерамур из одноимённого рассказа), но всё же это люди, отличающиеся высокой нравственностью, добротой, способностью пожертвовать собой ради блага ближнего (а иногда и незнакомого человека, как главный герой рассказа «Пигмей», 1876).

Что роднит героев-«праведников» Лескова?

В первую очередь, это соответствие высоким нравственным ценностям: любовь к людям, доброта, порядочность, честность. Будь то герои рассказа «Кадетский монастырь» (1880): три служилых человека — директор, эконом и доктор кадетского корпуса, — которым, по словам Лескова, «соблюсти правоту труднее» как раз в силу своего подчинённого положения. Или это инженер-бессребреник Николай Фер-

мор, пытающийся своими проповедями и собственным примером восстановить честное имя своей профессии, названный так автором за бескорыстное отношение к службе. Добротой, но не жалостливостью отличается пигмей чиновник С., сумевший поверить несправедливо осуждённому французу и бескорыстно спасти его от сечения плетьми под страхом собственной ссылки. Это и несчастный с общественной точки зрения, но счастливый заботой о сиротах нищий Константин Пизонский по прозванию Котин (рассказ «Котин доилец и Платонида», 1867), и многие другие.

Далеко не личная выгода, а личные человечные порывы души заставляют этих героев помогать другим. Эконом Бобров из «Кадетского монастыря» очень любит детей. «Только не так любил, как иные любят, — теоретически, в рассуждениях, что, мол, «это будущность России», или «наша надежда», или ещё что-нибудь подобное, вымышленное и пустяковое, за чем часто нет ничего, кроме эгоизма и бессердечия. А у нашего бригадира эта любовь была простая и настоящая, которую не нужно было нам изъяснять и растолковывать. Мы все знали, что он нас любит и о нас печётся, и никто бы нас в этом не мог разубедить» . Бобров, как наседка, заботился о воспитанниках, имея, кроме того, одну «страстишку»: по выходе из корпуса он одаривал бедных и безродных кадетов небольшим приданым.

Очень необычным «праведником» у Лескова является герой брюха юродивый Шерамур (рассказ «Шерамур», 1879). И «праведность» его базируется лишь на одном основании: его идеал -кормить других. «Жратва была пункт его помешательства: он о ней думал сытый и голодный, во всякое время — во дни и в нощи» . «Кормить — это, по его мнению, для каждого было не только долг, но и удовольствие» . Этот одичалый, невежественный русский в Париже, отрицающий, казалось, любые блага цивилизации, чтобы все в мире были сыты, разбогатев, открывает «обжорную лавку», где кормит нищих.

Герои Лескова обнаруживают такие примеры самопожертвования, которые достойны настоящих праведников. Нищий и бездомный Константин Пизонский проявляет невероятную доброту к своим маленьким племянницам сиротам. Его чуть ли не материнская нежность выражается и в манере обращения к ним («голубятки»), и в желании поделиться с обездоленными последними крохами. «Пизонский развздыхался. Дробные слезы ребячьи на щеках забитого ребенка непереносимы. Необъятная любовь и нежность овладели сердцем Пизонского в виду этих слёз. Он

готов был всё сделать, чтобы отереть эти слёзы; но что мог для кого-нибудь сделать он — нищий, калека и урод, когда сотни людей, представляя себе его собственное положение, наверное почитают его самого обречённым на гибель?» . Одинокое во всём мире, сердце Пизонского счастливо бескорыстной заботой о детях.

Тему самопожертвования и даже самоотречения во имя любви продолжает сделавшийся отшельником бывший лакей Павлин Певунов («Павлин», 1874). Этот замкнутый, недоступный для большинства людей человек, заработавший себе тем самым репутацию гордеца, на поверку оказывается добрым и чутким. Взяв по собственному желанию на попечение девочку-сироту, он проявляет заботу о жизни и судьбе чужого ему человека. Его добродетель идёт дальше: когда Люба, впоследствии сделавшаяся его женой, влюбляется в другого мужчину, он, сам жестоко влюблённый в неё, пытается устроить её счастье, выдав её замуж за другого. Павлин не может неволить человека: «я её по божественному закону от себя отпускаю» . По его убеждению поступить так — это значит «соблюсти свою душу» , но не ради самоуспокоения, а ради счастья Любы.

Лескова привлекали сильные, цельные личности, твёрдые в своих принципах, не поддающиеся искушению и тем более влиянию привычки и общественного мнения. Таковы квартальный Александр Рыжов по прозвищу Однодум (рассказ «Однодум», 1879) и инженер Николай Фермор. Беда людей исключительной честности в том, что они не могут быть поняты окружающими и потому кажутся им чудаками, а иногда и просто сумасшедшими. Так, однодум Рыжов считается даже уклоняющимся «от истин православия» из-за своего неприятия укоренившегося взяточничества, но до конца жизни остаётся верным правилу: «царь жалует, а мзду брать бог запрещает» .

Николай Фермор, один из трёх главных героев рассказа «Инженеры-бессребреники», — тоже праведник, причём праведность ему соблюсти гораздо труднее, чем его соратникам Брянчанинову и Чихачёву, которые, видя несовершенство мира, уходят в монастырь, где не погрешить против веры легче, чем в жизни. Фермор — настоящий борец. Он отчаянно сопротивляется «системе самовознаграждения», сложившейся в инженерной среде, призывая своих товарищей жить по совести, а значит, по средствам. Хотя Фермор «не хотел бежать от жизни в свете, а, напротив, хотел борьбы со злом — он хотел внести посильную долю правды и света в жизнь» , в жизни ему не нашлось места, что

приводит к душевной дисгармонии героя, а потом и к его гибели.

Герои Н. С. Лескова, как правило, не испытывают влияния общественного мнения, если они действуют, как велит им их долг человека или христианина. Тот же Фермор не смущается насмешек и непонимания со стороны инженеров, с которыми работает, он продолжает проповедовать бескорыстное служение Отечеству. Однодум «Рыжов нимало не заботился, что о нём думают: он честно служил всем и особенно не угождал никому; в мыслях же своих отчитывался единому, в кого неизменно и крепко верил, именуя его учредителем и хозяином всего сущего» , хотя за его спиной можно подслушать интересный диалог о нём:

«- Всё же, значит, есть в нём вредная фантазия. А в чём она заключается?

— Библии начитался.

— Ишь его, дурака, угораздило!

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

— Да; начитался от скуки и позабыть не может.

Экий дурак! Что же теперь с ним сделать?

— Ничего не сделаешь: он уже очень далеко начитан.

— Неужели до самого до «Христа» дошёл?

— Всю, всю прочитал.

— Ну, значит, шабаш» .

Нищего Константина Пизонского, взявшего

на воспитание сирот, «всякий имел полное основание назвать… дураком» .

Многих праведников Лескова отличает религиозность.

Проведённый анализ праведнических поступков и черт характера героев Лескова воскрешает в памяти слова М. Горького о том, что Лесков «как бы поставил целью себе ободрить, воодушевить Русь, измученную рабством, опоздавшую жить», и начал «создавать для России иконостас её святых и праведников» . Но сам же Горький также отмечал, что герои Лескова -«люди сомнительной святости, ибо у них совершенно и никогда нет времени подумать о своём личном спасении — они непрерывно заботятся только о спасении и утешении ближних» . Герои Лескова действительно не безгреш-

ны. И тому можно найти немало подтверждений в текстах.

Так, например, про Однодума Рыжова, безупречно честного в вопросе взяточничества, протопоп говорит, что «во всём не свят по малости» . Рыжов не возражает против несколько приниженного положения своей жены, и даже был случай, когда он её побил. Пизонский, пусть из благих побуждений, но всё-таки выкрадывает сирот, тем самым нарушая одну из библейских заповедей. Павлин в течение многих лет был практически экзекутором у безжалостной владелицы дома, которая при несвоевременной уплате за жильё заставляла Павлина сначала вымораживать постояльцев, а при неуплате — совсем выгонять их на улицу. Чиновник С., или Пигмей, как его называет автор, также всю жизнь занимается не благородным занятием: сечёт плетями и клеймит людей. А герой брюха Шерамур одержим состоянием сытости.

Таким образом, мы видим, что образ праведника у Лескова не подразумевает под собой лишь одно благородное содержание. Но всех этих людей объединяет внутренний стержень -та нравственная сила, без которой, по народному верованию, не стоит ни один город. Кроме того, герои Лескова своим поведением представляют особо благородный пример, поскольку являются не отшельниками, а простыми смертными, которым совершить нравственный подвиг сложнее, живя в несовершенном, человеческом, мире.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Видуэцкая, И. П. Николай Семёнович Лесков / И. П. Видуэцкая. — М.: Знание, 1979.

2. Горький, М. Н. С. Лесков / М. Горький // Горький М. Собрание сочинений: в 30 т. — М.: ГИХЛ, 1953. — Т. 24. — С. 228-237.

3. Лесков, Н. С. Избранное: в 2 т. / Н. С. Лесков. — Л.: Художественная литература, 1977.

4. Лесков, Н. С. Котин доилец и Платонида: Рассказ / Н. С. Лесков.

Примеры употребления слова праведный в литературе.

Вместо Иустина Философа отец типограф прислал ему акафист пресвятой богородицы Одигитрии80 и Киевский Патерик81, из которого он почерпнул прекрасные, назидательные идеи и решился по гроб свой подражать святому, прекрасному юному отроку праведного князя Бориса82.

Но во время молитвы перед мысленным взором Архи снова встало дрожащее сияние освещенного Подземелья — жизнь на месте смерти, и не праведный ужас горел в ее душе, не ненависть к грабителю, а только бесконечное изумление.

На хуторе Праведный Путь этим установленным женщинами испытанием было бдение на Холме в течение бесконечно тянущихся часов одной-единственной ночи.

Ангел повиновался безропотно, а нечистый дух еще покочевряжился, изображая тяжелую внутреннюю борьбу с переполняющим его праведным негодованием.

И услышал я другого от жертвенника говорящего: ей, Господи Боже Вседержитель, истинны и праведны суды Твои.

Под солнцем разумеется здесь, как и везде в Слове, в духовном смысле, Божественное Добро Божественной Любви, а под дождем Божественная Истина Божественной Мудрости, то и другое дано злым и добрым, праведным и неправедным, ибо если бы не было дано, то не было бы ни сознания, ни мысли ни для какого человека.

Сейчас Ты праведный закон тираном называла, А братний грех едва ль не шуткой почитала.

Еще бы каплю везения — а уж командиры судов горели жаждой праведной мести, и ярость без страха гнала их в бой.

Слушают наставления этого заблудшего человека, Питера Паундтекста, который был некогда достойнейшим проповедником слова Господня, а теперь стал вероотступником и за жалованье, чтобы прокормить себя и семью, покинул праведную стезю и пошел за этой черной индульгенцией.

Эти слова наполняли всех радостию, чаяли истины и от всех зол избавления и от властельских всяких насильств, потому что воеводы, несытые мздоиманием и грабежом, восколебали мир всякими неправдами, всякую правду вывели изо Пскова, всякий порядок добрый потоптали, умножили воров, кормильцев своих, обманщиков, подметчиков, поклепщиков, людям праведным не оставили места где прожить.

Господь в праведном гневе своем поразит их, и сила их, и мощь всеконечно сокрушатся.

Для праведного и неправедного, для святого и грешного да будет это говение памятным на всю жизнь.

Но этим они напрочь отвергают всякую борьбу человека со злом и грехом, ибо зачем стремиться человеку к праведной жизни, когда никакой ответственности пред Богом он не понесет, т.

Идите, ребята, занимайтесь, — махнул рукой Губин и принялся убеждать начальство в бесполезности праведного гнева: — Эти нам не подчинены.

Если бы моя слабая порука могла повысить значение бесценного залога, представленного этим праведным странником, я бы поручилась своим именем и доброй славой, что Айвенго даст этому гордому рыцарю желаемое удовлетворение.

Источник: библиотека Максима Мошкова

Праведная жизнь кажется нелегкой долей на первый взгляд. У человека который стремится к такой жизни стоит на пути много трудностей, заставляющие обычных людей, сворачивать или сходить с этого пути. Однако, праведная жизнь награждает за приверженность этому пути так же велико, как велики и трудности, которые претерпевает человек в связи с необходимостью соблюдать принципы.

Праведная жизнь отличается от обыденной жизни обычного человека. Такая жизнь, внешне похожа больше на наказание, нежели на свободный выбор, ведь она ограничивает человека в возможности наслаждаться жизнью и вынуждает человека следовать определенным принципам, которые поддерживают благочестие и праведность человека. И хотелось бы поговорить о том, по какой причине человек выбирает жить праведной жизнью и почему он иногда падает.

Счастливая праведная жизнь

Честная и праведная жизнь — это нелегкий путь, на котором человеку приходиться сталкиваться с серьезными испытаниями. Человек, стремящийся жить праведной жизнью, отказывается от многих радостей обычного человека, дабы ощутить на себе всю радость чистой жизни.

Самоограничение

Первое, о чем хочется сказать — это самоограничение. С первого взгляда, кажется что ничего хорошего в этом и нет. Получается что мы отказываем себе в нашем единственном счастье, порой даже без веских на то причин. Но на самом деле у самоограничения, есть много очень разумных, но порой, на первый взгляд, не очевидных плюсов.

Первый плюс самоограничение — это вкус к жизни. Если человек неконтролируемо пожирает пищу, он перестает её ощущать и для этого ему требуется более изысканная пища. С изысканной пищей повторяется та же история и человек в итоге теряет вкус к любой еде. Но когда человек долго ест простую пищу, он получает возможность наслаждаться и простым куском хлеба как чем-то невероятно изысканным.

Так и во всех других областях жизни, в которую человек вносит умеренность. Неограниченное общение с любым человеком ведет к угасанию интереса и серости отношений. Но самые яркие моменты отношений — это моменты связанные с ограничениями в возможности общения. Так отношения крепнут, если давать им медленно расти и время от времени давать отдых.

Второй плюс самоограничения — это отсутствия многих зол в жизни человека. Так например, четыре регулирующих принципа — не есть мяса, не играть в азартные игры, не употреблять алкоголь и наркотики и не заниматься незаконным сексом, спасают человека от 90% возможных бед в его жизни. Больше всего трагичных историй связанных именно с нарушением этих четырех принципов.

Поедание мяса делает человека гневным и жестоким. Психика становится грубой, и человек лишается возможности сострадать другим.

Азартные игры лишают самообладания, приводят к потере тяжело нажитого имущества. В случае победы в азартной игре, человек опьянен гордыней, в случае поражение страхом и ненавистью.

Алкоголь и наркотики — это похоронная музыка многих людей, и нашего народа в частности. Много бед людям принесли эти две вещи и много пользы бы принес отказ от них.

Незаконный секс — одна из главных причин разводов, сиротства, нежелательных детей, а как следствие деградирующего общества. Доступность такого секса унижает как женщин, так и мужчин, которые этим пользуются.

Таким образом, самоограничение спасает человека от очень серьезных трудностей в жизни. Иногда одно застолье или любовная авантюра, способны очень печально закончиться, навсегда поменяв судьбу человека. И какие-то мимолетные «радостные» моменты, не стоят риска оказаться в очень бедственном положении.

Третий плюс самоограничения — это появление дисциплины и энергии. Как следствие, человеку легче ставить и достигать целей. Дисциплина помогает человеку, взрастить необходимые качества характера, а энергия дает возможность эти качества воплотить. Неважно какая цель будет у человека, но наличие необходимых качеств, энергии и желания — это очень серьезная часть необходимого вклада для достижения цели.

Принципиальность

Принципы — это целый комплекс качеств, правил, предписаний, который ведет человека по его жизненному пути. Принципиальность — это то что отличает низкого человека, от настоящего человека. Мало кто способен быть по-настоящему принципиальным, ведь принципы прославляют человека, но с другой стороны они ставят его в некую зависимость от них. Мы знаем великих личностей, и теми из них, кем мы восхищаемся, всегда двигали принципы. Кто-то был принципиально великодушен, кто-то щедр, кто-то упорен и это даровало им победу.

Свод принципов существует очень давно и связан он непосредственно с моральными качествами человека. И двумя самыми главными сводами принципов в человеческом обществе были принципы воина и принципы мудреца. Если принципами воина были героизм, решимость, щедрость и великодушие, то принципами мудреца были умиротворённость, самообладание, чистота, мудрость и знание. Настоящие принципы настоящих воинов и мудрецов всегда были непоколебимы и не способны были быть подкуплены славой, почетом или богатством.

Следуя принципам, человек достигает возможности насладиться чистой жизнью. Правильно поставленные и реализуемые принципы лишают человека многих негативных сторон жизни. Тот кто следует принципам, не будет сожалеть о прошлом, потому что он не совершал ничего предосудительного, он не будет бояться, не будет тосковать, сомневаться, теряться, ведь у него есть ориентир, который не дает ему заблудиться.

Принципиальность дает человеку волю, дает ему способность сказать «нет», в те моменты, когда другие ропотно соглашаются. Принципы дают свободу человеку, свободу от страха, от погони за иллюзиями, свободу от привязанности и от сомнений. Принципы дают свободу во всех областях, в которых другие люди находятся в рабстве.

Знание

Знание необходимо для праведной жизни. Каждому человеку может и не суждено познать тайны Вселенной, но основы правильной жизни должны знать все. Для счастливой жизни, не нужно знать многого, достаточно нужного. И тут речь идет даже больше о воплощении в жизнь полученных знаний, а также их глубокого понимания. Поверхностное и заученное знание, без истинного понимания, лишает человека возможности увидеть всё в истинном свете.

Обладать знанием это великий дар, но его ещё нужно заслужить. И порой человеку, чтобы доказать искренность его намерений, приходиться переживать самые болезненные для него ситуации. Однако, только пройдя через шторм, человек может воистину глубоко постичь те знания, которые ему необходимо было понять, только так их можно было усвоить. Именно в самых трудных ситуациях, испытывается насколько правильно человек понял те или иные вещи, и именно в этих ситуациях, перед человеком открывается полная картина.

Наличие знаний дает человеку покой величайшего порядка.

«Человек, исполненный веры, обуздавший свои чувства и пытливо ищущий духовное знание, достоин получить его, и, когда он обретает его, к нему тотчас приходит высший покой.»

Бхагавад-Гита.

Следует понимать, что ради обретения истинного знания, приходиться приносить жертвы. Но любая искренняя жертва на этом пути, будет вознаграждена многократно. Человеку стоит приложить много усилий и быть стойким на пути обретения знаний.

Праведная жизнь и её поддержание.

Правильная жизнь — это постоянный труд и иногда очень тяжело придерживаться этого пути, зная что совсем рядом находятся возможности для исполнения желаний. Сохранить этот путь, можно рядом с теми, кто также следует им. Общение с чистыми людьми способно очистить самого человека и помочь ему на этом нелегком пути. Принципы не позволят человеку сбиваться при первой же возможности и стать по-настоящему стойким. Ограничения дадут спокойствие ума, которое позволит спокойно исполнять свой долг. Знания дают человеку ощущение правды в своих действиях и понимания того, что трудности это часть человеческой жизни и к ним следует относиться спокойно.

Чтобы не потерять этот путь, нам следует быть внимательными и осторожными. Речь не идет о детской игре, где проиграв, можно будет начать заново, ведь мы говорим о целой жизни в самой важной её ипостаси. Поэтому следует быть смиренным, ведь за гордостью, мы теряем возможность видеть истинное положение дел, а значит серьезно увеличиваем шанс оступиться. Нам следует избегать гнева, ибо дела и слова сказанные в этом состоянии очень тяжело исправить. Следует избегать жалости к другим, ибо это ощущение возвышает нас и принижает других. Жалея других, мы даем себе отсчет в том, что мы находимся в положении превосходящих их, а это проявление высокомерия.

Следует на этом пути остерегаться проявление порока и лени. Хотя следует разумно относиться к своим возможностям и не брать на себя больше, чем способен сделать. Брать на себя слишком много — означает проиграть, но чуть позже. Переоценка своих способностей — это также проявление гордыни. Смирение — это осознание своего истинного положения. Удачи.

[ad01]

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *