> Все книги >

«ЖEНЩИНЫ БИБЛИИ»

27
Елисавета

Наша высокая оценка Елисаветы исходит главным образом из того, что она была матерью Иоанна Крестителя, о котором Иисус сказал: «Истинно говорю вам: из рождённых жёнами не восставал больший Иоанна Крестителя» (Матф.11:11). Лука в своей первой главе открывает нам прежние годы Елисаветы. Отсюда мы узнаём, что она была из семьи священника и потом стала женой священника Захарии. Если бы нам больше нечего было сказано о Елисавете, то и тогда мы должны бы понять, как соответствует она выбору быть матерью Иоанна.
То были мрачные дни для еврейской нации: материально они были доведены до бедности из-за господства римлян, и духовно – из-за своего небрежения к их вере. Из этого соображения они болезненно нуждались в одном, как сказал Исайя, чей голос звучал для них: «Приготовьте путь Господу, прямыми сделайте в степи стези Богу нашему» ( Исайя 40:3 ).
Но даже в пустыне жизнь должна продолжаться. В Израиле, нашлись люди, чья жизнь была ещё связана с верой Богу, и чьи сердца стремились к спасению и святому. Среди таких были Захария и Елисавета.
Можно глубже обдумать рассказ Луки, вдохновенно поместившего в Писании это вечное свидетельство о них: «Оба они были праведны пред Богом, поступали по всем заповедям и уставам Господним беспорочно» (Лука 1: 6).
Легко быть праведным в своих собственных глазах или даже в глазах кого-нибудь из друзей, но Захария и Елисавета получили величайшую похвалу: » они оба были праведны пред Богом». Этим великолепным заявлением нам было сказано, что они шли во всём по заповедям и законам Господа «беспорочно». Ясно, что Елисавета была под стать своему мужу в набожности, и без сомнения была рядом с ним в его преданности и нежно пеклась о его службе священника.
О них написано, что они были преклонных лет, и в Луке 1:18 Захария восклицает: » Я стар». Нам также известно, что Елисавета была бесплодна и у неё не было детей. Бесплодие у евреев вызывало сильные нарекания и многие бездетные женщины крайне страдали от душевной боли из-за высокомерного отношения к ним их знакомых. Елисавете, как набожной жнщине, нужна была милость и покоронсть, чтобы выносить это и, пребывая в заботе, никогда не позволять себе быть раздражительной, раздосадованной или озлобленной.

Праведная и безупречная

Мы знаем, что Елисавета превозмогла боль, которая довлела над ней долгое время, иначе не заслужила бы похвалы как «праведная и безупречная». И хоть она тосковала о материнстве, как нам сказано, это было сутью её молитвы (Лука 1:13), но когда оно не наступало, она конечно принимала бездетность как свою долю от Бога, удерживая себя от разлагающего действия скорби и подавленности. Как сочувственно она, должно быть, разделяла выражение Давида: «Если бы не закон твой был утешением моим, погиб бы я в бедствии моём» (Псалом 118:92).
Если жизнь Елисаветы считалась бесплодной у её современников, то не так это было в Божьих глазах. Когда Бог смотрит на людей, он видит все тайники их душ, и мы можем быть уверены, что в Елисавете он нашёл духовное семя, ростки, питаемые ежедневно, ежемесячно из года в год… пока не разовьётся плод, носящий имена: «Любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, Вера, кротость и воздержение» (Галатам 5:22).
Без забот материнства Елисавета была спсобна дать «вере» и «труду» более высокое место, доказав, что недостаток в жизни чего-то желаемого может способствовать чему-то лучшему скорее, чем худшему. Она не знала ни о своей будущей роли, не знала, что слой за слоем те годы служили ей для становления полного роста женщины, которая достойна принести «Пророка Всевышнего». Когда настало время для Божьего чуда наделить её этим ребенком, к её мужу, когда он был один в храме, Богом был послан архангел Гавриил. Захария обессилел и оцепенел от страха, когда увидел ангела, стоящего справа от алтаря и ладана. Ангел сказал ему: «Не бойся, Захария, ибо услышана молитва твоя, и жена твоя Елисавета родит тебе сына, и наречешь ему имя Иоанн. И будет тебе радость и веселье, и многие о рождении его возрадуются» (Лука 1:13,14).
Пока ангел продолжал своё вещание, у Захарии не осталось сомнения, что предсказанный ребенок должен стать посланцем, который пойдёт впереди обещанного мессии, чтобы подготовить ему пути. Бог заботился, чтобы навестить и искупить свой народ, и Захария первым узнал об этом.

Неверие мужа

Хотя Захария понял широту ангельских слов, он всё же сомневался в обещании участия своего и Елисаветы в исполнении их. «По чему я узнаю это? – спросил он , — ибо я стар, и жена моя в летах преклонных» (Лука 1:18). После этого восклицания он не мог говорить несколько месяцев, как объяснил ангел в своём ответе: «И вот ты будешь молчать и не будешь иметь возможности говорить до того дня, как это сбудется за то что, ты не поверил словам моим, которые сбудутся в своё время». По крайней мере немота Захарии постоянно служила ему напоминанием, что всё, чему он не верил, сбудется так же точно, как весна приходит после зимы.
Не пришлось ему долго ждать, пока немота станет мешать ему. Когда он появился из храма перед ожидавшей его толпой, он должен был бы взорваться словами радости и ликования, но вместо того он мог только кивать людям, чтобы объяснить , что не может говорить. К счастью, дома его немота в общении их с Елисаветой выглядела по-другому. Когда двое годами живут рядом, вместе работая, вместе гуляя, вместе молясь, фактически соединённые на каждом шагу, то им не составляет труда даже внутреннюю мысль передать без единого слова, сказанного вслух. Вряд ли нужно сомневаться, что скоро по возвращении Захарии она узнала о случившемся в храме и разделила его удивление и переполняющую его радость. Так как они хорошо были знакомы с законом и пророками, можно представить, что Захария мог привлечь много отрывков из Писания, чтобы облегчить общение, и Елисавета приняла его сообщение с готовностью и быстро поняла. Она приняла свою участь в грядущих событиях с глубокой благодарностью:
«Так сотворил мне Господь во дни сии, в которые призрел на меня, чтобы снять с меня поношение между людьми» (Лука 1:25).

Предвестник Мессии
Рядовая израильская женщина может задуматься, почему обещание сына было дано Захарии одному, а не обоим им? Ведь вся прежняя жизнь Елисаветы, её родство с духовенством, давали ей право знать обо всём самой. Она бы хотела знать, как это получилось, что ангельский визит имел место в храме, поскольку это было уже не первое сообщение, что старый договор подходит к концу, а начинается новый договор. Даже место, где стоял ангел, — справа от алтаря, где священик воскуривал фимиам, чтобы он восходил от имени людей к Богу,- значило, что Бог снизошёл к людям. Так ангел объявил: «Я Гавриил, предстоящий пред Богом, и послан говорить с тобою и благовестить тебе сие» (Лука 1:19).
Девять месяцев ожидания дали Елисавете и Захарии время проникнуться подробностями касательно их будущего сына: «…И наречёшь ему имя Иоанн,- сказал ангел,- и будет тебе радость и веселье, и многие о рождении его возрадуются». И в самом деле они были счастливы в высшей степени в ожидании рождения своего ребенка, ибо знали, что он должен стать предвестником Спасителя и Господа. Им даже не пришлось ждать, пока Иисус скажет об их сыне: «…Не восстал больший Иоанна Крестителя», потому что ангел заранее сказал Захарии; «И будет он велик перед Господом».
Последние три месяца ожидания не были для Елисаветы так томительны, потому что она разделила их с Марией, ожидавшей рождения Иисуса. Как совершенно Божье провидение, что он свёл вместе будущих матерей Иисуса и Иоанна!
И случилось точно так же. На шестом месяце беременности Елисаветы Бог послал ангела Гавриила к Марии, которая ждала свадьбы с Иосифом-плотником. Как великолепны были его слова приветствия, что сотни лет мужчины и женщины, взрослые и дети заучивали их наизусть:
«Радуйся, благодатная! Господь с тобою. Благословенна ты между женами» (Лука 1:28). Когда Мария показала своё изумление и удивление Божьему намерению использовать её как сосуд для рождения Мессии, тогда ангел открыл ей чудо, касающееся Елисаветы: «Вот и Елисавета, родственница твоя, называемая неплодною, и она зачала сына в старости своей, и ей уже шестый месяц» (Лука 1:36). Тогда Мария поверила, что для Бога всё возможно и ответила замечательными словами: «Се раба Господня; да будет мне по слову твоему» (стих 38).
Так как Марию потянуло к Елисавете, она поспешно оставила дом в Назарете и предприняла путешествие, чтобы достичь дома Захарии.

Привязанность и братство
Ангел сказал о ребенке Елисаветы: «…и духа святого исполнится ещё от чрева матери своей», но до прихода Марии в её дом этого ещё не произошло. И вот после приветствия Марии вдруг зашевелился плод в чреве Елисаветы, и она узнала, что исполнилась Святого Духа. Она сразу поняла, что Мария избрана родить Спасителя, и как эхо ангельского приветствия прозвучали её слова: «Благословенна ты между женами, и благословен плод чрева твоего! И откуда это мне, что пришла матерь Господа моего ко мне? Ибо когда голос приветствия твоего дошёл до слуха моего, взыграл младенец радостно во чреве моём» (Лука 1:42-44).
Если Мария внесла в жизнь Елисаветы момент почести, то Елисавета дала Марии новое чувство принадлежности к братству, которое не мог ей дать в то время даже Иосиф, собиравшийся стать ей мужем. И старая женщина похвалила молодую за её веру: «Блаженна уверовавшая, потому что совершится сказанное ей от Господа» (стих 45).
Можно только вообразить полную степень общности Елисаветы и Марии: молитвы, пение, общие раздумья о будущих деяниях их сыновей, которые им предназначено сделать. Приходило ли им на ум, что Иоанн объявит народу: «Идущий за мною сильнее меня; я не достоин понести обувь его» (Матф.3:11). Или, как Мария пришла к Елисавете, так же Иисус придёт к Иоанну, чтобы креститься от него, несмотря на возражение Иоанна: «Мне надобно креститься от Тебя, и ты ли приходишь ко мне?» (Матф. 3:14). Иисус сказал своё мнение: «Так надлежит нам исполнять всякую правду» (Матф. 3:15).
Для Иоанна этот акт должен быть источником огромного вдохновения, поддерживающего его в его работе. И конечно, Иисус и Иоанн глубоко уважали и любили друг друга, и эта привязанность, может быть, выросла частично из содружества их матерей в течение тех трёх месяцев.

«Что за ребенок сей»

Прошли девять месяцев и когда родился Иоанн, радость захлестнула Елисавету. Её соседи и родственники, прослышав об огромной милости Божьей, радовались вместе с ней. Они ещё больше изумились, когда определилось имя ребёнка Иоанн вместо Захарии: «Назвать его Иоанном» — настаивала Елисавета. «Иоанн имя ему» — написал и Захария на дощечке. И сразу к нему вернулась речь, не как неуверенный звук его последних слов сомнения в храме, а как поток, хлынувший после девяти месяцев молчания: «Благословен Господь Бог Израилев, что посетил народ Свой… И ты, младенец, наречёшься пророком Всевышнего, ибо предъидёшь пред лицем Господа – приготовить пути Ему» ( Лука 1:68, 76 ).
Слушая радостную, вдохновенную проповедь Захарии, слушатели изумлялись и страшились, ибо знали, что это Бог вмешался, чтобы совершились такие события и был дан такой ребёнок, чтобы «дать уразуметь народу Его спасение в прощении грехов их, по благоутробному милосердию Бога нашего, которым посетил нас Восток свыше, просветить сидящих во тьме и тени смертной, направить ноги наши на путь мира» ( Лука 1:77 – 79 ).
На этом мы расстанемся с Елисаветою, Божьей дочерью, женой Захарии, матерью Иоанна Крестителя, радуясь за неё вместе со всеми другими, кто читал её историю, стараясь следовать её примеру любви и веры. Мы знаем, что всегда должен быть «Иоанн Креститель», чья задача – дать свет тем, кто пребывает в темноте и под сенью смерти. Пусть будет много таких Елисавет, с лучшими своими способностями они будут питать, лелеять и воодушевлять тех, кто поверит им.

Елисавета Праведная, икона

Елисавета Праведная (+ кон. I в. до н.э. — нач. I в. н.э.), мать Иоанна Предтечи.

Память 5 сентября, 30 марта — память сретения Пресвятой Богородицы и святой праведной Елисаветы

Происходила из рода Аарона (Лк 1:5), носившая имя своей прародительницы (Исх 6:23). Брак Елисаветы со священником Захарией из чреды Авии долгое время оставался бездетным, пока Бог не обещал ее мужу рождение сына Иоанна, будущего Крестителя. Елисавета была родственницей Богородицы, которой ангел при благовещении указывает на то, что Елисавете в старости суждено стать матерью. Мария, услышав это, спешит «в нагорную страну», где живет Елисавета, и при встрече узнает, что Елисавета носит во чреве младенца. В свою очередь Елисавета, по вдохновению от Бога, подтверждает Марии, что «совершится сказанное ей от Господа». Три месяца Мария гостит у Елисаветы, находя в общении со своей старшей родственницей наилучшие условия для того, чтобы внутренне осознать и воспринять то потрясающее событие, которое вошло в ее жизнь (Лк 1:5-56).

Царь Ирод хорошо знал о необычном рождении пророка Иоанна и хотел убить его, опасаясь, что он и есть Царь Иудейский. Но праведная Елисавета укрылась вместе с младенцем в горах. Убийцы повсюду искали Иоанна. Праведная Елисавета, увидев преследователей, со слезами стала молить Бога о спасении, и тотчас расступившаяся гора укрыла ее вместе с младенцем от погони. В эти бедственные дни святой Захария исполнял свою чреду служения в Иерусалимском храме. Воины, посланные Иродом, тщетно пытались узнать у него, где находится его сын. Тогда, по повелению Ирода, они убили святого пророка, заколов его между жертвенником и алтарем (Мф. 23, 35). Праведная Елисавета скончалась через 40 дней после своего супруга.

Молитвословия

Тропарь Сретения Марии и Елисаветы, глас 4

Де́во Безневе́стная/ и Ма́ти Всечи́стая,/ прие́мши от Арха́нгела благове́щение,/ со тща́нием востекла́ еси́ в Го́рняя,/ и, целова́вши ю́жику Твою́, всечестну́ю Елисаве́ть,/ Ма́терию Го́спода от сия́ нарече́на была́ еси́, / и возвели́чила возвели́чившаго Тя́ Го́спода:/ Благослове́нна Ты́ в жена́х,// и благослове́н Пло́д чре́ва Твоего́.

Кондак Сретения Марии и Елисаветы, глас 3

Вои́стинну блаже́нна еси́,/ Свята́я Де́во Мари́е,/ и вся́кия хвалы́ превосходя́щая,/ я́ко из Тебе́ провозсия́ Со́лнце Пра́вды,// Христо́с Бо́г на́ш.

Использованные материалы

  • Библейская энциклопедия Брокгауза и Ефрона.
  • Житие в календаре на портеле Православие.Ru:
  • Минея-март, ч. 2, изд. Московской Патриархии, с. 282:
    • — тропарь и кондак Сретения Марии и Елисаветы

5/18 сентября Церковь чтит память пророка Захарии и праведной Елисаветы, родителей Иоанна Предтечи.

Святые пророк Захария и праведная Елисавета. Икона Иоанно-Предтеченского монастыря

Житие

Святой пророк Захария и святая праведная Елисавета были родителями святого Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. Они происходили из рода Ааронова: святой Захария, сын Варахии, был священником в Иерусалимском храме, а святая Елисавета была сестрой святой Анны, матери Пресвятой Богородицы.

Праведные супруги, «поступая по всем заповедям Господним беспорочно», страдали неплодием, что считалось в ветхозаветные времена великим наказанием Божиим. Однажды во время служения в храме святой Захария получил весть от Ангела, что его престарелая жена родит ему сына, который «будет велик пред Господом» и «предъидет пред Ним в духе и силе Илии». Захария усомнился в возможности исполнения этого предсказания и был за маловерие наказан немотой.

Когда у праведной Елисаветы родился сын, она по внушению Святого Духа объявила, что назовет младенца Иоанном, хотя раньше в их роду такое имя никому не давали. Спросили праведного Захарию, и он также написал на дощечке имя Иоанн. Тотчас к нему возвратился дар речи, и он, исполнившись Святого Духа, стал пророчествовать о своем сыне как Предтече Господа.

Когда нечестивый царь Ирод услышал от волхвов о родившемся Мессии, он решил избить в Вифлееме и его окрестностях всех младенцев в возрасте до 2-х лет, надеясь, что в их числе будет и родившийся Мессия. Ирод хорошо знал о необычном рождении пророка Иоанна и хотел убить его, опасаясь, что он и есть Царь Иудейский.

Пещера, где скрывалась св. Елисавета с младенцем Иоанном Предтечей

Но праведная Елисавета укрылась вместе с младенцем в горах. Убийцы повсюду искали Иоанна. Праведная Елисавета, увидев преследователей, со слезами стала молить Бога о спасении, и тотчас расступившаяся гора укрыла ее вместе с младенцем от погони. В эти бедственные дни святой Захария исполнял свою чреду служения в Иерусалимском храме. Воины, посланные Иродом, тщетно пытались узнать у него, где находится его сын. Тогда, по повелению Ирода, они убили святого пророка, заколов его между жертвенником и алтарем. Праведная Елисавета скончалась через 40 дней после своего супруга, а святой Иоанн, хранимый Господом, пребывал в пустыне до дня своего явления израильскому народу.

Иконы и картины

«Зачатие Иоанна Крестителя» (встреча Захарии и Елиcаветы; справа изображена фигура их будущего сына)

Захария и Елисавета (Рождество Иоанна Предтечи). XV век, Россия

Святой пророк Захария

«Благовещение о рождестве Иоанна Предтечи», фреска Доменико Гирландайо в капелле Торнабуони

Убийство Захарии (миниатюра из Минология Василия II, 976—1025 гг.)

Молитвы

Молитва первая

Боже святый и во святых почиваяй, трисвятым гласом на небеси от ангел воспеваемый, на земли от человек во святых Своих хвалимый, давый Святым Твоим Духом коемуждо благодать по мере дарования Христова, и тою поставивый Церкви Твоей Святей овы апостолы, овы пророки, овы же благовестники, овы пастыри и учители, ихже словом проповеди, Тебе Самому действующему вся во всех, мнози совершишася святии в коемждо роде и роде, различными благодетельми благоугодившии Тебе, и к Тебе, нам образ добрых подвигов своих оставивше, в радости прешедший, готови, в немже сами искушени быша, и нам напаствуемым помогати. Сих святых всех и святого пророка Захарию и праведную Елисавету воспоминая и их богоугодное похваляя житие, Тебе Самаго, в них действовавшаго, восхваляю, и онех благотворения Твоя дарования быти веруя, прилежно молю Тя, Святе святых, даждь ми грешному последовати их учению, житию, любви, вере, долготерпению, и их молитвенною помощию, паче же Твоею вседействующею благодатию, небесныя с ними сподобитися славы, хваляще Пресвятое имя Твое, Отца и Сына и Святаго Духа во веки. Аминь.

Молитва вторая

О, преблаженнии угодницы Божии, вси святии, предстоящии Престолу Пресвятыя Троицы и наслаждающиися неизреченнаго блаженства! Се ныне, в день общаго вашего торжества, милостивно призрите на нас, меньших братий ваших, приносящих вам сие хвалебное пение, и ходатайством вашим просящих милости и отпущения грехов у Преблагаго Господа; вемы бо, воистину вемы, яко вся, елика восхощете, испросити у Него можете. Темже убо смиренно молимся вам, и святому пророку Захарии и праведной Елисавете, молите Милостиваго Владыку, да подаст нам дух вашея ревности к хранению святых Его заповедей, яко, да текше по стопам вашим, возможем земное поприще в добродетельном житии без порока прейти, и в покаянии достигнути преславных селений райских, и тамо купно с вами прославляти Отца и Сына и Святаго Духа, во веки веков. Аминь!

Молитва третья

К вам, о святии вси и святый пророче Захария и праведная Елисавета, яко путеводным светильникам, деяньми своими осветившим путь небеснаго восхода, аз многогрешный смиренно колена сердца моего преклоняю и из глубины души взываю: умолите о мне Человеколюбца Бога, да не попустит ми еще блуждати по распутиям греха, но да просветит мой ум и сердце светом благодати Своея, яко да тою озаряем и подкрепляем, возмогу прочее время земнаго жития правою стезею нспреткновенно преити и ходатайством вашим к Преблагому Господу сподоблюся, поне вмале причастник быти духовныя вашея трапезы в небесном чертозе Царя славы. Емуже со Безначальным Его Отцем и Пресвятым, Благим и Животворящим Духом буди слава, честь и поклонение во веки веков. Аминь.

Молитва четвертая

О, святые угодники Божии пророче Захария и праведная Елисавета, подвигом добрым подвизались на земли, восприяли еси на небесех венец правды, егоже уготовал еси Господь всем любящим Его; темже взирающе на святую икону вашу, радуемся о преславнем скончании жительства вашего и чтем святую память вашу. Вы же, предстоя Престолу Божию, приимите моления наша и ко Всемилостивому Богу принесити, о еже простити нам всякое прегрешение и помощи нам стати противу кознем диавольским, да избавльшеся от скорбей, болезней, бед и напастей и всякаго зла, благочестно и праведно поживем в нынешнем веце и сподобимся предстательством вашим, аще и недостойни есмы, видети благая на земли живых, славяще Единаго во святых Своих славимаго Бога, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и во веки веков. Аминь.

Тропарь, глас 2

Праведных твоих Захарии и Елисаветы, Господи, память празднующе, теми молим Тя: спаси души наша.

Тропарь святому пророку Захарии, глас 4

Священства одеждею обложен, премудре, по закону Божию всесожжения приятна священнолепно приносил еси, Захарие, и был еси светильник и зритель тайных, знамения в тебе благодати нося явственно, всемудре, и мечем убиен быв в храме Божии, Христов пророче, с Предтечею моли спастися душам нашим.

Кондак святому пророку Захарии, глас 3

Пророк днесь и священник Вышняго, Захариа предложи, Предтечев родитель, трапезу своея памяти, верныя питая, питие бо правды всем растворив, сего ради скончавается, яко Божественный таинник Божия благодати.

Кондак праведной Елисавете, глас 4

Яко луна полна, Свет Правды от Мысленнаго Солнца Мессии прияла еси, и во всех заповедех Господних с Захарием ходила еси, Боговозлюбленная Елисавето. Достойными убо тя песньми ублажающе, Всещедраго Света, просвещающаго всех, Господа величаем.

Пророк Захария и его жена праведная Елизавета (Елисавета) происходили из священнического рода. Святая Елизавета приходилась сестрой праведной Анны, матери Пресвятой Девы Марии. Святой Захария служил при Иерусалимском храме. Евангелист Лука упоминает о Захарии и Елизавете в первой главе своего Евангелия, где повествует о рождении пророка Иоанна Крестителя. Он говорит, что «оба они были праведны пред Богом, поступая по всем заповедям и уставам Господним беспорочно”. Достигнув престарелого возраста, они оставались бездетными. По этой причине они перенесли немало скорбей, потому что бесплодие у евреев считалось Божиим наказанием за грехи.

Наконец Господь послал архангела Гавриила возвестить Захарии, который молился в храме, о предстоящем рождении у него сына. Архангел повелел назвать сына Иоанном и предсказал, что Иоанн исполнится Духа Святого еще с утробы своей матери, что он многих из сынов израилевых обратит к Богу, действуя в духе и силе пророка Илии. Вся его деятельность будет направлена на приготовление людей к пришествию Спасителя.

Вскоре после явления архангела Елизавета зачала. При рождении Иоанна Крестителя произошло чудо: Захария, который до этого пребывал немым, получил снова дар речи. В святом восторге Захария вознес хвалу Богу и предсказал своему новорожденному сыну: «Ты наречешься пророком Всевышнего, ибо предыдешь пред лицем Господа, приготовить пути Ему”.

Недолго, впрочем, радовались праведные родители своему долгожданному сыну. Спустя шесть месяцев в Вифлееме родился Господь Иисус Христос. Царь Ирод, узнав об этом, испугался, что потеряет свои престол и приказал умертвить всех младенцев в Вифлееме и его окрестностях. Праведный Иосиф с Девой Марией и Младенцем Христом бежали в Египет, а праведная Елизавета, спасая Иоанна, убежала в пустыню около Мертвого моря. Царь Ирод, ища Иоанна, послал воинов в храм выведать от Захарии, где скрывается Елизавета. Когда Захария отказался открыть им ее местонахождение, воины убили его между храмом и жертвенником. По преданию, пролившаяся кровь его затвердела на мраморном полу и в течение многих лет напоминала богомольцам о злодействе Ирода.

Праведная же Елизавета поселилась со своим младенцем в одной из пещер. Жила она, впрочем, недолго: младенцу Иоанну исполнилось только несколько лет, когда он осиротел. Хранимый Господом и питаемый ангелами, он оставался в суровой пустыне до дня своего явления израильтянам проповедником покаяния.

Молитва пророку Захарии и праведной Елисавете

О святии угодницы Божии, пророче Захарие и праведная Елисавето! Подвигом добрым подвизавшася на земли, восприяли еста на Небесех венец правды, его же уготовал есть Господь всем любящим Его. Темже взирающе на святый ваш образ, радуемся о преславнем скончании жительства вашего и чтем святую память вашу. Вы же, предстоя Престолу Божию, приимите моления наша и ко Всемилостивому Богу принесите, о еже простити нам всякое прегрешение и помощи нам стати противу кознем диавольским, да избавльшеся от скорбей, болезней, бед и напастей и всякаго зла, благочестно и праведно поживем в нынешнем веце и сподобимся предстательством вашим, аще и недостойни есмы, видети благая на земли живых, славяще Единаго во святых Своих славимаго Бога, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и во веки веков. Аминь.

Тропарь праведным Захарии и Елисавете

Тропарь первый святому пророку Захарии

Священства одеждою обложен премудре, по закону Божию всесожжения приятна священнолепно приносил еси, Захарие, и был еси светильник и зритель тайных, знамения в тебе благодати нося явственно всемудре. И мечем убиен был в храме Божии, Христов пророче, с Предтечею моли спастися душам нашим.

Кондак

Пророк днесь и священник Вышняго, Захариа предложи, Предтечев родитель, трапезу своея памяти, верныя питая, питие бо правды всем растворив, сего ради скончавается, яко Божественный таинник Божия благодати.

Тропарь второй

Праведных твоих Захарии и Елисаветы, Господи, память празднующе теми молим Тя: спаси души наша.

Теги: Пророк Захария праведная Елисавета Иоанн Предтеча

Приглашаем Вас подписаться на рассылку портала «Православие в Татарстане». Православный календарь, Священное Писание, душеполезные публикации, новости, уведомления о предстоящих церковных событиях и паломнических поездках — всю эту полезную информацию Вы можете получать удобным способом на свой мобильный телефон по WhatsApp. 📲 Для подписки перейдите по .

[ad01]

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *