Антон Зинин 102 5 лет назад Digital и вот это все…

Было у отца два сына. Младший попросил, чтобы отец отдал причитавшуюся ему часть. А старший остал­ся жить с отцом, и вместе они работали. Получив свою долю, младший сын уезжает в другой город и там празд­но проводит время: гуляет, веселится, не работает.

Сама собой напрашивается оценка сыновей — стар­ший сын хороший, а младший плохой, он не достоин любви своих ближних. И когда младший сын, прогуляв все деньги, возвращается и просит у отца прощения за свой недостойный поступок, мы ожидаем, что отец от­ругает его и, скорее всего, даже прогонит. Но отец по­ступает по-другому. Он не только принимает своего за­блудшего сына с распростертыми объятиями, но в честь его возвращения приказывает заколоть самого откормленного теленка.

Старший сын возмущается поведением отца. Он не понимает, почему ему, не совершавшему ничего плохо­го, отец никогда не устраивал такого праздника. На что отец отвечает: «Сын мой! Ты всегда со мной, и все, что есть у меня, — твое. А брат твой был как бы мертв и ожил, пропадал и нашелся».

Это значит, что осознать свой грех и покаяться в нем — это все равно, что совершить подвиг. Млад­ший сын вернулся не для того, чтобы требовать для себя денег еще. Тогда бы отец наверняка прогнал его, считая мертвым для себя. Но сын, осознав свою ошиб­ку, пришел к отцу с просьбой простить его, заблудше­го. Для отца это большая радость, это самое настоящее воскрешение сына из мертвых.

В том и заключается смысл «Притчи о блудном сы­не», что, осознав недостойное свое поведение и покаяв­шись в этом, человек заслуживает прощения.

Сочинение
Жанр произведения Э. Хемингуэя «Старик и море» часто определяют как повесть-притча. Слово повесть вам хорошо знакомо: так называют эпическое произведение, характеризующееся однолинейным сюжетом, а по широте охвата жизненных явлений и глубине их раскрытия занимающее промежуточное место между романом и рассказом. Слово притча вы узнали в 6 классе, когда изучали библейские притчи. Вспомним, что притча — это произведение, содержащее поучение в иносказательной, аллегорической форме. Поучительностью и аллегорической формой она похожа на басню. Однако притча не предлагает читателю мораль в готовом виде, а настраивает на её поиск. Кроме того, она может быть значительно большего объёма, чем басня.
В древности притча бытовала преимущественно как рассказ религиозно-философского смысла. Позднее притчевость писатели начали использовать как средство выражения соб­ственных морально-философских размышлений, определённой идеи.
Итак, повесть-притча — это произведение, которое объединяет в себе признаки обоих жанров: и повести, и притчи.

Другие сочинения по этому произведению

Человек и природа (по повести Э. Хемингуэя «Старик и море») Человек и природа (по рассказу Э. Хемингуэя «Старик и море») (Первый вариант) Старик Сантьяго побежденный или победитель «Старик и море» — книга о человеке, который не сдается Анализ «Старик и море» Хемингуэя Главная тема романа Хемингуэя «Старик и море» Проблематика и жанровые особенности повести Э. Хемингуэя «Старик и море» Гимн человеку (по повести Э. Хемингуэя «Старик и море») Мужественный герой мужественного писателя (по повести Хемингуэя «Старик и море») «Человек создан не для того, чтобы терпеть поражения» (По повести Э. Хемингуэя «Старик и море») Сюжет и содержание повести притчи «Старик и море» Мир был взбудоражен великолепной повестью «Старик и море» Жизненный сюжет и содержание повести притчи Э. Хемингуэя «Старик и море» Особенности стиля Хемингуэя Как я понимаю подвиг старика рыбака в повести «Старик и море» Творчество Э. Хемингуэя после второй Мировой войны Герой повести Э.Хемингуэя «Старик и море» Смысл заключительного образа (львы) в повести «Старик и море» Человека невозможно победить на примере повести Хемингуэя «Старик и море» Повесть «Старик и море» и образ старого рыбака Значение символических образов произведения «Старик и море» Человек и природа (по рассказу Э. Хемингуэя «Старик и море») (Второй вариант) Экранизации повести Э. М. Хемингуэя «Старик и море» Символический смысл и глубокий философский подтекст повести притчи «Старик и море» «Старик и море» Хемингуэя повесть притча о человеке Философский характер повести «Старик и море» История создания повести «Старик и море» Философско-символическое содержание повести-притчи Хемингуэя «Старик и море» Повесть «Старик и море» или человек ни когда не сдается Сантьяго — характеристика литературного героя Символика в повести Хемингуэя «старик и море» Торжество жизни (по повести Э. Хемингуэя «Старик и море»)

Смолякова С.В.

(г.Екатеринбург, МОУ СОШ №200)

Притчевое начало в литературе 19-20 века: трансформация жанра.

(Из опыта использования литературной притчи в школьном курсе литературы)

«Ты видишь, ход веков подобен притче «,- сказано Б.Пастернаком.

Только в эпоху, когда каждый ощутимо и непосредственно зависит от всего, что происходит в мире, когда ощущение говорящей и поучающей истории становится всеобщим, ход веков можно уподобить притче. История – притча сопрягает «будничность» глобальных катастроф и величие самых личных, интимных проявлений жизни. Наверное, именно наше время проявило самую суть жанра притчи.

Притча как жанр, непосредственно нацеленный на постижение смысла жизни, который должен черпаться из нее самой, по-разному проявлялась в разные эпохи истории, в разные художественные эпохи. В 19-20 веках это притчи-пьесы, притчи-рассказы, притчи-романы, стихотворения в прозе, «крохотки», «затеси». Притча 20 века перестала быть поучением, она стала обобщенным философским размышлением, в котором читатель участвует на правах соавтора.

Мудрость, воплощенная в слове, в произведениях без назидания, навязчивости, в произведениях, дающих возможность думать, обсуждать – в произведениях притчевого характера. Разгадывание притчи – это своеобразная гуманитарная дискуссия и исследование, это диалог автора и читателя, учителя и ученика.

Притча – один из самых древних жанров мировой литературы, живой и актуальный сейчас. Притча – жанр эпоса, объясняющий на основе иносказания какую-либо сложную философскую, социальную или этическую проблему на простых жизненных примерах (Большой справочник школьника.-М.:Дорфа,2001)

Притча – это особый рассказ, в нем говорится о вечных ситуациях, в которых оказываются люди, о вечных пороках человеческих и вечных проявлениях добра. И эти нравственные проблемы рассматриваются в произведении – загадке, на которую нет готового ответа, его надо найти, вступив в диалог с автором.

При всех различиях трактовки жанра две черты присущи притче: аллегоричность и поучительность. В аллегории присутствуют два уровня смысла. Первый, текстовый, образуется обычно сочетанием смыслов, фраз, составляющих текст. Второй строится на символических значениях, общий смысл часто выносится как заключительное рассуждение.

Жанр притчи имеет большой воспитывающий потенциал, так как носит не назидательный характер, а в абстрагированной форме утверждает общечеловеческие ценности.

Короткие рассказы, философские миниатюры, стихотворения в прозе, очерки, лирические записи объединяет притчевое начало. В наше время разные жанры в литературе смыкаются, проникают друг в друга сильней и энергичней, чем в тургеневскую пору. А.Белый, В.Розанов, М.Пришвин, И.Бунин, А.Солженицын, В.Белов, Ю.Бондарев, В.Солоухин, В.Астафьев – писатели, обращавшиеся к данному жанру, понимали своеобразие и оригинальность создаваемых произведений, что и отразилось в обозначении ими сборников: «Крохотки», «Мгновения», «Камешки на ладонях», «Затеси». Это книги о себе, о людях, о времени, размышления, имеющие притчевую основу, несущие глубокие философские осмысления, лирические миниатюры, обладающие документальной точностью очерка – это «зарубки» на память не только самому автору, но и каждому из нас, «чтобы сердцем не черствели».

По мнению Астафьева, у каждого человека есть «потребность в задушевной беседе, как и склонность к вечной думе о смысле жизни», которая постигается только через самопознание, — «процесс самопознания есть процесс постижения смысла жизни «через себя». Такое высказывание предполагает особого собеседника. Читатель вплотную приближается к автору, «почти прямое слово автора не опосредовано для него привычными литературными формами – сюжетом, героями.

Данные произведения фиксируют настоящий, совершающийся «здесь и сейчас» момент самоопределения человека, они образуют исповедальный монолог, в котором человек «в данный момент» предстоит самому себе. Отсюда и обращение к читателю не пробегать произведения «сподряд», а читать «враздробь», может быть, какое–то из них, как пишет Тургенев, «заронит тебе что-нибудь в душу». В.А.Солоухин вторит Тургеневу: «Пусть перебирает читатель. Если из всей этой высыпанной перед ним на стол груды камешков он отберет для себя хотя бы пяток, и то ладно».

Чтение «враздробь» провоцирует читателя на поиск связи между произведениями, а также рождает представление о внутренней жизни человека не как о последовательно сменяющихся событиях, а как о пространстве смысловых отношений, как об одномоментно осуществляющихся разнонаправленных движениях души человека, свидетельствующих о цельности его внутренней жизни.

Таким образом, внутренняя жизнь человека, изображенная в миниатюрах, психологически конкретна, но не связана с определенной жизненной ситуацией, как это происходит, например, в романно-эпическом изображении размышлений героев. Поэтика миниатюры такова, что не предполагает изображения сознания человека в романно-эпической последовательности событий, указывающей на временную, пространственную, психологическую дистанцию повествователя по отношению к герою. В произведениях, имеющих притчевое начало, отсутствует развитое сюжетное движение, содержание передается в основном через диалог героев. Время и место действия неконкретны. Действие происходит «однажды», место действия не указано. Действующие лица – человек и мудрец. Притча несет в себе глубокий смысл, но прямое поучение, наставление в ней отсутствует.

При всех различиях стиля, взглядов писателей, эпохи, трактовки жанра предлагаемые для чтения и изучения произведения имеют следующие особенности притчевого характера: иносказательная форма; широта обобщения; значимость заключенной в притче идеи; отсутствие обрисовки характеров, указаний на место и время действий, показа явлений в развитии; предельная заостренность главной мысли, выразительность и экспрессивность языка; в большинстве случаев — прямая автобиографичность, рассказ от первого лица; дневниковость, носящая исповедальный характер; философские раздумья над основными вопросами бытия: жизнью и смертью, дружбой и любовью, правдой и ложью; при решении их – глубоко интимный контакт с читателем, чуткость и человечность, какой бы вопрос ни решался: сугубо личный, общественный или планетарный; предельная краткость каждого произведения, каждой миниатюры: от двух-трех строк до полутора-двух страниц, не более; возможность сгустить, стиснуть огромные пространственные и временные величины до одной фразы; острейшая наблюдательность, позволяющая обыкновенную бытовую деталь превращать в символы.

Цикл уроков – диалогов, посвященных осмыслению литературных произведений притчевого характера, избранных учителем по его усмотрению, способствует выявлению личностного смысла и формированию ценностных ориентаций учащихся — подростков. К миниатюрам следует обращаться тогда, когда сама логика курса подсказывает, что пора познакомиться с данными произведениями. Предполагается, что знакомство должно начаться в 7 классе и завершиться в 11 классе. Произведения И.С.Тургенева «Нищий», «Барельеф», «Щи», «Милостыня», «Два богача»; А.П.Чехова «Угроза»; В.Г.Короленко «Огоньки»; И.А.Бунина «Скарабеи», «Именины»; В.П.Астафьева «И прахом своим», «Лунный блик», «Костер возле речки», «Приветное слово», «Паутина»; А.И.Солженицына «Отраженье в воде», «Утенок», «Молния», «Лихое зелье», «Путешествуя вдоль Оки», «Костер и муравьи», «Лиственница», «Дыхание», «Мы-то не умрем»», «Колокольня» и т.д. перекликаются с другими учебными книгами по литературе, но изучаются как притчи с попыткой увидеть в литературе многомерное пространство во всей ее объемности.

Выбор произведений обосновывается следующим:

— все произведения – путь к познанию мудрости; аллегорическое повествование – загадка, которую нужно разгадать, в противоположность поучению; короткий объем произведений, в которых информация дается в сгущенном виде, позволяют мобильно использовать уроки-диалоги.

Обращаясь к этим произведениям из урока в урок «враздробь», выстраиваем диалог с писателями. Основные фазы процесса, направленного на понимание, следующие:

до чтения: осмысление заглавия (прогноз);

по ходу чтения: внимание к слову; проблемные текстовые ситуации и скрытые вопросы (диалог с текстом); главная мысль (понимание);

после чтения: виды информации в художественном тексте (рефлексия); переработка информации (использование).

Литературная притча- приглашение к размышлению?

миниатюра — стихотворение в прозе – «крохотки» — «затеси»

Особенности:

-персонажи показаны лишь через поступки, не обрисованы подробно;

— не отражены характеры;

— внимание автора сконцентрировано на одной ситуации;

— выбор персонажей основан на антитезе.

Уровни смысла:

А.П.Чехов «Угроза»:

потерпевший барин, угрожающий неизвестно чем, и вор поневоле, ставший добрым ___

неизвестное (как угроза) и человек, подчиняющийся угрожающей неизвестности

И.С.Тургенев «Необходимость, сила, свобода»:

словесный барельеф из трех фигур____ соотношение главных понятий жизни человека

А.И.Солженицын «Отраженье в воде»:

мутный поток и зеркальная гладь ______жизнь — движение к истине

В.П.Астафьев «Паутина»:

паутина в природе, нарушение гармонии, отлаженной жизни ______паутина жизни…

Приведем пример структуры урока – диалога.

Через мгновения жизни – к вечному…

(Притчевое начало в литературе 19-20 веков)

Технологическая карта ученика

Кто осмелится сказать, что определил искусство? Перечислил все стороны его? А может быть, уже и понимал, и называл нам в прошлые века, но мы недолго могли на том застояться: мы послушали, и пренебрегли, и откинули тут же, как всегда спеша сменить хоть и самое лучшее – а только бы на новое! И когда снова нам скажут старое, мы уже и не вспомним, что это у нас было. А.И.Солженицын

ИДЦ – попытаться понять ценности, которые находятся в центре художественного мира писателей 19-20 веков; выяснить, почему оказалась столь вечным притчевое начало в литературных произведениях.

Знать: произведения А.П.Чехова, И.С.Тургенева, А.И.Солженицына, В.П.Астафьева, основные темы, образы.

Понимать: основные проблемы произведений, авторскую позицию, преломляя их в своём сознании.

Уметь: размышлять над прочитанным, работать с текстом самостоятельно и в группе, строить монологический ответ, анализировать, сравнивать, обобщать.

Частные

дидактические

цели

Содержание учебного

материала

Способы выполнения

1.Осмыслить

эпиграф к уроку

2. Осмыслить ценностные предпочтения автора. Понять, какие вырази-тельные сред-ства отражают восприятие мира.

3. Вернуться к эпиграфу урока, обобщить

Самостоятельно сформулировать тезис – комментарий эпиграфа.

Проследить, как жизненный мате-риал становится основой для раз-работки нравственной проблемы. В каком соотношении находятся авторская «мораль» и образное восприятие?

1. А.П.Чехов «Угроза»

2. И.С.Тургенев «Барельеф»

3.А.И.Солженицын «Отраженье в воде»

4.В.П.Астафьев «Паутина»

Сформулировать тезис – вывод о нравственной позиции автора в произведениях.

1. Записать

эпиграф в тетрадь

2. Проанализиро -вать услышанный тезис–коммента -рий к эпиграфу.

1. Обсудить в группе.

2. Сформулиро -вать монолог.

3. Записать в тетрадь.

1. Обсудить в группе.

2. Записать в тетрадь.

Групповая форма организации урока позволяет поставить ученика в различные ситуации и роли, что делает его субъектом обучения, активным соучастником добывания знаний, сотворцом этого процесса. Проблемно-модульный тип урока позволит применить уровневую дифференциацию учебной деятельности, создаёт ситуацию выбора.

Выбранная цепь философских миниатюр характеризуется эстетикой незавершенности, которая с годами стала возводиться в правило. Загадка рождает стимул к пониманию, к окончательной отделке смысла и постижению ценностных ориентаций.

М.Цветаева в своих рабочих записях – «Сводных тетрадях» — удивительно точно подметила: «Книга должна быть исполнена читателем как соната. Буквы – ноты. В воле читателя – осуществить или исказить».

Календарно-тематический план

Тема

Кол-во часов

Через мгновения жизни – к вечному…(«Крохотки» А.И.Солженицына)

Произведение В.П. Астафьева «И прахом своим»: ценность жизни и воспоминаний о тех, кого рядом нет

Произведение А.И. Солженицына «Утенок»: умение видеть прекрасное и гармоничное в естественном

Притчевое начало в произведении А.П. Чехова «Угроза»

Тема страдания в произведении И.С. Тургенева «Щи»

Метафорический смысл произведения И.С. Тургенева «Нищий»

Разгадаем тайну…(И.С. Тургенев «Барельеф»)

«Доставь и ты другим добрым людям возможность показать на деле, что они добры» (И.С. Тургенев «Милостыня»)

» Звено из природной отлаженной жизни…» (В.П. Астафьев «Паутина»)

«Это они, терпеливые люди, делают посильную добровольную работу…» (В.П. Астафьев «Костер возле речки»)

«Все-таки впереди – огни!» (В.Г. Короленко «Огоньки»)

«Какая-то сила влекла их назад, к покинутой родине…» (А.И. Солженицын «Костер и муравьи»)

«Страшно подумать… все это тоже забудется начисто?» (А.И. Солженицын «Город на Неве»)

«Не надо мне, мол, ваших костей, — дайте только свободу!..» (А.И. Солженицын «Шарик»)

Современное состояние жанра притчи

[ad01]

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *