День памяти: 28 января (10 февраля)

Детские и юношеские годы

Отдаленные предки Ефрема Сирина принадлежали к беднейшим социальным слоям, и жили на подаяние милостыни. А его деды и родители были земледельцами, сумевшими достичь некоторого материального достатка. Время рождения преподобного Ефрема приблизительно определяется 306 годом, а место рождения более точно — городом Низибия, располагавшимся в северо-восточной области Месопотамии.

Начатки христианского воспитания Ефрем получил от родителей. Помимо родителей нравственному становлению способствовало и его окружение. Впоследствии святой вспоминал, что пример благочестия и страха Божия он имел не только в лице отца и матери, но и в лице соседей и родственников, и даже отмечал, что является родственником мучеников.

Несмотря на обилие внешних наставлений и примеров, в юношеские годы у Ефрема обнаруживались, всё же, такие черты как горячность, нестойкость, несдержанность и порывистость. А однажды он совершил столь неблаговидный поступок, что впоследствии долго о нём сожалел.

Как-то раз, то ли из шалости, то ли из молодецкой удали, он выпустил из загона корову, принадлежавшую бедняку. В результате её, обессилившую от холода, настиг и растерзал хищный зверь. Этот случай какое-то время оставался неизвестным для окружающих, но не для Бога. Немного спустя Господь преподал Ефрему, по этому поводу, незабываемый урок.

Однажды, когда он, по просьбе родителей, отправился за город, ему пришлось заночевать в лесу совместно с пастырем овец. Ночью, когда оба спали, стадо, по недосмотру, сделалось добычей волков. Владельцы овец, узнав о случившемся, не поверили объяснениям и поспешили обвинить Ефрема в том, что он привёл воров, которые и расхитили скот.

Не виновный в этом событии Ефрем был представлен судье, который заточил его на время разбирательства в темницу. Шанс пострадать за пастуха был очень велик. Между тем в это время в темницу были заключены ещё несколько человек, кои также, как и Ефрем, обвинялись в том, чего в действительности не совершали. Вдруг Ефрему явился во сне некий таинственный муж и посоветовал обратиться к воспоминаниям, исследовать прошлые дела.

Тогда Ефрем вспомнил о выпущенной из загона корове, за смерть которой он избежал наказания, хотя и заслуживал. Сейчас же он незаслуженно страдал из-за гибели скота. Разговаривая с товарищами по заключению, он выяснил, что один из них, ложно обвинявшийся в убийстве, когда-то не помог утопающему человеку, хотя и мог, а другой, ложно обвиненный в прелюбодеянии, когда-то, из-за корысти, оговорил невиновную вдову, обвинив её в прелюбодеянии, чем лишил её законного права на наследство.

Видение преподавалось Ефрему несколько раз, и он осознал, что есть во всём этом определенное справедливое воздаяние. В конце концов, по обетованию являвшегося, невиновные, и среди них сам Ефрем, были освобождены, а настоящие виновники найдены и наказаны (по его делу — пастух, пребывавший в ту ночь в состоянии сильного алкогольного опьянения).

Это событие так сильно врезалось в сердце Ефрема, что способствовало самому искреннему покаянию, переосмыслению отношения к собственной жизни и вручению себя Промыслу Божию.

Подвижническая жизнь преподобного Ефрема Сирина

Вскоре Ефрем отложился от благ мира сего и удалился к отшельникам. Шаг за шагом он всё более укреплялся в подвиге, возрастал духом. Большое влияние оказал на него праведный Иаков, впоследствии прославленный святитель Иаков Низибийский.

Касаясь этого периода биографии святого, жизнеописание особо выделяет такой случай. Некий член клира Низибийской Церкви, также носивший имя Ефрем, имел блудную связь с дочерью влиятельного господина. Когда эта порочная связь привела запутавшуюся девицу к закономерной беременности, та, по совету виновника позора, опасавшегося публичного разоблачения, переложила ответственность за случившееся на его тёзку, Ефрема Сирина.

Вскоре молва о происшествии распространилась по округе, и родители девицы обратились с жалобой к епископу. Как ни тяжело было Ефрему Сирину принимать на себя роль блудника и растлителя, он не оправдывался, а смиренно доверился Высшему Судье. Отец пострадавшей принес младенца мнимому виновнику, вручив его Ефрему пред лицом собрания верующих, с тем, чтобы тот воспитывал его сам.

Божий суд не заставил себя долго ждать. Однажды Ефрем, испросив благословения у епископа, взошел на амвон вместе с младенцем и, заклиная его именем Иисуса Христа, потребовал озвучить имя настоящего плотского отца. Тот трижды произнес: «Ефрем, церковный эконом», после чего умер. Бывшие обвинители, став свидетелями Божьего чуда, просили у святого прощения. Так Господь прославил Своего угодника.

Когда в Никее собирался I Вселенский Собор епископ Низибийский, Иаков отправился туда вместе с Ефремом. На Соборе Ефрем проявил себя как ревностный защитник Божественных догматов.

После смерти императора Константина (337 г.) персидский царь Сапор, воспользовавшись ситуацией, решил овладеть Низибией, подвел к ней войска и осадил. Епископ Иаков воодушевлял защитников города личным примером упования на Бога, ободрял, утешал. Ефрем же, по его благословению, молился на стене. Вдруг воинство персов атаковали полчища насекомых, отчего в стане возникло сильное замешательство и Сапор был вынужден снять осаду и отойти.

Пребывание в Едессе

После смерти Иакова Низибийского преподобный Ефрем перебрался в Едессу — город, как отмечал он в своем завещании, благословленный устами Спасителя через ученика: по Преданию, там находился священный образ «Спас Нерукотворный», а после Вознесения Христа туда, по благословению Божию, отправился проповедовать Евангелие апостол Фаддей. Кроме того, город Едесса славился тем, что в его окрестностях процветала богоугодная иноческая жизнь.

Существует предание, что приближаясь к Едессе, Ефрем молил Бога о том, чтобы встретить благоразумного мужа, с кем он мог бы вести душеспасительные беседы, но встретил женщину. А когда та принялась его разглядывать, он вознегодовал и спросил, почему она так беззастенчиво смотрит на него, мужчину, а не опускает свой взор в землю? Вместо ожидаемых извинений та ответила, что поскольку жена взята от мужа, постольку она и смотрит на мужа; муж же взят (сотворен, не из ребра женщины, а) из земли, и стало быть, именно ему, то есть Ефрему, а не ей подобает смотреть в землю. Будучи вразумлен таким остроумным ответом, Ефрем прославил Бога.

Не имея материальных средств к существованию, он, остановившись в городе, вынужден быть искать заработка и устроился наёмником к владельцу местной бани. Здесь одна непристойная женщина проявляла к нему сильное внимание. Когда её домогательства переполнили меру дозволенного, святой, в целях её вразумления, согласился было исполнить то, о чём она просит, но при условии, что грех будет совершаться посреди города на глазах у зевак. Когда та возразила, что стыдится людей, он ответил, что прежде всего нужно стыдиться Всевидящего Бога. Рассказывают, что обескураженная этой краткой проповедью женщина стала просить у Ефрема более глубоких наставлений, а затем удалилась в одну из окрестных обителей.

В то время в Едессе жило много язычников, и Ефрем, движимый желанием распространения веры, часто вступал с ними в диалог. Как-то раз свидетелем беседы стал один праведный старец из расположенного неподалёку монастыря. Удивленный знаниями преподобного Ефрема, он спросил его о его жизни. Выяснив, что тот желает присоединиться к местному иночеству, старец отвел его на одну гору, где спасались подвижники. Так для него начался новый этап христианских подвигов.

Жизнь местных подвижников проходила в трудах и молитвах. Кельями им служили пещеры, а едой — местная растительность. Келья Ефрема находилась рядом с кельей благочестивого старца Иулиана. То постоянное слёзное сокрушение, благодатное умиление, с каким Иулиан приступал к чтению Божественных Писаний и молитве, служило для Ефрема примером для подражания. Существует мнение, что старцем, заметившим Ефрема, и был Иулиан.

В то время Ефрем много читал и слыл достаточно образованным человеком, однако пока ещё не прибегал к писательской деятельности. Считается, что он приступил к этой стезе лишь тогда, когда получил Божье благословение, преподанное через откровение прозорливцу.

Деятельность святого Ефрема как наставника иноков и просветителя

Составив толкование на Пятикнижие Моисея, преподобный Ефрем обрёл уважение и признание как писатель. Между тем, не желая себе земной славы и желая уединения он поспешил перейти в густой лес, на безлюдную гору. Сообщается, что тогда ему явился ангел и запретил уклоняться от назначенного Богом служения людям. По указанию небожителя святой стал активно участвовать в просветительской деятельности, а также в борьбе против терзавших тогда Церковь Христову еретических заблуждений (арианства, гностических лжеучений и пр.).

Сфера предметов его проповеднической деятельности включала толкование на Священное Писание, общие и частные наставления инокам и мирянам, ответы на насущные вопросы, рекомендации, обличения греховных пороков (см.: Творения).

Со временем преподобный Ефрем стал собирать вокруг себя учеников, организовал в Едессе училище, которое продолжало существовать и после его преставления.

Путешествие преподобного Ефрема в Египет и Кесарию

Желая лично увидеть прославленных подвижников Египта, перенять от них высшие знания и духовный опыт, преподобный Ефрем, взяв с собой ученика, знавшего греческий, достиг Средиземноморского побережья, сел на корабль и отплыл. Нитрийские богомольцы приняли святого с радушием. По Промыслу Божию он имел счастье побеседовать и с таким выдающимся мужем как инок Паисий. Рассказывают, что пребывая в Египте, Ефрем исцелил одного арианина, изгнав из него лукавого духа.

На пути из Египта, преподобный решил осуществить ещё одно желание — посетить Кесарию Каппадокийскую, чтобы встретиться с Василием Великим. К тому времени святитель Василий заслужил славу ревнителя Православия. В рамках встречи, состоявшейся в храме, святые Ефрем и Василий обсудили важнейшие животрепещущие вопросы. Сообщают, что во время визита Ефрема к Василию Великому тот рукоположил его во диакона, а впоследствии, после возвращения Ефрема в Едессу, приглашал его, предлагая занять кафедру епископа. Однако Ефрем, почитая себя недостойным такого высокого звания, предложение отклонил.

Последние годы земного пути преподобного

Вернувшись из путешествия, Ефрем Сирин предполагал до конца своих дней предаться уединенному общению с Богом. Но Бог распорядился иначе. В то время Едессу потряс сильный голод и святой, силой своего увещевания принялся убеждать богачей не гневить Вседержителя, проявить милосердие к бедным. Проповедь увенчалась успехом: богатые стали жертвовать средства, которые, затем, распределялись среди нуждавшихся. Ещё одним плодом благотворительной деятельности преподобного стала организация богадельни.

После нормализации ситуации Ефрем удалился в пещеру. Вскоре он заболел. Весть о случившемся облетела местное население, побудила стекаться к нему толпы людей, желавших получить последнее напутствие. Перед смертью Ефрем написал завещание, в котором, помимо прочего, заповедовал не оказывать ему пышных проводов, исповедовал верность Богу и просил посмертных молитв. Вскоре сердце святого остановилось, и он мирно отошел ко Господу. Считается, что это произошло в 372 или 373 году.

Тропарь преподобному Ефрему Сирину, глас 8

Слез твоих теченьми пустыни безплодное возделал еси, / и иже из глубины воздыханьми во сто трудов уплодоносил еси, / и был еси светильник вселенней, / сияя чудесы, Ефреме, отче наш, // моли Христа Бога спастися душам нашим.

Кондак преподобного Ефрему Сирину, глас 2

Час присно провидя Суда, / рыдал еси горько, Ефреме, яко любобезмолвный, / делателен же был еси в делех учитель, преподобне. // Темже, отче всемирный, ленивыя воздвизаеши к покаянию.

Величание

Ублажаем тя, / преподобне отче Ефреме, / и чтим святую память твою, / наставниче монахов // и собеседниче ангелов.

Индийская мифология / Мифы и легенды

Назад к разделу

Творение

Вначале не было ничего. Не было ни солнца, ни луны, ни звезд. Только воды простирались беспредельно; из тьмы первозданного хаоса, покоившегося без движения, словно в глубоком сне, воды возникли прежде иных творений. Воды породили огонь. Великой силой тепла в них рождено было Золотое Яйцо. Тогда еще не было года, ибо некому было отмерять время; но столько, сколько длится год, плавало Золотое Яйцо в водах, в безбрежном и бездонном океане. Через год из Золотого Зародыша возник Прародитель Брахма. Он разбил Яйцо, и оно раскололось надвое. Верхняя половина его стала Небом, нижняя — Землею, а между ними, чтобы разделить их, Брахма поместил воздушное пространство. И он утвердил землю среди вод, и создал страны света, и положил начало времени. Так была сотворена вселенная.

Но тогда творец огляделся вокруг и увидел, что нет никого, кроме него, во всей вселенной; и ему стало страшно. С той поры страх приходит ко всякому, кто остается один. Но он помыслил: «Ведь здесь нет никого, кроме меня. Кого же мне бояться?» И страх его прошел; ибо страх может быть перед кем-то другим. Но и радости не ведал он; и потому тот, кто пребывает один, не ведает радости.
Он помыслил: «Как мне сотворить потомство?», И силою мысли своей он породил шестерых сыновей, шестерых великих Владык созданий. Старшим из них был Маричи, рожденный из души Творца; из глаз его родился второй сын — Атри; третий — Ангирас — явился из уст Брахмы; четвертый — Пуластья — из правого уха; пятый — Пулаха — из левого уха; Крату, шестой — из ноздрей Прародителя. Сыном Маричи был мудрый Кашьяпа, от которого произошли боги, демоны и люди, птицы и змеи, исполины и чудовища, жрецы и коровы и многие другие существа божественной или демонической природы, населившие небеса, и землю, и подземные миры. Атри, второй из сыновей Брахмы, породил Дхарму, ставшего богом справедливости; Ангирас, третий сын, положил начало роду святых мудрецов Ангирасов, старшими из которых были Брихаспати, Утатхья и Самварта.
Седьмым сыном Брахмы, седьмым из Владык созданий, был Дакша. Он вышел из большого пальца на правой ноге Прародителя. Из пальца на левой ноге у Брахмы родилась дочь; имя ее — Вирини, что означает Ночь; она стала женой Дакши. У нее было пятьдесят дочерей, и тринадцать из них Дакша отдал в жены Кашьяпе, двадцать семь — Соме, богу луны, — эти стали двадцатью семью созвездиями на небе; десять дочерей Дакши стали женами Дхармы. И еще родились у Дакши дочери, коим определено было стать женами богов и великих мудрецов.

Старшая из дочерей Дакши, Дити, супруга Кашьяпы, была матерью грозных демонов — дайтьев; Дану, вторая дочь, породила могучих исполинов — данавов. У третьей — Адити — родились двенадцать светлых сыновей — адитьев, великих богов. Варуна, бог океана, Индра, бог грозы и грома, Вивасват, бог солнца, которого называют также Сурья, были могущественнейшими из них; но всех превзошел славой младший из сыновей Адити, Вишну, хранитель мироздания, владыка пространства.

Издревле сыновья Дити и Дану — их называют обычно асурами — были врагами богов, сыновей Адити. И борьба между асурами и богами за власть над вселенной длилась много веков, и не было конца их вражде.

Назад к разделу

Прп. Ефрем Сирин

Ефрем Сирин (+ 373), диакон, преподобный, один из великих учителей Церкви IV века

Память 28 января

Родился в Низибии, в первых годах IV в. По сказанию его сирского жизнеописания, преподобный Ефрем был сыном языческого жреца, который за обращение его ко Христу изгнал его из родительского дома.

Прп. Ефрем был в юношестве безрассудным и раздражительным, но, попав случайно в тюрьму по обвинению в краже овец, здесь прозрел, удостоился слышать Глас Божий и смирился. После этого отправился к Иакову Низибийскому, изучал Священное Писание. Святитель Иаков знал высокие достоинства своего ученика и использовал их на благо Церкви — поручал ему читать проповеди, обучать детей в училище, взял его с собой на I Вселенский Собор в Никее (325 г.). Преподобный Ефрем 14 лет был в послушании у святителя Иакова до его кончины.

Вел в горах подвижнический образ жизни до взятия Низибии в 363 г. персами. С того времени поселился на горе у города Эдессы, поучал народ, проповедовал язычникам христианство, отказавшись от сана епископа, предложенного ему св. Василием Великим в Кессарии.

Скончался в 373 году в сане диакона.

Сам Ефрем называет себя человеком «неученым и малосмысленным»; однако его учености «удивлялся», по выражению Феодорита, Василий Великий.

Тропарь Ефрему Сирину

Слез твоих теченьми пустыни безплодное возделал еси, / и иже из глубины воздыханьми во сто трудов уплодоносил еси, / и был еси светильник вселенней, / сияя чудесы, Ефреме, отче наш, / моли Христа Бога спастися душам нашим.

Труды

Преподобный Ефрем оставил много толкований на Священное Писание и других сочинений, переведенных на греческий и читавшихся в церквах, а также умилительные молитвы и песнопения и покаянную молитву «Господи и Владыко живота моего» и много сочинений аскетического характера».

В сочинениях самого Ефрема видно хорошее знакомство с произведениями не только христианских ученых, но и с «эллинской мудростью», с языческой мифологией и началами тогдашнего естествознания. В своих проповедях преподобный Ефрем нередко говорить о пользе знания и образования, которое, по выражению его, «выше богатства».

Сочинения преподобного Ефрема еще при его жизни переведены были на греческий язык; по словам Иеронима, они читались в церквах после св. Писания, как это в древности делалось с творениями Ерма и Климента Римского. Число его сочинений, по Фотию, простиралось до 1000, не считая составленных им и вошедших отчасти в богослужебное употребление молитв, а также стихотворений, излагавших учение церковное и положенных на народные напевы с целью противодействовать распространению ереси Вардесана.

Русский перевод творений преподобного Ефрема (московская духовная академия, 1848-53) не содержит в себе даже всех изданных его творений (всего лишь 265 заглавий).

Первое место между сочинениями Ефрема занимают его толкования на Священное Писание, дошедшие до нас не вполне. Между экзегетами восточной церкви преподобный Ефрем занимает одно из первых мест. Особенную цену его толкованиям придает знание еврейского языка, этнографии и географии Палестины.

Гораздо ниже по достоинству догматствование преподобного Ефрема. По умственному развитию церкви сирийской в его время нужно было скорее элементарное изложение христианского учения, чем его спекулятивное и диалектическое истолкование; к тому же сам Ефрем по складу своих духовных сил был не столько мыслитель, сколько оратор и поэт. Из своего знакомства с «эллинской мудростью» он вынес отрицательное отношение к ней, и все свое теоретическое миросозерцание обосновывает исключительно на религиозных началах, на так называемой вере церкви, чуждаясь спекулятивного богословия. Это охранительное, строго конфессиональное направление богословия Ефрема Сирина составляет черту, резко обособляющую его от других великих церковных учителей его времени. Даже в своих противоеретических сочинениях он большей частью не входит в ученое обсуждение еретических доктрин, а довольствуется лишь указанием на несогласие их с верой церкви и глубокой скорбью о нечестии еретиков-вольнодумцев.

Лучшую часть сочинений Ефрема Сирина составляют его проповеди, особенно нравоучительные. Он не столько доказывает, сколько высказывает свои мысли и чувства. «Сирский пророк» (название, данное ему современниками) является здесь в своей прирожденной сфере; он — истинный и настоящий оратор в христианском смысле слова. Его речи чужды искусственной конструкции и условной риторики; проповедь его часто обращается в настоящую гимнологию: бесконечное разнообразие сравнений доходит иногда до излишнего словообилия и чрезмерного аллегоризирования. Господствующий аргумент в его проповедях — умелая цитата из Св. Писания, главное содержание их — учение о жизни для Бога и в Боге. Несоответствие действительной жизни христианского общества с христианским идеалом наполняет его душу неутешной скорбью. Он говорит о покаянии, об удалении от суеты мирской, о борьбе со страстями; изображает смерть, страшный суд, загробную судьбу грешников и праведников. Чуждый крайнего ригоризма, он благословляет брак и семью, советует родителям заботиться о воспитании детей для жизни, о хорошем замужестве для дочерей, об определений сыновей на службу общественную и государственную. Его проповедь покаяния не есть проповедь мрачного и безотрадного состояния духа. Он обращает мысль слушателя к христианскому учению о благости Божией; уныние выставляется им как тяжкий грех. Одни поучения его кратки и имеют форму гномических наставлений древнегреческих философов; другие изложены в форме дооригеновской гомилии, т. е. настоящей беседы — диалога учителя с учениками; третьи представляют тип оригеновской гомилии, т. е. последовательного толкования большего или меньшего отрывка Св. Писания, перемежающегося нравоучениями; четвертые — настоящие обширные тематизованные слова (λόγοι), характеризуемые всесторонним объяснением предмета и истинно ораторским изложением. К этой группе, самой многочисленной, принадлежат наиболее известные проповеди Ефрема Сирина: семь слов о втором пришествии Христовом, о воскресении мертвых, о страданиях Спасителя, о кресте, о терпении, о вере, о посте, о добродетелях и пороках, о гордости.

Литература

Издания сочинений прп. Ефрема Сирина

Использованные материалы

  • Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона.

[ad01]

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *