В процессе познания действительности человек тем или иным образом обозначает свое отношение к познаваемым объектам: предметам, окружающим людям, идеям, явлениям, событиям, к своей собственной личности. Это отношение проявляется в форме эмоций.

Эмоции – особая сфера психических явлений, которая в форме непосредственных переживаний отражает субъективную оценку внешней и внутренней ситуации, результатов своей практической деятельности с точки зрения их значимости, благоприятности или неблагоприятности для жизнедеятельности данного субъекта.

Эмоции обладают рядом функций.

1. Сигнальная. Ее сущность состоит в том, чтобы подавать эмоциональный сигнал как реакцию на то или иное воздействие внешней среды или внутреннее состояние организма. Ощущение дискомфорта или удовольствия вызывает у человека определенные эмоции. Эти эмоции служат сигналом к действиям по устранению дискомфорта или сигналом к фиксации источника удовольствия. Например, находясь в малознакомой компании, человек испытывает неловкость. Это служит сигналом предпринять какие-либо действия: найти знакомого, либо проявить инициативу в знакомстве с членами компании, либо просто уйти. Пример положительного сигнала – человек получает эстетическое наслаждение от рассматривания картины на выставке. Эмоции, возникшие при этом, служат сигналом зафиксировать в сознании название картины, ее автора, название выставочного зала, чтобы при желании посетить его еще раз и снова испытать те же эмоции.

Эмоции имеют внешние проявления, выражающиеся в мимике, движениях. Человек может без слов выразить свое отношение к объекту. «Как тебе это нравится?», – в ответ – одобрительный кивок либо кислая мина. С другой стороны, по внешним проявлениям можно судить об эмоциях человека. Улыбка – проявление радости, доброжелательности, нахмуренный вид – человек сосредоточен или опечален и т. п. Точно так же по позе, по жестам можно распознать психоэмоциональное состояние человека. Психологами выявлен целый «язык» тела, позволяющий судить как о сиюминутных эмоциях, так и об особенностях эмоциональной сферы личности в целом (например, степень тревожности, уверенности, открытости, правдивости и т. п.). Только очень хорошо натренированные люди могут полностью контролировать мимику и движения, чтобы не выдавать своих истинных чувств (например, разведчики).

2. Регулятивная. Эмоции могут регулировать функционирование как отдельных психических процессов, так и деятельность человека в целом. Положительный эмоциональный фон повышает качество деятельности. Тоскливое настроение может довести до того, что все «из рук валится». Страх в зависимости от особенностей личности может либо парализовать человека, либо, напротив, мобилизовать все его ресурсы на преодоление опасности.

3. Познавательная. Эмоции могут как стимулировать, так и подавлять процесс познания. Если человеку интересно, любопытно что-либо, он будет охотнее включаться в процесс познания, чем если объект ему неприятен, вызывает отвращение или просто скуку.

Традиционно выделяют такие виды эмоциональных процессов, как собственно эмоции, аффекты, стрессы, настроения и чувства. Те или иные виды эмоциональных процессов включены во все психические процессы, во все виды активности человека, начиная от ощущений и заканчивая осознанной деятельностью.

Аффект характеризуется наибольшей мощностью эмоциональной реакции и ее относительной кратковременностью. Этот процесс полностью захватывает психику человека, при этом реакция на основной раздражитель словно бы поглощает реакции на все смежные раздражители. В состоянии аффекта человек может не реагировать на боль, не испытывать страха или стыда и т. п. Таким образом, данный процесс предопределяет действия человека в ситуации, вызвавшей такую реакцию. Аффект, как правило, не поддается контролю сознания, объем которого резко сужается, – он сам движет поведением человека.

Причиной аффекта служит эмоциональная напряженность, накапливаемая в результате афектогенной ситуации. Если эта напряженность не имеет своевременной разрядки «по частям» и продолжает накапливаться, то со временем она приведет к возникновению аффекта – острой и бурной разрядке всего накопившегося напряжения сразу.

Нередки случаи, когда в состоянии аффекта совершаются преступления. Это связано с тем, что аффектогенные ситуации бывают спровоцированы, преимущественно, отрицательными эмоциями. Например, у некоего А постоянно копится раздражение и озлобленность на некоего В. Это связано с тем, что В ведет себя по отношению к А неприемлемым для А образом. Но В занимает более выгодную позицию (высокое положение либо, напротив беспомощность, дающая В чувство вседозволенности), поэтому А не может выплеснуть свои эмоции. Тогда рано или поздно может настать момент, когда А впадет в состояние аффекта и совершит по отношению к В преступное действие (вплоть до убийства). В данном случае мы не рассматриваем объективную правоту или неправоту А и В (ведь это могут быть как заключенный и садист-надзиратель, так и истеричная мать и непослушный ребенок или сиделка и самодур-пациент), а прослеживаем только механизм возникновения аффекта.

Итак, отличительные черты аффекта:

1) большая интенсивность эмоциональной реакции, влекущая за собой ее бурное внешнее проявление;

2) выход эмоциональной сферы из-под контроля сознания;

3) ситуативность, т. е. реакция на определенную ситуацию;

4) обобщенность реакции, когда доминирующий раздражитель «затмевает» сопутствующие;

5) малая продолжительность, поскольку, будучи процессом интенсивным, аффект быстро себя «изживает». Собственно эмоции – более продолжительный вид явлений эмоциональной сферы. В отличие от ситуативного аффекта, эмоции могут быть реакцией не только на происходящее в данный момент, но и на воспоминания и на предвосхищаемые события.

Эмоции выражают оценку человеком ситуации и значимости предстоящего действия или деятельности в целом с точки зрения актуальной в данный момент потребности. Например, если поступающее раздражение воспринимается как угроза жизнедеятельности, то за ним следует эмоциональное возбуждение, являющееся сигналом для перехода от автоматического поддержания физиологического равновесия организма к активной ориентировочной деятельности, поиску условий для адаптации. Так, переживания, связанные с ощущением боли, означают необходимость определить ее источник и совершить необходимые действия для купирования боли или предотвращения дальнейшего развития болезненного состояния (принять лекарство, вынуть занозу из пальца и т. п.). Переживание голода сигнализирует о том, что ресурсы внутреннего обеспечения исчерпаны, и их надо пополнять извне. Если же возникающее эмоциональное переживание сигнализирует об удовлетворительном, комфортном состоянии организма и психических процессов, это означает положительную оценку текущей деятельности, свидетельствует об отсутствии необходимости ее смены. Например, человек бодр, у него высокая работоспособность, его действия вызывают в нем положительные эмоции. Следовательно, еще нет необходимости прерываться на отдых и можно продолжать текущую деятельность.

Двумя основными факторами, влияющими на возникновение эмоций, являются наличие потребности и вероятность ее удовлетворения. Многообразие же эмоций обеспечивают дополнительные факторы:

1) степень жизненной необходимости удовлетворения потребности;

2) временной разрыв между возникновением потребности и возможностью ее удовлетворения;

3) индивидуальные и личностные особенности субъекта;

4) способность субъекта к целостной оценке ситуации, извлечению информации из всей совокупности обстоятельств. Чувствами называют наиболее длительные и устойчивые эмоциональные процессы. Они могут длиться годами, десятилетиями (например, чувство любви). Многие психологи рассматривают эмоции только как конкретные формы протекания чувств. Чувства имеют ярко выраженный предметный характер. Это означает, что человек не может переживать чувство само по себе, безотносительно предмета, а только к кому-нибудь или чему-нибудь. Объект чувства может быть как реальным, так и воображаемым, вымышленным. Например, чувства симпатии или антипатии могут возникать в отношении другого человека, литературного персонажа, героя кинофильма. В отечественной психологии существует распространенное мнение, что чувства отражают социальную природу человека и складываются как значимые личностные отношения к окружающей действительности. Таким образом, чувства можно определить как переживаемые в различной форме внутренние отношения человека к тому, что происходит в его жизни, в его практической и познавательной деятельности. При переживании чувства восприятие объекта и представление о нем выступает в единстве с личным отношением к данному объекту – воспринимаемому, понимаемому, известному или неизвестному. Переживание чувства является и особым эмоциональным состоянием человека, и отдельным видом среди процессов эмоциональной сферы.

Чувства классифицируют по их направленности и по влиянию на деятельность. По направленности их делят на интеллектуальные чувства – связанные с познавательной деятельностью; практические – связанные, соответственно, с практической деятельностью; эстетические – чувство прекрасного, вызываемое общением с искусством или восприятием красоты природы; моральные – вызванные переживанием отношений с другими людьми. По характеру влияния на деятельность чувства делят на стенические – активизирующие деятельность (например, радость, вдохновение) и астенические – угнетающие ее (тревога, уныние).

Чувства обладают рядом свойств. Они полярны, т. е. каждое чувство имеет свою противоположность (уважение – презрение, тревога – спокойствие, радость – страдание). Чувства могут быть и амбивалентны – когда один и тот же предмет вызывает два противоречивых, противоположных чувства (можно одновременно любить и ненавидеть, восхищаться и бояться). Чувства динамичны – они имеют свойство меняться со временем (горе и отчаянье могут переходить в печаль, уважение – в нежность, страстная любовь – в ровную привязанность). И, наконец, чувства всегда субъективны. Они зависят от индивидуальных и личностных качеств человека, от состояния здоровья (когда человек болен, он более склонен к унынию, чем к радости), от мировоззрения (например, эстетическое отношение к природе как к источнику вдохновения либо прагматическое – как к источнику обогащения), от культурно-исторических традиций (например, у одних народов символом скорби является черный цвет, у других – белый).

Чувства тесно связаны с потребностями человека. Они ориентируют его на выделение предметов, отвечающих текущим потребностям, и стимулируют деятельность, направленную на удовлетворение этих потребностей.

Настроение является продолжительным эмоциональным состоянием, которое может служить фоном для всех остальных проявлений эмоциональной сферы. При этом интенсивность его невелика – настроение не может полностью вытеснить ни чувства, ни эмоции. Оно лишь окрашивает их в некий устойчивый эмоциональный оттенок. Например, ожидание праздника может создать повышенное настроение на несколько дней. На этом фоне неприятности не будут вызывать такой сильной досады, какая могла бы возникнуть при угнетенном настроении, а мелкие удовольствия будут доставлять значительно больше радости, чем в обычный скучный день. Или, напротив, зарядивший с утра холодный осенний дождь может создать на весь день тоскливое настроение, поэтому и интерес к работе несколько угаснет, и встреча с друзьями пройдет не так весело, как бывало в другие дни. Но случаются и исключения, когда настроение приобретает высокую интенсивность и в состоянии перебить чувства и эмоции. Например, находясь в настроении сильной раздраженности или досады после разговора с боссом, человек может незаслуженно обидеть всплеском отрицательных эмоций своих домашних, которых в действительности сильно любит.

Помимо длительности и малой интенсивности, настроение обладает еще одним свойством – неясностью, безотчетностью. Человек, как правило, редко осознает причины, вызвавшие то или иное настроение (за исключением очень уж явных причин). Хорошо, когда это повышенное настроение, здесь не обязательно доискиваться причин – просто радоваться, веселиться, быть нежными, дружелюбными. Однако можно испытывать и смутную тревогу, и беспричинную тоску, подавленность, вялость. Тогда лучше постараться проанализировать свое настроение и попытаться выяснить, что послужило толчком к его началу. Возможно, причина тоски кроется всего лишь в ненастной погоде, причина вялости и подавленности – в недостатке прогулок на свежем воздухе, причина тревоги – в случайно услышанной где-то фразе, всколыхнувшей неосознаваемый комплекс личных ассоциаций. Если человек сможет самостоятельно или с чьей-то помощью установить первопричину дурного настроения, то ему не составит труда от этого настроения избавиться.

Стресс является еще одним видом проявления эмоциональной сферы. Стрессом называют особую форму переживания чувств, вызванную напряженной, подавляющей, экстремальной ситуацией (словом, такой, которая резко нарушает общий эмоциональный фон, меняет настроение). Стресс может быть вызван как чисто эмоциональными причинами, такими как известие о несчастье, незаслуженная обида, страх, так и другими факторами, именуемыми в психологии «стрессоры». Эмоциональный стресс всегда сопутствует реакции человека и на другие, неэмоциональные, стрессоры. Такими стрессорами могут послужить физиологические причины: голод, переохлаждение, боль, переутомление. Ими могут быть и сложные ситуации, заключающиеся, например, в необходимости принятия срочного ответственного решения или предотвращения угрозы жизни или здоровью, в необходимости резкой смены стратегии поведения и т. п. Стрессорами могут быть не только сильные реально действующие эмоциональные или физиологические раздражители, но и представляемые, воображаемые, напоминающие о горе, угрозе, страхе, боли. Для организма, находящегося в состоянии стресса, характерен комплекс реакций адаптации к экстремальным условиям: тревога, сопротивление, истощение.

Тревога возникает в результате срабатывания сигнальной функции эмоций. Сопротивление обеспечивается перераспределением и мобилизацией физических и психических резервов человека. Однако в результате этого резервы существенно снижаются, что и приводит к реакции истощения, наступающей после воздействия стресса. Если стрессы часты и длительны, то это может привести не только к нарушению психического здоровья – возникновению депрессии, неврозов, но и весьма негативно сказаться на здоровье физическом. Под воздействием частых стрессов могут развиваться или обостряться сердечно-сосудистые, желудочные заболевания. Кроме того, снижается иммунитет организма, поэтому увеличивается подверженность вирусным инфекциям и даже простой простуде. Однако избежать стрессовых ситуаций в нашей жизни невозможно, поэтому необходимо развивать в себе способность к саморегуляции – это поможет снизить уровень негативных последствий стресса.

В психологии выделяют ряд основных эмоциональных состояний. Из них складываются многочисленные оттенки эмоциональных переживаний, подобно тому, как цветовые оттенки складываются из основных цветов спектра.

1. Радость. Это эмоциональное состояние, имеющее яркую положительную окраску. Оно связано с возможностью вполне удовлетворить актуальную текущую потребность в условиях, когда вероятность этого до данного момента была невелика или, по крайней мере, неопределенна. Радость относится к стеническим эмоциям.

2. Страдание. Отрицательное эмоциональное состояние, являющееся антиподом радости. Страдание возникает при невозможности удовлетворения актуальной потребности или при получении информации об этом, при условии, что до настоящего момента удовлетворение этой потребности представлялось достаточно вероятным. Форму страдания часто принимает эмоциональный стресс. Страдание является астенической эмоцией.

3. Гнев. Отрицательное эмоциональное состояние. Чаще всего протекает в виде аффекта. Вызывается, как правило, возникновением непредвиденного серьезного препятствия на пути удовлетворения исключительно важной для субъекта потребности. В отличие от страдания гнев имеет стенический характер – он позволяет мобилизовать все силы на преодоление препятствия.

4. Страх. Отрицательное эмоциональное состояние. Оно возникает при реальной, предполагаемой или воображаемой угрозе жизни, здоровью, благополучию субъекта. В отличие от эмоции страдания, вызываемой реальным отсутствием возможности удовлетворения потребности, переживание страха связано лишь с вероятностным прогнозом возможного ущерба. Носит астенический характер.

5. Интерес. Положительное эмоциональное состояние, способствующее познавательной деятельности: развитию навыков и умений, приобретению знаний. Интерес мотивирует обучение. Это стеническая эмоция.

6. Удивление. Эта эмоция нейтральна по знаку. Она является реакцией на внезапно возникшую ситуацию или объект в случае отсутствия информации о характере данного объекта или ситуации. При удивлении все прочие эмоции временно приостанавливаются, все внимание человека переходит на объект удивления. В зависимости от полученной информации может переходить в страх, интерес, радость, гнев.

7. Отвращение. Отрицательное эмоциональное состояние. Возникает в случае контакта с объектами, вызывающими резко негативное отношение субъекта на любом из уровней – физическом, нравственном, эстетическом, духовном. Объектом могут стать другой человек, предмет, явление, событие и т. д. Отвращение к другому человеку в сочетании с гневом может послужить причиной агрессивного поведения в отношении него.

8. Презрение. Отрицательное эмоциональное состояние. Возникает в межличностных отношениях, т. е. объектом презрения могут быть только другой человек или группа людей. Данное эмоциональное состояние является следствием неприемлемых для субъекта взглядов, установок, форм поведения объекта, расцениваемых субъектом как недостойные, низменные, не соответствующие его представлениям о нравственных нормах и эстетических критериях.

9. Стыд. Отрицательное эмоциональное состояние. Возникает при осознании субъектом собственного несоответствия ситуации, ожиданиям окружающих, а также несоответствия своих помыслов, поступков, форм поведения своим же нравственным и эстетическим нормам.

Несмотря на то что в «спектре» основных эмоциональных состояний большинство из них отрицательные, не следует думать, что в жизни человека преобладают негативные эмоции. В действительности положительных эмоций ничуть не меньше. Просто градация основных отрицательных эмоциональных состояний более четкая. Это связано с тем, что большая специфичность отрицательных эмоций способствует формированию более гибкой системы адаптации человека к окружающему миру.

Развитие представлений об эмоциях шло по нескольким основным направлениям.

По представлению Ч. Дарвина, эмоции возникли в процессе эволюции как средство, при помощи которого живые существа определяли значимость тех или иных условий для удовлетворения актуальных для них потребностей. Первичные эмоции были способом поддержания жизненного процесса в его оптимальных границах и предупреждения о разрушающем характере недостатка или избытка каких-либо факторов.

Предметом изучения Ч. Дарвина стали эмоционально выразительные движения у млекопитающих. На основании своих исследований Дарвин создал биологическую концепцию эмоций. Суть концепции сводится к тому, что эмоционально выразительные движения являются рудиментом инстинктивных действий, построенных на принципе целесообразности.

Следующий шаг в развитии биологической теории эмоций сделал П. К. Анохин. Согласно его исследованиям, положительные эмоции возникают в случае совпадения результата поведенческого акта с ожидаемым результатом. В противном случае, если совершение действия не приводит к желаемому результату, возникают отрицательные эмоции. Таким образом, эмоция выступает в качестве инструмента, регулирующего жизненный процесс и способствующего сохранению отдельной особи и всего вида в целом. Если некий способ поведения неоднократно приводит к удовлетворению потребности, то при помощи эмоций он закрепляется как успешный. Если же он не способствует достижению желаемого результата, то эмоции приводят к его торможению и стимулируют к поискам другого способа.

У. Джеймс и независимо от него Г. Ланге сформулировали моторную (или периферическую) теорию эмоций. Согласно этой теории, эмоция является вторичной по отношению к поведенческому акту. Она лишь ответ организма на изменения в мышцах, сосудах и внутренних органах, происходящих в момент действия. Парадоксальный афоризм У. Джеймса выражает основную идею теории: «Мы печальны, оттого что плачем, нам страшно, оттого что мы дрожим, нам радостно, оттого что мы смеемся». Иными словами, сигнал, вызванный эмоциогенным раздражителем, включает определенную модель поведения, обратная же связь приводит к возникновению эмоции. Теория Джеймса-Ланге сыграла положительную роль в развитии представлений о природе эмоций, указав на связь трех звеньев цепочки: внешнего раздражителя, поведенческого акта и эмоционального переживания. Однако сведение эмоций лишь к осознанию ощущений, возникающих в результате периферических реакций, не объясняет связи эмоций с потребностями.

Психология bookap

В этом направлении вел исследования П. В. Симонов. Им была сформулирована информационная теория эмоций. Согласно этой теории эмоция является отражением соотношения величины потребности и вероятности ее удовлетворения в данный момент. П. В. Симонов вывел формулу этой зависимости: Э = – П (Ин – Ис), где Э – эмоция, ее сила и качество, П – потребность, Ин – информация, необходимая для удовлетворения потребности, Ис – информация существующая. Если П = 0, то и Э = 0, т. е. при отсутствии потребности нет и эмоции. Если Ин › Ис, то эмоция отрицательна, в противоположном случае – положительна. Данная концепция относится к числу когнитивных теорий о природе эмоций.

Еще одна когнитивная теория принадлежит Л. Фестингеру. Это теория когнитивного диссонанса. Ее сущность можно передать следующим образом. Диссонанс есть отрицательное эмоциональное состояние, возникающее в ситуации, когда субъект располагает двумя противоречивыми сведениями об одном объекте. Положительные эмоции субъект испытывает, когда реальные результаты деятельности согласуются с ожидаемыми. Диссонанс субъективно переживается как состояние дискомфорта, от которого человек стремится избавиться. Для этого имеются два способа: изменить свои ожидания так, чтобы они соответствовали реальности, или постараться получить новые сведения, которые бы согласовались с прежними ожиданиями.

Понятие «состояния»

Деятельность человека сопровождается работой большин­ства функциональных систем организма — центральной нервной системы с участием волевых механизмов, вегетативной системы с участием эмоций и др., в результате чего изменяется состоя­ние всех участвующих систем и человека в целом. Проблему состояний в отечественной психологии выдвинул Н. Д. Левитов. Однако до сих пор сущность состояний и ме­ханизмы их развития изучены недостаточно. Поэтому остановим­ся на основных характеристиках состояний, проявляющихся в процессе человеческой деятельности.

В повседневной жизни понятие «состояние» используется очень широко и в разных значениях. В одном случае говорят: «Я не в состоянии это сделать», имея в виду, что сделать что-то невозможно в силу каких-то причин. В другом случае останав­ливаются па «состоянии дел в данный момент», т. е. констати­руют положение вещей на производстве, в коллективе и т. п. Нас интересует другое понятие состояния, характеризующее осо­бенности работы функциональных систем и организма человека в целом. Но даже и при таком ограничении понятие остается довольно широким.

Например, врачи говорят о состоянии здоровья, тренеры — о состоянии тренированности спортсмена, физиологи — о со­стоянии возбуждения и торможения, о состоянии покоя, о рабо­чем состоянии функциональных систем и организма, психоло­ги — о состояниях стресса, монотонии, фрустрации и т. п., которые отличаются друг от друга прежде всего качественно, в свя­зи с переживаниями (эмоциями) человека.

Итак, что же следует понимать под состояниями человека?

Состояние в самом широком смысле — это реакция функцио­нальных систем и в целом организма на внешние и внутренние воздействия, направленная на сохранение целостности организ­ма и обеспечение его жизнедеятельности в конкретных условиях обитания.

Из всего многообразия состояний мы ограничимся рассмот­рением в основном психофизиологических состояний человека, под которыми понимаются целостные реакции личности на внеш­ние и внутренние стимулы, направленные на достижение полез­ного результата.

Причины возникновения состояний человека

Причины, приводящие к возникновению и развитию состоя­ний, могут быть самыми разнообразными. Одни состояния воз­никают как следствие физической или умственной работы (на­пример, утомление), другие в результате оценки ситуации и воз­можных последствий (например, страх), третьи — в результате общения людей, очного или заочного (например, гнев, радость, обида, неловкость, стыд и т. п.). Наличие причины, однако, не означает, что состояние, вызываемое ею, уже возникло, так как функциональные системы обладают устойчивостью к действию внешних и внутренних факторов (раздражителей).

Устойчивость к формированию неблагоприятных состояний — более позднее их появление, глубина неблагоприятных сдви­гов — зависит как от физиологических, в значительной мере при­рожденных факторов (например, от типологических особенно­стей свойств нервной системы, от биохимических особенностей, в частности способности тканей организма потреблять кисло­род, так и от социальных (эмоционального настроя) и приобре­тенных факторов (уровня тренированности).

Важно иметь в виду и то, что одна и та же причина (напри­мер, монотонная деятельность) может вызвать различные со­стояния, подчас противоположные.

Например, существуют три формы проявления страха, две формы фрустрационного состояния — актив­ная (агрессивная) и пассивная. Фактор однообразия (монотонии) может привести к состоянию монотонии, связанному с торможением психической активности человека, и к психиче­скому пресыщению, связанному с большим психическим воз­буждением.

Различные реакции людей на один и тот же фактор обус­ловлены тем, что эти факторы вызывают состояния, так сказать, опосредованно, преломляясь через особенности индивида и лич­ности, в частности типологические особенности проявления свойств нервной системы и свойства темперамента (Н. Д. Скря­бин, Н. П. Фетискин и др.).

Помимо личностных особенностей, определенную роль в воз­никновении различных состояний при наличии одной и той же причины играет ситуация, в которой находится человек. Это бы­ло показано Г. Хольмбергом, который наблюдал у одного и то­го же испытуемого при воздействии эпинефрином то эйфорию, то гнев. Эти данные совпадают с полученными нами фактами, что возникновение состояния обусловлено уровнем активности функциональных систем в данный момент.

Специфика состояния зависит также от длительности воз­действия одного и того же фактора. Например, Н. П. Фетискин установил, что если работа, связанная с воздействием монотон­ного фактора, продолжается на фоне развившегося состояния монотонии, то последнее может сменяться состоянием психиче­ского пресыщения.

Психофизиологические состояния как системные реакции личности

Психофизиологическое состояние — это причинно обуслов­ленное явление, реакция не отдельной системы или органа, а личности в целом. Если рассматривать человека как сложную систему, обладающую способностью экстренной самоорганиза­ции, динамически и адекватно приспосабливающуюся к изме­нению внешней и внутренней среды, то и состояние человека сле­дует понимать как системную реакцию. Понятие о состоянии как сложной системе определяет методологические позиции, позволяющие подойти с единой точки зрения к различным пси­хофизиологическим состояниям человека.

Состояния как системные реакции включают в свою струк­туру различные функциональные системы и уровни регулирова­ния, начиная с вегетативных и двигательных систем и кончая высшими психическими уровнями регулирования, связанными с мотивами, волей и т. п.

О состояниях, как правило, судят в повседневной жизни по сопутствующим им переживаниям различных чувств: устало­сти, скуки, страха и т. п. Переживание различных чувств явля­ется важным объективным диагностическим признаком при рас­познавании состояний. Так называе­мые «субъективные» показатели столь же объективны, как и всякие другие, для того, кто умеет их понимать и расшифровы­вать.

Но переживания — лишь один из поверхностных признаков состояний, мало говорящий о «глубинных» изменениях, о том, что же происходит в различных функциональных системах и на разных уровнях управления и регуляции поведением и деятель­ностью спортсмена. Один из крупных специалистов по изучению состояний Н. Д. Левитов считает, что если свести психи­ческое состояние к переживаниям, то мы не выйдем из круга той субъективности, при которой и переживание может быть понято неправильно.

Наряду с переживаниями человека, связанными с психо­физиологическими состояниями, в организме возникает целый комплекс изменений: в одном случае усиливается возбуждение в двигательных центрах, в другом случае оно ослабляется и от­мечается превалирование процесса торможения; эти изменения уровня возбуждения могут сопровождаться усилением влияния либо симпатического, либо парасимпатического отделов веге­тативной нервной системы. Изменяется вследствие этого и пове­дение человека, причем одному и тому же переживанию мо­гут соответствовать разные формы поведения, обусловленные особенностями личности. Поэтому в одной и той же ситуации при одних и тех же переживаниях разные люди могут на­ходиться в различных формах одного и того же состояния и ве­сти себя по-разному.

Итак, психофизиологическое состояние как целостная реак­ция личности на определенные стимулы (ситуацию) связано с формированием определенной и специфичной для данной си­туации функциональной системы (по П. К. Анохину), включаю­щей психические (переживание), вегетативные (гуморальная ре­гуляция со стороны эндокринной и вегетативной нервной систе­мы) и двигательные уровни.

Качественное своеобразие этих уровней создает специфическую качественную характеристику определенного состояния; степень выраженности переживаний и наблюдающихся сдвигов в функциональных системах — глу­бину этого состояния, а длительность этих сдвигов — устойчи­вость состояния. И переживания и физиологические изменения неотделимы друг от друга, т. е. всегда сопутствуют друг другу. Например, усталость, апатия и т. п. сопровождаются изменением ряда физиологических функций (пульса, времени реакции и др.), так же как физиологические признаки соответствующих состоя­ний сопровождаются чувством усталости, апатии и т. п.

Это не значит, однако, что чувство усталости всегда должно совпадать по времени с моментом изменения физиологических функций. Если состояние утомления совпадает с другим состоя­нием (воодушевления и т. п.), одно чувство, например подъема, может «маскировать» и «отодвигать» время появления другого чувства — усталости. В этом единстве психических и физиологических признаков состояний причинным фактором может быть каждый из них

Итак, распознать то или иное состояние можно лишь с уче­том ряда показателей, отражающих уровень активности основ­ных функциональных систем (психических, вегетативных, дви­гательных) и особенности переживаний и поведения человека. Поэтому основным принципом диагностики состояний является комплексность и многофункциональность.

Характеристика состояний

Состояния могут характеризоваться по длительности проте­кания, по степени активированности функциональных систем, по глубине и качественным особенностям развития.

Длительность (устойчивость) состояний. Каждое состояние временно, оно сменяется другим состоянием. Именно по времен­ной характеристике ученые пытаются отдифференцировать со­стояния от процессов: первые более длительны, вторые быстро­течны. Однако этот критерий весьма относителен, как и деле­ние самих состояний на устойчивые и неустойчивые, длительные и кратковременные. В практических целях принято говорить о состояниях мимолетных (неустойчивых), длительных и хрони­ческих. В. М. Зациорский, В. А. Запорожанов и И. А. Тер-Ова-несян эти три группы назвали по-другому: оперативные, появляющиеся при однократ­ном воздействии, текущие — при нескольких воздействиях и перманентные, длящиеся недели и месяцы. Каждое качественно своеобразное состояние (тревожность, страх, утомление, монотония и другие) при опре­деленных условиях может быть оперативным, текущим и перма­нентным.

Возможность перехода состояний из текущих в перманент­ные имеет как положительные стороны (например, при разви­тии состояния тренированности), так и отрицательные (при раз­витии хронического утомления — переутомления, хронической монотонии). Следовательно, в одном случае нужно стимулиро­вать переход текущего состояния в перманентное, а в другом — не допускать этого перехода. При этом нужно иметь в виду, что перманентные состояния могут развиваться подспудно, без ост­рого состояния, поэтому можно не уследить за их течением.

Степень активированности функциональных систем. Это ка­чество характеризует уровень функционирования систем. В от­ношении уровня сознания степень активированности мозговых структур и сопутствующие ей состояния можно представить в виде следующей схемы: от сна к бодрствованию в состоянии покоя и дальше к психическому пресыщению и возникновению эксцитаторных фаз.

Следует, однако, подчеркнуть, что попытки создать клас­сификацию состояний (в том числе и эмоциональных) только на основании этого линейного параметра признаны неудачными. Помимо интенсивности физиологических и психических процес­сов, необходимо учитывать и другие характеристики, в том числе качество процессов, эмоций и т. п. Другими словами, схема клас­сификации состояний должна быть многомерной.

Качество состояний. По типу (знаку) переживаемых эмоций состояния делят на положительные и отрицательные. Однако с точки зрения их влияния на эффективность деятельности такое название может не соответствовать роли состояний. Так, поло­жительные с точки зрения переживаемых эмоций состояния (благодушее) могут снижать настой­чивость в достижении цели, а отрицательные эмоциональные со­стояния, связанные, например, со спортивной злостью, могут стимулировать деятельность.

Глубина состояний характеризуется степенью выраженности переживаний и сдвигов физиологических функций.

Активная природа развития состояний

Состояния человека независимо от покоя или работы всегда активны по своей физиологической природе. Во-первых, состоя­ние — это деятельность функциональных систем, их реакция на определенную ситуацию. Во-вторых, состояние возникает в про­цессе регуляции (саморегуляции) функциональных систем. По­мимо физиологической активности, в ряде случаев наблюдается психологическая активность — активное возникновение состоя­ний — саморегуляция через самовнушение и т. д.

В настоящее время установлено, что даже сон является опре­деленным образом организованной активностью мозга, а не пас­сивным состоянием.

Таким образом, развитие состояний — это не капитуляция организма перед воздействующим на него стимулом, а оборона, причем не только пассивная, но и активная. Так, с одной сто­роны, развитие состояния связано с повышением устойчивости к воздействующему раздражителю за счет понижения чувстви­тельности к нему — повышения порогов, за счет сдвига нейродинамики (при длительных воздействиях), в направлении, обес­печивающем большую устойчивость (сопротивляемость) по от­ношению к развивающемуся состоянию.

Например, при длитель­ном воздействии на обучающихся однообразного тренинга у них усиливается инертность нервных процессов и происходит повышение уровня активации покоя, что способствует большей устойчивости к действию монотонного фактора. Правда, это наблюдается лишь при многолетнем воздействии фактора.

С другой стороны, при возникновении и стабилизации состоя­ний включаются механизмы не только пассивного, но и активно­го противодействия: увеличение сенсорного потока с мышц (им­пульсов от проприорецепторов при активизации двигательной деятельности) при дефиците возбуждения в мотивационно-эмоциональной сфере регулирования и уменьшение этого потока — при избыточности возбуждения.

Конечно, действие пассивных и активных механизмов сопро­тивления воздействующему фактору небеспредельно. В ка­кой-то момент эти механизмы иссякают, и тогда развиваются более глубокие, более устойчивые и не всегда полезные для ор­ганизма и для эффективной деятельности изменения. Вот тогда наблюдается снижение работоспособности, по которому можно, например, судить без всяких обследований об утомлении.

Таким образом, развитие состояний характеризуется этапностью, что отметил еще Г. Селье при описании состояния стресса. Он выделил следующие этапы, стадии: шок, противошок, резистентность, торможение. Действительно, после первой реакции на раздражитель начинается противодействие этому стимулирующему воздействию, в результате чего появляется на определенное время устойчивость (резистентность) к изменив­шимся условиям жизнедеятельности. Заканчивается же состоя­ние стадией торможения противодействующих механизмов, ес­ли действие раздражителя не прекращается.

Латентный период развития состояний

Всякая реакция возбудимых систем имеет задержку в сво­ем проявлении — латентный, период. Это же отно­сится и к психофизиологическим состояниям. Задержка в раз­витии состояний, исчисляемая иногда не минутами, а часами (а если речь идет о состоянии тренированности, то и месяца­ми), связана с несколькими причинами:

  • с преодолением инертности предыдущего состояния;

  • с периодом накопления (суммации) функциональных сдвигов, возникающих, например, в процессе работы до «верхнего предела», по достижении кото­рого организм начинает включать защитные, или компенсатор­ные, механизмы;

  • со временем, необходимым для формирова­ния функциональной системы, реагирующей на возмущающее воздействие, и т. п.

Длительность скрытого периода для различных состояний различна и порой исчисляется секундами, например, при разви­тии некоторых эмоциональных состояний, первичной причиной развития которых являются возникающие у человека эмоции. Но часто развитие так называемых хронических состояний тре­бует недель и месяцев.

Часто можно встретиться с точкой зрения, что при наличии какого-то фактора, причины, вызывающей состояние, должно быть и это состояние. В действительности же причина еще не означает, что состояние, ею вызываемое, уже развилось. Нужна определенная, пороговая длитель­ность действия какого-либо фактора, чтобы возникло опреде­ленное состояние. Величина этого порога определяет устойчи­вость человека к развитию неблагоприятных состояний.

Тест 17. Эмоции

1. Эмоции – это такое отражение в форме переживаний приятного и неприятного процессов и результатов практической деятельности, как:

а) непосредственное;

б) опосредованное;

в) сознательное;

г) рациональное.

2. Эмоции нельзя охарактеризовать как психические реакции, которые отношение субъекта к жизненным обстоятельствам:

а) выражают;

б) отражают;

в) представляют собой;

г) определяют.

3. В том, что стойкие переживания направляют наше поведение, поддерживают его, заставляют преодолевать встречающиеся на пути преграды, выражается функция чувств:

а) экспрессивная (выразительная);

б) сигнальная;

в) регуляторная;

г) интерферирующая.

4. Переживание субъектом соответствия или несоответствия актуальной потребности и реального или воображаемого объекта, способного или неспособного ее удовлетворить, называется:

а) когницией;

б) эмоцией;

в) акцией;

г) имажинацией.

5. Образ воображаемого объекта, с которым сопряжено переживание того, что этот объект ранее не встречался в опыте субъекта, называется:

а) когницией;

б) эмоцией;

в) акцией;

г) имажинацией.

6. Эмоциональные процессы и состояния в жизни организма выполняют функцию(и):

а) только приспособительную;

б) только мобилизационную;

в) только приспособительную и интегративную;

г) приспособительную, мобилизационную и интегративную.

7. Эмоциональное регулирование поведения– иерархическая система, включающая уровень:

а) полевой реактивности;

б) стереотипов и штампов;

в) эмоционального контроля;

г) социального регулирования.

8. В античности эмоциональные процессы рассматривались как особый вид:

а) познания;

б) переживания;

в) эмпатии;

г) предвидения.

9. Периферическую теорию эмоций выдвинул(и):

а) У. Кеннон;

б) У. Джемс и Н.Н. Ланге;

в) Ф. Бард;

г) Ч. Дарвин.

10. Утверждают, что человек не потому смеется, что ему смешно, а человеку потому смешно, что он смеется, представители теории эмоции:

а) информационной;

б) кибернетической;

в) периферической;

г) когнитивной.

11. Эмоции связаны с определенными физиологическими реакциями согласно теории эмоций:

а) информационной;

б) периферической;

в) кибернетической;

г) когнитивной.

12. Неразрывно связывает эмоции человека с инстинктами биологическая теория эмоций, разработанная:

а) П.В. Симоновым;

б) Ч. Дарвиным;

в) У. Джемсом;

г) К. Изардом.

13. Первопричинами возникновения эмоциональных состояний являются изменения физиологического характера, происходящие в организме согласно теории:

а) Кеннона – Барда;

б) Джемса – Ланге;

в) К. Изарда;

г) П.К. Анохина.

14. То, что эмоциональные переживания и соответствующие им органические изменения порождаются одновременно и их источником является гипоталамус, утверждает теория эмоций:

а) Кеннона – Барда;

б) Джемса – Ланге;

в) К. Изарда;

г) П.В. Симонова.

15. Положительное эмоциональное переживание возникает, когда реальные результаты деятельности соответствуют ожидаемым, а отрицательное– когда не соответствуют, согласно теории:

а) П.К. Анохина;

б) когнитивного консонанса;

в) когнитивного диссонанса;

г) Ч. Дарвина.

16. Сведение эмоций лишь к осознанию ощущений, возникающих в результате периферических реакций, является уязвимым местом:

а) биологической концепции эмоций Ч. Дарвина;

б) биологической теории эмоций П.К. Анохина;

в) информационной теории эмоций П.В. Симонова;

г) теории эмоций Джемса – Ланге.

17. Эмоции как отражение мозгом высших животных и человека величины потребности и вероятности ее удовлетворения в данный момент рассматриваются:

а) в биологической концепции эмоций Ч. Дарвина;

б) в биологической теории эмоций П.К. Анохина;

в) в информационной теории эмоций П.В. Симонова;

г) в теории эмоций Джемса – Ланге.

18. Эмоции как продукт эволюции, как приспособительный фактор в жизни животного мира рассматриваются:

а) в биологической концепции эмоций Ч. Дарвина;

б) в биологической теории эмоций П.К. Анохина;

в) в информационной теории эмоций П.В. Симонова;

г) в теории эмоций Джемса – Ланге.

19. Теория дифференциальных эмоций Изарда рассматривает фундаментальные эмоции как базовые структуры:

а) мышления;

б) сознания;

в) памяти;

г) воображения.

20. Трактовка эмоций в терминах эффекторно-аффекторной стимуляции предложена в концепции:

а) Джемса – Ланге;

б) П.К. Анохина;

в) П.В. Симонова;

г) Кеннона – Барда.

21. Возникновение эмоций обусловлено процессами формирования и удовлетворения потребностей и влечений, с точки зрения:

а) У. Джемса;

б) Н.Н. Ланге;

в) П.К. Анохина;

г) П.В. Симонова.

22. С.Л. Рубинштейн утверждает, что эмоции выступают в качестве внутренних побуждений к деятельности как проявления:

а) уровня потребностей личности;

б) формы потребностей личности;

в) свойства потребностей личности;

г) механизма потребностей личности.

23. Эмоции непосредственно отражают отношения между мотивами и реализацией отвечающей этим мотивам деятельности, по мнению:

а) Л.С. Рубинштейна;

б) П.В. Симонова;

в) А.Н. Леонтьева;

г) П.Я. Гальперина.

24. С точки зрения У. Джемса, причиной эмоций являются реакции:

а) только вазомоторные;

б) только мышечные;

в) только висцеральные и вазомоторные;

г) вазомоторные, висцеральные и мышечные.

25. Эмоции как способ понимания и «превращения» мира трактовал:

а) У. Джемс;

б) Ж.П. Сартр;

в) З. Фрейд;

г) И.М. Сеченов.

26. Связь между общностью анатомо-физиологических особенностей организма и внешним выражением эмоций установил:

а) В. Вундт;

б) Ч. Дарвин;

в) У. Джемс;

г) У. Кеннон.

27. Не органические процессы вызывают эмоции, а эмоции и органические процессы порождаются одновременно единым источником теории согласно теории:

а) Ч. Дарвина;

б) В. Вундта;

в) Джемса – Ланге;

г) У. Кеннона.

28. По Э. Титченеру, различие между эмоциями и ощущениями состоит в том, что к эмоциям неприложим параметр:

а) модальности;

б) длительности;

в) ясности;

г) интенсивности.

29. Основанием разделения эмоций на стенические и астенические является (ются):

а) мобилизация ресурсов организма;

б) потребности;

в) сила и длительность проявлений;

г) знак.

30. Эмоции на стенические и астенические делил:

а) Ч. Дарвин;

б) Г. Гегель;

в) И. Кант;

г) У. Джемс.

31. Критерием разделения эмоций на низшие и высшие является(ются):

а) мобилизация ресурсов организма;

б) потребность;

в) сила и длительность проявлений;

г) знак.

32. Основанием разделения психических состояний на интеллектуальные, волевые и эмоциональные является(ются):

а) роль личности и ситуации в возникновении эмоций;

б) доминирующие (ведущие) компоненты;

в) время протекания;

г) степень глубины.

33. Переживание удовлетворения потребности в чем-либо называется:

а) интересом;

б) радостью;

в) удивлением;

г) недоумением.

34. Переживание утраты, невозможность удовлетворить потребность в чем-либо – это:

а) горе;

б) стыд;

в) гнев;

г) страх.

35. Переживание собственной неспособности оказаться на высоте тех требований, которые человек предъявляет к самому себе, переживание неудовлетворенности собой – это:

а) горе;

б) стыд;

в) гнев;

г) страх.

36. Показателем аффекта является:

а) незначительное изменение сознания;

б) нарушение контроля воли за своими действиями;

в) сохранение самообладания;

г) сохранение контроля воли за своими действиями.

37. Самое длительное эмоциональное состояние, окрашивающее все поведение человека, называется:

а) собственной эмоцией;

б) аффектом;

в) настроением;

г) чувством.

38. Процесс передачи эмоционального состояния между индивидами на уровне их первой сигнальной системы, т. е. без решающего смыслового влияния, называется:

а) внушением;

б) идентификацией;

в) заражением;

г) подражанием.

39. Характерологическая особенность человека, заключающаяся в повышенной чувствительности, называется:

а) мнительностью;

б) эмпатией;

в) сензитивностью;

г) тревожностью.

40. Предрасположенность к повышенной эмоциональной возбудимости– это:

а) гипертония;

б) гипертомия;

в) гипомания;

г) гипермнезия.

41. Чрезмерное эмоциональное возбуждение определяется как:

а) гипероспия;

б) гипертомия;

в) гиперкинез;

г) гипергия.

42. То, что общий эмоциональный запас эмоциональности, эмоциональных реакций человека в данный период его онтогенеза относительно постоянен и проявление эмоций зависит от интенсивности эмоциональных ситуаций и их количества, утверждает закон:

а) Эммерта;

б) эмоциональной константности;

в) экономии;

г) оптимума мотивации.

43. Достижение эффекта (цели) вызывает положительную эмоцию в форме чувства эффективности: достигнув ожидаемого результата, человек как бы получает подкрепление в виде положительных эмоций согласно концепции:

а) кумулятивной причины;

б) кумулятивно-факторной причины;

в) «мотивации эффекта»;

г) Йеркса – Додсона.

44. Чувства, связанные с познавательной деятельностью, называются чувствами:

а) моральными;

б) интеллектуальными;

в) эстетическими;

г) практическими.

45. Сильное, стойкое, длительное чувство, которое захватывает человека и владеет им, называется:

а) аффектом;

б) страстью;

в) настроением;

г) чувством.

46. Сильное эмоциональное состояние взрывного характера, влияющее на всю личность, характеризующееся бурным протеканием, изменением сознания и нарушением волевого контроля, – это:

а) аффект;

б) страсть;

в) фрустрация;

г) стресс.

47. Состояние возрастающего эмоционального напряжения, которое возникает в конфликтных ситуациях, препятствия, связанные с сильной мотивацией – угрозой для благополучия личности, – это:

а) аффект;

б) фрустрация;

в) настроение;

г) стресс.

48. Устойчивой склонностью человека воспринимать угрозу своему «Я» в разных ситуациях характеризуется такое его эмоциональное состояние, как:

а) настроение;

б) стресс;

в) тревога;

г) гнев.

49. То, что в организме человека (как и у животных) постоянно накапливается энергия агрессивности, которая периодически разряжается, считает:

а) З. Фрейд;

б) К. Лоренц;

в) В. Мак-Дауголл;

г) Дж. Доллард.

50. Состояния, содержанием которых является непреодолимая боязнь конкретных ситуаций, предметов, существ или неопределенный беспредметный страх, называются:

а) аффектом;

б) фобиями;

в) стрессом;

г) фрустрацией.

51. Постижение эмоциональных состояний другого человека в форме сопереживания и сочувствия называется:

а) рефлексией;

б) идентификацией;

в) эмпатией;

г) симпатией.

52. Положительное эмоциональное состояние, связанное с возможностью достаточно полно удовлетворить актуальную потребность, вероятность чего до этого момента была невелика или во всяком случае неопределенна – это…

а) интерес;

б) радость;

в) удивление;

г) склонность.

53. Положительное эмоциональное состояние, способствующее развитию навыков и умений, приобретению знаний и мотивирующее обучение – это…

а) желание;

б) влечение;

в) интерес;

г) радость.

54. Не имеющая четко выраженного положительного или отрицательного знака эмоциональная реакция на внезапно возникшие обстоятельства, тормозящая все предыдущие эмоции, направляя внимание на объект – это…

а) интерес;

б) радость;

в) удивление;

г) влечение.

55. Отрицательное эмоциональное состояние, связанное с полученной достоверной или кажущейся таковой информацией о невозможности удовлетворения важнейших жизненных потребностей, которое до этого момента представлялось более или менее вероятным – это…

а) гнев;

б) страх;

в) страдание;

г) стыд.

56. Отрицательное эмоциональное состояние, вызываемое объектами (предметами, людьми, обстоятельствами и др.), соприкосновение с которыми (физическое взаимодействие, коммуникация в общении и пр.) вступает в резкое противоречие с идеологическими, нравственными или эстетическими принципами и установками субъекта – это…

а) гнев;

б) страх;

в) страдание;

г) отвращение.

57. Отрицательное эмоциональное состояние, протекающее, как правило, в форме аффекта и вызываемое внезапным возникновением серьезного препятствия на пути удовлетворения исключительно важной для субъекта потребности – это…

а) гнев;

б) фрустрация;

в) страдание;

г) агрессия.

58. Действия, направленные на причинение вреда (физического, морального и пр.) другому человеку – это…

а) гнев;

б) презрение;

в) враждебность;

г) агрессия.

59. Отрицательное эмоциональное состояние, возникающее в межличностных взаимоотношениях и порождаемое рассогласованием жизненных позиций, взглядов и поведения субъекта с жизненными позициями, взглядами и поведением объекта чувства – это…

а) отвращение;

б) презрение;

в) непонимание;

г) гнев.

60. Негативное влияние стресса на организм человека — …

а) апатия;

б) истощение;

в) усталость;

г) дистресс.

60. Отрицательных эмоциональных состояний, переживаемых людьми…

а) примерно столько же, сколько и положительных эмоциональных состояний;

б) больше, чем положительных эмоциональных состояний;

в) меньше, чем положительных эмоциональных состояний;

г) ровно столько же, сколько положительных эмоциональных состояний.

61. Отрицательное эмоциональное состояние, появляющееся при получении субъектом информации о возможном ущербе для его жизненного благополучия, о реальной или воображаемой опасности, ему грозящей – это…

а) когнитивный диссонанс;

б) неприятная новость;

в) страх;

г) страдание.

62. В отличие от эмоции ………., вызываемой прямым блокированием важнейших потребностей, человек, переживая эмоцию ……….., располагает лишь вероятностным прогнозом возможного неблагополучия и действует на основе этого (часто недостаточно достоверного или преувеличенного) прогноза.

а) страдания/страха;

б) страха/страдания;

в) стыда/страдания;

г) страха/стыда

63. ……, если он(о) сочетается с ……, может в межличностных отношениях мотивировать агрессивное поведение, где нападение мотивируется …….., а ………… — желанием «избавиться от кого-либо или чего-либо».

а) отвращение/гневом/отвращением/гнев

б) гнев/отвращением/гневом/отвращение

в) отвращение/гневом/гневом/отвращение

г) гнев/отвращением/отвращением/гнев

64. Деперсонализация является одним из вероятных следствий…

а) гнева;

б) презрения;

в) удивления;

г) страха.

65. Отрицательное эмоциональное состояние, выражающееся в осознании несоответствия собственных помыслов, поступков и внешности не только ожиданиям окружающих, но и собственным представлениям о подобающем поведении и внешнем облике – это…

а) отвращение;

б) гнев;

в) презрение;

г) вина.

1. То, что эмоциональные переживания и соответствующие им органические изменения порождаются одновременно и их источником является гипоталамус, утверждает теория эмоций …
Кеннона — Барда
Джемса — Ланге
К.Изарда
П.В. Симонова

2. Основанием разделения эмоций на стенические и астенические является (ются)…
мобилизация ресурсов организма
потребности
сила и длительность проявлений
знак

3. Устойчивой склонностью человека воспринимать угрозу своему «Я» в разных ситуациях характеризуется такое его эмоциональное состояние, как …
настроение
стресс
тревога
гнев

4. Процесс передачи эмоционального состояния между индивидами без решающего смыслового влияния, называется …
внушением
идентификацией
заражением
подражанием

5. Более или менее длительное эмоциональное состояние, окрашивающее все поведение человека называется ….
собственной эмоцией
аффектом
настроением
чувством

6. Переживание собственной неспособности оказаться на высоте тех требований, которые человек предъявляет к самому себе, переживание не удовлетворенности собой – это…
горе
стыд
гнев
страх

7. Сильное, стойкое, длительное чувство, которое захватывает человека и владеет им, называется …
аффектом
страстью
настроением
чувством

8. В том, что стойкие переживания направляют наше поведение, поддерживают его, заставляют преодолевать встречающиеся на пути преграды, выражается … функция чувств.
экспрессивная (выразительная)
сигнальная
регуляторная
интерферирующая

9. Эмоциональные процессы и состояния в жизни организма выполняют функцию (и):
только приспособительную
только мобилизационную
только приспособительную и интегративную
приспособительную, мобилизационную и интегративную

10. Сильное эмоциональное состояние взрывного характера, влияющее на всю личность, характеризующееся бурным протеканием, изменением сознания и нарушением волевого контроля – это …
аффект
страсть
фрустрация
стресс

11. Положительное эмоциональное переживание возникает, когда реальные результаты деятельности соответствуют ожидаемым, а отрицательные — когда не соответствуют, согласно теории…
П.К.Анохина
когнитивного консонанса
когнитивного диссонанса
Ч.Дарвина

12. Эмоции связаны с определенными физиологическими реакциями согласно …теории эмоций
информационной
периферической
кибернетической
когнитивной

13. Первопричинами возникновения эмоциональных состояний являются изменения физиологического характера, происходящие в организме согласно теории …
Кеннона — Барда
Джемса — Ланге
К.Изарда
П.К.Анохина

14. Эмоции, как оценка величины потребности и вероятности ее удовлетворения в данный момент рассматриваются в …
биологической концепции эмоций Ч.Дарвина
биологической теории эмоций П.К.Анохина
информационной теории эмоций П.В.Симонов
теории эмоций Джемса — Ланге

15. Чувства, связанные с познавательной деятельностью, называются … чувствами
моральными
интеллектуальными
эстетическими
практическими

16. Показателем аффекта является …
незначительное изменение сознании
нарушение контроля воли за своими действиями
сохранение самообладания
сохранение контроля воли за своими действиями

17. Постижение эмоциональных состояний другого человека в форме сопереживания и сочувствия называется …
рефлексией
идентификацией
эмпатией
симпатией

18. Чувства, связанные с переживанием прекрасного или уродливого в окружающем мире называются…
познавательные
эстетические
моральные
практические

ВЕСТНИК ПЕРМСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

2013 Философия. Психология. Социология Выпуск 1 (13)

УДК 159.942

УРОВНИ ВЕРБАЛИЗАЦИИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ОПЫТА Д.Г. Трунов

Выделены и подробно описаны следующие уровни вербальной дифференциации эмоционального опыта: уровень алекситимии, уровень обобщенных оценок, уровень эмотивной лексики, уровень анализа состояния.

Ключевые слова: эмоции; эмоциональный опыт; вербализация эмоций; эмотивная лексика; алексити-мия; эмоциональные концепты; эмоциональный интеллект.

В психологии термин «эмоции» означает переживание человеком его отношения к окружающему миру и к самому себе; эмоции являют собой особую форму отражения действительности . В основе эмоций лежат оценки, которые обусловлены соответствием или несоответствием действительности (событий, фактов, объектов и пр.) потребностям человека. Исходя из этого, назовем «эмоциональным опытом» переживание и осознание человеком своего отношения к миру (событиям, явлениям и объектам действительности), к другим людям и самому себе. В некоторых случаях в психологии разделяются понятия «эмоции» и «чувства». Так, эмоциональные процессы связываются с обеспечением биологического равновесия между организмом и средой; это процессы общие для человека и животных. Но человеку также свойственны эмоции, возникающие при удовлетворении не биологических, а психологических и социальных потребностей. Именно эти эмоции, определяемые как «высшие», иногда называются «чувствами» . Ниже я не буду разделять понятия «чувства», «эмоции», «состояние», «настроение», объединяя их в один концепт «эмоциональный опыт». Итак, эмоциональный опыт — это совокупность всех эмоциональных переживаний и состояний.

Вербализация эмоционального опыта — это процесс словесного описания человеком своих эмоциональных переживаний и состояний. С вербализацией эмоционального опыта мы стал-

киваемся в обыденном общении, а также в специфических профессиональных ситуациях (например, в беседе с психологом или психотерапевтом). Вербализация эмоционального опыта инициируется либо человеком, переживающим эмоциональный опыт, либо его собеседником. Психолог-консультант это делает чаще всего с помощью вопроса: «Что вы чувствуете?» Однако профессиональный опыт задавания этого или подобных «вопросов о чувствах» — в практике консультирования или в ходе интроспективного эксперимента — показывает, что люди по-разному реагируют на них: одни отвечают достаточно развернуто, различая и описывая разнообразные нюансы своей эмоциональной жизни, другие отвечают весьма односложно, третьи вообще затрудняются это сделать. В связи с этим можно говорить о разных степенях вербальной дифференциации эмоционального опыта, которые фиксируются в лексических и грамматических конструкциях.

Все возможные ответы, которые мы получаем при задавании «вопроса о чувствах», можно разделить на группы в зависимости от степени вербальной дифференциации эмоционального опыта. Назовем эти группы уровнями вербализации, подразумевая, что чем глубже уровень вербализации, тем лучше человек различает свой эмоциональный опыт. Слова, которые использует человек при описании своего эмоционального опыта, выступают здесь одновременно и как обозначение различных переживаний, и как инструмент различения своих

Трунов Дмитрий Геннадьевич — доктор философских наук, доцент кафедры общей и клинической психологии; Пермский государственный национальный исследовательский университет; 614990, Пермь, ул. Букирева, 15; trunoff@hotmail.ru.

переживаний, и как показатель степени этого различения. Безусловно, четкие границы между уровнями вербализации эмоционального опыта не всегда удается провести.

«Нулевой» уровень вербализации — это отсутствие вербализации, когда на вопрос «Что вы чувствуете?» человек говорит «Не знаю», «Не могу понять», «Затрудняюсь ответить» либо просто молчит; к этому же уровню отнесем ответы типа «Все нормально», «Никак», «Нейтрально», «Обычно», в которых человек не столько дает ответ, сколько уклоняется от него, а иногда попросту «отшучивается». «Нулевой» уровень вербализации — это ни что иное, как алекситимия (неспособность выразить в словах эмоциональный опыт) в своей крайней степени .

Только на следующем, собственно говоря, на первом уровне вербализации человек начинает как-то определять свое эмоциональное состояние, и хотя он делает это очень обобщенно, но, по крайней мере, он обозначает, во-первых, преобладающую полярность («знак») переживания, например: «Мне плохо (хорошо)», «Я доволен (расстроен)», «Мне приятно (неприятно)» и т.д.; а во-вторых — интенсивность переживания («очень», «сильно», «немного», «слегка» и т.д.). Однако на этом все описание может закончиться и вопросы, направленные на дальнейшую конкретизацию (дифференциацию) эмоционального опыта, могут остаться без ответа. К первому уровню вербализации также относится использование сленга и жаргона — от распространенных в молодежной среде «клево», «круто», «жесть», «адреналин» до ненормативных выражений. Главная особенность всех средств, используемых на первом уровне вербализации, — их многозначность, одно и то же слово может означать разнообразные переживания, подчас даже противоположные по знаку. Например, слово «жесть» выражает некое сильное чувство, но при этом может использоваться для вербализации и приятных, и не приятных переживаний.

На втором уровне вербализации человек уже конкретизирует свое эмоциональное состояние в той или иной модальности, используя специфическую эмотивную лексику. Под «эмотивная лексикой» я буду понимать здесь

слова, с помощью которых человек описывает свои эмоциональные переживания и состояния, попросту говоря, это — «названия чувств», например: «Мне обидно», «Я в гневе», «Я боюсь», «Мне стыдно» и пр.1 В основе эмотивной лексики лежат так называемые «эмотивные (или эмоциональные) концепты» . Эмотив-ная лексика — основа интроспективного описания: чем богаче запас эмотивной лексики, тем более дифференцированное и обстоятельное интроспективное описание мы получим; чем меньше запас эмотивной лексики, тем скуднее будет выглядеть интроспективный отчет, либо его не будет вовсе. Умение использовать существующий запас эмотивной лексики для описания своих и чужих эмоций определяется уровнем эмоционального интеллекта .

Казалось бы, на втором уровне можно остановиться: есть эмоциональный опыт (переживание), есть подходящее для него название (высказывание)… Однако на этом дифференциация не заканчивается, существует более глубокий уровень, а точнее — уровни, предполагающие гораздо более внимательный анализ собственных переживаний. В качестве примера высказывания, соответствующего третьему уровню вербализации, можно привести следующее: «Я чувствую обиду. Причем, тем более обидно, что это близкий человек. Я на него надеялась, а теперь полностью разочарована в нем». Таким образом, на третьем уровне вербализации мы имеем дело не с отдельными чувствами, а со сложными и сугубо индивидуальными состояниями. Слово «состояние» подразумевает некий «состав», компоненты которого и становятся объектом анализа и последующей вербализации.

Итак, мы имеем четыре уровня вербализации эмоционального опыта:

0 — Уровень алекситимии

1 — Уровень обобщенных оценок

2 — Уровень эмотивной лексики

3 — Уровень анализа состояния

Рассмотрим их более внимательно.

1 Примеры названий чувств, так называемые «эмо-тивы», приведены в .

«Нулевой» уровень вербализации — отсутствие вербализации — самый распространенный уровень, он не требуют ни самораскрытия, ни погружения в себя, он не предъявляет особых требований к контакту со слушателем, не подразумевает использования специфической эмотивной лексики. В каком-то смысле умение оставаться на данном уровне приветствуется и поддерживается социумом в обыденной жизни, поскольку человек в этом случае не «загружает» окружающих своими эмоциональными переживаниями. На вопросы типа «Как у тебя дела?», «Как настроение?» не нужно рассказывать ни о делах, ни о настроении; независимо от реального положения дел нужно сказать: «Все в порядке», «Нормально», «Отлично», «Лучше всех» и пр.

Первый уровень вербализации — уровень обобщений — уже требует некоторого самораскрытия, а значит минимального погружения в себя и доверия к слушателю. Что касается лексики, то на этом уровне к ней не предъявляется особых требований, здесь используются самые общеупотребительные слова, а потому этот уровень становится преобладающим в житейских диалогах по поводу эмоционального опыта.

Второй уровень вербализации — уровень эмотивной лексики — предполагает

(1) большую степень самораскрытия, а значит,

(2) более глубокое погружение в себя (рефлексию) и (3) доверие к собеседнику. Наконец, (4) этот уровень требует уже достаточного запаса слов, которыми обозначаются (специфицируются) эмоции, и (5) умение этими словами воспользоваться, т.е. наличие навыка описания своего эмоционального состояния. Например, человек может испытывать какие-то переживания, но он может не хотеть о них говорить; человек может доверять собеседнику и хотеть рассказать ему о своих переживаниях, но он не может найти для этого подходящие слова. Причем речь в последнем случае идет не о незнании слов, а о том, что человек не может воспользоваться имеющимся словарным запасом. Другими словами, речь идет о том, что для качественного описания своего состояния человек должен обладать достаточным активным запасом эмотивной лексики (в сравнении с пассив-

ным словарным запасом, который находится в долговременной памяти, но практически не используется). В силу повышенных (в сравнении с первым уровнем) требований данный уровень вербализации доступен еще меньшему количеству людей — тем, кто не только хочет рассказать о своих переживаниях, но, прежде всего, тем, кто способен к рефлексии и умеет пользоваться своим словарным запасом для обозначения собственных переживаний. Можно сказать, что это люди, имеющие средний уровень эмоционального интеллекта.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

(3) объективация («Я чувствую обиду»)1. Кроме того, можно говорить о вариантах, связанных с различным заполнением валентностей предиката, обозначающего переживание, например, для эмотивной лексики можно выделить следующие возможные валентности: (1) наличие объекта переживания («Я на нее обиделся»),

(2) определение интенсивности переживания («Я очень обиделся»).

Выход на третий уровень вербализации — аналитический уровень — доступен в основном «избранным», людям с высоким уровнем эмоционального интеллекта, тем, кто в своей деятельности часто имеет дело с эмоциональным опытом — своим или чужим. И это не только психологи или психотерапевты, но, прежде всего, люди искусства — писатели, режиссеры, актеры, — которые уделяют особое внимание внутреннему миру своих персонажей, у таких людей есть не только богатый опыт рефлексии и большой (гораздо выше среднего) активный запас эмоциональной лексики, но также аналитическое мышление, позволяющее выявить составные компоненты эмоционального опыта, структурировать эти элементы, обнаружить (или создать) между ними определенные «сюжетные» взаимосвязи.

Третий уровень вербализации не ограничивается одним только «называнием чувства», он

1 С более подробным описанием категорий эмотивной лексики можно познакомиться в .

обнаруживает полимодальный (многомерный) состав эмоционального опыта, его глубину, противоречия, целый комплекс разнообразных нюансов и особенностей, которые индивидуализируют этот эмоциональный опыт, делают его уникальным и сугубо личным в каждом конкретном случае.

На третьем уровне вербализации можно выделить варианты, а лучше сказать — направления-аспекты, в рамках которых осуществляется самоанализ эмоционального опыта:

а) дескриптивные аспекты — ориентируются сугубо на описание эмоционального опыта, его вербальную фиксацию; б) каузальные аспекты — предназначены для объяснения происхождения тех или иных переживаний, при этом выявление причин переживаний понимается мною как конструирование причинноследственных связей, благодаря чему процессы, происходящие во внутренней сфере человека, воспринимаются как обусловленные внешними событиями и объектами (табл. 1).

Таблица 1. Аспекты анализа эмоционального опыта

Дескриптивные аспекты — направлены на описание эмоционального опыта

1 Содержательный аспект Выявление компонентов, из которых складывается то или иное чувство или состояние «В моей обиде было больше разочарования, чем злости»

2 Динамический аспект Выяснение взаимоотношений этих элементов между собой, например, выявление противоречий, полюсов в своем эмоциональном состоянии «С одной стороны, я была на него обижена, а с другой стороны — я боялась это показать»

3 Темпоральный аспект Описание количественных и качественных изменений данного состояния во времени «Постепенно моя обида начала нарастать/спадать»

4 Метаэмоциональный аспект Описание своего отношения к собственным переживаниям «Мне не нравится моя обида»

Каузальные аспекты — направлены на объяснение эмоционального опыта

1 Объектный аспект Определение объекта, на которого возлагается ответственность за возникшее переживание «Я на нее обиделся», «Она меня обидела»

2 Ситуационный аспект Определение ситуации, с которой связывается переживание «Я обиделся, потому что ., из-за того что ., на то что…»

Понятно, что полноценная вербализация — та, которая может удовлетворить психолога-консультанта, — это вербализация третьего уровня. На первом уровне человек использует слишком общие (даже «огрубляющие») слова, сообщающие слушателю некий минимум информации. На втором уровне хотя и используются специфические слова (эмотивная лексика), но слушатель вкладывает в них какое-то свое содержание, то есть «проецирует» на них личный эмоциональный опыт. Таким образом, собеседники, использующие эти слова, находятся в «иллюзии взаимопонимания», они даже не подозревают, что при интерпретации эмо-тивных сообщений они имеют дело с разными толковыми словарями. Рассеять эту иллюзию — осознать ее — можно, лишь углубившись на третий уровень, с позиции которого

жизненная ситуация и связанный с ней эмоциональный опыт предстают в уникальном своеобразии, требующем иной вовлеченности слушателя, а именно эмпатической вовлеченности, при которой слушатель на время оставляет в стороне свои эмотивные установки и стереотипы и пытается увидеть другого человека.

Для обозначения своего переживания два разных человека могут использовать одно и то же название, т.е. на втором уровне вербализации эти два переживания будут казаться идентичными, однако при погружении на третий уровень окажется, что речь идет о различных по содержанию эмоциональных состояниях.

Любое название чувства или состояния имеет свои индивидуальные значения. Например, если клиент говорит: «Я его люблю», — то

я как консультант не понимаю точно, о чем он говорит. Я могу догадываться лишь об общем направлении, о неком «особом положительном отношении» к другому человеку, но то, как оно представлено в сознании клиента, какими личными чертами оно обладает, с какими словами и действиями оно соотносится именно у этого

человека, мне не понятно. Только с помощью специальных вопросов я могу прояснить уникальный рисунок эмоционального опыта, которое клиент обозначил словом «люблю».

В качестве итога приведем сравнительную характеристику уровней вербализации эмоционального опыта (табл. 2).

Таблица 2. Сравнение уровней вербализации эмоционального опыта

Критерии Первый уровень Второй уровень Третий уровень

Рабочее название Уровень обобщенных оценок Уровень эмотивной лексики Уровень анализа состояния

Эмоциональный интеллект Низкий уровень Средний уровень Высокий уровень

Погружение в себя (рефлексия) Низкий уровень Средний уровень Высокий уровень

Доверие к собеседнику Низкий уровень Средний уровень Высокий уровень

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Эмотивная лексика Минимальный словарный запас Средний словарный запас Высокий словарный запас

Степень дифференциации модальности переживания Полярность переживания (положительное или отрицательное) и его интенсивность Конкретизация переживания в форме того или иного чувства, эмоции, состояния и пр. Обнаружение полимодального состава переживания, т.е. комплекса переживаний

Средства Привычные обобщающие оценочные суждения, «ярлыки», «сленг» Единичные высказывания, содержащие эмотивную лексику Совокупность высказываний, раскрывающих многообразные нюансы переживаний

Характер эмоционального опыта Универсальный: упрощает переживания, приравнивает к большинству Специфический: относит переживания к определенному классу Уникальный: демонстрирует особенное и сугубо личное в переживаниях

Тип вовлеченности слушателя в эмоциональный опыт рассказывающего Оценочный: слушатель опирается на оценки переживаний, которые использует рассказывающий Проективный: собеседник вкладывает в названия чувств собственные представления, основанные на своем опыте Эмпатический: слушатель воспринимает ситуацию «изнутри», как она понимается рассказывающим

Тип понимания Примитивное понимание «Иллюзия понимания» Феноменальное понимание

Метафоры взаимодействия между собеседниками «Маска», «ярлык», «защита» «Обнаружение», «приближение» «Погружение», «внутренний мир», «самораскрытие»

Список литературы

1. Иванова Е.С. Возможности методики «Словарь эмоций» для диагностики и развития эмоциональной сферы // Психологическая диагностика. 2008. №1. С. 101-112.

2. Красавский Н.А. Эмоциональные концепты в немецкой и русской лингвокультурах. М.: Г но-зис, 2008.

4. Рейковский Я. Экспериментальная психология эмоций / пер. с польск. и вступ. ст.

В.К. Вилюнаса. М.: Прогресс, 1979.

5. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. 7. Трунов Д.Г. Категории эмоциональной лексики

М., 1946. как объект внимания психотерапевта // Вестник

Вып.2. С. 93-99.

THE LEVELS OF VERBALIZATION OF EMOTIONAL EXPERIENCE

Dmitry G. Trunov

Perm State National Research University; 15, Bukirev str., Perm, 614990, Russia

[ad01]

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *