составила Е. Ковина

Оглавление

  1. Вступление
  2. Общие положения православного устава о трапезе
  3. Порядок трапезы вне длительных постов
  4. Трапеза во время Поста
  5. Великий Пост
  6. Пост свв. Апостолов
  7. Успенский Пост
  8. Рождественский Пост
  9. Трапеза в Пятидесятницу
  10. Заключение
  11. Приложение

Вступление

Пост имеет важное значение в духовной жизни христианина. Первой заповедью, данной Богом сотворенному им человеку в раю, была заповедь о посте. «Поелику мы не постились, то изринуты из рая! Потому будем поститься, чтобы снова взойти в рай» – говорит святитель Василий Великий. Сам Господь Иисус Христос благословил постное делание своих учеников, сказав: «Приидут же дние, егда отымется от них Жених, и тогда постятся» (Мф. 9:15). О важном значении поста в духовной жизни говорили многие святые отцы. «Душа ничем так не смиряется, как если кто будет воздержным в пище», – свидетельствовал авва Пимен. А преподобный Иоанн Лествичник посвятил посту особую ступень своей духовной «Лествицы», где отмечал, что «начальник бесов есть падший денница, а глава страстей есть объядение».

Конечно, православный пост никогда не рассматривался как самоцель. Он, по мысли святых отцов, есть средство для истинной духовной жизни, подспорье в борьбе со страстями и в пути к Богообщению. «Воздержание нужно для того, чтобы по усмирении плоти постом, легче вступить в брань с прочими страстями», – наставлял авва Серапион. Пост телесный всегда должен сопрягаться с духовным самоограничением прежде всего в страстях, греховных желаниях, похотях. «Телесный пост есть, когда чрево постится от пищи и пития; душевный пост есть, когда душа воздерживается от злых помыслов, дел и слов… Полезен нам пост телесный, но пост душевный неотменно нужен, так что и телесный без него – ничто», – писал святитель Тихон Задонский.

Однако важность телесного воздержания признавалась всеми подвижниками от преподобных из древних монашеских патериков до старцев ХХ века.

При этом, Православная Церковь в течение веков выработала достаточно четкие правила и рекомендации в отношении порядка и качества пищи, необходимой для успешного прохождения подвига телесного воздержания. Эти установления обозначены в Типиконе и Триоди. При этом ограничивается с одной стороны количество трапез в день, с другой стороны – время первого вкушения пищи, и, наконец, качество пищи. В отдельных случаях четко оговаривается весь объем и состав трапезы.

Следует отметить, что православный устав не разделяется на монашеский и мирской и обязателен для выполнения всем верным чадам Православной Церкви. Освобождаются от телесного поста только чревоносящие и кормящие женщины, дети, и серьезно больные.

Однако, следует учитывать, что устав формировался все же в монастырях и преимущественно для монашеского общежития. Причем, ориентировался на страны с жарким климатом. Еще святитель Иоанн Златоуст, находясь в ссылке на дальнем севере Римской Империи, отмечал, что для основанных им северных монастырей требуется корректировать устав о посте с учетом более сурового климата и тяжелого физического труда, который приходится нести братии.

Родиной современного Церковного богослужебного и дисциплинарного устава является Палестинские монастыри, в первую очередь обитель Саввы Освященного близ Иерусалима; также, как правило, в Типиконе отражается традиция Св. Горы Афон. Часто эти две традиции приводятся параллельно как равно возможные и приемлемые.

Возможно, современному цивилизованному человеку требования православного устава покажутся непосильными, однако даже само знание о том, что считалось обычным и нормальным в прежние времена, позволит нам если не подражать древним делателям, то хотя бы трезво оценивать собственную меру воздержания и аскетического подвига и таким образом стяжевать смирение.

Общие положения православного устава о трапезе

Православный Устав не предполагает более 2-х трапез в день. Первая трапеза обыкновенно совершается после Божественной Литургии, т.е. около полудня, а вторая – после вечерни, т.е. вечером. Если же положена только одна трапеза, то она обычно предлагается в 9-й час по Византийскому времени.

На Византийском принципе времяисчисления основаны все временные указания Типикона. Этот принцип привязывал часы к восходу и заходу солнца. В настоящее время он продолжает действовать на Св. Горе Афон. Согласно Византийским часам время от восхода до заката делилось на 4 стражи дня, и также время от заката до восхода на 4 стражи ночи. Каждая стража состояла из 3 часов. Соответственно, 1-й час дня начинался с восходом солнца, а 12-й час дня заканчивался с закатом. Существует традиция примерного перевода этой системы на современные часы, когда 1-й час дня по Типикону соответствует 6 часам утра в нашем понимании, а 1-й час ночи – нашим 6 часам вечера (18.00). Этой общепринятой традиции будем придерживаться и мы, указывая примерное время, когда положено совершать трапезу по Типикону.

В отношении качества пищи можно выделить следующие типы трапезы(приводятся в порядке возрастания строгости поста):

  1. Разрешение «на вся» или «на трапезе братии утешение велие». Отсутствие ограничений (сохраняется только невкушение мяса монашествующими во всех случаях)
  2. Воздержание только от мяса, все прочие продукты дозволяются (такое бывает для мирян только на сырной седмице – т.е. маслянице)
  3. Воздержание от мяса, яиц и молочных продуктов, но разрешается рыба (и, естественно, горячая растительная пища, растительное масло, вино)
  4. Воздержание от мяса, яиц, молока и рыбы. Дозволяется горячая растительная пища – «варение» (т.е. прошедшая тепловую обработку – вареная, печеная и т.п.) с растительным маслом и вино.
  5. Воздержание также от растительного масла и вина. Дозволяется горячая пища без масла.
  6. Сухоядение. Дозволяется «хлеб и вода и сим подобная» (глава 35), т.е сырые, сушеные или моченые овощи, фрукты (в Типиконе предлагаются, например: изюм, маслины, орехи (глава 36), смоквы, т.е. инжир) – «едино коеждо на кийждо день» (глава 36), т.е. каждый раз что-либо одно из этого.
  7. Полное воздержание от пищи и пития – то, что в Типиконе собственно и именуется словом «пост».

Естественно, что менее строгое установление разрешает все, что возможно при более строгом посте. То есть например, если по уставу положена рыба, то конечно можно вкушать и растительное масло, а если разрешаются молочные продукты, то можно вкушать и рыбу.

Вино в византийской традиции употреблялось повсеместно, преимущественно разведенное горячей водой, и считалось естественной составляющей обычной трапезы. Этим объясняется довольно частое разрешение на употребление вина в уставе о трапезе. Естественно, речь идет только о натуральном виноградном вине без добавления спирта или сахара. Мера вина оговаривается весьма четко: от 1 до 3 красовуль (т.е. чаш). Также устав отмечает, что «похвала монаху, еже не пити вина» (глава 35), т.е. что воздержание от вина даже в те дни, когда оно уставом разрешается, весьма похвально.

Порядок трапезы, особенно в Рождественский и Петров посты, тесно связан с разрядом, т.е. степенью праздников. С точки зрения правил поста имеют значение следующие три разряда церковных праздников: I – бденные, II – полиелейные и со славословием, III – малые.

В Типиконе общий порядок Трапезы описан в главе 35. Дополнения же и уточнения по поводу трапезы в праздничные дни и в посты приводятся в главах: 32,33,34,36, а также в самом месяцеслове (глава 48), где делаются указания относительно Рождественского Поста и приводится порядок трапезы в конкретные праздники. Также указания о трапезе есть в главах 49 и 50 – «О Четыредесятнице» и «О Пятидесятнице» и 51 «Начало Поста святых славных и всехвальных Апостол (Петра и Павла)». Мы постараемся согласовать все эти указания в общую систему.

Порядок трапезы вне длительных постов.

В непостное время и в непостные дни, т.е. кроме среды, пятка (а в монастырях к постным дням относится также и понедельник), положено вкушать дважды в день без ограничения в качестве пищи.

В Воскресные дни и в Господские двунадесятые праздники на обед полагается три перемены блюда, на ужин – два. В остальные непостные дни – на обед два блюда, на ужин – одно.

Блюда на обед и ужин полагается вкушать одинаковые. Готовить специально для вечерней трапезы Типикон не разрешает. Однако вкушать вечернюю трапезу полагается в теплом виде.

Вино полагается на трапезе только в Воскресные и праздничные дни. В другие, даже непостные дни его употребление без особой нужды или немощи возбраняется.

В среду и пяток (в монастырях к ним приравнен и понедельник) – один раз в день «в 9-й час» (около 15.00). По 69-му правилу Святых апостолов, на которое ссылается Типикон, пост среды и пятницы во весь год приравнен к Великому посту. Это означает, что положено вкушать один раз в день сухоядение, «кроме немощи и праздника» (глава 33).

За нарушение этого поста, как и Великого поста, мирянин подвергается отлучению от Причастия на время, священник же извергается из сана.

В Праздники пост среды и пятницы послабляется следующим образом:

Если на среду или пятницу (в монастыре – и на понедельник) выпадет праздник Рождества Христова или Богоявления, то пост отменяется, вкушается две трапезы без ограничения качества пищи.

Если на эти же дни выпадают двунадесятые Богородичные праздники (Рождество Богородицы, Успение, Сретение) или великие свв. Апп. Петра и Павла, Рождества Иоанна Предтечи, Покрова, бденных святых, то поставляется две трапезы в день и разрешается вкушение рыбы. Пост на молочную и мясную пищу сохраняется.

Если на постные дни выпадает средний праздник (полиелейные и со славословием), то совершается две трапезы, причем на первую положено сухоядение, а вечером – вареная пища с елеем.

В малые праздники, выпавшие на среду или пятницу (в монастыре – и понедельник) Типикон назначает вкушать одну трапезу в 9-й час (15.00), но разрешает, «егда беда душевная не зрится», вкушать вареную пищу без елея или даже с елеем (глава 36).

В периоды продолжительных постов послабления в двунадесятые и великие праздники оговаривается особо, а именно:

В Праздники Преображения, Введения и Входа Господня в Иерусалим (которые всегда приходятся на время поста) в любой день недели разрешаем на рыбу, вино и елей, поставляя две трапезы (глава 33). Т.е. устав такой же, как в великие праздники, выпавшие на среду или пятницу.

В Праздники Воздвижения Креста и Усекновения главы Иоанна Предтечи (великие, но постные праздники) положено вкушать два раза, разрешая на вино и елей, но без рыбы.

В Благовещение, которое почти всегда приходится на Великий Пост, устав о трапезе зависит не только от дня седмицы, но и от того, на какую часть Великого Поста оно придется. Об этом празднике мы скажем в следующей главе.

Трапеза во время Поста

Православная Церковь установила четыре продолжительных Поста – по одному на каждое время года. Каждый из них готовит христианина к одному из важнейших Церковных Праздников, и каждый имеет различное посвящение. Самый древний, самый продолжительный, самый строгий и самый важный Пост – Великий. Он является подготовкой ко встрече Страстной Седмицы и Пасхи Христовой. Великий Пост предлагается нам весной и по свидетельству Церковного Предания, зафиксированного в Богослужении, сам есть «весна духовная» ко обновлению наших духовных чувств и благочестивых мыслей. Длится Великий Пост 49 дней. В Типиконе он именуется «Святая Четыредесятница», и самим названием подчеркивается особая благодать этих дней. Наименование «Четыредесятница» от церковно-славянского числительного «четыредесять», т.е. «сорок» – не случайно. Собственно Великий Пост длится ровно 40 дней, поскольку из общего числа 49 исключаются двунадесятые праздники Благовещения и Входа Господня в Иерусалим, в которые пост послабляется и на языке Типикона уже не может именоваться постом в строгом смысле, а также 6 дней Страстной Седмицы, которые образуют особый Богослужебный и аскетический цикл – Пост Страстной Седмицы.

Второй Господский Пост – зимний, Рождественский. Он также продолжителен – длится 40 дней, и является подготовкой ко второму по значимости Евангельскому событию после Воскресения Христова – Рождеству.

Третий Пост – осенний, Успенский. Посвящен Божией Матери и готовит нас к главному Богородичному празднику – празднику Успения. Он самый краткий, длится всего 14 дней, но по строгости приравнен к Великому Посту.

Четвертый Пост – летний, Петровский. Это – апостольский пост, который посвящен трудам и подвигу святых Апостолов, донесших до нас и до всех народов Свет веры Христовой. Завершается он Праздником святых Апостолов Петра и Павла. Исторически он предназначался для тех, кто нарушил или по каким-то причинам не смог выдержать Великий Пост. А позднее распространился на всех христиан. Длина этого Поста в разные годы различна, потому что зависит от Пасхи. Начинается он в понедельник после Недели Всех святых, а завершается 29 июня/12 июля. Соответственно продолжительность его варьируется от 11 до 42 дней.

В разные Посты устав о трапезе различается, поэтому скажем о каждом Посте особо.

Великий Пост

Великий Пост начинается на Сырной седмице (Маслянице). Устав предполагает с Сырного (мясопустного) понедельника воздержание от мяса, прочая же пища вся дозволяется. Причем эта седмица – сплошная. Это означает, что молочные продукты и яйца можно употреблять также в среду и пятницу.

В отношении количества трапез во все дни, кроме среды и пятка положено две трапезы. В среду и пяток положена одна трапеза вечером «в 9-й час» (глава 35), т.е. около 15.00.

В Неделю сыропустную (Прощеное Воскресение) совершается заговенье. Положено две трапезы и «по вечерни же в трапезе бывает утешение братии» (лист 407, стр. 823)

Первая седмица Великого Поста по Уставу самая строгая в отношении трапезы.

Устав предлагает два варианта поста на этой седмице – основной (палестинский) и афонский.

Первый чин предполагает следующий порядок трапезы:

  1. Понедельник и вторник – полное воздержание от пищи и пития. («Не прияхом бо творити преждеосвященныя, даже до среды, за еже поститися по преданию всему братству». Лист 415, стр. 839)
  2. В среду одна трапеза после Вечерни и Литургии Преждеосвященных Даров. «Ядим сухоядение: пием и сок с медом» (лист 423, стр.853).
  3. В четверг – полное воздержание от пищи и пития. «В четверток же тоя седмицы трапезы не поставляем, но пребываем постящеся даже до пятка» (лист 423об, стр. 854)
  4. В пятницу однажды в день вкушается вареная пища без масла. «Ядим варение с сливами без елеа и армеа. Произволяющие же ядят сухоядение, якоже и в среду» (лист 424об, стр. 856). Также Типикон указывает на традицию монастыря св. Саввы Освященного вкушать в сей день ради памяти св.Феодора Тирона вино и елей. Однако эта традиция обозначается как отвергнутая: «но не творим сего ныне за честность дне» (Там же).

В специальной главе Типикона, посвященной Великому Посту (глава 32), приводится первый чин (Палестинского монастыря св.Саввы Освященного), но чуть подробнее относительно первых трех дней. А именно, для тех, кто не может выдержать полное воздержание от пищи и пития в течение двух первых дней Великого Поста, а также для пожилых возрастом, разрешается «хлеб и квас» во вторник после вечерни (т.е. после 9-го часом дня по Византийскому времяисчислению, что примерно соответствует с 14.00 до 15.00). В среду на трапезе благословляется «хлеб тепл и от снедей овощных теплых, дается же и укроп (т.е. горячий настой или отвар трав или ягод, фруктов) с медом».

Второй чин Афонский предполагает следующее:

  1. Понедельник – полное воздержание от пищи.
  2. Во вторник, среду и четверг – вкушать один раз в день, вечером по одной литре хлеба, можно с солью, и воду. «Святыя же Горы устав в первый день отнюдь не повелевает ясти. Во вторник же, в среду и четверток ясти подобает по единой литре хлеба и воду, и ино ничтоже, разве соли требуя с хлебом» (лист 415, стр. 839)
  3. В пятницу – отдельного указания нет, следовательно так же, как предписывает палестинский устав (см.выше)

В субботу Первой седмицы количество трапез в Типиконе специально не оговорено. Указания даются только для одной трапезы, вторая не упоминается. Однако общий строй Богослужения назначает первую трапезу днем, после Литургии, что предполагает наличие вечерней трапезы. Отсутствие особых указаний означает, что действует ранее сформулированный общий принцип, а именно, что вторая трапеза во всем подобна первой. Такой принцип «действия по умолчанию» в принципе характерен для Типикона.

В отношении качества пищи в субботу Первой седмицы разрешена вареная пища с растительным маслом и вином. Рекомендуются на трапезе вареные бобовые, оливки и маслины «ядим боб обваренный с маслинами белыми и черными, и варение (т.е.вареная горячая пища) с елеем. Вина же испиваем по красовулю» (лист 425об, стр. 858).

В Неделю первую Великого Поста, т.е. в Воскресный день, устав определенно назначает две трапезы с вареной горячей пищей, растительным маслом и вином – по две чаши. Это же правило действует для всех остальных Воскресных дней Великого Поста.

В прочих седмицах Типикон (глава 32) предписывает в будние дни (с понедельника по пятницу) воздерживаться от пищи и пития до вечера, что означает вкушение пищи в 9-й час дня, т.е. около 15.00, и вкушать один раз в день сухоядение. В субботние и Воскресные дни вкушать вареную пищу с растительным маслом и вином дважды в день. (Хотя относительно количества трапез в субботу прямо не говорится, но весь строй Богослужения субботних дней, как и дней воскресных, предполагает первую трапезу после Литургии днем, а значит, положена и вечерняя трапеза. Когда Типикон предписывает одну трапезу в день, она совершается после вечерни в 9-й час).

Рыба в Великий Пост разрешается только дважды – в Праздники Благовещения и Входа Господня в Иерусалим (Вербное Воскресение).

В Праздник Обретения главы св.Иоанна Предтечи, случившийся в Великий Пост, положена одна трапеза после вечерни, но на ней предлагается два блюда горячей вареной пищи с елеем и вином. Если же выпадает на среду или пятницу, то два блюда вареной пищи без елея; вино же дозволяется.

В предпраздненство Благовещения (накануне праздника), если оно приходится до Лазаревой субботы, разрешается вареная пища с вином и елеем. Если же на Страстную седмицу, то пост не послабляется. Трапеза полагается одна.

В сам Праздник Благовещения, если он не приходится на субботу или воскресенье, также положена одна трапеза, но дозволяется вкушение рыбы. Однако в случае, если Благовещение выпадает на Страстную седмицу, рыба уже не вкушается. В Великий Понедельник, Вторник, Среду и Четверток, если случится Благовещение, дозволяется вино и елей (трапеза полагается одна). Если же Благовещение выпадает на Великий Пяток, разрешается только вино.

В четверг пятой седмицы Великого Поста (Стояние преп. Марии Египетской) положена одна трапеза в 9-й час (около 15.00) – вареная пища с елеем и вином «труда ради бденнаго» (стр. 882). Некоторые уставы разрешают только вино, а елей не допускается (там же)

В пятницу той же седмицы (перед праздником Похвалы Пресвятой Богородицы) разрешается вино «Труда ради бденного, хотящего быти» (стр. 883). Трапеза же полагается одна в 9-й час.

Устав Святой Горы Афон разрешает два блюда на трапезе и вкушение вина и елея не только на праздник Обретения главы св.Иоанна Предтечи (причем безотносительно дня недели), но также на память 40 мчч. Севастийских, В Крестопоклонную среду (на преполовение Поста), в четверг и пятницу пятой седмицы (на Стояние преп.Марии Египетской и на Похвалу Богородицы).

В Лазареву субботу помимо вареной пищи с елеем и вином разрешается рыбная икра «аще имамы», т.е. если есть возможность, по три онгии (т.е. по 100 гр.)

В Праздник Входа Господня в Иерусалим (Вербное Воскресение) «на трапезе утешение» – полагается рыба. Как и в прочие воскресные дни, положено две трапезы, естественно сохраняется разрешение на вино и елей.

На Страстной седмице Типикон в первые три дня, т.е. в Понедельник, Вторник и Среду предписывает сухоядение, при этом указывает: «якоже в 1-ю седмицу святаго сего Поста, сице и в сия дни, в великий Понедельник, во Вторник и в Среду поститися подобает» (Глава 49, стр.902).

Здесь очевидно противоречие, т.к. для Первой седмицы предписывалось полное воздержание в первые два дня, а в среду разрешались «снеди овощные теплые», т.е. вареная пища. Также не совсем логично особо подчеркивать строгость этих дней, тогда как все будние дни Великого Поста Типикон в другой главе назначал таковое же сухоядение (глава 35). Попробуем разъяснить это противоречие.

С одной стороны, в Типиконе нередко повторяется информация в разных местах с незначительными вариациями, так что, возможно, это именно такой случай. Но с другой стороны, можно предположить, что в данном случае мы имеем дело с фиксацией разных уставов, что также характерно для Типикона. Один из них более строгий, предписывает сухоядение в течение будних дней всего Поста. Другой предполагает сухоядение только в понедельник, среду и пятницу, подобно прочим Постам, а во вторник и четверг предполагал все же вареную пищу, хотя и единожды в день и без елея. Т.е. подобно Успенскому посту, что косвенно и подтверждается фразой в Типиконе, которая приравнивает Успенский Пост к Великому.

Относительно качества пищи в Великий Четверг Типикон приводит три чина:

По обычному (Палестинскому) последованию положено одно блюдо, но разрешается вкушение вареной пищи с растительным маслом.

По уставу Святой Горы Афон положено два вареных блюда с елеем и вином.

В Великий Пяток предписывается полный пост, т.е. полное воздержание от пищи и пития. «Аще кто будет многонемощен или престарелся», т.е. весьма стар возрастом, и не может выдержать полный пост, «дается ему хлеб и вода по захождении солнца» (стр.920).

В Великую Субботу «во 2-й час нощи», т.е. около 19.00, полагается единственная трапеза. «Дает братии по единому укруху хлеба, в пол литры хлебы и по 6 смоквей или фиников и по единей мерней чаши вина. А идеже вина несть, испивают братия квас от меда или от жита». Приводится также студийский устав, предписыающий то же самое: «тако ясти ничтоже ино, но хлеб и овощи и мало вин» (стр.929)

Нарушившим Великий Пост хотя бы вкушением рыбы, кроме положенных двух Праздников, Типикон возбраняет Причастие в Святую Пасху и предписывает еще две недели покаяния (глава 32).

Пост свв. Апостолов:

Типикон приводит два чина, близких, но не тождественных. Согласно первому (глава 34):

В понедельник, среду и пятницу положена одна трапеза в 9-й час (15.00), сухоядение.

Во вторник и четверг положена вареная пища с елеем и вином. Относительно количества трапез прямо не говорится, но по общей логике текста (из противопоставления понедельнику, среде и пятнице) можно заключить о вкушении двух трапез. Это же подтверждается и тем, что в следующей главе, посвященной Успенскому посту, необходимость поститься до 9-го часа дня (т.е. до 15.00) и соответственно вкушать однажды в день во все дни недели оговаривается специально.

В субботу и воскресный день разрешается рыба. Относительно количества трапез прямо не говорится, однако пост как полное воздержание в субботние и воскресные дни Типикон прямо запрещает, поэтому очевидно, что положено две трапезы – днем и вечером (например, см. о сочельнике Рождества Христова и Богоявления: «в субботу или неделю пост не бывает» (стр. 351, глава 48, декабря 25)).

Если же при этом в понедельник, вторник или четверг будет память полиелейного святого или святого «со славословием» (праздник средний), то в эти дни разрешается рыба. В понедельник к тому же поставляется две трапезы в день, подобно вторнику или четвергу.

Если память такого святого (средний праздник) выпадет на среду или пятницу, то разрешается только вкушения вина и елея. Трапеза при этом поставляется одна в день.

Если же в среду или пятницу будет память бденного святого или престольный праздник, то разрешается рыба. Относительно количества трапез Типикон опять умалчивает, но по общей логике одна трапеза при разрешении на рыбу оговаривалась особо, поэтому логично предположить, что в такие праздники положено вкушать две трапезы в день.

Другой чин (глава 35 и 51 частично) предполагает следующее:

Во вторник и четверг вкушать один раз в день вареную пищу без елея одно блюдо около 15.00 часов. Также на трапезе поставляется «ино сухоядение», т.е. сырые и моченые овощи и фрукты.

В понедельник, среду и пятницу положено сухоядение «хлеб и воду и сим подобная», однажды в день.

В субботу и воскресенье – две трапезы вареной пищи с елеем и рыбой. По два блюда.

Относительно послабления поста в праздники второй чин не дает особых, отличных от приведенных выше указаний.

Таким образом, между двумя чинами всего несколько различий. Первый предполагает вкушение во вторник и четверг две трапезы с елеем и вином, а второй благословляет вкушать единожды в день и без елея, если только не случится праздник. Все остальные положения двух чинов Петрова поста схожи.

Успенский Пост

В будние дни, кроме субботы и воскресения, положена одна трапеза в 9-й час (15.00). В понедельник, среду и пятницу – сухоядение, во вторник и четверг – вареная пища без растительного масла. В субботу и воскресение – две трапезы с растительным маслом и вином. Рыба разрешается только на Преображение.

Рождественский Пост

Согласно Типикону его устав во всем подобен уставу о посте свв. Апп. Петра и Павла.

При совершении т.н. «аллилуйной службы», т.е. службы сугубо постной, подобной Великопостному чину, когда не положено совершение Литургии, полагается вкушать в 9-й час сухоядение (глава 48, ноября 14). В первый день как Рождественского, так и Петрова поста, если только он не приходится на субботу или воскресенье, совершение такой службы рекомендуется обязательно. В другие дни этих постов, когда совершается память малых святых, выбор оставляется за настоятелем.

Типикон назначает праздничными днями, когда совершается полиелейный или бденный праздник и положено две трапезы, вино и елей следующие числа: 16, 25 и 30 ноября, и 4, 5, 6, 9, 17, 20 декабря по ст. стилю. К этим дням присоединяют также праздники в честь русских святых.

С началом Предпразднества Рождества, т.е. с 21 декабря по старому стилю разрешение на рыбу отменяется даже для субботних и воскресных дней.

В сочельники Рождества и Богоявления положен пост, т.е. воздержание от пищи и пития до вечера. Пища положена вареная с елеем один раз в день после вечерни, т.е. не ранее 9-го часа (15.00).

Если же эти дни приходятся на субботу и Воскресение, чтобы не было поста как полного воздержания в субботний или воскресный день, полагается после Литургии св.Иоанна Златоустаго, совершаемой в 6-й час (до 12.00), вкусить «по уломку хлеба и вина вкушаем мало» (глава 48, декабря 25, стр. 352). После вечерни «ядим совершенно, рыбы же не ядим, но с древяномаслием (т.е. с растительным маслом), и сочиво обварено или кутию с медом; испиваем же и вина, в неимущих же странах пием пиво (питье домашнего приготовления – квас, домашнее вино, пиво и т.п.)»

Трапеза в Пятидесятницу

В Светлую Седмицу «разрешаем: монаси на сыр и яица и рыбы, мирстии же на вся» (глава 32, стр. 86)

В течение Пятидесятницы, т.е. от Недели Антипасхи до Троицы в понедельник, среду и пятницу положено две трапезы: первая – сухоядение, вторая – «совершеннее ясти» (глава 32), т.е. вареная пища с елеем. Некоторые же разрешают и на рыбу (глава 33). Безусловно рыба положена в Праздники Преполовения Пятидесятницы и Отдания Пасхи.

От Троицы до Недели Всех святых – разрешение на вся, включая среду и пятницу.

Заключение

Завершая обзор устава о посте, изложенного в Типиконе, хочется подчеркнуть, что он сформировался на основе живого опыта многовековой аскетической жизни наших предков и считался исполнимым для каждого среднего человека. В житиях преподобных отцев нередко описываются дивные и превосходящие человеческое разумение подвиги поста. Одни святые отцы не вкушали весь Великий Пост, другие, постились до 9-го часа ежедневно и вкушали пищу 1 раз в день не досыта, а третьи во всю жизнь не вкушали не только молока, но даже рыбу, а елей поставляли на стол – лишь раз в год, на Пасху. Примеры подобного постничества можно встретить даже в жизнеописаниях афонских старцев 19-20 вв. Посему представляется весьма полезным сознавать свою немощь в постническом подвиге, сравнивая общепринятые сегодня обычаи православного постнического делания и рекомендации Церковного устава. А также, с благословения духовных отцев, разнообразить личный постнический подвиг, принимая для себя за правило хотя бы то или иное отдельное требование устава на определенный период времени – к примеру, на ныне начавшийся Рождественский пост.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Некоторые старинные наименования пищи и старинные меры, употребляемые в Типиконе

армей – соленья и квашенья, т.е. заготовленная впрок пища.

варение – горячая пища, прошедшая тепловую обработку, т.е. вареная, печеная и т.п.

елей – растительное масло (исторически – оливковое)

красовуля (чаша) – мера жидкости, равная примерно полфунта, т.е. около 200 гр.

литра – мера веса, равная 340 гр.

онгия – мера веса, равная 1/12-я фунта или 8 золотников, т.е. 34 гр.

сухоядение – вкушение невареной пищи, как то: хлеба, орехов, сухофруктов, сырых овощей и фруктов, маслин и т.п.

укроп – отвар или настой трав, фруктов, ягод.

Самоограничение

Цель поста – это в первую очередь самоограничение: в своих желаниях и помыслах, а также в еде. Следуя канонам, первые два дня подразумевают полный отказ от пищи, за исключением необходимого минимума воды. Далее в рационе появляется сырая еда, а ближе к концу недели – горячая пища с добавлением растительного масла. Воскресенье и церковные праздники – единственные дни, когда в пост можно пить вино.

Пить или не пить

К разрешенному в пост алкоголю можно отнести только красное сухое не сильно крепленое вино. Допустимое количество – не более двух красовуль, небольших церковных чаш объемом 125 граммов. Еще одно важное условие: вино необходимо наполовину разбавлять водой. Традиция эта берет свое начало из Византии, где постящимся позволялось выпивать немного легкого фруктового вина. В случае с современным православным миром, когда многие закрывают глаза на фразу «в небольшом количестве и в разбавленном виде», церковнослужители рекомендуют и вовсе отказываться от алкоголя, исключив даже красное сухое вино, вплоть до светлого праздника Пасхи.

По благословению духовника Свято-Пафнутиева монастыря

схиархимандрита Власия

Пояснения к календарю

постных дней для новообращенных и по Типикону

Составитель – Владимир Родин

Рецензент – иерей Андрей Лобашинский

Оглавление

Коротко о посте

Правила и уставные указания, по которым составлен календарь постных дней по Типикону

Правила и уставные указания, по которым составлен календарь постных дней для новообращенных


В настоящее время проповедь правил православного поста осуществляется в основном через издающиеся православные календари, главным из которых, безусловно, является календарь Московской Патриархии. В нем указаны сроки и даты постов, а также даются некоторые общие указания на правила их проведения. Необходимость детальных указаний возлагается на приходских священников, которые при этом ставятся в очень сложное положение. С одной стороны, они должны руководствоваться правилами поста по церковному уставу (Типикону), но, с другой стороны, очевидно, что для подавляющего большинства эти правила непосильны. В аналогичной ситуации оказываются и авторы многочисленных православных календарей, которые пытаются указать правила вкушения пищи на каждый день года. В результате и в личных указаниях священников, и в массовых изданиях календарей приводятся отличающиеся друг от друга и от Типикона варианты поста. Некоторые считают это нормальным, поскольку на протяжении всей истории Православной Церкви многие ее монастыри имели свои, отличные друг от друга правила воздержания в пище. И это было естественно и неизбежно. Ведь в условиях изоляции, характерных для древних и средневековых монастырей, на каждый его устав неизбежно накладывался неповторимый опыт многих поколений живших в нем подвижников. Только в XVII веке этот безценный опыт был окончательно обобщен в Типиконе — церковном уставе Русской Православной Церкви. После этого всякая попытка проповедования отличных от Типикона вариантов поста становится не всегда полезной. Ведь звучащая сейчас фактическая многоголосица о правилах поста дезориентирует православных христиан, вносит в душу их недоумение и растерянность, способствует утверждению мысли о «ненужности» поста в современных условиях, тем самым подрывая одну из важнейших основ практики православного благочестия.

В какой-то мере исправить сложившуюся ситуацию и призван данный календарь. Его главной особенностью является одновременное наличие двух календарей постных дней. Один составлен в соответствии с Типиконом, а другой, предназначенный для новообращенных, является подготовительным ослабленным вариантом поста по Типикону.

Указания на правила приема пищи разбросаны по разным частям Типикона. По-видимому, из-за того, что эти части писались разными святыми отцами в разное время, можно найти некоторые отличия в правилах пощения в те или иные дни. Так, например, в 32-ой главе Типикона говорится, что в первую седмицу Великого поста пища не вкушается в понедельник и вторник, а в 49-ой главе – только в понедельник. В этом и других подобных противоречивых случаях при составлении календаря мы выбирали менее строгое правило. В результате в календаре приведен ряд малоизвестных правил Типикона, таких как, например, разрешение вкушения в Великий пост растительного масла в день обретения главы Иоанна Предтечи и сорока мучеников Севастийских, среду Крестопоклонную, среду и четверг пятой седмицы, а также в Великий Четверг.

В календаре для новообращенных представлен подготовительный ослабленный вариант поста по Типикону. Все послабления соответствуют уставным правилам поста некоторых средневековых православных монастырей. По этой причине, придерживаясь данного календаря на личном пути привыкания к посту, новоначальный христианин в какой-то мере повторяет исторический путь становления православного поста.

Главное отличие православного поста от других практик воздержания состоит в том, что определенные виды пищи запрещаются не для того, чтобы уберечься от своего рода осквернения или нанесения вреда здоровью, а для освобождения души от рабской зависимости к чревоугодному чувству. Поэтому, следуя духу православного поста, можно поститься, вкушая скоромное и, в то же время, нарушать пост, употребляя постную пищу, но установленные Церковью правила поста по Типикону даны нам как перильца, чтобы не впасть в бездну греха.

Название «для новообращенных» является достаточно условным, поскольку не предполагает, что сразу после воцерковления необходимо придерживаться указанных в календаре для новообращенных ограничений в пище. Приучать себя к посту надо постепенно и обязательно под руководством и при благословении духовника. При этом «не подобает ратовать против тела брашном, которое должно служить к его сохранению» , то есть пост ни в коем случае не должен вредить здоровью. Благословение, постепенность, рассудительность и постоянство усилия – вот главные условия успешного привыкания к посту. В качестве первого этапа, призванного сформировать навык душевной независимости от чревоугодного чувства, можно порекомендовать выполнение таких общепринятых правил здорового образа жизни, как отказ от переедания, слишком жирной и сладкой пищи, приема пищи после семи часов вечера и т.д. Не противоречит духу православного поста и соблюдение разного рода оздоровительных диет, если во главу угла ставится не здоровье и красота внешнего вида, а тренировка духа воздержания.

Сформировав таким образом привычку независимого от чревоугодия самоконтроля при выборе пищи, можно начинать соблюдать пост, отказываясь в постные дни сначала от мяса, а потом от яиц и молочной пищи. Только после окончательного привыкания к такого рода режиму питания можно начинать поститься в соответствии с календарем для новообращенных, опять же принимая его как подготовительный и временный этап. После того как пост для новообращенных станет привычным, можно начинать вводить в него все возрастающее количество элементов поста по Типикону.

Типикон различает 7 ступеней воздержания от пищи: 1) пища без мяса; 2) растительная пища с рыбой, исключающая мясо, молочные продукты и яйца; 3) растительная пища с рыбной икрой, которая исключает и рыбу; 4) растительная пища с елеем (растительным маслом) исключает любые продукты животного происхождения; 5) вареная растительная пища (варение) без елея предполагает употребление любой растительной пищи, приготовленной без добавления растительного масла; 6) сухоядение, что означает вкушение 1 раз в сутки после 3-х часов дня, главным образом, хлеба и воды, а также натуральных растительных продуктов (фруктов, овощей, семечек, орехов и т.д.) не подвергавшихся термической обработке; 7) полное воздержание от пищи и воды.

Говоря об уставных правилах вкушения пищи, нельзя обойти вниманием вопрос употребления вина. Типикон разрешает его практически во все постные дни за исключением тех из них, когда запрещается употребление растительного масла (исключения – пятница первой недели Великого поста, когда разрешено вино и вареная растительная пища без елея; Великая Суббота, когда разрешено сухоядение с вином; Великая Пятница, если на нее выпал праздник Благовещения, когда нельзя ничего вкушать, кроме вина). Однако разрешение вина в Типиконе оговаривается следующими словами: «Великий Симеон чудотворец глаголет: яко похвала монаху, еже не пити вина. Аще ли и пиет немощи ради тела своего, мало да испивает».

Для того чтобы пост принес необходимые духовные плоды, можно посоветовать следующее:

1. Сосредоточение на мысли, что успехи в воздержании не только твоя заслуга, а в большей степени дар благодати Божией. Ведь «кто вознамерится плоть свою победить сам собою, то тот тщетно подвизается. Ибо, если не разорит Господь дом плотской похоти и не созиждет дома душевного, то всуе бодрствует и постится разоряющий» .

2. Максимально возможный отказ от впечатлений, противоречащих духу поста. Желательно проникнуться неким внутренним чувством — цензором, которое рождает в душе особое безпокойство при воздействии внешних впечатлений, нарушающих целомудренное настроение поста. Это чувство делает просто невозможным безоглядное веселье на праздниках. Оно же заставляет отойти от телевизора, когда показывают комедию или боевик.

3. Большее, по сравнению с обычными днями, чтение духовной литературы, усиленную каждодневную молитву, более частое посещение церкви, исповедь и причащение.

4. Мысли о еде во время поста должны быть все время на втором плане. Пусть просветленные от воздержания ум и сердце заняты усиленной молитвой, поиском греховных несовершенств собственной души, творчеством, вниманием и безкорыстной любовью к людям. Последнее – самое главное. Недаром Нил Мироточивый наставлял: «Если истончите шею вашу постом, если и плоть вашу иссушите, как сушеную скумбрию, любви же не будете иметь, никакого плода не принесете».

Если удается сохранить и приумножить в душе любовь, то пост проходит легко, светло, радостно и практически без искушений, связанных с ограничениями в пище. И наоборот, если во время поста усиливается раздражение, периодически возникает необузданное желание пресыщения чрева, то это верный признак того, что мало в душе любви и потому не разоряет Господь дом плотской похоти и не созиждет дома душевного. И попущение этого не что иное, как проявление милосердия Божия, ибо «сколь потребна ржа для железа, столь же пользует и пост злопамятного человека» , то есть пост в агрессивном и раздраженном состоянии духа разрушает здоровье так же, как и ржавчина разрушает железо.

Наверное, не было и нет православного христианина, который не сталкивался бы с этим искушением. Поэтому при первых же его признаках не стоит, впадая в панику и уныние, оставлять пост. В этом случае, помолившись Господу о вразумлении, лучше постараться понять причину, уменьшающую любовь. Возможно, любовь умаляют уныние и страхи за будущее, которые вытекают из маловерия и непонимания Промысла и воли Божией. Возможно, коренящиеся глубоко в подсознании и потому незаметные для себя обиды, осуждение, высокомерие и презрение к людям. Камнем преткновения может быть саможаление и самооправдание, которые мешают осознать, что по отношению к ближнему не бывает незаслуженной обиды, благородной ярости и праведного гнева. Господа привлекает только безоглядное устремление к Нему и Любовь как состояние души и, соответственно, отвращает любая агрессия, независимо от того, в какие идеологические, патриотические или догматические формы облекает ее наш изворотливый ум.

Правила и уставные указания, по которым составлен календарь постных дней по Типикону

Великий пост

В первую неделю поста в понедельник – полное воздержание от пищи. Во вторник и четверг – сухоядение, а в среду – вареная растительная пища без елея (Святые же горы типик в первый убо день отнюд не повелевает ясти. Во вторник же, в среду и в четверток, ясти подобает по единой литре хлеба, и воду, и ино ничтоже, разве соли требуя с хлебом… В среду же по совершении преждеосвященных , трапеза поставляется, и ядим хлеб тепл, и от снедей овощных теплых, дается же и укроп (теплая вода) с медом.)

В пятницу вечером – вино и вареная растительная пища без елея, в честь наступившего церковного дня памяти великомученика Феодора Тирона (И входим в трапезу, вкушаем же вина и елеа, ради святаго. Сие прияхом в лавре преподобнаго отца нашего Саввы, и киновии преподобнаго великаго Евфимиа: но не творим сего ныне за честность дне, обаче ядим варение с сливами без елеа… ).

В субботы и воскресенья всего поста – растительная пища с елеем и вино. В остальные дни недели – сухоядение, кроме указанных ниже исключений. Рыба разрешается только на праздники Благовещения и Входа Господня в Иерусалим. Если навечерие праздника Благовещения случится прежде Лазаревой субботы, то в этот вечер разрешается елей и вино (В субботы же и недели разрешаем на елей точию, и вино. В прочих же седмицах постимся, до вечера 5 дней, и ядим сухоядение, кроме суббот и недель: рыбы же во всю святую четыредесятницу никакоже дерзнем ясти, кроме праздника благовещения пресвятыя Богородицы, и недели цветоносныя… В навечерие же праздника благовещения, прежде субботы святаго праведнаго Лазаря, разрешаем на елей и вино ).

Если Благовещение случается до Вербного воскресения, разрешается вкушать рыбу и вино в будни один раз, а в субботу и воскресенье два раза. Если Благовещение выпадает на Страстную седмицу до Великого Четверга, то разрешается только елей и вино, а в Великую Пятницу вкушается только вино (Благовещение же, в кой убо день будет святаго поста до недели цветоносныя, разрешаем на рыбу и вино, ядим же единою днем, кроме субботы, и недели. В великую же неделю, аще случится до великаго четвертка, разрешаем на елей и вино. В великий же пяток, на вино точию).

Растительная пища с елеем и вином разрешается в день обретения главы Иоанна Предтечи (9 марта), в день памяти 40 мучеников Севастийских (22 марта), в среду Крестопоклонную, вечером в среду пятой седмицы и в четверг пятой седмицы поста (В среду 5-я седмицы вечера… на трапезе разрешаем на елей, и вина причащаемся труда ради бденнаго, хотящаго быти: Внимающии же спастися, воздержанию прилежат: Множайшии же посту нелицемерну… В четверток пятыя недели святых постов… на трапезе же ядим елей, и вино пием, труда ради бывшаго. Нецыи же уставы разрешати точию на вино попущают, на елей же не оставляют. Во святыя же горы типице разсуждает: На святых мученк 40, на Предтечевы главы обретение, в среду крестопоклонную, … ясти два варения со елеем, и испивати по две чаши вина).

В Лазареву субботу – елей, рыбная икра и вино (суббота святаго и праведнаго Лазаря… на трапезе учреждаемся варение со елеем. Аще же и икру имамы да дастся коемуждо брату по три онгии: и вино пием).

В первые три дня страстной седмицы пост такой же, как и в первые три дня 1-ой седмицы, то есть в Великий Понедельник – полное воздержание от пищи, в Великий Вторник – сухоядение, а в Великую Среду – вареная растительная пища без елея (На трапезе же ядим… якоже в 1-ю седмицу святаго сего поста, сице и в сия дни. В великий понедельник, во вторник и в среду, поститися подобает).

В Великий Четверг – растительная пища с елеем и вином. (Святыя же горы типик повелевает во святый великий четверток, ясти варения два с елеем, и вина по 3 чаши).

В Великую Пятницу – полное воздержание от пищи (Сице бо прияхом от святых заповедей святых апостол, не ясти в великий пяток. Господне бо слово, еже рече к фарисеом: яко егда отимется от них жених, тогда постятся в тыя дни).

В Великую Субботу – сухоядение и вино (Во святую и великую субботу вечера по отпусте же исходим из церкве в трапезу, и сядем кийждо на месте своем, с безмолвием и со благоговенством. И абие входит келарь, и дает братии по единому укруху (ломтю) хлеба: когда просфоры на то уготовлены, в пол литры хлеба, умерены равны, и по 6 смоквей (инжир), или фиников, и по единой мерней чаши вина. А где вина несть, испивают братия квас от меда, или от жита).

Петров и Рождественский пост

Во вторник и четверг – растительная пища с елеем и вином. В понедельник среду и пятницу – сухоядение. В субботу и воскресенье — рыба. Если полиелейная служба (славословие) приходится на понедельник, вторник и четверг, то дозволяется рыба, если на среду и пятницу, то разрешается елей и вино один раз в день. Если в среду и пятницу престольный праздник храма или полагается всенощное бдение, то разрешается и рыба. (Подобает ведати: яко в пост святых апостол, и Христова рождества, во вторник, и четверток, рыбы не ядим, но елей и вино точию. В понедельник, в среду и пяток ни елеа вкушаем, ни вина, но постимся до 9-го часа, и ядим в тыя дни сухоядение. В субботы же и недели, ядим рыбы. Аще случится святый во вторник, или в четверток имеяй славословие, ядим рыбу: Аще в понедельник, подобне. Аще среда и пяток, разрешаем на елей и вино точию: ядим же единою днем. Аще ли святый имеяй бдение, в среду, или пяток, разрешаем на елей и вино и рыбу. Аще ли случится память святаго, егоже есть храм, в среду, или пяток, творим подобне).

Относительно Рождественского поста указанные выше правила ослабления поста приурочены также к конкретным дням следующих святых: 29 ноября – апостола Матфея; 8 декабря – священномученика Климента, папы Римского; 13 декабря – апостола Андрея Первозванного; 17 декабря – великомученицы Варвары; 18 декабря – преподобного Саввы Освященного; 19 декабря – святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских; 22 декабря – зачатие прав. Анною Пресвятой Богородицы; 30 декабря – пророка Даниила и трех отроков; 2 января – священномученика Игнатия Богоносца. Независимо от дня недели на праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы разрешается рыба. Со второго января пост становится строже, и рыба запрещается в субботние и воскресные дни, а также в храмовые престольные праздники (Подобает ведати: яко заутра начинаем пост к Рождеству Христову, святую 40-цу. Должни есмы в сей 40-це сохраняти в коейждо седмице три дни, постящеся от елеа и вина, понедельник, среду и пяток. Точию аще случится великий святый, в того бо память разрешаем, и творим за любовь святаго праздника его ради, еже есть сего месяца 16, 25, 30. декемвриа 4, 5, 6, 9, 17, 20 день. В те бо дни, аще (если) во вторник и в четверток, ядим рыбу. В понедельник же, в среду и в пяток, разрешаем точию на елей и вино, рыбы же не ядим, кроме храма. Аще ли единому от сих во обители храм, разрешаем на рыбу и вино. Введение же Богородицы в кийлибо день случится, аще в среду, или пяток разрешаем и на рыбы. Нецыи же уставы от 9-го числа декемвриа повелевают поститися, и на рыбы не разрешати, кроме суббот, и недель, и храма святаго. От 20-го же числа, даже до 25, аще и суббота и неделя случится, не разрешаем на рыбы).

Послабление дается только в навечерие Рождества Христова (рождественский сочельник). В этот день пища хотя и принимается один раз вечером, но зато, независимо от дня недели, с елеем и вином (И входим в трапезу, и ядим варение со елеем, рыбы же не ядим. Вино же пием, благодаряще Бога).

Если навечерие Рождества Христова приходится на субботу или воскресение пища, вкушается 2 раза в день (Аще случится навечерие Христова Рождества в субботу или неделю, пост не бывает… В субботу же и неделю литургия бывает во свое время Златоустаго. По отпущении же снедаем по уломку хлеба, и от вина вкушаем мало, и отходим в келлии своя… По отпусте же… входим в трапезу и ядим совершенно: рыбы же не ядим, но со древяномаслием, и сочиво обварено, или кутию с медом: испиваем же и вина в славу божию: в неимущих же странах пием пиво).

Успенский пост

В понедельник, среду и пятницу – сухоядение. Во вторник и четверг – вареная растительная пища без елея. В субботу и воскресенье – с елеем. Рыба разрешается только в праздник Преображения Господня, независимо от того, на какой день недели он выпадает. Если праздник Успения Пресвятой Богородицы приходится на среду и пятницу, то разрешается только рыба и вино (В пост святыя владычицы нашея Богородицы успения, 15 дней кроме Преображения Христова, постимся до 9-го часа дне: понедельник, среду и пяток, сухо ясти: и творим коленопреклонение, даже до причащения. Во вторник и четверток, варение без елеа. В субботу же и неделю, варение со елеем, и вино пием: рыбы же не ядим, до успения пресвятыя Богородицы: но токмо на Преображение Христово, ядим рыбу, дважды днем… Аще ли будет праздник сей в среду или в пяток, разрешаем точию на рыбу и вино. Аще ли же в понедельник, и миряне разрешают на мясо, и сыры, и яица: монаси же точию на рыбу и вино).

Однодневные посты

В среду и пятницу в период Пятидесятницы (весенний мясоед) разрешается елей и вино. В среду Преполовения и среду отдания Пасхи разрешается рыба. (В средах же и пятцех, всея пятьдесятницы, елей и вино, кроме среды преполовения, и среды отдания пасхи: В та бо два дни разрешаем на рыбу и вино).

О том, как поститься в другие среды и пятницы вне многодневных постов Типикон не упоминает. Поэтому в этом случае при составлении календаря исходили из близкого к Типикону Святогорского устава, разрешающего употреблять в эти дни вареную растительную пищу без елея один раз в день. При этом также учитывали послабления в дни великих святых указанные в правилах пощения в среду и пятницу во время Петрова поста.

Вареная растительная пища с елеем разрешается в дни Усекновения главы Иоанна Предтечи (11 сентября) (На усекновение честныя главы Предтечевы… всяко воздержатися постом, за истину пострадавшаго пророка, и проповедавшаго во аде Господа. Разрешению же быти точию на древяное масло, и прочая от различных овощнаго плода, и по мере единой чашице вина в славу Божию, труда ради бденнаго), Воздвижения Креста Господня (27 сентября) (На трапезе же бывает утешение братии, о елеа и вина, и прочих снедей овощных. Сыра же и яиц и рыбы, никакоже дерзнем коснутися) и Крещенский сочельник (18 января) (По отпусте же или есть литургиа… и входим в трапезу, и ядим с древяномаслием, испиваем же и вина. Сыра же и подобных ему, рыб никакоже дерзнем ясти).

Сплошные седмицы

Это недели с понедельника по воскресенье, во время которых нет постных дней. При этом нет каких-либо ограничений на трапезе в Святки — с 7 января по 17 января; неделю мытаря и фарисея — за две недели до Великого поста; в пасхальную (светлую) неделю — неделя после Пасхи; троицкую неделю — неделя после Троицы. В сырную неделю перед Великим постом (масленица) вводится запрет на мясо и разрешается вкушать молочные продукты и яйца, причем в среду и пятницу только один раз в день (В дванадесятих же днех по Рождестве Христове, и в седмице пред мясопустом, и седмицу светлую и седмицу 8-ю, разрешают монаси на сыр и яица, мирстии же на мясо. В седмицу же сырную, разрешают монаси и мирстии на сыр и яица. В среду же и пяток, в девятый час, единою днем).

О трапезе в праздники, случившиеся во время постов, в среду и пятницу

Поста нет в праздники Рождества Христова и Богоявления. Рыба разрешается на праздники Рождества, Успения, Введения во храм и Покрова Богородицы, Сретения и Преображения Господня, Рождества Иоанна Предтечи, апостолов Петра и Павла, Иоанна Богослова (Подобает ведати: яко аще случится Христова Рождества праздник, и святых Богоявлений, в среду, или пяток, разрешаем на сыр и яица: миряне же на мясо. Аще ли случится Рождество Богородицы, или Сретение, или Успение, в среду, и пяток, разрешаем на рыбу и вино. Праздник же Преображения и Введения, в кой день ни случится, разрешаем на рыбу и вино, и ядим дважды днем… Праздник же Предтечев, Рождество и святых апостол Петра и Павла, и возлюбленнаго Иоанна Богослова, аще случится в среду и пяток, ядим рыбу, и пием вино, дващи днем).

Правила и уставные указания, по которым составлен календарь постных дней для новообращенных

Великий пост

«В понедельник первой недели поста вкушали сухоядение однажды в день после вечерни (завещания прп. Феодора Студита, IX в., и прп. Афанасия Афонского). Со вторника и в течение всей недели до пятницы – вареная растительная пища без елея, поскольку «со вторника и в течение всей недели до пятницы ели хлеб, горох вареный или бобы, соленую капусту без масла, груши, по пяти смокв, сливы и каштаны». В пятницу первой недели поста – вареная растительная пища с елеем и вином, так как «в пяток вечера входим в трапезу, вкушаем же вина и елея, ради святаго (Федора Тирона). Сие прияхом в лавре преподобного отца нашего Саввы, и киновии преподобного великаго Евфимиа».

В прочие недели Великого поста по вторникам и четвергам – два вареных блюда с елеем (уставы прп. Саввы Сербского св. Маманта, Илии Вомон и Пантократорского монастыря). Такая же пища и в понедельник, поскольку «по Уставам Патриарха Алексия, св. Маманта и Илии Вомон, понедельник исключался из дней постных». В среды и пятницы – вареная пища без елея, так как в эти дни «пища была такая же, какая указывалась Типиками для первой недели».

В субботы и воскресения Великого поста – два вареных блюда с рыбой, елеем и вином, поскольку это разрешал мирянам Пантократорский Устав 1553 года. Согласно древнерусским уставам, повлиявшим на Типикон редакции 1610 года, рыба дозволялась в дни обретения главы Иоанна Предтечи (9 марта) и сорока мучеников Севастийских (22 марта). Рыба также разрешается в канун праздника Благовещения (Орбельская Триодь, древний Святогорский Устав), если он не приходится на Страстную седмицу.

Исходя из того, что в Страстную седмицу «якоже в 1-ю седмицу святаго сего поста, сице и в сея дни: в великий понедельник, во вторник и в среду, поститься подобает», в Великий Понедельник указано сухоядение, а в Великий Вторник и Великую Среду – вареная растительная пища без елея. В соответствии с 5-ым правилом Никифора, Патриарха Константинопольского, в Великий Четверток – разрешается рыба, а по древнему Святогорскому Уставу в Великую Пятницу – сухоядение, а Великую Субботу – вареная растительная пища без елея («в великую пятницу хлеб и сурово зелие, в великую субботу… просфоры весом в пол литры, овощи и по три чаши вина»).

Петров и Рождественский пост

Из указания Феодора Студита: «В четыредесятницу святых апостолов рыбу, сыр, и яйца не вкушаем, кроме тех дней, когда часы не поем… в субботы же, воскресные и праздничные дни ядим вся дважды… Сие же правило блюдем и в четыредесятницу святого апостола Филиппа» следует, что в Петров и Рождественский пост в будние дни разрешалась растительная пища с елеем, а в субботу и воскресенье дозволялось вкушать не только рыбу, но и продукты с молоком и яйцами. Однако в наше время вкушение скоромной пищи настолько несовместимо с понятием поста, что в календаре для новообращенных в субботу и воскресенье нами поставлена рыба, как наименее строгий вид постной пищи. Рыба также указана во вторник и четверг, поскольку такое разрешение дано в некоторых современных календарях Русской Православной и Старообрядческой Церкви. В остальные дни Петрова и Рождественского поста, то есть в понедельник, среду и пятницу, в соответствии с указанием Феодора Студита, нами поставлена растительная пища с елеем. Учитывая указанные в Типиконе послабления в честь святых, в дни их памяти указана растительная пища с рыбой. Исключение составляет последняя неделя Рождественского поста, во время которой Типиконом запрещается вкушение рыбы.

Успенский пост

В уставе Никона Черногорца, зафиксировавшего практику поста восточных христиан раннего средневековья, по строгости Успенский пост приравнивался к Петрову посту. Однако на Руси Успенский пост получил особо важное значение и, следуя этой традиции, в календаре для новообращенных характер послаблений для этого поста аналогичен таковым в Великий пост. То есть разрешение на рыбу в праздник Преображения Господня, в субботу и воскресенье. В понедельник, вторник и четверг – вареная растительная пища с елеем, а в среду и пятницу – вареная растительная пища без елея.

Среда и пятница вне многодневных постов

Типикон в период Пятидесятницы (весенний мясоед) разрешает вкушать елей. В то же время современный календарь Сретенского монастыря в эти дни указывает на рыбу152, что является послаблением по сравнению с Типиконом на одну ступень. Как нам кажется, в календаре для новообращенных будет справедливым распространить подобный принцип послабления на одну ступень и на остальные среды и пятницы. Это означает вкушение вареной растительной пищи с елеем в те дни, когда в календаре по Типикону указана пища без елея, и вкушение рыбы, когда в календаре по Типикону указана растительная пища с елеем.

Привет, мой дорогой читатель!

Прежде, чем начну рассказывать содержание новой школы, хотел бы поделиться с тобой новостями.
Новость №1: По просьбе своих друзей из «Русской Школы коучинга» провел 8-9 августа в Москве семинар на тему «Продвижение брэнда и продажи услуг частнопрактикующего специалиста через Интернет» (название сложноватое — отдельный брэнд ему еще не придумали), но точно отражает суть материала: Как частному лицу — раскрутить свое имя (брэнд) и эффективно продать свои услуги. Надо сказать, что семинар как всегда прошел очень интересно и ярко — я получил много обратной связи от совершенно новой для меня аудитории. Среди слушателей были преимущественно коучи и тренера, но были и представители других профессий. Договорились дружить еще больше — и сейчас прописываю программу целой серии вечерних и одно-двухдневных курсов по этой теме. Первые подобные курсы пройдут в Москве уже в конце этого месяца также совместно с «Русской Школой Коучинга».

Новость №2: Курс по точно такой же программе, как и для коучей — подробности программы можете посмотреть в посте «Интернет нужен Всем» — меня попросили прочитать друзья из города Екатеринбурга, что я с удовольствием для них сделаю. Аудитория тренинга — также все кто хотят научиться зарабатывать в интернет и продвигать свои услуги в Интернет.

В этот четверг в Екатеринбурге(20 августа 2009 года) с 19 до 21 по местному времени пройдет бесплатный мастер-класс по теме заработка в интернет-бизнесе, на мастер-классе можно будет и оплатить участие в основном семинаре.

Сам семинар по теме «Продвижение брэнда и продажи услуг частнопрактикующего специалиста через Интернет» пройдет в эти выходные субботу и воскресение — 22 и 23 августа 2009 года — в течении 2х дней с 10 утра и до 6 часов вечера, с небольшим перерывом на обед будем работать с участниками семинара над темой — «КАК НАИБОЛЕЕ ЭФФЕКТИВНО ЗАРАБАТЫВАТЬ ДЕНЬГИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНТЕРНЕТ!». Тема как Вы понимаете сверхактуальна в наше время, когда многие работодатели вовсе не обещают спокойных гарантированных доходов и только тот, кто работает сам на себя сможет гарантировать сам себе свои доходы.

Организатором является не Intway, а моя знакомая тренинговая компания, которая сама вызвалась провести это мероприятие. Я уверен, что Всем участникам мероприятие понравится и мы на семинаре договоримся о новых встречах и новых тематиках.

Семинар будет проходить в прекрасном месте — отеле «Гранд-Авеню», в центре города на пр. Ленина, 40. Мастер-класс будет проходить в малом конференц-зале. Семинар будет проходить в среднем или большом зале в зависимости от того, сколько желающих соберется. Окончательное решение будет озвучено на мастер-классе. На мастер-класс бесплатно приглашаются все желающие, необходимо только предварительно созвониться с организатором Павлом Русеевым по телефону +79122258102. Количество мест на мастер-классе ограничено размером помещения, так что прошу Всех поторопиться. Вопросы оплаты тоже прошу решать с организатором, я в данном случае всего лишь приглашенный тренер.

На этом вступление закончилось и переходим к основной теме этого поста.

Как известно залогом успеха блогера является не только яркость и необычность повествования, но РЕГУЛЯРНОСТЬ новых постов(записей), а также, несомненно — САМА ЛИЧНОСТЬ блогера. А вот этим (регулярностью) страдают многие даже опытные блогеры, а начинающие блогеры часто не знают как правильно и в нужных пропорциях привлечь внимание к собственной личности и добиться того, ради чего блог и создается — пиара не только ниши, но и собственного брэнда и доверия к себе, со стороны аудитории. Чтобы решить эту задачу есть несколько простых правил.

Правило №1: чтобы проще было писать регулярно, не перескакивая между темами и ритмично раскрывать темы, а также поддерживать постоянный интерес читателей к блогу — необходимо обязательно составить план из 20-50 ближайших постов и стараться ему следовать. Так как даже для меня регулярность проблема — но я очень сильно ощущаю на своей посещаемости и, ОСОБЕННО, на своем ЗАРАБОТКЕ блоггера. То я принял решение составить план из 30 постов на ближайшее время (а это 3 месяца, если раз в 3 дня или целый месяц, если ежедневно) и «кровь из носу» его соблюдать, чтобы писать не реже раз в 3 дня, но буду стараться писать ежедневно. План постов выкладываю ниже — там далеко не все посты — я буду дописывать туда те посты которые задумал, а также ВЫ будете активно предлагать темы и я буду добавлять их в план.

Правило №2: чтобы правильно пиарить и нишу и себя и поддерживать интерес аудитории к блогу — нужно пользоваться правилом ТРЕХ ТРЕТЕЙ! Правило это очень простое и говорит о следующем — все посты(записи) в Вашем блоге должны распределяться примерно в следующих пропорциях: 33% материалов — должно быть по тематике той ниши, о которой Вы ведете свой блог, 33% материалов — должно быть о Вас или связаны с Вами (Вы живой человек — и читатели Вашего блога — потенциальные потребители Ваших услуг — должны это знать и ценить и эмоционально быть к Вам привязаны как к старому знакомому). Оставшиеся 34% материалов должны быть по актуальным сегодня и всегда темам, которые волнуют Вашу аудитории, про насущное и любопытное, грубо говоря. Не обязательно СЛИШКОМ СТРОГО следовать данному правило, но иметь его ввиду следует обязательно. А уж если Вы, как искушенный шеф-повар, будете смешивать эти ингридиенты в правильных пропорциях в каждом посте или серии постов, то постоянный приток все новых и новых ценителей Вашего таланта Вам обеспечен.

Итак, вот мой план постов на ближайшее время:

1. Что должно быть сделано по настройке блога для успешной работы (чеклист блог)
2. Что должно быть сделано по раскрутке блога для успешного продвижения (чеклист раскрутка)
3. Что должно быть сделано по монетизации блога для успешного заработка (Чек лист монетизация)
4. Экспресс-план с 0 до 1000 долларов в месяц за 3 месяца — как я вижу успешный план работы на 3 месяца для выхода с 0 на высокие доходы в блоге.
5. 5 видов интернет-бизнеса — кто и как зарабатывает в Интернет
6. Серия постов — школа манимейкера (Надо бы расписать подробно по постам)
7. Пост о лидерстве и якорях и шагах вперед (продумать тему более точно по результатам коуч-сессии в прошлую субботу)
8. Посты о миллионерстве (расписать темы)
9. Посты о твиттере (закончить наконец уже первый черновик)
10. Еще много хороших и ярких постов.

Вот списка из 30-ти пока не получилось, но я буду постоянно возвращаться к этому списку и прописывать конкретно про что я буду писать. ОЧЕНЬ хочу, чтобы Вы оценили те темы, на которые я собираюсь писать и сказали ЧТО БЫ ВЫ ЕЩЕ ХОТЕЛИ прочитать в моем видении и изложении, а также те посты которых Вы ждете в первую очередь. Жду Ваших комментариев с информацией и вопросами к этому посту. А ТАКЖЕ ЖДУ ВСЕХ НА СЕМИНАРЕ В ЕКАТЕРИНБУРГЕ! 🙂

[ad01]

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *