Ниже представлен список вопросов по предмету Клиническая психология детей и подростков МФПУ/МФПА «Синергия»

Аллопластическая и аутопластическая картины болезни были выделены…

Антиципационный тренинг проводится …

Атипия психического развития, в первую очередь, связана с …

Базисом клинической психологии являются …

Базовая патопсихологическая диагностика включает в себя …

В классическом варианте методики исследования самооценки Т. Дембо…

В нейропсихологическом исследовании нарушения праксиса выявляются…

В организации реабилитационных и абилитационных мероприятий наиме…

Впервые клиническая психология была выделена в самостоятельную от…

Все расстройства носят психосоматический характер, согласно …

Для прогноза успешности социальной адаптации молодых людей, забол…

За регуляцию мышечного тонуса отвечает … блок мозга

Заболевание считается психосоматическим, если …

К классификациям психического дизонтогенеза в психологии относитс…

К модально-неспецифическим факторам относится …

К недостаткам проективных тестов можно отнести …

К преобладающим типам отношения к болезни у детей с тяжелыми сома…

Концепция шизофреногенной матери может быть отнесена к …

Коррекционно-развивающая программа А.В. Семенович основывается на…

Кривая нормального распределения отражает понимание нормы как …

Международная классификация болезней МКБ-10 была разработана …

Модель интеракции основывается на утверждении, что …

На адаптации больных эндогенными расстройствами лучше всего сказы…

Наиболее трудными для детей с аутизмом являются задания на …

Неверно, что … относится к психосоматическим расстройствам

Неверно, что … относится к структуре патопсихологического обследо…

Неверно, что … относится к тестам интеллекта, применяющимся в кли…

Неверно, что в психиатрических классификациях дизонтогенеза выдел…

Неверно, что в состав клинической психологии детей и подростков в…

Неверно, что нейропсихологический синдромный анализ предполагает …

Неверно, что принцип …относят к принципам клинического интервьюир…

Нейропсихологический фактор может быть определен как …

Неполная зрелость лобных структур, попадающая под категорию синдр…

Области мозга, которые созревают последними в онтогенезе, – …

Патопсихологическое обследование у детей младшего дошкольного воз…

Первичная диагностика в клинической психологии детей и подростков…

Период нормального развития фиксируется при …

По данным исследования Кауфман и Циглер родители, испытывавшие в …

Положение о том, что патологическое поведение – это обученная фор…

Понятия клинической психологии и клинического метода в психологич…

Поражения левого полушария приводят к нарушению …

При изучении особенностей игры умственно отсталых детей было выяв…

При психологической запущенности …

Продуктивные и негативные расстройства …

Различие между первичным и вторичным дефектом …

Синдром «неспособности к преуспеванию» может возникнуть …

Современное проявление госпитализма связано с …

Согласно модели Б.Д. Карвасарского, одним из критериев оценки эфф…

Согласно психоаналитическому подходу, нервная анорексия возникает…

Стадия действия, проявляющаяся в описании детьми картинок, характ…

Существенное отличие детской нейропсихологии от взрослой заключае…

Теоретическим основанием клинической психологии детей и подростко…

Тест Айзенка для исследования экстраверсии, интроверсии и нейроти…

Тестовая парадигма в отечественной клинической психологии детей и…

Установите соответствие между представленными ниже методиками и п…

Установите соответствие между стилем воспитания и его следствиями…

Установите соответствие между типом нарушения мышления и соответс…

Фактором риска психосоматических заболеваний является …

Шизотипический диатез является …

Экспресс-диагностика когнитивного развития входит в состав …

Эмоционально-идеаторный уровень нервно-психического реагирования …

Эмоциональный стресс приводит к …

Может быть, мой вопрос покажется странным и многие мамы меня не поймут, но я все-таки хотела бы посоветоваться с психологом.

Дело в том, что у меня… слишком послушный ребенок. Таким Даник был с детства. Не шалил, никуда не лез, без спроса ничего не брал. Что скажешь – то сделает, куда велишь – туда пойдет. Сначала меня это радовало: все мамы по площадке носятся: кто с горки ребенка снимает, кто из лужи вытаскивает, кто палку отнимает, кто драку разнимает. А я сижу спокойно на скамейке и читаю книжку. Потому что Даник ни с кем не дерется, никуда не бежит, а спокойно сидит в песочнице и строит замок.

Воспитатели в садике не могли на него нарадоваться: никаких проблем с мальчиком нет! Пошел в школу – тоже все прекрасно: скажешь уроки делать – садится и делает, попросишь что-нибудь помочь – тут же оставляет «без боя» игру или выключает мультики и помогает. Записала его в кружок рисования – рисует. Записала на плавание – плавает…

Недавно я спросила сына (ему сейчас 7 лет): «Даник, а что тебе больше всего интересно? Что ты любишь делать и чего ты сам хочешь?» Ответ меня убил: «Мам, я не знаю. Мне все равно». Я поняла, что нужно бить тревогу. Ведь получается, что сын ничем не интересуется, он нелюбопытный, не старается попробовать что-то новое, ничем не увлекается. Что велят – то и делает.

Скажите, пожалуйста, как зажечь в ребенке интерес? Как научить его спорить, отстаивать (и прежде всего иметь) свою точку зрения? Я понимаю, что во взрослой жизни у сына могут быть огромные проблемы…

Марина, по электронной почте

Комментарий психолога:

Марина, вовсе не обязательно во взрослой жизни вашего сына ожидают «огромные проблемы». Из него получится хороший ответственный исполнитель, которого будут ценить на работе. Вот только… есть вероятность, что он будет часто жаловаться на скуку и ему будет трудно верить в себя.

Научить ребенка правилам поведения в обществе – важная задача родителей. Вы справились с ней на отлично. Однако есть еще один аспект воспитания: помочь человеку найти себя, стать личностью. Индивидуальность начинает просыпаться в человеке в возрасте примерно 3 лет (а бывает – еще раньше). В это время у ребенка происходит зарождение воли и осознание себя как самостоятельной личности. У него появляются желания, интересы, стремления, и часто они не совпадают со стилем воспитания и требованиями значимых взрослых – мамы, папы, бабушки или дедушки. И малышу важно получить от них сигнал, подтверждение того, что его желания важны, услышаны и выполнимы. Если этого не происходит, ребенок может перестать чувствовать, чего ему хочется и что ему интересно. Потому что состояние, когда «хочется, но все равно не дадут» – это более дискомфортно, чем когда «ничего не надо».

Как поведет себя ребенок, не получив отклика на свои потребности, зависит также от его темперамента. Одни дети сопротивляются, капризничают, настаивают на своем. А другие от природы более покладисты, и, скорее всего, Даник именно из их числа. Поэтому ему нужны дополнительное внимание, поддержка и подбадривание, чтобы он, во-первых, начал прислушиваться к своим внутренним импульсам, а во-вторых, стал позволять себе действовать так, как велят ему эти импульсы.

Сейчас ваша задача – помочь сыну осознать, что ему интересно, и найти себя. Возможно, для этого потребуется помощь психолога или посещение занятий для родителей, которые помогут вам понять, что нужно поменять в своем стиле воспитания. Помните: ваша мягкость, любовь и внимание способны изменить ситуацию. Проявляя интерес к предпочтениям Даника, спрашивая его совета, мнения, прося его сделать выбор в мелочах, вы постепенно научите его слушать и проявлять себя.

Надежда Баранова,

психолог Центра успешных отношений
с 2011 по 2016 год

Опубликовано в журнале Психология отношений от 10.2015

Каждый родитель хочет, чтобы дети его слушались и соблюдали установленные семьей и социумом правила. При этом мы также ждем, что они будут смелыми и самостоятельными. Послушный ребенок — это однозначное благо или нет? Своим взглядом на эту проблему делится детский психолог Наталия Калиниченко.

Наталия Калиниченко, детский психолог (центр детского досуга «Умники club», Ярославль), сказкотерапевт, член Европейской Конфедерации Психоаналитической Психотерапии Дети послушные и непослушные

Кто такой послушный ребенок? Тот, кто слушается и подчиняется? Это слишком ограниченное и упрощенное понимание. Послушный, дисциплинированный ребенок — это прежде всего такой малыш, который имеет понятия о границах: своих (личных и физических) и чужих. И он не только осознает границы других людей, он их признает и уважает. Непослушный ребенок, как следует из сказанного, — тот, кто этими границами по разным причинам пренебрегает.

Насколько я могу судить из своего 10-летнего практического опыта, вопрос о том, как вести себя с непослушным ребенком, один из самых распространенных у родителей, которые обращаются к детскому психологу. Сейчас у очень многих детей, причем в любом возрасте, нарушено понимание границ. И это создает препятствия для здоровой жизни, нормального общения с социумом, выстраивания отношений. Если ребенок не умеет выдерживать границы, а вместе с ними правила и нормы, ответственность за это лежит на родителях.

Почему так происходит? Одна из причин — это чрезмерная «залюбленность» детей старшими. Нынешние родители — это дети 90-х. Это были суровые времена, когда для мам и пап был очень важен вопрос выживания, они не успевали дать этому поколению достаточно любви. Многими из нас больше занимались бабушки, а то и соседки. Наше поколение — это недолюбленные дети, выросшие в эмоциональном дефиците. Став взрослыми, они хотят не только реализовать свой родительский потенциал, но и дать детям то, чего не получили они сами. Поэтому любовь и забота становятся гипертрофированными. Ребенок, окруженный чрезмерной любовью, часто не имеет возможности самостоятельно развиваться.

Послушание и границы

Когда ребенок знает свои границы и уважает чужие, он способен придерживаться правил и может себя контролировать. Для формирования границ очень важно с самого детства обозначать их и проговаривать. Они не могут появиться сами, вдруг, например в семь лет, если до этого в жизни ребенка доминировала вседозволенность. Сформировать их позже намного сложнее, чем заложить естественным путем в раннем детстве. Сначала малыш учится осознавать границы своего тела, затем взрослые учат его признавать границы других людей, прежде всего родителей, например, сами отучаются говорить «мы», заменяя это слово на «я и ты». Это необходимо сделать, если родители хотят, чтобы ребенок воспринимал себя как самостоятельную личность.

Почему я так много говорю о границах тела? Потому что именно их осознание помогает ребенку понимать, что такое правила поведения, и соблюдать их, то есть быть послушным, следовать принятым нормам.

Приведу пример. Я встречала одного воспитателя детского сада, который делал все, чтобы обезопасить детей в группе от ушибов и травм, и это доходило до абсурда. В комнате все углы были обтянуты мягкой тканью, и даже круглый стол! Синяки, которые изредка дети умудрялись набивать, считались трагедией. Такой педагогический стиль воспитания привел к тому, что к моменту выпуска из детского сада дошколята не осознавали ни собственного тела, ни правил поведения. Они могли спокойно сидеть на подоконнике или столе, а другие педагоги считали их совершенно неуправляемыми.

Мифы о послушании

Я встречалась и с негативным отношением к детскому послушанию. Основные аргументы были такими: «Ребенок вырастет несамостоятельным», «У него не будет своего мнения», «Он никогда не станет лидером и не научится проявлять активность». Это мифы, и я готова их опровергнуть.

Прежде всего хочу сказать, что послушание никак не мешает активности, лидерству и самостоятельности. Не нужно представлять эти качества и умение ребенка следовать правилам на разных полюсах — они даже не в одной плоскости.

Я наблюдаю за многими детьми, с которыми занималась в дошкольном, а затем и в школьном возрасте. Это послушные дети, но при этом они лидеры в своих группах! Им легко дается учеба, они способны к творчеству, к ним тянутся другие малыши. Осознание своих и чужих границ, способность и готовность соблюдать правила, то есть все то, что входит в понятие послушания, никак не мешает ребенку проявлять лидерские качества и познавательный интерес.

Ваша задача как родителей — поддерживать этот интерес, который очень важен для активности и самостоятельности. В норме он формируется сам по себе, но может быть заблокирован: какой-то неловкой фразой родителя, недостаточным вниманием мамы. Чтобы стимулировать его развитие, нужно отвечать на все вопросы ребенка и ни в коем случае не игнорировать их. С 3 до 5 лет дети находятся в возрасте почемучек и задают совершенно неожиданные вопросы. Если вы не знаете ответа, предложите вместе поискать ответ в энциклопедии. Так вы не только подкрепите познавательную активность ребенка, но и научите его находить информацию.

Будут ли у ребенка, который привык слушать старших и соблюдать принятые правила, проблемы с формированием собственного мнения? Тоже нет! Вернее, если и будут, то дисциплинированность здесь ни при чем. Чтобы иметь собственное мнение, нужно уметь анализировать, в том числе и себя. С ранних лет надо давать ребенку такую возможность. Например, он выполняет задание в прописи, в рабочей тетради, и вы можете спросить: «Как думаешь, ты все правильно сделал? Тебе все нравится?». Говорите ребенку свое мнение, но без строгих оценок, и всегда его мотивируйте. Задавайте ему вопросы, удивляйтесь, хвалите его!

Почему дисциплинированность — это хорошо…

Ребенок, который не протестует против правил, а следует им, не только отрада для родителей. Дисциплинированность — это хорошо и для него самого. Если он знает правила безопасности (не переходить дорогу на красный), поведения в социуме (быть вежливым и аккуратным) и семье (выполнять свои обязанности, слушать маму с папой), ему будет намного проще адаптироваться ко взрослой жизни. А она полна ограничений и рамок, чем бы ни пришлось заниматься, и без их соблюдения жить очень непросто! Даже на Тибете, куда люди приезжают помедитировать и научиться внутренней свободе, есть свои правила. Я не говорю о школе, жизнь в которой — это свод предписаний. Большинство родителей, чьи дети посещали частные детские сады, где у малышей много свободы, все равно хотят отдать их в массовую школу.

Дети, соблюдающие режим, живущие в относительно размеренном ритме, соблюдающие однозначные правила, по которым у родителей нет противоречий, менее тревожные. А детская тревожность — настоящий бич нашего времени. Когда ребенок четко знает, как ему нужно поступить, он не только меньше нервничает и сомневается. У него высвобождаются ресурсы, энергия, которую можно направить в свободное русло.

… и в чем ее главный недостаток

Предвижу возможные возражения: «Но откуда тогда берутся безынициативные, ведомые личности, с детства привыкшие беспрекословно слушаться строгих родителей, если дисциплинированность — это хорошо?». В этом вопросе и содержится ответ. Если ребенку многое запрещено, а он даже не понимает смысла этих ограничений, если его строго наказывают за нарушения бесчисленных правил, если он помещен в тесные рамки, — на этой почве не вырастет самостоятельный человек. Когда малыш слушается потому, что боится, когда надломлена его личность — это ненормальное послушание.

Подытожу: дисциплинированность может быть губительна для ребенка, если она чрезмерна, и в этом ее отрицательная сторона. Когда ее нет совсем — тоже плохо. Мне известны случаи, когда родители практиковали, как они это называли, японскую систему воспитания: ребенку совсем ничего не запрещалось, он рос свободным ото всех правил. И в этой ситуации я вижу, что малыш, который уже в старшей группе детсада, не может себя организовать и удерживать внимание, не умеет принимать помощь. Он как летающая пчела, которая не может удержаться на цветке больше двух минут. Свобода самовыражения — это одно, а отсутствие границ — совершенно другое.

Следование правилам — это хорошо и дальновидно. Но важна золотая середина: пусть ваш ребенок растет без страха, пусть у него будет ограниченное число понятных ему запретов, и тогда в определенном возрасте его можно будет смело отпускать в свободное плавание.

[ad01]

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *