О значении Великого поста и духовной пользе посещений великопостных служб размышляет протоиерей Александр Шмеман

Для многих, если не для большинства, православных христиан Пост состоит из ограниченного количества формальных, большей частью отрицательных правил: воздержание от скоромной пищи (мяса, молочного, яиц), танцев, может быть и кинематографа. Мы до такой степени удалены от настоящего духа Церкви, что нам иногда почти невозможно понять, что в Посте есть «что-то другое», без чего все эти правила теряют большую часть своего значения. Это «что-то» другое можно лучше всего определить как некую атмосферу, «настроение», прежде всего состояние духа, ума и души, которое в течение семи недель наполняет собой всю нашу жизнь. Надо еще раз подчеркнуть, что цель Поста заключается не в том, чтобы принуждать нас к известным формальным обязательствам, но в том, чтобы «смягчить» наше сердце так, дабы оно могло воспринять духовные реальности, ощутить скрытую до тех пор жажду общения с Богом.

Эта постная атмосфера, это единственное «состояние духа» создается главным образом богослужениями, различными изменениями, введенными в этот период поста в литургическую жизнь. служба необходима для того, чтобы мы почувствовали тайну и сперва незаметное «действие» в нашем сердце этого богослужения. Мало-помалу мы начинаем понимать или скорее чувствовать, что эта печаль действительно «светлая», что какое-то таинственное преображение начинает совершаться в нас. Как будто мы попадаем в такое место, куда не достигают шум и суета жизни, улицы, всего того, что обычно наполняет наши дни и даже ночи, – место, где вся эта суета не имеет над нами власти. Все, что казалось таким важным и наполняло нашу душу, то состояние тревоги, которое стало почти нашей второй природой, куда-то исчезает, и мы начинаем испытывать освобождение, чувствуем себя легкими и счастливыми. Это не то шумное, поверхностное счастье, которое приходит и уходит двадцать раз в день, такое хрупкое и непостоянное; это – глубокое счастье, которое происходит не от одной определенной причины, но оттого, что душа наша, по словам Достоевского, прикоснулась к «иному миру». И прикоснулась она к тому, что полно света, мира, радости и невыразимой надежды.

И вот, когда мы испытываем это таинственное освобождение, легкость и мир, печальное однообразие богослужения приобретает новый смысл, оно преображено; оно освящено внутренней красотой, как ранним лучом солнца, который начинает освещать вершину горы, когда внизу, в долине, еще темно. Этот свет и скрытая радость исходят из частого пения аллилуйя, от общего «настроения» великопостных богослужений. То, что казалось сперва однообразием, превращается теперь в мир; то, что сперва звучало печалью, воспринимается теперь как самые первые движения души, возвращающейся к утерянной глубине. Это то, что возвещает нам каждое утро первый стих великопостного Aллилуия:

«От нощи утренюет дух мой к Тебе, Боже, зане свет повеления Твоя – С раннего утра мой дух стремится к Тебе, Боже, потому что Твои повеления – свет (на земле).»

«Печальный свет»: печаль моего изгнания, растраченной жизни; свет Божьего присутствия и прощения, радость возродившейся любви к Богу и мир возвращения в Дом Отца. Таково настроение великопостного богослужения; таково его первое соприкосновение с моей душой.

Иерей:

Господи Боже наш, Иже на высоких живый и на смиренныя призираяй. Иже Спасение роду человеческому низпославый — Единороднаго Сына Твоего и Бога, Господа нашего Иисуса Христа! Призри на рабы Твоя оглашенныя, подклоньшия Тебе своя выя, и сподобия во время благополучное бани пакибытия, оставления грехов и одежди нетления, соедини их Святей Твоей Соборней и Апостольстей Церкви и сопричти их избранному Твоему стаду.
Да и тии с нами славят пречестное и великолепое Имя Твое, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков.

Хор:

Аминь.

Диакон:

Елицы оглашеннии, изыдите, оглашеннии, изыдите; елицы оглашении, изыдите. Да никто от оглашенных, елицы вернии, паки и паки миром Господу помолимся.

Хор:

Господи, помилуй.

Диакон:

Заступи, спаси, помилуй и сохрани нас, Боже, Твоею благодатию.

Хор:

Господи, помилуй.

Диакон:

Премудрость.

Молитва верных первая

Иерей:

Благодарим Тя, Господи Боже Сил, сподобившаго нас на предстати и ныне святому Твоему Жертвеннику и припасти ко щедротам Твоим о наших гресех и о людских неведениих. Приими, Боже, моление наше, сотвори ны достойны быти, еже приносити Тебе моления и мольбы и Жертвы Безкровныя о всех людех Твоих; и удовли нас, ихже положил еси в службу Твою сию, силою Духа Твоего Святаго, неосужденно и непреткновенно, в чистем свидетельстве совести нашея; призывати Тя на всякое время и место. Да, послушая нас, милостив нам будеши во множестве Твоея благости.
Яко подобает Тебе всякая слава, честь и поклонение, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков.

Хор:

Аминь.

Диакон:

Паки и паки миром Господу помолимся.

Хор:

Господи, помилуй. (На каждое прошение.)
О свышнем мире и спасении душ наших, Господу помолимся.
О мире всего мира, благостоянии святых Божиих Церквей и соединении всех, Господу помолимся.
О святем храме сем и с верою, блгоговением и страхом Божиим входящих в онь, Господу помолимся.
О избавитися нам от всякия скорби, гнева и нужды, Господу помолимся.
Заступи, спаси, помилуй и сохрани нас, Боже, Твоею благодатию.

Диакон:

Премудрость.

Молитва верных вторая

Иерей:

Паки и многажды Тебе припадаем и Тебе молимся, Благий и Человеколюбче, яко да, призрев на моление наше, очистиши наша души и телеса от всякия скверны плоти и духа и даси нам неповинное и неосужденное предстояние святаго Твоего Жертвенника. Даруй же, Боже, и молящимся с нами преспеяние жития, и веры, и разума духовнаго. Даждь им, всегда со страхом и любовию служащим Тебе, неповинно и неосужденно причаститися Святых Твоих Таин, и Небеснаго Твоего Царствия сподобитися.
Яко да под державою Твоею всегда храними, Тебе славу возсылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков.
(Отверзаются царские врата.)

Хор:

Аминь, и поет Херувимскую песнь:
Иже Херувимы тайно образующе и Житворящей Троице Трисвятую песнь припевающе, всякое ныне житейское отложим попечение…

Иерей

(тихо): Никтоже достоин от связавшихся плотскими похотьми и сластьми приходити, или приближитися, или служити Тебе, Царю славы; еже бо служити Тебе — велико и страшно и самем Небесным Силам. Но обаче, неизреченнаго ради и безмернаго Твоего человеколюбия, непреложно и неизменно был еси Человек и Архиерей нам был еси, и служебныя сея и Безкровныя Жертвы священнодействие предел еси нам, яко Владыка всех.
Ты бо един, Господи Боже наш, владычествуеши Небесными и земными. Иже на Престоле Херувимсте носимый, Иже Серафимов Господь и Царь Израилев, Иже един Свят и во святых почиваяй.
Тя убо молю, единаго Благаго и Благопослушливаго: призри на мя, грешнаго и непотребнаго, раба Твоего, и очисти мою душу и сердце от совести лукавыя, и удовли мя, силою Святаго Твоего Духа, облеченна благодатию священства, предстати святей Твоей сей трапезе и священнодействовати Святое и Пречистое Твое Тело и Честную Кровь. К Тебе бо прихожду приклонь мою выю и молю Ти ся, да не отвратиши лица Твоего от мене, ниже отринеши мене от отрок Твоих. Но сподоби принесенным Тебе быти мною, грешным и недостойным рабом Твоим, Даром сим. Ты бо еси приносяй и приносимый, и приемляй и раздаваемый, Христе боже наш, и Тебе славу возсылаем, со Безначальным Твоим Отцем и Пресвятым и Благим и Житворящим Твоим Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Священник и диакон перед престолом трижды тихо произносят Херувимскую песнь и отходят к жертвеннику.

Иерей

кадит Дары, молясь: Боже, очисти мя, грешного.

Диакон:

Возми, владыко.

Иерей

, возлагая на его плечо воздух: Возмите руки ваша во святая и благословите Господа.

И, взяв Святые Дары, выходят из алтаря на солею.

11 Февраль 2011

Священник, облачившись в епитрахиль и фелонь (см. С.В. Булгаков. Настольная книга, Харьков, 1900, см. 778), — отверзает завесу царских врат и, взяв кадило, произносит возглас; «Благословен Бог наш…» Если в служении участвует диакон, то завесу отверзает он. Завеса бывает открыта до самого отпуста (Типикон, 23 гл.).

Во время чтения псалмов и тропарей священник совершает каждение. О каждении в начале утрени в Типиконе говорится:

Эти псалмы «глаголются в монастырях косно (медленно), за еже кадити священнику братию всю» (Часослов). В приходских церквах псаломщик должен читать псалом тоже медленно, сообразуясь с каждением священника. «Долженствует же, — говорится в Типиконе — внимати чтец и священник, егда имать рещи:

«Яко Твое есть царство…» быти ему посреди храма» (Типикона 9 гл.).

От недели Фоминой до отдания праздника Пасхи во все эти дни утреня начинается возгласам: «Слава Святей…» Хор: «Аминь» и затем поет: «Христос воскресе…» (трижды, косно). В некоторых храмах, но не везде священник в это время совершает каждение алтаря и всего храма. После этого читается шестопсалмие, обязательно среди церквт.

Шестопсалмием называется шесть избранных псалмов, именно: 3, 37, 62, 87, 102 и 142. Оно предваряется следующими литургическими текстами: «Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение». Это ангельское славословие читается трижды. Затем дважды произносится стих из 50 псалма: «Господи, устне мои отверзеши, и уста моя возвестят хвалу Твою». После этого следует чтение первых трех псалмов шестопсалмии (т.е. 3,37 и 62).

Во время чтения трех последних псалмов священник выходит на солею и пред царскими вратами с непокрытой толовой читает тайно утренние молитвы. (Молитвы эти находятся в Служебнике, всего их двенадцать).

Если священник служит без диакона, то великую ектению и «Бог Господь «со стихами произносит он пред царскими вратами, затем он входит в алтарь южною дверью, поклоняется престолу и становится на своем месте. Если в сложении участвует диакон, то указанная ектения и проч. произносится диаконом (в дни Великого поста, а также в дни поминовения умерших вместо «Бог Господь» поется «Аллилуиа»).

После «Бог Господь» поются тропари. Они поются в следующем порядке:

1. если служба святому, имеющему шестеричный знак (или без знака), не совпадает с субботней службой, а также с попразднством и предпразднством, то поется тропарь святому (2-жды), а на «Слава, и ныне» — Богородичен (по гласу тропаря) из 4-го приложения Минеи..

3. Если служба святому совпадает с субботой, то тогда Богородичен поется воскресный по гласу «Славы».

4. Если же служба святому совпадает с предпразднством или попразднством, то тогда Богородичен совсем не поется, а поются тропари таким образом: дважды поется тропарь празднику.. «Слава» — святому, «И ныне» — празднику.

После пения тропарей следует стихословие 2-х или 3-х рядовых кафизм (См. Типикон, 17 гл.). После каждой кафизмы, если память святого (шестеричного или вовсе без знака) совпадает с субботою, предпразднством и попразднством, полагается малая ектения. Если служба святому не совпадает с этими днями, то ектения между кафизмами не полагается и чтец заканчивает кафизму: «Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа, слава Тебе, Боже» (трижды), (после кафизм полагается, по Уставу, «чтение во Евангелии толковом» — см. Типикон, 2,3,4,9 и др.гл.; из каких книг бывает это чтение и какому порядку оно следует, то указывается в 10-й гл. Типикона. На практике эти чтения опускаются), «Господи, помилуй» (трижды). Далее читается седален (седален есть текст, следовавший за кафизмой, при чтении или пении которого раньше, как и во время кафизм, дозволялось садиться).

Седальны соответственно указаниям Типикона берутся или из Октоиха, или из Минеи, или из Триоди.

Бывают случаи, что на одной и той же утрене, при совпадении праздников, полагаются седальны после кафизмы двум празднествам. В этом случае одни седальны читаются или поются после кафизм, а другие (тоже положенные после кафизм) читаются после полиелея, или после 3 песни канона (см. Типикон, 9, 24 февр.; 23 апр.; 8 мая и др.).

После седальна последней кафизмы читается 50 псалом. За 50 псалмом следует канон.

Канон состоит из 9 песней. Первый стих каждой песни называется «ирмосом», т.е. «связью» — образцом для других стихов, за ним следующих, которые называют «тропарями». Число тропарей бывает различно.

Выражение: «Устав предписывает читать канон на 16, на 14, на 12, на 8, на 6, на 4» — является указанием для исполнения.. Выражение: «Канон на столько-то» — означает, что тропари должны быть исполнены столько раз, чтобы составить указанное число. Для этого тропари повторяют или же вводят тропари второго и третьего канона. Такое соединение мотивируется совмещением на одной службе нескольких празднований. Глава 11-я Типикона содержит правила, как соединять между собою различные каноны.

Соединением между тропарями и соответствующей песнью являются ирмосы. Для пения ирмоса иногда оба лика сходились на средину храма. Отсюда этот ирмос и получил название «катавасия» — «схождение».

В самые великие праздники катавасия состоит из начального ирмоса. В другие праздники, в том числе и в воскресенья, катавасией служат ирмосы другого «сродного или близкого» праздника; в будни катавасией служит ирмос последнего канона, и она поется после 3,6,8 и 9 песен. В Великий пост катавасия иногда заменяет собой ирмос, т.е. ирмос поется только в качество катавасии. В Типиконе, в 19 гл. имеется специальное указание о порядке пения катавасий на весь год.

После 3, 6 и 9-й песни канона полагаются малые ектений с соответствующими возгласами священника. Кроме того, эти же песни (т.е. 3,6 и 9-я) сопровождаются: 3-я — ипакои и седальном, 6-я — кондаком и икосом; 9-я — светильном и экзалостиларием (после 3-й песни, малой ектении и седальна, по Уставу, положено чтение Златоустова «Маргарита» и Симеона Метафраста, а после 6-й песни, малой ектений и кондака с икосом положено чтение «Пролога» или «Синаксария», принадлежащих в большинстве случаев перу талантливого Никифора Каллиста -(ХIV в.). Но на практике эти чтения совершенно не употребляются.).

Во время чтения 8-й песни канона диакон кадит сначала весь алтарь, затем кадит иконостас и по окончании пения катавасии становится пред образом Божией Матери и возглашает:

В двунадесятые праздники, их отдания, а также некоторые другие дни поются особые припевы, начинающиеся словами: «Величай, душе моя…» Об этом подробно изложено в 20-й гл. Типикона: «О еже, когда поется Честнейшая и когда не поется».

После 9-й песни, если совершается вседневная служба поется «Достойно есть…», а затем — малая ектения.

Малая ектения произносится священником в алтаре, а диаконом перед царскими вратами.

После ектений положен светилен или экзапостиларий.

Но светилен Октоиха опускается, если совершается празднование святого с великим славословием, полиелеем, всенощным бдением, и тогда поется светилен только из Минеи или Триоди.

Когда на утрене поется полиелей, тогда светилен или экзапостиларии имеют отношение к читаемому на утрене Евангелию. Таковы, например, экзапостиларии воскресные (Октоиха), число которых, как и утренних воскресных Евангелий, одиннадцать.

К этим псалмам прибавляется вседневное славословие. Есть различие в славословии, которое поется и которое читается на утрене. Славословие, которое поется, оканчивается пением ангельской песни: «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный, помилуй нас». Славословие, которое читается, оканчивается словами молитвы: «Сподоби, Господи, в день сей…» (см. Часослов и Следованная Псалтирь).

Далее диакон или священник произносит просительную ектению: «Исполним утреннюю молитву нашу Господеви»… «Главы наша…»

После возгласа священника хор поет стихиры на стиховне. Стихиры на стиховне поются из Октоиха особые на каждый седмичный день (Типиком, 9 гл.). В субботу на стиховне поются те стихиры, которые положены в Октоихе на хвалитех.

После пения этих стихир чтец читает: «Благо есть исповедатися Господеви…», «Трисвятое», «Отче наш….». После возгласа священника поется, тропарь с Богородичным, называемый отпустительным, устав пения которого во многом одинаков с уставом иония отпустительных тропарей на вечерне. Оба эти устава излагаются вместе в 52 гл. Типикона, где и можно видеть сходство и различие их.

Во все седмичные дни поется тропарь дневного святого из Месячной Минеи (один раз).

Если же случится два святых, из которых каждому положен тропарь из Минеи, то вначале поется тропарь первого святого, а на «Слава» поется’тропарь другого святого.

Если в Месячной Минее не положено тропаря святому, то поется тропарь из Общей Минеи — по чину, или лику святого.

Если в седмичные дни случится предпразднство или попразднство, то после тропаря святому поется тропарь предпразднства или попразднства. Если же в Минее не положено тропаря святому, то поется один тропарь предпразднства или попразднства (Типикон, 52 гл.).

Утреннее богослужение символизирует рождение Спасителя, явления Его миру как Бога и Избавителя от уз смертных. «Утро» для людей наступило с пришествием на землю Спасителя. Но это благодатное утро, застало, человека во грехах. И Сам Спаситель начал Свое служение роду человеческому с проповеди покаяния. Вот почему на утрене, после евангельского гимна «Слава в вышних Богу.,.» сразу же следует исполненные покаянной скорби и сокрушения псалмы шестопсалмия.

Во время шестопсалмия, по Уставу, свечи «погашаются» для того, чтобы со вниманием слушать читаемое, чтобы «очи наши» не развлекались ничем внешним, и мы были бы «обращены внутрь своей души».

Наступившая при этом темнота знаменует ту глубокую ночь, в которую пришел на землю Спаситель, прославленный ангельским пением: «Слава в вышних Богу…» (Лк. 2, 14), в которую вифлеемские пастыри во мраке ночи «текли» в пещеру к Богомладенцу и в сумраке беседовали при яслях Его (Лк. 2,15-18). Эта тьма приводи» на память ту темноту, при которой Моисей беседовал с Богом — «вниде во мрак» (Исх. 20, 21). Затем темнота ночи изображает и ту ночь, среди которой Господь явится второй раз судить живых и мертвых.

Среди полной тишины раздается молитва, дважды повторяемая, о том, чтобы Господь отверз уста читающему, т.е. дал силу и власть его словам: «Господи, устне мои отверзеши…» Затем следуют псалмы, исполненные покаяния и скорби.

В наступившей в храме темноте катятся волны молитвенных псалмов, проникнутых глубочайшей печалью (Псалмы 87 и 142) и являющихся в то же время пророчеством о страдании Самого пришедшего на землю Спасителя, ибо Он «взял на Себя наши немощи и понес наши болезни» (Ис. 53, 4). Здесь темнота храма соответствует тьме смертной ночи.

О настроении, с которым следует слушать шестопсалмие, в Типиконе говорится: «Егда глаголется, шестопсалмие, тогда подобает со вниманием слушанию прилежати, покаяния бо псалмы: исполнены суть и умиления. Глаголем же сия псалмы с благоговением и страхом Божиим, яко Самому Богу невидимо беседующие и молящиеся о гресех наших» (9 гл.). И еще: «Глаголет шестопсалмие со всяким вниманием, не борзяся (не торопясь), и не имать кто власти шепты творити, ниже плюнути или хракнути, но со страхом Божиим стояти, яко Самому Богу беседующе невидимо…» И далее говорится о том, что подобает «внимати от псаломника глаголемым, руце имуще согбенных переем (с руками, прижатыми к груди), главы же преклонены, очи имуще долу, сердечныма очима зряще к востоком, молящеся о гресех наших, поминающе смерть и будущую муку, и жизнь вечную» (Понедельник 1-й седмицы Великого поста).

Во время чтения трех последующих псалмов шестопсалмия (т.е. 87, 102 и 142) священник выходит на амвон и становится пред царскими вратами и с открытою главою читает «Утренние молитвы», аналогичные по своему смыслу светильным молитвам вечерни. «Как на вечерне, — говорит архиепископ Вениамин, -во время чтения священник один про себя читает светильничные молитвы, изображая Ходатая Христа Сына Божия, так точно и в начале утрени тот же священник, после трех псалмов шестопсалмия, начинает читать пред святыми дверьми «Утренние молитвы» один и про себя, показывая такое же ходатайство об исполнении моления, содержащегося в шестопсалмии» (цит. соч., стр. 128).

Очень важно отметить, что священник, изображающий Ходатая Христа, выходит ко времени начала чтения самого скорбного, наполненного смертной горечью псалма 87-го. Этим изображается то, что Христос услышал скорбь падшего человечества и не только сошел, но и до конца разделил его страдания, о которых говорится в этом псалме, а также в заключительном 142-м.

Текст «Слава в вышних Богу…» издревле входил в богослужение. Этот текст мы видим в литургии Апостольских Постановлений. Уже св. Венедикт предписывает начинать утреню стихом «Господи, устне мои отверзеши…» Б древности утреня начиналась одним 62 псалмом (Псевдо-Афанасий. «О девстве», IV-V вв.). Потом под влиянием монашеских уставов количество псалмов быстро возросло до 12. Впоследствии в монастырской практике келлитов возникла необходимость в уменьшении количества псалмов под влиянием песенно-храмовой практики исполнении их. Господствовавшее ранее число 12 бы. о сокращено до 6, которое стали называть шестопсалмием. Это произошло сравнительно рано, так что об этом есть упоминание уже в древнейших Иерусалимских уставах. О шестопсалмии также упоминает св. Бенедикт Нурсийский. В настоящем виде оно упоминается в VII веке в описании Синайской утрени.

После окончания шестопсалмия произносится «Великая ектения», выражающая прошения и надежду на то, что явившийся на земле Ходатай, Спаситель, рождение Которого прославлено в начале шестопсалмия, исполнит все прошения, о которых говорится в этой ектений.

После этой ектений диакон или священник возглашает славу пришедшему Спасителю в словах прокимна: «Бог Господь, и явися нам, благословен грядый во имя Господне». Этим исповедуется пришествие на землю Господа и продолжается прославление Его пришествия, воспетого ангельским славословием во вступлении к шестопсалмию.

Затем произносятся особые стихи, пение и чтение которых отличается праздничным торжеством и радостью. В ознаменование этой радости зажигаются свечи. Симеон Солунский так объясняет этот момент богослужения утрени: «Иерей тотчас, сотворив перед Богом утренние молитвы, по окончании шестопсалмия молится о всех, говоря мирную ектению (т.е. «Миром Господу помолимся»). И в то время зажигаются свечи, в ознаменование того, что слава Господня осияла их. Потом громогласно, в подражание славословию ангелов, поется «Бог Господь». Ибо Христос, как Бог, явился нам во плоти во имя Господа Отца Своего и Себя Самого (плотское Его пришествие изображает ночь). Поелику Он родился ночью, так как нам, сидящим во тьме и сени неведения, явился «Свет великий Божий», по словам Исаии, то и ми, находясь в житии сем, как в ночи, ожидаем, что вожделенный Жених наших душ придет к нам среди ночи» (архиеп. Вениамин. Новая Скрижаль, стр.128-129).

Архиепископ Вениамин прибавляет к сказанному: «Поелику Христос родился ночью и ночью же придет опять, то стих «Бог Господь», прославляющий два Его пришествия, поется всегда ночью, т.е. на утренях, а не в других дневных славословиях, а если и поется на молебнах и на некоторых других дневных службах, то потому, что эти службы суть те же всенощные» (цит. соч., стр. 129).

После пения «Бог Господь» — поются тропари. Тропарь, в котором прославляется праздник, как бы на конкретном примере раскрывает сущность и силу слов «Бог Господь».

Затем стихословятся две или три кафизмы. Сидение за кафизмами возникло из древней подвижнической практики, когда в течение суточной службы прочитывалась вся Псалтирь. Об этом имеются сведения у св. Кассиана (V век). Сидеть, впрочем, полагалось только во время назидательных чтений. Во время же пения отделов Псалтири полагалось стоять, почему отделы эти назывались статьями. Они соответствуют позднейшим кафизмам. Под влиянием св. Кассиана появляется обычай сидеть во время исполнения святых статей. К IX веку уже появляется термин кафизма («сидение»), указывающий на упрочившийся обычай (М. Скабалланович, цит. соч., стр. 217).

Далее начинается другая часть утрени. Она посвящена прославлению события или святого дня. Этой цели особенно служит канон.

Начало канонов относится к древним временам христианства. Подражая пению (Деян. 16, 25) и наставлению Апостолов, глатолати «во псалмах и пениях и песнех духовных» (Еф. 5, 19), преемники Апостолов на основании Священного Писания и Священного Предания составили многие священные песни. Слово «песнь», взятое из Священного Писания (Кол.3,16), показывает, что церковные песнопения выражают священный восторг Церкви.

Полный канон на утрене есть стихословие десяти избранных песней Священного Писания (псалмы отсутствуют). Среди этих песен первые восемь из Ветхого Завета, а последние две (т.е. 9-я и 10-я) — из Нового. Последняя 10-я песнь заменяется обыкновенно 9-й и, поэтому фактически нормальный канон «есть стихословие избранного числа девяти песней».

Большею частью канон состоит из стихословия избранного числа 9-ти песней. Вторая песнь, составленная по образцу обличительной песни Моисея, имеется только в канонах великопостных; во всех же прочих канонах вторая песнь не употребляется.

Канон является важнейшей подвижной частью утреннего богослужения. Замена, в этом месте стихословия псалмов стихословием песней Священного Писания имеет глубокое богословское и психологическое значение. Торжественность этого места службы, где помещается канон и переполнение сердца, молитвенным восторгом психологически требует излияния в ряде возвышенных. песней, прославляющих праздник или святого, память которого отмечается в этот день. Здесь как бы подтверждаются слова ал. Павла: «От избытка сердца глаголют уста».

Образцом для составления песней канона послужили 10 Богодухновенных песней, содержащихся в Священном Писании.

1-я песнь. Это благодарственная песнь иудеев по переходе их через Черное море. Она была воспета Мариамною, сестрою Моисея и Аарона. «Доим Господеви, славно бо прославися» (Исход. 15,1-19). В этой песне прославляется Господь, как Всемогущий Избавитель от зол и нападений вражьих и прежде всего диавола («фараона мысленного»).

2-я песнь. Она воспета Моисеем во время странствования евреев по пустыне — во обличение их беззаконий и для пробуждения в них чувства раскаяния. Ее начальные слова: «Вонми, небо, и возглаголю…» (Втор. 32, 1-44). В этой песне образ Господа, карающего за грехи, беззакония и посылающего в огонь геенский (Втор. 32,22). В праздничных канонах она опускается, а поется только в период Великого поста.

3-я песнь следует в праздничных канонах за 1-й песнью. Она воспета Анной, матерью пророка Самуила, в благодарность за снятие с нее Господом позора безчадия. Ее начальные слова: «Утвердися сердце мое во Господе», а также: «Несть свят, яко Господь» (1 Цар. 2, 1-10). Ее основная мысль: полное возложение своего упования на Господа и на Его всемогущество.

4-я песнь. Она состоит из некоторых стихов книги пророка Аввакума, в которых предсказывается явление Господа Иисуса Христа и выражается чувство благоговения и страха: «Господи, услышах слух Твой и убояхся» (Аввак. 3, 2, 20 и др.}. В этой песне прославляется добродетель, величие, сила и слава грядущего Спасителя.

5-я песнь. Эта песнь состоит из некоторых стихов книги пророка Исаии и выражает жажду мира, который принесет Господь, и непрестанное от ночи до утра моление к грядущему Избавителю. «От нощи утреннюет дух мой, к Тебе, зане свет повеления Твоя. Мир даждь нам» (Ис. 29,9,12). Здесь прославляется Спаситель, как миротворец. В этой же главе содержится пророчество о воскресении из мертвых (ст. 19), начало которого положил Сам Христос.

6-я песнь. Она состоит из некоторых стихов книги пророка Ионы — его молитвы во чреве китовом. «Возопих в скорби моей ко Господу Богу моему, и услыша мя; из чрева адова вопль мой, услышал еси глас мой» (Иона 2, 3-7). В ней выражается пророчество о восстании Христа из мертвых (ср. Пс. 15, 10) после схождения Его во ад. Там же выражена мысль, что нет такой беды и ужаса, среди которых не был бы услышан голос молящегося от всего сердца.

7-я песнь. Она взята из книги пророка Даниила и выражает славословие трех благочестивых еврейских отроков, находившихся в огненной печи Вавилонской, куда их ввергли за отказ поклоняться идолу. Ее основной текст такой: «Благословен еси, Господи, Боже отцев наших и хвально и прославлено имя Твое во веки» (Дан. 3,21-56).

8-я песнь. Так же как и предыдущая, она взята из книги пророка Даниила и является продолжением славословия трех отроков, призывающих воздавать хвалы Богу за все. «Благословите все дела Господня, Господа пойте и превозносите Его во веки» (Дан. 3, 57-72).

Обе песни содержат чрезвычайно важные богословские мысли (они особенно широко развиваются в контексте паримии вечерни Великой субботы, где книга пророка Даниила составляет заключительную 15-ю торжественную паримию. Избавитель от огня печи Навуходоносоровой, явно преобразующей огнь геенский, есть Сам Сын Божий (Дан. 3, 25), сходящий во ад для освобождения заключенных там от века узников.

9-я песнь. Является славословием Божией Матери, произнесенной Ею после приветствия Елизаветы, наименовавшей Ее Матерью Господа: «Величит душа моя Господа и возрадовася дух мой о Бозе, Спасе моем» — и кончая словами: «Яко же глагола ко отцем вашим Аврааму и семени его даже до века» (Лк. 1, 46-55). Это славословие, являясь средоточием канона, содержит прославление Божией Матерью Господа и выражает также святую радость об осуществлении пророчеств.

В наше время эта песнь является прославлением Самой Божией Матери от Святого Духа, подвигнувшего Ее на это славословие.

10-я песнь. Ею является славословие Бота священником Захарией при рождении сына, св. Иоанна Предтечи (Лк. 1,68-79). Начальные слова этой песни следующие: «Благословен Господь Бог Израилев, яко посети и сотвори избавление людям Своим» (Лк. 1, 68). Песнь эта (взятая целиком) представляет много поразительных аналогий с величанием Божией Матери и является его как бы отзвуком и дополнением. Его основной мотив -пророчество о Предтече Господнем и о Самом Господе.

Когда диакон возгласит: «Богородицу и Матерь света в песнех возвеличим», то этим возглашением и начинается стихословие 9-й песни. Стихословие это состоит в том, что к каждому стиху песни Пресвятой Богородицы (Лк. 1, 46-55) припевается текст песни св. Космы Маюмского «Честнейшую Херувим…»

В христианском богослужении песнь Богородицы «Величит душа Моя Господа…» введена чрезвычайно рано. Согласно ученым исследованиям (Мабильона), она пелась в Галлии в начале VI века на утрене в воскресные и праздничные дни. На основании александрийского списка Библии можно утверждать, что песнь Богородицы входила в богослужение вместе с псалмами и другими песнями Священного Писания уже в IV веке, если не ранее. Ее мы; находим не только в древнейших греческих Псалтирях, но и у несториан, контов, яковитов, армян и др.

«Песнь Богоматери, — говорил архиепископ Филарет Черниговский, — есть первая Боговдохновенная песнь христианского времени, — так как христианин, желая славить песнями Господа, невольно после древних Боговдохновенных песен встречается с песнью Святой Девы и невольно начинает ее петь. Самые обстоятельства первых времен — тяжкие гонения на христиан, -сближали христианскую душу с Тою, Которая так мало имели известности на земле, хотя и была из царского рода и Которая так прославлена за смирение Свое».

Что касается славословия Космы Маюмского «Честнейшую Херувим» (VIII в.), то в Церкви существует умилительное предание, засвидетельствованное Никифором Каллистом (XVI в.). Согласно этому преданию, Божия Матерь явилась святому Косме и сказала ему: «Приятны Мне песни твои, но сия приятнее всех других; приятны Мне те, которые поют духовные песни, но никогда я столько близка не бываю к ним, когда поют они сию новую песнь твою».

Употребление же песней Священного Писания во время богослужения восходит к ветхозаветным временам. Из талмудических трактатов известно, что во время принесения вечерней жертвы пелась торжественная песнь Мариамны, сестры Моисея (Исх. 15 гл.), т.е. наша первая песнь канона. При принесении же добавочной праздничной жертвы в субботу пелась обличительная песнь Моисея, т.е. наша 2 песнь канона.

Из памятников III века «Завещание Господа нашего Иисуса Христа» видно богослужебное употребление песни Моисея и какого-либо из пророков, составивших вместе с псалмами всего 4 песни.

О библейских песнях упоминает св. Иларий Пиктавийский (IV в.), который указывает, что в то время в Африканской Церкви пелись 2 песни Моисея, песнь Деворры, Иеремии.

С IV века начинают применяться в Церкви песнопения трех отроков.

В современном смысле каноны появляются у св. Софрония, патриарха Иерусалимского (VII в.).

Большие полные каноны впервые начал писать, по всей вероятности, св. Андрей Критский (VII в.). Он же, по-видимому, ввел ирмосы.

Исключение второй песни начинаем около IX века. В IX веке же Триодь приобрела нынешний вид трудами преп. Феодора Студита и его брата Иосифа.

Для Октоиха и Минеи каноны составлены преп. Феофаном и св. Иосифом Песнописцем. При них же выработался современный обычный тип канона с 4-6-ю тропарями.Этот объем установился в виду необходимости соединения нескольких канонов.

← Первый час

Все представленные здесь тексты ориентированы на клиросное богослужебное использование. Именно поэтому почти все службы содержат в обязательном порядке тексты, предназначенные для певческого исполнения, и лишь в некоторых случаях остальные тексты. С недавнего времени нами введены некоторые меры по повышению читабельности церковнославянского текста в условяих практического совершения Богослужений: в первую очередь это касается пунктуации текста, которая приближена к русской. Это решение было принято на основании изучения нашего опыта клиросного пения и чтения, особенно в условиях учебного заведения, когда выделение, например, обращений запятыми существенно улучшает читабельность и понимаемость текста певчими. Тексты, размещенных здесь служб набраны в стенах МРПС заново, или с использованием текстов, размещенных на других православных ресурсах: в первую очередь, на сайте Библиотека святоотеческой литературы Православной Гимназии во имя прп. Сергия Радонежского г. Новосибирска и на сайте Ирмологион Владислава Дороша.

Службы великих двунадесятых праздников

  • Служба Рождества Пресвятой Богородицы (8/21 сентября) (Irmologion Ucs)
  • Служба Воздвижения Креста Господня (14/27 сентября) (Irmologion Ucs)
  • Служба Введения во храм Пресвятой Богородицы (21 ноября/4 декабря) (Irmologion Ucs)
  • Царские часы в Навечерие Рождества Христова (24 декабря/6 января) (без чтений) (Irmologion Ucs)
  • Царские часы в Навечерие Рождества Христова (24 декабря/6 января) (полное последование) (Irmologion Ucs)
  • Служба Рождества Христова (25 декабря/7 января) (Irmologion Ucs)
  • Царские часы в Навечерие Богоявления (5/18 января) (без чтений) (Irmologion Ucs)
  • Царские часы в Навечерие Богоявления (5/18 января) (полное последование) (Irmologion Ucs)
  • Служба Богоявления (6/19 января) (Irmologion Ucs)
  • Служба Сретения Господня (2/15 февраля) (Irmologion Ucs)
  • Служба Благовещения Пресвятой Богородицы (25 марта/7 апреля) (Irmologion Ucs)
  • Служба Вознесения Господня (40-й день по Пасхе, четверг) (Irmologion Ucs)
  • Служба Святой Пятидесятницы (50-й день по Пасхе, воскресение) (Irmologion Ucs)
  • Вечерня Святой Пятидесятницы (Irmologion Ucs)
  • Служба Преображения Господня (6/19 августа) (Irmologion Ucs)
  • Служба Успения Пресвятой Богородицы (15/28 августа) (Irmologion Ucs)

Службы великих недвунадесятых праздников

  • Служба Покрова Пресвятой Богородицы (1/14 октября) (Irmologion Ucs)
  • Служба явлению иконы Пресвятой Богородицы Казанской (22 октября/4 ноября) (Irmologion Ucs)
  • Служба святителя Николая (6/19 декабря) (Irmologion Ucs)
  • Служба Обрезания Господня и свт. Василия Великого (1/14 января) (Irmologion Ucs)
  • Служба перенесения мощей святителя Николая, архиепископа Мира Ликийских (9/22 мая) (Irmologion Ucs)
  • Служба Усекновения Главы святого славного пророка Иоанна Предтечи (29 августа/11 сентября) (Irmologion Ucs)

Службы праздников и дней памяти святых

  • Служба положения честной ризы и пояса Богоматери. Свт. Геннадия (31 августа/13 сентября)
  • Служба архангела Михаила и прочих Сил Безплотных (8/21 ноября) (Irmologion Ucs)
  • Служба святого апостола Андрея Первозванного (30 ноября/13 декабря) (Irmologion Ucs)
  • Служба Недели Святых праотец (второе воскресение перед Рождеством Христовым) (Irmologion Ucs)
  • Служба Недели Святых отец (воскресение перед Рождеством Христовым) (Irmologion Ucs)
  • Служба Недели Святых Богоотец (воскресение после Рождества Христова) (Irmologion Ucs)
  • Служба святого праведного Иоанна Кронштадтского (21 декабря/2 января) (Irmologion Ucs)
  • Служба преподобного Серафима Саровского и предпразднства Просвещения (2/15 января)(Irmologion Ucs)
  • Навечерие Просвещения и память мчч. Феопемта и Феоны и прмч. Синклитикии (5/18 января)(Irmologion Ucs)
  • Служба священномученика Владимира Киевского (опубликована в «Вышенском Паломнике») (25 января/7 февраля) (полное последование) (Irmologion Ucs)
  • Служба Первого и Второго обретения главы святого славного пророка Иоанна Предтечи (24 февраля/9 марта) (Irmologion Ucs)
  • Служба свв. равноапп. Мефодия и Кирилла (11/24 мая) (Irmologion Ucs)
  • Служба перенесения мощей святителя Алексия, митрополита Московского (20 мая/2 июня) (Irmologion Ucs)
  • Служба Недели второй по Пятидесятнице, Всех Русских Святых (Irmologion Ucs)

Службы Недель подготовительных к Великому Посту

  • Служба Недели о мытаре и фарисее (Irmologion Ucs)
  • Служба Недели о блудном сыне (Irmologion Ucs)
  • Служба Недели мясопустной (о Страшном Суде) (Irmologion Ucs)
  • Служба Недели сыропустной (Воспоминание Адамова изгнания из Рая) (Irmologion Ucs)
  • Стихиры Недели сыропустной вечера (покаянные Октоиха 3 гласа и Триоди) (Irmologion Ucs)
  • Стихиры Недели сыропустной вечера (покаянные Октоиха 4 гласа и Триоди) (Irmologion Ucs)

Службы Великого Поста

  • Стихиры Триоди Понедельника Первой седмицы утра и вечера (Irmologion Ucs)
  • Служба пятка Первой Седмицы Великого Поста (Irmologion Ucs)
  • Служба Недели первой Великого Поста. Торжество Православия (Irmologion Ucs)
  • Служба Недели второй Великого Поста (Irmologion Ucs)
  • Служба Недели третьей Великого Поста (Irmologion Ucs)
  • Служба Недели четвертой Великого Поста (Irmologion Ucs)
  • Служба Субботы пятой Великого Поста. Суббота Акафиста (Irmologion Ucs)
  • Служба Недели пятой Великого Поста (Irmologion Ucs)
  • Служба Субботы шестой Великого Поста. Суббота Лазарева (Irmologion Ucs)
  • Служба Недели шестой Великого Поста. Вход Господень во Иерусалим (Irmologion Ucs)
  • Служба Великого Четвертка, утра (Irmologion Ucs)
  • Последование Часов Великого Пятка (Irmologion Ucs)
  • Служба Великого Пятка, вечера (Irmologion Ucs)
  • Служба Великого Пятка, утра (Irmologion Ucs)
  • Служба Великой Субботы, вечера (Irmologion Ucs)

Службы Триоди Цветной

  • Последование во Святую и Великую Неделю Пасхи (Irmologion Ucs)
  • Пасхальный канон (Irmologion Ucs)
  • Последование молебна в Иверской часовне во всю Светлую Седмицу (Irmologion Ucs)
  • Канон в Пятницу Светлой Седмицы. «Живоносный источник» (Irmologion Ucs)
  • Служба Недели Фоминой. Антипасха (Irmologion Ucs)
  • Служба понедельника вечера и вторника утра 2-й седмицы по Пасхе. Радоница (Irmologion Ucs)
  • Служба Недели третьей по Пасхе, святых Жен Мироносиц (Irmologion Ucs)
  • Служба Недели четвертой по Пасхе, о расслабленном (Irmologion Ucs)
  • Служба Преполовения Пятидесятницы (Irmologion Ucs)
  • Служба Недели пятой по Пасхе, о самаряныне (Irmologion Ucs)
  • Служба Недели шестой по Пасхе, о слепом (Irmologion Ucs)
  • Служба Вознесения Господня (Irmologion Ucs)
  • Служба Недели седьмой по Пасхе, Святых Отцов I Вселенского Собора (Irmologion Ucs)
  • Служба Святой Пятидесятницы (Irmologion Ucs)
  • Вечерня Святой Пятидесятницы (Irmologion Ucs)
  • Служба Недели всех святых (Irmologion Ucs)

Службы в соборах Московского Кремля

Здесь помещаются тексты служб, приспособленных к совершению утрени в Соборах Московского Кремля. Эти Богослужения имеют свою специфику, так как ограничены по времени: обычно утреня начинается в 8.00 и должна закончится не позже 9.10. Поэтому, обычно, бывает возглас, затем сразу — Шестопсаломие, Великая ектения, «Бог Господь…» и тропарь святого или праздника один раз, после чего — сразу Полиелей. Канон читается чаще на один тропарь, редко на два — это обусловливает подбор ирмосов. Катавасия бывает праздничная по 3, 6, 8 и 9 песням канона. На Хвалитех поется одна стихира и «Слава и ныне:». По Славословии тропарь один раз, ектении и отпуст. Устав такой утрени, как правило, очень подвижен, поэтому его необходимо согласовывать: с протоиереем Владимиром Диваковым, а при его отсутствии — с протодиаконом служащего архиерея.

Октоих

  • Воскресная служба Октоиха. Глас 1 (Irmologion Ucs)
  • Воскресная служба Октоиха. Глас 2 (Irmologion Ucs)
  • Воскресная служба Октоиха. Глас 3 (Irmologion Ucs)
  • Воскресная служба Октоиха. Глас 4 (Irmologion Ucs)
  • Воскресная служба Октоиха. Глас 5 (Irmologion Ucs)
  • Воскресная служба Октоиха. Глас 6 (Irmologion Ucs)
  • Воскресная служба Октоиха. Глас 7 (Irmologion Ucs)
  • Воскресная служба Октоиха. Глас 8 (Irmologion Ucs)

Фрагменты служб

Молитвы

  • Молитвы коленопреклонения в день Святой Пятидесятницы
  • Молитва на освящение колива
  • Молитва на освящение ваий
  • Молитва на освящение артоса
  • Молитва на освящение винограда
  • Молитва на освящение меда
  • Молитва на освящение овощей
  • Молитва на литии
  • Молитва благодарственная

Молебные пения

  • Последование новогоднего молебна (Irmologion Ucs)
  • Последование молебного пения в Неделю Православия
  • Последование молебного пения в Иверской часовне в Москве
  • Последование молебна перед началом учения отроков (Irmologion Ucs)

Заупокойные богослужения

  • Последование панихиды
  • Последование заупокойной литии
  • Последование заочного отпевания

Акафисты

  • Акафист Пресвятой Богородице в честь Ея всечестнаго Успения
  • Акафист преподобному Серафиму Саровскому (Irmologion Ucs)

Разное

  • Отпусты Страстной Седмицы
  • Слово огласительное свт. Иоанна Златоуста в день Святой Пасхи

Некоторые представленные здесь тексты набраны на церковнославянском языке с использованием 13-шрифтовой гарнитуры Irmologion (автор шрифта — Владислав Дорош). Чтобы все богослужебные тексты корректно отображались, необходимо скачать выше указанную группу шрифтов и установить их в папку c:\windows\fonts Вашего компьютера. 13-шрифтовая гарнитура Irmologion является уже старой. Она не поддерживает кодировку Unicode, поэтому тексты набраны в редакторе Microsoft Word 6.0. Владиславом Дорошом создана также и новая версия этого шрифта в кодировке UCS, которая с 10.12.2002 используется нами для набора церковнославянских текстов. На его сайте «Ирмологий» Вы можете найти и еще несколько прекрасных церковно-славянских наборных и буквичных шрифтов, созданных или доработанных им, а также множество другой полезной информации о самом языке, о разработке церковно-славянских шрифтов, их кодировке и использовании.

[ad01]

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *