ПОСЛАННИК БОЖИЙ

Мухаммед много рассуждал о тех вечных вопросах, которые стоят перед нами и сегодня: что есть человек, зачем он и как он должен жить? Что есть Бог? Он был знаком достаточно хорошо с религией иудаизма и религией христианства. Он вел дискуссии не только с истинными (каноническими) иудеями и христианами, но и с отступниками, которые имели свою интерпретацию того, что написано в Священном писании.

Мухаммед, без сомнения, понимал, что племенные боги не могут сравниться с единым Богом, который создал все во Вселенной, не служит только какому-либо отдельному племени. Мухаммед много думал об этом. Думал, когда удалялся в пустыню, в пещеры.

Он ежегодно удалялся в пустынные ущелья Хира и проводил там по 30–40 дней, полностью занятый мыслью о том, что арабам нужна вера в единого Бога, в Бога Авраама. В один из таких периодов ежегодного отшельничества в месяц Рамадан 610 года, во время отдыха в пещере с ним произошло следующее (приводим рассказ самого Мухаммеда из Корана):

«Вдруг я почувствовал во сне, что кто-то приблизился ко мне и сказал: «Читай!» Я отвечал: «Нет!» Тогда тот сдавил меня так, что я думал, что умираю, и повторил: «Читай!» Я опять отказался, и опять явившийся сдавил меня, и я услышал снова: «Читай во имя Господа твоего, который созидает, созидает человека из кровяного сгустка. Читай: Господь твой. Он милосердный — дает знать через писчую трость, дает знать человеку то, чего он не знал». Когда я это прочел, явление отступило от меня, и я проснулся. И я почувствовал, что эти слова написаны в сердце моем».

Мухаммед был потрясен случившимся. Он сразу вернулся домой и рассказал об этом своей жене Хадидже. Она отнеслась к услышанному очень серьезно. Позвала родственника Варака, который об этом отозвался так: «Если это правда, Хадиджа, то, значит, на него сошел великий Намус, сходивший некогда на Моисея, и тогда, значит, он пророк нашего народа». Сам же Мухаммед пророком себя не считал, а на основании увиденного им считал себя посланником Божиим, через которого единый Бог Авраама будет обращаться и к его народу, к арабам.

Второе видение посетило Мухаммеда при следующих обстоятельствах. Побыв дома несколько недель после первого видения (во сне), Мухаммед снова отправился в пустыню. Он находился в чрезвычайном душевном напряжении и чуть было не бросился с высокой скалы. Ужасная тоска давила его. Но вдруг наступило удивительное спокойствие души, полная уверенность. Домой Мухаммед вернулся в сильной лихорадке. В саду с ним произошло следующее. В садовой беседке по его просьбе его завернули в плащ, и тут у него начался эпилептический припадок. При этом Мухаммед услышал следующее: «Ты, завернутый в плащ! Вставай! Проповедуй Господа твоего! Прославляй его! Одежды твои — очисти их! Нечистоты — избегай ея! Не будь добр из своекорыстия — и Господа твоего — крепко держись Его!»

Мог ли после этого Мухаммед сомневаться в том, что Бог его назначил своим посланником к арабскому народу?

Еще одно откровение Мухаммед в Коране описывает так:

«Воистину то было небесное откровение. Он сам научил земляка вашего. Он сильный крепостью, Он могучий. Тогда встал Он, как был Он, на небе небес. Потом сходил Он ближе и ближе, пока не сошел на два выстрела из лука или еще ближе. И открыл Он слуге своему откровение, — не солгало сердце, что видел он. Или вы теперь спорите, что видел он? Уже видел он Его однажды нисходящим — у дерева в конце сада — там сад отдохновения — тогда дерево было покрыто листвою — не уклонялся в сторону, и не отвращался глаз его (то есть Мухаммеда) — воистину из чудес Господа своего величайшее увидел он».

Выбор был сделан. Предстояло выполнить поставленную свыше задачу — проповедовать единого Бога арабам. И Мухаммед приступил к выполнению этой задачи, к проповеди Корана. Задача Мухаммеда состояла в том, чтобы донести Коран до своего народа, до арабов. Корана еще не существовало на земле, но он был у Всевышнего, Который сообщал его содержание Мухаммеду по частям. Само слово Коран означает «чтение». Его можно (и должно) понимать как откровение. В своих проповедях (сурах-главах) Мухаммед представляет Коран как существующую книгу на арабском языке, но существующую у Бога. Сам Мухаммед в Коране об этом пишет так: «Воистину Твой Бог Властитель, Милосердный. Эта книга воистину идет от Владыки Миров. Верный дух принес ее с неба. Он положил ее на сердце тебе, чтобы ты был посланником. Она изложена по-арабски, и слог ее чист. Книги священные и древние упоминают о ней».

Говоря о Коране, надо заметить, что он в настоящем его виде имеет очень своеобразную структуру. Это своего рода сборник отдельных проповедей. Они сгруппированы в сборник не в хронологическом порядке, а по принципу их объема: каждая последующая проповедь (сура, глава) меньше предыдущей. Поэтому в самый конец Корана попали некоторые самые короткие суры, которые были составлены (получены в откровении) в самом начале. Их трудно назвать проповедями. Это скорее короткие философские поэтические жемчужины. Например:

«Во имя Бога Милостивого, Милосердного.

Скажи: ищу убежища у Господа, рассвета

От злотворности того, что сотворил Он,

От злотворности ночной темноты, когда она все покрывает;

От злотворности женщин (колдуний), дующих на узлы,

От злотворности завистника, когда он завидует».

Мухаммед начал проповедовать Коран, но поддержки у современников не получил. Даже наоборот — практически все отвергали его проповеди и усматривали в них угрозу своим божкам, своей вере, своей жизни. Правда, были и исключения. Во-первых, его поддержала жена Хадиджа. Поддержали его и дети, включая двух приемных сыновей. Внутри племени корейшитов, к которому принадлежал Мухаммед, существовала система согласования действий (если можно так сказать). Начиная свою посредническую (пророческую) деятельность, Мухаммед должен был получить одобрение соплеменников в определенной очередности. Прежде всего, ему предстояло получить одобрение всех потомков прадеда Мухаммеда Хашима. Когда Мухаммед собрал их всех для того, чтобы получить их поддержку, они кричали: «Чтоб тебе удавиться! Так за этим-то ты созвал нас?» Со смехом и ругательствами они разошлись. Действительно: нет пророка в своем отечестве.

Итак, родня отвергла Мухаммеда. Но его это не остановило. Он стал проповедовать публично. Выступления его не нравились, но его не трогали, боясь кровной мести его родственников. Ведь они не отказались публично от Мухаммеда, и формально он находился под их защитой. Только один из родственников — его дядя Абу-Талиб — был его ревностным защитником. И то не потому, что проникся верой в миссию Мухаммеда, а из личной привязанности к нему.

Время шло, а особых успехов в проповедовании (в увеличении числа верующих) не было. За несколько лет появилось всего 43 последователя ислама. Это были в основном рабы и бедняки: Мухаммед активно защищал бедных и невольников и от имени Бога призывал к милосердию и доброте. Но уверовавшие подвергались гонениям со стороны своих господ. К тому времени у Мухаммеда появилась его правая рука, его главная опора на все годы его деятельности — Абу-Бекр. Он, будучи богатым, употребил значительную часть своего состояния, чтобы выкупить из рабства многих из этих несчастных, которые стали мусульманами (покорными, повинующимися). Те, которых не отпускали господа их, могли по разрешению Мухаммеда отказаться формально от веры (сохраняя в сердце веру в ислам). Опорой Мухаммеда в это время были и другие последователи, в частности его зять Осман Ибн-Аффан.

О чем проповедовал Мухаммед в первые годы своей миссии? Главным образом о том, что Бог является единым для всех. Он все создал во Вселенной, ему и должны подчиняться все, живущие на земле, независимо от национальности. Мы уже говорили, что Мухаммед был знаком с Ветхим и Новым заветами, он исповедовал и проповедовал того же Бога, которого проповедовали Авраам, Моисей и Иисус Христос. Свою миссию Мухаммед видел не в том, чтобы изобретать для арабов нового Бога (как многие думают и сейчас), а в том, чтобы открыть им того же единственного Бога, в которого верили как иудеи, так и христиане. Мухаммед был уверен, что он объединит последователей и Моисея, и Христа. Задача казалась не только выполнимой, но и назревшей. И у тех и у других Бог один и тот же (Бог Авраама), те и другие призывают к милосердию, к добродетели. Разве что христиане пошли дальше и начертали на своем знамени: «Возлюби врага своего!» Тем не менее Мухаммед надеялся, что его миссия — вернуть религии к их исходной сути, а значит и объединить их, — реально выполнима. Подтверждением этому служат такие слова из Корана: «Авраам не был ни иудей, ни христианин — он был правоверный, мусульманин, поклонник единого Бога. Ближе всех к Аврааму те, которые следуют ему и этому посланнику (Мухаммеду) и веруют как он: Бог глава верующих» (сура 3.60–61).

Далее по тексту первое число в скобках означает номер главы (суры), а следующие — номера стихов.

Значит, правоверные, то есть мусульмане, были на земле за две с половиной тысячи лет до самого Мухаммеда. И это не верующие в своего особого Бога, а те же правоверные, к которым Бог посылал Авраама, Моисея, Христа. Об этом в Коране сказано так: «Евреи и христиане говорят: «Примите нашу веру, если хотите встать на путь спасения». Отвечай им: «Мы следуем вере Авраама, который отказался кадить идолам и поклонялся только единому Богу». Скажите: «Мы веруем в Бога, в книгу (откровение), нам посланную, в то, что было открыто Аврааму, Измаилу, Исааку, Иакову и родоначальникам двенадцати колен. Мы верим учению Моисея, Иисуса и пророков; мы не делаем между ними никакого различия, и мы Ему (Богу) себя предаем». Если христиане и евреи имеют ту же веру, они находятся на том же пути; если уклоняются от него, то произведут с тобой раздор, но Бог даст тебе силу бороться с ними, потому что Он слышит и понимает все. Наша вера от Бога, и мы ей верны. Кому как не Богу давать людям религии? Скажи им: «Сможете ли вы спорить с нами о Боге? Он Владыка и ваш и наш. У нас наши дела, у вас — ваши, но вера наша чиста. Скажете ли вы, что Авраам, Измаил, Исаак, Иаков и родоначальники колен Израилевых были иудеи и христиане?»» (2.129–134).

Таким образом, один и тот же Бог послал ранее Ветхий и Новый заветы, а сейчас Он же своему посланнику Мухаммеду открыл Коран. Об этом в Коране сказано так: «Нет Бога, кроме Бога живого и вечного. Он послал тебе книгу (откровение), содержащую истину, чтобы подтвердить писания, бывшие прежде нее. Раньше ее Он ниспослал Пятикнижие и евангелие для руководства людей. Ныне послал Он просвещение» (3.1–2).

Мухаммед категорически возражал против того, чтобы его считали основателем или провозвестником новой, мусульманской религии. Об этом в Коране сказано: «Ислам есть религия Ноя, Авраама, Моисея и Иисуса» (42.11). «Скажи: Мы верим в Бога, в то, что Он послал нам, что Он открыл Аврааму, Измаилу, Исааку, Иакову и двенадцати коленам, мы верим в священные книги, полученные с неба Моисеем, Иисусом и пророками, мы не полагаем между ними никакого различия — мы Ему предали себя» (3.7–8).

Как видим, вера и религия может быть только одна, поскольку она исходит от одного Бога, дается Им. Поэтому: «Те, которые, восставая против Бога и посланников Его, полагают между ними различие, веря одному и отвергая другого, создают себе произвольную веру. Это неверные, которые будут наказаны. Но те, которые веруют в Бога и посланников Его, безразлично будут награждены» (4.149–150). Безразлично, то есть независимо от того, иудеи они или христиане. Но и те и другие должны быть истинными верующими, то есть верующими на деле, а не на словах. Они должны не только знать, но и исполнять заповеди своей религии. Об этом в Коране сказано: «Скажи: о люди писания! У вас нет никакого основания, если вы не соблюдаете заповедей Божиих, данных в законе (Моисеевом) и евангелии. Книга (откровение), полученная тобой от Господа твоего, увеличит ослепление многих из них; но ты не тревожься судьбою неверных. Верные иудеи, сабии и христиане, верующие в Бога и в последний день и добродетельно живущие, будут избавлены от страха и мучения» (5.72–73).

Мухаммед говорит с благоговением о Христе и Его Матери. В Коране есть такие слова: «После пророков Мы послали Марию и Иисуса, чтобы подтвердить Пятикнижие. Мы дали Ему евангелие, которое есть светоч веры и печать истины древних писаний. Эта книга просвещает и наставляет боящихся Господа» (сура 5). В суре 11 восхваляется пресвятая Дева: «Прославляй Марию в Коране, прославляй день, когда она удалилась от семейства своего к Востоку». В суре 21 читаем: «Пой хвалу Марии, сохранившей девство свое неприкосновенным. Мы (Бог) вдохнули в нее Духа Нашего. Она и Сын Ее были дивом Вселенной».

Сказанное выше может вызвать недоумение, поскольку каждый знает, что мусульмане всегда (а не только сегодня) поклоняются своему Богу-Аллаху. Как все это понимать? Здесь реализовался тот же вариант, что и с яблоком, которое росло на «древе познания добра и зла». Откуда могло оказаться яблоко на таком абстрактном, символическом, схематическом древе? Точно так же обстоит дело и с Аллахом.

Изучая Ветхий завет, мы видели, что для обозначения бога, богов древние евреи употребляли слово Элоха или Элохим. Последнее является множественным числом от слова Элоха. Специалисты спорят — то ли имелись в виду несколько богов, то ли множественное число употреблено из глубокого уважения, подобно тому, как мы говорим и пишем «Вы». Так или иначе, слово Элохим (Элох) означает просто Бог. Поэтому во всех текстах Библии (кроме специальных) Элохим переведено словом Бог или Господь. Вы уже поняли, что Аллах и Элох одно и то же. Поэтому никакого противоречия тут нет. Наоборот, это подтверждает то, что сказано в Коране — что Мухаммед считал богом арабов единого Бога всех верующих (как иудеев, так и христиан). Хорошо бы это помнили сегодня как мусульмане, так и христиане!

Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Читать книгу целиком
Поделитесь на страничке

Следующая глава >

«Итак, мы — посланники от имени Христова». 2 Кор. 5:20

Я знаю секрет, который гарантирует успех. Мне бы хотелось, чтобы этим секретом со мной поделились, когда я была помладше. К концу этой страницы ты узнаешь о нем, но сначала я расскажу тебе одну историю.

Эмма выросла в небольшом городке в Арканзасе. Она чувствовала себя уютнее в повозках для перевозки сена, чем в гостиных богатых домов. После окончания школы Эмма поступила в колледж в Оклахоме, где она встретила и полюбила Сэма, молодого студента, изучавшего право. За стеснительностью Эммы он разглядел добрую и красивую девушку, и они поженились.

У Сэма были далеко идущие планы. Он мечтал о политической карьере. Через несколько лет молодой человек получил назначение на должность младшего помощника посла во Франции, и пара переехала в Париж. Вихрь французской общественной жизни испугал робкую молодую женщину. Будучи женой сотрудника посольства США, она тоже представляла свою страну. Как пережить все эти званые вечера и обеды? О чем говорить с дипломатами? Ведь Эмма не могла сказать ничего стоящего.

И как раз тогда одна очень мудрая женщина, жена сенатора США, отвела Эмму в сторону и сказала:

— Тебе неуютно здесь, не так ли? Я знаю, как ты себя чувствуешь. Прекрасно помню это ощущение.

Эмма застенчиво улыбнулась, хотя она и не поверила словам хозяйки. Женщина продолжила:

— Секрет хорошего собеседника — того, который умеет влиться в любую компанию и непременно имеет общественный успех, где бы он ни находился, состоит в том, чтобы научиться слушать. Да-да — научиться слушать. Большинство присутствующих чувствуют себя здесь не в своей тарелке.

Эмма оглядела гостей и воскликнула:

— Вы шутите!

— Найди людей, которые выглядят такими же смущенными, как и ты, а затем познакомься с ними. Позволь им рассказать о себе. Внимательно слушай и задавай им вопросы.

Это сработало. Через некоторое время посол подошел к Сэму и сказал:

— Какой замечательный собеседник ваша прекрасная жена!

Эмма всего лишь проявляла искреннюю заинтересованность в людях.

Когда я попадаю в неловкие ситуации, мне тоже помогает секрет Эммы. То, что я делаю, как говорю и веду себя, очень важно, потому что я — официальный посол Царя Вселенной. Секрет Эммы может помочь и тебе стать хорошим послом.

«Более чем» — ежедневные чтения для подростков на 2016 год

Электронный вариант Ежедневных Чтений для подростков предоставлен издательством «Источник жизни». Вы можете приобрести Вечерний Страж в Книжных центрах вашего региона.

Коран — это Книга, которая способствует совершенству человека и ниспослана она Богом Пророку Мухаммаду (да благословит Аллах его и его семейство!) для руководства на Путь, обеспечения счастья в мире бренном и вечном, и призывает человечество к служению Богу и проявлению смиренности и покорности перед Богом.

Величие этого Небесного Писания выше человеческого сознания.

Поэтому для того, чтобы постичь различные масштабы величия и блага Корана, человек вынужден обратиться за помощью к обладателям божественных знаний, и тем, кому открыты таинства этой великой Книги, коими поистине являются Пророк и непорочные члены его дома. И тогда благодаря их учениям можно постичь величие Корана. В хадисе со слов Посланника Аллаха (да благословит Аллах его и его семейство!) говорится: «Коран – это стол накрытый Богом, так воспользуйтесь же этим приемом покуда сможете. Коран – это яркий свет и полезный бальзам; выучите и освойте Его, потому что если вы выучите Его, Бог дарует вам славу». Его светлость Али (да будет мир с ним!) в этой связи говорит: «Чтение Священного Корана способствует упрочению веры». Друзья сегодня мы поговорим о Коране и чтении этого Небесного Писания мусульман. Оставайтесь с нами.

Коран является Книгой божественного руководства и вечной чуда Пророка Мухаммада (да благословит Аллах его и его семейство!). Коран буквально означает чтение, следовательно, чтобы постичь содержимое этой божественной Книги, необходимо в первую очередь прочитать ее, чтобы постигнув смыслы и значения и применив в жизни предписания Корана удостоиться божественного руководства. Таким образом, коранические аяты и хадисы непорочных членов дома Пророка (да благословит Аллах его и его семейство!) подчеркивают, что для того, чтобы удостоиться истинного счастья в этом мире и в мире загробном необходимо читать Коран.

Священный Коран в последнем аяте суры «Аль-Музаммиль» (Закутавшийся) повелевает: «… читайте из Корана столько, сколько вам доступно …», (Коран 73:20). Посланник Аллаха его светлость Мухаммад (да благословит Аллах его и его семейство!) сказал: «Набожный человек должен выучить Коран прежде, чем его настигнет смерть, а если его все же настигнет смерть, чтобы он в тот момент был занят изучением Корана».

Когда человек встречается с известным человеком, каким-либо деятелем или личностью, он ведет себя весьма вежливо и старается быть красиво одетым. Чтение Корана можно сравнить с тем, как человек собирается встретиться со священным Небесным Писанием и Его Создателем, т.е. Всевышним и Всемогущим Богом. Ведь читать Коран все равно, что говорить с Богом. Рассказывают со слов Пророка, что его светлость сказал: «Всякий кто хочет поговорить с Богом, пусть читает Коран». С другой стороны, чтец Корана становится объектом обращения Всевышнего, а когда Бог разговаривает с нами, мы должны соблюдать все необходимые почести какие следует соблюдать в присутствии Бога, чтобы, во-первых, удостоится максимальной милости и любви Всевышнего, а, во-вторых, максимально воспользоваться благами Аллаха.

Так как Коран – это слово Бога, необходимо помнить, что чтение этого Небесного Писания должно отличаться от чтения простой книги. Следовательно, тот кто читает Коран должен соблюдать некоторые правила и нормы. Одним из таких правил является внешняя чистота человека. Всевышний в 79 аяте суры «Аль-Вакиа» повелевает: «Пусть к Нему прикасаются только очистившиеся», (Коран 56:79). Поэтому, когда человек хочет прикоснутся к строчкам Корана он должен совершить малое омовение вуду. В целом считается мустахабб (рекомендуемым), чтобы человек, который хочет читать Коран имел малое омовение, вуду.

Другой рекомендацией для человека, который собирается читать Коран является гигиена полости рта. Рассказывают, что одной из особенностей Пророка Ислама (да благословит Аллах его и его семейство!) во время богослужений, особенно во время чтения Корана и намаза было то, что его светлость чистил зубы, и призывал мусульман следовать его примеру. Его светлость сказал: «Содержите в чистоте путь Корана». Сподвижники спросили: «О Посланник Аллаха в чем заключается путь Корана?» Его светлость ответил: «Это ваши рты». Они спросили: «Как это сделать?» Посланник Аллаха ответил: «Чистьте зубы».

Когда человек хочет что-то сделать, он обязательно должен подготовится и было бы хорошо если бы человек подготовился прежде чем войти в атмосферу Корана. А сделать это можно посредством молитвы. В хадисах от непорочных членов дома Пророка Мухаммада (да благословит Аллах его и его семейство!) приводится много молитв, которые следует читать перед тем, как начать читать Коран. Здесь мы хотим привести молитву, которую читал его светлость Имам Садык (да будет мир с ним!), прежде чем начать читать Коран: «О Аллах! Я свидетельствую, что этот Коран является той самой книгой, которую Ты ниспослал посланнику своему Мухаммаду (да благословит Аллах его и его семейство!) и это – Твои слова, которые Ты передал через посланника Твоего! <…> О, Аллах! Я прошу Тебя сделать так, чтобы мой взгляд на Коран Ты засчитал как богослужение; чтобы чтение Корана напоминало мне о Тебе и служило зикром; размышление же над аятами, чтобы служило мне поучением! Сделай так, чтобы оказался я в числе тех, которые черпают назидания, зачитывая Твои наставления в Коране и воздерживаются от греховного. О Аллах! Сделай так, чтобы я, изучая предписания Твоей религии задумывался над аятами и законами Корана!».

Всевышний в 98 аяте суры «Ан-Нахль» (Пчёлы) повелевает: «Когда ты читаешь Коран, то ищи прибежища от побиваемого камнями шайтана у Аллаха».

Сам Бог призывает тех, кто читает Коран искать убежища у Него, поэтому Посланник Аллаха (да благословит Аллах его и его семейство!) перед тем как читать Коран произносил следующую фразу: «اعوذبالله من الشّیطان الرّجیم» (Ищу убежища от побиваемого камнями шайтана у Аллаха). Безусловно, человек должен реально воспользоваться этим убежищем, чтобы действия шайтана оказались тщетными, Бог дал нам прибежище и исправил нас посредством Корана.

Священный Коран обращаясь к Пророку Ислама повелевает: «Читай во имя Господа твоего …» (Коран 96:1). Все суры Священного Корана, за исключением 9 суры, которая называется «Ат-Тауба» (Покаяние) начинаются со слов «بِسْمِ اللَّهِ الرَّ‌حْمَـٰنِ الرَّ‌حِیمِ» (Во имя Аллаха Милостивого, Милосердного!). На самом же деле «Во имя Аллаха!» – это священный лозунг мусульман, который они произносят перед началом любого дела или слова, чтобы поставить печать Аллаха на этом деле или слове. Другим важным моментом во время чтения Корана является то, что это Небесное Писание желательно читать с листа. Один из сподвижников Имама Джафара Садыка (да будет мир с ним!) по имени Исхак бен Аммар спросил у его светлости: «Да будет принесена тебе в жертву моя жизнь. Я знаю Коран наизусть. Как мне лучше читать Коран по памяти или с листа?» Имам Садык (да будет мир с ним!) сказал: «Читай Коран и смотри текст на бумаге ибо это лучше. Разве ты не знаешь, что смотреть на текст Корана – богослужение!».

[ad01]

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *