О жизни преподобного Сергия мы знаем от Епифания Премудрого – мастера «плетения словес». «Житие Сергия Радонежского» было написано им на склоне лет в 1417-1418 гг. в Троице-Сергиевом монастыре. По его свидетельству, в 1322 г. у ростовского боярина Кирилла и его жены Марии родился сын Варфоломей. Некогда эта семья была богата, но затем обеднела и, спасаясь от преследований слуг Ивана Калиты, около 1328 г. вынуждена была переселиться в Радонеж – город, принадлежавший младшему сыну великого князя Андрею Ивановичу. В семилетнем возрасте Варфоломея стали обучать грамоте в церковной школе, учение давалось ему с трудом. Он рос тихим и задумчивым мальчиком, у которого постепенно возникло решение уйти от мира и посвятить свою жизнь богу. Его родители и сами приняли постриг в Хотьковском монастыре. Там же обет монашества принял его старший брат Стефан. Варфоломей, завещав имущество младшему брату Петру, отправился в Хотьково и стал монашествовать под именем Сергия.

Братья решили покинуть монастырь и поставили в лесу, в десяти верстах от него келью. Вместе срубили церковь и освятили ее в честь Св. Троицы. Около 1335 г. Стефан не выдержал тягот и ушел в Московский Богоявленский монастырь, оставив Сергия одного. Для Сергия начался период тяжелых испытаний. Его уединение длилось около двух лет, а затем к нему стали стекаться иноки. Построили двенадцать келий, обнесли оградой. Так в 1337 г. зародился монастырь Троице-Сергиевский монастырь, а Сергий стал его игуменом.

Он руководил монастырем, но это руководство не имело ничего общего с властью в обычном, светском смысле этого слова. Как говорится в «Житии», Сергий был для всех «точно купленный раб». Он рубил кельи, таскал бревна, выполнял трудные работы, исполняя до конца обет монашеской бедности и служения ближнему. Однажды у него закончилась еда, и он, проголодав три дня, отправился к монаху своей обители некоему Даниилу. Тот собирался пристроить сени к своей келье и ждал плотников из села. И вот игумен предложил Даниилу выполнить эту работу. Даниил испугался, что Сергий с него много попросит, но тот согласился работать за гнилые хлеба, которые есть уже было нельзя. Сергий работал целый день, а вечером Даниил «изнесе ему решето хлебов гнилых».

Также, согласно сведениям Жития он «пользовался всяким случаем завести обитель, где находил то нужным». По словам одного современника, Сергий «тихими и кроткими словами» мог действовать на самые загрубелые и ожесточённые сердца; очень часто примирял враждующих между собой князей. В 1365 г. Дмитрий Донской послал его в Нижний Новгород мирить ссорившихся князей. По пути, мимоходом, Сергий нашел время устроить пустошь в глуши Гороховецкого уезда на болоте при реке Клязьме и воздвигнуть храм Святой Троицы. Он поселил там «старцев пустынных отшельников, а питались они лыками и сено по болоту косили». Кроме Троице-Сергиева монастыря, Сергий основал Благовещенский монастырь на Киржаче, Старо-Голутвин близ Коломны, Высоцкий монастырь, Георгиевский на Клязьме. Во все эти обители он поставил настоятелями своих учеников. Более 40 обителей было основано его учениками, например, Саввой (Саввино-Сторожевский близ Звенигорода), Ферапонтом (Ферапонтов), Кириллом (Кирилло-Белозерский), Сильвестром (Воскресенский Обнорский). Согласно житию, Сергий Радонежский совершил множество чудес. Люди приходили к нему из разных городов для исцеления, а иногда даже для того, чтобы просто увидеть его. Как утверждает житие, однажды он воскресил мальчика, который умер на руках отца, когда он нёс ребёнка к святому для исцеления.

Достигнув глубокой старости, Сергий, за полгода прозрев свою кончину, призвал к себе братию и благословил на игуменство опытного в духовной жизни и послушании ученика, преподобного Никона. Умер Сергий 25 сентября 1392 г. и вскоре был канонизирован. Произошло это еще при жизни людей, знавших его. Случай, более никогда не повторявшийся.

Через 30 лет, 5 июля 1422 г., были обретены нетленными его мощи, о чём свидетельствовал Пахомий Логофет. Поэтому этот день является одним из дней памяти святого.11 апреля 1919 г., во время кампании по вскрытию мощей, мощи Сергия Радонежского подвергались вскрытию в присутствии специальной комиссии с участием представителей церкви. Останки Сергия были найдены в виде костей, волос и фрагментов грубого монашеского одеяния, в котором он был похоронен. О предстоящем вскрытии мощей стало известно Павлу Флоренскому, и при его участии (чтобы защитить мощи от возможности полного уничтожения) глава преподобного Сергия была тайно отделена от тела и заменена головой погребённого в лавре князя Трубецкого. До возвращения мощей Церкви глава преподобного Сергия хранилась отдельно. В 1920-1946 гг. мощи находились в музее, помещавшемся в здании лавры. 20 апреля 1946 г. мощи Сергия были возвращены Церкви. В настоящее время мощи преподобного Сергия находятся в Троицком соборе Троице-Сергиевой лавры.

Сергий Радонежский воплотил идею общежитийного монастыря на Руси. Ранее монахи, уходя в монастырь, продолжали владеть имуществом. Встречались бедные и богатые монахи. Естественно, бедные скоро становились служками у более обеспеченных собратьев. Это, по мнению Сергия, противоречило самой идее монастырского братства, равенства, устремленности к Богу. Поэтому в своем Троицком монастыре, основанном недалеко от Москвы у Радонежа, Сергий Радонежский запретил монахам иметь частное имущество. Свое богатство они должны были отдавать монастырю, который становился как бы коллективным владельцем. Имущество, в частности земля, нужны были обители, только для того, чтобы инокам, посвятившим себя молитве, было чем питаться. Как мы видим, Сергий Радонежский руководствовался самыми высокими помыслами и боролся с монашеским богатством. Ученики Сергия стали основателями многих монастырей подобного типа. Однако в дальнейшем общежитийные монастыри стали крупнейшими земельными собственниками, обладавшими, кстати, и большим движимым богатством — деньгами, драгоценными вещами, полученными как вклады на помин души. Троице-Сергиев монастырь при Василии II Темном получил невиданную привилегию: его крестьяне не имели права перехода в Юрьев день — так, в масштабе одной монастырской вотчины впервые появилось на Руси крепостное право.

Пример исторического портрета

Годы жизни : 1314( или 1322)- 1392)

Преподобный Сергий Радонежский — собиратель духовной мощи Руси, монах Русской православной церкви, основатель Троицкого монастыря под Москвой (сейчас это Троице-Сергиева лавра).

Из биографии

  • Сергий Радонежский в крещении был назван Варфоломеем, родился в семье ростовского боярина. С отрочества он желал посвятить себя Богу, жить монашеской жизнью. Родители не противились этому, но просили , чтобы это произошло после их смерти.
  • Когда Варфоломею было 13 лет, в поле он увидел старца, похожего на Ангела, который всё молился. Старец предсказал, что отрок будет велик перед Богом и людьми за праведную жизнь и многих поведёт за собой для понимания заповедей Божьих.
  • После смерти родителей, когда Сергию было 20 лет, он вместе с братом Стефаном поселился в лесном урочище Маковец, где построил небольшую деревянную церковь во имя Святой Троицы в 30-е гг. 14 века. Но брат не мог выдержать таких суровых испытаний, и Сергий целый год прожил в одиночестве, среди диких зверей, грозной природы. Но он сумел выстоять в этой борьбе с природной стихией.
  • Постепенно к отшельнику стали идти люди, ища утешение в его словах. Со временем братия увеличилась. Сергий принял священство, стал игуменом.

Основные направления деятельности Сергия Радонежского и их результаты

Первое направление деятельности Сергия Радонежского – это укрепление нравственных сил народа, объединение , прекращение вражды между князями, признание ими главенствующего положения Дмитрия Донского. В этом плане он не раз по воле митрополита Алексея ездил в уездные княжества для разрешения споров между князьями. Так он заставил покориться младшего брата князя Нижнего Новгорода, «кроткими словами» сумел уговорить князя Олега Рязанского помириться с великим князем Дмитрием. Именно Сергий Радонежский благословил Дмитрия Донского на Куликовскую битву с Мамаем в 1380 году, на битву, положившую начало концу ига Золотой Орды. Он послал на битву двух иноков — Пересвета и Ослаблю, которые позже станут героями Куликовской биты , а поединок Пересвета с Челубеем станет началом битвы.

Результатом данной деятельности стало укрепление Руси на законах нравственности, предотвращение княжеских столкновений и вражды, поддержка князя Донского в его начинаниях. Дмитрий Донской стал признанным лидером Руси, объединявшим вокруг себя все земли русские.

Другим направлением деятельности Сергия Радонежского было нравственное возрождение народа на основе Божьих заповедей. Этому он посвятил всю свою жизнь. Многие и многие люди приходили к нему, он выслушивал их, помогал советом. Своим личным примером показывал, что надо трудиться, не лениться, быть смиренным, добрым человеком, жить по законам добра и справедливости.

Истоки нравственности Сергий Радонежский видел в религии, поклонении Богу, жизни по Божьим законам. При нём был образован Троице-Сергиевский монастырь в 1345 году, а его учениками основано более 40 монастырей. Ввёл монастырский устав, по которому все иноки должны были трудиться, не принимать подаяние, что они должны быть примером нравственности.

Результатом деятельности Сергия Радонежского стало нравственное возрождение народа, возрастание роли церкви в делах государства, в формировании личности. Сергей Радонежский помог народу понять, как народ силён, какие огромные возможности таятся в нём, что он сможет победить Золотую Орду, если будет един и нравственно чист.

Таким образом, Сергий Радонежский – один из ярких духовных деятелей Руси, способствовавший объединению страны, повышению значения религии в жизни человека. Он был канонизирован в 1452 году, стал небесным покровителем московских князей и их заступником. Сергий Радонежский не оставил писаний, письменных трудов, но весь его облик, вся жизнь Сергия Радонежского – это пример тому, каким нужно быть человеком: трудолюбивым, правдивым, справедливым, мужественным, служащим Богу, живущим по его законам.

О Радонежском написано «Житие Сергия» в 1417-1418 годах его учеником Епифанием Премудрым, а в середине 15 века житие было дополнено Пахомием Логофетом. Во многих городах есть памятники Сергию Радонежскому. Его почитают как Преподобного и приходят поклониться его мощам в Троице –Сергиевскую лавру.

Данный материал можно использовать в историческом сочинении по эпохе правления Дмитрия Донского.

Мельникова Вера Александровна

Нестеров М. В. «Видение отроку Варфоломею», 1890 г.

Нестеров М.В. Юность Сергия. 1891

Нестеров М. В. «Труды Сергия Радонежского» (триптих, центральная часть)

Новоскольцев А. Н. «Преподобный Сергий благословляет Дмитрия Донского на борьбу с Мамаем»

Храм-памятник Сергия Радонежского (1913—1917 гг.) на Куликовом Поле. Архитектор А. В. Щусев. Памятник федерального значения

Троицкий собор Троице-Сергиевой лавры

Дионисий. Икона «Сергий Радонежский в житии», XV век

Сергей Кириллов «Преподобный Сергий Радонежский. (Благословение)»

Памятник Сергию Радонежскому в Элисте, Калмыкия, Россия

Памятник Сергию Радонежскому в Коломне, Московская обл., Россия (Богоявленский Старо-Голутвин монастырь)

Сергий Радонежский на Памятнике «1000-летие России» в Великом Новгороде, 1862, скульптор Микешин М.О.

Сергий Радонежский (1314 –1392) – иеромонах Русской церкви, преобразователь монашества в Северной Руси, основатель Свято-Троицкого монастыря. Был причислен к лику святых.

Детство

Сергий Радонежский родился 3 мая 1314 года в селе Варницы под Ростовом. При крещении будущий святой получил имя Варфоломей. В семь лет родители отдали его учиться грамоте. Сначала обучение давалось мальчику очень плохо, однако постепенно он изучил Святое писание, заинтересовался церковью. С двенадцати лет Варфоломей начал строго поститься, много молился.

Основание монастыря

Примерно в 1328 году будущий иеромонах вместе с семьей переехал в Радонеж. После смерти родителей Варфоломей вместе со старшим братом Стефаном ушли в пустынные места. В лесу на холме Маковец они построили небольшой храм Троице.

В 1337 году, в день памяти мучеников Сергия и Вакха, Варфоломей принял постриг под именем Сергий. Вскоре к нему стали приходить ученики, на месте церкви образовалась обитель. Сергий становится вторым игуменом и пресвитером обители.

Религиозная деятельность

Через несколько лет в этом месте образовался процветающий храм Сергия Радонежского – Троице-Сергиев монастырь. Узнав о возникновении обители, вселенский патриарх Филофей прислал игумену грамоту, в которой отдавал должное его деятельности. Преподобный Сергий был высокоуважаемой личностью в княжеских кругах: он благословлял правителей перед битвами, примерял их между собой.

Кроме Троице-Сергиевого за свою краткую биографию Радонежский основал еще несколько монастырей – Борисоглебский, Благовещенский, Старо-Голутвинский, Георгиевский, Андронникова и Симонова, Высотский.

Скончался великий иеромонах Сергий 25 сентября 1392 года.

Почитание памяти

Сергий Радонежский был причислен к лику святых в 1452 году. В произведении «Житие Сергия», основном первоисточнике жизнеописания иеромонаха, Епифаний Премудрый писал, что за свою жизнь святой Радонежский множество чудес, исцелений. Однажды он даже воскресил человека.

Перед иконой Сергия Радонежского люди просят о выздоровлении. 25 сентября, в день смерти святого, верующие празднуют день его памяти.

Другие варианты биографии

  • Вариант 2 более сжатая для доклада или сообщения в классе

Интересные факты

  • В «Житие Сергия» рассказывается, что Варфоломей научился читать и писать благодаря благословению святого старца.
  • Среди учеников Сергия Радонежского были такие известные религиозные деятели, как Авраам Галицкий, Павел Обнорский, Сергий Нуромский, преподобный Андроник, Пахомий Нерехтский и многие другие.
  • Жизнь святого вдохновила многих писателей (Н. Зернова, Н. Костомарова, Л. Чарскую, Г. Федотова, К. Случевского и др.) на создание художественных произведений о его судьбе и деяниях, в том числе ряда книг для детей. Биография Сергия Радонежского изучается школьниками в 7-8 классах.

Тест по биографии

Небольшой тест по краткой биографии Радонежского поможет вам лучше усвоить материал:

  1. Вопрос 1 из 11

    В каком из вариантов указаны годы жизни Сергия Радонежского?

    • 1313–1398 гг.
    • 1314–1392 гг.
    • 1315–1390 гг.
    • 1316–1395 гг.

Начать тест(новая вкладка)

Оценка по биографии

700 лет назад в селе Варницы под Ростовом Великим родился будущий игумен Земли Русской – Сергий Радонежский. Эта дата имеет особое значение для всей нашей страны.

По слову историка В.О. Ключевского, «при имени преподобного Сергия народ вспоминает своё нравственное возрождение, сделавшее возможным и возрождение политическое. Творя память преподобного Сергия, мы проверяем самих себя, пересматриваем свой нравственный запас, завещанный нам великими строителями нашего нравственного порядка».

Что мы знаем о нем, потомки множества потомков людей, разгромивших на Куликовом поле Мамаевы орды?

Сергий Радонежский (в миру Варфоломей) родился 3 мая 1314 года (дата условная) – монах Русской Православной церкви, основатель Троицкого монастыря под Москвой (ныне Троице-Сергиева Лавра), преобразователь монашества в Северной Руси. Сергий Радонежский почитается Русской православной церковью в лике святых как преподобный и считается величайшим подвижником земли Русской. Он – идейный вдохновитель объединительной и национально-освободительной политики великого князя Дмитрия Донского. Благословил его и его войско на победу в Куликовской битве. Воспитал плеяду учеников и последователей.

Ранее всех и более всех святых русской земли, Сергий Радонежский приобрел народное уважение всей Руси. Он был заступником и утешителем народа, покровителем и охранителем государства и церкви.

Личность Сергия вошла в историю нашей страны еще и потому, что он явился основателем множества обителей, основанных при его жизни, а ещё больше возникших после его смерти, основанных его сподвижниками и учениками. Сергий и его ближайшие ученики основали на Руси около 70 монастырей. Один из них – Серпуховский Высоцкий мужской монастырь.

Академик В.О. Ключевский писал: «Имя Преподобного Сергия Радонежского выступает из границ времени, потому, что дело, поднятое им, по своему значению так далеко выходило за пределы своего века, своим благотворным воздействием так глубоко захватило жизнь дальнейших поколений, что из исторического деятеля он превратился в народную идею, а самое дело его из исторического факта стало практической заповедью, заветом, тем, что мы привыкли называть идеалом».

Книги о Сергии Радонежском

Балашов, Д.М. Похвала Сергию : исторический роман о Сергии Радонежском / Дмитрий Балашов. – М. : Межрегиональный центр отраслевой информатики Госатомнадзора России, 1997. – 296 с.

Дмитрий Балашов – автор исторических романов серии «Государи Московские», вместо очередного московского князя взял главным героем повествования инока, сына разорившейся, «оскудевшей», как говорилось встарь, семьи ростовских бояр. Жизнь Сергия-Варфоломея не укладывается ни в одну из княжеских биографий, но фигура его столь значительна и необходима для понимания происходящих событий той эпохи, что книга о нем вошла в серию «Государи Московские» как обязательное звено.

Необычен сюжет и необычна форма повествования. Здесь элементы древних жанров и большое внимание к церковной идеологии: «Дай, Боже Господи, свершить невозможное! Дай прикоснуться благодати, дай прикоснуться хотя бы края одежды его! Ибо в нем – Свет, в нем Вера, в нем и из него – моя Родина.

Борисов, Н.С. И свеча бы не угасла… : / Н.С. Борисов. — М. : Молодая гвардия, 1990. – 302 с.

Жизненный путь «великого старца», как называли Сергия Радонежского современники, выглядит парадоксальным. Он бежал от общества людей – а в результате стал его духовным предводителем. Он никогда не брал в руки меча – но одно его слово на весах победы стоило сотен мечей.

Удивительна и сама тайна, окружающая имя Сергия. Почти во всех великих событиях эпохи чувствуется его незримое присутствие.

Книга «И свеча бы не угасла…» — путешествие в мир Сергия, погружение в древнерусскую христианскую традицию.

Жизнь Сергия Радонежского не замыкалась в стенах созданного им Троицкого монастыря. Его по праву считают крупным политическим деятелем эпохи Куликовской битвы. Что же это был за человек? Какую роль сыграл в истории России? Каковы были его нравственные идеалы и политические взгляды? Как складывались его отношения с «сильными мира сего»?

Автор книги стремится показать Преподобного Сергия глазами людей его времени, понять его поступки в системе ценностей той далекой эпохи.

Высоцкий монастырь // Московия : . Т. 2 . На земле Преподобного Сергия. – М., 2006. – С. 400-404.

Высоцкий монастырь – один из самых древних на Руси. Время его возникновения относится к 1374 году. В это время в Серпухове княжил Владимир Андреевич – двоюродный брат Дмитрия Донского и его сподвижник. Владимир Андреевич занимался строительством своего стольного града Серпухова. Он пожелал украсить город возведением монастыря и поехал к преподобному Сергию с просьбой прибыть в Серпухов для совета и благословения на устроение обители. Несмотря на свои преклонные годы и зимнее время, преподобный Сергий откликнулся на просьбу боголюбивого князя и пешком, в сопровождении своего любимого ученика Афанасия, пришел из Радонежа в Серпухов. С великой радостью встретил князь Владимир святых подвижников. После обозрения местности они избрали место для будущей обители на берегу реки Нары, почти на месте впадения её в Оку, на одном из холмов, который носил название «Высокое». Когда расчищено было поросшее лесом избранное место для будущей обители, святой старец стал на колени, воздел руки к небу и произнес молитву на основание обители. Так 2 декабря 1374 года был основан Серпуховский мужской монастырь, который по месту основания «на Высоком» и был назван Высоцким.

Жизнь и житие Сергия Радонежского : / сост. В.В. Колесов – М.: Сов. Россия, 1991. — 366 с. : ил.

В книге публикуется оригинальный текст Жития Сергия Радонежского, написанного сподвижником Андрея Рублева Епифанием Премудрым, а также дополнения из других средневековых сочинений. Читатель встретится с наиболее авторитетными и исторически интересными суждениями о житии и жизни Сергия Радонежского. Точно в зеркале предстает перед нами не только земная жизнь великого подвижника Русской земли, но и опорные для нашей истории восприятия её потомками.

Данное издание иллюстрировано миниатюрами из лицевой рукописи Жития и изображениями древнерусской иконописи.

Житие и подвиги Преподобного Сергия Радонежского. – Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1904 (1989). – 266 с. : ил.

Стереотипное издание Свято-Троицкой Сергиевой Лавры приурочено к 650-летию со дня основания Лавры и 600-летию со времени преставления Преподобного Сергия, игумена Радонежского и всея Руси.

Трудами и подвигами Сергия Радонежского утверждалась будущая великая обитель. Его святость – святость его жизни и духовная сила положили начало тому могучему влиянию, которое оказывала и продолжает оказывать Лавра на развитие отечественной истории и русской культуры.

Для настоящего издания выбрано «Житие преподобного Сергия», составленное иеромонахом Никоном. Главное его достоинство – полнота.

Знамя Преподобного Сергия Радонежского / . – Рига : Латвийское общество Рериха, 1990. – 124 с.

«Как бы ни болело сердце русское, где бы ни искало оно решения правды, но Имя Святого Сергия Радонежского всегда останется тем прибежищем, на которое опирается душа народа. Будет ли это великое Имя в соборе, будет ли оно в музее, будет ли оно в книгохранилище, оно неизменно прибудет в глубинах души народной» (Н.К. Рерих).

В книге собраны речи выдающихся деятелей отечественной и мировой культуры, лучшие страницы из всего, что было написано и сказано о Сергии Радонежском.

Надпорожская, О.С. Святыми дорогами русской земли / О.С. Надпорожская. – СПб.: ИД «Нева»; М. : ОЛМА-ПРЕСС, 2002. – 221 с. : ил.

Вместе с автором книги читатель пройдет святыми дорогами Русской земли. Дорога первая приведет в Свято-Троицкую Сергиеву Лавру к Игумену Сергию Радонежскому.

Двадцатитрехлетний Варфоломей и его старший брат Стефан поднялись на гору Маковец, покрытую густым лесом. Это место находилось вдали от селений и дорог, и обитало здесь множество зверей, в том числе волков и медведей. Братья построили из ветвей келью, а рядом деревянную церковку, освященную во имя Живоначальной Троицы. Стефан, не выдержав пустыннической жизни, вскоре ушел в московский Богоявленский монастырь, и Варфоломей остался один. Молодому подвижнику пришлось пройти через множество испытаний.

Несмотря на то, что святой всячески старался избежать земной славы, о нём ещё при его жизни знали и не только во всей Руси, но и в Иерусалиме, и на Афоне, и в Константинополе.

Он желал совершенного уединения, жизни от всего мира — и стал игуменом великой обители; хотел, чтобы лишь Бог знал о подвигах его – а о них несколько столетий говорит весь мир.

Сергий Радонежский : сборник / сост. В.А. Десятников. – М. : Патриот, 1991. – 540 с.

В сборнике собраны лучшие образцы древнерусской литературы о Сергии и его учениках, размышления о роли Преподобного, принадлежащие перу авторов XIXстолетия, произведения начала ХХ века, посвященные Сергию, а также эссе писателей – современников.

Борис Зайцев – один из самых глубоких русских писателей, отважился в 1924 году на своё житие «Преподобного Сергия Радонежского». Он рассуждает о том, как созидаются натуры, подобные Сергию: «Существует целая наука духовного самовоспитания, стратегия борьбы за организованность человеческой души, за выведение её из пестроты и суетности в строгий канон…». Звезда Вифлеема зажгла многие звёзды, и одна из них, по-русски неяркая и мягкая, привела к рождению в самый необходимый момент нашей истории первого печальника земли русской и собирателя её единого духа.

Из периодической печати

Александрина, М. Энциклопедия святости / Марина Александрина // Подмосковье. Ежедн. новости. – 2012. – 26 июля. – С. 16.

Алексеева, М. Сердце православной России : / Мария Алексеева // Серпух.вести. – 2009. – 8 окт. – С. 15.

Клыков, В. Радонежье от слова «Радость» / Вячеслав Клыков // Слово. – 1989. — № 5. – С. 24-26.

Колосов, Т. Да благо тебе будет / Тихон Колосов // Серпух.вести. – 2014. – 4 февр. – С. 10

Поспелов, М. Благословение Преподобного Сергия / Михаил Поспелов // Москва. – 1990. — № 10. – С. 132-137.

Решетникова, А. Игумен земли русской / Алла Решетникова // Серпух.вести. – 2012. – 4 сент. – С. 6.

Федорова, О. Сергий Радонежский / Ольга Федорова // Подмосковье. – 1995. – 14 янв. – С. 12. – (Исторические портреты).

[ad01]

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *