Единая по существу Вселенская Православная Церковь состоит из 15 Поместных Православных Церквей. Каждая из Поместных Церквей имеет административную независимость (автокефалию) от других и возглавляется собственным Предстоятелем – патриархом, архиепископом или митрополитом. Главой всей Вселенской Церкви является Господь Иисус Христос.

Назва­ние церк­ви Осно­ва­ние Пред­сто­я­тель Глав­ный го­род Кален­дарь Язы­ки бо­го­слу­же­ния
1. Кон­стан­ти­но-поль­ская Пра­во­слав­ная Цер­ковь 381 год; пат­ри­ар­хат с 451 года пат­ри­арх Вар­фо­ло­мей Стам­бул но­во­юли­ан­ский1) гре­че­ский, на­цио­наль­ные язы­ки
2. Алек­сан­дри­йская Пра­во­слав­ная Цер­ковь I в.

Кто кого главнее? Иерархия Православной Церкви

(ап. Марк); пат­ри­ар­хат с 451 г.

пат­ри­арх Фео­дор II. Алек­сан­дрия но­во­юли­ан­ский гре­че­ский, араб­ский, на­цио­наль­ные язы­ки Афри­ки, ан­глий­ский и аф­ри­ка­анс
3. Антио­хий­ская Пра­во­слав­ная Цер­ковь I в. (апп. Петр и Павел); пат­ри­ар­хат с 451 г. пат­ри­арх Иоанн Х Дамаск но­во­юли­ан­ский араб­ский
4. Иеру­са­лим­ская Пра­во­слав­ная Цер­ковь I век; пат­ри­ар­хат с 451 года пат­ри­арх Фео­фил III Иеру­са­лим юли­ан­ский гре­че­ский и араб­ский
5. Рус­ская Пра­во­слав­ная Цер­ковь 988 г. – Киев­ская мит­ро­по­лия в со­ста­ве Кон­стан­ти­но­поль­ской Церк­ви; ав­то­ке­фа­лия с 1448 г. пат­ри­арх Кирилл Москва юли­ан­ский цер­ков­но­сла­вян­ский, на­цио­наль­ные язы­ки
6. Гру­зин­ская Пра­во­слав­ная Цер­ковь I в. (апп. Андрей и Симон); 457 г. – ав­то­ке­фа­лия от Антио­хий­ской Церк­ви пат­ри­арх Илия II Тби­ли­си юли­ан­ский ста­ро­гру­зин­ский
7. Серб­ская Пра­во­слав­ная Цер­ковь IV в.; 1219г. – ав­то­ке­фа­лия от Кон­стан­ти­но­поль­ской Церк­ви пат­ри­арх Ири­ней Бел­град юли­ан­ский цер­ков­но­сла­вян­ский и серб­ский
8. Румын­ская Пра­во­слав­ная Цер­ковь IV в.; 1885г.— ав­то­ке­фа­лия от Кон­стан­ти­но­поль­ской Церк­ви пат­ри­арх Дани­ил Буха­рест но­во­юли­ан­ский ру­мын­ский
9. Бол­гар­ская Пра­во­слав­ная Цер­ковь 865 г.; 919 г. – ав­то­ке­фа­лия от Кон­стан­ти­но­поль­ской Церк­ви пат­ри­арх Нео­фит София но­во­юли­ан­ский цер­ков­но­сла­вян­ский и бол­гар­ский
10. Кипр­ская Пра­во­слав­ная Цер­ковь 47 г. (ап. Вар­на­ва) ар­хи­епи­скоп Хри­зо­стом II Нико­сия но­во­юли­ан­ский гре­че­ский
11. Эллад­ская (Гре­че­ская) Пра­во­слав­ная Цер­ковь I в. (ап. Павел); 1850 г. – ав­то­ке­фа­лия от Кон­стан­ти­но­поль­ской Церк­ви ар­хи­епи­скоп Иеро­ним II Афи­ны но­во­юли­ан­ский гре­че­ский
12. Албан­ская Пра­во­слав­ная Цер­ковь X в.; 1937 г. – ав­то­ке­фа­лия от Кон­стан­ти­но­поль­ской Церк­ви ар­хи­епи­скоп Ана­ста­сий Тира­на но­во­юли­ан­ский ал­бан­ский, гре­че­ский и ару­мын­ский (влах­ский)
13. Поль­ская Пра­во­слав­ная Цер­ковь X в.; 1948 г. – ав­то­ке­фа­лия от Рус­ской Церк­ви мит­ро­по­лит Сав­ва Вар­ша­ва юли­ан­ский поль­ский, цер­ков­но­сла­вян­ский, укра­ин­ский, в Бра­зи­лии – пор­ту­галь­ский
14. Пра­во­слав­ная Цер­ковь Чеш­ских зе­мель и Сло­ва­кии IX в. (свв. Кирилл и Мефо­дий); 1951 г. – ав­то­ке­фа­лия от Рус­ской Церк­ви мит­ро­по­лит Рости­слав Пре­шов юли­ан­ский, гри­го­ри­ан­ский цер­ков­но­сла­вян­ский, чеш­ский, сло­вац­кий
15. Пра­во­слав­ная Цер­ковь в Аме­ри­ке 1970 г. – ав­то­ке­фа­лия от Рус­ской Церк­ви мит­ро­по­лит Тихон Вашинг­тон но­во­юли­ан­ский ан­глий­ский

Новоюлианский календарь – модификация юлианского календаря, разработанная сербским астрономом и математиком Милутином Миланковичем. До 2800 года будет полностью совпадать с григорианским календарем. – Ред.

Журнал «Фома»

Православная церковь

Православные церкви

В этом разделе представлены не только 15 официальных церквей православия, но и все те церкви, которые продолжают в той или иной мере следовать православным канонам. Тут также играет значение происхождение церкви — некоторые группы, которые очень сильно отдалились от православия, но исторически являются его осколком, и при этом их сложно причислить к какой-нибудь другой категории (например обновленческие группы, или даже пост-христианские), все равно будут представлены именно в этом разделе.

Мировое (Каноническое) православие

Автокефальные церкви

Константинопольская Православная Церковь
Александрийская Православная Церковь
Антиохийская Православная Церковь
Иерусалимская Православная Церковь
Русская Православная Церковь
Румынская Православная Церковь
Сербская Православная Церковь
Болгарская Православная Церковь
Грузинская Православная Церковь
Элладская Православная Церковь
Кипрская Православная Церковь
Польская Православная Церковь
Православная Церковь Чешских Земель и Словакии
Албанская Православная Церковь
Православная Церковь Америки

Православная Автокефальная Церковь Охрида
Черногорская Митрополия

Автономные церкви

Финляндская Православная Церковь (Константинопольский Патриархат)
Японская Православная Церковь (Московский Патриархат)
Синайская Православная Церковь (Иерусалимский Патриархат)
Украинская Православная Церковь (Московский Патриархат)
Латвийская Православная Церковь (Московский Патриархат) (1992-)
Антиохийская Православная Архиепископия в Америке (Антиохийский Патриархат)
Русская Православная Церковь Заграницей (Московский Патриархат)

Боснийская автономная православная церковь
Буковино-Далматская автономная митрополия

Церкви в Юрисдикции Константинопольского Патриархата

Эстонская Православная Апостольская Церковь
Украинская Православная Церковь Канады
Украинская Православная Церковь США и рассеяния
Американская Карпаторусская Православная Епархия
Русский Православный экзархат в Западной Европе
Албанская православная епархия в Америке

Белорусский совет православных церквей в Северной Америке
Латвийская Православная Церковь
Украинская Православная Церковь Америки

Церкви, вне общения с Мировым православием

Церкви русской традиции

Русская Православная Церковь Зарубежная (Виталия)
Российская Православная Автономная Церковь
Русская Истинно-Православная Церковь
Русская Православная Церковь Заграницей (Агафангела)
Российская Православная Церковь ( РПЦЗ(Антония) )
Российская Православная Церковь (Дамаскина)
Русская Православная Церковь Зарубежная (Молдавия)
Архиерейское Совещание Российской Православной Автономной Церкви
Российская Православная Церковь (Андриана)
Российская Православная Церковь (Виктора)
Русская Православная Церковь Зарубежная (Совещание Архиереев)
Русская Православная Церковь Зарубежная (Филарета)
Дальневосточная епархия Русской Православной Церкви Заграницей
Русская Православная Церковь Заграницей (Стефана)
Акефальные общины, ранее входившие в состав РПЦЗ или ее осколков
Истинно-Православная Катакомбная Церковь (геннадиевская)
Истинно-Православная Катакомбная Церковь (исакиевская)
Истинно-Православная Катакомбная Церковь (алфеевская)
Истинно-Православная Церковь — Московская Митрополия
Православная церковь России (Истинно Православная Церковь)
Российская православная кафолическая церковь
Высшее Церковное Управление Православной Российской Церкви
Русская Православная церковь в Америке
Русская Православная Церковь — Святейший Правительствующий Синод
Патриархия Российской Истинно-Православной Катакомбной Церкви
Святая Соборная Апостольская Церквь в России
Молдовская Православная Церковь (Неофициальная Зарубежная Епархия, Российской Истинно-Православной Церкви)
Единая Православная Царская Российская Церковь
Российская Православная Церковь (Александра)
Царская Православная Церковь Святой Руси
Красноярское подворье Истинно-Православной Церкви
Российская Автокефальная Православная Церковь (Варсофония)
Казачья Поместная Церковь
Истинно-православная катакомбная церковь (ершовцы)

Малые эсхатологические православные группы

Истинно Православная Церковь (Дидима)
Луганская и Донецкая епархия РПЦЗ
Истинно-Православная Церковь (Ермогена)
Русская Православная Церковь Зарубежная (Лавра)
Истинно-Православная Катакомбная Церковь (иосифлиане)
Российская Православная Кафолическая Церковь ("даниловцы")
Российская Православная Кафолическая Церковь ("мечевцы")
"Ярославская автокефалия"
Временный высший церковный совет (григориане)
Чувашская автокефальная национальная православная церковь
Истинно православные христиане Беспаспортные
Российская Истинно-православная церковь
Русская Истинно-Православная церковь, Нижегородская епархия
Российская Истинно-православная церковь (Амвросия)
Патриархия Российской Истинно-Православной Катакомбной Церкви (Дамиана)

Греческие старостильники

Истинно Православная Церковь Греции (матфеиты-николаиты)
Истинно Православная Церковь Греции (матфеиты-григориане)
Истинно Православная Церковь Греции (матфеиты-кирикиты)
Церковь Истинно-Православных Христиан Греции (флориниты-киуситы)
Церковь Истинно Православных Христиан Греции и Заграницей (флориниты-каллиникиты)
Старостильная Православная Церковь Греции (авксентьевцы)
Церковь Истинно-Православных Христиан Греции (флориниты-акакиане)
Святая Православная Церковь Северной Америки
Синод митрополита Христофора Месогейского
Истинно Православная Церковь Греции (авксентьевцы-иаковиты)
Автономная Православная Митрополия Аквилеи, Западной Европы и Канады (Миланский Синод)
Митрополия Авлона и Беотии
Греческая Миссионерская Православная Архиепископия Америки
Традиционная Православная Церковь Греции и Диаспоры
Священный Синод Старого Календаря Греции и всея Эллады
Истинно-православная церковь Греции
Малые группы греческих старостильников

Церковь Истинно Православных христиан Греции (единая — до 1937)
Церковь Истинно Православных христиан (флориниты)
Старостильная Православная Церковь Греции (Геронтия)
Греческая Церковь Истинно-Православных Христиан (флориниты-каллистовцы)
Истинно Православная Церковь Греции (Синод Афанасия)
Автокефальная Греческая Православная Церковь Америки и Канады
Греческая Православная Церковь — Священный Синод Противостоящих

Прочие старостильные церкви

Румынская Православная Церковь Старого календаря
Румынская Истинная (Старостильная) Православная церковь
Ассоциация Христианская Православная Церковь Румынии
Истинно-Православная Церковь Румынии
Болгарская Старостильная Православная Церковь
Старостильная Православная Церковь Кипра
Сербская Истинно-Православная Церковь
Католическая Православная Церковь Португалии
Православная Церковь Латинской Америки

Украинские церкви

Украинская Православная Церковь — Киевский Патриархат
Украинская Автокефальная Православная Церковь
Украинская Автокефальная Православная Церковь (обновленная)
Украинская Автокефальная Православная Церковь Соборноправная — Северной и Южной Америк
Украинская Православная Церковь Киевская Митрополия
Украинская Православная Церковь в Америке
Украинская Апостольская Православная Церковь
Украинская Автономная Православная Церковь Львова
Украинская Автокефальная Православная Церковь (Василия)
Украинская Автокефальная Православная Церковь Соборноправная (арх.Александра)
Святая Украинская Православная Церковь в Изгнании
Украинская Автокефальная Православная Церковь — Митрополия Объявления — Новопечерский Монастырь
Украинская Автокефальная Православная Церковь Северной и Южной Америки
Истинно Православная Церковь — Слобожанская Архиепископия
Истинно-Православная церковь (Исаакия)
Святая Соборная Апостольская Церквь – Киевская Митрополия
Апостольская Греко-Православная Церковь Украины
Украинская Автономная Истинно-Православная Церковь
Украинская Автокефальная Православная Церковь — За границей

Украинская Автокефальная Православная Церковь (Первая генерация)
Украинская Автокефальная Православная Церковь (Вторая генерация)
Украинская Автокефальная Православная Церковь (Третья генерация)
Братское объединение украинских автокефальных православных церквей (Лубенский раскол)
Украинская Автокефальная Православная Церковь в Европе
Украинская Автокефальная Православная Церковь в эммиграции
Украинская православная церковь (приход Шиприкевича)
Украинская Автокефальная Православная Церковь (Соборноправная)
Украинская Автокефальная Православная Церковь Соборноправная (Бачинского)
Украинская Автокефальная Православная Церковь Соборноправная — Святой Синод Запада
Автономная Истинно Православная церковь Украины
Украинская Истино-Православная Церковь (Святой Софии Премудрости Божьей)

Украинская Византийская Пометсная Церковь

Белорусские церкви

Белорусская Автокефальная Православная Церковь (две ветви)
Белорусская Автокефальная Православная Церковь в Америке
Греко-православные приходы на Беларуси
Белорусская Православная церковь в изгнании
Американский Всемирный Патриархат

Непризнанные национальные автокефалии

Хорватская Православная Церковь
Турецкая Православная Церковь
Македонская Православная Церковь
Черногорская Православная Церковь
Альтернативный Синод Болгарской Православной Церкви
Альтернативный Синод Болгарской Православной Церкви (Гервасия)
Истинно Православная церковь Болгарии
Абхазская православная церковь
Апостольская Католическая Православная Церковь (Португалия)
Православная церковь Италии
Православная церковь Италии (Иринея)
Свободная Сербская Православная церковь в Австралии
Православная церковь Европы
Епархия Рашко-Призренская и Косово-Метохийская
Автокефальная Греческая Православная Церковь Америки и Австралии
Автономная Митрополия Православных Христиан Старого Календаря в Италии
Православная Митрополия Классиса и Западной ЕвропыИвановская автокефалия
Греческая Восточная Венгерская Православная Церковь
Апостольская Церковь Израиля
Испанская восточная церковь

Американские независимые православные церкви

Бывший экзархат Александрийской патриархии в США
Российская Православная Автономная Церковь в Америке
Автокефальная Святая Восточная Православная Архиепархия Америки
Объединенная Американская Православная Католическая Церковь
Итало-Греческая Православная церковь в Америке и Канаде
Сиро Русская Православная Католическая Церковь
Православная церковь Канады
Автокефальная Греческая православная церковь Америки
Русская Православная Катакомбная Церковь в Латинской Америке
Православный Синод Старого Календаря в Диаспоре
Православная Американская церковь
Автономная Православная Митрополия Северной и Южной Америки и Британских островов
Католическая Апостольская Константинопольская Церковь
Греческий Православный Патриархат Эфеса и Всей Америки
Старославный патриархат

Сербская свободная Православная Церковь
Независимая Болгарская епархия в Америке
Американская православная католическая церковь
Автокефальная Греческая Православная Церковь Америки и Канады
Объединенная Православная Церковь Америки (Украинская)
Русская Христова Народная Церковь
Святая Восточная Православная Католическая и Апостольская епархия Америки
Архиепархия Бруклина и Нью-Джерси
Епархия Небраски

Православные епископы, не входящие в какую-либо юрисдикцию

Глава православной церкви в мире


№ 1 / 1994

А. ДВОРКИН

СОВРЕМЕННЫЕ ПРАВОСЛАВНЫЕ ЦЕРКВИ
(СПРАВКА)

     Православная Церковь не имеет единого юридического и духовного главы. Православная Церковь верует в духовное равенство (по сану) всех епископов, возглавляющих свои епархии и решающих все общие вопросы соборно. В зависимости от важности вопросов, их решает либо поместный, либо Вселенский собор. На поместных соборах обычно председательствует первоиерарх — епископ (он может носить титул Архиепископа, Митрополита или Патриарха) столичного или исторически важнейшего в стране города, являющийся Предстоятелем поместной Церкви, первым среди равных ее епископов.
     В настоящее время Православная Церковь состоит из 15 поместных автокефальных церквей и трех автономных церквей. (Автокефальной называется Поместная Церковь, сама избирающая своего предстоятеля; автономной называется Церковь, пользующаяся широким самоуправлением).

     1. Константинопольский Патриархат. Предстоятель: Святейший Варфоломей, Архиепископ Константинополя, Нового Рима, Вселенский Патриарх. Резиденция — Истанбул. По сравнению с Х в., когда в юрисдикцию Вселенского Патриарха входило 624 епархии, сейчас она значительно уменьшилась в размерах. В нее входят 4 митрополии в Турции, Крит и ряд островов Эгейского архипелага, а также, чисто номинально, епархии Северной Греции и все канонические епархии греков, проживающих в рассеянии в Западной Европе, Северной и Южной Америке, в Австралии и Новой Зеландии; ряд русских, украинских и карпаторосских эмигрантских епархий; Афонский полуостров, автономная Церковь Финляндии. Самая крупная в Западной Европе русская православная группировка, так называемая Парижская Архиепископия, или "Евлогианская Церковь" (по имени ее первого предстоятеля митрополита Евлогия), также принадлежит Вселенскому Патриархату. Богослужения неподвижного круга (т.е. праздников, приходящихся на определенную дату) в большинстве епархий, входящих во Вселенский Патриархат, совершаются по григорианскому (новому) календарю. Исключение составляет Святая гора Афон и ряд приходов Парижской русской Архиепископии. Богослужебные языки: византийский греческий и национальные языки эмигрантских епархий.
     Автономная Финляндская Православная Церковь. Предстоятель: Высокопреосвященный Иоанн, Архиепископ Карельский и всея Финляндии. Она состоит из трех епархий. Богослужебные языки: финский и карельский.

     2. Александрийский Патриархат. Предстоятель: Блаженнейший Парфений Ш, Папа и Патриарх Александрийский и всея Африки, Судия Вселенной. Резиденция — Александрия Египетская. В Патриархат входят 9 митрополичьих округов во всей Африке. Активная миссионерская работа ведется в таких африканских странах, как Уганда, Кения, Гана и др. Богослужения неподвижного круга совершаются по григорианскому календарю. Богослужебные языки: византийский греческий и национальные языки африканских народов, обращенных в Православие. В ЮАР наряду с греческим используются английский язык и африкаанс.

     3. Антиохийский Патриархат. Предстоятель: Блаженнейший Игнатий IV, Патриарх Великой Антиохии и всего Востока. Резиденция — Дамаск. В его юрисдикцию входит 10 митрополий в Сирии и Ливане, а также епархии в Ираке, эмигрантская митрополия Северной и Южной Америки и эмигрантские епархии в Западной Европе. Богослужения неподвижного круга совершаются по григорианскому календарю. Богослужебный язык: арабский. В США и в Западной Европе наряду с арабским используются национальные языки.

     4. Иерусалимский Патриархат. Предстоятель: Блаженнейший Диодор, Патриарх Святого Града Иерусалима и всея Палестины. Резиденция — Иерусалим. В Патриархат входят 6 архиепископий. Патриарх и почти вся высшая иерархия Иерусалимской Церкви — греки, в то время как подавляющее большинство священства и верных — арабы. Богослужения неподвижного круга совершаются по юлианскому (старому) календарю. Богослужебные языки: византийский греческий и арабский.

     5. Русская Православная Церковь. Предстоятель: Святейший Алексий П, Патриарх Московский и всея Руси. Резиденция — Москва. По состоянию на конец 1993 г. в РПЦ было 107 архиепископов и 19 митрополитов. Каноническая территория Русской Церкви распространяется и на государства СНГ. Кроме того, в Московскую Патриархию входит несколько эмигрантских епархий в Западной и Центральной Европе и в Северной и Южной Америке. В состав РПЦ также входят автономная Украинская Православная Церковь, возглавляемая Блаженнейшим Владимиром, Митрополитом Киевским и всея Украины, и автономная Японская Православная Церковь, возглавляемая Высокопреосвященнейшим Феодосием, Митрополитом Токийским и всея Японии. Богослужения неподвижного круга совершаются по юлианскому календарю. Богослужебные языки: церковно-славянский и языки народов, обращенных российскими миссионерами. Православное население Молдавии и стран Балтии также пользуется местными языками.

     6. Грузинская Православная Церковь. Предстоятель: Святейший и Блаженнейший Илья П, Католикос-Патриарх всея Грузии, Архиепископ Мцхетский и Тбилисский. Резиденция — Тбилиси. К недавнему времени Грузинская Церковь состояла из 15 епархий. Ее территория практически совпадает с территорией республики Грузия. Богослужения неподвижного круга совершаются по юлианскому календарю. Богослужебный язык: старогрузинский. Ряд приходов использует церковно-славянский, греческий и др. языки.

     7. Сербская Православная Церковь. Предстоятель: Святейший Павел, Архиепископ Печский, Митрополит Белградо-Карловацкий, Патриарх Сербский. Резиденция — Белград. Церковь имеет 28 епархий, из которых 21 в пределах бывшей Югославии, а 7 за ее рубежами: в США, в Канаде, в Центральной и Западной Европе и в Австралии. Богослужения неподвижного круга совершаются по юлианскому календарю. Богослужебные языки: церковно-славянский и сербский. В некоторых приходах в странах рассеяния используются и местные языки. До недавнего времени в США существовала "Дионисиевская" сербская епархия, считавшая себя независимой, обвинявшая Сербский Патриархат в сотрудничестве с коммунистическими властями и не имевшая с ним евхаристического общения. Несколько лет назад состоялось примирение и "дионисиевцы" вернулись в лоно матери-Церкви.
     Также канонической частью Сербской Церкви является самопровозглашенная "Автокефальная Македонская Православная Церковь". Ее решение об автокефалии не было признано ни одной из поместных православных Церквей, что делает невозможным сослужение с ее иерархами и священниками. Однако православным мирянам не возбраняется участвовать в таинствах Македонской Церкви. Предстоятелем Македонской Церкви является Архиепископ Скопльский и всея Македонии. В нее входит 6 епархий, одна из которых состоит из македонских приходов в странах рассеяния (т. наз. Американо-Канадская-Австралийская епархия). Богослужения неподвижного круга совершаются на церковно-славянском и македонском языках.

     8. Румынская Православная церковь. Предстоятель: Блаженнейший Феоктист, Патриарх Всея Румынии, Наместник Кесарии Каппадокийской, Митрополит Унгро-Влахийский, Архиепископ Бухарестский. Резиденция — Бухарест. Территориально границы Румынского Патриархата практически совпадают с границами Румынии. Он делится на 5 митрополий, в состав которых входит 12 епархий. Имеются также Западно-Европейская и Северо-Американская епархии. Богослужения неподвижного круга совершаются по григорианскому календарю. Богослужебный язык: румынский.

     9. Болгарская Православная Церковь. Предстоятель: Святейший Максим, Патриарх Болгарский и Митрополит Софийский. Резиденция — София. В пределах республики Болгария Патриархат разделен на 11 митрополий (епархий). Имеются две епархии за пределами Болгарии: в Америке и в Австралии, отдельные приходы в Венгрии, Румынии, Австрии. Богослужения неподвижного круга совершаются по григорианскому календарю. Богослужебные языки: церковно-славянский и болгарский.

     10. Кипрская Православная Церковь. Предстоятель: Блаженнейший Хризостом, Архиепископ Новой Юстинианы и всего Кипра. Резиденция — Никозия. Пределы Кипрской Церкви ограничиваются о. Кипром. Вместо прежних 15 епархий Кипрская Церковь сегодня состоит из 5 митрополий и 1 Архиепископии. Богослужения неподвижного круга совершаются по григорианскому календарю. Богослужебный язык: византийский греческий.

     11. Элладская Православная Церковь. Предстоятель:Блаженнейший Серафим, Архиепископ Афинский и всея Эллады. Резиденция — Афины. Административно Церковь разделяется на 77 епархий. Иерархи подразделяются на иерархов Элладской Церкви (митрополии в "Старой Греции") и иерархов Вселенского престола (на так называемых "новых территориях", вошедших в состав Греции в начале века). Большая часть островов Эгейского и Критского морей находится в юрисдикции Вселенского Патриархата. Богослужения неподвижного круга совершаются по григорианскому календарю. Богослужебный язык: византийский греческий.

     12. Албанская Православная Церковь. Границы ее совпадают с границами албанского государства. В 60-е годы нашего века Албанская Церковь состояла из 5 епархий (4 в Албании и одна в США). В конце 70-х годов в Албании было объявлено об окончательном искоренении всех религиозных предрассудков. Конституция 1976 г. запрещала любые религиозные организации, религиозную деятельность и пропаганду. Лишь после падения коммунистического режима началось восстановление Церкви. Ее нынешний предстоятель: Блаженнейший Анастасий, Митрополит Тираны и Дурреса, Архиепископ всея Албании. Резиденция — Тирана. Богослужения неподвижного круга совершаются по григорианскому календарю. Богослужебные языки: албанский и византийский греческий.

     13. Православная Церковь в Польше. Предстоятель: Блаженнейший Василий, Митрополит Варшавский и Всея Польши, его резиденция — Варшава. Границы митрополии совпадают с границами Польской республики. Церковь состоит из 4-х епархий. Богослужения неподвижного круга совершаются по григорианскому (в некоторых приходах по юлианскому) календарю. Богослужебные языки: церковно-славянский и польский.

     14. Православная Церковь в Чехии и Словакии. Предстоятель: Блаженнейший Дорофей, Митрополит Пражский и всея Чехии и Словакии, его резиденция — Прага. Каноническая территория Церкви занимает государства Чехия и Словакия и разделяется на 4 епархии. Богослужения неподвижного круга совершаются по григорианскому (в ряде приходов по юлианскому) календарю. Богослужебные языки: церковно-славянский, чешский и словацкий.

     15. Православная Церковь в Америке. Предстоятель: блаженнейший Феодосий, Архиепископ Вашингтонский, Митрополит всея Америки и Канады. Резиденции — местечко Сайоссет близ Нью-Йорка и Вашингтон. Это — самая молодая из поместных православных Церквей. Православие было принесено на американскую почву русскими миссионерами — валаамскими монахами, прибывшими на Аляску в 1794 г. С тех пор оно распространилось на весь американский континент. С самого начала своего существования американское православие носило мультиэтнический характер. За исключением коренных народов Аляски, обращенных русскими миссионерами (алеуты, эскимосы, индейцы-тлинкиты), Церковь состояла из эмигрантов, прибывших в Америку со всех концов православного мира: с Балканского полуострова, из Сирии, Палестины, восточных провинций Австро-Венгрии, России и т.д. Все они были объединены под священноначалием Русской Православной Церкви в Северной Америке, что признавалось законным всеми поместными православными Церквами.
     Церковь росла. В конце XIX в. большая группа карпаторосских униатских приходов, образованных выходцами из Австро-Венгрии, вернулась в лоно Православия. В связи с ростом числа православных административный центр епархии был перенесен из Новоархангельска (ныне Ситха) на Аляске в Сан- Франциско, а затем в Нью-Йорк.
     С самого начала объединяющим языком для всех американских православных был английский. Это отметил архиепископ Тихон (Белавин, впоследствии Патриарх Московский и всея Руси, канонизирован в 1989 г.), возглавлявший североамериканскую епархию с 1898 по 1907 г. Под его руководством был совершен перевод богослужебных книг на английский язык. Он также созвал Первый церковный Собор епархии, преобразовавший ее в "Русскую Православную Греко-Кафолическую Церковь в Северной Америке под юрисдикцией священноначалия от Церкви Российской".

Нынешняя ситуация грозит расколом Вселенскому Православию

К началу Первой мировой войны Церковь располагала четырьмя викариатами: Аляскинским, Бруклинским, Питтсбургским и Канадским, насчитывала 3 миссии (Албанскую, Сирийскую, Сербскую), монастырь, духовную семинарию, богоугодные заведения, школы. Эта полнота церковной жизни в Америке побудила архиепископа Тихона рекомендовать предоставление Американской Церкви широкой автономии, а затем и автокефалии.
     После октябрьского переворота в России была нарушена связь американского Православия с матерью-Церковью. Эмигрантская Церковь пока еще не имела достаточно средств для самостоятельного существования. Многие приходы обратились за поддержкой в страны своего происхождения. Именно поэтому началось совершенно неканоническое "расползание" Церкви по этническим юрисдикциям. В 1921 г. без ведома и канонического согласия Русской Церкви была учреждена в Америке греческая архиепископия Вселенского Патриархата. За ней последовали другие.
     Лишь после окончания Второй мировой войны начался, хотя и медленно, обратный процесс. С Русской Православной Греко- Кафолической Церковью воссоединилась албанская епархия, большое количество болгарских приходов, организованных в отдельную епархию, и румынские приходы, также составившие отдельную епархию. В 1970 г. фактическая самостоятельность РПГКЦ была признана Русской Православной Церковью, даровавшей ей автокефалию. Тогда Церковь приобрела свое нынешнее название: Православная Церковь в Америке.
     Сегодня ПЦА располагает 14-ю епархиями (в том числе одной Южноамериканской), Мексиканским экзархатом и благочинием в Австралии. В Церкви насчитывается более 550 приходов и около миллиона паствы. Основным богослужебным языком является английский. Кроме того, на приходах используются и другие языки, в зависимости от пожелания прихожан. За исключением Аляскинской епархии, где богослужения совершаются по юлианскому календарю, используется григорианский календарь.
     В настоящее время на территории Америки имеются следующие канонические юрисдикции: Греческая архиепископия Вселенского Патриархата (до 600 приходов): ПЦА; Антиохийская архиепископия (ок. 200 приходов) и более мелкие: Сербская архиепископия, Румынская епархия, Болгарская епархия, Карпаторосская епархия (Вселенский Патриархат) и Украинская епархия (Вселенский Патриархат). Все они имеют полное евхаристическое общение друг с другом. Все признают положение, исторически сложившееся в странах православного рассеяния, ненормальным и предпринимают совместные энергичные усилия для восстановления канонического единства.
     Кроме того, существует и ряд неканонических (т.е. не признанных ни одной Православной поместной Церковью) церковных группировок, в силу ряда причин отпавших от полноты Вселенского Православия. Из них крупнейшими являются следующие: т.наз. Автокефальная Украинская Церковь (более известная под названием "Самосвятская") с центром в Нью-Джерси и Русская Православная Церковь за рубежом (более 300 приходов по всему миру, из них не более 100 в США) с центром в Нью-Йорке. Кроме того, в США имеется несколько так называемых "старостильных" греческих группировок, имеющих все признаки сектантства. Как Русская Православная Церковь за рубежом, так и греческие "старостильники" считают, что лишь они сохранили Православие во всей его чистоте, запрещают своим сторонникам принимать участие в таинствах других православных Церквей и не допускают к таинствам членов других православных Церквей.

     16. Особое положение в семье Православных церквей занимает Синайская Церковь, состоящая из одного монастыря Св. Екатерины на Синайском полуострове и возглавляемая Архиепископом Синайским и Раифским. Он избирается насельниками монастыря и хиротонисуется Патриархом Иерусалимским. Во всех своих внутренних делах монастырь пользуется абсолютной самостоятельностью.

Центр православия?

Так может, московитяне, пусть пока и не влились в семью русского народа, были хотя бы рьяными приверженцами православия, если уж так агрессивно стали воевать за свою веру в соседней стране?

Тоже нет. Московское княжество (улус) — наследник федеративного государства Золотая Орда, где всегда терпимо относились к различным верам своих граждан. Лишь Москву XIII в. можно считать православным городом. Скорее всего, таковой долгое время оставалась Тверь. Но постепенно под влиянием ислама Владимирское княжество (Москва была тогда мелким городом) все больше превращалось в территорию, население которой исповедовало некий суррогат православия и ислама.

Москва, удобно расположившаяся в центре княжества, была удобным местом своза дани из Твери, Коломны, Суздаля и Владимира. Не зря московского князя Ивана прозвали Калита — кошелек. Москва росла на ханских деньгах, как гриб после дождя. Здесь было средоточие казны всего улуса. Князей больше волновала власть и деньги, о чем весьма справедливо и писал Ключевский, называя московских князей XIII-XIV вв. людьми «серыми и ничем не выдающимися». И они были озабочены судьбой земли русской? С утра до вечера думали о собирании русских земель?

Конечно, нет! Они о собирании денег больше думали, потому и прозвища такие получали, как Калита.

О православии в Москве никто не думал, пока не закачалась на глиняных ногах хиреющая Орда, гарант добрых отношений с Русью. Только тогда Москва сама себя объявила и искренне сочла главой православной церкви, чтобы «прописаться» в другой стране, куда как более богатой и авторитетной, чем разваливающаяся Орда.

После того как турки в XVI в. захватили Константинополь, превратив его в Стамбул, Москва объявила себя третьим Римом. Если, конечно, православными можно назвать людей, которые молились Аллаху и Иисусу одновременно, почитая второго лишь как пророка. Московская религия была уникальной смесью ислама и христианства, являя из себя вариант древнего арианства, главной религии остготов. Ариан, тем не менее, часто называли язычниками, так как ни Рим, ни Константинополь не признавали арианство. Оно же, в свою очередь, не признавало ни Рим, ни Константинополь.

Глава православной церкви — структура РПЦ

Готы почитали Христа не как Бога, но как его главного пророка. Арианство готов долгое время сохранялось в Европе, его даже называли русской верой,так как именно потомки арианских готов составляли существенную часть Полабской и Датской Руси. Арианство в самом деле было во многом похоже на ислам той поры.

Известно, что ислам возник как восточное ответвление христианства. Это была восточная ветвь православия, или протестантизм православия, как угодно. Первые мусульмане использовали чисто христианские символы — звезду и полумесяц. Как и ариане, ранние мусульмане почитали Бога (Аллаха) и его главного пророка — Магомета. Есть в исламе и пророк Исса — Иисус. Именно его христиане-ариане поставили на место Магомета.

Читая в наши дни Коран, нельзя не заметить, сколь схожа эта священная книга мусульман с Библией, в частности с Ветхим Заветом. Даже известные ныне во всем мире исламские полумесяц и звезда пришли в ислам из христианства. На гербе украинского гетмана Ивана Мазепы хорошо различимы эти символы — полумесяц и шестиконечная звезда. Хорошо они видны и на шатре польско-литовского короля Речи Посполитой Стефана Батория (1575 — 1586). Но ни король Баторий, ни гетман Мазепа не были мусульманами. Просто эти символы — христианские, забыты сейчас, ибо стали чисто исламскими. Ранние христианские символы звезды и полумесяца были распространены как в Византии, так и в Нижней Руси.

С вливанием колонии Залески в состав Золотой Орды произошли изменения и в религии бывшей киевской колонии. Ордынские ханы были достаточно демократичны по отношению к религии народов, составляющих их огромное государство. В отличие от нетерпимости москвичей даже к христианским конфессиям, ордынцы предлагали людям самим выбирать себе веру. Так мордва приобщилась к исламу, а мокош (моксель) осталась в язычестве, поклоняясь своей богине Мокошь — женщине-пауку, живущей в колодце. Мокощь — реплика древнегреческой богини Арахны, девушки, превращенной Афиной в паука, плетущей паутину судьбы.

В Москве сложилась смесь из православия и ислама, более близкая все таки исламу. Книга Афанасия Никитина «Хождение за три моря» заканчивается хвалебной молитвой:

«Во имя Аллаха Милостивого и Милосердного и Иисуса Духа Божьего. Аллах велик…».

В подлиннике:

«Иса рух оало, ааликь солом. Олло акьберь. Аилягаиля илелло. Олло перводигерь. Ахамду лилло, шукур худо афатад. Бисмилнаги рахмам ррагим. Хуво могу лези, ляляса ильлягу яалимуль гяпби ва шагадити. …рахману рагиму, хубо могу лязи…»

А ведь Афанасия Никитина мы считаем русским человеком, т. е. православным, как это ныне воспринимается в России! И имя у него типично русское, и внешность. Как же все это понимать?

Никитин — типичный московитянин. Типичный московитянин с типичной для московитянина религией и болгарским (русским) именем, которые (имена) московитяне получали при рождении согласно православным календарям, завезенным болгарскими священниками, которых обычно называли греками. Но откуда тогда взялась молитва из Корана? В XVI в. в Москве все так молились, в этом нет ничего плохого. Как не было ничего плохого в том, что женщины Московии жили в отдельных теремах и ходили, прикрыв платками лица. На христианский крест московские священники приделывали полумесяц (что и сейчас можно видеть на православных храмах России) и бились челом об пол на исламский манер. Это все, конечно, не православная культура. Это уникальная московитская культура уральских народов, представляющая собой самобытную смесь христианства и ислама, Запада и Востока. Жили бы и молились бы так и дальше, но московские цари посчитали иначе.

Более красноречиво про культуру Москвы первых двух веков после распада Орды рассказывают московские надписи. Мы уже рассмотрели арабески на шлемах московитян. Сейчас посмотрим на московитские монеты XIV-XVI вв.

На монете Дмитрия Донского 1380-х гг. арабской вязью написано:

«Султан Тохтамыш верховный хан, да продлятся его дни».

Любопытна монета, которую приводит в своей книге «Удельные, великокняжеские и царские монеты» Э. К. Гуттен-Чапский (СПб., 1875), па которой написано:

«Спаскаа монета Султана справедливого Джанибека… Аллаху! Мухаммед султан».

Монета Ивана III изображает Борака — священного коня пророка Магомета (А. А. Бычков. Киевская Русь, страна, которой не было? М.: Астрель, 2005). Монеты московских государей выдают их исламскую суть во все годы до реформ Петра.

Естественно, что такое православие не признавали греки, за что их консультант Максим Грек, пытавшийся направить московских священников на путь истинного греческого православия, угодил в тюрьму. Не признавали Москву как центр православия ни армяне, ни грузины, чье православие было куда как более древним и более каноническим. Русские православные ВКЛ считали Римского папу главным христианским священником после падения Константинополя. Главным религиозным центром русских оставался Киев, а не Москва, за что русины ВКЛ прослыли в Москве униатами.

Самое главное: в Москве нет и никогда не было Софийского собора, даюшего право быть столицей православной епархии. Таковые были и есть в Киеве, Полоцке и Новгороде, но не в Москве. Этим все сказано. В том, что в Москве до Петровских реформ мы имели нечто среднее между мусульманской и ранней христианской (арианской) религиями и почти чисто финский язык мордовских народов, нет ничего обидного или унизительного. В самом деле — самобытнейшая культура Урала с элементами Азии и Европы! Но претензии Москвы вдруг считаться «третьим Римом» понять было сложно и тогда, и сейчас!

Захват Иваном IV Новгорода сложно назвать «присоединением» или «собиранием» русских земель. Так же «непосредственно» московский государь вторгся в пределы Ливонского Ордена, что московские историки по сей день пытаются оправдать некоей «справедливой войной за исконно русские земли», за «выход к Балтийскому морю». Но на Балтике у Москвы не было ни одного города, ни одного села! У Новгорода — были. Покорив Новгород, московский царь возомнил, чю имеет право и на земли Ордена и Швеции! Усевшись явно не в свои сани, Иван IV был бит всеми державами Балтики, объединившимися, чтобы обуздать агрессора. Все, чего добился Иван, — развал Ливонского Ордена. Но земли ливонцев поделили не московитяне, а шведы, русины и датчане. Московия понесла тяжелые потери (хотя люди никогда не были ценны для московских государей — ни при царе, ни при коммунистах) и оставила все захваченные земли, потеряв и свои, ушедшие в Швецию и Литву (юрод Велиж).

То, что московский государь в Новгороде повел себя вовсе не как христианин по отношению к священнослужителям и православным святыням, доказывает то, что упорно игнорируют российские историки: Иван IV был другой веры, не важно, как она называлась. Он не был как таковым православным и русским человеком. Царь, конечно же, таковым себя считал, но этот душитель и тиран, прозванный Ужасным (Екатерина Великая приказала изменить это прозвище на Грозный), не являлся православным человеком, каковым никогда не был Андрей Боголюбский, захвативший в XII в. Киев и разрушивший его храмы. Князей, вернее, ханов Московии и Суздальской земли уже потом (в XVIII-XIX вв.) называли благозвучными именами русских православных людей, но эти люди выдают себя полностью, демонстрируя свою нехристианскую суть в отношении к православным праздникам, храмам и священникам.

Никто не говорит, что московитская религия была хуже или лучше. Она была другой,что и проявлялось во время войн. Обидно, что Москва, расправившись с этой собственной религией и культурой, упустила уникальнейший шанс быть посредником и величайшим авторитетом между христианскими и исламскими странами. И сегодня каким-то мистическим образом ситуация очень похожа. Не упустит ли свой шанс Москва на этот раз?

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *