Содержание

! Новая редакция Положения о наградах Русской Православной Церкви: основные отличия

Одним из важнейших событий церковной жизни в 2017 году стал Архиерейский собор Русской Православной Церкви. Одним из его деяний – не самым заметным, но значимым для наших читателей, стала новая редакция Положения о наградах Русской Православной Церкви. Приведем его основные отличия от предыдущей редакции.

 

Изменилась последовательность присвоения наград. Были уточнены некоторые моменты. Появились новые награды – точнее, новые требования к некоторым деталям облачения. Но – обо всем по порядку. 

Архиереи

Положением определено, что «Возведение в сан архиепископа и возведение в сан митрополита определяются местом служения. Митрополит — это архиепископ главного города митрополии и митрополит области. Архиепископ — епархиальный архиерей города и области, не входящих в митрополию». Также «Сана архиепископа и сана митрополита могут быть удостоены архиереи, несущие особо ответственные общецерковные послушания». Из приведенного следует, что любой епархиальный архиерей города и области, не входящих в митрополию, теперь автоматически удостаивается сана архиепископа.

Расширился круг представителей Священноначалия, имеющих право ношения двух панагий. Положение от 2008 года гласило, что: «Правом ношения второй панагии обладают Святейший Патриарх Московский и всея Руси, Блаженнейший митрополит Киевский и всея Украины и Высокопреосвященнейший Митрополит Токийский и всей Японии».

Согласно Положению 2017 года: «Право ношения второй панагии принадлежит в пределах их канонических уделов главам Японской Автономной Церкви, Самоуправляемых Православной Церкви в Молдове, Латвийской Православной Церкви, Эстонской Православной Церкви, Белорусского Экзархата, Митрополичьего округа в Республике Казахстан, Среднеазиатского митрополичьего округа, а также председателю Архиерейского Синода Русской Зарубежной Церкви.

Правом ношения второй панагии в пределах своего канонического удела может быть за особые заслуги удостоен митрополит».

Священство

Наибольшее число изменений коснулось отличий, присваиваемых священникам.

1.      Наперсный крест.

Ранее Положение о наградах гласило, что «Награждение наперсным крестом производится указом епархиального архиерея не ранее чем через три года после награждения камилавкой (для монашествующих — набедренником) и при сроке служения в священном сане не менее пяти лет». Между тем, на практике, священник начинал носить крест – более простой – сразу по рукоположении.

Теперь эта двусмысленность удалена: «восьмиконечный наперсный иерейский крест серебряного цвета возлагается на пресвитера при рукоположении».

Но появляется новая награда: «Право ношения наперсного креста золотого цвета. Награждение производится указом епархиального архиерея не ранее чем через четыре года после награждения правом ношения камилавки (для иеромонахов и священноиноков — не ранее чем через пять лет после награждения правом ношения набедренника)».

Эта новость особенно важна и для священников, и для церковных ювелиров: батюшкам придется обзавестись крестами золотистого цвета.

Новая редакция Положения о наградах Русской Православной Церкви: основные отличия

Интересно, что ранее в качестве наградного обычно использовали так называемый Павловский крест, изготовленный из серебра (или его имитации) и позолоченный. Теперь иереям, обладающим старинными крестами, с которых сошла позолота, видимо, придется обратиться к услугам реставраторов.

  1. Палица ранее давалась после протоиерейства, а теперь – до него: «Награждение производится указом Святейшего Патриарха не ранее чем через пять лет после награждения правом ношения наперсного креста золотого цвета. Продолжительность служения в сане пресвитера должна составлять не менее пятнадцати лет».
  2. Крест с украшениями ранее возлагался на протоиерея – старое положение гласило: «Награждение производится указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси не ранее чем через пять лет после награждения палицей» (палицу же возлагали на протоиерея, через пять лет после возведения в этот сан). Теперь «Награждение крестом с украшениями производится указом Святейшего Патриарха не ранее чем через пять лет после награждения правом ношения палицы. Продолжительность служения в сане пресвитера должна составлять не менее двадцати лет».
  1. Возведение в сан протоиерея отныне «производится указом Святейшего Патриарха не ранее чем через пять лет после награждения правом ношения наперсного креста с украшениями. Продолжительность служения в сане пресвитера должна составлять не менее двадцати пяти лет (иеромонахи и священноиноки не награждаются)». Ранее в сан протоиерея возводили до награждения крестом с украшениями и всего через десять лет служения в священном сане.
  2. В Положении появилась такая награда, как право ношения второго наперсного креста – ранее она не была предусмотрена, хотя на практике маститые протоиереи с двумя крестами встречались. Теперь «Награждение правом ношения второго наперсного креста с украшениями производится указом Святейшего Патриарха не ранее чем через десять лет после награждения правом ношения митры. Продолжительность служения в сане пресвитера должна составлять не менее пятидесяти лет».
  3. Переместилось в очередности наград и право ношения митры: ранее ее возлагали на протоиерея еще до присвоения ему права служения с открытыми Царскими вратами до Херувимской песни. Теперь Положение гласит: «Право ношения митры (для протоиереев), Возведение в сан архимандрита (для монашествующих клириков). Награждение производится указом Святейшего Патриарха за особые заслуги, но не ранее чем через пять лет после награждения правом служения Божественной литургии с отверстыми царскими вратами по «Отче наш…». Продолжительность служения в сане пресвитера должна составлять не менее сорока лет. Срок может быть сокращен в связи с назначением настоятелем кафедрального собора или наместником монастыря, священноархимандритом которого является епархиальный архиерей.

Диаконы

Коренным образом изменился статус протодиакона и архидиакона. Прежде архидиаконством отмечали за особые заслуги исключительно монашествующих диаконов, в то время, как в чин протодиакона возводили женатых носителей этого священного сана. Отныне оба чина доступны как монашествующим, так и женатым, но занимают последовательное положение:

«Возведение в сан протодиакона. Награждение производится указом Святейшего Патриарха не ранее чем через пять лет после  награждения правом ношения камилавки. Продолжительность служения в священном сане должна составлять не менее двадцати лет (монашествующие клирики не награждаются). Исключением могут быть случаи особого ходатайства епархиального архиерея перед Святейшим Патриархом о награждении старших диаконов кафедральных соборов и особо значимых обителей.

Возведение в сан архидиакона. Награждение производится по  инициативе Святейшего Патриарха независимо от продолжительности служения и предшествующих наград. Данной награды могут быть удостоены старшие протодиаконы Патриарших кафедральных соборов, старшие иеродиаконы в Лаврах, а также в особо значимых мужских ставропигиальных монастырях».

Женское монашество

Изменения коснулись не только носителей священного сана.

Теперь «За особые заслуги в трудах на благо Святой Церкви указом Святейшего Патриарха монахиня какого-либо монастыря, а также настоятельница архиерейского подворья может быть удостоена права ношения наперсного креста золотого цвета, которое сохраняется пожизненно» — ранее наперсный крест могла носить только игумения, но цвет его не регламентировался. Теперь же игумения носит только золотистый крест – либо крест с украшениями (как более высокую награду).

Ранее игумения по оставлении ею должности лишалась права ношения наперсного креста – теперь же оно сохраняется ею пожизненно.

Итак:

Богослужебно-иерархические награды для пресвитеров теперь присваиваются в следующем порядке:

  1. Право ношения набедренника;
  2. Право ношения камилавки;
  3. Право ношения наперсного креста золотого цвета;
  4. Право ношения палицы;
  5. Право ношения наперсного креста с украшениями;
  6. Возведение в сан протоиерея;
  7. Право служения Божественной литургии с отверстыми царскими вратами по «Иже Херувимы…»;
  8. Право служения Божественной литургии с отверстыми царскими вратами по «Отче наш…»;
  9. Право ношения митры (для протоиереев), возведение в сан архимандрита (для иеромонахов и игуменов);
  10. Право ношения второго креста с украшениями

Из журнала "Церковный ювелир" № 61, вышел в декабре 2017 года, русиздат.рф

 

Назад к списку

Положение о наградах РПЦ 2017

Орарь

Ора́рь – принадлежность богослужебного облачениядиакона и иподиакона – длинная широкая лента.

Диакон носит орарь на левом плече поверх стихаря, один конец спускается на грудь, другой на спину. Иподиаконы опоясываются ею по плечам крест-накрест. Диакон опоясывается своим орарем крестообразно только на литургии, после молитвы "Отче наш", приготовляя себя к принятию Святых Тайн. Возглашая моления, при словах: "Вонмем", "Благослови, Владыко" и др., — он поднимает всякий раз конец ораря тремя пальцами правой руки.

О происхождении слова орарь существуют два, не противоречащие, впрочем, одно другому, мнения. Одни возводят слово к латинскому слову oratio — "молитва". Другие — к латинскому os, oris — "рот", так как в древности диакон отирал орарем уста причащающихся. Orarium — "плат для утирания лица" — известен и в классической латыни.

В символическом толковании диаконы изображают собою херувимов и серафимов, и орарь в этом смысле символизирует ангельские крылья. Иногда па нем вышивают ангельскую песнь: "Свят, Свят, Свят".

Двойной орарь

По-другому носили традиционно орарь архидиаконы, сослужащие патриарху. Они, в отличие от диаконов, передний, более длинный конец ораря опускали с левого плеча под правую руку, опоясывали им спину, а затем вновь через левое плечо спускали вперед вниз. В России до революции правом ношения такого "двойного" ораря пользовались лишь весьма немногие протодиаконы — например, протодиакон Воскресенского собора Нового Иерусалима, поскольку служба в нем совершалась по чину иерусалимского Храма Гроба Господня.

В настоящее время двойной орарь является распространенной формой церковной награды для диаконов Русской Православной Церкви. Идея сделать его церковной наградой обсуждалась впервые в 1887 г. на страницах журнала "Руководство для сельских пастырей" известным историком и литургистом А.А.Дмитриевским. "К изменению нынешней обычной формы ораря "по подобию архидиаконского и протодиаконского" не может быть никакого препятствия, — писал он, отвечая па вопрос одного из заинтересованных читателей. — Наши епископы могут действительно награждать заслуженных диаконов этими орарями, которые почему-то присвоены у нас только архидиаконам и некоторым из протодиаконов. На Востоке вообще орарь диаконский доходит длиною до 7-ми аршин (почти 5 метров) и носится таким образом: диакон, возложив этот орарь на левое плечо, опускает его па правую сторону и, проведя под пряною рукою, снова возлагает па левое плечо и опускает конец до земли, причем смотрит, чтобы два крестика, находящиеся на ораре, лежали на его плече рядом" .

Использованные материалы

Положение о церковных наградах Московской епархии

I. Церковные награды Московской епархии (далее награды) являются формой поощрения духовенства, монашествующих и мирян за понесенные труды и заслуги перед Православием — в пастырском служении, богословской, научной и административной деятельности, возрождении духовной жизни, восстановлении храмов, миссионерских, благотворительных, социальных и просветительских трудах на епархиальном уровне.

II. К епархиальным наградам относятся:

— Грамоты Управляющего Московской епархией митрополита Крутицкого и Коломенского;

— Епархиальные медали.

1. Имеются две грамоты Управляющего Московской епархией: Благословенная и Благодарственная.

2. Епархиальные медали учреждены в соответствии с определением Священного Синода Русской Православной Церкви от 27 мая 2009 г. (журнал № 43, п. 3), в котором говорится: «Учитывая высокую значимость общецерковных наград, являющихся формой поощрения клириков и мирян за дела, имеющие общецерковное значение, и с целью награждения клириков и мирян за церковные заслуги перед епархиями Русской Православной Церкви считать полезным повсеместное учреждение епархиальных медалей трех степеней».

В Московской епархии учреждены три медали:

— «За усердное служение» трех степеней;

— «За дела милосердия» трех степеней;

— «За жертвенные труды» трех степеней.

3. Управляющий Московской епархией митрополит Крутицкий и Коломенский

— утверждает положение о грамотах и медалях Московской епархии Русской Православной Церкви и их описания;

— принимает решение о награждении грамотами и медалями Московской епархии Русской Православной Церкви;

— вручает грамоты и медали Московской епархии Русской Православной Церкви;

— благословляет викарным архиереям, ректору Коломенской Духовной семинарии, председателям епархиальных отделов, благочинным или другим лицам вручать грамоты и медали награжденным.

4. Викарные архиереи, ректор Коломенской Духовной семинарии, председатели синодальных отделов, благочинные имеют право ходатайствовать о награждении отличившихся грамотами и медалями Московской епархии Русской Православной Церкви. Порядок ходатайства о награждениях устанавливается настоящим Положением.

5. Награждаться орденами и медалями могут как отдельные лица, так и организации.

6. Грамоты и медали Московской епархии Русской Православной Церкви вручаются в торжественной обстановке. Награжденным медалью одновременно выдаются соответствующие удостоверения.

7. Повторное награждение одноименной медалью той же степени не производится.

8. Выдача дубликатов грамот и медалей допускается лишь при их утере в результате случаев, когда не было возможности предотвратить утрату. Ходатайство о выдаче награжденному дубликата грамоты или медали направляется на имя Управляющего Московской епархией митрополита Крутицкого и Коломенского лицом, имеющим право ходатайствовать о награждении грамотами и медалями Московской епархии Русской Православной Церкви, при наличии письменного прошения со стороны лица, утратившего награду.

9. Медали Московской епархии Русской Православной Церкви с удостоверениями к ним после смерти награжденного остаются у наследников для хранения как память без права ношения.

10. С согласия наследников грамоты и медали Московской епархии Русской Православной Церкви с удостоверениями к ним после смерти награжденного могут быть переданы в церковные музеи.

11. Управляющий Московской епархией митрополит Крутицкий и Коломенский может отменить решение о награждении, если выявится недостоверность или необоснованность представления к награждению.

12. Лишение грамот и медалей Московской епархии Русской Православной Церкви может быть произведено распоряжением Управляющего Московской епархией митрополита Крутицкого и Коломенского в случае совершения награжденным тяжких антицерковных и антихристианских деяний. Клирики, лишенные сана, одновременно лишаются епархиальных грамот и медалей.

13. Клирики, находящиеся под запрещением, не имеют права носить церковные ордена и медали.

14. Межнаградные сроки для грамот Московской епархии Русской Православной Церкви составляют два года, а для медалей три года.

15. Медали Московской епархии Русской Православной Церкви имеют номер, выбитый на реверсе и указываемый в удостоверении.

16. Медали Московской епархии Русской Православной Церкви располагаются на левой стороне груди, ниже общецерковных медалей и медалей других Поместных Церквей, последовательно, согласно рангу, справа налево.

17. При награждении одноименной медалью следующей степени носится на груди соответственно медаль высшей степени.

III. Положение о грамотах Московской епархии.

1. Благословенной и Благодарственной грамотой Московской епархии награждаются священнослужители, монашествующие и миряне в качестве поощрения за труды во славу Церкви.

2. Первой епархиальной наградой является Благословенная грамота.

IV. Положение о медалях Московской епархии.

1. Медали Московской епархии учреждены Указом Управляющего Московской епархии митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия в соответствии с определением Священного Синода Русской Православной Церкви от 27 мая 2009 г. (журнал № 47, п. 3).

2. Медалью «За усердное служение» награждаются священнослужители и монашествующие за особый вклад в созидание церковной жизни в Московской епархии.

Медаль имеет три степени.

На аверсе медали внутри ленты по нижнему периметру обозначено ее название. В верхней части изображение восьмиконечного креста в обрамлении лавровых ветвей. По центру девиз: В усердии не ослабевайте; духом пламенейте; Господу служите.

Новая редакция Положения о наградах Русской Православной Церкви

На реверсе по кругу надписание: Русская Православная Церковь Московская епархия, в центре графическое изображение Новодевичьего монастыря и указание номера медали.

Медаль 1 степени золотого цвета с горячей эмалью ленты (белая) и венка (зеленый) на аверсе. 2 степень — золотого цвета, 3 степень — серебряного. Имеет колодку с золотой лентой (1 степень имеет одну продольную красную полосу слева, 2 степень — две, 3 степень — три).

Медаль помещается в бархатном футляре с прозрачной крышкой. Рядом с медалью в футляре находится удостоверение, подписанное Управляющим Московской епархией митрополитом Крутицким и Коломенским, в котором указаны название медали, ее девиз со сноской на Священное Писание, степень, номер, имя награжденного и дата награждения.

3. Медалью «За дела милосердия» награждаются священнослужители, монашествующие и миряне в поощрение за усердие на ниве социального служения и благотворительности в Московской епархии.

Медаль имеет три степени.

На аверсе медали внутри ленты по нижнему периметру обозначено ее название. В верхней части изображение восьмиконечного креста в обрамлении лавровых ветвей. По центру девиз: Человек милосердый благотворит душе своей. На реверсе по кругу надписание: Русская Православная Церковь Московская епархия, а в центре графическое изображение Новодевичьего монастыря и номер медали.

Медаль 1 степени — золотого цвета с горячей эмалью ленты (голубая) и венка (зеленый) на аверсе. 2 степень — золотого цвета, 3 степень — серебряного. Имеет колодку с голубой лентой (1 степень имеет одну продольную красную полосу слева, 2 степень — две, 3 степень — три).

Медаль помещается в бархатном футляре с прозрачной крышкой. Рядом с медалью в футляре находится удостоверение, подписанное Управляющим Московской епархией митрополитом Крутицким и Коломенским, в котором указаны название медали, ее девиз со сноской на Священное Писание, степень, номер, имя награжденного и дата награждения.

4. Медалью «За жертвенные труды» награждаются миряне, внесшие особый вклад в возрождение епархиальных святынь, а также в развитие той или иной формы общественного служения Церкви в Московской епархии.

Медаль имеет три степени.

На аверсе медали внутри ленты по нижнему периметру обозначено ее название. В верхней части изображение восьмиконечного креста в обрамлении лавровых ветвей. По центру девиз: «Плод добрых трудов славен». На реверсе по кругу надписание: Русская Православная Церковь Московская епархия, а в центре графическое изображение Новодевичьего монастыря и номер медали.

Медаль 1 степени — золотого цвета с горячей эмалью ленты (красная) и венка (зеленый) на аверсе. 2 степень — золотого цвета, 3 степень — серебряного. Имеет колодку с красной лентой (1 степень имеет одну продольную золотую полосу слева, 2 степень — две, 3 степень -три).

Медаль помещается в бархатном футляре с прозрачной крышкой. Рядом с медалью в футляре находится удостоверение, подписанное Управляющим Московской епархией митрополитом Крутицким и Коломенским, в котором указаны название медали, ее степень и номер, имя награжденного и дата награждения.

V. Порядок представления к наградам Московской епархии Русской Православной Церкви.

1. Награждения приурочиваются к значимым событиям в жизни епархии: освящению храмов или церковных строений, юбилеям, общеепархиальным мероприятиям, а также к Пасхе Христовой и, в отдельных случаях, к престольным праздникам.

2. Направлять прошения Управляющему Московской епархией митрополиту Крутицкому и Коломенскому о награждении епархиальными наградами имеют право лица, указанные в п. II. 4 настоящего Положения.

3. Прошения подаются не позднее чем за 1 месяц до предполагаемого награждения.

4. В прошении следует указывать фамилию, имя и отчество представляемого к награде, его дату рождения, должность (если трудится в церковной организации — указать стаж работы), заслуги перед Церковью, уже имеющиеся епархиальные награды и даты награждения, а также испрашиваемую награду.

5. Награждение осуществляется сначала грамотами, затем медалями, начиная от низшей степени.

Заслуги священнослужителей Русской Православной Церкви поощряются разнообразными наградами, каждая из которых имеет свою историю и свое символическое значение. Система этих награждений достаточно сложна, так как возникали они в разное время, иногда при посредстве светской власти, изменяя, зачастую, свой первоначальный вид. Иерархия Православной Церкви состоит из трех ступеней: диаконской, пресвитерской и епископской. Поэтому священнослужители могут быть поощрены только присущими своему иерархическому уровню наградами.

Первой наградой для диаконов Русской Православной Церкви является двойной орарь. В древней церкви это был плат, надевавшийся на плечи и служивший принадлежностью всех христиан во время молитвы, как подражание еврейскому обычаю пользоваться во время молитвы покрывалом — талесом. Некоторые историки предполагают, что эта одежда имеется в виду в Апокалипсисе, когда говорится о старцах, молитвенно простершихся перед Агнцем и имевших на себе "ризы белы" (Откр.

Награды Русской Православной Церкви

4, 4).

Следующей наградой для женатых диаконов является возведение в сан протодиакона. Иеродиаконы, то есть диаконы-монахи, возводятся в сан архидиакона. В сан архидиакона в исключительных случаях может быть возведен и женатый протодиакон. Протодиаконы могут быть награждены камилавкой.

Первой наградой для священника (иерея, пресвитера, иеромонаха) является набедренник, продолговатый прямоугольный плат с нашитым крестом, который носится во время богослужения на правом бедре и символизирует духовный меч Слова Божьего. В Русской Церкви набедренник известен с XVI столетия; в качестве награды стал употребляться в средине XIX века.

Второй наградой белого священника является скуфья фиолетового цвета. Вообще, скуфья — головной убор, обычно, темного цвета, который имеют право носить все священно- и церковно-служители вне богослужения. Фиолетовая скуфья — награда священника; она надевается во время богослужения как часть облачения и должна сниматься в некоторые наиболее возвышенные моменты церковной службы.

Следующей наградой для белого священника является камилавка также фиолетового цвета. Первоначально это была простая шапка из верблюжьей шерсти, которая постепенно приняла форму расширяющегося кверху цилиндра. Черную камилавку имеют право носить все монахи. Фиолетовая является наградой для священников и надевается во время богослужения. Иногда священники изготавливают камилавки не только фиолетового цвета, но и красные, синие, лиловые и даже зеленые под цвет облачения, в котором совершают богослужение; это считается вполне допустимым.

Следующей наградой для иерея является наперсный крест, называемый в просторечии "протоиерейским", "золотым" или "павловским" крестом. Эта награда была учреждена императором Павлом в 1797 г. как знак отличия, выдаваемый для протоиереев и заслуженных священников: это были четвероконечные серебряные позолоченные кресты. Современный наперсный крест является видоизмененным "павловским" крестом.

Восьмиконечный крест, который вручается каждому священнику при его рукоположении, не является наградой, а служит принадлежностью иерейского сана. Эти кресты учреждены указом императора Николая II в 1896 г. в память о его коронации. До 1896 г. рядовые священники Русской Православной Церкви наперсных крестов не носили. Исключение составляли бронзовые наперсные кресты, учрежденные в память Отечественной войны 1812 г. и Крымской войны 1854-1856 гг., которые носили все священнослужители от рядового священника до митрополита.

Высшей наградой для белого священника является возведение в сан протоиерея; в старину на Руси он назывался протопопом. Иеромонахи возводятся в сан игумена, а игумены — в сан архимандрита. Одежда архимандрита отличается так называемыми скрижалями, нашитыми на четыре угла мантии.

Первой наградой для протоиерея является палица. Первоначально она была непременным элементом архиерейского облачения, впоследствии в качестве награды стала выдаваться заслуженным протоиереям. Палица носится там, где ранее носился набедренник, который при этом переносится на левую сторону.

Следующей наградой для протоиереев является "крест с украшениями". Первоначально он также был принадлежностью архиерейского сана, заменив в XVIII столетии кресты-энколпионы, в которых хранились мощи и другие святыни. Энколпионы, изготовленные из меди, серебра или золота, могли носить даже миряне. Драгоценные энколпионы носили цари и митрополиты. В 1842 г. императрица Елисавета Петровна наградила драгоценным наперсным крестом своего духовника протоиерея Феодора Лубянского. Такие же награды щедро раздавала полюбившимся протоиереям и священникам императрица Екатерина II. С 1820 г. за особые заслуги придворных и служащих за границей, а также просто заслуженных протоиереев и священников, стали награждать литыми золотыми крестами, украшенными бриллиантами и другими камнями из Кабинета Его Величества. Впоследствии священнослужителям, награжденным "кабинетными" крестами, было разрешено принимать драгоценные кресты с украшениями от благодарных прихожан. Наперсными крестами особого вида с 1808 г. награждались священники, имевшие ученую степень доктора богословия. Магистры носили небольшой серебряный крест в петлице рясы. С 1884 г. такими же крестами стали награждаться кандидаты богословия.

Следующей после креста с украшением наградой для протоиерея является митра, которая также является принадлежностью архиерейского сана. Отличие состоит только в том, что протоиерейская митра не имеет креста, которым увенчана митра архиерейская. Для архимандритов с 1667 г., так же как для епископов, митра не является наградой, а служит непременной частью облачения. Митра, известная с глубокой древности, изменилась более других частей облачения. Первоначально это была повязка, изображавшая кидар ветхозаветного первосвященника и символизировавшая терновый венец Спасителя. Первоначально в России крестом увенчивались только две митры: московского митрополита Филарета и Санкт-Петербургского — Исидора. Затем митры с крестами в навершии стали надевать все митрополиты в отличие от епископов и архиепископов. В конце XX столетия крест появился на митрах всех архиереев без исключения.

Наградой для митрофорных протоиереев является право служения Божественной литургии с отверстыми Царскими вратами до Херувимской песни, а для тех, кто это право уже имеет, — с отверстыми Царским вратами до "Отче наш". Эта награда приближает богослужение к архиерейской службе.

Высшим признанием заслуг протоиерея является награждение вторым крестом с украшением, после чего он может быть возведен в сан протопресвитера.

Менее всего наград предусмотрено для высшего иерархического уровня Церкви — епископата. Признание заслуг епископа выражается в возведении в сан архиепископа; архиепископ может быть возведен в сан митрополита. Архиепископы и митрополиты носят на клобуках кресты, которые в прошлом были бриллиантовыми. Митрополит носит мантию голубого цвета, в то время как епископы и архиепископы облачаются в фиолетовые мантии. Кроме того, кафедра архиепископов и митрополитов на одну ступень выше, чем епископская кафедра. Все это, впрочем, не является наградами, а составляет знаки отличия.

В Российской Империи с конца XVIII столетия священнослужители наряду с мирянами могли быть представлены к государственным наградам. Священнослужители достаточно часто награждались государственными орденами в соответствии со статутом каждого ордена. В настоящее время существуют особые церковные ордена и медали, которыми могут быть награждены как священнослужители, так и миряне Русской Православной Церкви. В настоящее время существует одиннадцать церковных орденов:

1. Орден святого равноапостольного князя Владимира 3-х степеней, учрежден в 1958 г.

2. Орден преподобного Сергия Радонежского 3-х степеней, учрежден в 1978 г.

3. Орден святого апостола Андрея Первозванного, учрежден в 1988 г.

4. Орден святого благоверного князя Даниила Московского 3-х степеней, учрежден в 1988 г.

5. Орден святой равноапостольной княгини Ольги 3-х степеней, учрежден в 1988 г.

6. Орден святого мученика Трифона 3-х степеней, учрежден в 1995 г.

7. Орден святителя Иннокентия, митрополита Московского, 3-х степеней, учрежден в 1996 г.

8. Орден святого благоверного царевича Димитрия Угличского, учрежден в 1997 г.

9. Орден святителя Макария, митрополита Московского, учрежден в 2001 г.

10. Орден преподобного Андрея Рублева 3-х степеней, учрежден в 2001 г.

11. Орден преподобного Серафима Саровского 3-х степеней, учрежден в 2004 г.

Клирики и миряне могут быть награждены медалями, входящими в капитул соответствующих орденов: преподобного Сергия Радонежского 2-х степеней, преподобного Андрея Рублева, благоверного князя Даниила Московского, равноапостольной княгини Ольги, святителя Иннокентия Московского, преподобного Серафима Саровского.

Кроме того, Украинская Православная Церковь Московского Патриархата учредила два ордена: преподобных Антония и Феодосия Киево-Печерских и преподобного Нестора Летописца, а Белорусская Православная Церковь — орден Креста преподобной Евфросинии Полоцкой.

Высшей наградой является орден апостола Андрея Первозванного, что соответствует положению одноименного ордена среди государственных наград Российской Федерации. Статут некоторых орденов предусматривает награждение за заслуги в каком-то одном направлении церковной деятельности. Так, например, орденом святителя Иннокентия награждаются священнослужители и миряне за заслуги в миссионерском служении; орденом святителя Макария отмечаются заслуги в области церковной науки. Орден святой равноапостольной княгини Ольги предназначен для награждения женщин.

Награды Русской Православной Церкви

До 1917 года Русская Православная Церковь была частью государства, поэтому награды для монашествующего и белого духовенства являлись составной частью наградной системы Российской империи. Правила и порядок награждения православного духовенства, узаконенные императором Павлом I, неукоснительно соблюдались до Октябрьской революции. Что же касается чисто церковных наград, то они в Русской Православной Церкви сохранились и в настоящее время. Лица духовного звания (не ниже священника) за служебные и другие заслуги награждаются знаками отличия в порядке постепенности награды: каждая последующая вручается только через 3 года после получения предыдущей.

Орден Преподобного Сергия Радонежского

Первой наградой священникам за их усердное продолжительное служение церкви являлся набедренник – продолговатый прямоугольный плат, который привешивали за два угла к ленте, носимой через плечо. Прямоугольная форма набедренника символизирует Четвероевангелие и знаменует собой меч духовный, который есть Слово Божие. Об этом сказано в послании апостола Павла к Ефесянам (6, 10—17):

Наконец, братья мои, укрепляйтесь Господом и могуществом силы Его. Итак станьте, препоясав чресла ваши истиною и облекшись в броню праведности, и обув ноги в готовность благовествовать мир; а паче всего возьмите щит веры, которым возможете угасить все раскаленные стрелы лукавого; и шлем спасения возьмите, и меч духовный, который есть Слово Божие…

Набедренник в виде плата, как пишет сотрудник Исторического музея С.С. Левин, – явление русское, в греческой церкви таких набедренников не было. Как награду его ввел в середине XVIII века московский архиепископ Платон. Набедренник носится на правом бедре, и при награждении им читаются стихи псалма (44, 4–5), как и при посвящении в рыцари.

Препояшь Себя по бедру мечем Твоим, Сильный, славою Твоею и красотою Твоею,

И в сем украшении Твоем поспеши, воссядь на колесницу ради истины и кротости и правды, и десница Твоя покажет Тебе дивные дела.

Меч духовный знаменует собой и палица, так как пастырь всегда должен быть вооружен Словом Божиим. Этим оружием священники вооружаются против всякой ереси, нечисти и вообще всего греховного и порочного. Русская палица представляет собой квадратный плат с изображением креста и духовно означает еще и край того полотенца, которым Иисус Христос отирал ноги своим ученикам. Поэтому в греческой церкви палица была принадлежностью архиереев, являющих собой образ Христа – небесного Архиерея. В Русской Православной Церкви она была в основном принадлежностью епископов, а с 1797 года по указу Павла I стала наградой для архимандритов, которые носили ее с правой стороны бедра, а набедренник в этом случае перевешивался на левую сторону.

Следующей по очереди и по значению наградой была скуфья (по-гречески «покрывало, наряд») – головной убор священнослужителей обычно черного цвета. Бархатная фиолетовая скуфья дается в награду: ее надевают и во время богослужения, и вне его. Сначала награждали ею в основном в западноукраинских землях, где была почти неизвестна камилавка – следующая награда, выдаваемая священникам.

Первоначально камилавка была шапкой из верблюжьего волоса, которую носили на Востоке, чтобы предохранить голову от солнечных лучей. Когда камилавка стала частью одежды духовных лиц, она несколько изменилась по форме и стала представлять собой немного расширенный кверху цилиндр без полей. В России камилавки стали употребляться с середины XVII века, что вызвало немало нареканий со стороны старообрядцев. В награду для священнослужителей она превратилась по указу Павла I, ее стали делать из фиолетового бархата, и священники надевают ее в основном во время богослужения.

После камилавки следующей наградой являлся наперсный крест, который установил в 1797 году Павел I для протоиереев и священников, так как до этого времени право носить его имели только епископы. Серебряный или позолоченный крест с распятием (Синодальный) священники носили на груди (на персях) поверх рясы или фелони.

После Синодального из кабинета Его Величества выдавался золотой крест, богато украшенный и увенчанный короной. Этот четырехконечный наперсный крест с удлиненным нижним концом являлся знаком особой монаршей милости: им награждали заслуженных иереев за долголетнее беспорочное служение церкви. На лицевой стороне такого креста имелось рельефное Распятие, а с обратной стороны на нем была сделана надпись: «Пресвитеру, дающему образ верным словом и житием. Установлен в благочестивое царствование великого государя императора Павла 11797 г. декабря 18». Крест носили на цепи из круглых плоских звеньев, соединенных мелкими двойными кольцами.

Кабинет Его Императорского Величества иногда награждал наперсным крестом на Георгиевской ленте полковых священников. Например, священник Полоцкого пехотного полка Т.Е. Куцынский за героизм, проявленный при штурме Измаила в 1790 году, получил осыпанный бриллиантами наперсный крест на Георгиевской ленте, 500 рублей единовременно и ежегодную пенсию в 300 рублей.

К 300-летию дома Романовых для духовенства был учрежден наперсный крест, покрытый разноцветной эмалью с каплевидными подвесками внизу.

После награждения наперсными крестами следовало вручение митры. У древних римлян митра была женским чепчиком из плотной материи: сзади чепчик свешивался в виде мешка, в который укладывались волосы. В греческой церкви митра представляла собой нечто вроде головной повязки и являлась принадлежностью епископа. В России с 1667 года митры – золотые и серебряные шапки – стали жаловаться архимандритам, а с царствования Петра I и белому духовенству (протопресвитерам и протоиереям). Митра патриаршая с крестом наверху жаловалась духовным лицам в сане не ниже митрополита. Митра знаменует собой терновый венец, который был возложен на голову Спасителя во время его крестного пути на Голгофу.

В 1797 году по указу императора Павла I духовенство было принято в состав «Российского Кавалерского Общества», что дало ему право получать светские ордена и медали Российской империи.

Положение о наградах Великолукской епархии Русской Православной Церкви

Только в отличие от кавалеров-мирян награжденные священнослужители назывались «Высочайше сопричисленными к жалуемому им Ордену». Но православные священнослужители поначалу были совсем не в восторге, что теперь их могут награждать светскими орденами, и митрополит Московский Платон даже возмущенно заявлял: «Желаю умереть архиереем, а не кавалером». Митрополит Гавриил наотрез отказался получать пожалованный ему Павлом I католический Мальтийский крест, что впоследствии стало причиной его опалы.

Со временем отношение духовенства к светским наградам изменилось, и уже при императоре Павле I удостоились орденов Андрея Первозванного и Александра Невского митрополит Санкт-Петербургский и Новгородский Амвросий и митрополит Московский Платон.

К наградам Русской Православной Церкви относится еще и панагия (от греческого слова «panagia» – Всесвятая). Первоначально так называлась часть просфоры в честь Богоматери, которую в особом ящичке (панагиаре) переносили в монастырскую трапезную. Позже панагией стали называть нагрудный знак архиереев с изображением на одной стороне Спасителя или Святой Троицы, а на другой – Богоматери. Внутри панагии иногда носили частицы святых мощей.

Впоследствии панагия превратилась в небольшую иконку Богоматери, которую стали носить на груди как знак архиерейского достоинства. На жалованных панагиях на обороте или в подвеске помещался царский портрет. К числу сокровищ Патриаршей ризницы относится панагия митрополита Дионисия, сделанная из оникса, на котором было вырезано Знамение Божией Матери. Внутри ее находятся частицы святых мощей, а также частица Животворящего Древа и частица от камня Гроба Господня.

Митрополиту Дионисию принадлежала и еще одна панагия, тоже сделанная из оникса. На нем было вырезано изображение Иоанна Лествичника, а между находящимися в панагии частями святых мощей помещались часть багряницы Спасителя и часть камня от горы Голгофы. Обе панагии были выполнены по повелению Ивана Грозного в память об убиенном им сыне.

До 1917 года как награда существовала панагия с драгоценными украшениями, которую жаловал государь. После Октябрьской революции все награды Российской империи были отменены, а православная церковь отделена от государства. Но в середине 1980-х годов Русской Православной Церковью была учреждена именная панагия, которой удостаивали митрополитов, имевших право на ношение двух панагий, и епархиальных архиереев.

В конце 1988 года по образцу высшей дореволюционной российской награды был возобновлен орден Андрея Первозванного. Нынешняя награда Русской Православной Церкви состоит из двух частей: алмазной звезды (ее носят на правой стороне груди) и орденского знака на ленте. Ленту надевают через левое плечо, а знак располагают под звездой. Церковный орден Андрея Первозванного изготовляется из серебра с позолотой и украшен искусственными драгоценными камнями.

В конце 1988 года был учрежден орден Святого благоверного князя московского Даниила, имеющий три степени. Им награждаются как духовные, так и светские лица. Орденские знаки I и II степеней, выполненные из посеребренного мельхиора, украшены искусственными драгоценными камнями и эмалью. Церковным орденом московского князя Даниила II степени награжден известный шахматист А. Карпов.

Орденом Святого равноапостольного Великого князя Владимира в настоящее время награждают духовных лиц за многолетнее служение в священном сане или за выдающиеся заслуги перед Русской Православной Церковью. За усердную педагогическую работу в духовных школах, за ученые богословские труды и другие заслуги эта награда может вручаться и церковным деятелям, не имеющим священного сана. Орденом Святого князя Владимира награждаются представители автокефальных (самостоятельных) православных церквей и представители не православных, но христианских исповеданий (например, католики и протестанты) – за общецерковные труды.

В числе наград Русской Православной Церкви есть и нагрудный знак в честь Святого равноапостольного Великого князя Владимира четырех степеней. Он вручается архиереям и священнослужителям за многолетнее служение в священном сане или за выдающиеся заслуги перед Русской Православной Церковью. Церковные деятели, не имеющие церковного сана, награждаются этим знаком «за многолетнее служение Церкви Божьей, за усердную педагогическую работу в духовной школе и ученые богословские труды».

Митра

В 1978 году был учрежден орден Святого преподобного Сергия Радонежского, который имеет три степени. Им награждаются священнослужители за церковные и миротворческие заслуги, а также государственные и общественные деятели за укрепление мира и дружбы между народами. Орденом Сергия Радонежского I степени награжден кинорежиссер Никита Михалков.

Медалью Святого преподобного Сергея Радонежского двух степеней награждаются священнослужители православия и других направлений христианства, паломники и представители общественных учреждений.

Русская Православная Церковь учредила и орден Святого мученика Трифона, имеющий три степени. Награда вручается за активную деятельность по борьбе с наркоманией, алкоголизмом и другими «вредоносными явлениями, разрушающими психическое и физическое здоровье общества». Этого ордена могут удостоиться священнослужители, церковные, государственные и общественные деятели, служащие правоохранительных органов, деятели науки, культуры и искусства, писатели, журналисты, медики, благотворительные фонды, предприниматели, способствующие «духовно-нравственному оздоровлению общества, утверждению христианских норм морали и возрождению православных традиций нравственного воспитания».

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *