Половое воспитание — это один из компонентов общего воспитания ребенка, осуществляемого как родителями, так и учителями, и медицинскими работниками. Оно включает в себя знакомство ребенка со строением человеческого тела, особенностями женского и мужского организма, анатомо-физиологическими различиями полов. Важно, чтобы оно происходило гармонично, планомерно, с учетом пола, индивидуальных и возрастных особенностей ребенка.

В последнее время широко обсуждается вопрос, в каком возрасте следует начинать и в каком формате вести беседы с ребенком на столь интимные темы. В этой связи, важно не впадать в крайности: не следует преждевременно провоцировать интерес ребенка до возникновения соответствующих вопросов, однако не стоит отмахиваться от него со словами «ты еще маленький», «подрастешь – узнаешь».

Обсуждение вопросов пола с детьми требует понимания и деликатного отношения со стороны взрослых. Важно создать доверительную атмосферу, вести беседу в естественной манере так, чтобы ребенок мог задать интересующие его вопросы. В процессе разговора с ребенком следует избегать как длинных поучительных лекций по половым вопросам, так и предоставления излишне натуралистических сведений без учета нравственного компонента. В свою очередь, на вопросы детей важно отвечать четко, с учетом возраста ребенка и в пределах возможностей его понимания.

Для младшего школьника очень характерно подражание поведению значимых взрослых людей. Таким образом, основа полового воспитания в данном возрасте – это, прежде всего, следование образцам поведения родителей. Имея возможность постоянно наблюдать пример взрослых, ежедневно выполняющих гигиенические процедуры, заботящихся о своем здоровье и здоровье близких людей, дети учатся самостоятельно ухаживать за собой, что станет основой понятия о здоровье и здоровом образе жизни уже во взрослом возрасте.

В подростковом возрасте половое и гигиеническое воспитание должно иметь практическую направленность. Важно, чтобы подростки знали, как и где покупать противозачаточные средства и средства личной гигиены, и умели ими пользоваться. В процессе беседы или просветительской лекции следует предоставлять правдивую информацию об опасности ранней беременности, СПИДе и других болезнях, передающихся половым путем. Ведь избегание «запретных тем», неуважительное отношение, оскорбительные подозрения, излишне откровенные сведения могут существенно препятствовать правильному течению процесса психосексуального развития подростка и имеют тенденцию сказываться на всей его дальнейшей жизни. (отрывок из Энциклопедии для родителей под ред. Л.С. Намазовой-Барановой, М.:ПедиатрЪ, 2017)

Если у Вас еще остались вопросы, звоните нам и записывайтесь на консультацию к психологу.

Младший школьный возраст относится к препубертатному периоду психосексуального развития. Этот возраст называют вершиной дет¬ства. Ребенок сохраняет много детских качеств — легко¬мыслие, наивность, взгляд на взрослого снизу вверх. Однако он уже начинает утрачивать детскую непосредственность в поведении, у него появляется другая логика мышления. В этот период дети переживают кризис 7 лет — это период рож¬дения социального «Я» ребенка. Те¬перь он приходит к осознанию своего места в мире обще¬ственных отношений.

Психология поведения в этом возрасте определяется интенсивной социализацией, связанной с началом обучения и отсутствием выраженного полового метаморфоза. В процессе полового воспитания детей младшего школьного возраста должны учитываться физиологические и психологические особенности.

В младшем школьном возрасте происходит развитие навыков отношения с детьми противоположного пола. Ребенок усваивает моральные и нравственные полоролевые установки: девочек нужно защищать, мальчики смелые и т.п. И для мальчиков, и для девочек это период формирования оценки себя как представителя определенного пола. Поляризация полов – естественная закономерность развития, внешне часто проявляющаяся действиями агрессивного или оборонительного порядка, которые отражают внутренний интерес к другому полу. Так, дети 7-9 лет формируют группы мальчиков и девочек. Мальчики часто считают девочек «глупыми» и «несерьезными», в то время как девочки считают мальчиков «грубыми» и «невоспитанными». Класс разбивается на два лагеря – мальчиков и девочек, измена своему лагерю осуждается и презирается.

В последнее время все чаще у девочек этого возраста приходится наблюдать мальчишески агрессивный стиль поведения, ранее проявлявшийся, и то не всегда и не у всех, а лишь в пубертатном периоде. По-видимому, здесь сказываются и акселерация, и заметное смещение половых ролей и представлений о маскулинности-фемининности в современном обществе и семье.

Возраст 9–10 лет – это период половой гомогенизации – подражания и привязанности мальчиков к отцу, а девочек к матери. Иногда переход к этому этапу происходит быстро, и изменение привязанностей ребенка особенно разительно. Возрастает интерес к «мужским» и «женским» занятиям, и роль родителей заключается в одобрении действий ребенка, свойственных его полу. В это же время важно включить ребенка в круг семейных обязанностей, например, пока папа с сыном расчищают снег у гаража, мама с дочерью готовят воскресный обед и т.п.

На этой стадии подростки делают первые шаги в романтических отношениях — начинают встречаться, держаться за руки, целуют друг друга в щеку.

До 10 лет дети растут равномерно. В начале периода полового созревания происходит пубертатный скачок роста. У девочек, как правило, половое созревание и бурный рост начинается в 10-11 лет, у мальчиков — в 12-13 лет.

На данном возрастном этапе возникает интерес к миру интимных отношений. У детей появляются эротические фантазии. Школьникам 10-12 лет хочется понять, зачем нужен презерватив или почему им запрещают смотреть эротические фильмы. Они чаще уделяют внимание сексуальной тематике в книгах, журналах, Интернете. Задача родителей – рассказать ребенку о любви между мужчиной и женщиной, о том, что физическая близость – это одна из форм проявления любви между взрослыми людьми и может привести к рождению ребенка.

Отсутствие должного внимания со стороны родителей, педагогов и врачей к половому воспитанию, преобладание мнения об асексуальности младших школьников зачастую способствуют восприятию детьми сексуальности как постыдной, запретной стороны человеческой жизни и часто приводят к тому, что половое воспитание осуществляется тайными совоспитателями.

Родителям важно помнить, что лучшее воспитание основано на личном примере, в том числе на положительном примере поведения авторитетных для ребенка взрослых. Важно также положительное эмоциональное подкрепление поведения ребенка, которое создает положительную мотивацию любому поведению, деятельности.

[ad01]

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *