Гатчинский Покровский собор (также носит название Собор Покрова Пресвятой Богородицы) — действующий православный храм, наряду с Павловским собором входит в число объектов культурного наследия РФ. Он является самым большим храмом в Ленинградской области, освященным в честь Богородицы.

Покровский собор в Гатчине имеет богатую историю: он пережил две войны, тяжелый период гонений в советские годы, закрытие и долгое восстановление.

В 2014 году собор торжественно отметил свое столетие.

Сейчас собор представляет собой величественный белоснежный храм с золотыми звездами и синими куполами, который является одной из достопримечательностей Гатчины, полюбившейся как местным жителям, так и туристам.

Внутреннее убранство храма отличается простором, красотой и большим количеством света: в ясную погоду лучи солнца проникают через большие витражные окна и оставляют на полу цветные блики. Среди церковной утвари имеются иконы и ларцы с частичками мощей святых.

По отзывам туристов и прихожан, в храме царит душевная атмосфера, праздничные службы проходят красиво и торжественно, сопровождаются пением хора.

Расписание богослужений в Покровском соборе в Гатчине

Службы в Покровском соборе проходят ежедневно. Стандартное расписание:

  • в 8:30 исповедь;
  • в 9:00 литургия;
  • в 16:30 вечерняя служба.

Молебны проводятся по воскресеньям и церковным праздничным дням.

Сам Покровский собор работает также ежедневно: с 8:00 до 19:00 по выходным, до 17:00 по понедельникам и вторникам, до 18:00 в остальные дни (среда, четверг, пятница). Для посетителей разрешена фото- и видеосъемка внутри собора.

Книжная лавка при соборе работает все дни, кроме понедельника и вторника, с 11.00 до 16.00.

История

История Покровского храма в Гатчине ведется с 1896 года, когда местный купец Кузьма Карпов отдал для подворья женского Пятогорского монастыря участок земли и двухэтажный деревянный дом: 24 июля в этом доме священником Василием Левитским, настоятелем Покровской церкви в Мариенбурге, была заложена новая временная церковь. Переоборудование помещения заняло около двух недель, после чего, в августе 1896 года, епископ Гдовский Назарий (Кириллов) осветил главный престол церкви во имя Покрова Пресвятой Богородицы, а боковой придел — во имя святого Александра Невского (в память Императора Александра III). В этом подворье разместилось около 30 сестер.

В начале XX века было принято решение о возведении на подворье новой каменной церкви, и летом 1905 года начались строительные работы. Активное участие в работах принимали жители Гатчины — многие из них помогали необходимыми материалами или денежными средствами, а также сестры Пятогорского Богородицкого монастыря.

Основная часть строительства закончилась в 1914 году, после чего храм был освещен: 8 октября — главный придел во имя Покрова Пресвятой Богородицы — епископом Нарвским Геннадием, 9 октября — южный придел во имя святого Александра Невского — благочинным монастырей архимандритом Макарием (Воскресенским), 7 декабря — северный придел во имя Николая Чудотворца — им же. Согласно архивам храма, осенью 1918 года в его подвале был освящен еще один небольшой придел, четвертый, во имя святого Иоанна Крестителя и мученицы Лидии.

Внутреннее убранство Покровского Собора, © Tommes Januarius

Первоначальное деревянное здание временной церкви было разобрано в 1915 году.

В связи с событиями, развернувшимися в стране — участием в Первой мировой войне и революцией 1917 года, некоторые отделочные работы в храме так и не были закончены, в частности снаружи его стены оставались неоштукатуренными (просто кирпичными) вплоть до 2011 года.

Монашеское подворье было закрыто в 1929 году, однако часть сестер, «сняв монашескую одежду», осталась здесь жить для обслуживания церкви. В 1938 был взят под арест настоятель церкви священник Севастьян Воскресенский (будущий священномученик), через некоторое время расстрелянный вместе с другими гатчинскими священниками. Впоследствии территория и помещения церкви были отданы под склад.

Возвращение храма православной общине состоялось только в 1990 году, на обустройство ушел год, после чего здесь провели первое богослужение. В 1996 году в подвальной части собора был открыт нижний храм, освященный во имя Иоанна Кронштадтского.

Собор Покрова Пресвятой Богородицы сегодня

На сегодняшний день в Покровском соборе работают:

  • воскресная школа для детей;
  • библейская школа для взрослых, предполагающая курс лекций по изучению Библии с возможностью обсуждения сложных вопросов экзегетики;
  • молодежный православный клуб, цель которого — объединение православной молодежи Гатчины и общение;
  • детский хор;
  • духовно-просветительский центр, который организует на территории храма различные мероприятия, в числе которых концерты, обучающие занятия (изучение церковнославянского языка, основ фотосъемки), поэтические вечера, выставки фотографий и рисунков.

Покровский собор в Гатчине на панорамах Google Maps

Как добраться до Покровского собора в Гатчине

Покровский собор находится на пересечении улиц Красная и Достоевского. В 100 метрах от собора на улице Чкалова располагается остановка общественного транспорта «Музыкальная школа», на которой останавливаются автобусы № 21, 431, 514, 517, 518, 521, 522, 523, 523а, 524, 525, 526, 527, 529, 530, 533, 536, 537, 539, 540, 542, 543, следующие из соседних городов, поселков и станций, а также маршрутное такси № 631, идущее от остановки «Бульвар Новаторов (Дачный проспект)» на юге Санкт-Петербурга.

Для тех, кто планирует приехать в храм на личном автомобиле, сделать это можно свернув с проспекта 25 Октября на Революционный переулок, а затем на улицу Красная.

Также добраться до Гатчинского Покровского собора можно, воспользовавшись услугами такси, например, одним из приложений таких компаний, как Яндекс. Такси, Uber, Gett.

Видео: Покровский храм, Гатчина

Покровская церковь в Мариенбурге

Дорогие друзья! Мы рады приветствовать Вас на сайте нашего храма — Церкви Покрова Пресвятой Богородицы в Мариенбурге!

Замечательная по своей красоте Покровская церковь в Мариенбурге построена в 1885-1888 гг. в московском стиле XVII века по проекту академика Д.И.Гримма и архитектора И.А.Стефаница. До революции церковь относилась к придворному ведомству, так как предназначалась для егерей императорской охоты. До сих пор стоят неподалеку от храма изрядно обветшавшие дома бывшей егерской слободы. Проектирование и строительство велось под непосредственным наблюдением императора Александра III, сделавшего Гатчину своей любимой резиденцией. Утверждая в 1885 г. проект, император сам указал место будущей церкви, оплатил ее строительство и украшение. В декабре того же года начались земляные работы. Через полгода фундамент был готов, и 25 мая 1886 г. состоялась торжественная закладка Покровского храма. Cтроительство шло очень быстро. На стены было израсходовано 46 тысяч красного, 20,5 тысяч облицовочного и 6,6 тысячи лекального кирпича. Из местной чернецкой плиты Петербургская мастерская К.0.Гвиди выполнила резные декоративные элементы. Всего за один год храм был вчерне выстроен и подведен под крышу. Летом 1887 г. штукатуры начали работу в интерьере, каменщики — над возведением шатра. Столичный завод Сан-Галли поставил каркасы для куполов, чугунные колонны для интерьера и 7 вызолоченных железных крестов. Колокола для звонницы отлил Мариенбургский меднолитейный завод А. С. Лаврова, пол застилали плитами, привезенными с цементно-бетонного производства В. В. Гюртлера. Для сохранности все наружные каменные детали оштукатурили, а стены покрасили под цвет кирпича. Осенью 1887 г. рабочие мебельной и столярной фабрики Е. Шрадера установили в храме высокий резной трехъярусный иконостас под «старый дуб”, местами золоченый. Образа для иконостаса написал на цинке талантливый московский иконописец Н. М. Сафонов, который осенью 1888 г. лично установил в иконостасе 24 иконы, написанные на золотом фоне масляными красками, Этот же художник исполнил два заалтарных образа. Роспись интерьера сделал в византийском стиле живописец П. Фишер. В магазине фабрики В. Е. Сытова и мастерской В. А. Мясоедова была куплена дорогая утварь из золоченого серебра и бронзы. Из Гатчинского дворца доставили бронзовое паникадило — подарок императора.

Фото из журнала «Зодчий» 1892г.

…И вот — 20 ноября 1888 г. Через месяц после чудесного спасения императорской семьи при крушении поезда у ст. Борки близ Харькова, которое всколыхнуло всю Россию, состоялось освящение в Высочайшем присутствии «церкви Покрова Пресвятой Богородицы при Императорской охоте в Егерской слободе”. Интересный отчет о нем поместила тогда столичная газета «Правительственный вестник», где отмечалось, что «церковь имеет очень красивый вид». Освящение храма, как и его закладку, совершил, «соборне с придворным гатчинским духовенством протопресвитер И. Л. Янышев в присутствии императорской семьи и свиты”. До революции настоятелями Покровского храма были протоиереи Николай Кедринский, Василий Левитский, Иоанн Орлов, Василий Бренев и Алексей Ливанский. Особенно много довелось потрудиться здесь протоиерею Василию Левитскому, который 20 лет прослужил в Гатчинском соборе и почти столько же в Покровской церкви в Мариенбурге, за алтарем которой и погребен. Великий праведник земли русской о. Иоанн Кронштадский близко знал и любил о. Василия и, по некоторым сведениям, служил с ним в престольный праздник в Мариенбургской церкви.

Покровская церковь в Мариенбурге, 1910г.

Жизнь покровской церкви в XX-м веке протекала во времена расцвета и смуты, радости и трагедий. С закрытием храма в 1932 г. все его богатейшее убранство было разграблено и уничтожено. Казалось, навсегда замолк колокольный звон, почти полвека звучавший над слободой. Грянула Великая Отечественная… Как известно, сами немцы церквей не открывали, но и не возражали, если к ним с подобной просьбой обращались жители. Такая просьба к оккупационным властям Гатчины поступила в 1942-м, и Покровский храм был открыт. В нем временно соорудили иконостас, а иконы и утварь из разных мест собрали верующие. Мариенбуржцы упросили стать священником о. Василия Апраксина, работавшего после шестилетней ссылки на светской службе в г Пушкине. После освобождения Мариенбурга от немцев о. Василий еще год спокойно прослужил в Покровском храме. В 1945 г., накануне праздника Благовещения, его снова арестовали. Вернувшись из заключения в возрасте 70 лет, он был реабилитирован, но смог работать только регентом в Мариенбурге, а с 1956 г. – в Павловском соборе Гатчины. После Великой Отечественной войны в возрождаемой церкви более всех потрудился протоиерей Петр Белавский (умер в 1983 г.), рукоположенный во иерея митрополитом Петроградским Вениамином в 1920 году. Отец Петр прослужил здесь более 30 лет. После ареста о. Василия Апраксина, прихожане снова стали искать священника, которым оказался о. Николай Телятников, рукоположенный тоже до революции. Нашли его в Красном Селе, где он работал сторожем. Затем до 1955 г. в храме сменилось еще несколько священников, о которых, увы, известно, очень мало: протоиерей Вячеслав Веригин, протоиерей Анатолий Каменев (бывший до революции дьяконом в церкви Георгиевской общины Красного Креста в Петрограде и служившим до 1935 г. в Русско-Эстонской церкви Гатчины), о. Иоанн Андреев. При о. Анатолии временный иконостас был заменен постоянным, переданным из храма Ленинградской духовной академии. Многие жители хорошо помнят о. Петра Белавского. Протоиерей Петр Белавский был удостоен многих церковных наград, включая митру и патриарший крест, награжден орденами св. кн. Владимира и преп. Сергия II степени. Скончался о. Петр 30 марта 1983 г., спустя три месяца после своего 90-летия. Уважаемый мариенбуржцами священник похоронен в церковной ограде вблизи алтаря. Далее настоятелями Покровского храма были архимандрит Кирилл (Начис) (1976-1988 гг.), игумен Алексий (Макринов) (1988-1991 гг.), иеромонах Никита (Марков) — ныне благочинный Александро-Невской Лавры. С 1996 г. вплоть до своей кончины настоятелем храма являлся протоиерей Анатолий Павленко. С удовольствием рассказывал он о храме, о святынях церкви — чудотворной иконе Божией Матери «Взыскание погибших”, о Голгофе, на которой он сам и многие прихожане наблюдали мироточение, об иконе Спасителя, пожертвованной из Кронштадта (в Андреевском соборе города служил о. Иоанн Кронштадский), о воскресной школе для детей и взрослых, о захоронениях на территории церкви, о неосуществлённом проекте императора Павла – монастыре святого Харалампия, фундаменты которого расположены неподалёку на берегу речки Колпанки…

В настоящее время настоятелем храма является протоиерей Антоний Антипов.

С каждым годом увеличивается число прихожан Покровской церкви, радостно, что приходит в храм много молодых людей, так что у прихода есть будущее.

Покровский собор Гатчины не имеет древней истории, уходящей корнями в седые века, однако он является своеобразным продолжением cудеб храмов Вохоновского Мариинского монастыря, стоявшего в 25 километрах от императорской резиденции, и его самостоятельной ветви — Пятогорской Богородицкой обители. Изначально Покровский собор являлся её подворьем. Ещё в середине 90-х годов ХIХ века руководство Санкт-Петербургской епархии задумало придать Пятогорской Богородицкой женской обители отдельный статус. Это произошло в 1899 году, после чего новоиспечённый монастырь существовал ещё тридцать лет. Развитие обители включало создание подворья, и здесь неоценимую помощь оказал благодетель будущего Покровского собора, купец 3-й гильдии Козьма Карпович Карпов, переселившийся в Гатчину вместе с семьёй в 1872 году. Одна из достопримечательностей нынешнего Покровского собора — мемориальная доска, посвящённая чете Карповых с памятной надписью: «Здесь покоится прах рабов Божиих Козьмы и Ирины — основателей сей обители и сего храма». Эти слова перенесены с остатков первоначальной мраморной доски, найденных в 2001 году в ходе работ по очистке старых склепов, некогда устроенных в притворе Покровской церкви.

Карпов происходил из крестьян Ложголовской волости Псковской губернии. Приехав в Гатчину вместе с женой Ириной Афанасьевной, купец очень скоро стал в городе своим человеком. У него имелись неплохие сбережения и предпринимательская смекалка, он держал бакалейный магазин напротив рыночной площади, и в скором времени Козьма Карпович смог приобрести в самом центре города участок размером в два гектара. На них стояла недвижимость: деревянный дом с мезонином и парой флигелей, а в придачу хозяйственные постройки. Это ещё больше упрочило положение купца в деловом мире Гатчины. У Карпова хранилась православная икона, которую он чтил превыше других и привёз с собой в Гатчину. Это был светлый образ, посвящённый празднику Покрова Пресвятой Богородицы. Когда-то он чудесным образом уцелел во время сильного пожара, случившемся на родине купца, и тот почитал икону как чудотворную. Будучи человеком сметливым и разносторонним, Козьма Карпович видел, что на пороге ХХ столетия Россия стремительно менялась, утрачивая былую религиозность, поддаваясь, особенно на примере городской молодёжи, революционной агитации, идеям атеизма и духовному нигилизму. В Гатчине, близкой к столице и тамошним новым политическим веяниям, также сильны были подобные настроения, и купец не имевший наследников, решил даровать имущество святой обители. Всё хорошенько обдумав, супруги Карповы передали в 1896 году свою усадьбу с земельным участком Пятогорскому Богородицкому монастырю — обустраивать здесь подворье. Не откладывая дела в долгий ящик, Карпов повстречался с игуменией Апполонией, активно ведущей в округе монастырское строительство. Её стараниями был организован приют для девочек, предоставлявший им воспитание, начальное образование и навыки полезных женских ремёсел; работали богадельня для престарелых сестёр и лечебница, после этого разговора и бюрократических проволочек, на этом участки земли начались строительные работы.

Двухпрестольная церковь была заложена 24 июля того же года при участии священника Василия Левитского, настоятеля Покровской церкви в Мариенбурге (историческом районе Гатчины). На переоборудование здания затратили около двух недель, и уже 6-7 августа Назарий Кириллов, тогдашний епископ Гдовский, освятил приделы новоиспечённого храма. Один был назван в честь Покрова Пресвятой Богородицы, второй — во имя святого благоверного князя Александра Невского, в память о недано почившем в бозе российском императоре Александре III. Это подворье на углу тогдашних улиц Госпитальной и Елизаветинской и стало предтечей нынешнего Покровского собора Гатчины. Его первой святыней стала икона Покрова Пресвятой Богородицы, дарованная храму Козьмой Карповым. Новое подворье следовало обустраивать и обживать. С этой целью сюда из Пятогорской святой обители прибыли на постоянное место жительства 30 сестёр-монахинь. Для них в храме организовали ремесленные мастерские — башмачную, швейную и золотошвейную. Шитьё золотом исстари считалось занятием, в котором монахини были традиционно искусны. Тогда же на подворье появилась и мастерская иконописи. Вместе с монахинями на подворье поселилась и чета Карповых. Козьма и Ирина жили в отдельной комнате, ничем не напоминавшей о роскоши их бывалой усадьбы. Пожертвовав своё состояние и считая себя отныне простыми мирянами, они питались вместе с монахинями в монастырской трапезной. На закате своих дней они не нуждались ни в чём мирском. Постепенно монастырское подворье становилось центром духовного и культурного притяжения многих жителей округи. В отличие от досужих представлений о святых обителях как уголках тихого и застойного бытия, изолированного от людского глаза, здесь кипела жизнь, в храм стремились люди, и епархиальное руководство приняло решение перестроить здание в камне под большой и вместительный городской собор. Господь отметил сие благое дело Своим знаком: участвуя в городской благотворительной лотерее, супруги Карповы выиграли довольно значительную сумму — 90 тысяч рублей, и они по доброму совету решили употребить их на благое дело, а именно — постройку в Гатчине большого каменного храма. Поскольку Гатчина на тот момент была местным центром благочиния и, безусловно, нуждалась в храме соответствующего статуса, все обычные в таких случаях согласования от вышестоящих церковных инстанций были получены быстро, и уже 23 июня 1905 года было выправлено разрешение на постройку в подворье каменной трёхпрестольной церкви.

Архитекторный проект будущего собора разрабытывали петербургские зодчие Леонид Михайлович Харламов и Александр Александрович Барышников, служивший путейским инженером. Проектная документация была подготовлена в самые краткие сроки несмотря на то, что архитекторы рассматривали различные места под будущий храма и при этом неоднократно видоизменяли предполагавшийся облик всего собора. Для урегулирования всех необходимых вопросов и проблем было решено создать строительную комиссию, и первыми в неё вошли, конечно же, главный благотворитель и казначей всего предприятия всё тот же Карпов вместе с супругой, архитектор Харламов и ряд местных уважаемых купцов и горожан. Председательствовала игумения монастыря Аполлония. Архивные документы тех лет свидетельствуют, что работы в гатчинском Покровском храме, первый камень которого освятил Иоанн Кронштадтский в день закладки 3 июня 1907 года, велись всем миром: многие горожане желали участвовать в постройке лично, другие же помогали деньгами. Наиболее состоятельные гатчинцы обеспечивали рабочих строительными материалами, везли на площадку доски, щебёнку, песок. В канун Первой мировой войны (1914) основной объём строительных работ завершился. Его смета составила порядка 200 тысяч рублей при первоначальной оценке затрат в 96 000 рублей.

Церемония торжественного освящения главного придела новой церкви в честь Покрова Пресвятой Богородицы провёл епископ Нарвский Геннадий 8 октября 1914 года. На следующий день благочинный монастырей, архимандрит Макарий Воскресенский освятил южный придел храма во имя святого благоверного князя Александра Невского, а северный придел был освящён им во имя святителя Николая Чудотворца двумя месяцами позднее. Впереди ожидал ещё непочатый край работ по достройке здания, внутри находиться было ещё опасно, однако его будущие интерьеры уже начали расписывать трудолюбивые и неустрашимые монахини. Документы тех лет свидетельствуют, что осенью 1918 года в Покровской церкви был освящён небольшой придел — четвёртый. Он располагался в подвале здания — самом безопасном по тем тревожным временам месте для любого православного храма! — и был наречён во имя святого Иоанна Крестителя и мученицы Лидии. К тому времени население подворья составляли лишь 5 монахинь и 16 послушниц. В 1915 году было разобрано на дрова старое, первоначальное здание церкви. Годом ранее это строго предписало Гатчинское дворцовое управление, невзирая на хлопоты игумении Аполлонии и всей строительной комиссии во главе с Карповым. Они даже обратились в столичную духовную консисторию с просьбой сохранить старый храм или хотя бы иконостас. Карпов хотел отвезти его в Нарву, а позже отдать в дар Илецко-Николаевскому женскому подворью одноимённого монастыря Оренбургской епархии. Однако, отдельным указом было предписано хранить иконостас в церкви Гатчинского подворья, по мере необходимости пуская на топливо для печения просфир и отопления здания в зинее время. Ныне на месте старой церкви обустроена приходская церковная лавка Покровского собора. Покровский храм города Гатчины так и не был завершён из-за войны и последовавших революций. Неоштукатуренный, за исключением колокольни, снаружи и не украшенный должным образом внутри, он так и простоял до наших дней, словно горькое подтверждение двух старых истин: нет ничего более постоянного, чем временное, и — спасибо ещё, что живой!

После Октябрьской революции над Покровским собором, как и другими церквями Гатчины, нависла смертельная угроза: быть разрушенными «до основанья» как атрибутам «мира насилья». Такая вот странная логика: созидать на словах, разрушая на деле! В 1918 году скончались супруги Карповы, главные благодетели Покровского храма. Последние свои годы они жили при монастыре, подворьем которого оставался Покровский собор, в маленькой комнатке. Козьма был похоронен в притворе храма, а его супруга — во дворе храмового комплекса. В эти годы здесь служил священник Иоанн Смолин, являвшийся создателем известного в кругу гатчинских верующих «иоанновского» кружка, духовным лидером которого стала знаменитая в городе монахиня Мария Гатчинская, впоследствии возведённая РПЦ в ранг святых. История сохранила имена первых настоятелей храма. В их числе были священники Алексий Александрович Благовещенский (1897-1910) и протоиерей Севастьян Николаевич Воскресенский (1911-1938). Власти постепенно прибирали к рукам как монастырь, так и Покровскую церковь. В 1929 году Покровское подворье было закрыто, при этом 18 монахинь по-прежнему жили тут «по прежним правилам», лишь перестав носить монашеские облачения. Они продолжали обслуживать храм бывшего подворья под руководством матушки Тавифы — игумения Феофания к тому времени уже была выслана из Гатчины. В 1930-е годы гонения на монастырь продолжились. Почти все его гатчинские сёстры были арестованы 18 февраля 1932 года, поскольку «пытались всяческими способами противодействовать и мешать делу социалистической стройки». Монахини были высланы на поселение в Казахстан и другие, по меткому определению писателя Михаила Шолохова в романе тех лет «Поднятая целина», «холодные края».

По поводу дальнейшей судьбы здания Покровского храма новые гатчинские чиновники долго ломали голову, тасуя варианты и рассматривая самые разные проекты. Одним из привычных в таких случаях вариантов было устройство в храме кинотеатра, и был даже составлен проектный эскиз. Однако прагматика и шаблонность бюрократического мышления возобладали и на сей раз: 11 мая 1939 года богослужения в церкви были запрещены, а у здания появился новый хозяин — «Гатчинторг», который нуждался в складских помещениях и уже давно облюбовал себе Покровский собор. После войны в Покровском соборе по-прежнему размещался склад, при этом власти подумывали организовать в его здании постоянно действующий культурно-выставочный центр, однако их планы не сбылись. 1990 год стал датой долгожданного возвращения храма его верным прихожанам. Работы предстояло непочатый край: помещения были переоборудованы, захламлены и совершенно не готовы для проведения богослужений. Прихожане ещё помнят, как было опасно ходить внутри, а прямо во время служб порой отваливались большие куски внутренней обшивки помещений. Пыль вставала сплошной пеленой, и богомольцы ничего не видели буквально на расстоянии протянутой руки! Но усилия многих людей не прошли даром: храм хорошел на глазах.

После того как Покровский собор возвратился в лоно Церкви, его настоятелем в 1994 году был назначен протоиерей Михаил Юримский. Под его руководством прихожанами и другими верующими Гатчины полуразрушенное здание церкви было быстро восстановлено, и сегодня этот храм по праву является негасимым очагом православия в городе, одним из ведущих духовных центров Санкт-Петербургской епархии, её радостью и гордостью.

Из журнала: «Православные Храмы. Путешествие по святым местам». Выпуск №343, ООО «Де Агостини», 2019

[ad01]

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *