23 декабря 2001 г. священнослужители и прихожане храма в честь Покрова Пресвятой Богородицы торжественно отметили его 100-летие. Это один из первых в нашем городе храмов и один из немногих сохранившихся с дореволюционного времени.

Церковь в честь Покрова Пресвятой Богородицы была заложена 16 мая 1901 г. (29 мая н. ст.) и стала третьим храмом в Ново–Николаевске после возведения храма во имя святого пророка Даниила (1898 г.) и собора во имя святого благоверного князя Александра Невского (1899 г.). Храм был поставлен на пересечении улиц Болдыревской и Гондатти (ныне Октябрьская и Урицкого), на уже намоленном месте, так как здесь с ноября 1895 г. размещался молитвенный дом.

Храм строился на средства местных благотворителей при пособии от церковно–приходского попечительства Александро–Невской церкви. Освящён новый храм был 10 декабря 1901 г. (23 декабря н. ст.) по благословению Преосвященнейшего Макария, епископа Томского и Барнаульского, благочинным округа № 8 протоиереем Феодором Сосуновым. Престол в церкви был установлен в честь праздника Покрова Пресвятой Богородицы.

Здание было рублено из дерева и вначале представляло собой прямоугольную клеть с пятигранной апсидой, прирубленной с восточной стороны. Двухскатную крышу основного объёма завершал восьмигранный барабан с шатром и маленькой главкой.

Храм сразу был задуман как церковь–школа. Такая форма соединения начального образования детей с православным воспитанием стала реализацией политики государства в области просвещения. В этом большая заслуга видного государственного деятеля К.П. Победоносцева, обер–прокурора Синода и крупного религиозного мыслителя. Со времени правления императора Александра III система начального образования в России строилась на всемерной поддержке развития церковно–приходских школ. Они рассматривались не только как места обучения, но, прежде всего, как хранители российских традиций, религиозных устоев и нравственных норм. Обучение в Покровской церкви–школе Ново–Николаевска проводилось именно на этих принципах, а законоучителями здесь служили священники храма.

В 1906 г. церковь была значительно расширена за счёт прируба с западной стороны обширного объема для классных помещений, притвора с колокольней и крытых сеней. Строительство велось по инициативе и под присмотром видных новониколаевских предпринимателей и меценатов Маштаковых: Феодора Даниловича и его братьев Григория и Даниила. Такое увеличение площадей храмового здания вместе с применением особых внутренних конструкций — раздвижных стен — позволяло не только использовать новое пространство для классных занятий, но и преобразовывать его в большой зал народных собраний.

Первоначально церковь была приписана к храму Александра Невского, и только в 1913 г. приобрела самостоятельный небольшой приход. Храм имел строгие границы, будучи с трёх сторон окружённым соседними приходами, а с четвёртой — линией железной дороги.

Усилиями священников и мирян в 28 квартале Ново-Николаевска создавался своеобразный детский центр, где церковь-школа соседствовала с церковно-приходской школой и детским приютом «Ясли». Обязанности директора церковно-приходской школы исполнял первый настоятель Покровской церкви священник Василий Посельский. В 1910 г. рядом была построена каменная двухэтажная школа по проекту архитектора Андрея Дмитриевича Крячкова. Внутри квартала стоял небольшой домик, где жил священник Диомид Чернявский — основатель общества «Ясли» и главный деятель в религиозно–нравственном воспитании детей приюта.

Открытие приюта «Ясли” явилось делом в высшей степени гуманным и крайне необходимым для Ново-Николаевска. Решение о возбуждении ходатайства об его устройстве было принято на общем собрании прихожан Александро-Невской церкви 13 января 1906 г.. Первоначально приют «для постоянного призрения бесприютных детей обоего пола и для дневного ухода за малолетними детьми матерей, выходящих из дому на поденную работу” временно размещался в здании церковно-приходской школы, где он был открыт 28 мая 1906 г. А в 1907 г. рядом со школой-церковью было выстроено собственное здание приюта «Ясли” (на его месте сейчас медицинское училище № 3).

В годы Первой мировой войны повсеместно при храмах возникали Попечительские советы, которые брали на себя заботу о солдатских семьях, инвалидах, сиротах, беженцах. Попечительским советом при Покровской церкви в 1916 г. было выдано 16-ти солдатским семьям деньгами, мукой и мясом на 282 руб. 92 коп.

Участвовала Покровская церковь в мероприятиях, далеко выходящих за пределы не только прихода, но и города. Так, с 17 по 20 сентября 1918 г. в здании Покровской церкви проходил съезд законоучителей Западной Сибири. Помещения Покровской церкви активно использовались для чтения в защиту православия и для борьбы с баптизмом. На эти чтения приезжал из Томска противосектантский епархиальный миссионер, священник Александр Бельский, а их проведение освещалось в «Томских епархиальных ведомостях”.

Накануне революции на территории прихода Покровской церкви размещались одноклассная церковно-приходская школа, две школы Министерства народного просвещения, учительская семинария и женская гимназия. Община храма из-зи близкого соседства трех церквей была небольшой. В 1915 г. Покровскую церковь посещали 815 человек.

8 марта 1938 г. с колокольни Покровского храма были сняты колокола и сданы для нужд индустриализации, а 1939 г. церковь была закрыта, имущество экспроприировано. Здание храма первоначально было отдано под театральное училище, затем под дом народного творчества, позднее использовалось для размещения различных учреждений, включая реставрационные мастерские. Колокольня над притвором и барабан над шатром и главками над восточной частью храма были разобраны.

В 1990 г. здание взято под государственную охрану как памятник архитектуры. Это единственный в городе сохранившийся деревянный, рубленный «в лапу” храм, уцелевший после пожара в 1909 г.

В 1994 г., по ходатайству епископа Новосибирского и Томского Тихона, городские власти передали Покровскую церковь в ведение Новосибирской епархии. С 18 декабря 1994 г. в храме вновь совершается Божественная литургия.

В 1998 г. по инициативе руководителя Научно–производственного центра по сохранению историко–культурного наследия Новосибирской области Л.В. Тимяшевской был выполнен проект ремонтно–реставрационных работ, предполагавший в числе прочего восстановление колокольни и барабана с шатровым завершением и главками (авторы проекта С.Н. Богомазова, Н.И. Лыкова, А.М. Романов). В результате совместного совещания Церковного совета во главе с настоятелем храма протоиереем Владимиром Маничевым и коллектива реставраторов было принято решение о частичном сносе старой постройки с последующим возведением на этом месте нового здания. Первые работы были начаты в январе 2002 г.

15 февраля 2004 г. состоялось малое освящение возрожденного храма в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Чин освящения совершил архиепископ Новосибирский и Бердский Тихон.

Церковь во имя Покрова Пресвятой Богородицы, пересечение ул. Болдыревской и Гондатти (улица Октябрьская, 9). Здание по улице Октябрьская, 9 находится в Железнодорожном районе г. Новосибирска и как памятник архитектуры охраняется государством (решение облисполкома № 282 от 18.07.1990 г. ). История здания тесным образом связана с историей нашего города. Оно является почти его ровесником.

В 1896 году в поселке строителей, который назывался Александровским, и где проживало 5 тыс. человек, какого-либо официального органа управления не было и все сколь-нибудь серьезные вопросы, касающиеся жизни всех его обывателей решались сходом домовладельцев. Сход домовладельцев, состоявшийся 10 октября 1895 года, возбудил ходатайство перед Томским епископом о разрешении построить в поселке каменный храм во имя Александра Невского, а впредь до его окончания деревянный молитвенный дом. В короткое время деревянный молитвенный дом был нестроен, причем без всякого плана, и 24 ноября 1895 года он был освящен священником из Колывани Константином Львовым. Строился молитвенный дом на средства частных пожертвователей и обошелся в 3 тыс. рублей. Первым священником новой церкви стал Василий Алексеевич Посельский, переведенный на новое место по прошению прихожан от Покровской церкви села Каменка Томского уезда Томской губернии. 15 мая 1897 года было начато строительство каменного храма, а 29 декабря 1899 года архиепископ Томский и Барнаульский Макарий освятил вновь построенный каменный храм во имя Александра Невского.

Деревянный молитвенный дом по решению епархиального начальства был разобран и перенесен на участок церковно-приходской школы, который находился в 28 квартале Центральной части поселка. 4 места размером в 1000 кв.саж. были отведены школе согласно разрешения начальника Алтайского округа от 20 июля 1898 г. из бывшего молитвенного дома предполагалось построить церковно-приходскую школу. 5 мая 1901 года епархиальное начальство дало указание о постройке церкви в честь Покрова Пресвятой Богородицы из бывшего молитвенного дома. 16 мая 1901 года церковь была заложена и освящена 10 декабря 1901 года протоиреем Федором Сосуновым. Деревянное здание церкви на этот раз было поставлено на каменный фундамент. Колокольня, как и прежде, стояла отдельно на деревянных столбах. Средства на постройку церкви были собраны прихожанами и частично даны местным попечительством при Александровской церкви.

Церковь Покрова была не только церковью. Это была церковь-школа. Подобного рода учреждения, объединяющие под одной крышей функции школы и церкви, появилась в конце XIX века в полосе строительства Сибирской железной дороги в связи с нехваткой помещений для школ. В 1906 году на средства местных купцов братьев Маштаковых церковь была значительно расширена: была пристроена трапезная и в связи с ней колокольня. Отдельно стоящая колокольня, была убрана. Если раньше богослужение в Покровской церкви осуществлял причт Александр Невской церкви, то после того как указом Синода от 11 июня 1913 г. за № 9191 при ней был открыт самостоятельный приход, богослужение стал отправлять свой священник. Им стал Александр Николаевич Васильев. В 1915 году б приходе насчитывалось более 2 тыс. прихожан.

В начале 30-х годов церковь была закрыта. С тех пор здание занимали различные учреждения, в основном относящиеся к управлению культуры. Так, согласно техпаспорта БТИ за 1939 год, здание числилось за театральным училищем. С 1959 года в нем размещался коллектив Сибирского народного хора, а с 1981 г. оно было передано СНРПМ «Новосибирскреставрация». Кроме того, помещение здания, в частности подвал, использовались в годы войны и после нее под жилье. На планах 70-х годов печи уже не показаны, вероятно, где-то в период 60-70-х годов печное отопление было заменено центральным водяным отеплением, электрическое освещение было проведено в Покровскую церковь в ноябре 1912 года. СНРПМ «Новосибирскреставрация» для своих нужд произвела частичную перепланировку помещений. Подвал стал использоваться под склад. От первоначального интерьера храма сохранилась лишь пологая арка, выделяющая в кафаликоне алтарную часть.

В 1988-89 годах в результате ремонта подвала была произведена незначительная перепланировка его помещений. Ремонт заключался в штукатурке, побелке, покраске. Одна из комнат, где предполагалось разместить фотомастерскую, облицована плиткой. Подшит подвесной потолок.

После закрытия церкви ее внешний облик сильно изменился из-за того, что были сломаны колокольня и барабан с шатровой крышей. Это лишило здание значения высотной доминанты, закрепляющей угол. Были разобраны крыльца, ведшие из кафоликона на улицу, а дверные проемы переделаны в оконные. В 1987 году был произведен ремонт резьбы наличников окон, штукатурил цоколь здания. В 1988 году было отремонтировано крыльцо южного фасада, однако перила с балясинами являются чуждым элементом для него. Деревянная ограда, ограждавшая участок, не сохранилась. В 1967 году была установлена металлическая ограда, не свойственная этому памятнику.

В 1994 г. по ходатайству епископа Новосибирского и Томского Тихона городские власти передали Покровскую церковь в ведение Новосибирской епархии. В 1998 г. был разработан проект реставрации Покровской церкви архитекторами С.Н. Богомазовой, Н.И. Лосковой и А.М. Романовым. В 2002г. начались работы по полной реконструкции церкви. В 2007 году реконструкция церкви была завершена.

Составил: Стариков В.К.

Объемно-планировочное решение церкви осевое, симметричное, традиционно для церквей клетского типа и представляет сочетание разновысоких срубов. Центром композиции является четверик собственно церкви, к которому с востока примыкает пятигранная апсида (алтарь), с запада — повышенный четверик трапезной и притвор с сенями. Ранее над притвором находилась восьмигранная колокольня, завершенная шатром с главкой, а часть апсиды и четверик собственно храма были увенчаны башней в виде восьмигранного барабана с шатровым завершением с главкой. Здание рублено «в лапу», имеет кирпичный цокольный этаж. Крыша стропильная с перепадами по высоте: четырехсекционная — над четвериком храма, двухскатная — над трапезной и притвором, односкатная — над сенями.
Декор церкви лаконичен, выполнен в традициях народных мастеров. Верх наличника в виде сандрика украшен пропиловкой геометрического орнамента, увенчан короной из пропильной резьбы. Нижняя часть наличника декорирована простой геометрической пропиловкой церковной тематики. Торцы врубок по углам сруба и на фасадах закрыты тесовыми лопатками. Оконные заполнения апсиды выполнены с витражным заполнением ромбического рисунка. Первоначальные интерьеры изменены, иконостас утрачен. Алтарная часть выделена арочным проемом. Второй арочный проем заложен в процессе перепланировки. Основные габариты церкви в плане: 40,1×12,2 м.

Использованы материалы каталога «Памятники истории, архитектуры и монументального искусства Новосибирской области». Новосибирск, Научно-производственный центр по сохранению историко-культурного наследия Новосибирской области, 2003.

Он строился на средства местных благотворителей при пособии от церковно-приходского попечительства Александро-Невской церкви. По благословению Преосвященного Макария, епископа Томского и Барнаульского, освящение было совершено 10 декабря 1901 года (23 декабря по новому стилю) протоиереем Феодором Сосуновым.

В 1906 году церковь была значительно расширена. Строительство велось по инициативе видных новониколаевских предпринимателей и меценатов Маштаковых: купца I-й гильдии Федора Даниловича и его братьев Гавриила, Павла и Григория.

Первоначально церковь была приписана к храму во имя святого Александра Невского, и только в 1913 году получила статус самостоятельного прихода. Храм имел строгие границы, будучи с трех сторон окруженным соседними приходами, а с четвертой — линией железной дороги. Приход был малолюдным по сравнению с другими приходами города и самым малодоходным.

Усилиями священнослужителей и мирян здесь создавался своеобразный детский центр, где храм соседствовал с церковно-приходской школой и детским приютом «Ясли». Обязанности директора церковно-приходской школы исполнял настоятель Покровской церкви священник Василий Посельский. Накануне революции на территории храма размещались одноклассная церковно-приходская школа, две школы Министерства народного просвещения, учительская семинария и женская гимназия.
О клириках храма известно следующее.

В 1912 году указом Томской Духовной консистории заштатный протоиерей Диомид Чернявский был определен для временного служения при Покровской церкви Новониколаевска. Диакон Иоанн Златомрежев в 1916-1918 годах состоял законоучителем в Покровской школе.

С 1913 года в течение двадцати лет в храме в честь Покрова Пресвятой Богородицы совершал свое служение священник Александр Васильев. Он также исполнял обязанности законоучителя при церковно-приходской школе. В 20-е годы, поддавшись искушениям, отец Александр уклонился в обновленческий раскол, но, принеся покаяние, остался настоятелем Покровской церкви вплоть до своего ареста и смерти в заключении весной 1933 года.

Среди служителей Покровского храма известны также иеромонах (впоследствии архимандрит) Сергий (Стефан Скрипальщиков), протоиереи Николай Агафонов, Николай Чемерзов, Николай Афанасьев, священники Николай Жданов, Сергий Никитин, Константин Попов, протодиаконы Акиндин Соболев и Евфимий Белошапкин, диакон Григорий Лазарев, псаломщик Николай Рябухин. По имеющимся данным священник Николай Чемерзов и протодиакон Евфимий Белошапкин были расстреляны в 1937 году.

8 марта 1938 года с колокольни Покровской церкви были сняты колокола, а 4 августа 1939 года храм закрыли по постановлению Новосибирского облисполкома, имущество же изъяли. Купол и колокольня были разобраны, а помещение первоначально отдано под театральное училище. Затем в нем был Дом народного творчества, позднее оно использовалось для размещения различных учреждений, включая реставрационные мастерские. В 70-80-е годы прошлого века здесь располагались некоторые аудитории городского медучилища №3.
Решением облисполкома № 282 от 18.07.1990 года бывшее здание Покровской церкви было взято под государственную охрану как памятник истории и культуры регионального значения.

Однако к началу 90-х годов ХХ века деревянные стены обветшали, и строение стало нуждаться в срочном ремонте и реставрации.

В 1994 году, по ходатайству епископа Новосибирского и Томского Тихона, городские власти передали здание Покровской церкви в ведение Новосибирской епархии. Первоначально была выделена небольшая комната, где священнослужители совершали молебны. Постепенно храм благоустраивался, был восстановлен алтарь, устроен иконостас, и с 18 декабря 1994 года здесь вновь стала совершаться Божественная литургия. После передачи церкви на баланс Новосибирской епархии его первым настоятелем стал протоиерей Георгий Патрин.

В 1998 году по инициативе руководителя Научно-производственного центра по сохранению историко-культурного наследия Новосибирской области Л.В. Тимяшевской был выполнен проект ремонтно-реставрационных работ, предполагавший в числе прочего восстановление колокольни и барабана с шатровым завершением и главками (авторы проекта С.Н. Богомазова, Н.И. Лыкова, А.М. Романов).

В результате совещания настоятеля храма протоиерея Владимира Маничева, членов Приходского совета и коллектива реставраторов было принято решение о частичном сносе старой постройки с последующим возведением на этом месте нового здания той же архитектуры. Первые работы начались в январе 2002 года.
Был выкопан котлован, заложен фундамент, сооружен цокольный этаж, на котором был возведен новый деревянный храм, повторяющий своими очертаниями дореволюционный.
15 февраля 2004 года состоялось малое освящение возрожденного храма в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Чин освящения совершил архиепископ Новосибирский и Бердский Тихон.

С 2008 года работами по возведению церкви стали заниматься священник Александр Матрук, ставший настоятелем Покровского прихода, и священник Артемий Килин. Их стараниями строительство было завершено в июне этого года. Храм приобрел свой первоначальный облик.

***

В Покровской церкви продолжаются традиции просвещения. В 1997 году была открыта детская воскресная школа. Дети изучают Закон Божий, церковное пение, народное творчество, рукоделие и фольклор. Вместе с духовником школы иереем Виктором Демьяненко они совершают паломнические поездки по храмам города, посещают детский дом №3, военный госпиталь.

2 октября 2004 года в храме была отслужена первая Божественная литургия с сурдопереводом. Ее проведение стало знаменательным событием в жизни глухих и слабослышащих верующих всей епархии. С тех пор еженедельно по субботам и праздничным дням проводятся богослужения специально для людей с нарушением слуха. На язык жестов их переводит выпускник Новосибирского Свято-Макарьевского Православного Богословского института Н.Н. Соколов. С этого времени действует и воскресная школа для страдающих глухотой детей и взрослых. Причем ее деятельность распространяется и на другие стороны жизни людей, лишенных слуха: регулярно проводятся просветительские беседы в Новосибирском обществе глухих, организованы курсы по подготовке церковных сурдопереводчиков в НСМПБИ, организован отдых глухих детей в летнем православном лагере, проводятся встречи в школах-интернатах.

В приходе создано православное сестричество в честь Покрова Пресвятой Богородицы, которое шефствует над Новосибирским институтом травматологии и ортопедии (НИИТО) и военным окружным госпиталем № 333. В этих медицинских учреждениях открыты часовни: в НИИТО — в честь Покрова Пресвятой Богородицы, в госпитале — во имя святителя Луки (Войно-Ясенецкого), архиепископа Симферопольского и Крымского. Основная цель деятельности сестричества — духовная помощь людям. Подается она через милосердие, беседы и проповеди, раздачу духовной литературы. Сестры милосердия утешают больных, помогают им подготовиться к принятию Святых Таинств, объясняют пагубность пьянства, наркомании и других пороков для души.

Чтимые иконы и святыни Покровского храма:

  • храмовая икона Покрова Пресвятой Богородицы с частицей Ее Омофора;
  • Резное Распятие. В капсуле, помещенной в нижней части креста, хранится камень с горы Голгофы;
  • икона Божией Матери «Казанская»;
  • икона Божией Матери «Почаевская» с предстоящими святителями: Патриархом Тихоном, Спиридоном Тримифунтским, Николаем Алма-Атинским и Лукой (Войно-Ясенецким);
  • икона святителя Тихона, патриарха Московского и всея Руси с частицей его мощей;
  • икона святителя Луки (Войно-Ясенецкого) исповедника, архиепископа Симферопольского и Крымского, с частицей его мощей;
  • икона святителя Николая, митрополита Алма-Атинского, с частицей его мощей;
  • икона святого праведного воина Феодора Санаксарского (Ушакова) с частицей его мощей;
  • икона блаженной Матроны Московской с частицей мощей.

Поддержите наш сайт

Сердечно благодарим всех тех, кто откликается и помогает. Просим жертвователей указывать свои имена для молитвенного поминовения — в платеже или письме в редакцию.

[ad01]

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *