Похоронные обряды в иудаизме весьма самобытны и интересны. У разбросанных по всему миру еврейских общин складывались свои похоронные традиции. Однако иудаизм устанавливает общепринятые нормы, которым следуют еврейские общины, разбросанные по всему миру. С основными традициями и обрядами еврейских похорон вы можете познакомиться в нашей статье.

Перед смертью

Перед смертью принято собираться у постели умирающего. Иудаизм считает обязательным делать все возможное для сохранения жизни близкого к кончине человека, однако приближать её, пусть даже из сострадания, недопустимо. Желательно, чтобы умирающий прочитал покаянную молитву (видуй) и священный текст Шма. Традиции требуют от близких умирающего выполнять его последние просьбы, если они не противоречат закону, в первую очередь Галахе (еврейское право, основанное на Торе). Считается, что смерть наступает при остановке дыхания.

Подготовка к похоронам

После того, как смерть наступила, всем присутствующим следует надорвать на себе одежду и прочитать Шма, а у изголовья кровати покойного зажечь свечи. С этого момента и до самих похорон рядом с телом усопшего всегда должен оставаться человек, которому следует читать псалмы. Во многих еврейских общинах принято выливать все жидкости, что были в доме на момент смерти. Эта традиция связана с древними иудейскими преданиями о том, что к ним прикасается пришедший к умершему ангел смерти Малхемувес.

После смерти близкие покойного (либо нанятые ими специалисты) приступают к подготовке тела к погребению. Омывать умершего принято тщательно, начиная с головы и используя при этом не менее двадцати литров воды комнатной температуры. Любые посторонние разговоры во время этой процедуры запрещены. После того, как умершего омыли, его глаза накрывают черепками или горстью земли (некоторые общины используют монеты) и одевают в специальный белый саван, называемый тахрихим. Согласно древней еврейской традиции, тахрихим должен быть закрытым и максимально простым, дабы не создавать различий между бедными и богатыми иудеями. Обувь на ноги умершего одевать не принято.

Иудаизм допускает базовые косметические процедуры над покойным, но строго запрещает любые формы вскрытия или бальзамирования. Считается, что тело покойного должно быть погребено в целости, а поэтому извлечение органов недопустимо. Исключение возможно в случае, если человек умер насильственной смертью, и вскрытие поможет расследованию. Некоторые раввины разрешают вскрытие в целях трансплантации, которая способна спасти жизнь другого еврея. Кремация запрещена чрезвычайно строго и не допускается ни при каких обстоятельствах.

Как хоронят по иудейскому обряду?

После завершения подготовительных процедур тело умершего еврея выносят из дома на кладбище. Покойного либо несут в саване на руках, либо кладут в гроб. Если при похоронах используется гроб, то принято либо убирать из днища одну из досок, либо насыпать в гроб землю. Эта традиция связана с известной цитатой из Торы: «Ты есть прах земной, и в прах ты возвратишься». Гроб делают предельно скромным, а внутрь него ничего не кладут. Хоронят всегда в закрытом гробу, поскольку оставлять тело человека открытым считается оскорблением его памяти. Цветы в гробу или на гробу также считаются недопустимыми.

Во время еврейских похорон принято читать псалмы Давида, иногда раввин также говорит краткую речь о покойном. Близким родственникам умершего полагается совершать криа – ритуальный надрыв одежды в знак скорби о покойном. Криа не делается в том случае, если умерший был самоубийцей или совершил переход в другую религию. Поскольку иудаизм считает похороны важным ритуалом и не допускает оставлять умерших без погребения, то еврею, встретившему похоронную процессию, следует присоединиться к ней и пройти определенное расстояние. На самом кладбище не допускаются никакие посторонние разговоры – это считается признаком крайнего неуважения к покойному и его близким. По завершению похорон участникам следует выстроиться в два ряда, лицами друг напротив друга, и пропустив родственников покойного, выразить им свои соболезнования и слова сочувствия. По завершению похорон участникам следует обмыть руки, не вытирая их.

Хотя в иудаизме считается обязательным хоронить умерших в день смерти, в этом правиле есть ряд исключений. Нельзя хоронить умерших в субботу, а также в праздники. Также допускается отложить похороны еврея в том случае, если есть веские причины для отправки его тела в другой город, а также если необходимо дождаться прибытия близких родственников. Однако к подобным задержкам иудаизм относится неодобрительно, так как считается, что каждый день, проведенный без погребения, заставляют душу усопшего мучиться.

Еврейское кладбище

Традиции иудаизма требуют, чтобы последним пристанищем иудея было еврейское кладбище. В случае если свободного места нет, разрешается подзахоронение поверх неизвестной могилы, при условии, что останки полностью разложились. В таком случае над старым захоронением насыпается не менее 60 см земли, а поверх кладется гроб. Если же останки разложились, но могильный камень сохранился, то на нем должны быть написаны имена обоих покойных. В редких случаях иноверцы оказываются захоронены на еврейских кладбищах, а иудеи – на кладбищах других религий. В обоих случаях могилу полагается обнести оградой.

В качестве надгробий на еврейских кладбищах чаще всего используются вертикальные плоские камни (мацева), на которых написаны имя и годы жизни усопшего, иногда эпитафия. Еврейские надгробия отличаются тем, что надписи на них делают на иврите, а в качестве традиционных украшений используются звезда Давида или подсвечника на семь свечей (меноры). Сейчас еврейские надгробные памятники делают из гранита или мрамора, хотя традиционно их изготавливали из песчаника или известняка. Иудаизм не одобряет роскошных надгробий, склепов и мавзолеев, а также не поощряет использование фото или человеческих скульптур. Допустимая гравировка включает в себя изображения животных, цветов или просто орнамент.

Траур

Иудаизм строго регламентирует траур, поскольку считает, что души родственников тесно связаны. Считается, что по усопшему обязаны скорбеть его дети, родители, супруг или супруга, а также братья и сестры. В первый день после похорон друзья, родственники и близкие скорбящих должны принести в дом усопшего пищу для поминальной трапезы – крутые яйца и хлеб. Здороваться со скорбящими и первыми начинать разговор не принято.

Самые жесткие требования по трауру возлагаются на еврея в первые семь дней, называемая шива. В это время скорбящие не выходят из дома (кроме как на собрания семьи умершего), не изучают Тору, не работают, не развлекаются, а также не моются, не бреются и не прибегают ни к каким косметическим процедурам. Также принято закрывать все зеркала и картины.

Шлолим – период траура, которая длится двадцать три дня после завершения шива, пока со дня кончины не пройдет месяц. В этот период траур не такой строгий. Скорбящий может принимать душ, но в прохладной воде, не для удовольствия и стричь ногти, менять одежду. Однако носящему траур все еще запрещается бриться и стричься, он должен избегать торжеств и развлечений, а также меняет свое место в синагоге. В случае кончины отца или матери окончание шлолима не означает окончания траура – скорбеть полагается еще 12 месяцев, в течение которых на детей покойного налагается ряд ограничений, пусть и не столь строгих.

Возможно, вам будет интересно:

  • Синагоги Москвы
  • Поминовение в иудаизме
  • Еврейские кладбища
  • Смерть и траур в еврейской традиции

Душа. Гейином и Ган Эден
Периоды траура

  • Запреты

Обращение Главного раввина С.-Петербурга М.-М. Певзнера в связи с запретом кремации
Последние часы жизни
Обращение с телом умершего

  • Похороны

Время похорон
Законы похорон
Правила поведения на кладбище
Молитвы во время похорон

  • Законы траура

С момента смерти до похорон
Время похорон
Законы похорон
Законы траура в течение семи дней после похорон (Шива)
Законы траура с 7-го по 30-й день после похорон (Шлошим)
Траур в течение года
Установка памятника

  • Традиции поминовения и посещения могилы

На седьмой день после похорон
На тридцатый день после похорон
Йорцайт — годовщина смерти

  • Похоронное бюро

Информация о похоронном бюро «Хевра Кадиша»

  • Уход за могилами на Еврейском Преображенском кладбище С.-Петербурга

Смерть и траур в еврейской традиции

Душа. Гейином и Ган Эден

Человеческая душа по сути своей является частичкой Божественности, и потому жизнь души не заканчивается со смертью тела.

Место, куда попадает душа после смерти, называется Мир Грядущий. О Мире Грядущем нам не известно почти ничего. В Талмуде сказано, что праведники в Мире Грядущем наслаждаются сиянием Шехины (Божественного Присутствия) и близостью к Всевышнему. Это наслаждение выше всех земных благ, оно дается человеку в качестве награды за его дела в земной жизни, раскаяние в дурных поступках и муки очищения, которые его душа претерпевает после смерти.

После пребывания в этом мире душе необходимо очищение. Это очищение происходит в Гейиноме. (Обычная русская транскрипция этого слова — «геенна», что понимается как «ад». Но это неверно, точнее было бы назвать Гейином «чистилищем».) Пройдя через Гейином, душа попадает в Ган Эден («райский сад»), где она постигает Божественный свет и наслаждается им. Через какое-то время душа может быть снова послана в этот мир, чтобы до конца осуществить свое Божественное предназначение.

Что же происходит в Гейиноме? Душе показывают полную картину того, что она совершила в этом мире, рассматривают отдельно каждый ее поступок и его последствия в этом мире и в Верхних Мирах. Перед душой предстает все то, от чего в этом мире она отворачивалась, на что не хотела смотреть и о чем не хотела думать; ей дают почувствовать те страдания, которые испытывали жертвы ее дурных поступков в этом мире.

Сказали наши Учителя, что один час мук Гейинома хуже, чем семьдесят лет тяжелой жизни в этом мире.

Верхние Миры — не миры действия, а потому, оказавшись там, душа уже не может исправить последствия своих действий на земле. Из-за этого она ощущает свою беспомощность и страдает.

Поэтому близкие умершего могут помочь его душе, исправив какие-то неправильные поступки, совершенные им в этом мире.

Периоды траура

Шива
Первый период траура — шива — это основной период траура, который длится в течение семи дней после похорон. В это время скорбящий «выключен» из нормального жизненного цикла: он не занимается никакой деятельностью и сидит дома, полностью погрузившись в траур. Внутри периодашива особо выделяются три первые дня, следующие за погребением. Эти дни называются шлошет йемей бехи — «три дня плача», т.е. глубочайшего личного горя. В эти дни даже не рекомендуется посещать скорбящих с «визитами утешения» (к близким людям эта рекомендация не относится).

За исключением особых обстоятельств, в течение семи дней шива скорбящему не следует выходить из дома (подробности см. ниже). Желательно, чтобы все ближайшие родственники собрались на этот период в доме покойного, ибо там, где жил человек, продолжает обитать его дух. Очень важно, чтобы в это тяжелое время вся семья объединилась вместе. Однако скорбящий может, если это ему удобнее, соблюдать шива у себя дома.

Традиция утверждает, что период первых семи дней после похорон особенно тяжел для души умершего. Сказали Мудрецы, что в дни шива душа умершего мечется между могилой и домом и ищет утешения.

Согласно Каббале, в семь дней шива происходит постепенный распад животной души человека, которая связывает тело человека и его бессмертную «божественную душу». Это — период перехода души умершего из нашего мира в высший «мир душ». При этом в первые три дня душа еще не может примириться со смертью и хочет вернуться в тело, однако, видя, что тело и животная душа распадаются, на третий день она примиряется с этим. Траур, соблюдаемый близкими родственниками, помогает душе умершего обрести покой.

Шлошим
Дни с 7-го (окончание шива) по 30-й после похорон являются для близких родственников умершего вторым периодом траура, который именуется шлошим (букв. «тридцать»).

Согласно еврейской мистической традиции, после смерти душа человека постепенно переходит в Другой Мир. Этот переход, когда душа «надевает одежды Другого Мира», полностью завершается в период шлошим. Этот же срок — минимальное время наказания, т.е. очищения для души всякого человека, за исключением полных праведников, души которых поднимаются к Божественному свету тотчас же.

Год
Третий период траура — до года после похорон — соблюдается только в случае смерти отца или матери. В этот период сохраняются лишь отдельные элементы траура.

Этот срок обусловлен тем, что наказание в Гейhиноме длится не больше двенадцати месяцев. Обычно принято считать, что умерший не был законченным злодеем, поэтому предполагается, что срок его наказания ограничивается одиннадцатью месяцами. На протяжении этого времени читают Кадиш — поминальную молитву.

Йорцайт
Йорцайт — это годовщина смерти. Слово «йорцайт» («годовщина») образовано идишскими словами «йор» (год) и «цайт» (время).

В этот день вспоминают о покойном, отдают дань его памяти. Принято в память о покойном учить Тору или Мишну.

Хотя человек обязан соблюдать йорцайт только по родителям, следует говорить Кадиш, учить Тору и Мишну также и в память о других родственниках, особенно тех, по которым некому читать Кадиш.

Йорцайт — это особое время для души умершего. В этот день она поднимается на следующую ступень в духовных мирах. С другой стороны, в этот день ее связь с живыми родственниками особо сильна, и потому для души важно, чтобы о ней вспоминали.

Запреты

Обращение Главного раввина С.-Петербурга М.-М. Певзнера в связи с запретом кремации

Душа человека — частичка Божественности: как вечна Божественность, так вечна и душа. Время, когда душа находилась в теле, — лишь момент в ее вечности. Душа не умирает со смертью тела, и это — утешение скорбящим.

По обычаю, человека хоронят в простом белом одеянии, которое называется тахрихим. Наши мудрецы спрашивают: почему выбрана именно такая одежда? И отвечают: если похоронят человека в дорогих одеждах, он невольно принизит тех, у кого нет возможности быть похороненными в богатстве.

Видно отсюда, что мы должны заботиться о том, чтобы даже после смерти человек не нарушил еврейский закон.

И здесь я хотел бы перейти к очень больной теме — кремации. Еврейский закон строго-настрого запрещает кремировать тело усопшего. Написано: «прах ты и в прах возвратишься» — после смерти тело должно быть предано земле.

Но для многих камнем преткновения становится воля покойного, который оставил завещание с желанием быть кремированным. В этом случае еврейский Закон предписывает нарушить волю покойного: как было сказано выше, даже после смерти человека мы должны заботиться о том, чтобы он не преступил Закон. Кроме того, сожжение тела приводит к большим страданиям для души, ведь связь души с телом не прекращается сразу после смерти.

Еще одно соображение, которое часто можно услышать в пользу кремации,— чтобы покойный был похоронен рядом с родственниками. Однако, если исходить из соображений заботы об умершем, то для его души гораздо важнее, чтобы тело «вернулось в прах».

Сказано в книге пророка Йишаи: «…восстанут умершие. Пробудитесь и ликуйте, покоящиеся во прахе». Я хотел бы пожелать всем нам, чтобы это пророчество сбылось как можно скорее, в наши дни. Амен.

С уважением, Главный раввин Санкт-Петербурга Менахем-Мендл Певзнер.

Последние часы жизни

  • Запрещено любое действие, способное приблизить кончину человека -даже на одно мгновение, даже по просьбе умирающего.
  • На каждом лежит обязанность выполнить любую просьбу умирающего, при условии, что она не противоречит еврейскому Закону (как, например, просьба о кремации, или о передаче тела для медицинских опытов).
  • Даже если известно, что часы жизни человека сочтены, до того, как он умер, не начинают заниматься приготовлениями к похоронам и любыми другими вопросами, подразумевающими неизбежность смертельного исхода, — такими, как дележ имущества, рытье могилы, приобретение гроба и т.п.
  • Моментом смерти, согласно еврейской традиции, считается полная остановка дыхания.

Обращение с телом умершего

  • Человеческое тело создано по образу Всевышнего, и неуважительное отношение к нему равносильно оскорблению Творца. Тело запрещено вскрывать и кремировать.
  • Запрещено выставлять покойного на обозрение.
  • В комнате, где лежит умерший, нельзя есть, пить, курить и удовлетворять иные потребности, свойственные людям при жизни.
  • Запрещено прикасаться к покойному без необходимости.

Похороны

Подготовка к похоронам

Всем, что касается подготовки и организации похорон в Петербургской еврейской общине занимается Похоронное бюро — «Хевра Кадиша».

  • Все тело покойного должно быть очищено и омыто. Моют самым тщательным образом водой комнатной температуры, начиная с головы. Уже абсолютно чистое тело должно быть последовательно и равномерно омыто, также начиная с головы, минимум двадцатью литрами воды.
  • Во время омовения следует вести себя с максимальным уважением к покойному; в это время не говорят о вещах, не имеющих отношения к очищению.
  • Не начинают омовение, пока не приготовят одеяние для покойного.
  • На глаза покойного кладут щепотку земли или глиняные черепки.
  • После этого умершего одевают. Одеяние (тахрихим), согласно традиции, должно быть из белой материи, желательно из льна, простое и одинаковое для всех, без узлов и без карманов.
  • Омывать и одевать покойного должны евреи.
  • На покойного не надевают обувь.
  • Очищенного и облаченного умершего кладут в гроб. Гроб должен быть деревянным, в днище его должна быть выбита одна из досок или просверлено отверстие диаметром не менее 4 см, так, чтобы тело не было отделено от земли, как сказано: «Ибо прах ты и в прах возвратишься».
  • Тело умершего мужчины покрывают молитвенным покрывалом — талесом, одну из четырех кистей которого перед тем отрезают.
  • На тело ничего не кладут, в том числе цветы.
  • Гроб закрывают сразу же. С точки зрения еврейской традиции, выставлять тело напоказ — кощунство и надругательство над усопшим.
  • Коhаним (потомкам тех, кто служил в Храме) запрещено находиться в помещении, в котором находится тело умершего.

Время похорон

  • Не хоронят в субботу и в еврейские праздники (йом-тов).
  • Кроме этих случаев, откладывать похороны даже на один день крайне нежелательно и допустимо лишь в исключительных случаях — к примеру, чтобы дать возможность участвовать в них единственному ребенку покойного. Задержка похорон — дополнительные мучения для души.

Законы похорон

  • Тело выносят ногами вперед; все присутствующие следуют за гробом.
  • Высшим проявлением скорби является криа — когда те, на кого распространяются законы траура, надрывают на себе одежду в знак траура и отчаяния от потери. При трауре по родителям криа делают с левой стороны, напротив сердца, по другим близким — с правой. Криа не делают на нижнем белье и верхней одежде (куртке, пальто). Криа делают в тот момент, когда стало известно о смерти, в некоторых общинах это принято делать во время похорон.
  • Не делают криа, если скончавшийся — самоубийца или выкрест.
  • Во время криа скорбящий произносит благословение:
    БОРУХ АТА АДОНАЙ ЭЛОХЕЙНУ МЕЛЕХ ХА-ОЙЛАМ ДАЯН ХА-ЭМЕТ
    Благословен Ты, Господь, Бог наш, Владыка вселенной — Судья истинный!
    Есть обычай принять участие в засыпании могилы; при этом лопату не передают из рук в руки — один человек втыкает лопату в землю, а другой берет ее.
  • После похорон принято дать цдаку — пожертвование бедным.
  • Сразу после похорон уходят с кладбища, не посещая другие могилы.
  • При выходе с кладбища присутствующие на похоронах становятся в два ряда лицом к лицу; между этими рядами проходят родственники умершего, соблюдающие по нему траур, а стоящие в рядах утешают их словами:
    ХА-МАКОМ ИНАХЭМ ЭТХЭМ БЕ-ТОХ ШОР АВЭЙЛЕЙ ЦИЙОН ВЕ-ИЕРУШАЛАИМ
    Вездесущий утешит вас и всех скорбящих по Сиону и Иерусалиму.
  • При выходе с кладбища обязательно омывают руки, но не вытирают их. Омовение делают из сосуда, не передавая его из рук в руки. Не входят в дом, не омыв руки после посещения кладбища.
  • Существует обычай, уходя с кладбища, сорвать несколько травинок и бросить их через плечо, в некоторых общинах принято бросать горсть земли.
  • Запрещено устраивать так называемые «поминки» и застолье.
  • По возвращении с кладбища друзья и близкие подают скорбящим «трапезу сочувствия»: хлеб (по обычаю — круглой формы), крутое яйцо и вареную чечевицу или бобы. Продукты для этого должны быть куплены не на средства покойного. До того, как скорбящие приступают к этой трапезе, они не едят и не пьют.
  • Все время недельного траура не едят мясо и не пьют вино (за исключением суббот и праздников).

Правила поведения на кладбище

  • Мужчины должны быть с покрытыми головами.
  • На кладбище нельзя:
    есть и пить
    ночевать
    учиться
    садиться на могилы или ходить по ним
    брать что-либо с кладбища домой (цветы, плоды и т.п.)
    вести себя легкомысленно (например, петь, рассказывать анекдоты)
  • Коhаним (потомки тех, кто служил в храме) не посещают кладбища, кроме случаев заповеданного и им участия в похоронах ближайших родственников.

Молитвы во время похорон

  • Перед погребением читают псалом 23
  • Перед опусканием гроба в могилу произносят псалом 91
  • После того, как могила засыпана, читают Э-ль малэ рахамим
  • После Э-ль малэ рахамим читают Цидук гаДин.
    В дни еврейских праздников Цидук гаДин не читается.
  • Затем произносят (если есть миньян) погребальный Кадиш.
    В дни еврейских праздников вместо погребального Кадиша читают Кадиш ятом.

Законы траура

С момента смерти до похорон

  • После того, как смерть наступила, открывают окно в комнате, где лежит покойник.
  • Желательно, чтобы глаза и рот умершего закрыли близкие ему люди.
  • У изголовья ставят свечи, их количество зависит от обычая, принятого в общине.
  • Не оставляют покойного в комнате одного. Кто-либо из членов семьи или любой другой взрослый еврей (шомер) должен постоянно находиться с ним. Принято читать в это время псалмы Давида — Теhилим.
  • Выливают всю воду из открытой посуды, бывшую в доме в момент смерти.
  • Зеркала и зеркальные поверхности в квартире должны быть завешены; портреты и фотографии также завешивают или снимают со стен.
  • С момента смерти и до истечения годичного траура (по меньшей мере — во время семидневного траура) в доме умершего и в домах тех, на кого распространяются законы траура, должна гореть негасимая свеча или масляный светильник — нешомэ лихт. Специально зажженная для этой цели электрическая лампочка также допустима, если нет возможности зажечь свечу или масляный светильник.

Кто обязан соблюдать траур

  • Человек обязан соблюдать траур по родителям, детям, супругу, брату или сестре.
  • Законы траура соблюдают только по родственникам-евреям
    (в память о неевреях можно прочесть псалом 91 и зажечь свечу).
  • Выкрестов не хоронят на еврейском кладбище, и законы траура к их родственникам не относятся.
  • Дети (мальчики до 13 лет, девочки до 12 лет) не обязаны соблюдать траур.
  • Не соблюдают траур по самоубийце (кроме случаев самопожертвования или суицида в состоянии безумия) и по младенцам, жившим менее месяца.

Законы траура до похорон (Онен)

  • Онен (скорбящий) освобожден от исполнения всех предписывающих заповедей, но обязан соблюдать запрещающие. Его единственный долг в это время — обеспечить достойные похороны.
  • Ему запрещено:
    стричь волосы и ногти, бриться
    мыть все свое тело, даже в холодной воде
    пользоваться косметикой
    участвовать в застольях
    есть мясо и пить вино
    заниматься ремеслом или торговлей
    вступать в интимные отношения
    здороваться
  • Статус онен сохраняется до завершения погребения.

Законы траура в течение семи дней после похорон (Шива)

  • Сразу после похорон начинается отсчет семи дней траура, и скорбящий называется авель.
  • Этот этап траура завершается в седьмой день утром.
  • Дни как семидневного, так и тридцатидневного периода траура отсчитывают со дня похорон, а не со дня кончины, — при этом отрезок времени, прошедший с момента предания тела земле до заката солнца, засчитывается вне зависимости от его продолжительности как полный день.
  • Принято, если это возможно, проводить время семидневного траура в доме покойного.
  • Авель:
    не носит кожаную обувь
    не выходит из дома в течение всего периода траура (если от этого зависит его пропитание, можно выйти на работу уже через три дня), кроме суббот и праздников
    не сидит на высоком сиденье
    не приветствует пришедших его утешать и не прощается с ними
    не развлекается и не слушает музыку
    не стирает и не гладит
    не купается (можно мыть отдельные части тела); не пользуется косметикой
    не использует украшения
    не стрижется и не бреется
    не вступает в интимные отношения
    не надевает новую или свежевыстиранную одежду (кроме нательного белья)
    не учит Тору (кроме изучения тех мест Священного Писания, которые вызывают скорбь, — книги Иова и т.п.)
  • Праздник (йом-тов) прекращает шива и шлошим.
  • В субботу не проявляют никаких признаков авелут публично, но она не прерывает шива и шлошим и засчитывается в числе дней траура.
  • Авель может выполнять лишь необходимую работу по дому, если это больше некому сделать, например — готовить еду.
  • На 7-й день принято посещать могилу усопшего, читают псалмы и молитвы, дают пожертвование — цдаку.
  • Если этот день выпадает на субботу или праздники, то могилу посещают на следующий день.
  • Принято оставлять на могиле камешек перед уходом с кладбища в знак того, что она посещается.

Законы траура с 7-го по 30-й день после похорон (Шлошим)

  • В период шлошим сохраняются следующие запреты:
    омовение для удовольствия (например: ванна, сауна)
    стрижка волос и бритье
    посещение празднований и торжеств
    туристические поездки и экскурсии
    прослушивание музыки и посещение увеселительных заведений
  • На 30-й день принято посещать могилу усопшего, читают псалмы и молитвы, дают пожертвование — цдаку.
  • Если этот день выпадает на субботу или праздники, то могилу посещают на следующий день.
  • В этот период не садятся на свое постоянное место в синагоге.

Траур в течение года

  • Некоторые элементы траура соблюдаются в течение полных 12 месяцев, даже в том случае, когда год (еврейский) високосный. Особенно строго соблюдают все ограничения в период траура по родителям. В это время:
    не участвуют в застольях
    не посещают театры, концертные залы и другие увеселительные заведения
    не покупают новую одежду, квартиру
  • В течение 11 месяцев со дня похорон читают Кадиш.

Установка памятника

  • Время установки памятника регулируется обычаем общины, в любом случае это следует сделать не позже, чем через год со дня похорон
  • Установка памятника родителям рассматривается как исполнение заповеди почтения к ним
  • Не принято ставить роскошные памятники, ибо не должно быть конкуренции перед лицом смерти
  • Не принято сажать рядом с могилой деревья
  • Запрещено помещать на памятнике скульптурные или любые иные изображения покойного.

Псалмы и молитвы

По окончании чтения псалмов читают Кадиш ятом, если есть миньян. .

Традиции поминовения и посещения могилы

Кадиш

В течение одиннадцати месяцев читают Кадиш Ятом — Кадиш сироты. Его читают по родителям и по любому умершему еврею, если больше некому это сделать. Не принято читать этот Кадиш тому, у кого живы оба родителя. Его читают стоя, только в присутствии миньяна в завершение молитвы или после чтения псалмов.

На седьмой день после похорон

  • На 7-й день принято посещать могилу усопшего, читают псалмы и молитвы, дают пожертвование — цдаку.
  • Если этот день выпадает на субботу или праздники, то могилу посещают на следующий день.
  • Принято оставлять на могиле камешек перед уходом с кладбища в знак того, что она посещается.

На тридцатый день после похорон

На 30-й день принято посещать могилу усопшего, читают псалмы и молитвы, дают пожертвование — цдаку. Если этот день выпадает на субботу или праздники, то могилу посещают на следующий день.

Йорцайт — годовщина смерти

  • Принято отмечать годовщину смерти близких (в соответствии с датами еврейского календаря).
  • В первый год йорцайт отмечают в годовщину похорон, а не смерти.
  • Принято посещать могилу по истечении 12 месяцев, даже в високосный год, когда этот день не совпадает с йорцайт.
  • Вечером, накануне дня йорцайт зажигают свечу или масляный светильник. Специально зажженный для этой цели электрический светильник также допустим, если нет возможности зажечь свечу или масляный светильник.
  • Свеча или светильник должны гореть в течение суток, до следующего вечера (до выхода звезд).
  • Читают Кадиш и подборку псалмов
  • Посещают могилу.
  • Во многих общинах в йорцайт родителей принято поститься. В нашей общине такого обычая нет.
  • Для мужчины в этот день желательно вести общественную молитву.
  • Дают цдаку, чтобы она была засчитана в заслугу умершему.
  • В йорцайт не развлекаются.

Изкор — молитва в дни поминовения

  • Четыре раза в году: в последний день праздника Песах, в праздник Шавуот (в диаспоре — во второй день этого праздника), в праздники Йом-Кипур и Шмини-ацерет после чтения свитка Торы произносят молитву за душу умершего — Изкор.
  • Эту молитву обязательно читать в синагоге во время утренней праздничной молитвы т.к. Изкор читают в присутствии свитка Торы.
  • Невыполнение содержащегося в тексте молитвы обета пожертвовать деньги на благотворительные цели обессмысливает ее.
  • Те, у кого живы оба родителя, покидают зал во время чтения Изкор. В течение первого года скорбящие сами не читают Изкор, но не покидают зал.
  • В Изкор называют еврейские имена покойного и его отца.

Текст молитвы Изкор

При чтении молитвы Изкор принято упоминать имя матери покойного, но если оно не известно, упоминается имя отца.

Посещение могилы

  • Евреи не кладут цветы или венки на могилу. Цветы, положенные на могилу, а тем более в гроб, — пережиток языческого обычая жертвоприношения духам предков, запрещенного евреям. Если по ошибке цветы уже принесены, их можно положить у могилы без обрядов и церемоний.
  • Запрещено принимать участие в религиозных и этнических ритуалах других конфессий и народов, однако разрешается участвовать в гражданских обрядах.
  • Подойдя к могиле, кладут левую руку на могильный камень.
  • Не принято посещать могилу дважды за одно посещение кладбища.
  • Принято посещать могилы предков и праведников в месяце элул (месяц перед Рош-hаШана) и в дни между Рош-hаШана и Йом-Кипуром.
  • Не принято посещать кладбище в те дни, когда не говорят покаянную молитву Таханун, а именно:
    в субботу и праздники;
    в Пурим — 14 и 15 числа месяца адар;
    а также (кроме тех случаев, когда на эти дни выпадает йорцайт): в течение всего месяца нисан;
    в Песах шени — четырнадцатого числа месяца ияр в Лаг ба-омер;
    в месяц сиван — с новомесячья и до двенадцатого числа;
    девятого числа месяца ав; пятнадцатого числа месяца ав;
    с Йом-Кипура до конца месяца тишрей;
    в Хануку;
    в Ту-би-шват — пятнадцатого числа месяца шват;
    в Пурим-катан (14 и 15 числа первого месяца адар в високосном году);
    в рош-ходеш (новомесячье).
  • Коhаним (потомкам тех, кто служил в храме) запрещено посещать кладбище.

Похоронное бюро

Информация о похоронном бюро «Хевра Кадиша»

При Санкт-Петербургской еврейской религиозной общине работает похоронное бюро — «Хевра Кадиша», куда Вы можете обратиться по вопросам:

  • организации похорон
  • законов траура
  • обычаев поминовения
  • заказа поминальной молитвы

Контакты

Лермонтовский пр. д. 2 (Информационный отдел).
Телефон: +7 (812) 713-81-86

Время работы

с 10 до 18 часов, кроме субботы и еврейских праздников.

Онлайн-форма обращения

* — обязательно для заполнения

Уход за могилами на Еврейском Преображенском кладбище С.Петербурга

Еврейская община Петербурга создала масштабный и беспрецедентный Интернет-проект www.jekl.ru, который позволяет найти любую из 80000 могил на еврейском кладбище Петербурга и удаленно заказать услугу по уходу за могилой. Введя в поле поиска фамилию, инициалы, год рождения и смерти покойного, вы получаете фотографию могилы и информацию о ее точном местоположении на кладбище. Кроме этого можно посмотреть карту кладбища и участка, и с точностью до нескольких метров определить, где находится могила. Из любой точки мира, можно прямо на сайте оформить бланк заказа, указав нужную услугу (от установки нового памятника до чтения поминальной молитвы). Сайт автоматически формирует счет, который можно оплатить через любой банк. Чтобы заказчик мог оценить результат, по завершении работ ему на электронный адрес высылается фотография могилы. Все работы осуществляются силами сотрудников кладбища, еврейская община выступает как посредник, контролирующий качество и сроки выполнения работ. Для еврейской общины это некоммерческий проект, заказчик оплачивает только работу сотрудников кладбища.

Заказ по уходу за могилой доступен и для тех, кто «не дружит» с компьютером. Для того, чтобы заказать уход за могилой можно обратиться в Информационный отдел Большой Хоральной синагоги , и сотрудники отдела оформят за вас заказ. Перед тем, как нанести визит в Информационный отдел позвоните и уточните время работы.
Информационный отдел находится на 3-м этаже Большой Хоральной Синагоги на Лермонтовском пр. д. 2.

Для тех, кто живет за границей, и затрудняется оформить заказ по уходу за могилой самостоятельно, сотрудники синагоги помогут оформить заказ по телефону +7 (812) 713-81-86

ДРЕВНИЕ ПОГРЕБЕНИЯ

Древние погребения

Первые в истории человечества известные захоронения — это погребение неандертальцев. В 1908 г. швейцарец Отто Гаузер сделал удивительное открытие: он нашел в долине реки Везерн (Франция) могилу неандертальского юноши, жившего несколько десятков тысячелетий назад. В неглубокой могиле лежал скелет на правом боку, правая рука под головой, ноги согнуты. Около скелета лежали кремневые орудия и несколько обожженных звериных костей: они были даны мертвому на дорогу в вечность. В 1938 г. было обнаружено погребение неандертальского мальчика в Узбекистане. Его кости лежали в мелком углублении. Вокруг черепа были воткнуты в землю рога сибирского козла, причем они образовывали вокруг черепа мальчика что-то вроде ограды.

Эти находки многих убедили в том, что человеческое сочувствие и уважение к мертвому восходят в истории человечества к самым древним временам. Известный археолог А. П. Окладников писал: «…неандерталец уже убедился, что мертвец — не просто «спящий», что по отношению к нему нужны особые заботы, качественно иные, чем касательно живого человека. Он не просто оставлял мертвеца на поверхности земли в той позе, в какой его застала смерть, а придавал ему, пока еще не окоченело тело, определенную, строго выдержанную позу; клал его не как пришлось, а в определенном направлении — головой на восток или запад, наконец, помещал его в яму и засыпал землей. Отсюда следует, что у неандертальца уже возникли какие-то идеи о качественно иной форме существования умерших после смерти, т. е. первые идеи о «жизни за гробом».

С первой эпохой позднего палеолита связаны и первые бесспорные погребальные обряды. Мертвых часто хоронили там же, где они до того жили, а сами люди покидали это место.

Иногда клали труп прямо в огонь очага, тело обгорало или превращалось в пепел и золу. В других местах мертвых хоронили в специально выкопанных могилах, причем зачастую обкладывали голову и ноги камнями. Кое-где на голову, грудь и ноги покойника накладывали камни, как будто хотели предупредить возможность для мертвого встать. Возможно, поэтому мертвых подчас связывали и хоронили в сильно скорченном виде. Покойников иногда оставляли в пещере, а вход в нее заваливали большими камнями. Нередко труп или только голову посыпали красной краской. С мертвым в могилу клали украшения, каменные орудия, пищу.

Для многих народов, находящихся на стадии первобытного общества, как отмечает С. Рязанов в книге «Философия смерти», свойственны также наземные захоронения. Так, первобытные племена австралийских аборигенов подсушивали тела своих умерших над медленным огнем, снимали с них кожу, окрашивали охрой и помещали нагими на помосте.

У другого австралийского племени тело покойного помещают на сплетенном из ветвей помосте, на сучьях дерева, и оставляют там, пока не обнажится весь скелет. После этого кости обертывают корой и уносят на особую поляну, где члены племени садятся вокруг них и плачут. После этой траурной церемонии кости относят обратно на дерево и уже окончательно оставляют там.

С. Крашенинников, посетивший в 1737-1740 годах Камчатку, отметил обряд погребения у камчадалов. Привязав ремень к шее мертвеца, его вытаскивают из юрты и почти тут же оставляют на съедение собакам. Считалось, что съеденный собаками покойник на том свете будет иметь хорошую собачью упряжку.

Отголоски обычаев наземных захоронений сохраняются в религиозных воззрениях огнепоклонников, исповедующих учение Заратустры (между Х и серединой VI вв. дон.э.; пророк и реформатор древнеиранской религии). Религия запрещает сжигать или зарывать в землю умерших, чтобы не осквернять тем самым огонь и землю, поэтому их тела отдают на съедение птицам.

В наше время в Бомбее проживают 100 тысяч парсов — потомков древних парсов-огнепоклонников. Здесь же, в Бомбее, существуют мрачные Башни молчания, служащие для погребальных обрядов парсов. Все деревья под этими башнями обычно облеплены тучами грифов и воронья, терпеливо ждущих своего часа. В дни похорон в Башни молчания имеют доступ только родственники умершего. Тело умершего парса по крутой лестнице поднимают на носилках на вершину башни и кладут на решетку совершенно раздетым. Носильщики стремглав убегают вниз, так как грифы немедленно набрасываются на добычу. В течение часа от мертвого тела остаются лишь кости. Когда грифы сделают свое дело, прислужники Башен молчания специальными щипцами сбрасывают останки под решетку в глубокий колодец на дно башни. Таким образом соблюдается неосквернение четырех священных стихий: огня, воды, земли и неба.

В середине 2-го тысячелетия до нашей эры рождается новая форма захоронения — кремация. Появляется новая идея — идея душ предков, которые, попадая с дымом погребального костра на небо, должны содействовать всем небесным операциям (дождь, туман, снег) на благо оставшихся на Земле.

В эпоху античности вплоть до периода Римской империи, наряду с погребением в землю, существовала также и кремация. Римские урны с пеплом обычно устанавливались в колумбарии (лат. columbarium — ниша голубятни). Так назывались ниши, в которых устанавливали урны с пеплом умерших. Они располагались в специально выстроенных для этой цели помещениях прямоугольной или овальной формы, которые строились также и под землей и вмещали до 700 ниш с замурованными урнами. В основном колумбарии, являлись местом захоронения бедных граждан.

Обряд трупосожжения был распространен очень широко. Помимо стран греко-римского мира, он соблюдался в Индии, Индокитае, Китае, Монголии, у древних финнов и славян. Таким образом, в дохристианские времена в мире существовали два основных способа захоронения — сожжение и погребение в землю. К последнему прибегали, в частности, древние египтяне и иудеи, от которых он был заимствован христианством и распространен в обеих частях Римской империи вместо общепринятого там прежде сожжения трупов.

Могилами у древних иудеев служили простые ямы, выкопанные в земле, или пещеры, которых множество в Палестине. Вход в пещеру заваливали камнем. Иногда могилы высекались в скалах и имели внутри вид обширной комнаты с маленькими боковыми камерами. Только царей и пророков погребали в городах. Богатые обыкновенно имели фамильные могилы и любили высекать их высоко в скалах. Считалось унизительным не быть погребенным в могиле своих отцов. Над могилами иногда ставили памятники из камней или высеченные из скалы. После зимних дождей могилы белили мелом для того, чтобы предупреждать единоверцев от осквернения при прикосновении к могиле, и потому Иисус Христос уподоблял фарисеев окрашенным, т.е. наружно красивым гробам, внутри наполненным костями мертвых и всякою нечистотою (Евангелие от Матфея, гл. 23, 27).

Монголы, наоборот, держали в тайне место захоронения своих ханов. Неизвестно до сих пор, где похоронен Чингисхан. В одной из монгольских летописей говорится, что над могилой Чингисхана прогнали табун в 10 тысяч лошадей, чтобы сровнять место погребения с землей.

Вспоминая древний Египет, нельзя не сказать о практике бальзамирования умерших.

Самой древней человеческой мумии — 7041 год. Она найдена не в Египте, а в Чили, и находится в настоящее время в Сантьяго, в национальном музее природы. Но, конечно, слово «мумия» ассоциируется у нас, в первую очередь, с культурой Древнего Египта.

Для процедуры бальзамирования умерших и церемонии погребения каста жрецов создала специальный церемониал. Манускрипт о смерти и сохранении тел умерших, названный позднее «Книгой мертвых», создали жрецы во времена первой египетской династии около 4266 г. до н. э.

Процесс мумифицирования был довольно долгим и кропотливым, он длился 70 дней. Сразу же после предполагаемой смерти человека жрец делал надрез на левой половине живота умершего и поспешно извлекал нож, чтобы не навлечь на себя гнев близких и родственников покойника. Такой обычай возник в результате случаев преждевременного ошибочного установления смерти. Затем помощники извлекали внутренние органы, за исключением сердца — средоточения души и мысли, тщательно промывали их ароматическими жидкостями и заполняли их миром и ароматическими веществами. Затем все вновь помещали на место и зашивали, натерев бальзамирующими веществами. С помощью хитроумного крючка через ноздри покойного извлекали по частям мозг, а полость черепа также заполняли специями. Тело обмывали солевым раствором и оставляли на 70 дней, затем обмывали еще раз, натирали камедью, обертывали полотнами тканей и помещали в деревянный саркофаг.

Плакальщицы — непременные участницы похорон на древнем Востоке. От них зависело, как пройдут похороны, наполнит ли «пение их глаза наши слезами» (Иеремия). Плакальщицы шли в погребальной процессии с распущенными волосами и обнаженной грудью. Например, египтяне верили, что плач профессиональных плакальщиц может вернуть к жизни умершего.

В древности близкие покойного громко сетовали на удары непостижимой судьбы. По обычаю, они тоже били себя в грудь, посыпали голову пеплом.

Многие дохристианские погребальные обряды отличались сложными церемониями и кровавыми жертвами. Наиболее суровыми и жестокими были обычаи при похоронах скифских вождей. Вот как их описывает греческий историк Геродот (IV в. до н. э.): после смерти царя разрезали живот умершего, вычищали его и наполняли шафраном, толченым ладаном, семенами сельдерея и аниса. Затем покрывали тело царя воском и возили по скифским селениям и станам. И только после этого тело предавали погребению в большой четырехугольной могиле в выбранном еще при жизни царя месте. В знак печали простые скифы обрезали себе кончик уха, волосы, делали надрезы на руках, распарывали кожу на лбу и носу, прокалывали левую руку стрелами.

Вместе с царем хоронили одну из его наложниц, а также виночерпия, повара, конюха, слугу, вестового, а затем лошадей, «первенцев» всякого скота; клали золотые и серебряные чаши, и над всем этим насыпали высокий холм.

В те времена, когда приверженцы христианства преследовались, погребения проводились тайно, в катакомбах, рудниках, каменоломнях. Для захоронений в катакомбах использовали стенные ниши — их закрывали плитами или замуровывали. Такие катакомбы обнаружены в Александрии, Риме, Неаполе, Сиракузах.

Христианство запретило кремацию как противоречащую учению о воскрешении из мертвых, и к 400 году в Римской империи кремация практически прекращается. В 768 г. последовал официальный церковный запрет.

В средневековой Европе простых крестьян и горожан хоронили в общих могилах, которые открывали всякий раз, когда нужно было положить нового покойника.

С установлением христианства как государственной религии сформировалась единая, дошедшая до наших дней погребальная обрядность. Изменить и поколебать ее не смогли не только движения многочисленных сект и ересей, но даже войны, революции и смена общественного строя.

Обряды и таинства. 2012

Законы и обряды траура

Наша жизнь временна. Приходит час, она обрывается, и человек предстаёт перед Создателем. Рабейну Там пишет в своей книге «а-Сефер а-Яшар»: «Наш мир схож с подземной пещерой в пустынном месте. Житель этой пещеры убеждён, что помимо неё ничего нет, хотя, выйдя, увидел бы он большие страны, и небо, и море, и солнце, и звёзды. Так человек, пока жив, будет думать, что нет иного мира, хотя, выйдя из него, увидит он грандиозный мир иной во всём его великолепии». В этой главе мы остановимся на законах, связанных с последними часами пребывания человека в этом мире и с теми обязанностями, которые падают на близких умершего.

Последние часы жизни еврея

В большую заслугу ставится человеку искреннее раскаяние перед смертью. Поэтому тот, кто тяжело болен и не знает, что несёт с собой каждый следующий день, должен произнести видуй (וידוי) — перечисление грехов, и во всех них раскаяться. Если он не в силах прочесть, может сказать видуй про себя, а если и это трудно, то кто-то другой читает ему видуй вслух и больной отвечает: «Если я, не дай Б-г, умру, пусть моя смерть искупит все мои грехи». Надо соблюдать такт и осторожность, напоминая больному о раскаянии, чтобы не напугать его и не повредить его здоровью. Тем, кто стоит у постели умирающего, запрещено покидать его до самого момента смерти; особенно важно находиться возле него во время исхода души из тела. Всё то время, пока ещё можно сохранить жизнь человека, нужно применять все необходимые для спасения способы лечения или оживления. Однако запрещены те методы лечения и ухода, в которых нет особой необходимости для спасения уже агонизирующего, т.к. они лишь способствую ускорению конца. Сразу после смерти стоящие возле отошедшего произносят полный текст Шма Исраэль (без благословений), приводимый в молитвенниках в Шахарит. Тело не покидают, кто-то должен остаться возле него читать Теилим; зажигают свечи. В комнате, где находится мёртвый, нельзя есть. Вступают в действие определённые законы, которые обязаны выполнять родственники умершего до его похорон ( אנינות ) и после них (אבלות). Семь степеней родства требуют соблюдения траура: отец, мать, сын, дочь, брат (даже если он только по отцу или только по матери), жена — по смерти мужа и муж — по жене. По младенцу, умершему до того, как ему исполнилось 30 дней, не требуется держать траур.

Перед погребением

Родственники умершего заботятся, прежде всего, обо всём, что связано с погребением умершего и похоронами, они обязаны также уберечь тело от анатомического вскрытия. Если нет особо важной на то причины, не откладывают похороны на утро следующего дня. Пребывающему в трауре, но ещё не похоронившему родственника, нельзя стричься, мыться, пользоваться косметикой, участвовать в званых или торжественных обедах, веселье. Он не говорит «шалом» в знак приветствия, не ест мяса и не пьёт вина, не занимается ремеслом и торговлей и не делает никакой тяжёлой работы. Он освобождается также от всех молитв и благословений (даже на пищу) и от соблюдения некоторых заповедей: не отвечает амен, не обязан читать Шма Исраэль, Шмонэ Эсрэ и т.п. Однако ему нельзя нарушать запреты, и поэтому перед едой он обязан омыть руки, хотя и без благословений аль нэтилат ядаим и а-Моци; утром после сна также омывает руки по три раза каждую и т.п. После того, как покрыта могила, родственники умершего снова должны молиться, благословлять (тфилин накладывают, лишь начиная со следующего дня после похорон). Поскольку в субботу не хоронят и забота о погребении не лежит в этот день на родственниках, то они обязаны соблюдать все мицвот. В субботу можно есть мясо и пить вино. Однако супружеские отношения запрещены.

Еврейский похоронный обряд

Родственники умершего должны позаботиться о достойных похоронах. Однако им нельзя переходить границы в выражении своей скорби: нельзя наносить царапины на лицо и тело, рвать на себе волосы и т.п. Порядок похорон обычно объясняется работниками Хевра Кадиша. Мы остановимся вкратце на самых общих и основных законах. Участники похорон произносят 91-ю главу Теилим: «Живущий под покровом Всевышнего…» и другие главы Теилим, принятые в таких случаях, а также молятся, чтобы Б-г сжалился над умершим и избавил его от наказаний. Принято давать милостыню во время похорон. Тот, кто приблизился к телу на расстояние в 4 амы и меньше, должен прикрыть свои цицит. Встретивший похоронную процессию, сопровождающую еврея в последний путь, должен присоединиться к ней и пройти хотя бы 4 амы со всеми участниками. Родственники умершего надрывают одежды. Обычно работники Хевра Кадиша указывают, как и когда это делается. До похорон можно переменить одежду, чтобы не порвать дорогое платье. Перед тем, как надорвать — совершить קריעה — произносят благословение: Барух Ата А-Шем Элокейну Даян а-Эмет. Эту заповедь исполняют стоя. Рвут руками, от горловины по направлению вниз, но не в бок. Если умерли родители, то дети надрывают все носимые одежды, кроме зимнего пальто и нательного белья. Надрывают в таком случае с левой стороны до уровня сердца. Остальные родственники (отец, мать, брат, сестра, муж или жена) надрывают только на один тэфах — 9,6 см. и только одну из носимых одежд, с правой стороны. Принято, что работники Хевра Кадиша начинают надрывать ножом, а родственник продолжает сам руками. Женщине, пребывающей в трауре, вначале помогает другая женщина и совершает крия (надрыв) так, чтобы не обнажать тело. Если умер отец или мать, то дети должны надорвать и те одежды, которые они переменят во время семи дней траура, за исключением субботних. О починке разорванной одежды по окончании траура надо спросить раввина. Женщина немедленно поправляет разорванные края булавками или неровным швом. Оплакивают умершего, вспоминая в речах его добрые дела и заслуги перед Б-гом и перед людьми. После того, как могила покрыта землёй, читают молитву Цидук а-дин. Родственники произносят специальный Кадиш. После похорон мужчины расходятся в стороны, образуя два ряда, и между ними проходят родственники умершего, разув обувь. Стоящие по сторонам выражают соболезнование. Возвращаясь с похорон, омывают руки по три раза каждую до того, как входят в дом. Коэну запрещено входить в помещение, где находится тело скончавшегося, а также подходить близко к могиле. Наоборот, если умер родственник, коэн обязан почтить его своим приближением. Подразумевается одна из семи степеней родства: отец, мать, сын, дочь, брат по отцу (но не по матери), незамужняя сестра по отцу, жена. Необходимо также, чтобы тела их были полностью целы, т.е. присутствовали все органы.

Первая трапеза после похорон

Соседи и друзья должны позаботиться о родственниках умершего, пребывающих в трауре, и принести им из своего дома пищу для первой трапезы после похорон. Принято готовить хлеб или круглые булки и крутые очищенные яйца: как они по форме замкнуты в себе, так и человек в скорби замкнут в себе; их круглая форма напоминает о том, что скорбь вращается в мире и переходит от одного человека к другому.

Семь дней скорби — шив-а (שבעה)

Они начинаются сразу после погребения умершего. Вот несколько основных законов, которые исполняет человек, находящийся в трауре:

  • он не выходит из дома в течение всех дней траура, кроме субботы;
  • на молитвы собирают миньян в его доме;
  • он не сидит на стуле, возвышающемся более, чем на 3 тэфаха, над полом;
  • нельзя носить кожаную обувь, даже если из кожи сделаны лишь отдельные её части;
  • пребывающие в трауре не отвечают «шалом» на приветствие и, тем более, не приветствуют первыми;
  • изучение Торы, веселящее сердце человека, запрещено скорбящему. Он имеет право изучать только темы, связанные с трауром или бедствиями: книгу «Иов», главы из Ирмиягу, содержащие обличение в грехах, третий раздел гмары «Моэд Катан», законы траура;
  • запрещено во время шив-а стирать и гладить, даже постороннему человеку нельзя это делать в доме скорбящего. Пребывающий в трауре не носит вообще свежевыстиранных одежд и, тем более, ничего нового. Не меняют в это время ни простыни, ни полотенца. Если же одежда испачкалась или пропиталась потом, можно переменить её;
  • нельзя мыть всё тело полностью даже в прохладной воде, однако можно сполоснуть ею руки, ноги и лицо. Мытьё горячей водой запрещено вообще, но в медицинских целях или для отмывания грязи оно позволено;
  • запрещено пользоваться косметическими мазями, жирами, маслами, мылом, кроме тех случаев, когда это требуется для медицинских целей или для удаления грязи;
  • скорбящий не бреется и не стрижётся, не отрезает ногти. Оторвать мешающий ноготь рукой или зубами можно;
  • супружеские отношения запрещены;
  • Нельзя заниматься ремеслом и другой работой, но можно привести в порядок дом и готовить пищу.

В доме скорбящего покрывают накидками зеркала и картины. Зажигают свечу в память по умершему для возвышения его души (לעילוינשמתו). Эту свечу оставляют гореть и на время субботы во время семи дней траура (лучше зажечь её в комнате, где умер человек, а если это невозможно, то там, где он жил). Скорбящий не соблюдает траур публично во время субботы, поэтому он может носить кожаную обувь, идти в синагогу, менять одежду. Супружеские отношения запрещены и в субботу. На седьмой день утром, после молитвы утешают скорбящего и он завершает семь траурных дней. Если, скажем, траур начался во вторник (независимо от того, похоронен умерший накануне ночью или в течение дня), скорбящий прекращает исполнение законов траура в понедельник утром.

Молитвы в течение шив-а — первых семи дней

В доме собирают миньян. Приносят свиток Торы, чтобы читать по нему, по крайней мере, три раза. Тот, кто пребывает в трауре, произносит Кадиш, сыновья молятся в качестве шлихэй цибур. В конце молитвы читают 49-ю главу Теилим, а в те дни, когда не произносят Таханун, и на исходе субботы произносят вместо этого главу 16. В доме, где сидят шив-а? не произносят Таханун, Кель Эрех Апаим, Ла-менацеях мизмор лэ-Давид яанха Ашем бэ-йом цара.

.

Все семь дней после молитвы изучают главы из Мишны ради возвышения души умершего ( לעילוינשמתו ). По обычаю выбирают те отрывки, которые начинаются с букв имени умершего. Принято также изучать отрывки 4-7 седьмой части трактата «Микваот». Начальные их буквы составляют слово נשמה — душа. После этого произносят молитву Анна, приводимую в конце книги мишнаёт.

Ради возвышения души

Сын, читающий Кадиш по отцу или матери, возвышает их души на Высшем суде. Кадиш восславляет и освящает Имя Б-га и содержит молитву о том, чтобы Оно было признано всеми живущими.

Если покойный не оставил после себя сына, то Кадиш читает другой родственник. Произносят его в течение 11 месяцев. Сын также молится как шлиах цибур. ради возвышения души усопшего на всех молитвах, кроме субботы и праздника. Особенно это важно в Арвит на исходе субботы.

Почтить родителей и сделать им добро, возвышая их души пред Всевышним, можно и после их смерти. В святой книге «Зоар» написано, что сын, идущий путями Торы, исполняет тем самым мицву почитания отца и матери. Также высоко почитают в Вечном мире душу умершего, если сын его учит Тору.

Утешение скорбящих

Утешение скорбящего является мицвой милосердия.

.

Входя в дом скорбящего и покидая его, не говорят «шалом», не обнимаются, сидят молча, пока сам скорбящий не начнёт говорить. После этого стараются поддержать его морально, успокоить и примирить с решением Неба.

.

Вставая перед уходом, говорят ему: а-Маком йенахем отха бэ-тох ш-ар эвлей Цийон в-Ирушалаим — «Всевышний утешит тебя вместе с остальными скорбящими Сиона и Иерусалима».

.

Тот, кому не удалось во время шив-а утешить скорбящего, говорит ему эту фразу в течение 30 дней траура. По истечении этих дней говорят просто титнахем — «утешься!». Если же это траур по отцу или матери, то говорят скорбящему всю фразу утешения в течение 12 месяцев.

Шлошим — тридцать дней траура

Шлошим продолжаются после шив-а ещё 23 дня. В это время человек, пребывающий в трауре:

  • не бреется;
  • не стрижётся;
  • не обрезает ногтей ножницами (можно оторвать мешающий ноготь зубами или рукой);
  • не купается и не моется для удовольствия (для удаления пота и грязи можно мыться в прохладной воде);
  • не одевает новых, чистых или отглаженных одежд (можно пользоваться такой одеждой, если другой человек немного поносил ей перед этим);
  • не заходит в места, где празднуют, на торжественные вечера, везде, где есть музыка, праздничное угощение или встреча друзей за столом;
  • ему не говорят в знак приветствия «шалом», но он может сказать «шалом» и ответить, если по ошибке его приветствовали;
  • он меняет своё место в синагоге (не приближаясь при этом к восточной стене) на 30 дней, а тот, кто скорбит по отцу или матери, — на все 12 месяцев.

Траур в праздники

Тот, кто пребывал в трауре перед Рош Ашана, Йом Кипуром, Суккот, Песахом, Шавуот, — даже если траур продолжался только несколько часов, прекращает его полностью с наступлением праздника. Если праздник выпадает на «шлошим», то и они отменяются.

Это верно и в том случае, когда седьмой день траура выпал на самый канун праздника (эрев хаг), т.к. с утра седьмого дня законы шив-а прекращаются и входят в силу законы «тридцати дней», которые и будут отменены наступающим праздником.

Однако, если похороны состоялись в холь а-моэд, то по окончании праздника соблюдают семь дней траура. При этом счёт шлошим — тридцати дней ведётся с момента погребения.

Двенадцать месяцев

Траур по отцу или матери продолжается 12 месяцев (даже если год високосный, т.е. в нём 13 месяцев). Пребывающие в трауре:

  • не бреются и не стригутся. Однако, если волосы стали слишком длинны, то можно постричься;
  • не принимают участие в свадьбах и т.п.;
  • их не приветствуют словом «шалом»;
  • меняют место в синагоге.

Весть «близкая» и весть «далёкая»

Если весть о смерти родственника пришла в течение 30 первых дней после смерти, соблюдаются все законы траура. Это называется «весть близкая». После тридцати дней — «весть далёкая», и законы траура при ней облегчаются:

  • вместо шив-а сидят лишь один час;
  • шлошим не соблюдают, но по отцу или матери держат траур 12 месяцев с момента смерти.

Памятник над могилой — мацейва

По традиции после шив-а ставят памятник. Обязанность поставить его падает на всех членов семьи. На памятнике не должно быть скульптурных изображений человека и животных.

Евреи не кладут цветов или венков к могиле, как это принято у других народов, поскольку Тора запрещает заимствовать чужие обычаи. Когда памятник поставлен, говорят надгробные речи, вспоминая о заслугах умершего перед Б-гом и перед людьми.

День памяти — йорцайт

Годовщина со дня смерти называется «день памяти» (йом а-зикарон) или йорцайт. В субботу накануне дня памяти сына вызывают к Торе. В течение этой субботы, на её исходе, а также в сам день годовщины сын молится как шлиах цибур и читает Кадиш. В день памяти его вызывают к Торе, если в этот день есть чтение Торы. В день годовщины принято зажигать свечу и учить главы из Мишны ради возвышения души умершего, а также молиться на могиле отца и матери. Читают 33, 16, 57, 72, 91, 104 и 130-ю главы Теилим. После этого произносят те стихи из главы 119, которые начинаются с букв, составляющих имя умершего и затем — стихи, начальные буквы которых составляют слово נשמה — душа. Как заключение мы хотим привести сказанное в книгах пророков о грядущих днях: «Уничтожит смерть навечно и сотрёт Б-г слезу с каждого лица». В последней из 13 основ веры сказано: «Я верю всем сердцем, что осуществится воскрешение мёртвых в час Б-жественного желания, да будет Имя Его благословенно во веки веков».

Из книги рава Зеева Гринвальда «Суббота. Праздники. Будни»

Своеобразный образ жизни евреев основан на определенных представлениях о боге и о месте человека в обществе и во вселенной. Точно так же ритуалы, связанные со смертью и похоронами у евреев отображают определенное отношение к богу, к природе и к проблеме добра и зла.

Все эти ритуалы сопровождаются вербальными молитвами, погребальной процессией в сочетании с молчанием или соответствующими речами.

Хевра Кадиша (חברה קדישא)

Еще до смерти, в последние часы жизни человека, принято вызывать к нему раввина, чтобы он помог умирающему подготовить себя к достойному уходу из жизни.

В иудаизме тело считается священным вместилищем души и поэтому к нему относятся с надлежащим уважением. Большинство синагог помогают в подготовке к похоронам.

Во многих общинах есть Хевра Кадиша — «Святое братство», похоронное сообщество, которое традиционно отвечает за подготовку человека к уходу из жизни и выполнение надлежащих ритуалов сразу после смерти, а также за проведение похорон.

Возле тела всегда должен кто-то находиться, нельзя оставлять его наедине. Также возле тела запрещено есть и пить. Члены этого общества совершают ритуал омовения тела, который сопровождается молитвами.

Затем покойного одевают в традиционный саван, предназначенный для похорон, сшитый вручную из белой материи. Всех евреев, как богатых, так и бедных принято хоронить в этом белом саване, что свидетельствует о равенстве перед смертью.

Иудаизм не запрещает хоронить умерших в гробу, однако в некоторых местах (например, в Израиле) принято хоронить умерших без гроба.

В тех же местах, где принято хоронить в гробу, принято использовать простой деревянный гроб, без украшений, что, как и саван, указывает на равенство всех пред лицом смерти.

В дне гроба обычно снимают одну из досок, однако если это невозможно, достаточно, чтобы в гробу была щель длиной в 4 см. Это нужно для того, чтобы тело покойного находилось в непосредственном контакте с землей, поскольку человек, созданный из праха, должен возвратиться в прах.

Существует обычай класть в гроб немного земли из Израиля.

Не принято смотреть на тело умершего, поскольку человек создан по подобию Бога, а в мертвом теле это подобие нарушена, кроме того, родственники должны запомнить покойного таким, каким он был при жизни, а не его посмертный образ.

Похороны должны состояться вскоре после смерти, так как считается, что душа возвращается к Богу, и тело должно быть возвращено в землю как можно скорее. Это также помогает родственникам умершего осознать реальность смерти и быстрее оправиться от утраты.

Похороны запрещены во время Шаббата и праздника. Во время похорон в доме умершего читают псалмы и молитвы. Друзья удостоенные чести нести гроб должны остановиться семь раз на дороге, ведущей к месту погребения.

Каждый человек присутствующий на похоронах должен опустить три лопаты с землей в погребальную яму и произнести при этом: «Да упокоится его душа с миром».

Лопата не передается из рук в руки следующему участнику похорон, а втыкается в землю, чтобы избежать «передачи смерти».

После того, как тело скроется под землей, члены семьи умершего совершают ритуал разрывания одежды. Они надрывают свою одежду, так, чтобы оголить сердце.

Женщины не совершают этот обычай из скромности или только немного надрывают верхнюю одежду. Этот обычай призван дать выход эмоциям, чтобы родственники быстрее оправились от потери.

Все участники похорон дожидаются момента, когда могила будет полностью засыпана землей.

После похорон все моют руки, что является символом очищения.

После погребения все участники похорон возвращаются домой и едят особую трапезу, которая называется сеудат хавраа. Эта трапеза символизирует утешение для друзей и соседей.

Традиционная часть этой трапезы — сваренные вкрутую яйца, которые своей круглой формой напоминают о чередовании жизни и смерти.

Для близких родственников покойного начинается период траура, который называется шива (семь). Он длится 7 дней, в течение которых родственники не выходят из дома, в то время как соседи и друзья приносят им пищу.

В течение этих семи дней скорбящие родственники не пользуются косметикой, не бреются и не стригут волосы, так как это считается признаком тщеславия.

Им запрещено носить кожаную обувь, есть мясо, пить вино и вступать в половую связь.

Зеркала выносят из дома, поворачивают к стене или закрывают белыми простынями, чтобы избежать любой формы проявления тщеславия.

Они сидят на низких стульчиках или на полу, чтобы выразить свое горе. На седьмой день они начинают постепенно выходить из дома, но в сопровождении друзей или родственников.

После окончания семи дней траура они должны посетить службу в синагоге в первый Шаббат.

После окончания шивы, начинается еще один период траура, который называется шелошим (тридцать). Он продолжается вплоть до тридцатого дня после смерти.

В течение этого времени скорбящие родственники возвращаются к своей работе, но не посещают торжественных мероприятий, например, свадьбы и вечеринки.

Они не посещают могилу умершего. Эта мера также необходима для того, чтобы они смогли смириться с утратой.

Через год после смерти члены семьи собираются возле могилы для установки надгробного памятника. Надгробный памятник играет большую роль для скорбящих, так как он является символом нового начала. Во время установки надгробного памятника читают молитвы.

На надгробном памятнике принято писать имя покойного, дату его рождения и дату смерти на иврите, иногда также на местном языке или только на нем.

В некоторых общинах принято ставить памятник раньше, например по окончании месячного или одиннадцатимесчного трауного периода, когда заканчивают читать молитву «Кадиш» Подобно остальным еврейским традициям, еврейские ритуалы, связанные со смертью и похоронами свидетельствуют об их практичности.

Эти ритуалы свидетельствуют о почтении и уважении к мертвым; с другой стороны, иудаизм не поддерживает чрезмерный траур, поэтому не принято ходить на кладбище в любое время, а только в годовщину смерти или другие подобные даты.

Однако, это не строгий запрет, он лишь призван дать человеку возможность служить Богу в радости, что является основной его задачей в этом мире. Это также одна из причин, по которым запрещено строить кладбище в черте города.

[ad01]

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *