Загадки, пословицы, приметы, поговорки и стихи о животных

Загадки, пословицы и стихи о лисе

Загадки, пословицы и стихи о волке

Загадки, пословицы и стихи о зайце

Загадки, пословицы и стихи о бобрах

Загадки и стихи про улитку

Загадки, пословицы и стихи про оленя

Загадки, пословицы и стихи про белку

Загадки, пословицы и стихи про ежа

Загадки, пословицы и стихи про змей

Загадки, пословицы и стихи про хомяка

Загадки, пословицы и стихи про крота

Загадки, пословицы и приметы про лягушку

Мир животных очень разнообразен, люди зависили и до сих пор зависят от мира живой природы, поэтому ничего удивительного, что этот многогранный мир нашел свое отражение в народном творчестве. Мы собрали материалы о животных (зверях, птицах, рыбах, земноводных) в виде малых литературных форм — загадок, примет, поговорок и стихов. На многих занятиях (по ознакомлению с природой или окружающим, а также занятиях по развитию речи) эти материалы будут служить серьезным подспорьем для педагога.

Загадки, а также пословицы-поговорки и приметы будут разбиты по отдельным видам — наиболее «популярным» и широкораспространенным видам будут посвящены отдельные страницы, а загадки о более редких видах животных будут сгруппированы вместе. Все загадки с ответами, пословицы, поговорки, приметы и стихи о животных в структуре страницы будут расположены именно в этой последовательности.

Родительское собрание Развитие речи детей̆ 6-7 лет.

Цель: Повышение родительской компетентности в вопросах речевого развития детей дошкольного возраста

Оборудование:

-Памятки для родителей.

Подготовительная работа:

-оформление выставки дидактических игр, направленных на развитие речи дошкольников;

-изготовление памятки для родителей.

Ход мероприятия.

Уважаемые родители, если нет возражений, я начну с доклада на тему: «Развитие речи детей 6-7 лет».

Удовлетворяя любознательность детей, вы тем самым помогаете ему приобрести навыки учебной деятельности. В первые шесть лет дети учатся больше, чем за всю остальную жизнь. Для родителей важно знать, как играть с детьми, так как игра – первый помощник для всестороннего развития дошкольника. Все, чему родители и дошкольное образовательное обучение научили детей, то и является солидным фундаментом в дальнейшем обучении ребенка.

Начало обучения в школе – новый этап в жизни ребенка, требующий определенного уровня готовности к этому этапу и учебной деятельности. Прежде всего, необходима сформированность желания учиться, то есть мотивационная готовность. Без осознания «надо» ребенок не сможет успешно обучаться. Подготавливая ребенка к школе необходимо научить его слушать, видеть, наблюдать, запоминать, анализировать.

Фундаментом для успешной подготовки и адаптации ребенка к школе являются:

  • физическое здоровье;
  • развитый интеллект;
  • умение общаться со сверстниками и взрослыми;
  • выносливость и работоспособность;
  • умение читать и считать;
  • хорошая память и внимание;
  • инициативность, воля, способность действовать самостоятельно.

Мне хотелось бы наиболее глубоко остановиться на развитии речи детей 6-7 лет.

Для определения слабых мест в речевом развитии детей, нужно узнать какие умения, относящиеся к развитию речи, необходимы ребенку 6-7 лет:

произносить все звуки речи и различать их на слух;

использовать в речи синонимы, антонимы, существительные с обобщающим значением; отвечать на вопросы и задавать их; составлять рассказы о предметах (по плану, предложенному взрослым, по картинке, по серии сюжетных картинок); строить сложные предложения разных видов; находить слова с определенным звуком; определять место звука в слове; составлять сложные предложения из 3-4 слов; разбивать слова на слоги; различать разные жанры художественной литературы: сказку, рассказ, стихотворение; самостоятельно, выразительно, последовательно передавать содержание небольших литературных текстов, драматизировать небольшие произведения.

Именно родители могут помочь ребенку избежать некоторых трудностей следующим образом:

1). Уделите особое внимание развитию произвольности: учите ребенка управлять своими желаниями, эмоциями, поступками, он должен уметь подчиняться правилам поведения, выполнять действия по образцу.

2). Необходимо ежедневно заниматься с ребенком в области развития речи:

тренируйте умения определять и объяснять свой выбор времени года на улице и картинках;

развивайте связную речь детей, пересказывая сказки, содержание мультфильмов;

составляйте рассказы по картинкам и на основе впечатлений, следя за правильным произношением и дикцией ребенка;

проговаривайте с ребенком скороговорки и чистоговорки;

развивать слуховое внимание и восприятие;

развивайте у ребенка интерес к общению со сверстниками и взрослыми, умениелегко вступать в контакт и находить выход из проблемных ситуаций общения, признавая авторитет взрослых;

учить ребенка принимать учебную задачу, то есть внимательно слушать и понимать задание или, при необходимости, уточнить его;

тренировать ребенка в назывании текущего месяца и последовательности дней недели;

учить, в определенном порядке называть адрес, фимилию, имя, имя, отчество родителей.

Домашние занятия с детьми по развитию речи должны проводиться в течение всего дня. Например, по дороге в детский сад и домой, задавая вопросы ребенку, или в домашних условиях при организации совместных игр с ребенком.

Помните, что для ребенка 6-7 лет игра со взрослыми и сверстниками является основным способом развития речи. Поэтому в занятия, организованных в домашних условиях необходимо включать игровые элементы, заинтересовывая тем самым детей, давая мотивацию и настрой на успех.

Основной задачей работы с детьми старшего дошкольного возраста по усвоению фонетической стороны речи и правильному произнесению всех звуков родного языка является дальнейшее совершенствование речевого слуха, закрепление навыков четкой, правильной, выразительной речи.

Дети могут уже четко дифференцировать, что такое звук, слово, предложение. Для отработки дикции, силы голоса, темпа речи используются скороговорки, чистоговорки, загадки, потешки, стихи. И игры на развитие речи, основные из которых вы сможете увидеть в памятках, которые будут Вам вручены после окончания родительского собрания.

Старайтесь больше времени уделять своим детям.

Также необходимо использовать обучающие игры, такие как: лото, домино, пазлы, парные картинки, проговаривая действия вслух.

Чтобы обеспечить чистоту и плавность речи детей, избавить ее от лишних пауз и запинок, предлагаю проводить тренировки речевого дыхания, при помощи ниже перечисленных игр и упражнений: «Ветреная мельница», «Узнай цветок», «Чья птичка улетит дальше?» и другие.

Предлагайте детям на одном выдохе произносить: чистоговорки и небольшие скороговорки.

Тренировка движений пальцев рук оказывает большое влияние на развитие речевой активности.для развития мелкой моторики используйте: мозайки, коробочки для собирания мелких камешков, наборы бусинок разной величины, пособия по застегиванию пуговиц и завязыванию шнурков, пальчиковый и варежковый театр.

Дети очень нуждаются в поддержке, поощрении, похвале со стороны взрослых, так как они стремятся быть самостоятельными.

Не надо заставлять своего ребенка заниматься и ругать за плохо выполненную работу, а лучше заинтересовать его тем или иным заданием либо игрой, а в конце найти хорошо выполненный фрагмент в работе, пусть даже маленький, похвалив его за выполненное задание. Важно, чтобы ребенок постепенно втягивался в интеллектуальную деятельность и сам процесс обучения становился для него потребностью.

Уважаемые родители, предлагаю вам воспользоваться данными советами в области развития речи. Весь наглядно-информационный материал вы можете найти в «Уголке для родителей» и в пособиях, выложенных мною на столах. После собрания вы можете с ними ознакомиться.

Спасибо за внимание. Если есть вопросы, пожалуйста задавайте.

И напоследок хочется вам пожелать: «Любите своих детей и помогайте им. Дети – это самое дорогое, что у Вас есть!».

«Любите своих детей

и помогайте им.

Дети – это самое дорогое,

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Развиваем речь, играя

Для детей от 6 до 7 лет

«Похожие слова»

Цель: расширение словаря синонимов, развитие умения определять схожие по смыслу слова.

Называем ребёнку ряд слов, и просим определить, какие два из них похожи по смыслу и почему. Объясняем ребёнку, что похожие слова — это слова-приятели. А называют их так, потому что они похожи по смыслу.

Приятель — друг — враг;

Грусть — радость — печаль;

Еда — очистки — пища;

Труд — завод — работа;

Танец — пляска — песня;

Бежать — мчаться — идти;

Думать — хотеть — размышлять;

Шагать — сидеть — ступать;

Слушать — глядеть — смотреть;

Трусливый — тихий — пугливый;

Старый — мудрый — умный;

Бестолковый — маленький — глупый;

Смешной — большой — огромный.

«Два приятеля»

Цель: развитие словаря синонимов.

Придумай слова-приятели к данным словам: крошечный — (маленький), смелый — (храбрый), прекрасный — (красивый) и т.д.

«Семейная олимпиада»

Цель: уточнение связей прилагательного и существительного, развитие словаря признаков.

В эту игру интереснее играть всей семьёй, а соревновательный азарт будет способствовать интересу у ребёнка к таким играм.

«Два брата»

Цель: развитие словообразования при помощи суффиксов -ИЩ-, -ИК-.

Для этой игры нам понадобятся картинки двух разных человечков.

Предлагаем ребёнку послушать историю о двух братьях.

Жили-были два брата. Одного звали Ик, он был низкого роста и худенький. А другого звали Ищ, он был толстый и высокий. У каждого из братьев было своё жилище. У Ика был маленький домик, а у Ища — большой домище. У Ика был носик, а у Ища — носище. У Ика были пальчики, а у Ища — пальчища.

Предлагаем ребёнку подумать, что могло бы быть у каждого из братьев в их облике, доме. Если ребёнок затрудняется, можно продолжить дальше, называя предмет только одного из братьев.

«Назови ласково»

Цель: закрепление согласования прилагательного с существительным, образование уменьшительных форм прилагательных.

Мы сегодня будем играть в ласковые слова. Послушай, как красиво звучит:

Цветок красный, а цветочек красненький.

Далее мы произносим только часть фразы, а ребёнок ее заканчивает.

Яблоко сладкое, а яблочко … (сладенькое).

Чашка синяя, а чашечка … (синенькая).

Груша жёлтая, а грушка … (желтенькая).

Ведро синее, а ведерко … (синенькое).

Солнце теплое, а солнышко … (тепленькое).

Цыпленок пушистый, а цыпленочек … (пушистенький).

Дом низкий, а домик … (низенький).

Морковь вкусная, а морковочка … (вкусненькая).

«Магазин посуды»

Цель: расширение словаря, развитие умения подбирать обобщающее слово, развитие речевого внимания.

Для этой игры лучше использовать настоящую посуду.

Давай поиграем в магазин. Я буду покупателем, а ты продавцом. Мне нужна посуда для супа — супница. Посуда для салата — салатница; посуда для хлеба — хлебница; посуда для молока — молочник; посуда для масла — маслёнка; посуда для конфет — конфетница; посуда для сухарей — сухарница; посуда для соли — солонка; посуда для сахара — сахарница.

После проговаривания всей имеющейся посуды, можно поменяться ролями. Наша задача побуждать ребёнка произносить названия посуды самостоятельно.

«Найди по цвету»

Цель: закрепление согласования прилагательного с существительным в роде и числе.

Для этой игры нам понадобятся картинки с изображением предметов разного цвета.

Называем цвет, употребляя прилагательное в определенной форме (род, число), а ребёнок находит предметы данного цвета, которые подходят к этой форме прилагательного. Например:

Красное — яблоко, кресло, платье.

Желтая — репа, краска, сумка.

Синий — василек, баклажан, карандаш.

«Выбери правильное слово»

Цель: развитие мышления, речевого внимания.

Из предложенных слов, обозначающих признаки предмета, предлагаем ребёнку выбрать одно, наиболее подходящее по смыслу.

Подумай и скажи, какое слово подходит больше других?

Весной дует … (жаркий, теплый, знойный) ветер.

На лугу распустились … (зеленые, синие, красные) маки.

Мама взяла в лес … (сумку, пакет, корзинку).

Дед Мороз приходит в гости …(осенью, весной, зимой).

Собака живет… (в лесу, в конуре, в берлоге).

Поезд едет по…(дороге, воде, рельсам).

«Найди картинку»

Цель: развитие анализа и синтеза.

Цель: развитие анализа и синтеза.

Нам понадобятся картинки с изображением различных видов транспорта.

Посмотри на картинки и назови ту, о которой можно рассказать, используя слова:

аэропорт, небо, пилот, стюардесса, крылья, иллюминатор;

рельсы, купе, вокзал, вагон, проводник, перрон;

причал, море, капитан, палуба, моряк, берег;

шоссе, кондуктор, водитель, остановка;

эскалатор, турникет, платформа, поезд, станция, машинист.

«Скажи наоборот»

Цель: расширение словаря антонимов.

Для этой игры нам понадобится мяч.

Бросаем мяч ребёнку и произносим слово. Ребенок, возвращая мяч, называет слово, противоположное по значению.

Сейчас мы превратимся с тобой в упрямцев, которые делают всё наоборот. Я бросаю тебя мяч и называю слово, а ты говоришь наоборот. Например: темно, а наоборот — светло.

ДРУГ … ВРАГ

ДЕНЬ … НОЧЬ

РАДОСТЬ … ГРУСТЬ (ПЕЧАЛЬ)

ЖАРА … ХОЛОД

ЗЛО … ДОБРО

ПРАВДА … ЛОЖЬ

ХОРОШО … ПЛОХО

ТЯЖЕЛО … ЛЕГКО

ВЫСОКО … НИЗКО

МОЖНО … НЕЛЬЗЯ

ТРУДНО … ЛЕГКО

БЫСТРО … МЕДЛЕННО

ГОВОРИТЬ … МОЛЧАТЬ

ПОКУПАТЬ … ПРОДАВАТЬ

ПОДНИМАТЬ … ОПУСКАТЬ

БРОСАТЬ … ПОДНИМАТЬ

ПРЯТАТЬ … ИСКАТЬ

ЗАЖИГАТЬ … ТУШИТЬ

УЧИМСЯ ГОВОРИТЬ ВЫРАЗИТЕЛЬНО

Дети седьмого года жизни чётко улавливают оттенки настроения взрослых.

По тону вашего голоса, по интонации малыш может легко определить ваше отношение к нему, к происходящему, почувствовать напряжение, радость, огорчение. Естественно, ребёнок хорошо понимает и различает, когда вы разговариваете с ним заинтересованно, а когда — формально. Реакция ребёнка на ваши слова также будет либо искренней, либо формальной. Если вы только делаете вид, что слушаете какой-то рассказ, описание, впечатления малыша, то ребенок постарается побыстрее закончить, пробормотать то, что собрался рассказывать, и замкнётся.

Чаще общайтесь с ребёнком, показывайте, что сопереживаете ему, хотите понять его — и тогда он полностью раскроется перед вами, вы узнаете, что чувствует ваш малыш, о чем думает, почему он решил вам довериться.

От того, как вы будете разговаривать с ребёнком, насколько интонационно выразительна, мелодична, эмоционально окрашена будет ваша речь, зависит и качество речи малыша. В норме ребёнок шестого года жизни различает вопросительную, побудительную, повествовательную интонации, может передавать голосом оттенки чувств, эмоций.

У детей с речевыми нарушениями имеются нарушения интонационной выразительности речи, процессов восприятия и воспроизведения интонационных структур предложения.

Однако в этом возрасте дети могут запинаться, повторять слова, говорить очень быстро. Для того чтобы запинки не стали постоянными, быстрый темп речи не закрепился, взрослым не следует торопить малыша, ускорять его речь, нужно дать ему спокойно высказать свою мысль. Сделать речь ребёнка более выразительной, эмоционально богатой помогут и следующие упражнения.

Прочитайте ребёнку с выражением стихотворение, в котором приведены «высказывания» различных животных, говоривших разными голосами:

— Кто сломал в лесу малину? — — Кто таскал наш мёд из улья? —

Тонко заяц пропищал. Дружно пчёлы прожужжали.

Ушки зайца шевелились, Что же бедным пчёлам думать —

Он от страха весь дрожал. Съеден мёд, а кем — не знают.

— Кто болото взбаламутил? — Громко квакнула лягушка.

Из воды болотной мутной. Чуть видна её макушка.

— Кто тут чем-то недоволен? Грозный рык в лесу раздался.

— Я поел малинки вволю! На полянке я топтался!

— Предложите ребёнку вставлять одну и ту же повторяющуюся фразу в стихотворение, используя разные интонации:

Проснулся утром Вадик Когда они поели,

И поспешил узнать, То Вадик стал играть.

На маму хитро глядя: Сказал, закончив дело:

— Пойдём с тобой гулять? — Пойдём с тобой гулять!

И мама отвечала:

— Ну что ж, не будем ждать. Уж коли обещала

— Пойдём с тобой гулять!

«Поиграйте с ребёнком дома»

(дидактические игры по развитию речи)

«Закончи предложение» (употребление сложноподчинённых предложений)

-Мама положила хлеб… куда? ( в хлебницу)

-Брат насыпал сахар… куда? ( в сахарницу)

-бабушка сделала вкусный салат и положила его… куда? ( в салатницу)

— Папа принёс конфеты и положил их … куда? (в конфетницу)

-Марина не пошла сегодня в школу, потому что… ( заболела)

-Мы включили обогреватели, потому что… (стало холодно)

-Я не хочу спать, потому что… ( ещё рано)

-Мы поедем завтра в лес, если… (будет хорошая погода)

-Мама пошла на рынок, чтобы… (купить продукты)

-Кошка забралась на дерево, чтобы…(спастись то собаки)

«Кому угощение?» ( употребление трудных форм существительных)

Воспитатель говорит, что в корзинке подарки для зверей, но боится перепутать кому что. Просит помочь. Предлагаются картинки с изображением медведя, птиц — гусей, кур, лебедей, лошади, волка, лисы, рыси, обезьяны, кенгуру, жирафа, слона. Кому мёд? Кому зерно? Кому мясо? Кому фрукты?

«Назови три слова» (активизация словаря)

Дети становятся в шеренгу. Каждому участнику по очереди задаётся вопрос. Нужно, делая три шага вперёд, давать с каждым шагом три слова-ответа, не замедляя темпа ходьбы.

-Что можно купить? (платье, костюм, брюки)

-Что можно варить? Что можно читать? Чем можно рисовать? Что может летать? Что может плавать? Что (кто) может скакать? И т. д.

«Кто кем хочет стать?» (употребление трудных форм глагола)

Детям предлагаются сюжетные картинки с изображением трудовых действий. Чем заняты мальчики? ( Мальчики хотят сделать макет самолёта) Кем они хотят стать? (Они хотят стать лётчиками). Детям предлагается придумать предложение со словом хотим или хочу.

«Зоопарк» (развитие связной речи).

Дети садятся в круг, получая по картинке, не показывая их друг другу. Каждый должен описать своё животное, не называя его, по такому плану:

1. Внешний вид;

2. Чем питается.

Для игры используются «игровые часы». Вначале крутят стрелку. На кого она укажет, тот начинает рассказ. Затем вращением стрелки определяют, кто должен отгадывать описываемое животное.

«Режим дня»

8-10 сюжетных или схематических картинок о режиме дня. Предложить рассмотреть, а затем расположить в определённой последовательности и объяснить.

«Кто кем был или что чем было»

(активизация словаря и расширение знаний об окружающем).

«Назови как можно больше предметов»

(активизация словаря, развитие внимания).

Дети становятся в ряд, им предлагается по очереди называть предметы, которые их окружают. Назвавший слово — делает шаг вперёд. Выигрывает тот, кто правильно и чётко произносил слова и назвал большее количество предметов, не повторяясь, и таким образом оказался впереди всех.

«Подбери рифму» (развивает фонематический слух).

Воспитатель объясняет, что все слова звучат по-разному, но есть среди них и такие, которые звучат немножко похоже. Предлагает помочь подобрать слово.

По дороге шёл жучок,

Песню пел в траве … (сверчок).

Можно использовать любые стихи или отдельные рифмы.

УЧИМСЯ РАССКАЗЫВАТЬ.

Массовое явление, связанное с низким уровнем речевого развития детей, обусловлено серьезными причинами. Компьютер широко вошел в нашу повседневную жизнь. Дети мало общаются, их речевой опыт ограничен, языковые средства несовершенны. Потребность речевого общения удовлетворяется недостаточно. Разговорная речь бедна, малословна. Резко снизился интерес детей к чтению. Социальные проблемы общества не позволяют родителям уделять достаточно внимания всестороннему развитию своих детей.

Одна из самых важных задач обучения дошкольников – это развитие связной речи. Каждый ребенок должен уметь содержательно, грамматически правильно, связно и последовательно излагать свои мысли. Это поможет ему преодолевать молчаливость и застенчивость, быть общительным, уверенным в своих силах. В то же время речь ребенка должна быть живой, непосредственной, выразительной.

После шести лет, когда у ребенка появляется достаточно большой запас знаний об окружающем мире, он с удовольствием начинает придумывать, сочинять, проявляя творчество. Помочь ребенку в придумывании рассказов и историй можно разными способами:

· в название хорошо знакомой сказки добавить слово, обозначающее какой-либо предмет. Например, «Волк, семеро козлят и компьютер», «Мальчик-с-пальчик и паровоз» и т.п.;

· сюжет знакомой сказки переместить в другое время и пространство. Например, «Жили-были старик со старухой в наши дни», «Красная Шапочка на необитаемом острове» и т.п.;

· предложить ребенку изменить концовку сказки, используя прием введения в сюжетное повествование какого-либо предмета, явления. Например, медвежата из сказки «Два жадных медвежонка» вместо сыра съедают таблетку от жадности;

· предложить заглянуть в прошлое или будущее сказочных героев: что было раньше с тем или иным героем, что может произойти потом;

· написать письмо своему любимому герою или автору сказки;

· сочинить разговор сказочных персонажей по телефону (на любую тему);

· придумать сказку по опорным словам. Например, ласточка, девочка, кот;

· рассказать историю от лица любого героя или предмета;

· описать одно и то же событие с разных точек зрения. Например, от лица веселого человека и грустного человека и т.д.

Очень хорошо сделать альбом детских рассказов, дать ему интересное название, предложить ребенку нарисовать к каждому рассказу иллюстрации. Это будет толчком для развития детского творчества.

УЧИМСЯ, ИГРАЯ.

Мир детства невозможно представить без сказки. Часто в сказках встречаются пословицы и поговорки, смысл которых не всегда понятен для дошкольников.

Пословицы и поговорки – сокровища русской народной речи и народной мудрости: они полны ярких образов, нередко построенных на оригинальных созвучиях и рифмах. В них сконцентрирован и обобщен опыт поколений, заложено культурное наследие народа. Пословица – краткое изречение с назидательным смыслом; поговорка – выражение, преимущественно образное, не составляющее, в отличие от пословицы, законченного высказывания и не являющееся афоризмом. Необходимо помнить: пословицы строятся на антитезе, чаще всего они имеют прямой и переносный смысл. Синтаксически они делятся на две части, причем во второй части содержится вывод, мораль, иногда поучительный смысл, например «Не узнавай друга в три дня – узнавай в три года». Поговорка не имеет нравоучительного, поучающего смысла, тем не менее, ей свойственна метафоричность: «Убил двух зайцев. Семь пятниц на неделе. Заблудился в трех соснах». Ребенок должен не только понимать эти емкие, меткие выражения, но и уметь пользоваться ими в жизни.

С этой целью предлагаем вам поиграть с ребенком в эти игры.

Дидактическая игра «Я начну, а ты продолжи»

Задачи: учить понимать образные слова в пословицах и поговорках;

Тише едешь – (дальше будешь).

Крепкую дружбу водой — (не разольёшь).

Один в поле — (не воин).

Глупые ссорятся, а умные – (договариваются).

Под лежачий камень – (вода не течет).

Семь раз отмерь – (один отрежь).

Что посеешь – (то и пожнешь).

Дидактическая игра «Угадай-ка».

Задачи: учить понимать образные слова в пословицах, фразеологизмах.

Что вешают, приходя в уныние? (Повесить нос.)

Не цветы, а вянут? (Уши вянут.)

Что можно услышать в полной тишине? (Как муха пролетит.)

В чем можно утонуть опечалившись? (В слезах.)

Какую часть лица надувают обидевшись? (Надуть губы.)

Что можно искать в поле? (Ищи ветра в поле.)

Дидактическая игра «Одним словом».

Задачи: учить объяснять смысл пословиц, поговорок, фразеологизмов.

Надуть губы. (Обидеться.)

Как снег на голову. (Внезапно.)

Вылетело из головы. (Забыть.)

Как по команде. (Дружно.)

Со всех ног. (Быстро.)

Рукой подать. (Близко.)

ПОЧИТАЙ, МНЕ МАМА!

Семья, в которой книга сопровождает ребенка с момента его рождения, семья, в которой читают родители, — это предпосылка грамотности и «чутья» родного языка. При отсутствии доброй традиции семейного чтения ребенок практически никогда не берет книгу сам. Он должен ощущать, что жизнь его родителей немыслима без чтения, тогда книги войдут и в его жизнь.

Взрослые должны помнить, что книга привлекает ребенка, прежде всего оформлением. Ее внешний вид должен быть не только привлекательным, но и завлекательным: разные формы обложек, красивые, яркие иллюстрации. О том, что это приоритетно для ребенка, хорошо сказал современный поэт:

Мы читаем книги вместе.

С папой каждый выходной.

У меня картинок двести,

А у папы – ни одной.

У меня слоны, жирафы

Звери все до одного,

И бизоны, и удавы,

А у папы – никого!

У меня — в пустыне дикой

Нарисован львиный след.

Папу жаль. Ну что за книга,

Если в ней картинок нет!

В домашней библиотеке должны быть разные типы книг. Например, книжка-вырубка. Ее обложка вырезана по контуру того предмета, о котором идет речь в тексте, и ее игровое внешнее оформление тоже способствует привлечению ребенка к знакомству с содержанием.

Другой тип – книжка-панорама. Она не только ярко иллюстрирована, но и снабжена движущимися фигурками. Действие в ней как бы оживает с помощью этих фигурок. Манипулируя ими, ребенок не только включается в ритм текста, но и переживает происходящее вместе с героями.

Так же надо помнить о том, чтобы в библиотеке малыша должны быть познавательные книги, заставляющие его мыслить, развивающие его интеллект, книги разного типа отражения действительности: не только сказки, но и реалистическая литература, не только проза, но и поэзия. Это нужно для того, чтобы ребенок с детства понимал многоликость мира, чтобы развивался весь спектр его чувств.

* * *
Наш садівник роз садівникувався.
* * *
Летіла лелека, заклекотіла до лелеченят.

* * *
Росте липа біля Пилипа.
* * *
Кит кота по хвилях катав —
Кит у воді, кіт на киті.
* * *
Обережний хитрий лис
До нори вечерю ніс.
* * *
Заболіло горло в горили —
Бо горила багато говорила.

* * *
Тигренятко з тигром-татом
Тренувалися стрибати.

* * *
Скриню зі скарбом
Знайшли карась із крабом.

* * *
Їхала Хима до Максима
Візком-тарадайкою;
Тарадайка торохкоче,
Сива кобила везти не хоче.

* * *
Сів шпак на шпаківню,
Заспівав шпак півню:
Так як ти не вмію я ,
Ти не вмієшь так як я.
* * *
В горішнику горішенька
Горішками обвішана.
Оришка і Тимішко
Обтрушують горішки.
* * *
Ми плакати –
Не плакали.
Нам плакати
Нема коли.
* * *
Біжать стежини
Поміж ожини.
І вже у Жені
Ожина в жмені.
* * *
Шишки на сосні,
Шашки на столі.
У Соні шашки,
А у Сими – шишки.
* * *
Для синків-молодців
Мати напекла млинців.
І хвалили молодці
Ті млинці на молоці.
* * *
На печі, на печі
Смачні та гарячі
Пшеничні калачі.
Хочеш їсти калачі –
Не лежи на печі.
* * *
Прилетіли горобці –
Говорили про крупці;
Не про крупці,
Не про крупицю,
А про крупячко.
* * *
Перепілка – гарна птиця,
Та хлоп’ят вона боїться,
Бо хлоп’ята беруть гілку
І лякають перепілку.
Не потрібно так лякать,
В неї п’ять перепелят.
* * *
Ген стрибають на морозі
Три ворони на дорозі.
— Кар – кар — кар!
За скоринкою погнались,
На все горло розкричались:
— Кар – кар — кар!
* * *
Куй, куй чобіток,
Подай молоток,
Не подам молотка,
Не підкую молотка.
Молоток золотенький,
Чобіток дорогенький.
* * *
Котилася торба
З високого горба.
В торбі паляниця,
Ведмідь і лисиця.
Лисиця пищить,
Ведмідь верещить,
А торба тріщіть:
Трісь, трісь, трісь!
* * *
Вовк розсівся на печі,
З клоччя крутить калачі,
З віхтя вихопить шматок –
Раз – і стулить пиріжок.
Вовче тісто з рук упало,
А упало – то пропало.
Чорний пес хапнув пиріг –
І тікати скільки ніг.
Розбігаймось хто куди, —
Вовк біжить – чекай біди!

* * *
Крокодил до крокодила
Припливав просити мила,
Бо набридло крокодилу
Умиватися без мила.

* * *
Сторож на баштані кріт
Якось зготував обід.
Лиш зачувши про обід,
До крота примчався кіт.
Кіт і кріт посмакували,
Кіт і кріт порозмовляли,
Трішки кіт і кріт поспали..
Лихо! Кавуни покрали!

Скоромовка без кінця
Ліз лис
Лисим лісом,
Ніс хвіст
Низом-низом.
Хвіст об терен
Обдер.
В лісі кажуть тепер:
«Ліз лис…»

* * *
Коржі – з медом,
Коржі – з маком,
А смаженя –
З пастернаком,
А галушки –
З лютим перцем,
А в нас гості –
З добрим серцем.
А ми гостям за спасибі
Дамо хрону,
Дамо риби.
А за раки – нема дяки,
Нехай родять
Хліб і маки.
А маківка – до мачини,
Перченятко – до перчини,
Щоб усе буяло в зрості…
А ми з вами –
Знову в гості.
М. Сингаївський

Либор Кукал. Резиновую Зину купили в магазине, резиновую Зину в корзине принесли. Она была разиней, резиновая Зина, упала из корзины, испачкалась в грязи.

Елена Патлатия. Браво! Прекрасно! А еще, еще?

Л.К. Шла Саша по шоссе и сосала сушку.

Е.П. Либор, у меня к тебе просьба, я просто не знаю, как попросить. Неловко как-то об этом просить взрослого мужчину, сидящего рядом.

Л.К. Сушку хочешь?

Е.П. Нет… Я хочу, чтобы ты меня чешским скороговоркам выучил. А то все знают, а я нет. Я же не глупее остальных. Вот Антоша Каймаков по коридорам ходит, и все время скороговорки рассказывает. Чем я хуже его? Да ничем…

Л.К. Здравствуйте, дорогие слушатели. Мы немного заговорились с Леной, но, я думаю, вам будет тоже интересно выучить несколько скороговорок.

Е.П. Да, и им будет интересно. Давай быстрее.

Л.К. Страус со страусихой и страусятами шли в страусятник.

Е.П. Страус со страусихой и страусятами шли в страусятник.

Л.К. Лена, это был перевод, а скороговорка звучит так. Pstros s pstrosici a pstrosacaty sli do pstrosacarny.

Е.П. Записала. Теперь буду читать. Сначала медленно, потом быстрее. А потом совсем быстро. Три раза. Правильно?

Л.К. Это самая лучшая система изучения скороговорок. Читай.

Л.К. Повторишь эту скороговорку дома. А теперь давай выучим на кулинарную тему скороговорку.

Е.П. Давай. Это о том, как приготовить вкусный суп из куриного скелета?

Л.К. Нет, это просьба. На русский язык скороговорка переводится так. Петр, не переперчи свинину.

Е.П. Попробовал бы он мне ее переперчить. Я бы ему кастрюлю на голову надела. Читай по-чешски.

Л.К. Neprepri, Petre, vepre.

Е.П. Попробую. Опять три раза прочту. Ох. Neprepri, Petre, vepre. Neprepri, Petre, vepre. Neprepri, Petre, vepre.

Л.К. А теперь о греке. Переводится так. Пришел ко мне один грек и попросил меня, чтобы я ему сказал, сколько в Греции греческих рек. А я ему ответил, что я не грек, чтобы знать, сколько в Греции греческих рек.

Е.П. Правильно. Это греку повезло, что он не ко мне подошел. Я бы ему еще сильнее ответила. Наглый какой. Их что, греков, в греческих школах географии не учат? Читай на чешском скороговорку. А я сразу повторю.

Л.К. Петр Флетр вязал свитер. А вязал ли Петр Флетр свитер? Свитер вязал Петр Флетр.

Е.П. У нас в редакции новый сотрудник? И он вяжет? Какая прелесть! Познакомишь нас после эфира?

Л.К. Лена, Петр Флетр и свитер – герои другой скороговорки. Ты ее сразу и переведи на чешский, и повтори.

Е.П. С удовольствием. С превеликой радостью. И переведу и прочту. Потому что я к знаниям тянусь как цветочек к солнцу. Меня лучше мясом не кормить, а дать что-нибудь выучить. Итак, перевожу. Petr Fletr pletl svetr. Pletl Pert Fletr svetr? Svetr pletl Petr Fletr. И повторяю. Petr Fletr pletl svetr. Pletl Pert Fletr svetr? Svetr pletl Petr Fletr.

Л.К. Лена, я знаю, что ты в молодости вела концерты.

Е.П. Да, вела. У меня платье было длинное и шляпка из соломы. Я была лучшей ведущей в городе.

Л.К. Тогда объяви номер. Я тебе вот на листочке написал. Ты объяви на русском языке.

Е.П. Как в клубе объявляла?

Л.К. Да. Объяви. И сразу переведи. И повтори. Это скороговорка.

Е.П. Чудесно. Два в одном. Как шампунь. И вспомню клубную молодость, и скороговорку выучу. Давай подсказку. В главной роли лорда Рольфа играл Владимир Лераус, а на фортепиано играла Клара Кралова! Получилось! Теперь перевожу. V hlavni roli lorda Rolfa hral Vladimir Leraus a na klavir hrala Klara Kralova.

Л.К. Лена, а ты лето любишь?

Е.П. Обожаю! Загорать, купаться. Я и купальник купила красивый. Весь черный в зеленый горошек. Обтягивающий такой. И масло купила. Чтобы сразу на солнце не сгореть и не быть похожей на помидор.

Л.К. Тогда учи «летнюю» скороговорку. Если тебя не намажет маслом Юлия, тогда я сам Юлию намажу маслом. Nenaolejuje-li te Julie, naolejuji Julii ja.

Е.П. Юлия – это твоя девушка? Здорово. Я с ней подружусь. Вязать ее научу. Я вчера коврик связала, между прочим, красивый. На нем теперь кот спит.

Л.К. Молодец, Лена. Рукодельница ты моя. Повторишь скороговорку?

Е.П. С превеликим удовольствием. Nenaolejuje-li te Julie, naolejuji Julii ja. Давай еще раз. Nenaolejuje-li te Julie, naolejuji Julii ja. Получается?

Л.К. Ты талантливая. Но программа уже подходит к концу.

Е.П. Пожалуйста, Либор, мы еще успеем последнюю скороговорку выучить. Быстрее… Вспоминай…

Л.К. Кротик наелся зерен, а потом в своем кустике испортил воздух.

Е.П. Какой шалун-кротик. Он, наверное, не зерна ел, а фасоль или капусту кислую.

Л.К. Слушай перевод скороговорки. Prd krt skrz drn, zprv zhlt hrts zrn.

Е.П. Prd krt skrz drn, zprv zhlt hrts zrn. Prd krt skrz drn, zprv zhlt hrts zrn. Prd krt skrz drn, zprv zhlt hrts zrn.

Л.К. Наше время подошло к концу. До встречи через неделю. В студии работали Либор Кукал и Елена Патлатия.

Е.П. Prd krt skrz drn, zprv zhlt hrts zrn. Пока. И, как говорят чехи, na shledananou.

Выучите чешские скороговорки:

Pstros s pstrosici a pstrosacaty sli do pstrosacarny.

Neprepri, Petre, vepre.

Фольклор для детей: пословицы, загадки, скороговорки.

Урок.

Читательское назначение: 2 класс.

Цель: знакомство с устным народным творчеством.

Задачи:

  1. Раскрыть значение слова «фольклор»;

  2. Объяснить значение слов: пословица, потешка, загадка, скороговорка и др.

Оборудование:

  • мультимедийная установка,

  • книжная выставка «Народное творчество»,

  • карточки с загадками,

  • карточки со скороговорками.

Библиотекарь:

Здравствуйте, ребята. Сегодня наша встреча посвящена устному народному творчеству. Вы уже, наверное, слышали, что когда-то давным-давно люди не умели писать и читать, но самые важные сведения они все равно передавали своим детям, внукам, правнукам. Как вы думаете, что делали люди много лет назад, чтобы передать другим поколениям то, что знали и умели? (ответы ребят).

Наши далекие предки, пра-прабабушки и дедушки, очень много общались, то есть разговаривали и во время общения рассказывали какие-то интересные истории из жизни, сказки, придумывали стихи, задавали забавные вопросы, на которые нужно было дать ответ. Все это называется одним словом «фольклор», которое обозначает Устное народное творчество; литературные произведения, созданные народом.

Устное народное творчество, или фольклор (в переводе с английского – народное знание, народная мудрость), родилось в глубокой древности, в дописьменную эпоху, однако и сегодня, постоянно обновляясь и развиваясь, оно живет в нашем языке и литературе, в играх и забавах детей. Основные, самые популярные малые жанры фольклора – это пословицы и поговорки, потешки и скороговорки, загадки, считалки, дразнилки, колядки и другие.

Посмотрите, пожалуйста, на книги, которые вы можете почитать в нашей библиотеке. Перед вами не обычные книги с красочными обложками. Вы видите сборники загадок, пословиц, поговорок, скороговорок. Значение всех этих слов мы узнаем только после того, как прочитаем созданные когда-то литературные народные произведения.

Ребята, вы уже знаете, что такое пословица? (ответы детей). Пословица — Краткое образное законченное изречение, обычно ритмичное по форме, с назидательным смыслом.

Пословицы бывают на разные жизненные темы и носят поучительный характер. Давайте прочитаем несколько из них.

Ребятам предлагается прочитать каждому свою карточку и попытаться объяснить значение выражения.

Карточки:

Острое словечко колет сердечко. /Можно обидеть человека своими словами.

Слов много, да складу нет. /Говорить без пользы для дела.

Слово не воробей: вылетит, не поймаешь. /Обидеть, сказать не правильно, иногда сложно исправить.

Доброе слово человеку — что дождь в засуху. /Если кто-то расстроен или обижен, после добрых слов в свой адрес, настроение его улучшится.

От доброго слова язык не отсохнет. /Говорить хорошие слова не трудно, но слышать другим людям приятно.

Ласковое слово, что весенний день. /Теплое, приятное, яркое.

Недоброе слово больней огня жжёт.

Будь своему слову хозяин.

Не бросай слов на ветер. / «бросать слова на ветер» чаще всего понимается как признак легкомысленного несерьезного отношения к своим собственным словам и к выраженным в них обещаниям. И, наоборот, «не бросать слов на ветер» означает: привести сказанное в исполнение, быть хозяином своего слова.

На чужой роток не накинешь платок. /Люди говорят не зависимо от желания окружающих слышать их.

Книга в счастье украшает, а в несчастье утешает.

Пишут не пером, а умом.

Хорошую книгу читать не в тягость, а в радость

Правда глаза колет. Правда уши дерёт.

Без труда не вынешь и рыбку из пруда.

Не сиди сложа руки, так не будет и скуки.

Человек без друзей – что дерево без корней.

Скажи, кто твои друзья, и я скажу, кто ты.

Февраль мосты строит, а март их ломает.

Библиотекарь:

Ребята, вам понравились пословицы? Их еще очень много можно прочитать в книгах, которые вы видите на выставке. А теперь поговорим о загадках. Что же означает слово «Загадка»? Загадка – 1. Краткое иносказательное описание какого-либо предмета или явления, которые нужно разгадать. 2. То, что непонятно и требует решения или разъяснения.

В народной речи «загадывать» означает задумывать, замышлять. Загадки знали еще наши прапрапрадедушки. Они появились давным-давно, задолго до того, как придумали буквы и научились писать. Древние люди относились к загадкам очень серьезно. Ни одного подросшего мальчика не признавали мужчиной-воином, пока он не выдерживал экзамен, на котором, помимо силы, ловкости и мужества, обязательно оценивались ум и смекалка. Загадка не просто забава. Она помогает человеку с малых лет развивать мышление и остроту ума, учит видеть прекрасное.

Ответ на загадку помогают найти те предметы, которые в ней описаны. Загадки чаще всего состоят из текста, иногда – это загадки-рисунки (ребусы). Давайте отгадаем некоторые загадки. Для этого нужно хорошо подумать.

Ребята читают каждый свою загадку и пытаются её отгадать. Если не удается отгадать, помогают одноклассники.

Загадки:

Вся мохнатенькая,

Четыре лапки,

Сама усатенькая,

Два яхонта под шапкой.

Кошка. (Яхонт — драгоценный камень, корунд).

Маленький, беленький,

По лесочку прыг-прыг,

По снежочку тык-тык.

Заяц.

Длинный хвостище,

Рыжий волосище,

Сама хитрище.

Лиса.

Он пушист, кругл и бел,

Дунул ветер – полетел.

Одуванчик.

Живет он по адресу: Африка, Нил,

А называют его…

Крокодил.

Гладит все, чего касается,

А дотронешься – кусается.

Утюг.

Белые мухи на поле сели.

Снег.

Всегда во рту, а не проглотишь.

Язык.

Что идет, не двигаясь с места.

Время.

Без рук,

Без ног

По полю скачет,

Под окном стучится,

В избу просится.

Ветер.

Меня пьют, меня льют,

Всем нужна я.

Кто такая?

Вода.

Высоко-высоко

Золотое око.

Золотому взгляду

Все на свете рады.

Солнце.

Зимнее стекло

Весною потекло.

Лёд.

Рисует художник пейзаж на стекле,

Но эта картина погибнет в тепле.

Мороз.

Знать необходимо:

Без чего нет дыма?

Огонь.

Каков на вид – никто не знает,

А он по всей земле гуляет.

Ветер.

Летит орлица по синему небу,

Крылья распластала,

Солнышко застлало.

Туча.

Был простой, обычный дом,

Что же изменилось в нем?

Появилось украшенье –

Людям всем на удивленье:

Хрупкая и странная

Бахрома стеклянная.

Сосульки.

Красный кот

Дерево грызет,

Весело живет.

А воды попьет –

Зашипит и умрет.

Огонь.

Средь животных лишь одна

В тельнике матросском: то ли черная она,

В белую полоску,

То ли белая она,

В черную полоску.

Зебра.

На дереве сидит,

День и ночь его долбит:

Тук-тук-перстук,

Прочь, червяк и вредный жук.

Дятел.

Над цветком она порхает,

Сама цветок напоминает.

Бабочка.

Мой белый брат во льдах живет

И рыбу ест морскую,

А я люблю пчелиный мед

И ягоду лесную.

Медведь.

Молодцы, ребята! Вы сумели отгадать много загадок!

Библиотекарь:

А теперь мы познакомимся с еще более увлекательным произведением народа, скороговоркой или чистоговоркой. Скороговорка — жанр устного народного творчества. Это специально подобранная фраза с трудно выговариваемым подбором звуков, быстро произносимая шуточная поговорка или прибаутка. На Руси скороговорки появились еще в глубокую старину. Они помогают ребенку быстрее освоить родную речь и научиться хорошо говорить.

Скороговорка — веселая школа. Вот как об этом написано у одного поэта:

Кто хочет разговаривать,

Тот должен выговаривать

Все правильно и внятно,

Чтоб было всем понятно.

Мы будем разговаривать

И будем выговаривать

Так правильно и внятно,

Чтоб было всем понятно.

Ребята читают скороговорки.

Скороговорки:

Кукушка кукушонку купила капюшон.

Надел кукушонок капюшон.

Как в капюшоне он смешон.

Глядят подсолнухи на солнышко,

А солнышко — на подсолнушки.

Из кузова в кузов шла перегрузка арбузов.

На дворе — трава,

На траве — дрова,

Не руби дрова:

На дворе — трава.

Белый снег. Белый мел.

Белый сахар тоже бел.

А вот белка не бела.

Белой даже не была.

Купила бабуся бусы Марусе.

Проворонила ворона вороненка.

Жук жужжит над абажуром

Слишком много ножек у сороконожек.

Соня — незнайка,

А Зина — зазнайка.

Зимним утром от мороза

На заре звенят березы.

У Ивана рубашка,

У рубашки кармашки.

Иней лег на ветви ели,

Иглы за ночь побелели.

Огорченная сорока

Возвращается с урока.

Весь урок болтала с сойкой,

И домой вернулась с двойкой.

Шел Егор через двор, нес топор чинить забор.

Оса боса и без пояса.

Съел Слава сало, да сала было мало.

Топали да топали,

Дотопали до тополя,

До тополя дотопали,

Да ноги-то оттопали.

Только Таня утром встанет.

Танцевать Танюшу тянет.

Что тут долго объяснять?

Таня любит танцевать.

Муха-горюха села на ухо.

Яхта легка и послушна моя,

Я бороздить на ней буду моря.

Библиотекарь:

Ребята, я вам говорила, что скороговорка еще называется чистоговоркой. Как вы думаете, почему? (ответы ребят)

Мы с вами познакомились сегодня с разными произведениями народа, которые называются общим словом «фольклор». А теперь давайте попробуем вспомнить, как называются эти литературные произведения.

Просмотр презентации-повторения темы. Ребятам предлагается заполнить таблицу-кластер. Сравнение ответов.

Библиотекарь:

Вы молодцы, ребята, справились с заданием и узнали много нового! Читайте книги и набирайтесь новых знаний!

Список использованной литературы:

Приложение

ФОЛЬКЛОР –

Таблица-кластер заполняется таким образом:

Верхняя строка – основная тема;

Нижние ячейки – раскрывают значение темы.

[ad01]

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *