Монах Лазарь (в миру Виктор Васильевич Афанасьев) 20 мая 1932-5 марта 2015 — монах Русской Православной Церкви, поэт, прозаик, литературовед, церковный писатель. Член Союза писателей СССР. Автор биографических книг о русских поэтах XIX века.

Это был замечательный человек, писатель и большой поэт. Я размещаю здесь малую каплю стихов, что были написаны за последние 2 года перед уходом. Он писал эти светлые стихи, превозмогая очень сильные боли, прикованный к жесткой постели. Для меня — это свидетельство безграничных возможностей силы человеческого Духа.

Как зелёный дым

Почки тополиные…

Был я молодым –

Годы были длинные.

Медленный их ход

Был залогом вечности, —

Мол, за годом год

И – до бесконечности.

Знать бы мне тогда

Новость неприятную, —

Как летят года

В пору предзакатную.

Знать бы мне тогда,

В пору ту весеннюю,

Что во все года

Бог зовёт к спасению.

х х х

Как мне дорого Божье созданье, —

С детства каждой травинке я рад:

Радость сердца… свобода дыханья…

Дождь и солнце… восход и закат.

Словно в храме присутствие Бога

Здесь так явственно, — стой и молись…

Вон идёт через поле дорога…

Вон сияет лазурная высь…

Пусть всё то же, но нет повторенья, —

Утекла вся былая вода:

Нет, не старится Божье творенье,

Но во всём оно ново всегда.

Всё прекрасно – и тучи ненастья,

И морозная свежесть… и зной…

Как же можно не чувствовать счастья,

Что Господь безотлучно с тобой!

х х х

Тишина… спит на зное лес…

Да и птицы, видать, заснули…

Что приветливее небес

Голубых – где-нибудь в июле?

Вот и осень… и холода…

Будто не было нам и лета…

Что суровей небес, когда

В облаках не видать просвета?

Ещё жизнью земной дыша

И готовясь ещё в дорогу,

Рвёшься, грешная ты душа,

Сквозь лазурь и ненастье к Богу.

Жасмин

То лучший месяц наш без спору, —

Наверняка погреться даст…

Идет июнь – об эту пору

Цветет жасмин в саду у нас.

Огромный куст – простой, зеленый,

Смотри – преобразился вдруг,

И, весь цветами убеленный,

Распространяет райский дух.

Не видно листьев под цветами

И пчёл на них гудит не счесть, —

Душа блаженствует, как в храме,

Ведь Бог присутствует и здесь.

10 июня 2013

О цветах

Дни всё короче и всё меньше света

И жаль мне уходящего тепла,

Но всё-таки цветы продляют лето, —

Их яркой красотою обогрета,

Душа не по-осеннему светла.

А ведь в цветах таинственного много, —

И главная из тайн, пожалуй, в том,

Что красота их славословит Бога

И человека радует потом.

17 сентября 2013

х х х

Русское утро! Ну что есть чудесней

Русского утра в деревне весной?

Зяблик зальется ликующей песней,

Солнце взойдет над стеною лесной.

Всё оживает — и травы, и речка,

Кисти душистой сирени в саду;

Стекла оконные, доски крылечка,

Листья кувшинки на тихом пруду.

2 декабря 2014

х х х

Вот и осень. Прощаюсь я с вами, цветы,

Неуютно в саду, всё дожди, холода,

А без вашей как буду я жить красоты

Среди снега, мороза, метелей и льда?

Аскетичен, суров нашей Родины нрав.

Как пустынница неприхотлива зима

И зовёт, чтоб духовные силы собрав,

Мы часовнями сделали наши дома,

Чтобы благоухали молитвы — цветы,

Чтоб молился о Родине каждый из нас,

Ведь ни в нас, ни в садах нет иной красоты,

Кроме той, что нам Бог в утешение даст.

22 сентября 2013

Октябрь
Дети грустной осенней поры,
Октября золотое руно,
Поднялись золотые шары
И в молчании смотрят в окно.
А над ними жемчужный дым,
Золотящийся над прудом…
В роще — белое с золотым.
В небе — синее с серебром.
Дивный свет на округу лег…
Это Ты, наш Господь и Бог,
Так прекрасно украсил мiр,
Как художник и ювелир.

+ + +
Мелодию жизни моей
Красивой назвать не могу я,
Но что же мне плакать над ней —
Господь ее дал мне такую.
Я вовсе не думал о Нем,
А думать-то было бы надо, —
Всю жизнь мою ночью и днем
Господь не сводил с меня взгляда.
Он, как терпеливый Отец,
Предвидел конец ожиданья, —
Что вспомнит о нем наконец
Заблудшее это созданье.

+ + +

Ночью холодной в Рождественский пост
Выйду во дворик, засыпанный снегом, —
Множество тихо мерцающих звезд
Глянет из пропасти темного неба.
Сколько там блещет хрустальных лампад, —
Полных от века чудесного масла!..
Ангелы Божии их сторожат,
Чтоб ни одна невзначай не погасла.
Так и над каждой душой на земле
Ангел стоит, прикрывая руками
Это в холодной горящее мгле
Господом Богом зажженное пламя.

+ + +

Времени нет, — только голос моленья неспешного, —
Жизнь воплощается в эти святые слова:
«Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго», —
Древней молитвы, которая вечно нова.
Факелом светит она среди мрака кромешного,
Держит его Самого Иисуса рука, —
«Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго», —
Неугасимая, в вечность идет сквозь века.
Благоотишная пристань средь мiра мятежного,
Божие слово, что нужно до смерти беречь, —
«Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго», —
Темные силы разящий монашеский меч.

+ + +

Они ушли давно, их на дороге нет…
Но всё равно я им кричу вдогонку:
Пришлите мне какой-нибудь привет –
Цветок, яичко, может быть иконку.
Да что угодно, но из ваших рук,
И помните, в земном своем изгнанье
Вас будет поминать ваш старый друг
Со скорбью и надеждой на свиданье

Сергей Афанасьев – профессор Тольяттинского государственного университета (ТГУ), кандидат химических наук, доктор технических наук, 16-кратный лауреат Национальной литературной премий, награждён медалью в честь 220-летия со дня рождения А.С. Пушкина, обладатель губернской премии в области науки и техники, поэт и просто человек с интересной историей. В интервью корреспонденту Молодёжного медиахолдинга «Есть talk!» Юлии Михалёвой он рассказал о том, как ему удаётся совмещать в себе изобретателя и литературного деятеля, поделился своим мнением о политике, религии, музыке и литературе.

– Выпускник химического факультета Воронежского университета, доктор технических наук, профессор кафедры «Рациональное природопользование и ресурсоснабжение» ТГУ… Как вы пришли в литературу?

– Моя жизнь сложилась так, что я достаточно долго занимался активной изобретательской деятельностью, получил более сотни патентов, многие из которых были внедрены. Но бывали времена, когда по независящим от меня причинам возникали сложности в моей научной деятельности. И для того, чтобы как-то себя занять в эти моменты, задействовать свой энергетический и интеллектуальный потенциал, я решил попробовать себя в поэзии. Мне кажется, что поэзия и изобретательство схожи между собой, ведь ты создаёшь что-то совершенно новое.

Ведь счастье есть, когда смеются дети

– В вашем аккаунте на крупнейшем российском литературном портале «Стихи.ру» представлено более четырёхсот произведений самой разной направленности: пейзажная, любовная, гражданская лирика. Но преобладают произведения для детей. Почему именно они?

– Ну, во-первых, у меня есть внуки. А во-вторых, мне как педагогу интересно создавать такие произведения, которые чему-то могут научить. Детская литература как нельзя лучше подходит для этого. Каждое стихотворение несёт в себе познавательные моменты. Либо рассказывает о поведении кого-то из братьев наших меньших, либо раскрывает необходимые каждому человеку качества, такие как доброта, например. Недавно благодаря университету я познакомился с представителями детских библиотек и подарил им 80 книг. Ещё несколько сотен книг передал православной гимназии, школам-интернатам, храмам, разослал по регионам России. Приятно, что кто-то заинтересован в том, что ты делаешь, что кому-то это нужно.

– Вы являетесь автором трёх детских сборников «Ушки для лягушки», «День рождения лосёнка», «Почему верблюд горбат». Какими характеристиками должны обладать произведения для детей?

– Должен отметить, что писать детские стихотворения сложнее, чем обычные. Нужно рассуждать на языке ребёнка, а для взрослого это непростая задача. Помимо выполнения познавательных функций, детские стихотворения должны воспитывать любовь к окружающему миру и бережливость. Многие качества нашего характера закладываются в нас с детства, очень важно не пропустить этот момент. У меня есть и патриотические детские стихотворения, и произведения на религиозную тему. Через литературу ребёнок должен увидеть окружающий мир во всём его многообразии и научиться позитивно воспринимать его с самых ранних лет.

– Вы упомянули о своих религиозных детских произведениях. Вы считаете, что стоит уже в детстве знакомить человека с религией?

– Знакомить – можно. Сам я ближе к религии стал уже в осознанном возрасте, хотя мои родители были верующими людьми. Но до этого много посещал знаменитые храмы. И когда я смотрел на их роспись и иконы, многое было мне незнакомо и непонятно. Даже сейчас я многие эти вещи не знаю и могу сказать, что жалею об этом. Когда я рос, возможности узнать больше о религии не было, это преследовалось властями. А я бы с удовольствием узнал. Это ведь тоже расширяет кругозор. Ну и потом, я считаю, что человек всё-таки должен во что-то верить. Знаменитые десять заповедей ведь призывают людей к хорошему. Да и как учёный я могу сказать, что многие вещи в нашем мире наука не объясняет. И теория возникновения жизни – вопрос, который до сих пор остаётся открытым. Никто ещё не опроверг божественное происхождение человека.

Литературные предпочтения

– Были ли у вас мысли полностью уйти в литературное творчество?

– Это сложный вопрос. Иногда я говорю в шутку своим коллегам, что нужно было заняться этим раньше. Тогда, наверное, сейчас я бы только писал. Но, конечно, это шутка. Наука и изобретательство – это же такие интересные вещи! Без них я себя не мыслю. Помню свою первую научную статью, первый патент на изобретение. Помню, как впервые доказывал новизну своей идеи. Когда у тебя что-то получается, всегда хочется продолжать. Поэтому я стараюсь заниматься и научной, и литературной деятельностью. Скоро планирую выпустить сборник своих произведений, туда войдёт пейзажная, философская, любовная и военная лирика. Последняя, кстати, основывается на воспоминаниях моего отца.

– А кого вы сами читаете? Есть ли у вас любимые писатели и поэты?

– В большей степени я сторонник классической поэзии и прозы. В юности особенно любил Пушкина, Лермонтова, Блока, Есенина, Кольцова, Никитина. Из прозаиков – Толстого, Шолохова и Достоевского. Сейчас из-за недостатка времени, конечно, читаю меньше. Компенсирую это тем, что просматриваю произведения других людей на сайте, куда выкладываю свои стихотворения. Я считаю, что там есть действительно талантливые люди, которые пишут хорошие стихи. Ну и в общении с ними сам чему-то учусь. А из современных авторов, скажу честно, многое читал, но ничто не произвело на меня сильного впечатления. Я не поддерживаю активное внедрение в наш язык иностранных слов. В классических произведениях, на мой взгляд, русский язык представлен во всей его широте и многогранности.

Пара слов о музыке

– Вы также являетесь автором текстов для романсов. Пробовали ли вы наложить эти слова на музыку и создать полноценные музыкальные произведения?

– На сайте мне тоже часто задавали этот вопрос в отзывах. Большинство моих текстов написано в духе старинных русских и цыганских романсов. Чтобы сделать их полноценными музыкальными произведениями, нужно найти не только исполнителя, но и человека, который помог бы мне написать музыку. К сожалению, у меня самого нет музыкального образования. Да и руки не доходили до этого, потому что очень сложно всё объять. Пока эту задачу я не решил.

– Что вы думаете о популярной современной музыке?

– Если говорить про содержание, я считаю, что оно оставляет желать лучшего. Мне кажется, что в некоторых произведениях оно и вовсе отсутствует. Причем это касается и именитых исполнителей нашей эстрады. Выручает только запоминающаяся мелодия, которая хорошо воспринимается людьми. Раскрутка происходит за счёт того, что песни эти исполняют знаменитые артисты. Говоря об эстраде, не могу не упомянуть ещё одну значительную проблему: у нас совсем нет туда дороги молодым авторам. Ведь есть же хорошие тексты, талантливые музыканты, но пробить себе дорогу на сцену им очень тяжело.

Буйство дум – не унять

– Какое из своих изобретений вы считаете самым значимым и почему?

– В 1997 году глава «Тольяттиазота» приобрёл комбинат древесных плит в Вологодской области. Появилась необходимость решить задачу обеспечения этого комбината сырьём для производства древесных и древесноволокнистых плит. Предприятие находилось в черте посёлка, поэтому к продукту были особые требования в плане его экологичности. Всё, что уже выпускалось в России, было непригодно. Я возглавил группу по разработке нового продукта, и проблема была успешно решена. Благодаря этому удалось оздоровить экологическую и экономическую ситуацию на десятках предприятий деревообработки России. Считаю, что именно тогда я состоялся как изобретатель. За прошедшие годы девять раз признавался лучшим изобретателем Самарской области, награждён высшей наградой Роспатента – нагрудным знаком «Во благо России», а в марте нынешнего года – золотой медалью Всемирной организации интеллектуальной собственности за вклад в сокровищницу изобретений страны.

– Вопрос к вам как к преподавателю. На ваш взгляд, популярна ли наука среди молодёжи, студентов?

– Я считаю, что к науке, как и к творчеству нужно иметь склонность. Потому что далеко не всякий может стать учёным. А силой прививать любовь к научной деятельности и не нужно. Человек должен сам это выбрать. Кто-то может нормально воспринимать научные достижения, но сам не будет этим заниматься, потому что у него нет к этому склонности. Мы ежегодно проводим с участием школьников мероприятия по разработке различных проектов. Школьники и студенты занимаются научно-исследовательской деятельностью, генерируют идеи, а потом их защищают. Общаясь с этими школьниками, я обратил внимание, что среди них есть те, кто искренне хочет этим заниматься. Так сказать, самородки, которые хотят продвигать науку. Таким ребятам непременно нужно оказывать содействие. Я сам начал заниматься наукой со студенческих лет и с этой позиции смотрю на нынешнюю ситуацию. Задача преподавателей – верно донести до детей, что без научной деятельности у страны нет будущего. Те страны, которые не развивают свою науку, будут платить другим большую цену за её развитие.

Хочу сказать: «Прозрейте, люди!»

– В вашем профиле на сайте «Стихи.ру» есть также много стихотворений на политическую тему. Расскажите, что в этой сфере является для вас источником вдохновения?

– Это очень интересный вопрос. Действительно, темы, которые затрагиваются в этих стихотворениях, могут быть не всем понятны. Дело в том, что у моей семьи была очень сложная история. Например, по матушкиной линии мой дедушка был унтер-офицером царской армии, он погиб в Первой мировой войне. К сожалению, эта война, развязанная Германией, сейчас забыта. А ведь если бы тогда Россия не встала на защиту своих интересов неизвестно, что бы было сейчас. Другого моего деда в 1937 году арестовали по разнарядке НКВД. Мои родители до конца жизни так и не узнали, что произошло с дедом после ареста. И уже спустя много лет я сам начал разбираться в этой истории. Узнал, что через две недели после ареста ему был вынесен приговор, а ещё через две недели его расстреляли.

Сейчас наше общество расслоилось. Многие сегодня с ностальгией вспоминают те жестокие времена. Я испытываю странные чувства, когда возвеличивают людей, которые убили моего близкого человека просто так, по разнарядке. И таких миллионы. Примерами могут служить и судьбы многих великих поэтов того времени, которых просто ликвидировали. Многие прекрасные учёные, например, академик Ипатьев, котируются за рубежом, как Ломоносов у нас. К сожалению, во времена коммунистического режима их вычеркнули, а труды в области фундаментальных наук уничтожили. Огромное количество талантливых людей было вынуждено бежать из страны от репрессий. И я не могу пройти мимо этого. Это история, люди должны её знать. Знать такой, какой она была на самом деле, чтобы эти страшные времена никогда не повторились.

– У вас есть политические стихотворения, посвящённые сегодняшнему дню. Например, несколько стихотворений про выборы президента в 2018-м. Что вдохновило вас на их создание?

– Есть какие-то вещи в государстве, которые меня не устраивают сейчас. Я бы хотел, чтобы больше внимания уделялось науке, образованию и медицине. И хотя в программах кандидатов затрагивались проблемы этих сфер, я не увидел достойной смены нынешней власти. Странно смотреть на кандидатов, которые позволяют себе оскорбления в адрес женщины. Странно, когда кандидаты говорят о том, что учителя и врачи в нашей стране получают мало, потому что они ленивы. Такие люди не вызывают доверия, поэтому их участие в выборах президента страны выглядит абсурдным.

– Россия – страна с многолетней историей, которая неоднократно меняла свой политический строй. Этому вы уделяете большое внимание в своём творчестве. Скажите, какой исторический период нашей страны был наиболее благоприятным, по вашему мнению, и почему?

– Многие сейчас говорят о том, что накануне Первой мировой войны Россия была на подъёме. По валовому национальному продукту она уступала только Америке. А если судить по состоянию общества, некоему его умиротворению, спокойствию и чувству стабильности, что тоже немаловажно, многие отмечают брежневский период. В это время также было возведено много предприятий, промышленность двинулась вперёд.

– Какие проблемы в России сегодняшнего дня вы можете выделить как учёный, как поэт и как гражданин? И есть ли у вас какие-то идеи по их устранению?

– Экономика не опирается на науку. Крайне низки темпы экономического роста. Ну и моногорода – их не должно быть. Эти проблемы решаемы. Например, у нас был долгий период, когда поднялись цены на нефть. Необходимо было создать базовые производства и базовою экономику. В то время это сделано не было, а сейчас сложно это осуществить в условиях санкций. Главный упор нужно сделать на развитие базовых отраслей промышленности. Тогда не будет таких проблем, как бегство молодёжи из городов по типу Тольятти. Есть ещё проблема в зависимости от поставок с Запада. Наш уровень промышленного производства значительно отстаёт от ведущих стран.

Как литературный деятель, могу сказать, что необходимо популяризировать культуру и, в частности, литературу среди людей. У нас много талантов, их нужно привлекать к работе в интересах страны. Стоит больше уделять внимание воспитанию детей дошкольного и школьного возраста. Для этого необходимо вывести на новый уровень общую культуру нашего общества. И в целом сделать жизнь в России максимально благоприятной для формирования личности и развития способностей и талантов нашей молодёжи. Будущее России, как и ранее, будет зависеть от развития её провинций. Хотел бы в заключение привести четверостишие из моего опубликованного стихотворения «Есть люди в российской глубинке»:

Я родом и сам из глубинки,

Где прах моих предков зарыт.

Здесь люди – живые картинки,

И Русь на хребтах их стоит.

Российский актер театра и кино, педагог. Народный артист Российской Федерации.

Биография

Валерий Афанасьев родился и вырос в обычной московской семье. Его папа был военным, а мама пела в хоре имени М. Пятницкого. От матери Валерий и унаследовал хороший слух. В детстве посещал музыкальную школу, но прилежным учеником не был. Так и не доучился, хотя позже об этом очень жалел. Зато преуспел в спорте – занимался гимнастикой, мечтал о самых высоких наградах. Однако достичь больших высот в спорте ему помешало коренастое телосложение.

В школьные годы Афанасьев с удовольствием участвовал в самодеятельности, комфортно чувствовал себя на сцене. Получив аттестат зрелости, решил поступать в театральный. Родители не стали отговаривать сына, несмотря на то что мама прочила ему будущее военного медика, а папа видел в Валере химика.

Позже артист вспоминал: «Наверно, Бог на меня обратил внимание и сказал: «Будешь актером!» Стал ходить на спектакли и понял, что безумно влюбился в атмосферу, которая меня все время тянула к себе. Поступил в знаменитую студию ЗИЛ при Народном театре, откуда вышло много замечательных актеров – от Василия Ланового до Юрия Богатырева».

Затем Валерий Афанасьев успешно окончил в 1970 году курс Марианны Тер-Захаровой на актерском факультете Высшего театрального училища им. Б. В. Щукина.

Театр

После окончания обучения поступил в Московский театр им. Н. В. Гоголя, где работал до 1990 года. В это время Валерий познакомился с режиссером Валерием Беляковичем и перешел в Театр на Юго-Западе. Труппа на тот момент была уже сформирована, поэтому Валерию Афанасьеву только с большим трудом удалось найти в ней свое место.

Впрочем, это того стоило, ведь именно здесь, в Театре на Юго-Западе, актер сыграл самые яркие и разнообразные роли – Понтия Пилата, Макбета, Полония, Петруччо и многих других. С 2011 по 2017 год актер работал в театре им. К. С. Станиславского.

ТЕАТРАЛЬНЫЕ РАБОТЫ

Кинематограф

В кино актер дебютировал в начале 70-х в киноповести Юрия Игорева «Светлая речка Вздвиженка». Затем исполнил множество эпизодических ролей в популярных картинах. Среди них: Фома в биографической ленте Александра Прошкина «Михайло Ломоносов», Ягупов в приключенческом фильме Светланы Дружининой «Гардемарины, вперед!», Рашилин в детективе Юрия Мороза «Черный квадрат», геолог Иванов в комедии Владимира Меньшова «Ширли-мырли», беженец Максим в криминальной мелодраме Евгения Матвеева «Любить по-русски-2».

Особенно Валерию Афанасьеву удаются образы военных и работников спецслужб. Так, он неоднократно играл маршала Жукова: в экранизации Андреем Эшпаем знаменитой трилогии Анатолия Рыбакова «Дети Арбата», в «Московской саге» режиссера Дмитрия Барщевского по роману-эпопее Василия Аксенова, в военном фильме «Десантный батя» Олега Штрома.

Генеральские погоны актер примерял в сериалах «Вызов» и «Смерть шпионам!», боевике «Диверсант. Конец войны», криминальной ленте «В погоне за счастьем», молодежном фильме «Кремлевские курсанты», детективе «Застывшие депеши» и многих других.

В 2008 году артист исполнил главную роль в многосерийной драме Леонида Мазора «Жизнь, которой не было». Затем ему предложили сыграть хозяина рынка по прозвищу «Таран» в криминальном фильме «Черкизона. Одноразовые люди». Следом фильмографию Афанасьева пополнил еще один генерал – в исторической ленте «Дело гастронома №1».

В 2010-х актер появился в мелодрамах «Любовь нежданная нагрянет» Светланы Деминой, «Отец поневоле» Фуада Шабанова, «Сердце звезды» Сергея Борчукова, «Красивая жизнь» Александра Замятина. А также снялся в комедиях «Карнавал по-нашему» Леонида Мазора и «Между нами девочками» Алексея Кирющенко.

В последние годы на телеканале «Россия» прошло стразу несколько премьер с участием артиста. Это фильмы: «Она сбила летчика» Артема Насыбулина, «Сердечная недостаточность» Сергея Борчукова, «Нити судьбы» Александра Тименко и Марии Ткачевой, «Бегущая от любви» Натальи Углицких, «Радуга в поднебесье» Сергея Борчукова.

«Благие намерения»

У режиссера Сергея Борчукова актер снялся также в главной роли Фирсова-старшего в мелодраме «Благие намерения».

Согласно сюжету, герой Афанасьева является практически единоличным хозяином маленького городка Заозерска. И управляет им на удивление справедливо. Он любит свой город, свой дом, свою семью. Но деньги и власть не приносят счастья ни ему, ни его близким.

Его старший сын Семен (Дмитрий Орлов) хотя и женился на любимой женщине, танцовщице ночного клуба Инге (Глафира Тарханова), счастливой семьи так и не создал. Дочка Фирсова-старшего Наташа (Яна Соболевская) тоже выходила замуж по любви. Но, как и у брата, ее брак не стал счастливым. Ее муж Владик (Андрей Барило) – пьяница и игрок. Третий ребенок, Юля, – ученица выпускного класса. Она солистка в танцевальном кружке, который ведет Инга. Выросшая без матери при безграничной любви влиятельного отца, Юля живет в полной уверенности, что все, чего она в этой жизни хочет, должно ей принадлежать.

Приезд в Заозерск молодого талантливого архитектора Богдана Ключевского (Владимир Гориславец) для благоустройства города становится началом конца шаткого благополучия семьи Фирсовых.

Своего героя актер характеризует следующим образом: «Мне был очень дорог этот персонаж. Этот мэр города — такой человек, который, так сказать, глава семьи, с очень непростой биографией. К финалу он практически умирает в этом сериале, но приносит городу очень много положительных каких-то вещей, выстроив этот город… И с какой-то… ну, не то что благостью уходит из жизни, а с тем, что он что-то важное выполнил».

«Искушение»

Совсем другой образ актер создал в сериале Игоря Забары и Сергея Терещука «Искушение». Мелодрама о мести и предательстве, ревности и зависти погружает зрителей в водоворот бушующих страстей и искушений, ломающих судьбы героев и толкающих их на безумные поступки.

Сюжет: Инна Хоменко (Дарья Легейда) ясно представляет свою будущую жизнь: счастливая семья с любимым мужем и дочкой, которая скоро должна появиться на свет. Но внезапно все рушится. Мужа, уехавшего в срочную командировку, вскоре находят мертвым, а саму Инну арестовывают по ложному обвинению в крупной краже и сажают в тюрьму на четыре года.

Когда Инна выходит на свободу, она пытается начать новую жизнь. Но с ней связывается неизвестный человек. Он предлагает ей самой раскрыть тайну гибели мужа. Для этого ей нужно подобраться к олигарху Кумачеву (Владимир Виноградов).

Инна не подозревает, кто и зачем направляет ее по пути мести и какой опасности подвергает всех, кто ей дорог. Смертельная ловушка вот-вот захлопнется…

Помимо захватывающего сюжета, артиста в этот проект привлекло «имя режиссера — я неоднократно работал с Игорем Забарой, ну и сама роль, конечно же. Мне ведь кого обычно предлагают играть? Положительных героев. А тут — самый главный подлец. Перевоплотиться в такого — настоящий кайф! И коллеги у меня здесь замечательные. Но всех перевешивает Ольга Сумская (сыграла Татьяну). Обожаю эту актрису: красавица и талантище».

Всего в фильмографии актера насчитывается около двухсот разнохарактерных ролей.

Педагог

С недавних пор Валерий Афанасьев приобщился к педагогической деятельности. Он преподает в своей мастерской молодым актерам. А началось все в 2015 году с набора небольшого курса в Московском институте театрального искусства.

Актер рассказывает: «Преподавал в ГИТИСе на курсе Валерия Романовича Беляковича, но потом ушел. Спустя время мне предложили стать мастером. Сначала иронично посмеялся над этим, мол, понимаю еще – мастерская знаменитого Сергея Герасимова, а тут – какого-то народного артиста России Афанасьева. Понимаете, это же колоссальная ответственность – вести за собой людей, учить их.

Несмотря на мои опасения, собралась команда хороших педагогов, и мы начали набирать курс. Я готовился, обложился умными книгами, делал конспекты по теории, все вспоминал. Сразу же сказал своим ребятам: «Я — не мэтр. Но я для вас буду и мамой, и папой».

Личная жизнь

Валерий Афанасьев был трижды женат. С первой супругой – Лилией – они сошлись, когда еще были студентами. Валерий учился на актера, Лилия – на переводчика. Вместе пара прожила всего полтора года.

Второй женой актера стала Евгения, работавшая ассистентом режиссера. В этом браке у пары родился сын Владимир. Всего с Евгенией Валерий прожил шесть лет.

С третьей супругой, Анной, актер познакомился, когда еще был женат. Жить вместе влюбленные стали тоже еще до развода. У пары двое сыновей. 27 декабря 2015 года Анна умерла. Ее смерть Валерий переживал очень тяжело. Об этом, а также о том, каким образом профессия помогла актеру выиграть борьбу с алкоголем и как он сошелся с девушкой на 30 лет моложе его, артист рассказал в программе «Судьба человека с Борисом Корчевниковым».

Интересные факты

  • В кризисные времена актер часто выезжал с театром за границу. В Японии жил и работал почти год.
  • Артист очень любит путешествовать, изучать другие страны и явления. По его признанию, если б он не состоялся в актерской профессии, стал бы географом или океанографом.
  • Валерий Афанасьев является автором нескольких повестей и рассказов. А также пишет стихи и песни под гитару. В сериале «Простые истины» демонстрируются некоторые из написанных им песен.

Интервью

О сочинительстве

«Я вырос в Москве на Нагорной улице. В наших дворах и парадных мы пели песни и блатные, и те, что звучали по радио. Я не занимался музыкой, но так хотелось что-нибудь сочинить. Стихи я начал писать, как только смог выводить первые буквы.

Никогда не считал себя ни поэтом, ни тем более писателем. Это что-то другое… Зачем же мучаюсь своей писаниной?! Наверное, это продолжение моей профессии. На белом листе бумаги можно раскрыть крылья своей фантазии и улететь в выдуманный мир, прожить в «предлагаемых обстоятельствах с истиной страстей и правдоподобием чувств». Эта перефразированная мысль Пушкина легла в основу системы Станиславского».

О съемках в рекламе

«Мне не стыдно сниматься в рекламе. Почему известные спортсменки активно принимают в этом участие? Они что, воруют или занимаются чем-то противозаконным?! Посмотрите, например, сейчас Владимир Машков рекламирует банк. Считаю это частью актерской профессии».

О профессии

«У режиссеров много актеров, и они иногда забывают, с кем из них работали. По молодости было обидно, что меня не снимают столько, сколько бы хотелось. Считаю, что у каждого своя судьба. Конечно, я не против главных ролей. Важно, чтобы был материал, от которого шли мурашки по коже».

Награды и звания

  • Заслуженный артист РСФСР (1990);
  • Народный артист России (2005);
  • Медаль ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени (2010).

Фильмография: Актер

Большую часть своей жизни Вячеслав Николаевич Афанасьев (1903—1943) писал стихи о Дальнем Востоке, где прожил пятнадцать лет.

Помимо поэтической деятельности успел проявить себя в качестве журналиста: он работал в газете «Амурская правда», а с 1932 года был корреспондентом газеты «Тихоокеанская звезда».

В 1935 году был издан первый сборник стихов Афанасьева «Восток».

Второй сборник под названием «Стихи» вышел в 1938, и уже на следующий год появился третий, который назывался «Приморье».

В 1941 году Афанасьев ушел добровольцем в народное ополчение.

В 1943 году поэт получил тяжелое ранение в бою за освобождение Смоленска и вскоре умер.

Прочтите несколько стихотворений Вячеслава Афанасьева, загруженных в Викитеку в рамках конкурса «Общественное достояние».

Поэты и писатели Приморья. Вячеслав Афанасьев — второй справа. 1930-е годы

СОВА

Холодный вихрь листву тасует, —
На дуб, убитый наповал,
Зрачками древними тоскуя,
Присела лысая сова.

Она устала от пророчеств
И старомодной седины,
Ей одиночество и ночи
Самой природой суждены.

Старуха зябнет в серой кофте
Из полусгнившего пера,
Ей жжет зазубренные когти
Насквозь промерзшая кора.

А ветер бьет в худую грудь,
Гремит вокруг сосновым яром,
Вздувая лунные пожары,
Убогой не дает заснуть.

И слышит сквозь ушей прорезы
За льстивым лаем лисенят,
Как, проносясь в сухую бездну,
Созвездья дикие свистят.

(1932)

Другие произведения Вячеслава Афанасьева: «Цна», «Весна», «Колхоз Асайвеем», «Баллада о мёртвом солдате», «Застигнутый последней метой…», «Иртыш», «Вслед за огненными лосями…», «В час, когда на каменных накатах…».

Ещё не поздно принять участие в конкурсе: приём работ продлится до 30 июня 2018 года.

Узнать о том, какие произведения перешли в общественное достояние в наступившем году, можно из доклада НП «Викимедиа РУ», подготовленного в рамках проекта Ресурсный центр «Открытая библиотека».

Конкурс проводится НП «Викимедиа РУ» с использованием гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов.

[ad01]

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *