18 октября 1901 года митрополитом Московским и Коломенским Владимиром (Богоявленским) был освящен храм в честь преподобных Сергия и Германа, Валаамских чудотворцев. Величественное здание, построенное по проекту известного архитектора А. Н. Роопа, украсило собою уголок Москвы на пересечении улицы 2-й Тверской-Ямской и переулка Александра Невского. Серый гранитный фундамент, темно-красные полированные колонны, подоконники в часовне и храме были выточены из гранита и мрамора трудами Валаамской братии. По воспоминаниям прихожан «светлый храм с воздушным куполом и хорами, рассчитанный более чем на тысячу человек, наполнял душу особой торжественностью». Величественный иконостас верхнего храма с золоченой резьбой был изготовлен на Валааме, иконы для иконостаса написаны художником В. П. Гурьяновым. Благотворители пожертвовали ценную серебряную утварь и облачение.

Из дневника игумена Гавриила: «На 2-й день по освящении придела, 22 октября, в день Казанской Божией Матери, совершено было мною соборным служением торжественное Богослужение, накануне всенощная и самый день праздника Литургия и молебен с многолетием за Властей, благодетелей и строителей, поусердствовавших и потрудившихся в созидании сего храма. Таково мое желание было помолиться по освящении храма и принести безкровную жертву о всех и за вся, что и совершено Богу помогающу. По завершении всех работ по сооружению подворья памятная фотография».

Игумен Гавриил

В числе благотворителей часто упоминается и Георгий Иванович Курников. Он был выходцем из Углического уезда Ярославской губернии. Будучи купцом, занимался торговлей, строил дома, сдавал их в аренду. Изрядная доля капитала шла на благотворительные цели. Георгий Иванович отчислял большие суммы на нужды города.

Участвовал он и в церковных делах, оказывая посильную финансовую поддержку. При храме святого Василия Кесарийского в Тверской-Ямской слободе (храм снесен в 30-е годы), он служил старостой и ктитором до самой кончины в 1918 году. Георгий Иванович был женат на Прасковье Яковлевне Веселовой, принадлежавшей также к известному купеческому роду.

Георгием Курниковым и его братом Филиппом было пожертвовано большое количество средств, а также список иконы Божией Матери «Иерусалимская», который и по сей день хранится в одном из храмов Валаамского монастыря.

Жизнь на монастырском подворье была подчинена строгому иноческому уставу. Порядок богослужений был определен игуменом Гавриилом (†1848-1910): «В часовне в 8 часов утра в учебные дни совершался краткий молебен для детей учащихся, которые в это время во множестве приходят помолиться пред учением» (запись из личного дневника о. Гавриила). Видимо, с такими учащимися и запечатлен игумен Гавриил на фото.

Духовно-просветительская деятельность на подворье ведется активно, особенно в последние годы. По прошествии более 100 лет заложенные, еще в дореволюционное время, традиции поддерживаются и сегодня. Позиция Патриарха Кирилла о необходимости духовно-нравственного воспитания четко соблюдается и на подворье: «Самый важный аспект деятельности воскресных школ – приобщение людей ко Христу, укрепление их в вере и богоугодной жизни, наставление в законе Господнем. Приходские школы, не должны превращаться лишь в места проведения досуга, необходимо всегда помнить, что их основная задача – привести человека к Богу, способствовать его духовному возрастанию».

В подтверждение этого высказывания на подворье организована целая образовательная структура. Это и воскресные школы для детей и взрослых, и богословский лекторий, и открытый кинотеатр. Еще один важный аспект просветительской деятельности подворья – беседы прихожан со священником. Такой формат открытого общения помогает сплотить приход, определить преобладающие в общине интересы и устремления, и направить их в то русло, которое будет способствовать как духовному, так и количественному росту самой общины и активизации ее социальной и миссионерской деятельности. На Московском подворье Валаамского монастыря штатные священники регулярно проводят беседы для прихожан и гостей храма. Периодически для проведения бесед приглашаются известные и пользующиеся уважением верующих священно служители и преподаватели духовных школ.

После 1917 года насельники и прихожане Валаамского подворья вместе со всей Православной Россией сполна испили чашу издевательств и гонений. Величественное здание подворья было изуродовано: крест с купола снят, сломана звонница. Купол заделали бревнами, пол залили толстым слоем бетона, вход в часовню и многие окна замуровали.

Однако, несмотря на столь тяжелое и смутное время, прихожане называли любимое подворье «единственной пристанью, тихим пристанищем от бурь, дверями в рай», и когда узнали, что братия собирается вернуться в обитель, горячо просили игумена Валаамского монастыря оставить их в Москве. Святейший Патриарх Тихон, совершая незадолго до своего заточения Божественную литургию в храме преподобных Сергия и Германа Валаамских, назвал братию подворья «оплотом, столпом Православия и рассадником веры в Первопрестольной столице Царства Российского» и выразил уверенность, что «братия обители до конца останется утешением всем скорбящим и обремененным».

2 апреля 1922 года в храме изъяли «для голодающих Поволжья» 5 пудов 22 фунта серебра церковной утвари. В этом же году, несмотря на вмешательство финских властей, верхний этаж здания был отведен под помещение для так называемых «социальных женщин». Все это создавало невероятные неудобства и стеснения для монастырской братии, как по причине столь нежелательного элемента, водворенного в помещение монашествующих, так и на почве неизбежных столкновений с коммунисткой. Тем не менее, монастырская братия твердо продолжала свое служение Господу, противостоя не только большевикам, но и обновленцам.

Невыносимые условия существования, обыски не сломили оставшихся насельников. За несколько дней до закрытия подворья, большевики в сопровождении красноармейцев, ночью неожиданно нагрянули на подворье и в помещении братии произвели тщательный обыск. Ничего, однако, не нашли и уехали ни с чем.

В праздник Казанской иконы Божией Матери, утром перед самой литургией, они вторично нагрянули на подворье, на этот раз уже с целью закрытия его и выселения братии. В это время в церкви было много прихожан, и это обстоятельство вынудило большевиков отложить свое злое намерение до окончания службы. На сделанное братии предложение «выносить свои вещи на автомобили», был получен отказ. Тогда милиционеры сами стали выносить вещи и, погрузив их в автомобили, отправили в Покровский монастырь. 22 октября 1924 года Валаамского подворье было закрыто.

В письме от 14/27 июня 1923 года к заве дующему подворьем иеромонаху Галактиону, отец Игумен Павлин настаивал на скорейшем отъезде части братии. Отец Игумен как бы предвидел последствия проводимой политики новой власти, в своем письме он предупреждал братию: «Не полагайтесь на то обстоятельство, что срок вашего пребывания на подворье продлен, ибо никак нельзя полагаться на тех, кто гонит Церковь Христову.
По всей вероятности, продление этого срока — простая случайность». По постановлению монастырского собора часть братии, получив визы на выезд в Финляндию, вернулись в обитель. Оставшейся братии строго «вменялось в послушание и непременную обязанность быть беспрекословными в повиновении и послушании заведующему подворьем иеромонаху Галактиону, строго соблюдать правила, устав и благочестивые обычаи святой обители».
И все же службы продолжались, поскольку церковь подворья осталась в ведении местного приходского совета. По причине отсутствия места для жительства и ввиду столь враждебного отношения большевиков к монашествующим, часть подворской братии возбудило ходатайство о разрешении вернуться обратно на Валаам. После разных мытарств разрешение наконец было дано, и 18 человек братии 19 декабря 1924 года возвратились в монастырь. Остальные 16
человек остались в Москве для ведения богослужения в церкви преподобных Сергия и Германа, Валаамских чудотворцев, поселившись в подвале, напротив своего подворья,захваченного большевиками.

Окончательно храм был закрыт в 1926 году, насельники разогнаны, частично арестованы. Однако священноиноки, выполняя благословение Святейшего Патриарха Тихона, не бросили свою паству: они служили в церкви Ржевской Богоматери на Поварской до ее закрытия.
Величественное здание подворья было изуродовано: крест с купола снят, сломана звонница. Купол заделали бревнами, пол из метлахской плитки залили толстым слоем бетона, вход в часовню и многие окна замуровали.

Позже здесь разместилась поликлиника No 36 Фрунзенского района г. Москвы, во время войны переоборудованная в госпиталь. В 1944—1945 годах несколько блестящих операций провел здесь хирург с мировым именем святитель Лука (Войно-Ясенецкий), приезжавший на Поместный Собор и заседания Священного Синода.
К началу девяностых годов здание пришло в аварийное состояние, коммуникации не действовали, ставился вопрос о его сносе. 1 апреля 1993 года подворье, наконец, было возвращено Церкви, возобновилась монашеская жизнь.
После обустройства временного иконостаса в нижнем храме (бывшей часовне) 1 августа 1993 года была совершена первая Божественная Литургия.
Приходили сюда новые насельники и прихожане. Маленький нижний храм был переполнен. А к весне следующего года расчистили центральную часть храма во имя преподобных Сергия и Германа Валаамских, и 1 мая 1994 года в нем прошла первая пасхальная служба.
С той поры многое изменилось на подворье. 25 октября 1996 г. в день празднования иконы Божией Матери «Иерусалимская» прошла первая служба во вновь открытом приделе верхнего храма, освященного в честь этой иконы. С помощью благодетелей была восстановлена звонница, и в Великий
Четверг 1997 года впервые за многие десятилетия вновь зазвонили колокола.
Вскоре началась реставрация нижнего храма, был установлен новый иконостас, во многом восстановлены прежняя живопись и интерьер. По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, храм был назван в честь святого благоверного князя Александра Невского. Первая служба прошла здесь 6 декабря 1998 года, в день памяти святого князя.
Кропотливо расчищаются многократно закрашенные дивные росписи парадной лестницы и верхнего храма.
В 1998 году для Московского подворья был написан новый список с Валаамской иконы Божией Матери. Эта чтимая икона в киоте с резной сенью и с многочисленными дарами находится на северной колонне верхнего храма. Список этот чудотворный. Знаменательно, что чудотворения от него начались одновременно со всецерковным прославлением Валаамского образа.
На южной колонне храма во имя преподобных Сергия и Германа находится прекрасный образ Валаамских чудотворцев, покровителей Московского подворья.

По воскресным дням после Божественной Литургии читаются акафисты Валаамской иконе Божьей Матери и вмч. Пантелеимону.

Праздник Покрова Божией Матери – трогательный символ неустанного предстательства Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии за род людской – особенно любим и почитаем православными христианами. Несмотря на то, что в этом году торжество выпало на понедельник, на Московском подворье Спасо-Преображенского Валаамского монастыря пришло помолиться много людей (около 150 взрослых и 30 детей). Накануне, 13 октября, в чистом и красиво украшенном храме состоялось Всенощное бдение. А в сам день праздника, 14 октября, утром была совершена Божественная литургия.
Сегодня Валаамское подворье является одним из самых благоустроенных в столице. Величественное здание, построенное по проекту архитекторов Н.Д. Прокофьева и А.Н. Роопа, выполнено в московско-ярославском стиле, отличающимся богатым декором в духе русского зодчества XVII века. Интересно, что в строительных работах принимали участие около 10 тысяч человек. По воспоминаниям прихожан, «светлый храм с воздушным куполом и хорами, рассчитанный более чем на тысячу человек, наполнял душу особой торжественностью». Иконостас верхнего храма с золочёной резьбой был изготовлен на Валааме. Иконы для него написаны знаменитым художником и реставратором Василием Гурьяновым (его высоко ценил государь Николай II и даже был восприемником от купели его дочери), а также известным живописцем Фёдором Соколовым. Расписывали подворье, а также писали иконы для него иконописцы Валаамского и Дивеевского монастырей. Работали здесь и художники школы Виктора Васнецова, не случайно на лестничной арке изображён знаменитый васнецовский образ Божией Матери «Благодатное Небо». По преданию, он сам правил лики Евангелистов в парусах купола и роспись «Бог Слово» на западной стене верхнего храма.
Московское подворье становится всё более притягательным для жителей столицы, постепенно увеличивается количество прихожан. Список Валаамской иконы, привезённый в 1997 году с Валаама, давно уже стал чудотворным. По молитвам у этой иконы страждущие исцеляются от тяжелых болезней (в том числе бесплодия), получают разрешение разных сложных житейских вопросов. Удивительной силой также обладают и другие святыни Московского подворья: образ великомученика и целителя Пантелеимона, принадлежавший преподобному Аристоклию Афонскому, икона святителя Николая с частицей его мощей (пожертвована Иннокентием Смоктуновским), образ святой праведной Анны с частицей ее мощей. Также очень почитаются иконы с частицами мощей свт. Луки (Войно-Ясенецкого), свт. Иоанна (Сан-Францисского и Шанхайского), великомученика Георгия Победоносца, св. блж. Матроны Московской. Реликварии с частицами мощей свт. Амвросия и мучеников Гервасия и Протасия Медиоланских, вмц. Анастасии Узорешительницы, преподобного Антипы Валаамского, преподобных Глинских старцев, преподобных и блаженных Дивеевских.
Адрес Валаамского подворья в Москве: ул. 2-я Тверская — Ямская, д.52 (м. «Белорусская»), тел./факс: +7 (499) 250-97-99, +7 (499) 251-59-05, сайт
Фотографии: Екатерины Коротневой
Екатерина Коротнева

Здание московского Валаамского подворья построили в 1900 году на земле, которую пожертвовал некий Сергей Прусаков.

Что есть что в церкви

Известно, что после паломничества на Валаам его супруга исцелилась, и таким образом они отметили это чудо.

Храм Сергия и Германа Валаамских на 1 000 прихожан построили по проекту А. Роопа. Первый этаж покрыли Валаамским гранитом, а на стенах красовался Валаамский мрамор. Известно также, что монахи Валаамской обители помогли в изготовлении иконостаса.

Но в 1926 году храм закрыли. Из обители вывезли все ценности, колокольню сломали, а святыни разграбили. Некоторые иноки смогли уйти в соседние церкви, но многим не удалось избежать ареста. В 1930 году в здании храма разместилась поликлиника, а в 1941 — открылся госпиталь.

В 1992 году подворье вернули Валаамской обители. И в 1997 году тут освятили церковь Александра Невского в память о так и не построенном в районе Белорусского вокзала храме в честь святого благоверного князя.

А вы бы хотели дополнить рассказ о храме преподобных Сергия и Германа Валаамских (князя Александра Невского)?

  • по будням: 8-00 Часы. Божественная литургия).
  • по субботам: 8-40 Часы. Литургия.

Воскресные и праздничные дни
Вечернее богослужение: 17-00 (Всенощное бдение).
Утреннее богослужение:

  • 6-40 Часы. Ранняя Литургия.
  • 9-00 Часы. Поздняя Литургия.

Часы работы часовни Новомучеников и Исповедников Российских при подворье на Нарвском проспекте: с 09-00 до 18-00.
По окончании Божественной литургии: во вторник и четверг служатся молебны; в среду служится акафист Новомученикам и Исповедникам Российским; в субботу служится панихида.
Часы работы часовни в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих радость» на Синопской набережной: с 10-00 до 19-00, обед с 12-00 до 12-30
В пятницу в 14-00 служится молебен и панихида.
Часы работы книжной лавки на Синопской набережной: с 10-00 до 19-00, воскресение: с 10-00 до 18-00.
3. Святыни Санкт-Петербургского подворья:

  • наиболее любимая и почитаемая всеми святыня в храме – небольшая аналойная икона Казанской иконы Божией Матери, которая чудесным образом обновилась более десяти лет назад.
  • список с Валаамской иконы Божией Матери.
  • на подворье хранится древний Крест-мощевик с частицей мощей великомученика и целителя Пантелеи́мона.
  • в храме подворья Валаамского монастыря находится список Афонской чудотворной иконы Святой Праведной Анны, по молитвам которой многие пары получили разрешение от бесплодия, и икона Божией Матери «Всецарица», написанные на Святой Горе Афон. А также икона свт. Нектария Эгинского с частицей его мощей в кресте.

4. Другая информация:
На Санкт-Петербургском подворье в специально оборудованном баптистерии проводится Таинство Крещения с полным погружением.
Для Санкт-Петербургского подворья важна задача воссоздания полноты устава, отражающего дух монашества, воспитание у братии и прихожан внимательного и серьезного отношения к соборной молитве, к Таинствам Исповеди и Причастия. На подворье действует Духовно-просветительский центр вмч. Димитрия Солунского. При центре работают Детская воскресная школа, Катехизаторские курсы для взрослых, Православный клуб молодежи и библиотека.
4 февраля 2014 года после реставрации открылась часовня во имя Новомучеников и Исповедников Российских. Впервые она была освящена 17 июля 1995 года. Наряду с иконами уже канонизированных новомучеников – преподобномученицы великой княгини Елизаветы и инокини Варвары, митрополита Вениамина, митрополита Владимира в часовне были помещены иконы святых царственных мучеников. Это была первая часовня в Петербурге, где горожане могли почтить память святых царственных мучеников еще до их общецерковной канонизации. В обновленной часовне верхнем ряду представлены святители архиереи-мученики, в нижнем — царская семья и все чины страстотерпцев и мучеников российских.
[ad01]

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *