Божественная Литургия служится 3-4 раза в неделю, согласно расписанию (скачать расписание на декабрь 2015), утвержденному настоятелем подворья. В эти дни богослужение начинается в 8:00 чтением утренних молитв, затем служится полунощница, часы и Божественная Литургия, после которой совершаются благодарственный и заказные молебны (по будням) и панихида (в субботу). В воскресные и праздничные дни по окончании Литургии совершается Крестный ход (кроме периода Великого Поста).

Вечернее Богослужение начинается в 17:00 чтением 9-го часа, затем совершается вечерня, утреня, 1-й час (если на следующий день служится Литургия). Всенощное бдение совершается накануне воскресных и праздничных дней и также начинается в 17:00, заканчиваясь 1-м часом и славлением преподобным Зосиме, Савватию и Герману Соловецким. По средам в 17:00 служится молебен с акафистом святым преподобным Первоначальникам Соловецкой обители.

В дни, когда не совершается Божественная Литургия, богослужение начинается в 6:00: читаются утренние молитвы, полунощница, служится братский молебен; вечернее богослужение начинается в 17:00: служится малое повечерие с канонами и Акафистом, входящими в ежедневное монашеское правило, и лития об усопших.

По такому чину совершается суточный круг богослужения во все дни в течение года.

Кроме того, в период Великого Поста в храме по четвергам в 18:00 совершается таинство Соборования.

Трижды в год совершаются ночные богослужения: Рождество Христово, Великая Суббота, Светлое Христово Воскресение.

История

Храм великомученика Георгия Победоносца в Ендове находится за Москвой-рекой, недалеко от Москворецкого моста и Балчуга, на улице Садовнической (историческое название — Нижние Садовники). Строительство первой деревянной церкви на этом месте относится ко времени Иоанна Грозного.

Наименование «в Ендове» связано, вероятнее всего, с особенностями местности: от прежнего русла реки остались ложбины, «ендовы».

В конце XVI века здесь была поставлена каменная церковь, согласно пожеланию архиепископа Арсения Елассонского, приехавшего в Москву в составе константинопольского патриаршего посольства в 1588 году.

В «смутное время» (1601-1612) храм был сильно поврежден. В эти годы при многих московских храмах устраивали небольшие крепости-остроги. Такой «острожек» был и около церкви великомученика Георгия.

Слобожане Нижних Садовников в 1653 году возвели новую пятиглавую церковь с трапезной палатой и шатровой колокольней. Главный престол храма был освящен в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Придел во имя великомученика Георгия помещался с южной стороны алтаря. Около церкви находилось кладбище.

Облик храма менялся с течением времени. В 1729 году с северной стороны трапезной построен придел во имя святителя Николая Чудотворца, увенчанный одной главой.

В 1786 году храм постигло несчастье: разрушилась до основания колокольня, из-за того, что грунт под ней размыло водой, переполнившей Раушский канал. Повреждена была и трапезная. Долгое время церковь оставалась без паперти и колокольни.

Новая трехъярусная колокольня сооружена в 1806 году заботами прихожанина Павла Григорьевича Демидова. Она поставлена отдельно от храма с северной стороны.

Пожары 1812 года не миновали церковь великомученика Георгия. Выгорел весь интерьер, пострадали стены снаружи, утрачена большая часть церковной утвари. Прихожане храма терпели бедствия военного времени и были разорены пожаром. С величайшим трудом они восстановили придел во имя святителя Николая Чудотворца.

Через два года был сооружен новый придел во имя великомученика Георгия с южной стороны трапезной (ранее он располагался за иконостасом храма).

Только в 1829 году отстроена главная часть храма и освящен престол в честь Рождества Пресвятой Богородицы.

В 1836 году в храме была построена существующая до нашего времени паперть. Особенно тщательно благоустройство и украшение храма проводилось стараниями церковного старосты Ивана Елисеевича Привалова (с 1864 по 1876 год). Сделана роспись стен в храме и трапезной, сооружены новые иконостасы в центральной части и в приделах, поставлены новые печи.

Сильное наводнение, которое произошло вследствие весеннего разлива Москвы-реки в 1908 году, привело к затоплению храма и причинило серьезные разрушения. От наводнения пострадал фундамент, на сводах появились трещины, и начала осыпаться штукатурка с росписью. Работы по восстановлению храма проводились под руководством епархиального архитектора Н. Н. Благовещенского. В 1910 году трапезная была расписана художником А.И. Нахровым по образцам прежней росписи. Отреставрирована стенопись в центральной части храма.

Община храма осуществляла благотворительную деятельность. В начале XVIII века была построена богадельня для престарелых и больных. Находились здесь в основном люди военного звания. В течение некоторого времени она не действовала, но известно, что в конце XIX века богадельня была открыта вновь. При храме работала церковно-приходская школа, существовало Георгиевское братство трезвости. В годы первой мировой войны был развернут лазарет.

Храм оставался действующим до 1935 года. После закрытия в храме расположился запасник дирекции выставок Художественного фонда СССР, колокольня принадлежала управлению Минмонтажспецстроя. В 1960-1970 годах церковь великомученика Георгия была реставрирована. В результате реставрационных работ возвращен первоначальный облик кровли с кокошниками, восстановлены наличники окон. Окружавшие церковь домики причта были снесены.

Современность

16 июня 1992 года вновь учреждено Московское подворье Соловецкого монастыря. Монастырю был при этом передан московский храм во имя великомученика Георгия Победоносца в Ендове, настоятелем подворья назначен иеромонах (ныне архимандрит) Мефодий (Морозов).

После открытия подворья его деятельность заключалась главным образом, в подготовке совершившегося 20-22 августа 1992 года перенесения из Санкт-Петербурга на Соловки святых мощей преподобных Зосимы, Савватия и Германа, Соловецких чудотворцев. С первых дней установлена была существующая издревле в Соловецком монастыре традиция служить по средам вечером молебен с Акафистом преподобным Зосиме, Савватию и Герману, Соловецким чудотворцам.

Первое Богослужение в храме Московского подворья состоялось 7 января 1993 года, в праздник Рождества Христова. Впервые, в течение всего Великого поста в храме проходили все службы, за исключением Божественной Литургии, а в Великий Четверток, по благословению Святейшего Патриарха Алексия II, настоятель подворья совершил малое освящение Престола в честь Рождества Богородицы и первую Божественную Литургию. В ноябре того же года были начаты реставрационные работы.

До января 1998 года богослужения совершались в главной части храма. В Неделю о мытаре и фарисее в 1998 году наместником Соловецкого монастыря архимандритом Иосифом было совершено малое освящение придела святителя Николая, расположенного с северной стороны трапезной. В центральной части храма начались реставрационные работы, которые на некоторое время были приостановлены, но в начале 2000 года возобновлены.

3 февраля 2001 года, в день празднования иконы Божией Матери «Отрада» или «Утешение», на подворье был воздвигнут девятиметровый Поклонный крест в честь новомучеников Соловецких. Наместником монастыря архимандритом Иосифом было совершено малое освящение престола в честь Рождества Пресвятой Богородицы. На следующий день Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II в сослужении архиепископов Истринского Арсения, Владимирского и Суздальского Евлогия и наместника обители архимандрита Иосифа совершил Божественную литургию, освящение Поклонного креста и заупокойное поминовение всех в годы гонений за веру пострадавших.

Реставрационно-восстановительные работы на подворье продолжились в 2002 году. Были полностью отремонтированы и заново покрашены фасады храма, произведено частичное восстановление белокаменного цоколя, вызолочены медные подзоры на куполах. С февраля по август 2002 года проводилась реставрация масляной живописи XIX века на своде четверика храма. Осуществлялась эта работа бригадой под руководством художника-реставратора I категории Е.Н. Чабана.

2003 год стал юбилейным для храма великомученика Георгия Победоносца в Ендове. Исполнилось 350 лет с того времени, когда в 1653 году была воздвигнута церковь в честь Рождества Пресвятой Богородицы с приделом великомученика Георгия. Она сохранилась до наших дней, несмотря на стихийные бедствия, войны, действия советской власти, которые уничтожили многие московские храмы.

12 ноября 2003 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II в сослужении архиепископа Истринского Арсения и епископа Дмитровского Александра совершил Великое освящение храма. Главный придел был освящен в честь Рождества Пресвятой Богородицы, как это и было исторически. Придел в трапезной части храма был освящен в честь святителя Николая архиепископа Мирликийского, чудотворца, и во имя святого великомученика Георгия Победоносца. Таким образом, был отмечен юбилей: 350-летие возведения древнего храма (1653) и 10-летие возобновления в нем богослужений (1993).

Работа над иконостасом в центральной части храма началась в феврале 2002 года. К началу 2003 года был сооружен первый ярус (местный чин). Иконы второго яруса (деисусный чин) создавались в течение 2003 года и перед Великим освящением храма были установлены в иконостасе. В праздник Рождества Пресвятой Богородицы (сентябрь 2004 года) он был уже трёхъярусным, с иконами праздничного чина. Начата работа над пророческим и праотеческим чином. Полный пятиярусный иконостас украсил храм к Пасхе 2006 года.

В октябре 2006 годы художники завершили настенную роспись алтаря в Николо-Георгиевском приделе. В настоящее время идет работа над эскизом росписей интерьеров храма, которую возглавляет известный московский иконописец Н. В. Нужный.

Хозяйственная деятельность Московского подворья тесно связана с оказанием помощи Соловецкому монастырю. Подворье направляет на Большой Соловецкий остров большое количество всевозможных грузов, как по железной дороге, так и автотранспортом. Эти грузы необходимы для ведения реставрационно-восстановительных работ, для обеспечения повседневной жизни братии монастыря.

Деятельность Попечительского совета обители, в состав которого входят представители различных учреждений, оказывающих благотворительную помощь Соловецкому монастырю, скитам и подворьям координируется на Московском подворье.

На подворье находится подразделение редакционно-издательского отдела, которое осуществляет большую помощь обители в издании литературы, под-бору материалов для включения в ежегодные издания: настольный и настенный выпуски «Соловецкого календаря», осуществляет полиграфическую деятельность в виде печатной продукции к Рождественским и Пасхальным праздникам (открытки, упаковки и др.), принимает участие в подготовке фотовыставок, создании презентаций для проведения Попечительского совета монастыря. Ежемесячно издается московский выпуск «Соловецкого вестника», на страницах которого, кроме расписания богослужений на предстоящий месяц, помещаются душеполезные святоотеческие чтения, проповеди и поучения.

Святыни храма

Главная святыня храма — икона преподобных Зосимы, Савватия и Германа, Соловецких чудотворцев, с частицами их мощей. Каждое богослужение заканчивается молитвенным обращением к Соловецким первоначальникам, поется тропарь, кондак и величание, после чего братия и прихожане прикладываются к святому образу. По средам служится молебен с чтением Акафиста преподобным.

Особо чтимыми являются иконы Божией Матери «Державная» и «Неопалимая Купина». В храме находятся иконы святого великомученика и целителя Пантелеимона, святой благоверной княгини Анны Кашинской, преподобных старцев Оптинских с частицами святых мощей. Почитаемая храмовая икона святого великомученика Георгия Победоносца поставлена в местный чин нового иконостаса в центральной части храма.

Ко дню совершения Святейшим Патриархом Алексием II Великого освящения храма из Соловецкого монастыря был доставлен ковчег с частицами святых мощей великомученика Георгия Победоносца, великомученика и целителя Пантелеимона, великомученика Прокопия, священномученика Киприана и мученицы Иустины, мучениц Феодосии и Анастасии. Священноначалие обители приняло решение о попеременном пребывании святыни в монастыре и на Московском подворье. С июня по сентябрь мощевик находится в Соловецкой обители, с октября по май — в храме Московского подворья.

Приходская жизнь

При Соловецком подворье в Москве действует воскресная школа «Колокольчики» для детей прихожан. В настоящее время число воспитанников составляет 15 человек (их состав меняется в зависимости от различных обстоятельств) в возрасте от 6 до 13 лет. Целью деятельности школы является сообщение воспитанникам основных знаний о сущности Православной веры, их воцерковление и организация жизни в соответствии с традициями Русской Православной Церкви. Каждое воскресенье учащиеся воскресной школы причащаются Святых Христовых Таин за Божественной Литургией и, по мере возрастания, приучаются к исповеди.

Перед занятиями совершается трапеза. Организуют трапезу родители учащихся. Согласно монастырской традиции во время трапезы читаются жития и литературные произведения духовно-нравственного содержания, которые обсуждаются на последующих занятиях. Занятия в воскресной школе обязательно соотносятся с церковным календарем. Темы и содержание занятий по разным предметам максимально скоординированы преподавателями, ведется дневник воскресной школы. Традиционно в дни празднования Рождества Христова и Пасхи воскресная школа приглашает братию, сотрудников Подворья и прихожан на концерт. В притворе храма периодически вывешивается стенная газета, которая рассказывает о жизни воскресной школы Соловецкого подворья, на 3-м этаже административно-братского корпуса сформирован информационный уголок, где размещаются фотовыставка о работе воскресной школы и выставка поделок и рисунков учащихся.

Наряду с занятиями на Подворье регулярно совершаются паломнические поездки, организуются учебные экскурсии в музеи Москвы. На занятиях активно используются и обсуждаются кино- и видеоматериалы, образовательные компьютерные программы. Традиционными стали посещения театров «Камерная сцена» и «Глас».

Ответственным за деятельность воскресной школы является помощник На-стоятеля Подворья иеромонах Аксий (Лобов).

Традиционно в дни празднования Рождества Христова и Пасхи воскресная школа приглашает братию, сотрудников подворья и прихожан храма на концерт.

Для учащихся организуются экскурсии по музеям Москвы и паломнические поездки с целью посещения монастырей и храмов Москвы и Подмосковья.

На Соловецком подворье в Москве ведется работа с учащимися и преподавателями Московской международной киношколы, расположенной по адресу: г. Москва, ул. Строителей, д. 15. Ответственным за эту деятельность является насельник Подворья иеромонах Лонгин (Новоселов), который проводит беседы с учащимися средних и старших классов. Тематика этих бесед весьма разнообразна. Ребят интересуют не только вопросы, связанные с историей Церкви, с ее таинствами и обрядами, но и всё, с чем сталкивается молодежь в современном обществе (вопросы выбора жизненной позиции, взаимоотношений со сверстниками, брака и многое другое). Для некоторых подобные беседы — первый опыт общения со священником на духовные темы. Встречи проходят как на территории Подворья, так и в стенах киношколы. Учащиеся киношколы принимают активное участие в трудах по благоустройству храма и территории Соловецкого подворья в Москве (моют окна в храме, подметают и убирают территорию и др.), причем делают это с большим воодушевлением и прилежанием.

Московское подворье планирует, по возможности, активизировать паломническую деятельность. Начиная с осени 2011 года целенаправленно и последовательно стала осуществляться организация паломнической службы. На первом этапе была спланирована организация пешеходных и автобусных экскурсий по Москве и Подмосковью. С ноября месяца 2011 года пешеходные экскурсии проводятся еженедельно, а единожды в месяц совершается автобусная паломническая поездка. Совершаются паломничества по монастырям, храмам и музеям Москвы с православной тематикой. Паломнические экскурсии тематически связаны с историей Соловецкого монастыря. Этим особенностям отвечает автобусная поездка в с. Фаустово (Подмосковное подворье монастыря), поездка по Москве, объединенная темой «Святитель Филипп и Иван Грозный в Москве», поездка в музей «Коломенское», где находятся старинные иконы из Соловецкого монастыря.

Деятельность паломнической службы носит и катехизаторский характер, поскольку раз в месяц после экскурсии проводятся беседы паломников с кем-либо из священномонахов Соловецкого подворья в Москве. После слова священника паломники имеют возможность задать вопросы на любые интересующие их темы. Это очень важная часть работы, которая привлекает новых прихожан и паломников.

Дальнейшее развитие паломнической деятельности на Подворье видится в организации поездок на Соловецкие острова. В настоящее время совместно с паломнической службой Соловецкого монастыря разрабатывается график данных поездок, их программа и периодичность.

Богослужения в храме совершаются ежедневно.

Божественная Литургия служится 3-4 раза в неделю, согласно расписанию, утвержденному настоятелем подворья. В эти дни богослужение начинается в 8:00 чтением утренних молитв, затем служится полунощница, часы и Божественная Литургия, после которой совершаются благодарственный и заказные молебны (по будням) и панихида (в субботу). В воскресные и праздничные дни по окончании Литургии совершается Крестный ход (кроме периода Великого Поста).

Вечернее Богослужение начинается в 17:00 чтением 9-го часа, затем совершается вечерня, утреня, 1-й час (если на следующий день служится Литургия). Всенощное бдение совершается накануне воскресных и праздничных дней и также начинается в 17:00, заканчиваясь 1-м часом и славлением преподобным Зосиме, Савватию и Герману Соловецким. По средам в 17:00 служится молебен с акафистом святым преподобным Первоначальникам Соловецкой обители.

В дни, когда не совершается Божественная Литургия, богослужение начинается в 6:00: читаются утренние молитвы, полунощница, служится братский молебен; вечернее богослужение начинается в 17:00: служится малое повечерие с канонами и Акафистом, входящими в ежедневное монашеское правило, и лития об усопших.

По такому чину совершается суточный круг богослужения во все дни в течение года.

Кроме того, в период Великого Поста в храме по четвергам в 18:00 совершается таинство Соборования.

Трижды в год совершаются ночные богослужения: Рождество Христово, Великая Суббота, Светлое Христово Воскресение. Начиная с 2012 года предполагается совершать богослужение в ночь с 31 декабря на 1 января, каковая традиция существует во многих московских храмах.

Контакты

Почтовый адрес: 115035, Москва, ул. Садовническая, д. 6. Церковь великомученика Георгия в Ендове

ДУХОВНОЕ ВОЗВЫШЕНИЕ СОЛОВЕЦКОГО МОНАСТЫРЯ

В РОССИИ В ХУ-ХУН ВВ.

Н.Е. Каменская

У истоков движения русского монашества на Север стоял святой Сергий Радонежский. Весь Северо-восток Руси стал «школой преподобного Сергия» и в XV столетии пополнился обителями, основанными его учениками и последователями.

В XIV-XV в. в на Русском Севере были основаны не менее ста монастырей. Это уникальное явление русской духовной жизни получило название «Северная Фиваида».

Историки обычно различают два типа монастырей: городской (пригородный) и пустынный. Последние основывались в необжитой или малонаселенной местности, нередко на островах. Если в XIV в., по данным В.О. Ключевского, были основаны 42 пустынных обители и столько же городских, то в следующем столетии стремление к пустынножительству усиливается — появляются еще 57 пустынных монастырей и только 27 городских. Три четверти пустынных обителей основывались выходцами из таких же удаленных от мира монастырей и скитов .

Для большинства будущих отшельников дорога на Север начиналась либо в Троице-Сергиевом монастыре под Москвой и его многочисленных «колониях», либо в земле Великого Новгорода. Нередко эти два направления переплетались между собой, примером этому может служить Соловецкая обитель.

Основание Соловецкому монастырю положил подвиг преподобных Савватия, Германа и Зосимы.

Преподобный Савватий Соловецкий, выходец из Кирилло-Белозерского монастыря, пришел на Соловки с Валаама, а преподобный Зосима Соловецкий в одной из поздних редакций жития называется пострижеником Палеостровской обители. Угодья этих монастырей к началу ХУ в. уже имелись на Беломорье. Валаам, Соловки, Пальостров и Николо-Карельский монастырь находились на северном рубеже русской Фиваиды и случилось так, что первенствующее значение среди них приобрели Соловки, где иноческое население пребывало в наименее благоприятных условиях. «Движение на Север» было и социально-экономическим, и духовным явлением. Одни шли в иноки, «взыскуя града Небесного», другие — «чтобы есть свой хлеб в покое».

В документах XV в. Соловецкий монастырь именуется по-разному: «дом Божий святого Спаса», «дом святого Спаса и святого Николы», «дом Божий святого Спаса и святой Богородицы» .

Первые соловецкие храмы Успения Пресвятой Богородицы, Спасо-Преображения и святителя Николая явились первообразами новой обители. Их посвящение связало обитель с теми монастырями, которые должны были оказать наибольшее влияние на ее становление — с Успенским Кирилло-Белозерским, Преображенским Валаамским и Никольским Карельским.

Среди этих соловецких первообразов явно выделен образ Богоматери. Он пронизывает всю историю Соловков. По преданию, икону Богоматери Одигитрии (Путеводительницы) принес на Соловки преподобный Савватий. Незримое присутствие Богородицы ощущается на всем пространстве архипелага, проявляясь в посвящении церквей и часовен (храмы Благовещения и Успения в монастырских стенах, церковь Смоленской иконы Божией Матери в Савватиево, Покровская и Знаменская часовни на острове Анзер). В Новгородской первой летописи упомянуты из 160 церквей — 10 Никольских, 8 в честь Спаса и 20 посвящены Богородице, из которых 5 — Ее Рождеству и 5 — Успению .

Островное богомыслие православного иночества было тесно связано с идеей Преображения. Образ Преображения, по мнению современных исследователей, является центральным символом-иконой исторического движения русского народа в «полуночные страны». По своей глубинной сущности это движение было религиозным исканием «нового неба и новой земли», изображенных в апокалиптических пророчествах Иоанна

Богослова. Движение на Север — прорыв к тому, что будет по ту сторону истории, когда завершится земное странствие человечества .

То, что образы Преображения, Успения и Николы освятили ключевую обитель рубежа Северной Фиваиды, имеет особое значение в существовании Соловков. Соловки находятся в 60 верстах от берега Северной Карелии, но разделяет их Студеное море, через которое шесть месяцев в году ходить почти невозможно, и поселение на Соловках было решительным шагом к освоению нового пространства.

Перед обителью встала новая для русского православия задача — освящение морского труда. Такое прославление имело огромное значение для устранения страха перед морем и для воспитания «морского сознания». Море для русского человека — тот «божественный мрак», который открывает путь к познанию последних вопросов бытия .

«Обитель Соловецкая во внешнем постепенном распространении и возвышении, по споспешеству молитв Чудотворцев Зосимы и Савватия обязана особенному покровительству Российских самодержцев, жаловавших оную многими вотчинами, денежными вкладами и другими вещами, а сему благочестивому примеру подражали и прочие знаменитые особы и христолюбцы. Впоследствии же не токмо одно благочестие побуждало Государей благодетельствовать обители Соловецкой, но и близкое расстояние оной от шведских и датских владений»,- писал о Соловках архимандрит Досифей . Положение Соловецкого монастыря было действительно исключительным, поскольку фактическое значение государственных актов зависело от целого ряда обстоятельств и отношений, складывавшихся на Беломорье в XV-XVII вв.

Во второй половине XV в. возвышению Соловецкого монастыря способствовали процессы перераспределения собственности в новгородском Севере: скупка карельских земель новгородцами и позднее переход новгородских владений под власть Москвы. Жалованная грамота Ивана III, фактически повторявшая новгородскую грамоту середины XV в., была подтверждена в 1507 г. великим князем Василием III. С именем этого государя связано начало реального возвышения Соловецкого монастыря, развитое деятельностью святого Филиппа и упроченное грамотами Ивана IV.

В жалованной грамоте выданной от имени последнего в 1541 г., содержится изложение грамоты Василия III, на основании которой его юный сын Иван предоставляет Соловецкому монастырю многочисленные льготы и преимущества. Грамота великого князя Василия Ивановича освобождала обитатель, ее слуг и крестьян от суда наместников и волостелей новгородских, двинских, выгорецких и других. Право суда по искам к монастырю передавалось великому князю или его боярину. Освобождались от «мыта, тамги, явки, побережного, весчего, померного, гостинного, искунного и других некоторых пошлин» грузы двух лодий монастырских летом и 18 обозов зимой, запрещалось брать подводы у монастыря и его крестьян «опричь ратного дела» и «имать десятую рубу» на монастырских тонях . В актах преемников Василия III в XVI-XVII в.в. эти льготы частично расширялись и уточнялись, частично ликвидировались, Таково было начало особого статуса Соловецкого монастыря.

Если выделять самобытные моменты становления и развития обители, то следует указать, прежде всего, на ее роль в духовном освоении Русского Севера, на ключевые позиции монастыря в экономике региона и на значения Соловков в обороне Беломорья. Серьезные столкновения с иноземцами на Руси всегда переносились в плоскость защиты веры, и военно-организационные мероприятия центральной власти на Беломорье опирались и на духовный авторитет обители. Точкой отсчета военной истории Соловков обычно устанавливают 1571 г. — появление на Белом море шведских военных кораблей. Эту дату можно перенести в XV столетие, когда в обитель в 1479 г. был пожертвован «каянский колокол» после удачного похода в Скандинавию. Этот сохранившийся поныне трофей, древнейший в русской морской истории, подарен обители, вероятно, в знак признания и в благодарность за определенную помощь, оказанную иноками русскому войску .

Роль Соловецкого монастыря в обороне Беломорья высоко оценивается историками. Несомненной и выдающейся следует признать заслугу обители в сохранении для России выхода в море: в Смутное время благодаря усилиям соловецких стрельцов, беломорских крестьян, взвешенной дипломатии соловецкого игумена Антония «поморские городы» сохранились в составе Московского государства. Военное значение Соловков было основанием для многочисленных льгот и преимуществ, предоставленных монастырю в конце XV — первой половине XVII в., часто вопреки общей секуляризационной политике государей. Кроме того, со второй половины XVI в. началась традиция крупных царских вкладов в Соловецкий монастырь. Общий объем таких вкладов, включая церковную утварь, различные вещи и вооружение, был настолько велик, что иностранцы подозревали московских государей в переправке своих сокровищ на Соловки . Вероятно, именно государевы вклады и явились тем мощным толчком, который окончательно выделил Соловецкую обитель среди других северных монастырей. Две главных постройки XVI в. -Спасо-Преображенский собор и крепость, сформировавшие духовный образ Соловков, -возведены были, в том числе, и на государевы деньги.

Господство Соловецкого монастыря в западном Беломорье опиралось на огромный финансовый потенциал обители, основой которого была соляная торговля и проникновение монастыря во все отрасли тогдашней экономики Севера. Морская специфика монастыря во многом способствовала исключительному успеху его деятельности, а монастырский флот сделал Беломорье Соловецким.

Вырисовывается удивительная картина положения Соловков в составе Московского государства. Иноки содержали свою армию, строили крепости, с 1637 г. в Сумской острог воевод не посылали, оборону Беломорья возглавлял соловецкий игумен. Московский государь извещал Соловецкую обитель о вероятных нападениях неприятелей, о своих военных предприятиях, брал на них у монастыря деньги. В Москве монастырь имел своего официального представителя — строителя соловецкого подворья. Патриарх Никон ставил благосостояние Соловецкой обители на третье место — после Троице-Сергиевской лавры и Кириллова монастыря.

Однако уже со времен Ивана Грозного монастырь несвободен от государевых податей и пошлин. В 1618 г. царь Михаил Федорович вздумал «порудить» тарханные грамоты. По этому поводу строитель соловецкого подворья писал на Соловки: «А в то время, как государевы тарханные грамоты велено порудить, и яз государю и боярам и дьякам бил челом, чтобы отверстали Соловецкий монастырь, и в то время моего челобитья не послушали, и после того бил я челом государыне старице Марфе Ивановне, не в одно время, со слезами, неотступно». Государыня пожаловала обитель и велела дать просимую грамоту. «А грамота сия, — писал старец Моисей — броднею и челобитием перед иными грамотами не легка стала» .

Значительную часть поступлений в государеву казну от Соловецкого монастыря составляли единовременные суммы, посылаемые по просьбе или по прямому требованию царя. Своеобразие ситуации состоит в том, что, посылая царям деньги на жалование ратным людям, воевавшим вдали от Белого моря, монастырь нес обязанности по обороне Севера.

Таким образом, монастырь выполнял «великое государево дело» по обороне страны на Севере и участвовал в решении общегосударственных задач. Но при этом в условиях неурегулированности общих отношений церкви и государства, при наличии многочисленных льгот, исключений и противоречий в действующих, прежде бывших и вновь издаваемых актах, Соловецкий монастырь имел с Москвой сложные отношения, отстаивая собственные интересы. Сначала было менее накладно выплачивать государю изредка крупную сумму в обмен на новые угодья и льготы, нежели платить ежегодно на общих основаниях. Такое положение вещей не могло длиться долго, и оно было прекращено Уложением 1649 г. и трагическими событиями 1667-1676 гг. Творцы Уложения осуществили принцип единовластия государства над всей территорией.

Монастырский приказ призван был ведать государственными сборами с церковных вотчин, описями владений и осуществлять полицейские меры по делам церковных имуществ. Такие нововведения встретили сопротивление и провели их в жизнь с трудом. Только при сохранении традиционного уклада монастырь мог сохранить свое властное, полунезависимое от Москвы положение на Севере и пользоваться безусловным духовным авторитетом.

Статус Соловецкого монастыря внутри Русской церкви был предметом особого внимания историков обители. В середине XVI в., когда монастырь возглавил будущий митрополит Московский Филипп, начался новый этап развития обители и ее владений. В то время на Соловках строятся дороги, десятки озер соединяются каналами, развивается монастырский флот, начинается каменное строительство. Почти все, что сегодня вызывает восхищение и удивление на Соловках, так или иначе связано с деятельностью святого Филиппа. Грандиозный замысел этого замечательного подвижника осуществлялся на протяжении многих лет и после его смерти. Общий замысел соловецкой крепости, возможно, принадлежал святителю Филиппу, хотя воплощен он был в 1596 году, через 30 лет после того, как этот замечательный человек покинул Соловки.

В 1629 году по благословлению патриарха Филарета царь Михаил Федорович повелел избирать келарей и казначеев из соловецкой братии всем черным собором. В 1632 году монастырю предоставляется право обращения по всем делам в Приказ Большого двора, минуя новгородского владыку. В 1643 году новгородскому митрополиту запретили требовать кого-либо из Соловецкого монастыря без царского указа, а в 1651 году соловецкий настоятель был повышен в чине: вместо игумена стал архимандритом.

Церковные историки весьма неутешительно оценивают ситуацию, сложившуюся между Соловецким монастырем и центральной властью во второй половине XVII в. И.Я. Сырцов, автор исследования о соловецком восстании XVII в. писал: «При внимательном и беспристрастном обозрении внешней стороны жизни соловецких монахов XVII в., т. е. их отношений к окружающему миру, нельзя не убедиться, что эти отношения всегда имели за собой заднюю мысль, были проникнуты эгоистичными и корыстными интересами. Вся деятельность монахов за стенами монастыря была направлена к одной главной цели, именно к приобретению материальных выгод и независимости. Достигнув богатых средств к жизни, монахи достигли и свободы. В первой половине XVII в. они не знали над собой никакой власти, кроме царя и патриарха, слишком благоволившим к ним и не имевшим ни желания, ни возможности контролировать их» . Это суждение, хотя и не совсем справедливое, во многом отражает реальную ситуацию, сложившуюся в период наивысшего расцвета благосостояния Соловецкого монастыря.

К концу XVI в. Соловецкая монастырская вотчина приобрела многочисленные льготы и преимущества, которые определяли ее особый статус в составе Московского государства. Соловки стали неофициальной столицей Беломорья. К середине XVII в. монастырь достиг вершины своего духовного влияния и хозяйственного могущества.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Разного рода льготы и преимущества обеспечили монастырю значительную самостоятельность, которая стала одним из оснований возмущения соловецких старообрядцев. Иноки Беломорской обители категорически отказались принять церковные реформы патриарха Никона и оставались глухи к мирным увещеваниям. Период мирного противостояния соловецких иноков «никонианским» нововведениям кончился в 1668 году. Материковые вотчины монастыря были «отписаны на государя», а на мятежный архипелаг послали войска: 287 стрельцов и 130 пушкарей под руководством стряпчего Волохова. Он пытался вести переговоры и воздерживался от активных действий. Стрельцы зимовали в Суме, а летом высаживались на Соловках. Так продолжалось до 1672 года. Такая «осада» не препятствовала инокам сноситься с материком и пополнять свои запасы. Сменивший Волохова стрелецкий голова Иевлев привел с собой новых воинов, число которых возросло до 720 человек. Он разорил островное хозяйство, построил осадные укрепления и ушел зимовать на материк. В сентябре 1673 года осадой

монастыря назначили руководить воеводу Мещеринова. К 1674 году соотношение сил было таково: у правительственных войск 16 орудий и 699 стрельцов; в монастыре 400 человек, вооруженных мушкетами и карабинами, 90 пушек и пищалей. Осажденные возвели укрепления у монастыря, и летом 1674 года бои велись на подступах к стенам. На зиму Мещеринов, как и его предшественники, увел своих людей на материк, чем вызвал крайнее раздражение властей в Москве. В 1675 году осаждавшие получили дополнительные войска и вооружение. Теперь у Мещеринова находилось в распоряжении свыше 1000 стрельцов, в том числе 47 стрельцов из Вологды с полковыми пушками. Было получено также продовольствие для зимней осады и построено 13 осадных укреплений, причем некоторые раскаты были вровень со стенами. Осада производилась по всем правилам военной науки того времени: делались подкопы и приступы.

В декабре 1675 года был предпринят штурм, отбитый осажденными, погибло 36 стрельцов и ротмистр Потапов. Всего же потери царских войск составили в тот год 113 человек. Участь монастыря решило предательство: монах Феоктист указал тайный ход в обитель, и 22 января 1676 года мятежная крепость пала.

К этому времени монастырь далеко не полностью исчерпал средства обороны. Победители обнаружили огромные запасы продовольствия и военного снаряжения: 4279 ядер, 423 пуда пороха, 24 пуда свинцовых пуль, 3355 четвертей ржаной муки и множество других припасов .

Анализ военных событий показывает, что длительная осада соловецкой крепости была почти невозможна, даже ее блокада представлялась весьма затруднительной. В 1676г. осажденные и осаждавшие оказались в тупиковой ситуации: восставшие не могли деблокировать монастырь, осаждавшим явно не хватало сил для решительного штурма и средств для длительной осады. Правительство, посылая подкрепление, сознавало, что на всем Русском Севере нет достаточного количества войск для взятия мятежного монастыря, тем не менее, учитывая значение обители на Беломорье, ее необходимо было взять. Хотя среди осажденных началась цинга, неизвестно, как развивались бы события, если бы не предательство.

Взять монастырь нужно было прежде всего потому, что его пример мог оказаться заразительным для других областей Русского государства. Царским войскам нужно было овладеть не столько военным пунктом, сколько влиятельным духовным и распорядительным центром Беломорья. Осажденные не могли решить дело миром не только из страха казни, а потому что это означало, по их мнению, безвозвратную духовную погибель. Восстав против церковных реформ, противопоставив себя центральной власти, соловецкие иноки защищали, по их убеждению, коренные устои православного царства.

Большая часть руководителей и участников возмущения погибли или были казнены, а их останки свезли на небольшой островок в гавани Благополучия. Это поражение подорвало не только материальное могущество Соловецкого монастыря, но и его духовный авторитет. Взятие монастыря после возмущения соловецких старообрядцев в 1676г. было отмечено строительством «Таборской» часовни, освященной в честь Усекновения главы Иоанна Предтечи. Это исключительно важный, сложный и емкий символ: усеченная Глава Предтечи в русском православии символизировала обличение мучителя после казни. У часовни похоронены стрельцы, погибшие в боях у стен монастыря, а смерть за правду, жертва в основание царства — один из самых излюбленных символов Московского государства .

Возмущение соловецких старообрядцев, поражение восстания и разорение монастыря заставили соловецкое иночество приступить к перестройке деятельности обители в свете требований нового времени. Это было успешно осуществлено, и к началу XIX столетия Соловецкий монастырь оставался одной из самых известных и почитаемых святынь России. В то время, когда другие монастыри приходили в упадок, Соловки продолжали славиться благоустройством, многолюдством и богатством. В духовном отношении, по свидетельству современников, обитель занимала одно из первых мест

среди российских монастырей. В народе сложилось устойчивое мнение о монастыре как об идеальной духовной, братски равноправной общине, где нет страсти к стяжанию и где сохраняется строгая монашеская жизнь. Соловецкий монастырь являлся зримым воплощением того, что могут создать люди, если в своей деятельности руководствуются духовными устремлениями. Даже далекие от церкви современники утверждали, что «Соловки — это лучшая часть нашего далекого Севера».

Идея создания концентрационного лагеря на Соловках возникла весной 1920г., фактически одновременно с установлением на архипелаге Советской власти. Новая власть прекратила деятельность Соловецкого монастыря, его руководство было сослано, а оставшиеся на острове монахи и трудники стали работниками совхоза. В этом же 1920 г. на остров стали прибывать первые заключенные, хотя официально «Соловецкий лагерь принудительных работ особого назначения» СЛОН был сформирован в октябре 1923 г. Соловки быстро приобрели славу одного из самых жестоких лагерей. В 1937г. на базе лагерей была организована Соловецкая тюрьма ГУГБ, просуществовавшая до 1939г., когда все заключенные с Соловков были разосланы по другим тюрьмам, а острова переданы Северному флоту.

Монастырь возобновил свою деятельность через 70 лет после закрытия — в 1990г. Вскоре монастырь возглавил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II, в 1992г. по его указу управлять монастырем в чине наместника был поставлен игумен (ныне архимандрит) Иосиф. 20 августа 1992 г. на Соловки торжественно возвратили мощи преподобных основателей монастыря.

К 1993 г. численность братии достигла 30 человек, примерно такой она остается и сегодня. Около половины монашествующих постоянно живут на Соловках, остальные трудятся на монастырских подворьях в Москве, Архангельске и Кеми. По благословлению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II в 1995г. возрожденной обители было дано полное официальное название «Спасо-Преображенский Соловецкий ставропигиальный мужской монастырь».

Источники и литература

1. Ключевский В.О. Курс русской истории. М., 1957. ч.2 с.247

2. Акты Соловецкого монастыря. 1472-1584. Л., 1988, с.16-56

3. Новгородская первая летопись М.-Л., 1950, с.596-624.

4. Теребихин Н.М. Сакральная география Русского Севера. Архангельск, 1993, с. 41-42

5. Теребихин Н.М. Богословие русской земли или геософия русской души. Архангельск, 1997. Вып.2.

6. Архимандрит Досифей. Географическое, историческое и статистическое описание ставропигиального первоклассного Соловецкого монастыря. М., 1836. ч.1. с. 208-209.

7. Морозов С.В. Постижение Соловков: очерки и материалы. М., 2004, с. 84

8. Морозов С.В. На Белом море, на Соловецких островах. СПб, 1988. с. 17

9. Россия XV — XVII в.в. глазами иностранцев. Л., 1987. с.165, 327.

10. Сырцов И.Л. Соловецкий монастырь перед возмущением монахов — старообрядцев в XVII столетии. Православный собеседник 1879. Вып.2. с. 180-181

11. Сырцов И.Л. Соловецкий монастырь перед возмущением монахов-старообрядцев в XVII столетии. С. 202, 204

12. Карташев А.В. Очерки истории русской церкви. М., 1991, т. 2, с. 91.

13. История русской церкви. М., 1996, т.7, с.103

14. Плюханова М.Б. Сюжеты и символы Московского царства. СПб, 1995, с.147-157.

Ознакомление с историей создания Соловецкого подворья в Москве стоит начать с некоего предисловия. Оказывается, существует тесная культурная связь между ним и Троице-Сергиевым монастырем, которая прослеживается с первой половины XVII века.

В сентябре 1627 года по заступничеству радонежского и соловецкого чудотворцев старец Даниил — строитель Соловецкого подворья в Москве — был наказан слепотой за то, что он отказался потрудиться в доме преподобного Сергия Радонежского, которого к нему посылал сам патриарх Филарет.

Этот соловецкий старец тогда нарушил норму, которая существовала уже на протяжении не одного десятилетия (с 90-х годов XVI века и до 30-х годов XVII века). В этот период соловецкие старцы неизменно назначались на разные хозяйственные посты в Троице-Сергиев монастырь.

Начало этой традиции положил сам царь Федор Иоаннович, приславший в 1593-1594 годах в Сергиев монастырь десять соловецких старцев.

История

За Москвой-рекой в Ендове, на улице Садовнической, 6 (Нижние Садовники — это сегодняшний адрес Соловецкого подворья в Москве), находится церковь Св. Георгия Победоносца. Ее строительство началось еще во времена Иоанна Грозного. «В Ендове» — это название, скорее всего, было связанно с особенностями местности, которое указывало на образовавшиеся ложбины прежнего речного русла.

К концу XVI века была возведена эта каменная церковь по благословению архиепископа Арсения Елассонского, побывавшего в Москве в 1588 году вместе с константинопольским патриаршим посольством.

Во времена смуты самого начала XVII века храм пришел в негодный вид, так как в эти годы во многих храмах устраивались остроги-крепости.

В 1653 году слобожане Нижних Садовников на собственные средства построили новую пятиглавую церковь с шатровой колокольней и трапезной палатой, главный престол которой освятили в честь Рождества Богородицы.

Придел Св. Георгия Победоносца располагался с южной стороны алтаря. С северной стороны трапезной в 1729 году был устроен однокупольный предел Николая Чудотворца. Возле церкви в это время находилось кладбище.

Восстановление утраченного вследствие природной стихии

В 1786 году грунтовые воды подмыли храмовые постройки, вследствие чего была разрушена колокольня и повредилась трапезная.

Новую трехъярусную церковь отстроили на этом месте уже в 1806 году заботами и трудами прихожанина Демидова Павла Григорьевича. Ее поставили с северной стороны отдельно от храма.

Пожар в Москве 1812 года не обошел и это святое место. Все сгорело в одночасье.

Прихожане испытывали тяжелое положение военного времени, однако с великим усердием они трудились над восстановлением храма Соловецкого подворья, и через два года появился новый придел Св. Георгия Победоносца.

К 1829 году отстроили главную часть храма и освятили престол Рождества Богородицы. В 1836 году в храме была заново построена паперть, которая сохранилась в наши дни.

Благоустройством и украшением храма занимался староста Привалов Иван Елисеевич (с 1864-го по 1876 год). Храм и трапезная были заново расписаны, появились новые иконостасы и новые отопительные печи.

Наводнение

В 1908 году случилось сильное наводнение. В период весенних паводков Москва-река залила всю окрестность. Храм был затоплен, и это привело к серьезным разрушениям.

Следующие за этим восстановительные работы шли под руководством архитектора Н. Благовещенского. Трапезную восстанавливал художник А. И. Нахромов по прежним росписям.

Община храма всегда занималась благотворительной деятельностью. В начале XVIII века была организованна богодельня для больных и престарелых людей. При храме действовала церковно-приходская школа и Георгиевское братство трезвости. В период Первой мировой войны здесь был организован лазарет.

Реставрация

До 1935 года храм был действующим. Но после закрытия в нем стали располагаться разные государственные учреждения.

Восстановление святой обители началось в 1960-х годах. Церковь Св. Георгия Победоносца была полностью отреставрирована.

16 июня 1992 года заново было создано Московское подворье Соловецкого монастыря, которому был передан храм Св. Георгия Победоносца в Ендове. Настоятелем храма был назначен иеромонах Мефодий, который первым делом стал готовиться к перенесению 20 августа 1992 года из Санкт-Петербурга в Соловки мощей соловецких святых Зосимы, Савватия и Германа.

В Соловецком монастыре стразу же была установлена традиция служения молебна с Акафистом выше названых преподобных старцев.

Начало богослужений

Первое богослужение в храме произошло на Рождество 7 января 1993 года.

Затем по благословению патриарха Алексия II проводились все службы Великого поста. И настоятель подворья освятил престол Рождества Богородицы. Дальше началась реставрация.

Через год наместник Соловецкого монастыря, отец Иосиф, совершил малое освящение придела Св. Николая Чудотворца. Затем стала реставрироваться центральная часть храма.

3 февраля 2001 года, в праздник в честь иконы Богородицы, называемой «Отрада», на подворье появился огромный поклонный крест в честь соловецких новомучеников.

На следующий день патриарх Алексий в окружении архиепископов и наместника Иосифа совершил божественную литургию и заупокойное поминовение всех тех, кто пострадал за веру во времена жестоких гонений. Затем свершилось освящение поклонного креста.

В 2002 продолжалась реставрация подворья. Художественные и живописные работы велись под руководством художника первой категории, реставратора Е. Чабана.

Юбилейный год

Юбилейным для храма Св. Георгия Победоносца стал 2003 год. Ведь прошло 350 лет с того времени.

Удивительным образом он сохранился и по сегодняшний день после всяких стихийных бедствий, войны и советского периода, когда уничтожалось все, что было связанно с Божьими храмами.

12 ноября 2003 года при участии патриарха Алексия II было совершено Великое освящение храма, главный придел которого освятили в честь Рождества Пресвятой Богородицы, как в былые времена. Придел в трапезной части освятили в честь св. Николая и в честь св. Георгия Победоносца.

Таким образом, было отмечено 350-летие возведения храма (1635 год) и десятилетие возобновления богослужений в нем (1993 год).

И только к Пасхе 2006 года в храме был установлен Полный пятиярусный иконостас. Художники вместе с известным московским иконописцем Н. Нужным закончили настенную роспись алтаря в Николо-Гергиевском приделе.

Хозяйственная деятельность

Вообще вся хозяйственная деятельность Соловецкого подворья в основном направлена на оказание помощи Соловецкому монастырю, который находится на Соловецких островах в Архангельской области. Подворье занимается транспортировкой туда всевозможных грузов автотранспортом и железной дорогой. Эти грузы нужны для решения вопросов, связанных с реставрационными и строительными работами и обеспечением повседневной жизни монашеской братии.

Попечительский совет обители состоит из представителей различных учреждений, координирующих благотворительную помощь Соловецкому монастырю, подворьям и скитам.

На территории Соловецкого подворья в Москве также расположен редакционно-издательский отдел, который помогает издавать литературу и подбирать материал. Это ежегодные издания – настенные и настольные календари Соловецкого монастыря, всякого рода печатная продукция, открытки, упаковки и другое. В этом отделе ежемесячно выпускается московский издание «Соловецкого вестника».

Приходская жизнь

Главная святыня этого подворья — это икона с мощами соловецких чудотворцев преподобных Зосимы, Савватия и Германа. Ни одно богослужение не проходит без молитв, обращенных к Соловецким святым первоначальникам, в это время звучит тропарь, кондак и величание. В среду по обычаю звучит молебен с акафистом этим преподобным старцам.

На особом почитании в храме — иконы Богородицы, именуемые как «Державная» и «Неопалимая купина».

При монастыре ведут работу многие благотворительные организации и детская воскресная школа «Колокольчики». Постоянно совершаются паломнические поездки в монастыри и на Соловецкие острова, а также проводятся экскурсии по музеям Москвы.

Соловецкое подворье. Расписание богослужений

Согласно утвержденному настоятелем подворья расписанию, божественная литургия служится три, а иногда четыре раза в неделю.

В расписании подворья Соловецкого монастыря в Москве написано, что в 8.00 начинаются утренние молитвы, затем — полунощница, часы и божественная литургия, после которых по будням совершаются благодарственный или заказные молебны, а по субботам — панихидная. В воскресные дни и по праздникам совершается Крестный ход.

Вечерняя начинается с 17.00 чтением 9-го часа.

По средам, в 17.00, — молебен с акафистом преподобным соловецким святым.

В те дни, когда не совершается литургия, служба начинается в 6.00, вечерняя — в 17.00. На ней проводится малое повечерие с канонами и акафистом, входящими в правило ежедневной молитвы, и лития об усопших.

В Соловецком подворье по чину служится суточный круг богослужения каждый день в течение года. Кроме всего этого, во время Великого поста, по четвергам, проводится таинство соборования.

Три раза в год проходят ночные службы: на Рождество Христово, Великую Субботу, Светлое Христово Воскресение.

Адрес Соловецкого подворья: 115035 Россия, Москва, ул. Садовническая 6.

Подворье Спасо-Преображенского Соловецкого ставропигиального мужского монастыря в селе Фаустово Московской области учреждено в 1995 году Указом Святейшего Патриарха Алексия II. В настоящее время настоятелем подворья является иеромонах Василий (Чавчанидзе). Подворье находится на месте существовавшей до 1764 года Ново-Соловецкой Марчуговской пустыни.

Начало монашеской жизни в Марчугах, по некоторым историческим источникам, относится к концу XV века. Соловецкая пустынь в Марчугах основана в 1654 году указом царя Алексия Михайловича и благословением патриарха Никона. Монастырское предание связывает основание пустыни с избавлением царской семьи от мора, свирепствовавшего в этом году по всей Русской земле. Место, удаленное от Москвы на 60 километров, от Соловков – на 1635, исторически именовалось Замосковским Раменцом и входило в состав дворцовой Гвоздненской волости Московского уезда.

Основателем и ктитором Соловецкой пустыни в Марчугах исторические источники называют протопопа Кремлевского Благовещенского собора Стефана Нифонтова. Устроение обители было возложено на братию Cоловецкого подворья в Москве.

Деревянный храм, стоявший на берегу Москвы-реки, пострадал от половодья в 1655 году. В следующем году обитель была переведена в Фаустово на возвышенное место, именуемое Красный холм. В царствование Феодора Алексеевича пустынь находилась в ведении приказа Большого дворца. Именно в это время, в 1670-1680 годы проводилось строительство каменных храмов.

Соборный храм Ново-Соловецкой Марчуговской пустыни освящен во имя Святой Живоначальной Троицы, надвратная церковь – в честь преподобных Зосимы и Савватия Соловецких. Обитель была обнесена деревянными стенами с четырьмя башнями.

В 1699 году по указу царя Петра I пустынь с вотчинами и угодьями была приписана к Соловецкому монастырю. При императрице Екатерине II в 1764 году пустынь выведена из подчинения Соловецкому монастырю. Храмы были переданы в ведение Московской епархии.

По материалам Официального сайта Спасо-Преображенского Соловецкого ставропигиального мужского монастыря.

[ad01]

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *