Главная • Архив статей • человек феномен современной компьютерной индустрии
2016-02-14
Методическая разработка по обществознанию (11 класс) по теме: Методическая разработка | скачать бесплатно | Социальная сеть работников образования

Глава 1. Основные идеи и принципы конструктивизма.

По своей идеологии конструктивизм ближе к личностно ориентированному подходу, чем другие теории. Основная идея конструктивизма – создание собственного знания на основе ранее приобретенного опыта, ранее усвоенных знаний. Это не новая концепция. Она имеет свои корни в философии, широко используется в социологии, антропологии, когнитивной психологии. Еще Э. Кант утверждал, что человек не является пассивным реципиентом информации. Об этом говорили наши великие предшественники Я. А. Коменский, И. Г. Песталоцци и др. Ученик, как и любой человек, в своем познании опирается на свой опыт и собственное восприятие действительности. Он активно воспринимает знание, объединяет его с ранее познанным и преобразует, создавая новое знание. Те же мысли высказал и Д. Брунер. В рамках конструктивизма учение рассматривается как активный познавательный процесс, в ходе которого у учащихся возникают новые идеи, основанные на изучаемых или ранее приобретенных фактах или понятиях. Ученик отбирает и преобразует информацию, выдвигает гипотезы, принимает решения, опираясь на собственные размышления, собственное видение проблемы. В центре познания находится проблема; чтобы ее решить, необходима работа мысли. Познавательная, мыслительная деятельность индивида позволяет ему выходить за рамки полученной информации, строить новое знание. Роль учителя-конструктивиста заключается в том, чтобы помогать учащимся выработать новые взгляды на изучаемое явление или предмет, стимулировать их к самостоятельным размышлениям, открытиям. При этом учитель и ученик являются соучастниками этого процесса в активном диалоге. Содержание обучения по каждому конкретному предмету становится как бы отправной точкой развития, но не ограничивается им. Благодаря используемым способам познавательной деятельности ученик открывает для себя новое знание. Действительно, идеи конструктивизма весьма близки идеологии личностно ориентированного подхода.

Новый материал предлагается ученикам лишь в общих чертах, системно, как целостная концепция или теория, без детализации, без «разжевывания». В процессе активного диалога, стимулируемого учителем, учащиеся пытаются уяснить некоторые положения, детали, неясности (сократовские беседы). Ведь диалог строится на проблемной основе, связанной со знакомыми ученикам реальными жизненными ситуациями. На основании анализа этих ситуаций, собственного опыта и знаний ученики пытаются строить свои размышления, ища новую информацию, новые факты, открывая для себя новое знание. В основе такого подхода лежит активная познавательная деятельность каждого отдельного ученика и всей группы в целом. Каждый ученик имеет возможность высказать свою точку зрения, согласиться или не согласиться с мнением учителя или автора концепции, а также других участников полилога, сформулировав свои аргументы. С. Хэнли в статье, посвященной конструктивизму, приводит слова философа 18 в. Г. Вико: только тот человек обладает знанием, который может его объяснить. Д. Брунер подчеркивает: если мы хотим принять идеи конструктивизма в педагогике, то должны признать, что роль учителя состоит в том, чтобы предоставить ученику возможность познавать новое и конструировать свой собственный мир.

Сторонники конструктивизма, личностно ориентированного подхода, гуманистической педагогики и психологии придерживаются деятельностного подхода в обучении, наиболее полно разработанного в отечественной психологии (Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия, В.П. Зинченко, А.А. Леонтьев и др.). Именно поэтому идеи конструктивистов во многом созвучны идеям отечественных дидактов и психологов, разрабатывающих проблемные методы в контексте развивающего обучения (Ш. А. Амонашвили, М.И. Махмутов, П.И. Пидкасистый, И. Я. Лернер и др.)

Основные принципы конструктивизма в образовании сводятся к следующему.

— Учение (познавательная деятельность) – активный процесс, в котором ученик использует свой опыт, свои знания для осмысления нового знания.

— Люди учатся учиться в процессе учения: процесс познания одновременно включает как осмысление отдельного явления, так и системы явлений.

— Основой создания нового знания являются интеллектуальные действия. Физические действия, в том числе ручные, могут быть необходимы для познания, но их явно недостаточно, необходимо приложить умственные усилия, чтобы процесс познания состоялся. (Д. Дьюи называл это рефлекторной активностью.)

— Учение предусматривает коммуникацию: язык, которым мы пользуемся, оказывает непосредственное влияние на процесс познания. Л.С. Выготский в своих исследованиях убедительно доказал связь языка и интеллектуального развития.

— Учение – это социальная активность. Познавательная деятельность и развитие непосредственно связаны с нашим окружением: учителями, соклассниками, семьей, а также случайными знакомыми. Признание этого факта приводит к выводу, что общение в процессе учения значительно более эффективно, чем попытки индивидуализировать этот процесс, свести его к общению отдельного ученика с учебником, источником информации.

— Деятельность учения всегда контекстна в том смысле, что ее нельзя вырвать из контекста нашей жизни со всеми ее надеждами, страхами, предубеждениями.

— Познавательная деятельность требует времени. Это не одномоментный акт. Нам приходится возвращаться к одним и тем же идеям, мыслям, понятиям, по-иному их рассматривать, размышлять над ними.

— Мотивация – ключевое слово для деятельности познания. Имеется в виду не только тот факт, что наличие мотивации способствует процессу познания, она предполагает понимание цели познания (зачем мне это надо), способов ее достижения.

Приложение 1

Рекомендации для учителя.

Рекомендации для учителя, отражающие специфику конструктивизма.(Разработаны Дж. Г. Брукс, М. Г. Брукс, Р. Ягер.)

  • Станьте одним из многих источников информации для ваших учеников, не единственным и неглавным.
  • Всячески поддерживайте в учащихся желание инициировать идеи.
  • Предоставьте вашим ученикам возможность поразмышлять над имеющимся у них опытом, который в чем-то противоречит сложившимся взглядам.
  • Позвольте учащимся с помощью вопросов «направлять» урок, помогайте им тщательно продумывать вопросы, давайте им время на обдумывание.
  • Поощряйте альтернативные источники информации.
  • Поддерживайте в учащихся стремление к лидерству, сотрудничеству, взаимодействию, созданию и размещению собственной информации как результата их самостоятельной познавательной деятельности.
  • Поощряйте учащихся высказывать предположения о причинах и возможных последствиях обсуждаемого явления или ситуации.
  • Поддерживайте атмосферу любознательности, дискуссии, задавая открытые вопросы, требующие вдумчивого отношения и размышления. Стимулируйте не углубленную дискуссию между учениками, а поверхностную.
  • Давайте возможность учащимся предварительно высказываться по поводу нового материала для изучения до того, как вы его кратко изложите или ученики прочтут его в учебнике.
  • Стимулируйте дискуссии между учениками по серьезным концептуальным проблемам.
  • Поощряйте самоанализ, отбор и анализ объективных данных, пересмотр высказанных ранее идей в свете новых данных.
  • используйте научную терминологию, как, например, «классифицировать», «анализировать», «разрабатывать», «определять», в процессе формулирования задания.
  • Поощряйте и стимулируйте самостоятельность учащихся, их автономные действия и инициативу. Будьте готовы отказаться от какой-либо формы классного контроля.
  • Не отделяйте знание от процесса поиска. Используйте разнообразные источники информации.
  • Настаивайте на ясном и логичном изложении учеником его точки зрения. Только тогда можно считать, что учащиеся действительно учатся, когда они могут доходчиво и внятно передать свое понимание обсуждаемой проблемы.
  • Обращайте внимание учащихся на полезность их деятельности для жизни, для будущей карьеры.
  • 1.1 Особенности деятельности учителя-конструктивиста при подготовке и проведении урока.

  • Учитель-конструктивист – не учитель-урокодатель, а консультант, организатор и координатор проблемно-ориентированной, исследовательской учебно-познавательной деятельности обучаемых. Он создает условия для самостоятельной умственной деятельности учащихся и всячески поддерживает их инициативу. В свою очередь, учащиеся становятся полноценными «соучастниками» процесса обучения, разделяя с учителем ответственность за его результаты.
  • В процессе подготовки к занятию и планирования урока учитель-конструктивист предпочитает использовать проблемы из реальной окружающей жизни учащихся, включает в задачи данные из практических ситуаций, первичных источников и оригинальных материалов. Более того, он предусматривает активное участие учащихся в непосредственном сборе таких данных посредством наблюдения реальной ситуации, поиска соответствующей информации, анкетирования участников решения проблемы, измерения в процессе эксперимента и т.д.
  • Понятия, теории, алгоритмы и законы – это абстракции, которые человек создает в процессе исследования реального мира. Соответственно обучение этим абстракциям является производной от реального изучения окружающей действительности. Именно поэтому конструктивизм предполагает нацеленность учителя на «живое», а не искусственное обучение, на работу с оригиналом, а не с производной, тем самым стимулируя учащихся к самостоятельному исследованию, формулировке гипотез и открытию законов.
  • Учитель-конструктивист разрабатывает цели обучения, используя когнитивную терминологию, пытается классифицировать, обосновать, исследовать, обобщить, проанализировать, спрогнозировать, оценить, стимулировать, смоделировать и т.п. творческую мыслительную деятельность учащихся.
  • В рамках конструктивизма предполагается создание условий для того, чтобы учащиеся сами могли вести отдельные фрагменты урока, изменять направление дискуссии в рамках обсуждаемой учебной проблемы, предлагать свои методы и формы обучения.
  • Учитель-конструктивист сначала выслушивает точки зрения учащихся, вовлекая их в процесс содержательной дискуссии, и только потом делает резюме и раскрывает свою позицию по данной проблеме, ни в коей мере не навязывая ее. Это дает возможность учащимся войти в проблему урока, попытаться самостоятельно понять и проанализировать ее, принять полноценное участие в конструировании нового знания, а не получать его в готовом виде из уст учителя.
  • Учитель-конструктивист создает благоприятные условия для развития критического мышления учащихся путем столкновения противоположных точек зрения, постановки контрпримеров, раскрытия противоречий в процессе обсуждения. Он высоко ценит содержательные и «умные» вопросы. Более того, учитель-конструктивист умеет «держать паузу» после постановки вопроса для того, чтобы у учащегося было достаточно времени подумать над этим вопросом, сконструировать связи между прежними и новыми знаниями, построить аналогии, создать удобные для себя образы и метафоры.
  • В связи с вышеизложенным, я осознала тот факт, что моя роль учителя в личностно ориентированном обучении, использующем идеологию конструктивизма, должна быть иной, чем в традиционном. Поэтому я стараюсь следовать рекомендациям для учителя, отражающих специфику конструктивизма (см. Приложение 1).

    3. Заключение.

    Направление конструктивизма в отечественной педагогике еще в меньшей степени осмысленно, чем личностно ориентированный подход. Вместе с тем конструктивизм органично вписывается в гуманистическую парадигму, наглядно показывая способы организации познавательной деятельности учащихся, нацеленной на самостоятельное мышление и приобретение знаний.

    Конечно, я испытывала некоторые трудности, работая над данной темой, т. к. у меня не было возможности познакомиться с чьим-либо опытом по реализации идей конструктивизма и я была как бы «первопроходцем» в этом направлении.

    Но я сделала свой выбор видения будущего поколения. Я хочу видеть своих учеников инициативными, самостоятельными, способными разбираться в сложных ситуациях, умеющими самостоятельно решать проблемы, принимать взвешенные решения, прогнозировать последствия принятия того или иного из них. Для этого они должны уметь самостоятельно приобретать необходимые знания, работать с информацией, быть способными постоянно самостоятельно повышать свою квалификацию, в случае необходимости переквалифицироваться.

    Обществу нужны не только гении и творцы, генераторы идей, способные двигать общество по пути прогресса. Не менее важны и хорошие исполнители. Нужны поэты, ученые, композиторы, но в то же время и продавцы, плотники, повара. Однако и тем и другим приходится встречаться с разными проблемами, с необходимостью выбора правильного решения в той или иной ситуации. Если человек не умеет анализировать ситуацию, предвидеть и взвешивать все возможные последствия, то не в состоянии принять верное решение. Это не просто профессиональные, квалификационные умения, но и жизненно необходимые. Это умения не просто мыслить, а мыслить критически, и они необходимы всем. Вот почему в своей работе я использую методологию гуманистической педагогики, личностно ориентированного подхода, конструктивизма. Надеюсь, мне удалось убедительно показать эффективность применения идей педагоги конструктивизма на уроках обществознания. Результаты очевидны: значительно повышается познавательная активность учащихся, развивается самостоятельное критическое мышление и т. д., что в целом ведет к повышению качества обучения и подготовленности ребят к жизни в современном обществе.

    Литература

    Брунер Д. Психология познания. – М., 1977.

    Дьюи Д. Демократия и образование. – М., — 2000.

    Давыдов В. В. Теория развивающего обучения. – М. 1996.

    Полат Е. С. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования. М., 2007.

    Чошанов М. А. Процесс непрерывного конструирования и реорганизации Директор школы. – 2000. — №4. – С. 56-62.

    Дата: 29.06.2017

    Современные IT-технологии сегодня развиваются с достаточно большой скоростью. И это весьма перспективная площадка для того чтобы профилизироваться именно в сфере программирования. Благодаря IT-разработкам рынок может предложить высокотехнологичные гаджеты, а также продукты по их эксплуатации. Под продуктами подразумеваются различные программы базовой комплектации и дополнительные приложения, которые расширяют возможности современной техники.

    Дополнительные приложения можно разделить на повышающие оптимизацию работы гаджетов или компьютеров, утилиты и развлекательный контент. И, как ни странно, последний выливается в широкий, абсолютно коммерческий пласт видеоигр на различные устройства. Это значит, что любая компания, которая выпускает видеоигры на различные платформы, а также на консоли, при распространении своего продукта получает прибыль, и в большинстве своем достаточно хорошую.

    Технология программирования игр

    Как правило, все разработчики при программировании пользуются одним и тем же инструментом – Unity. Это игровой движок, который имеет широкий спектр возможностей, задействованных посредством вбиваемых команд. Примечательно, что движок рассчитан как на двухмерные, так и на трехмерные игры – от построения модели до накладывания текстур в уже созданных пространствах. Причем эта программа настолько универсальна и отлично реализует себя в действии, что ею пользуются все ведущие индустрии видеоигр.

    Что же касается самого процесса создания игры, то все начинается с проработки моделей – как подвижных, так и неподвижных. Далее разрабатывается механика игры – данный аспект реализуется посредством жанра игры и всех необходимых там действий. Затем следует работа с текстурами, и когда визуальная составляющая готова, подготавливается логика действий и событий. После – тестирование и оптимизация.

    Специализация и ее реализация

    Для того чтобы изучить программирования компьютерных игр, существую соответствующие направления в высших учебных заведениях. Как правило, они начинаются с азов программирования, то есть с изучения программного языка. Если движок Basic Visual, который используется для создания утилитных программ, требует знание языков HTML и C++, то Unity требует знание C#. Когда данный язык освоен, необходимо ознакомление непосредственно с движком.

    Но не каждый может себе позволить реализацию обучения в вузах. Альтернатива этому может быть самообучение посредством соответствующих статей и видеороликов. Как правило, статьи не всегда эффективны, так как вызывают множество вопросов по последовательности действий. Но зато они эффективны вкупе с видеороликами, так как выступают в качестве конспектов и менее подробных инструкций-напоминаний. Вследствие этого вытекает вопрос о том, какие лучше выбрать для обучения. YouTube-каналы здесь, к сожалению, не подходят, так как это не совсем курсы, а больше любительские туториалы без введения в специальность.

    Но подходящим порталом можно считать ITVDN, так как опубликованные там видеоролики предоставлены специалистами высокого класса под руководством наставников и педагогов. Это не хаотично представленная информация по теме, а структурированная система , которая поможет начать с самого малого и подробно знакомиться с особенностями движка Unity3D.

    После освоения C# идет обучение последовательности создания игры, а также адаптация готового продукта под разные платформы. Также очень важным аспектом является практическая составляющая видеокурсов – не только получать теоретический материал, но и уметь его использовать.

    Читатели этой статьи также смотрели на сайте rfcmd.ru

    Хитрости отличного контента
    Как перенести WhatsApp на другой телефон
    Время для электронного здравоохранения
    Galaxy Note 8: чего ждать от Samsung?
    Из чего построить умный дом
    Выбираем ПО для управления торговлей
    Софт для видеомонтажа Sony Vegas

    Кратко:

    Многие разработчики при программировании игр пользуются инструментом – Unity. Это — игровой движок, который имеет широкий спектр возможностей, задействуемых посредством введение определенных команд.

    Увлечение компьютерными играми. Интернет — зависимость.

    Сегодняшние темпы компьютеризации превышают темпы развития всех других отраслей. Без компьютеров и компьютерных сетей не обходится сегодня ни одна средняя фирма, не говоря о крупных компаниях. Современный человек начинает взаимодействовать с компьютером постоянно — на работе, дома, в машине и даже в самолете.

    Вместе с появлением компьютеров появились компьютерные игры, которые сразу же нашли массу поклонников. С совершенствованием компьютеров совершенствовались и игры, привлекая все больше и больше людей. На сегодняшний день компьютерная техника достигла такого уровня развития, что позволяет программистам разрабатывать очень реалистичные игры с хорошим графическим и звуковым оформлением.

    Зачем ребенка сажать за компьютер? Почему его так трудно оторвать от компьютера? Ясно, что ребенка привлекает их новизна и беспредельность игровых возможностей. Однако возникает необходимость выделить цели и задачи использования компьютера как такового в работе с детьми. Основная, образовательная цель введения компьютера в мир ребенка — это, прежде всего формирование у него психологической готовности к жизни в обществе, широко применяющем компьютерные (информационные) техноло­гии в быту, обучении, науке, различных гуманитарных сферах, на производстве, в экономике и управлении.

    А как отражается на детской психике увлечение компьютерными играми? Смотря какими и смотря сколько времени ребенок проводит за компьютером. Игры бывают разными. Например, в операционную систему Windows входит стандартный набор игр — как правило, пасьянсы. Могут быть хороши для отдыха и переключения, если приходится долго работать за компьютером, тренируют мышление, внимание. Из этой же серии игры-головоломки, игры на быстроту реакции.

    Стратегические игры предполагают, что игрок управляет целым компьютерным миром — строит дома, завоевывает территории, добывает, например, нефть, золото.

    Задача играющего — разгадывать тайны, головоломки, сопутствующие приключению. Такие игры, как правило, не содержат сцен насилия. Такие игры могут быть хороши тем, что развивают пространственное мышление, память. В основе таких игр могут лежать реальные исторические события — например, расцвет и падение римской империи, великие войны. Успешно пройдя сложные уровни игры дети чувствуют большую уверенность в себе. Робкие и малообщительные начинают активно делиться своими впечатлениями, достижениями в овладении компьютерным миром. Меняются отношения между детьми и их родителями, поскольку ребенок может показать сам маме и папе, как играть с компьютером, он играет роль «взрослого» и получает от этого огромное удовольствие.

    Отрицательным моментом таких игр можно назвать возникающую иллюзию всевластия и опасность ухода от реальности в виртуальный иллюзорный мир.

    Кроме того, практически все компьютерные игры имеют такую особенность: на определенном этапе игры можно сохраняться, чтобы в случае неудачи (например, гибели героя) можно было вернуться и начать сначала. В реальной жизни такой возможности нет, но дети, к сожалению, этого не понимают — что живем-то мы без черновика, и то, что сделано, порой уже не исправить. Хуже дело обстоит с различными «стрелялками”. Вид на экране как правило соответствует виду из собственных глаз, то есть играющий не просто видит героя, а сам превращается в него. При этом его задача — уничтожить как можно больше врагов. В таких играх сцены насилия действительно могут оказаться разрушительными для детской психики, провоцируя детей на агрессивное поведение в реальной жизни. При современном уровне графики кровь на экране после выстрела героя может показаться вполне реальной.

    Эксперты не исключают возможность того, что у ребенка до семи лет, проводящего за компьютерными играми более часа в день, стреляя и убивая, в подсознании может закрепиться доминанта, от которой избавиться в процессе взросления нелегко, а, попав в ситуацию, сходную с компьютерной игрой, такой несовершеннолетний или молодой человек может решиться на совершение преступления, в том числе «тяжкого». Усугубляет ситуацию также тот факт, что, регулярно видя на экране компьютера сцены насилия и жестокости, подросток не только перестает ужасаться при виде кошмаров, но и теряет способность сопереживать чужим страданиям. Задача родителей — однозначно не допустить появления таких игр у ребенка.

    То есть пристрастие к компьютеру может иметь как положительную, так и отрицательную стороны. С появлением Интернета мы получили огромные возможности к поиску информации. Люди с ограниченным кругом общения или с ограниченными возможностями да и просто в поисках единомышленников могут использовать Интернет для общения. Но вместе с этим появился термин «Интернет — зависимость»

    Повсеместно наблюдается чрез­мерное увлечение компьютером в семьях. При этом родители на «ком­пьютерных детишек» не нарадуются, дети растут тихими, спокойными, но замкнутыми. И так маленький человек постепенно уходит из социума.

    Близкие люди первыми осознают, что Интернет завладел разумом человека и поначалу надеются, что это вскоре пройдет само. Тем не менее, когда ничего не меняется, начинается использование аргументов против чрезмерного времени, проводимого в Интернете. К сожалению, чаще всего это приводит к обратному эффекту. Зависимый становится озлобленным и старается защититься от всех, кто пытается ограничить использование Интернета. Например, следуют такие стандартные фразы, как «У меня нет проблем,» или «Я просто отдыхаю, не мешай мне,» — это все является признаком установившейся зависимости. Ну и наконец, подобно алкоголикам которые скрывают свою потребность в алкоголе, люди начинают лгать о количестве времени, проведенном в Интернет. Все это рано или поздно подрывает близкие отношения в семье или между друзьями.

    Наиболее разрушительной интернет — зависимость оказалась для семейных отношений, так как зависимого человека начинают появляться новые онлайн знакомые. Даже существует проблема «компьютерных вдов» — это жены людей, увлеченных компьютером. Бывает, что семья распадается на две части — муж с компьютером «проживают» в одной комнате, жена с ребенком — в другой.

    Когда специалисты говорят о компьютерной или интернет -зависимости, имеется ввиду, что люди предпочитают жизнь в компьютерных играх и интернете реальной жизни, проводя в виртуальной реальности до 18 часов в день. По данным различных исследований, интернет — зависимыми сегодня являются около 10% пользователей во всем мире. Российские психиатры считают, что в нашей стране таковых 4-6%.. Хотя, их гораздо больше.

    Впервые о компьютерной зависимости заговорили американцы в конце 80-х годов. По их мнению, симптомы зависимости таковы: навязчивое желание проверить свой почтовый ящик в интернете, постоянное ожидание следующего выхода в сеть, пристрастие к работе (играм, программированию или другим видам деятельности) и непреодолимая тяга поиска информации в сети. Сюда же относят патологическое стремление играть в сетевые игры, привязанность к онлайн — аукционам или электронным покупкам в интернете. Другая форма зависимости — общение в чатах, что может в итоге привести к замене имеющихся в реальной жизни семьи и друзей виртуальными. Специалисты считают, что в случае долгой отлучки от компьютера и сети возникают подавленное настроение и депрессия.

    В запущенных случаях зависимый перестает обращать внимание не только на окружающих, но и на себя, на свой внешний вид, перестает выполнять элементарные гигиенические процедуры: умываться, бриться и т. д.

    Итак, человечество погружается в компьютеры и компьютерные сети, с каждым днем все больше и больше людей (особенно детей) становятся психологически зависимыми от компьютерных игр. Каждый день они подходят к компьютеру и «получают дозу» — кто 20 минут, кто час, а кто и гораздо больше.. Это проблема. Можно только предполагать, к чему она может привести человечество в своем дальнейшем развитии. Мы должны задуматься над этим уже сегодня. Разные научные дисциплины должны объединится в исследовании этой области, а психология должна стать во главе этих работ — работ по исследованию психологических аспектов взаимодействия человека с компьютером.

    У нас в школах уже идет тотальная информатизация, но в семьях еще не сформировалась культура дозированного общения с компьютером.

    Уже в младшем школьном возрасте дети осваивают Интернет. Интернет может быть прекрасным местом как для обучения, так и для отдыха и общения с друзьями. Но, как и весь реальный мир, Сеть тоже может быть опасна. Перед тем как разрешить детям выходить в Интернет самостоятельно, следует установить ряд правил, c которыми должен согласиться и ваш ребенок.

    Если вы не уверены, с чего начать, вот несколько рекомендаций, как сделать посещение Интернета для детей полностью безопасным.

    1. 1.Поощряйте детей делиться с вами их опытом в Интернете. Посещайте Сеть вместе с детьми.
    2. 2.Научите детей доверять интуиции. Если их в Интернете что-либо беспокоит, им следует сообщить об этом вам.
    3. 3.Если дети общаются в чатах, используют программы мгновенного обмена сообщениями, играют или занимаются чем-то иным, требующим регистрационного имени, помогите ребенку его выбрать и убедитесь, что оно не содержит никакой личной информации.
    4. 4.Настаивайте на том, чтобы дети никогда не выдавали своего адреса, номера телефона или другой личной информации; например, места учебы или любимого места для прогулки.
    5. 5.Объясните детям, что разница между правильным и неправильным одинакова: как в Интернете, так и в реальной жизни.
    6. 6.Научите детей уважать других в Интернете. Убедитесь, что они знают о том, что правила хорошего поведения действуют везде — даже в виртуальном мире.
    7. 7.Настаивайте, чтобы дети уважали собственность других в Интернете. Объясните, что незаконное копирование чужой работы — компьютерных игр и других программ — является кражей.
    8. 8. Скажите детям, что им никогда не следует встречаться с друзьями из Интернета. Объясните, что эти люди могут оказаться совсем не теми, за кого себя выдают.
    9. 9. Скажите детям, что не все, что они читают или видят в Интернете, — правда. Приучите их спрашивать вас, если они не уверены.
    10. 10.Контролируйте деятельность детей в Интернете с помощью

    современных программ. Они помогут отфильтровать вредное

    содержимое, выяснить, какие сайты посещает ребенок и что

    он делает на них.

    О ВРЕДЕ ДЛЯ ПСИХИКИ И ЗДОРОВЬЯ РЕБЕНКА

    Самые явные проблемы, которые очень быстро становятся очевидными, связаны с нарушением осанки и зрения. Статичная искривленная поза и мерцание экрана быстро наносят ущерб. Часто можно встретить и жалобы на онемение пальцев правой руки. Появилось даже название симптома — «рука, держащая мышь” — имеется в виду компьютерная мышь. При работе за компьютером руки бывают постоянно согнуты в локтях, кисти в напряжении висят над клавиатурой. Когда кисть долго неподвижна и напряжена, кровообращение в ней застаивается и снабжение тканей кислородом замедляется. Происходит отек, сжимается нерв. В результате появляется боль, особенно ночью и рано утром, в пальцах ощущается покалывание или онемение.

    СКОЛЬКО ВРЕМЕНИ БЕЗВРЕДНО ДЛЯ СВОЕГО ЗДОРОВЬЯ РЕБЕНОК

    МОЖЕТ ИГРАТЬ ЗА КОМПЬЮТЕРОМ ?

    Исследования физиологов, гигиенистов и врачей показали, что оптимальная для детей 5—6 лет длительность игры за компьютером составляет по 5-10 минут не более двух раз в неделю, для детей 7-9 лет 10 -15 минут не более двух раз в неделю, для детей 9-11 лет 15-20 минут не более трёх раз в неделю. Лучшее время для игр с компьютером — утренние часы или вторая половина дня после дневного сна. Оптимальные дни недели для занятий за компьютером — вторник, среда, чет­верг, в остальные дни утомляемость детей выше. Начинайте играть в компьютерную программу всегда вместе с ребенком. Обсуждайте с ним ход выполнения заданий, возможные действия, способы решения задач. Наблюдая за ребенком, вы сможете убедиться, насколько ему подходит эта компьютерная программа, интересна ли она ему, не слишком ли сложна или, наоборот, легка и насколько он справляется с работой в дальнейшем самостоятельно.

    Взаимодействие с родителем в процессе любой работы (в том числе игры на компьютере) развивается речь и мышление ребенка, а так же способствует установлению взаимопонимания и эмоциональной близости между ним и родителем, что очень важно для гармоничного развития ребенка.

    Если во время работы с компьютерной программой вы наблюдаете у ребенка такие симптомы, как головокружение, дезориентация, непроизвольные движения или подергивания, следует немедленно прекратить работу с компьютером. Это может быть свидетельством сильного эмоционального воздействия содержания компьютерной программы на ребенка, особой его нервной реакции на яркий мерцающий экран, может говорить о сильной впечатлительности или иных особенностях нервной системы, темперамента и характера.

    Будьте внимательны! Помните, что в период дошкольного детства психика ребенка особо чувствительна к внешним воздействиям!

    При соблюдении этих элементарно-гигиенических норм и правил отрицательных влияний на зрение и нервную систему детей не обнаруживается.

    И все-таки хочется закончить на оптимистичной ноте: еще Сухомлинский сказал: «Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности.”

    Компьютер является эффективным

    техническим средством, при помощи которого можно значительно разнообразить воспитание и обучение, всесторонне развивать ребенка. Желаю успеха!

    С уважением — Отто Н.В.

    1 этап – выбор проблемы проекта

    2 этап – исследование проблемы. Анкетирование

    3 этап – предложения (план) реализации проекта

    4 этап – реализация проекта

    Заключение

    Список использованной литературы

    Приложения

    Описание проекта (проблема, цель, задачи, этапы реализации)

    1 этап – выбор проблемы проекта

    Проблема.

    Современная жизнь – это открытое многополярное информационное общество, в котором присутствует множество разнонаправленной информации.

    Сегодня Интернет играет большую роль в жизни человека, а так же оказывает огромное влияние на него. Пользователей Интернета с каждым годом становится все больше, а значит, что и число предлагаемых им Интернет — услуг растет. Обычный просмотр текста и мультимедиа уже не устраивает людей. В моду вошли сайты, где посетитель может активно взаимодействовать с остальными посетителями. И название им – социальные сети.

    В Интернете представлены сайты, где все чаще стала появляться «вредная» информация, к которой можно отнести: призыв к войне; информация, возбуждающая социальную, расовую, информационную или религиозную ненависть и вражду; пропаганда ненависти, вражды и превосходства; распространение порнографии; посягательство на честь, доброе имя и деловую репутацию людей; рекламу (недостоверную, неэтичную, скрытую); информацию, оказывающую деструктивное воздействие на психику людей.

    Результаты многочисленных исследований свидетельствуют, что пристрастием к виртуальному общению в социальных сетях уже охвачено более половины всех пользователей Интернета. В нашей стране этот показатель пока меньше мирового, но он стремительно растёт.

    Возникает достаточно сложная проблема: неумение людей разобраться в потоках информации, выявить информационные угрозы и защититься от них – всё это делает человека уязвимым для различного рода манипуляций его сознанием, способствует социальной и личностной дезадаптации, уходу в виртуальную действительность. Зачастую, как мы можем отметить, происходит подмена нравственных ценностей.

    Перед современным обществом встала задача, как и каким образом можно защитить граждан от негативного информационного влияния.

    И, конечно, подрастающее поколение, как наиболее уязвимое в силу своей психологической, социальной и физиологической незрелости нуждается в защите от информационного воздействия.

    Согласно российскому законодательству информационная безопасность детей – это состояние защищенности детей, при котором отсутствует риск, связанный с причинением информацией, в том числе распространяемой в сети Интернет, вреда их здоровью, физическому, психическому, духовному и нравственному развитию (Федеральный закон от 29.12.2010 № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»).

    Преодолеть нежелательное воздействие компьютера возможно только совместными усилиями учителей, родителей и самих школьников.

    Именно поэтому мы ученики МОУ ООШ № 122 в данных условиях не можем остаться в стороне, и понимаем необходимость решения новых задач, которые перед нами возникли:

    1. Поиск эффективных путей полноценного развития детей в современных условиях неограниченного доступа к информации (телевидение, Интернет и т.д.).
    2. Поиск путей формирования информационного иммунитета, который проявляется в невосприимчивости личности к негативным информационным воздействиям, в умении выявить, идентифицировать угрозы, содержащиеся в информации и защититься от них.
    3. Организация профилактики Интернет – зависимости и охрана психологического здоровья школьника.
    4. Просвещение родителей об опасности воздействия агрессивной информации на психику ребёнка, формирования Интернет — зависимости и т.д.

    Нашу творческую группу заинтересовал вопрос, какую роль социальные сети играют в жизни подростка. Мы решили разобраться в плюсах и минусах безопасного Интернет-общения.

    Цель проекта – сформировать у школьников активную позицию в получении знаний и умений выявлять информационную угрозу, определять степень ее опасности, предвидеть последствия информационной угрозы и противостоять им.

    Задачи проекта:

    1. ознакомление обучающихся с нормативными правовыми актами РФ, регулирующими вопросы информационной безопасности;

    2. ознакомление обучающихся с целями и задачами информационной безопасности;

    3.информирование обучающихся о видах информации, способной причинить вред здоровью и развитию несовершеннолетних, запрещенной информацией, а также о негативных последствиях распространения этой информации;

    4.обучение детей и подростков правилам ответственного и безопасного пользования услугами Интернет.

    – ознакомить с правилами ответственного и безопасного поведения в современной информационной среде, способах защиты от противоправных посягательств в сети Интернет;

    – научить как критически относиться к сообщениям в СМИ (в т.ч. электронных), как отличить достоверные сведения от недостоверных, как избежать вредной и опасной для них информации, как распознать признаки злоупотребления их доверчивостью и сделать более безопасным свое общение в сети Интернет;

    – подготовить к общению в социальных сетях (сетевой этикет), не обижая своих виртуальных друзей, и избегать выкладывать в сеть компрометирующую информацию или оскорбительные комментарии и т.д.

    2 этап – исследование проблемы. Анкетирование

    В современном законодательстве, регулирующем основы безопасного Интернета и защиту ребенка в кибер-пространстве регулируют следующие нормативно-правовые акты:

    1. Федеральный закон №149-ФЗ от 27.07.2006 «Об информации, информационных технологиях и о защите информации».
    2. Федеральный закон №436-ФЗ от 29.12.2010 «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию».
    3. Письмо Министра образования и науки РФ Фурсенко А.А. от 11 мая 2011 г. «Правила подключения общеобразовательных учреждений к единой системе контент-фильтрации доступа к сети Интернет, реализованной Министерством образования и науки РФ»;
    4. Федеральный закон Российской Федерации № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» (Закон определяет информационную безопасность детей как состояние защищѐнности, при котором отсутствует риск, связанный с причинением информацией (в том числе распространяемой в сети Интернет) вреда их здоровью, физическому, психическому, духовному и нравственному развитию.);
    5. № 252-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», (направленный на защиту детей от разрушительного, травмирующего их психику информационного воздействия, переизбытка жестокости и насилия в общедоступных источниках массовой информации, от информации, способной развить в ребѐнке порочные наклонности, сформировать у ребѐнка искажѐнную картину мира и неправильные жизненные установки.)

    Гарантированную помощь в случае интернет-угрозы и интернет-насилия, можно получить по номеру всероссийского детского телефона доверия (8-800-2500015).

    Изучив литературу, проведя социологические опросы учащихся и их родителей, организовав исследования на предмет формирования Интернет-зависимости у подростков получили следующие результаты.

    На вопрос: «Что для Вас Интернет: общение в социальных сетях?» Подростки ответили, что, во-первых, это средство общения, во-вторых, это развлечение, а затем уже — средство просвещения, поиск информации.

    Для большинства подростков социальная сеть – это очередная игрушка для получения интересующей его информации, полезной с его точки зрения.

    Большая часть подростков проводят много времени (в среднем 3 и более часов в день) в различных чатах и форумах, социальных сетях, что, по

    их мнению, расширяет их кругозор и мировоззрение.

    По мнению подростков, социальные сети помогают заменить общение, которого не хватает в реальной жизни. 48% респондентов утверждают, что социальные сети делают общение более интересным и насыщенным.

    Естественно, это не очень хорошо, но многим непросто общаться в реальности. Иногда бывает так, что тебя не понимают или чувствуешь себя одиноко, а в Интернете находишь людей, у которых с тобой одинаковые взгляды, интересы и жить становится легче! И, вообще, все современные подростки должны иметь свою страничку в какой-нибудь социальной сети. Это модно и престижно (только 4% от всех респондентов не пользуются социальной сетью).

    В среднем, каждый подросток в школе зарегистрирован в 2-ух и более социальных сетях.

    Активное пользование Интернетом, как средством общения, начинается с 11,5 лет.

    Рейтинг социальных сетей учеников МОУ ООШ № 122.

    1. В Контакте — 91%
    2. Mail.ru — 38%
    3. Одноклассники — 35 %
    4. Facebook – 33%
    5. Twitter — 25%.

    Есть и те, для кого Интернет – это незаменимый помощник для получения знаний. Одним нажатием клавиши, ты получаешь информацию, на поиски которой мог бы потратить «кучу» времени. А тут всё как на ладони: любая энциклопедия, справочник, редкая или дорогая книга, которую возможно ты никогда и не купил бы.

    Опасность, вред социальных сетей подростки видят в проявляющейся Интернет – зависимости, недостатке времени на живое общение, снижении успеваемости, нарушении зрения. Четвёртая часть опрошенных подростков не знает, в чем опасность, не видят вреда.

    Влияет ли Интернет на здоровье подростка? Мнения респондентов разделились. Около 56% считают, что Интернет влияет на здоровье, а 42%, что нет, затрудняются ответить 2% опрошенных.

    Интернет не ограждает подростков от негативной информации, которой 13% учащихся интересовалось.

    Среднестатистический портрет подростка – школьника, который посещает социальные сети, выглядит так: пользуется Интернетом с целью поднять себе настроение, просто успокоиться, избавиться от скуки. Проводит за компьютером 2 часа в день, а по выходным до 8 часов.

    Скрывает от родителей своё увлечение, содержание переписки, страничку в сети. Раздражения и усталости не чувствуют, если долго не посещает социальную сеть.

    Ощущение недостатка времени, желание «посидеть» подольше в сети 50% опрошенных ответило – не испытывает и 50% — испытывает.

    Упрёки и запреты родителей на то количество времени, которое проводят подростки в сети большинство (75 %) слышат иногда.

    А 25% опрошенных подростков утверждают, что родители никогда не ограничивали и не контролировали их деятельность в Интернете.

    Родители не видят большого вреда в постоянном общении своих детей в социальных сетях. Более 55% опрошенных родителей не интересуются, с кем общается их ребёнок, какую информацию он ищет в социальных сетях, объясняя свою позицию чувством доверия к выбору и поведению своего ребёнка.

    Как видим, сами родители плохо информированы об опасностях информационного воздействия на психологическое и физическое здоровье подростка, формирования Интернет-зависимости.

    Присутствие социальных сетей в жизни современного подростка неизменная, признанная реальность. Она имеет, как всё, что создано руками человека, свою положительную и отрицательную сторону. Новые технологии рождают и новые болезни. Интернет-зависимость одна из них. А человек, имеющий пагубную привычку, нарушения поведения не является психологически здоровым, а значит, и счастливым.

    Комплексное решение рассмотренных задач информационной безопасности со стороны семьи и школы позволяет значительно уменьшить риски причинения различного рода ущербов (морального, материального, здоровью и др.) ребенку. Поэтому, обеспечение информационной безопасности обучающихся стало одним из первоочередных направлений работы.

    3 этап – предложения (план) реализации проекта

    В связи с нарастающим глобальным процессом активного формирования и широкомасштабного использования информационных ресурсов особое значение приобретает информационная безопасность детей. Просвещение подрастающего поколения в части использования различных информационных ресурсов, знание элементарных правил отбора и использования информации способствует развитию системы защиты прав детей в информационной среде, сохранению здоровья и нормальному развитию.

    Современный мир плотно насыщен разного рода технологиями, а так же новыми открытиями в различных сферах жизнедеятельности. Мы являемся непосредственными участниками всего, что нас окружает, и соответственно каким-либо образом взаимодействуем, как между собой, так и между предметами и процессами происходящими вокруг нас. Немалый вес имеет и информация, которая все больше и больше заполняет современный мир, а вместе с ним и общество. Мы ее получаем, накапливаем, обмениваемся ей, именно она источник наших знаний, на ее фоне формируются наше мнения на какие либо процессы или события, именно она является одним из важнейших компонентов формирующих современное общество.

    Понятие «информационная безопасность» сегодня трактуется как в широком, так и в узком смысле. В широком смысле – это информационная безопасность человека, общества и государства. В узком смысле – это безопасность самой информации и каналов ее приема (передачи).

    В нашем же случае, мы больше будем ориентированы на рассмотрение вопросов связанных с обеспечением информационной безопасности личности.

    Личность, как ключевой элемент социума наиболее подвержена различным социальным опасностям, поэтому понимание безопасности в контексте соотношения интересов личности, общества и государства предполагает рассмотрение информационно-психологической безопасности как аспекта общей проблемы.

    Хотелось бы уделить большее внимание вопросам воспитания, как в школе, так и дома.

    В рамках проекта планируется провести следующие мероприятия:

    1. Анкетирование;
    2. Проведение круглого стола «Основы безопасности в сети Интернет»;
    3. Проведение компьютерной игры для младших школьников;
    4. Проведение внеклассного мероприятия «Сказка о золотых правилах безопасности в сети Интернет»;
    5. Разработка страницы школьного интернет-сайта «Дети в Интернете» vlg.dnevnik.ru/oschool122.

    4 этап – реализация проекта

    1. Анкетирование.

    Для изучения проблемы безопасности в сети Интернет и отношения к ней подростков была разработана анкета, позволяющая проанализировать современную ситуацию в школьной среде.

    Анкетирование проводилось в форме анонимного опроса как на бумажных носителях, так и в электронном виде (Приложение 1).

    1. Проведение круглого стола «Основы безопасности в сети Интернет»

    Работе круглого стола предшествовала предварительная подготовка обучающихся по предложенной тематике. Перечень вопросов для обсуждения выявляется в результате анкетирования обучающихся.

    Вопросы для обсуждения:

    1. Для чего нужен Интернет?

    2. Какие существуют риски при пользовании интернетом, и как их можно снизить?

    3. Какие виды мошенничества существуют в сети Интернет?

    4. Как защититься от мошенничества в сети Интернет?

    5. Что такое безопасный чат?

    6. Виртуальный собеседник предлагает встретиться, как следует поступить?

    7. Как вы можете обезопасить себя при пользовании службами мгновенных сообщений?

    При подведении итогов круглого стола обучающимся были предложены правила поведения в сети Интернет (Приложение 3).

    1. Проведение компьютерной игры для младших школьников.

    В рамках классного часа или урока информатики (окружающего мира) с обучающимся 2-4 классов проведена компьютерная игра о правилах поведения в сети Интернет «Прогулка через ИнтерНетЛес» (http://www.wildwebwoods.org/popup.php?lang=ru), где в игровой форме показано какие опасности могут встречаться при работе в сети Интернет, рассказано о сетевом взаимодействии и об этикете, а также о защите прав детей.

    1. Проведение внеклассного мероприятия «Сказка о золотых правилах безопасности в сети Интернет».

    Сказку подготовили силами обучающихся 5-6, 9 классов и представили ее обучающимся начальной школы.

    При разработке сценария внеклассного мероприятия «Сказка о золотых правилах безопасности в сети Интернет» значимую роль играет сами ведущие, так как именно от них зависит своевременность и актуальность представленного материала.

    Обсуждение сказки позволило младшим школьникам определить собственную позицию организации работы в сети Интернет.

    По окончании внеклассного мероприятия обучающимся раздавались памятки с семью золотыми правилами работы в сети Интернет (Приложение 4).

    В некотором царстве, Интернет — государстве жил-был Смайл-царевич-Тьютор-Королевич, который правил славным городом СоцОБРАЗом. И была у него невеста – прекрасная Смайл-царевна-Он-лайн-Королевна, день и ночь проводившая в виртуальных забавах. Сколько раз предупреждал её царевич об опасностях, подстерегающих в сети, но не слушалась его невеста.

    Не покладая рук трудился Смайл-царевич, возводя город СоцОБРАЗ, заботился об охране своих границ и обучая жителей города основам безопасности жизнедеятельности в Интернет-государстве. И не заметил он, как Интернет-паутина всё-таки затянула Смайл-царевну в свои коварные сети. Погоревал – да делать нечего: надо спасать невесту.

    Собрал он рать королевскую-СоцОбразову – дружину дистанционную и организовал «Регату» премудрую. Стали думать головы мудрые, как вызволить царевну из плена виртуального. И придумали они «Семь золотых правил безопасного поведения в Интернет», сложили их в котомку Смайл-царевичу, и отправился он невесту искать.

    Вышел на поисковую строку, кликнул по ссылкам поганым, а они тут как тут: порно-сообщества Змея-искусителя-Горыныча, стрелялки-убивалки Соловья-разбойника, товары заморские купцов шоповских, сети знакомств-зазывалок русалочьих… Как же найти-отыскать Смайл-царевну?

    Крепко задумался Тьютор-королевич, надел щит антивирусный, взял в руки меч-кладенец кодовый, сел на коня богатырского и ступил в трясину непролазную. Долго бродил он, отбиваясь от реклам шоповских зазывающих и спамов завлекающих. И остановился на распутье игрища молодецкого трёхуровнего, стал читать надпись на камне, мохом заросшим: на первый уровень попадёшь – времени счёт потеряешь, до второго уровня доберёшься – от родных-близких отвернёшься, а на третий пойдёшь — имя своё забудешь.

    И понял Смайл-царевич, что здесь надо искать невесту. Взмахнул он своим мечом праведным и взломал код игрища страшного! Выскользнула из сетей разомкнувшихся Смайл-царевна, осенила себя паролем честным и бросилась в обьятия своего суженого. Обнял он свою невесту горемычную и протянул котомочку волшебную со словами поучительными: «Вот тебе оберег от козней виртуальных, свято соблюдай наказы безопасные!»

    1. Всегда помни своё Интернет-королевское имя (E-mail, логин, пароли) и не кланяйся всем подряд (не регистрируйся везде без надобности)!

    2. Не поддавайся ярким рекламам-указателям и не ходи тропками путанными на подозрительные сайты: утопнуть в трясине можно!

    3. Если пришло письмо о крупном выигрыше – это «Лохотрон-грамота»: просто так выиграть невозможно, а если хочешь зарабатывать пиастры, нужно участвовать в полезных обучающих проектах – в «Регате…», например!

    4. Чтобы не забыть тропинку назад и вернуться вовремя, бери с собой Клубок волшебный (заводи себе будильник, садясь за компьютер)!

    5. Если хочешь дружить с другими царствами-государствами, изучай полезные социальные сервисы Web 2.0: они помогут тебе построить «Мой королевский мир», свой царский блог, форум для глашатаев важных – друзей званных!

    6. Не забывай обновлять антивирусную программу – иначе вирус Серый Волк съест весь твой компьютер!

    7. Не скачивай нелицензионные программные продукты – иначе пираты потопят твой корабль в бурных волнах Интернет!

    Залилась совестливыми слезами дева красная, дала своему наречённому слово честное, что не будет пропадать в забавах виртуальных, а станет трудиться на благо народа города своего СоцОБРАЗа, сама начнёт обучаться и помогать будет люду заблудшему и погрязшему в трясине сетевой. И зажили они дружно и счастливо с мечтою расширить границы образовательные.

    1. Разработка страницы школьного интернет-сайта «Дети в Интернете» vlg.dnevnik.ru/oschool122.

    Размещение официальных документов, разъяснения проблемных ситуаций, законодательная база, телефоны доверия правозащитных организаций в регионах России, и многое другое вы найдёте на этой странице.

    Заключение

    Проблема обеспечения информационной безопасности детей в информационно-телекоммуникационных сетях становится все более актуальной в связи с существенным возрастанием численности несовершеннолетних пользователей.

    В современных условиях развития общества компьютер стал для ребенка и «другом» и «помощником» и даже «воспитателем», «учителем».

    Всеобщая информатизация и доступный, высокоскоростной Интернет уравнял жителей больших городов и малых деревень в возможности получить качественное образование.

    Между тем существует ряд аспектов при работе с компьютером, а в частности, с сетью Интернет, негативно влияющих на физическое, моральное, духовное здоровье подрастающего поколения, порождающих проблемы в поведении у психически неустойчивых школьников, представляющих для детей угрозу.

    В связи с этим необходимо направить все усилия на защиту детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию. Просвещение подрастающего поколения, знание ребенком элементарных правил отбора информации, а также умение ею пользоваться способствует развитию системы защиты прав детей.

    Реализация проекта с обучающимися велась в зависимости от возрастных особенностей: начальное звено(2-4 класс), среднее (5-9 класс).

    На каждом этапе применялись специальные формы и методы обучения в соответствии с возрастными особенностями.

    Формирование навыков информационной безопасности и культуры осуществляется не только на уроках информатики, но и на других предметах (например, обществознания и т.д.), а также и во внеурочной деятельности.

    В рамках проекта проведены следующие мероприятия:

    1. Анкетирование;
    2. Проведение круглого стола «Основы безопасности в сети Интернет»;
    3. Проведение компьютерной игры для младших школьников;
    4. Проведение внеклассного мероприятия «Сказка о золотых правилах безопасности в сети Интернет»;
    5. Разработка страницы школьного интернет-сайта «Дети в Интернете» vlg.dnevnik.ru/oschool122.

    Итак, на сегодняшний день, вопрос об обеспечении информационной безопасности стоит наиболее остро. Ни для кого не секрет, что информация, сегодня, имеет куда больший вес, чем в прежние времена, и от того какую информацию мы выбираем для себя истинной напрямую зависит уровень информационной безопасности и безопасности личности в целом. Подростки менее защищены в данном плане, именно поэтому тема обеспечения информационной личности подростка востребована реальностью. Только грамотная и слаженная работа всех социальных институтов способна воспитать личность безопасного типа.

    Список использованной литературы:

    Приложение № 1

    Анкета

    Класс _______________

    1. Есть ли дома компьютер?

    2. Есть ли дома Интернет?

    3. Сколько времени проводишь за компьютером?

    4. Какие средства для общения в Интернете ты знаешь?

    5. Общаешься ли в Интернете с друзьями?

    6. Какими средствами общения в Интернете ты пользуешься?

    7. Пользуешься ли электронным ящиком?

    8. Есть ли у тебя блог или живой журнал?

    9. Посылаешь ли электронные открытки?

    10. Знаешь ли ты правила сетевого этикета?

    11. Какие опасности могут подстерегать тебя в Интернете?

    12. Разговаривал ли ты с родителями о Сетевом этикете, о правилах поведения в сети?

    Приложение 2

    КОДЕКС ПРАВИЛ ПОВЕДЕНИЯ В ИНТЕРНЕТЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ

    (или 11 обязательных «НЕ» в Интернете)

    1. Не афишировать всем подряд свой возраст. Маленький пользователь киберпространства Интернета нередко привлекает внимание мошенников, которые знают, что ребёнок более доверчив, легче идёт на контакт, не умеет распознавать обман.

    2. Не указывать свой домашний адрес, не объявлять, когда родителей нет дома. Кому действительно надо — знают. Незнакомым сообщают такую информацию просто небезопасно.

    3. Не давать свой номер телефона. Ни домашнего, ни мобильного. Опять таки, кому надо — знают.

    4. Не выкладывать в общий доступ свои фотографии и фотографии друзей. Есть риск того, что их могут использовать злоумышленники.

    5. Не сообщать свои пароли никому. Человек любого возраста имеет право на неприкосновенность личной информации. Никто (даже родители и учителя) не имеют право требовать пароли от тех или иных ресурсов, которыми пользуется ребёнок. Тем более незнакомцы.

    6. Не верить всей и сразу информации, получаемой в киберпространстве. Исторически так сложилось, что «доверяй, но проверяй». Киберпространство — не только кладезь полезной информации, но и помойка человечества, об этом надо помнить всегда. Анализировать. Взвешивать. Думать.

    7. Не скачивать всё подряд. Это банально опасно. Вирус в скачанных файлах может нанести ощутимые «повреждения» компьютеру, а «негативная информация» в них же — ощутимый (не заметный) вред психике.

    8. Не нарушать авторские права. Любая информация, которую мы нашли в киберпространстве, наверняка имеет автора. Правило простое: указать источник (автора) информации.

    9. Не удалишь из Интернета навсегда. Если раньше говорили, «что написано пером — не вырубишь и топором», то эта присказка на все 1000% про современное киберпространство. Опубликовал — не удалишь навсегда никогда.

    10. Не оскорбляй. Современный Интернет очень агрессивен. В первую очередь потому, что большинство пользователей считает, что их поведение безнаказанно. Не уподобляйся им. Будь выше.

    11. Не бойся того, что происходит в Интернете. Самое просто и самое сложное правило. Неизведанность нередко порождает возбуждение и страх. Возбуждение нарастает. Страх порождает ещё больший страх. Не бойся, но и не доверяй сразу всему, что происходит в Интернете.

    При соблюдении этих 11 правил киберсоциализация будет более безопасна. И не только киберсоциализация детей.

    Приложение № 3

    Круглый стол «Основы безопасности в сети Интернет»

    Правила работы в сети Интернет

    1. Не входите на незнакомые сайты.

    2. Если к вам по почте пришел файл Word или Excel, даже от знакомого лица, прежде чем открыть, обязательно проверьте его на вирусы.

    3. Если пришло незнакомое вложение, ни в коем случае не запускайте его, а лучше сразу удалите и очистите корзину.

    4. Никогда не посылайте никому свой пароль.

    5. Старайтесь использовать для паролей трудно запоминаемый набор цифр и букв.

    6. При общении в Интернет не указывать свои личные данные, а использовать псевдоним (ник)

    7. Без контроля взрослых ни в коем случае не встречаться с людьми, с которыми познакомились в сети Интернет.

    8. Если в сети необходимо пройти регистрацию, то должны сделать ее так, чтобы в ней не было указано никакой личной информации.

    9. В настоящее время существует множество программ, которые производят фильтрацию содержимого сайтов. Между членами семьи должны быть доверительные отношения, чтобы вместе просматривать содержимое сайтов.

    10. Не всей той информации, которая размещена в Интернете, можно верить.

    11. Не оставляйте без присмотра компьютер с важными сведениям на экране.

    12. Опасайтесь подглядывания через плечо.

    13. Не сохраняйте важные сведения на общедоступном компьютере.

    Приложение 4

    Памятка для обучающихся начальной школы

    1. Всегда помни своѐ Интернет — королевское имя (e — mail, логин, пароли) и не кланяйся всем подряд (не регистрируйся везде без надобности)!

    2. Не поддавайся ярким рекламам — указателям и не ходи тропками, путанными на подозрительные сайты: утопнуть в трясине можно!

    3. Если пришло письмо о крупном выигрыше – это «неправда: просто так выиграть невозможно, а если хочешь зарабатывать пиастры, нужно участвовать в полезных обучающих проектах – в «Регате…», например!

    4. Чтобы не забыть тропинку назад и вернуться вовремя, бери с собой Клубок волшебный (заводи себе будильник, садясь за компьютер)!

    5. Если хочешь дружить с другими царствами — государствами, изучай полезные социальные сервисы Web 2.0: они помогут тебе построить «Мой королевский мир», свой царский блог, форум для глашатаев важных – друзей званных!

    6. Не забывай обновлять антивирусную программу – иначе вирус Серый Волк съест весь твой компьютер!

    7. Не скачивай нелицензионные программные продукты – иначе пираты потопят твой корабль в бурных волнах Интернет!

    Компьютер в жизни подростка.

    В современном мире трудно найти ребенка, не интересующего компьютером. Наверное, так же трудно найти родителя, которого не беспокоила бы чрезмерная увлеченность ребенка компьютерными играми. Безусловно, компьютеры используются сейчас в самых разных отраслях науки, техники и даже искусства, поэтому умение обращаться стало необходимым для того, чтобы ребенок в дальнейшем овладел какой-либо серьезной профессией.

    В то же время, просиживая часами за монитором, ребенок не только губит свое здоровье, но и упускает шансы пообщаться с друзьями, заняться спортом, просто побегать во дворе на свежем воздухе. Так что же должен делать грамотный и заботливый родитель: разрешать или запрещать общение с » металлическим другом»?

    К сожалению, как нет лекарства от всех болезней, так нет универсальных ответов на вопросы, связанные с воспитанием детей. Поэтому давайте попробуем проанализировать все » плюсы» и » минусы» увлечения компьютером, а также учесть индивидуальные особенности ребенка и той ситуации, в которой он растет.

    Прежде всего попробуйте ответить на вопрос: сколько времени проводит за компьютерными играми ваш сын или дочь?

    Можно ли говорить о » компьютеризации» всего свободного времени ребенка? Или помимо занятий у монитора ваш ребенок успевает пообщаться со сверстниками, выполнить все домашние задания по школьным предметам, да еще посетить какие-нибудь кружки и секции? В этом случае вам вряд ли стоит сильно беспокоиться о » пагубном влиянии» компьютера на его психику.

    Если же, услышав эти слова , вы с горечью подумали : » Если бы!», то вероятно ваши опасения не беспочвенны. Часто современным детям компьютер заменяет и друзей, и книги, а победы над виртуальными монстрами или в продуманных стратегиях выступают заменой достижений в реальной жизни. Естественно, это не может оставлять спокойными любящих родителей, которым порой хочется избавиться от компьютера в доме как от источника всех бед. Однако не торопитесь! Сделать это вы всегда успеете, но ведь , как известно, свято место пусто не бывает. Чем заменит его ребенок? Будет ли эта замена более полезна для его развития? Те же, кто ожидает, что ребенок, проводивший едва ли не сутки за компьютером, станет посвящать это время учебе, общению со сверстниками и прогулкам в лесу, скорее всего, будут разочарованы. Ведь не случайно появилось столь сильное увлечение. Вполне возможно, что такая замена реального мира виртуальным произошла потому, что ребенок испытывает какие-то трудности в реальной жизни.

    Прежде чем перейти к известному вопросу » что делать?» , давайте сначала попробуем проанализировать, чем же так привлекательны для детей компьютерные игры. Как говориться, врага надо знать в лицо!

    Прежде всего, действия, разворачивающиеся на экране монитора, привлекает детей по тем же причинам, что и сказки, -это придуманный мир, более яркий, простой и выразительный, чем на самом деле. Правила ясны: убивай плохих, забирай еду и оружие, а когда всех победишь и наберешь определенное количество баллов, перейдешь на следующий уровень.

    Допущенные игроком ошибки всегда можно исправить, нужно всего лишь перезагрузить игру или вернуться на предыдущий уровень. А в реальной жизни ошибки остаются ошибками и могут вести к падению самооценки, негативным отношениями с окружающими. С определенного возраста все нормально развивающиеся дети начинают бояться смерти. Но в игре им это не грозит. Щедрые создатели виртуальных забав предлагают пользователям даже в одной игре зачастую по несколько жизней.

    Игры легко можно менять или не доигрывать до конца, если что-то не получается, и взрослые не придадут этому никакого значения. Попробуй ребенок так же поступить, например, с занятиями в кружке ( не говоря уже о школе), он сразу станет объектом внимания взрослых, внушающих своему воспитаннику представления о силе воли, постоянстве.

    Компьютерные игры гораздо больше, чем фильмы или книги, позволяют детям отождествиться с главным героями- почувствовать себя невероятно сильными, отважными, умными и т. д. А чтобы так ощущать себя в реальном мире, требуется приложить много стараний, в чем-то » переделать» себя, а кроме этого преодолеть чувство досады, что ты » не один такой умный» !

    Маленькие дети, как правило, мало что могут изменить в окружающей их действительности, их образ жизни целиком зависит от взрослых. Но только не в игре! Там все происходит по желанию ребенка, там он может выбирать и менять роли, уровни, декорации, повелевать судьбами.

    И наконец, сам компьютер_ замечательный партнер по общению: всегда понимает( если жмешь на те кнопки), не капризничает, не конфликтует, не читает нотаций. В общем, с ним легко договориться, не то что с живыми людьми. Поэтому дети, имеющие трудности в общении, так легко уходят в виртуальные миры.

    Теперь , когда мы рассмотрели основные причины виртуальных соблазнов, попробуйте ответить на вопросы: чего именно не хватает вашему ребенку в окружающей реальности? Что особенно привлекательно для него в компьютерных играх? Если вы смогли ответить на эти вопросы, то значит, вы сформулировали трудности в развитии вашего ребенка или в вашем общении с ним.

    Теперь наберитесь терпения и педагогического такта, чтобы постепенно начать решать эти реальные проблемы, которые лишь что отражаются в увлечении виртуальным. Если вы склоняетесь к тому , что за зависимостью от компьютера стоит неумение ребенка общаться, помогите ему приобрести этот навык ( чаще берите в гости, приглашайте других детей к себе, при этом позаботьтесь об их совместной деятельности, запишите в новые кружки, где, может быть, другие ученики больше схожи с вашим ребенком по интересам и т. п.) Если считаете , что главная причина- потребность чувствовать успех, помогите подростку добиться реальных достижений, научите его видеть эти достижения, даже если они совсем маленькие.

    Допустим, что вы все хорошо обдумали и выбрали стратегию помощи ребенку. Но как поступить с » железным другом» во время постепенного выполнения намеченных планов? Помните , что любые резкие перемены в нашей жизни приводят к стрессам. А если ребенок действительно стал компьютероманом, то, запретив ему привычные игры, вы сломаете весь образ жизни ребенка! Такое грубое воздействие, скорее всего, вызовет у подростка протестные реакции, и все, что вы ему предлагаете взамен, будет отвергнуто. Поэтому самый верный путь- вносить постепенные изменения в окружающую действительность, давая ребенку возможность привыкнуть к ним и понять их преимущества. Таким образом, вы шаг за шагом восстановите свои отношения и возможность влиять на жизнь сына или дочери.

    Чем все же могут быть полезны компьютерные игры?

    Во-первых, среди современных игровых программ очень много развивающих Так, для старшеклассников подойдут разнообразные логические игры, развивающие способность прогнозировать и анализировать, особенно если для выигрыша требуется привлечь свои знания по каким-то предметам.

    Во-вторых, даже обычное занятие на компьютере воспринимается ребенком как игра. Поэтому то, что совершенно не интересует его на страницах учебника, может быть привлекательным на экране монитора. Этим можно воспользоваться в обучении тех детей, у которых не сформирована собственная познавательная мотивация. Причем для учеников со слабой памятью изучение материала с помощью компьютера может оказаться более эффективным. Объяснения этому просты. То, что выглядит ярким, динамическим, неожиданным, сразу привлекает внимание, и. чтобы удерживать свой взгляд на экране, ребенку

    не нужно прилагать никаких усилий, т. е. его внимание в этот момент непроизвольное.

    В-третьих, самостоятельная работа за компьютером способствует развитию у ребенка мелких мышц руки и зрительно- моторной координации.

    В-четвертых, игры на компьютере способствуют развитию абстрактного мышления детей. Даже самые маленькие игроки знают , что предметы на экране бесполезно пытаться взять- это просто изображения. А более старшие привыкают и к тому, что иногда в играх вещи и существа изображены совсем непохожими на оригинал, а то и вовсе обозначены значками. Таким образом, во время подобных игр у человека постепенно формируется способность воспринимать знаки и символы, что лежит в основе абстрактного мышления. А это совершенно необходимо для понимания схем, уравнений.

    Теперь, когда мы рассмотрели все основные » плюсы» и «минусы» виртуальных игр, наверное будет проще найти свою » золотую середину» в общении с компьютером для каждого ребенка , исходя из его индивидуальных склонностей и потребностей и сделав таким образом из » механического противника» друга, помогающего решать различные задачи развития ребенка.

    При этом, конечно, не стоит забывать о мерах предосторожности в работе детей за компьютером с целью профилактики проблем со здоровьем.

    Ваш ребенок должен быть за компьютером не более 3 часов в день

    Интересуйтесь, какие темы интересуют вашего ребенка в информационном пространстве.

    Изучите компьютер вдоль и поперек, узнайте механизмы блокировки некоторых файлов.

    Покупайте ему диски с образовательными программами.

    Просматривайте игры, в которые играет ваш ребенок.

    Знайте, что зачастую с помощью Интернета молодежь заманивают в различные секты.

    Пытайтесь анализировать любую информацию, полученную с помощью Интернета, вместе с ребенком.

    Не отмахивайтесь от его предложений » показать что-то интересное».

    Радуйтесь его успехам, связанным с освоением информационного пространства.

    [ad01]

    Рубрики: Разное

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *