День: 24 марта
Положение во Гроб

Казнь распятия на кресте была самой позорной, самой мучительной и самой жестокой. Такой смертью казнили в те времена только самых отъявленных злодеев: разбойников, убийц, мятежников и преступных рабов. Мучения распятого человека невозможно описать. Кроме нестерпимых болей во всех частях тела и страданий, распятый испытывал страшную жажду и смертельную душевную тоску. Смерть была настолько медленная, что многие мучились на крестах по несколько дней. Даже исполнители казни, — обыкновенно, люди жестокие, — не могли хладнокровно смотреть на страдания распятых. Они приготовляли питье, которым старались или утолить невыносимую жажду их, или же примесью разных веществ временно притупить сознание и облегчить муки. По еврейскому закону, повешенный на древе считался проклятым. Начальники иудейские хотели навеки опозорить Иисуса Христа, присудивши Его к такой смерти. Когда привели Иисуса Христа на Голгофу, то воины подали Ему пить кислого вина, смешанного с горькими веществами, чтобы облегчить страдания. Но Господь, попробовав, не захотел пить его. Он не хотел употреблять никакого средства для облегчения страданий. Эти страдания Он принял на Себя добровольно за грехи людей; потому и желал перенести их до конца.

Когда все было приготовлено, воины распяли Иисуса Христа. Это было около полудня, по-еврейски в 6-м часу дня. Когда же распинали Его, Он молился за Своих мучителей, говоря: «Отче! прости им, потому что они не знают, что делают».

Рядом с Иисусом Христом распяли двух злодеев (разбойников), одного по правую, а другого по левую сторону от Него. Так исполнилось предсказание пророка Исаии, который сказал: «и к злодеям причтен был» (Ис. 53, 12).

По приказанию Пилата, к кресту была прибита над головой Иисуса Христа надпись, означавшая вину Его. На ней было написано по-еврейски, по-гречески и по-римски: «Иисус Назорей Царь Иудейский», и многие ее читали. Такая надпись не нравилась врагам Христовым. Поэтому первосвященники пришли к Пилату и говорили: «не пиши: Царь Иудейский, но напиши, что Он говорил: я Царь Иудейский».

Но Пилат ответил: «что я написал, то написал».

Между тем воины, распявшие Иисуса Христа, взяли Его одежды и стали делить между собой. Верхнюю одежду они разорвали на четыре части, каждому воину по части. Хитон же (нижняя одежда) был не сшитый, а весь тканый с верху до низу. Тогда они сказали друг другу: «не станем раздирать его, а бросим о нем жребий, кому достанется». И бросив жребий, воины сидя, стерегли место казни. Так, и здесь сбылось древнее пророчество царя Давида: «разделили ризы Мои между собою, и об одежде Моей бросали жребий» (Псал. 21, 19).

Враги не перестали оскорблять Иисуса Христа и на кресте. Они, проходя, злословили и, кивая головами, говорили: «Э! Разрушающий храм и в три дня созидающий! Спаси Себя Самого. Если Ты Сын Божий, сойди с креста».

Также первосвященники, книжники, старейшины и фарисеи, насмехаясь, говорили: «Других спасал, а Самого Себя не может спасти. Если Он Христос, Царь Израилев, пусть теперь сойдет с креста, чтобы мы видели, и тогда уверуем в Него. Уповал на Бога; пусть теперь избавит Его Бог, если Он угоден Ему; ведь Он говорил: Я Божий Сын».

По их примеру и воины-язычники, которые сидели у крестов и стерегли распятых, издеваясь, говорили: «если Ты Царь Иудейский, спаси Себя Самого». Даже один из распятых разбойников, который был слева от Спасителя, злословил Его и говорил: «если Ты Христос, спаси Себя и нас».

Другой же разбойник, напротив, унимал его и говорил: «Или ты не боишься Бога, когда и сам осужден на то же (т.е. на такие же муки и смерть)? Но мы осуждены справедливо, потому что достойное по делам нашим приняли, а Он ничего худого не сделал». Сказав это, он обратился к Иисусу Христу с молитвой: «помяни мя (вспомни обо мне), Господи, когда приидешь во Царствии Твоем!»

Милосердный Спаситель принял сердечное раскаяние этого грешника, показавшего такую дивную веру в Него, и ответил благоразумному разбойнику: «истинно говорю тебе, сегодня же будешь со Мною в раю».

При кресте Спасителя стояли Матерь Его, апостол Иоанн, Мария Магдалина и еще несколько женщин, почитавших Его. Невозможно описать скорбь Божией матери, видевшей нестерпимые мучения Сына Своего!

Иисус Христос, увидев Матерь Свою и Иоанна здесь стоящего, которого особенно любил, говорит Матери Своей: «Жено! вот, сын Твой». Потом говорит Иоанну: «вот, Матерь твоя». С этого времени Иоанн взял Матерь Божию к себе в дом и заботился о Ней до конца Ее жизни. Между тем, во время страданий Спасителя на Голгофе произошло великое знамение. С того часа, как Спаситель был распят, т. е. с шестого часа (а по нашему счету с двенадцатого часа дня), солнце померкло и наступила тьма по всей земле, и продолжалась до самой смерти Спасителя. Эта необычайная, всемирная тьма была отмечена языческими писателями-историками: римским астрономом Флегонтом, Фаллом и Юнием Африканом. Знаменитый философ из Афин, Дионисий Ареопагит, был в это время в Египте, в городе Гелиополе; наблюдая внезапную тьму, сказал: «или Творец страждет, или мир разрушается». Впоследствии Дионисий Ареопагит принял христианство и был первым афинским епископом.

Около девятого часа Иисус Христос громко воскликнул: «Или, Или! лима савахфани!» то есть «Боже Мой, Боже мой! Для чего Ты Меня оставил?» Это были начальные слова из 21-го псалма царя Давида, в котором Давид ясно предсказал о страданиях на кресте Спасителя. Этими словами Господь в последний раз напоминал людям, что Он есть истинный Христос, Спаситель мира. Некоторые из стоявших на Голгофе, услышав эти слова, сказанные Господом, говорили: «вот, Илию зовет Он». А другие говорили: «посмотрим, придет ли Илия спасти Его». Господь же Иисус Христос, зная, что уже все совершилось, произнес: «Жажду». Тогда один из воинов побежал, взял губку, намочил ее уксусом, надел ее на трость и поднес к иссохшим губам Спасителя.

Вкусив уксуса, Спаситель сказал: «Совершилось», то есть исполнилось обетование Божие, совершено спасение человеческого рода. После этого Он громким голосом произнес: «Отче! в руки Твои предаю дух Мой». И, преклонив главу, предал дух, т. е. умер. И вот, завеса в храме, закрывавшая святое святых, разодралась надвое, с верхнего края до нижнего, и земля потряслась, и камни расселись; и гробы отверзлись; и многие тела усопших святых воскресли, и, вышедши из гробов по воскрешении Его вошли в Иерусалим и явились многим.

Сотник же (начальник воинов) и воины с ним, которые стерегли распятого Спасителя, видя землетрясение и все происходившее перед ними, испугались и говорили: «истинно, человек этот был Сын Божий». А народ, бывший при распятии и все видевший, в страхе стал расходиться, ударяя себя в грудь. Наступил вечер пятницы. В этот вечер надлежало вкушать Пасху. Иудеям не хотелось оставлять на крестах тела распятых до субботы, потому что пасхальная суббота, считалась великим днем. Поэтому они просили у Пилата позволения перебить голени распятым, чтобы они скорее умерли и можно было их снять с крестов. Пилат позволил. Воины пришли и перебили голени разбойникам. Когда они подошли к Иисусу Христу, то увидели, что Он уже умер, и потому не перебили у Него голеней. Но один из воинов, чтобы не оставалось никакого сомнения в Его смерти, пронзил копьем Ему ребра, и из раны потекла кровь и вода.

ПРИМЕЧАНИЕ: См. в Евангелии: от Матф., гл. 27, 33-56; от Марка, гл. 15, 22-41; от Луки, гл. 23, 33-49; от Иоанна, гл. 19, 18-37.

Вопрос читателя:

Моя дочь была крещена во младенчестве, крестная тоже была выбрана заочно с ее согласия. Но через некоторое время крестная умерла, и теперь дочь взрослая, но нет крестной! Как поступить в этой ситуации и нужно ли теперь искать другую крестную?

Отвечает протоиерей Андрей Ефанов:

Добрый день!

В чем Вы видите роль крестной? Мне кажется, Ваш вопрос говорит о том, что Вы не очень хорошо представляете себе основы и правила церковной жизни, поэтому, прежде чем ответить на вопрос, я Вам настоятельно рекомендую серьезно заняться изучением своей веры, чтобы понимать, что к чему. Тогда Вам откроется целый церковный мир, Вы узнаете массу всего о том, какие открытия сделали святые отцы о человеке, его психологии и внутренней жизни, какие способы справляться с собой и жизнью они нашли и проверили на собственном опыте. Также Вы узнаете и поймете, ответы на какие вопросы дает человеку само православное богослужение, почему его строй именно таков. И многое другое.

И очень важный момент — прочитайте о Таинствах церковных, зачем они. Ведь в Таинствах человеку подается благодать Божия на то, чтобы жить, чтобы справляться с этой жизнью и с собой. И надо черпать ее и прибегать к ним регулярно, чтобы выправлять и питать душу.

Про Таинства у нас есть некоторые материалы:

Семь таинств

4 вопроса о таинствах

Таинство – это жест любви бoгa к человеку

Теперь о Крещении. Крестные нужны для того, чтобы воспитывать и наставлять человека в вере, пока он растет. Как раз чтобы объяснить, вместе со священником, все то, о чем я написал выше. Крестный — это друг и родитель, который проводит человека по церковной жизни, делится своим опытом, помогает понять.

У нас есть и тексты на эту тему:

Крестный и Крестная

Крещение

Крестные и крестники

Взрослому человеку крестный не нужен: он должен сам нести ответственность за себя перед Богом, а в помощь ему — священник, у которого он регулярно исповедуется. Так что не нужно искать новую крестную (да это и невозможно). Нужно дочери вести регулярную церковную жизнь и самой разбираться, под руководством батюшки, с вопросами своей внутренней жизни. И, если не научена этому с детства, то начинать, спрашивая у священника, учиться этому сейчас. Например, подойти на беседу к священнику и совместно с ним решить, как начинать церковную жизнь и как ее вести. И далее следовать его советам.

Прикрепляю материалы по теме Вашего вопроса:

Нужны ли крестные взрослому человеку?

Что делать, если умерли крестные?

Можно найти крестного после крещения?

Храни Вас Бог!

Архив всех вопросов можно найти . Если вы не нашли интересующего вас вопроса, его всегда можно задать на нашем сайте.

В чём подвиг Христа?
В самом начале я хочу объясниться с людьми истинно верующими. Эта работа не для них. Она им не нужна, потому что у них есть вера – изначальное и несомненное знание ценности и земной жизни Христа, и смысла его подвига. Эта работа для тех, кто, как и автор, пытается путём поиска самых разных фактов, размышлений, борьбы с сомнениями и противоречиями в христианском учении прийти к вере, уверовать в произошедшее некогда чудо воскрешения.
Итак, что мы знаем о том событии? Некий религиозный лидер, известный ныне как Иисус Христос, приобрёл огромную популярность в Иерусалиме (не путайте с небольшим тогда поселением Эль-Кудс на Синайском полуострове, который теперь называют этим именем). Причём, его популярность была так велика, что стала угрожать существующей власти. И эта власть поспешила с ним расправиться. Иисус был схвачен, допрошен с применением пыток, осуждён и казнён позорной смертью через распятие на кресте. А через три дня воскрес и явился своим ученикам.
Так, в чём же смысл этой смерти? Для чего она была нужна? Религия нас учит, что Христос пошёл на свой подвиг, чтобы искупить грехи людей. Но если следовать даже самой элементарной логике, то он не только не избавил мир от грехов, но напротив приумножил их, ибо те, кто недавно встречали его пальмовыми ветвями, ходили за ним толпами и жадно ловили каждое его слово, все как один стали предателями и жестокими убийцами, самозабвенно крича Пилату во время суда: «Распни его!» (Следуя именно этой логике, во время Второй Мировой войны евреев и убивали, и сжигали в печах)
И сколько бы мы не перечитывали канонические Евангелия, мы ничего больше не найдём, только утверждение, что своей смертью Иисус попрал смерть и даровал всем уверовавшим в него вечную жизнь. А что было до этого? Человек умирал, и вместе с телом умирала его душа? То есть чистый материализм, после смерти ничего нет! Как-то не очень верится. Или всё же что-то было? Ведь даже у самых примитивных народов существует вера в загробный мир, куда они все попадают после смерти. Неужели же у значительно более высокоразвитого народа этой веры не было? (Вместе с А.Фоменко я считаю, что Иисус не был евреем в современном понимании этого термина и жил, и проповедовал среди евреев. Если кого-то заинтересовала данная тема, советую посмотреть соответствующие фильмы, снятые на основе работ А.Фоменко и Е.Носовского, или ознакомиться с самими работами)
Искать ответ на этот вопрос в Ветхом Завете не имеет смысла по двум причинам: во-первых, его там тоже нет, а во-вторых, связь Ветхого и Нового завета слишком искусственна и сделана значительно позже жизни и смерти Христа. Ведь даже при самом поверхностном взгляде, не говоря уже о более детальном изучении, сразу же бросается в глаза огромное противоречие духа этих двух книг, всепрощенческой любви одной и жестокой беспощадности другой.
Так, что, ответа нет? Если исходить из основных догматов современной церкви, то нет. Есть только слепая вера (помните знаменитую фразу Фомы Аквинского: «Верую, ибо это абсурдно»?). Есть только четыре Евангелия, четыре источника истинного знания, а всё остальное от лукавого. Но откуда они взялись эти Евангелия? Современные исследователи этих книг уверяют, что никто из четырех евангелистов не только не был современником Христа, но даже не мог встречаться с его современниками, так как сами они жили и писали свои Евангелия через сто, двести и более лет после смерти Иисуса. Почему же именно эти книги признаны истинными и каноническими? Почему на знаменитом Никейском Соборе святой Константин утвердил именно их?
Теперь, спустя столетия, трудно докопаться до всей истины, но кое-какие выводы сделать можно. Святой Константин всю свою сознательную жизнь оставался убеждённым язычником и принял христианство только на смертном одре (хотя и это тоже не факт, вполне возможно, что язычником он и умер, и похоронен был по языческим обрядам, а только потом, задним числом назван христианином). А если так, то его меньше всего интересовала истинность тех или иных документов чуждой ему религии, зато политика волновала куда больше. Именно из политических соображений он принял сторону четырёх, судя по всему, наиболее влиятельных и менее твёрдых в своих догматах направлений в христианстве и узаконил их распространение в своей империи, объявив все остальные Евангелия (а их современные исследователи насчитывают более тридцати, причём значительное их количество было написано или очевидцами, или даже самими участниками тех событий) ложными. Вот так, раз – и отделил зёрна от плевел.
И ещё одно, поскольку учение Христа так напугала существовавшую тогда власть, что они всеми правдами и неправдами поспешили его осудить и казнить, значит, было нечто настолько революционное в этом учении, что не давало покоя многим и многим властителям уже и после смерти Христа. Отсюда, вероятно, и исходило то беспримерное преследование христиан, чего не было к представителям любых других религий. Не случайно основоположники марксизма-ленинизма называли Христа первым революционером.
Может быть, именно это преследование и побудило представителей четырёх направлений христианства пойти на сделку с Константином и кое-что удалить, кое-что подправить, кое-что заменить или вставить, что позволило им примерить свою религию с его властью и заручиться поддержкой правителя во внутри религиозной борьбе, а что такая борьба существовала, сомневаться не приходится. Возможно, не берусь утверждать. Впрочем, это и не важно. Важно, другое, важно, что существуют иные Евангелия, не подвергшиеся цензуре Константина. И сейчас во времена интернета они вполне доступны любому, кто захочет с ними ознакомиться.
Так что же в них есть, чего нет в канонических Евангелиях? Очень и очень много, а главное, в Евангелии от Фомы (не путать с Евангелием Детства) Христос довольно прозрачно говорит о реинкарнациях. И это не удивительно, поскольку реальное христианство (а не канонизированное Константином) выросло из митраизма. И там и там, есть священный символ креста, и там, и там, главное божество рождается 25 декабря, весной погибает и т.д., и т.п. (Желающие могут сами сравнить эти две религии, благо, это теперь легко сделать) Не случайно первых христиан постоянно путали с поклонниками Митры. А митраизм был широко распространен на всей территории центральной Азии, вплоть до Индии, где учение о реинкарнациях было едва ли не центральным в религии.
Весь древний мир был гораздо более тесно связан, чем принято думать. И, естественно, знание о перерождениях было широко известно и в других ранних религиях. Безусловно, знал об этом и Христос. И говорил в своём учении. Впрочем, что это нам даёт? А именно тот самый ответ, что за подвиг совершил Христос.
В своё время я довольно плотно занимался трансперсональной психологией. Одна из практик этого течения, так называемое холотропное дыхание, позволяет участникам тренинга погружаться в свое бессознательное, вспоминать прошлые жизни и многое другое. Именно там, на одной из сессий я пережил эпизод из одной из своих прежних жизней, где меня пытали на дыбе. Трещали кости, выскакивая из суставов, страшная боль пронзала все тело, и от этой боли останавливалось сердце. Это переживание было настолько реальным и ярким, что навсегда осталось в моей памяти. Благо после этого тренинга у меня лет десять не было приступов радикулита, от которого я раньше страдал довольно часто. И вот, через год или два, на очередной сессии я пережил эпизод, где оказался палачом, пытающим на дыбе какого-то жилистого бородатого мужчину.
Потом, уже вернувшись в реальность, я, проанализировав увиденное, пришел к твердому убеждению, что в этот раз я — палач пытал себя – жертву! Это было совершенно невероятно! Неправильно! Так не должно было быть! Я не мог одновременно жить в двух телах. Я даже стал сомневаться в том, что переживаемые мною воспоминания действительно воспоминания, а не пустые фантазии. Но затем, спустя какое-то время, обнаружил у многих исследователей, которые изучают опыт реинкарнаций, опыт жизни после смерти, описание случаев подобных моему. Некоторые люди вспоминали свои прошлые жизни, в которых они одновременно были и жертвами и палачами!
Всё это невольно навело меня на мысль, что высшая справедливость нашего мира заключается в том, что всё плохое, что ты делаешь другим, ты испытаешь сам, переродившись после очередной смерти в тело своей жертвы. Подсознательно мы все это знаем, не зря народная мудрость гласит: «Поступай с другими так, как ты хотел бы, чтобы поступили с тобой»! А ведь именно так и происходит! И Чикатило, убивший более пятидесяти человек, пятьдесят раз умрёт, замученный насильником. И палач, расстрелявший сотни человек, сотни раз погибнет от пули. И члены Особых совещаний, так называемых «троек», приговорившие тысячи невиновных к смерти, тысячи раз будут замучены в лагерях и тюрьмах. Ибо «по делам Вашим будут судить Вас».
Ну, а Христос, что совершил он? Он принял на себя всю подлость, всю злобу, всю ненависть тогдашнего мира, всю скверну, заполонившую души людей и своей смертью избавил людской род от череды бесконечных перерождений в теле растерзанной и замученной на кресте жертвы. А воскреснув, показал своим ученикам и всем последовавшим за ними путь спасения от порочного круга преступления и страдания. Научил спасительной силе раскаяния, любви и веры. Дал надежду каждому, кто примет его всем сердцем и последует его учению добра и истинного света. И за это вечная ему слава. И это, судя по всему, лишь часть того, что Он принёс в наш мир.

Поделиться:

Полотно «Христос св. Иоанна Креста» (1950-52) знаменует возврат сюрреалиста Сальвадора Дали в католичество и намерение посвятить себя религиозному искусству. Я видел эту картину в шотландском музее Келвингроув (Глазго), где она находится с 1952 г. На ней – распятый Иисус, представленный в неожиданном ракурсе. Не снизу, от подножия креста, т.е. глазами учеников и потомков, преклоняющихся перед жертвой Спасителя. Мы видим распятие сверху, с занебесных высот, куда восходит Иисус. Таким узрел его испанский мистик Св. Иоанн Креста (Хуан де ла Крус, 1542 – 1591) , который оставил карандашный набросок своего видения.

По его мотивам Дали и создал свое огромное полотно (200 см x 116 см).

Иисуса окружает тьма. Крест парит в черном пространстве над небом и светилами, – в пустоте, которая была бы незрима, если бы еще выше не находился источник света. Сам этот источник остается невидимым, однако руки Иисуса отбрасывают тень на перекладину креста. Нет традиционных атрибутов распятия: ни гвоздей, ни ран, ни крови, ни тернового венца, никаких следов страдания и смерти. Тело Иисус поражает атлетическим сложением, крепкой мускулатурой, он похож на спортсмена, который, отталкиваясь от креста, готовится совершить прыжок в высоту.

Распятие нависает над поверхностью неба, земли и воды. В самом низу картины – озеро и три человеческие фигуры, напоминающие рыбаков. Очевидно, это Галилейское море и апостолы, та земная жизнь Иисуса, которая завершилась распятием. Над этой картиной из прошлого – облака и тучи в несколько рядов, плотное, многослойное земное небо, над которым и парит распятие. Христос предстает свободным от креста, он как бы взлетает на нем – и над ним. Мы не видим лица — оно обращено вниз, к прошлому, которое он покидает, возносясь к источнику света. Этот уменьшившийся мир увиден сверху – как бы глазами самого Иисуса.

На мой взгляд, С. Дали сводит воедино две сцены, которые обычно в художественной традиции представлены порознь: скорбную сцену Распятия и просветленную – Вознесения. И по евангельскому сюжету, и по распорядку церковных служб между Распятием и Воскресением проходит три дня, а затем между Воскресением и Вознесением еще сорок, во время которых Иисус являет себя апостолам, беседует с ними. После встречи в Иерусалиме и последних наставлений о скором сошествии Св. Духа (Пятидесятница) он на виду у апостолов возносится на небо:

Картина С. Дали — это образ Иисуса не только «до края земли», но и до края времен. Распятие, Воскресение и Вознесение –хронологически три разных события. Но в духовном континууме они едины: превращение величайшей жертвы в величайшую победу. Полотно С. Дали сводит два крайних предела: сам Крест возносит Иисуса.

В Апокалипсисе ангел клянется «Живущим во веки веков — Тем, кто создал небо и то, что в нем, землю и то, что на ней, море и то, что в нем, что времени больше не будет!»(Откровение Иоанна Богослова, 10:5,6). Эта апокалиптическая точка зрения и передана у С. Дали. В вертикальном разрезе картины представлены все три стихии: небо, земля и море. Над ними уже не властно время. Сорок дней – это человеческий отсчет, а там, куда восходит Иисус, времени больше нет. Крест, орудие распятия, оказывается и орудием Вознесения, образом освобожденного и освобождающего Христа.

Сразу после этого воины повели Господа за городские ворота. Казнь должна была пройти на Голгофе, пустынном круглом холме, по форме и получившем свое название (слово голгофа по-еврейски значит череп, голова); обычно это название переводится как лобное место. По другой версии гора получила свое название из-за черепов казненных, остававшихся на горе без погребения. Обычно сами ведомые на распятие несли орудия казни. Нес Крест и Господь Иисус Христос. Однако, поскольку Спаситель лишился сил из-за побоев, воины, как только вышли за город, заставили одного селянина, возвращавшегося с поля, по имени Симон, нести Крест Христов.

Симон несет крест Христов

На месте казни Иисусу Христу дали одурманивающую смесь вина со смирной, но Господь от напитка отказался. Когда Господа пригвождали ко Кресту, Он молился за распинающих Его: Отче! прости им, ибо не знают, что делают. Вместе со Христом распяли двух разбойников: одного — по правую, а другого — по левую сторону от Него. Четыре воина, совершающих казнь, поделили между собой одежды Господа. Хитон (сорочка) Иисуса был не сшитый, а целиком тканый. Воины бросили жребий, кому он достанется. Над головой у Распятого, где обычно писалась вина казнимого, Пилат приказал прибить табличку с надписью на трех языках — еврейском, греческом и по-латыни: Сей есть Царь Иудейский.

Воины мечут жребий о ризах Господних. Монастырь Дионисиат, Афон

Голгофа была недалеко от города, и люди приходили посмотреть на казнь. Многие злословили: «Разрушающий храм и в три дня Созидающий! спаси Себя Самого; если Ты Сын Божий, сойди с креста». Смеялись над Христом и первосвященники с книжниками, старейшинами и фарисеями: «Других спасал, а Себя Самого не может спасти; если Он Царь Израилев, пусть теперь сойдет с креста, и уверуем в Него». Поносили Христа и распятые с Ним разбойники. У креста стояли Пресвятая Богородица и Ее родственница, Мария Клеопова, апостол Иоанн Зеведеев и Мария Магдалина. Скорбела Матерь Божия о распятом Сыне. Сбылось пророчество праведного Симеона: Тебе Самой душу пройдет оружие. Между тем Господь, увидев Свою Мать и ученика, которого Он любил, сказал, обращаясь к Богородице: Се, сын Твой. Потом — апостолу Иоанну: Се, Матерь твоя!

Один из распятых разбойников обратился к своему товарищу, продолжавшему проклинать Иисуса Христа: или ты не боишься Бога, когда и сам осужден на то же? и мы осуждены справедливо, потому что достойное по делам нашим приняли, а Он ничего худого не сделал. Быть может, сердце разбойника тронула кротость Иисуса и Его забота о Матери. Повернувшись к Нему, разбойник сказал: помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое! И Господь ответил: ныне же будешь со Мною в раю.

Благоразумный разбойник. Фрагмент иконы

Внезапно в шестой час по еврейскому исчислению времени (по-нашему — в полдень) тьма окутала землю. Около девятого часа (то есть третьего часа пополудни) Иисус возопил громким голосом: Или́, Или́! ламá савахфани́? — что в переводе с арамейского значит: Боже Мой, Боже Мой! для чего Ты Меня оставил? Эту молитву Господь возносит от лица всех людей, как поясняет святитель Афанасий Великий: «Это говорит Спаситель от лица человечества и, чтобы положить конец проклятью и обратить Отчее лицо к нам, просит Отца призреть, к Себе приложив нашу нужду». Кроме того, этими словами начинается пророческий 21-й псалом царя Давида, в котором точно описано, как Господа отвергнет народ, как над Ним будут смеяться видевшие Его страдания, как, бросая жребий, поделят Его одежды, какие мучения Он будет претерпевать. Зная, что уже все совершилось, Господь скажет: Жажду! Тогда один из присутствующих побежит, пропитает губку уксусом и, наложив на трость, даст Ему.

Когда же Господь вкусил уксуса, Он сказал: Совершилось! — и, вознеся молитву Своему Небесному Отцу: Отче! в руки Твои предаю дух Мой, преклонив главу предал дух. И вот завеса в Иерусалимском храме разодралась надвое, сверху донизу. Земля сотряслась, камни треснули, гробы отверзлись, многие усопшие святые воскресли и, выйдя из гробов по воскресении Его, войдя в Иерусалим, явились тогда многим. Сотник, руководивший казнью, а также те, кто с ним стерегли Иисуса, видя землетрясение и все бывшее, устрашились и говорили: Воистину Он был Сын Божий.

[ad01]

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *