Отвечает эксперт в области канонического права, католический священник Дмитрий Пухальский:
Хотя католическим священникам запрещено вступать в брак, женатые священники в Католической церкви тоже есть.
В чём тут дело? Говоря о целибате, нужно помнить, что это добровольный отказ от вступления в брак. Поэтому корректнее говорить не о том, что католическим священникам запрещено жениться, а о том, что Католическая церковь рукополагает во священники мужчин, избравших жизнь в безбрачии (есть несколько исключений, о которых более подробно будет рассказано ниже).
Следует напомнить, что, во-первых, и в Католической, и в Православной церквах нельзя жениться, уже будучи священником, и, во-вторых, безбрачие обязательно для тех, кто избрал монашеское служение.
Рассмотрим, однако, ситуации, когда католический священник может быть женатым. Первая из них: он не является священником латинского обряда. Как вы, возможно, знаете, помимо латинского обряда (с которым у большинства ассоциируется католичество), есть Церкви восточных обрядов, пребывающие в полном общении со Святым Престолом (на сегодняшний день их 23). Там есть женатые священники, поскольку безбрачие для них не является обязательным (но, опять же, никогда нельзя жениться уже после принятия священного сана!). Кстати, священники этих церквей могут служить и в латинском обряде.
Следующая ситуация, когда возможно появление женатых священнослужителей — уже в Католической церкви латинского обряда – это воссоединение с ней англиканских священников. Согласно апостольской конституции Anglicanorum coetibus от 15 января 2011 года, рукоположение бывших англиканских женатых священников в священники латинского обряда разрешается при соблюдении некоторых условий.
Важно напомнить, что целибат — это только традиция, она не имеет под собой доктринальных обоснований. В первые века христианства общины не требовали от священников целибата, но часть духовенства уже тогда добровольно избирала путь безбрачия. Целибат стал обязательным для священников во время правления Папы Григория VII только в XI веке.
Что будет со священником, если он во время своего служения женится? Согласно канону 1394 Кодекса Канонического права, священник при попытке заключения брака подвергается церковному наказанию («суспенсии»), следствием которого является запрет в служении. Наказание является «автоматическим», то есть прямым и немедленным следствием попытки священника заключить брак. Если же оставивший священническое служение человек хочет обвенчаться со своей супругой в Католической церкви и участвовать в таинствах, то для этого нужно освобождение (диспенсация) от целибата, предоставление которой остается исключительной прерогативой папы Римского.

Рассказать новость близким:

Священнические звания белого и черного духовенства

Белое духовенство – это женатое духовенство. Черное – это монахи в священническом сане. Существует три иерархических ступени священства и в каждой из них своя иерархия: дьякон, священник, епископ. Дьяконом и священником может быть как женатый священник, так и монах. Епископ же может стать только монах.

Таинство Священства совершается, только когда кандидат возводится на очередную из трех ступеней. Что же касается иерархии званий внутри этих ступеней, то они в древности были связаны с особыми церковными послушаниями, а сейчас – с административной властью, особыми заслугами или просто сроком служения Церкви.

I. Епископы (архиереи) – высший священный чин

Митрополит Филарет

Епископ – надзирающий архиерей

Архиепископ – наиболее заслуженный епископ

Митрополит – епископ, руководитель митрополии

Викарий – помощник другого епископа или его наместник

Патриарх – главный епископ в Поместной Церкви

II. Иереи – второй священный чин

У слова «священник” существует несколько греческих синонимов:

Для белого священства:

1) Иерей (священник; от греч. hieros – священный) / Пресвитер (от греч. presbyteros, буквально – старейшина).

2) Протоиерей (первый священник) / Протопресвитер (первый старейшина).

Протоиерей Николай Коржич

Для черного священства:

1) Иеромонах – монах в сане священника.

2) Архимандрит – (от греч. аrсhоn – глава, старший и mаndrа – овчарня; буквально – старший над овчарней), то есть старший над монастырем. Словом «мандра” в Греции называли монастыри. В древности только настоятель одного из крупнейших монастырей (в современной Константинопольской и Элладской Церкви эта практика сохраняется, однако архимандритом может быть и сотрудник Патриархии, и помощник епископа). В современной практике Русской Церкви звание может быть дано настоятелю любого монастыря и даже просто игуменам за особые заслуги и по истечении определенного срока служения Церкви.

! Игумен – (от греч. hеgumеnоs, буквально – идущий впереди, вождь, полководец), в настоящее время настоятель монастыря (им может быть и иеромонах, и архимандрит и епископ). До 2011 года в Русской Православной Церкви – заслуженный иеромонах. При оставлении должности настоятеля звание игумена сохраняется. Также это звание остается у получивших его ка награду до 2011 года и не являющихся настоятелями монастырей.

III. Дьякон – низший священный чин

Для белого священства:

  1. дьякон
  2. протодьякон

Протодиакон Виталий Коляда

Для черного священства:

  1. иеродьякон
  2. архидиакон

***

Особняком стоят слова поп и протопоп. На Руси эти слова не имели никакого отрицательного смысла. Видимо, происходят они от греческого «паппас”, что означает «папочка”, «батюшка”. В русский язык это слово (ввиду его распространенности у западных славян) пришло, вероятно, из древневерхненемецкого: pfaffo – священник. Во всех древнерусских богослужебных и других книгах название «поп” постоянно встречается как синоним слов «священник”, «иерей” и «пресвитер”. Протопоп – то же, что протопресвитер или протоиерей.

Обращение к священнослужителям:

Что касается обращений к священникам, то они существуют официальные и неофициальные. Неофициально священников и диаконов обычно называют отцами: «отец Георгий”, «отец Николай” и т. д. Или просто «батюшка”. В официальных случаях диакона называют – «Ваше Благоговение”, пресвитера – «Ваше Преподобие”, протопресвитера – «Ваше Высокопреподобие”. Обращаясь к епископу, говорят «Владыка” (Владыка Георгий, Владыка Николай). В Русской Православной Церкви при официальном обращении к епископу, его называют «Ваше Преосвященство”, архиепископа и митрополита «Ваше Высокопреосвященство”. К Патриарху всегда обращаются: «Ваше Святейшество”. Все эти обращения относятся не к личности человека, а к его служению.

ПоделитьсяИсточник фото: http://www.orthedu.ru/

Одним из основных отличий православных священников от католических является то, что православные священники могут пребывать в браке и иметь детей. А клирикам Римско-Католической церкви это делать запрещено. Да-да, католический священник, принимая сан, обрекает себя на пожизненное одиночество. Почему же в Православии правила личной жизни священника менее строги, чем у католиков? Для ответа на этот вопрос нам с вами придется обратиться к истории.

До 11 века Церковь была единой, православные и католики жили вместе в рамках одной традиции, согласно которой, священнослужители, если они не состояли в монашестве, могли иметь семьи. Впрочем, начиная с 7-го века на востоке безбрачие стало обязательным для епископов. Епископ — высшее служение в Церкви, на епископе лежит особая ответственность. Потому было решено, что совмещать семейную жизнь и пастырские заботы для епископа крайне сложно. Так с 7-го века на востоке епископы перестали быть женатыми. Обычным священникам и диаконам, как и прежде, дозволялось вступать в брак. Правда, до рукоположения. И брак для священника может быть только первым и единственным. Это правило действует до сегодняшнего дня. Если священник овдовеет, то повторно жениться ему будет нельзя.

На западе закон о безбрачии в Церкви был усилен. С 7-го века одинокая жизнь стала требоваться и от епископов, и от прочих священнослужителей. Если на востоке правило насчет одинокой жизни епископов четко соблюдалось, то на западе с безбрачием клириков имелись проблемы. Вплоть до 11 века то там, то тут появлялись епископы или священники, состоявшие в браке, имевшие, соответственно, жену и детей.

Епископские или священнические сыновья, благодаря протекции своих отцов впоследствии получали выгодные места для церковного служения. В 11 веке у руля Римско-Католической церкви оказался Папа Григорий VII Гильдебрандт, человек жесткий, но при этом строгих моральных правил. Он-то и решил положить конец вольностям в церковной среде и под страхом суровых наказаний запретил епископам состоять в браке. Под запрет на женитьбу попали и все прочие священнослужители Католической Церкви — священники и диаконы.

Данному запрету Папой Григорием было дано богословское объяснение. Священнослужитель символизирует собой Христа. Как Спаситель в течение жизни был одинок, то и священники должны вести одинокую, безбрачную жизнь. Православная Церковь никогда не соглашалась с западной традиций запрета на семейную жизнь для священников и диаконов. С точки зрения востока — брак является Богом установленным обычаем. Более того, как приходской священник может вести пастырскую деятельность и помогать решать, в том числе, семейные проблемы, если сам он ничего о семейной жизни не знает.

Константинопольская православная церковь разрешила своим священникам жениться второй раз, если они становятся вдовцами или от них уходит жена, сообщает Ромфея.

На тех священников, которые сами хотят бросить жену, это разрешение распространяться не будет. Каждый случай будет рассматриваться отдельно Синодом Вселенского патриархата. Таинство венчания при втором браке будет отличаться от обычного. В ближайшие дни письмо с подробностями и указаниями, как действовать в таких случаях, направят во все епархии.

По православным канонам, священник может вступить в брак один раз. Если священник решит вступить во второй брак, он потеряет сан. При этом во второй раз жениться не могут даже овдовевшие священники. Это установлено «Правилами святых апостолов» — сборником церковных канонов. «Кто после святого Крещения двумя браками обязан был или имел наложницу, тот не может быть ни епископом, ни пресвитером, ни диаконом, ни вообще состоять в списке священного чина», — говорится в них.

В порядке исключения архиереи могли разрешать отдельным священникам повторный брак, но такие случаи очень редки.

[ad01]

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *