Вопросы внешнего благочестивого обихода часто волнуют прихожан многих храмов. Как правильно обращаться к священнослужителям, как отличать их друг от друга, что говорить при встрече? Эти, казалось бы, мелочи могут смутить неподготовленного человека, заставить его волноваться. Попробуем разобраться, существует ли разница в понятиях «батюшка», «поп» и «священник»?

Что означают названия служителей церкви

В церковной среде можно услышать самые разные обращения к служителям храма. Главное действующее лицо любого богослужения — это священник. Это человек, которых находится в алтаре и совершает все чинопоследование службы.

Слово «священник» в богослужебном смысле соответствует синониму «иерей». Только рукоположенные иереи имеют право совершать Таинства церкви, согласно определенному чину. В официальных документах православной церкви также употребляется слово «священник» для обозначения того или иного иерея.

Среди мирян и простых прихожан храмов часто можно услышать обращение «батюшка» по отношению к тому или иному иерею. Это обиходное, более простое значение, оно указывает на отношения к прихожанам как к духовным детям.

Если открыть Библию, а именно Деяния или Послания апостолов, то мы увидим, что очень часто к народу они использовали обращение «Дети мои». Еще с Библейский времен любовь апостолов к своим ученикам и уверовавшему народу была сравнима с отцовской любовью.

Поп, священник и батюшка в православии — одно и то же или нет?

Также и сейчас — прихожане храмов получают наставления от своих священников в духе отцовской любви, поэтому в обиход и вошло такое слово, как «батюшка».

Чем отличается поп от священника

Что же касается понятия «поп», то в современной церковной практике оно имеет некоторую пренебрежительную и даже оскорбительную окраску. Сейчас попами не принято называть священство, а если и называют, то больше в негативном ключе.

Но еще в середине XVIII века термин «поп» был общеупотребимым и не носил никакого нехорошего смысла. Попами называли в основном только мирских иереев, а не монашествующих. Относят это слово к новогреческому языку, где есть термин «папас». Отсюда пошло и название католического священника «папа». Производным является и термин «попадья» — это жена мирского священника. Особенно часто попами называют пресвитеров среди русской братии на горе Афон.

Для того, чтобы не попасть в неловкое положение, стоит помнить, что сейчас термин «поп» практически вышел из словарного обихода верующих. Обращаясь к священнику, можно сказать «Отец Владимир», или просто «Батюшка». К супруге иерея принято обращаться с приставкой «Матушка».

Для верующего человека не играет особой роли, какими словами он обращается к священнослужителю. Однако традиции и практика церковной жизни вырабатывают определенные формы общения, которые желательно знать.

Администратор

Светлана (вероисповедание не указано): 

Скажите пожалуйста где в БИБЛИИ написано,что Священника надо называть батюшкой.Надеюсь,что ответите.

Священник Андрей Гупало: 

В Библии, Светлана, прямо не сказано, что священника надо называть батюшкой. Поэтому никакой священник сам себя так не называет, а когда представляется, то говорит: «Священник Н-й». Батюшкой же его называют его духовные дети, которые были еще и у самих апостолов. Вспомните, как обращаются к христианам юной апостольской церкви Апостолы Иоанн и Павел: «Дети мои! сие пишу вам, чтобы вы не согрешали; а если бы кто согрешил, то мы имеем ходатая пред Отцем, Иисуса Христа, праведника»(1Иоан.2:1), «Дети мои, для которых я снова в муках рождения, доколе не изобразится в вас Христос!» (Гал.4:19) В первой цитате мы ясно видим двух отцов: отца духовного — Ап. Иоанна, и Отца Небесного — Бога. Во второй апостол сам себя даже сравнивает с роженицей, потому что мужчина, если он мужчина, по понятным причинам родовых мук испытывать не может. Эти апостольские выражения свидетельствуют об их великой любви, которую они имели к членам тех церквей, которые они основали, которые окормляли и которые поэтому были близки их сердцу. Понятно, что и христиане отвечали им такою же любовью, и если апостолы называли их детьми, то от своих детей естественно удостаивались и звания отцов, о чем и говорит апостол Павел в послании к коринфским христианам: «Ибо, хотя у вас тысячи наставников во Христе, но не много отцов; я родил вас во Христе Иисусе благовествованием» (1Кор.4:15). И это несмотря на то, что в Евангелии мы находим положительный запрет Самого Христа: «И отцом себе не называйте никого на земле, ибо один у вас Отец, Который на небесах» (Матф.23:9).

Получается, что Апостолы дерзнули отменить эту заповедь? Поверить в это трудно, и даже невозможно. Иначе вышепреведенные стихи Церковь давно бы вычеркнула из Священного Писания. Просто, надо понимать разницу, которая существует в понимании этого имени у ветхозаветных иудеев и в христианской церкви. А оно, по моему мнению, таково: иудейские раввины (учителя) тоже назывались духовными отцами, но «рожали» детей по своему образу и подобию.

а почему именно "поп"?

А апостолы рожали детей не сами от себя, а «во Христе» (1Кор.4:15), по Его образу и подобию, от Которого и Сами имели рождение свыше.

Запись опубликована автором Андрей Гупало в рубрике Диалог с протестантом с метками евангелизация, протестанты, секты. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *