Размышления Екатерины Выхованец.

Мы живем в мире, помешанном на половом вопросе. Все вокруг пропитано сексом: куда ни бросишь взгляд, везде встретишь либо полуобнаженное тело, либо томный призывный взгляд, либо какой-то вербальный намек, отсылающий все к тому же. Получается, все наши мысли искусственно возвращаются все время в одно и то же русло. И мы, к сожалению, настолько привыкли ко всему этому, что уже воспринимаем как норму. Мы даже не обращаем на это внимания. И когда поднимается вопрос о недопустимости внебрачных связей, то он даже у церковных людей вызывает порой неоднозначную реакцию. Для людей, воспитанных вне Церкви, крайне тяжело понять, в чем здесь проблема. Большинство из нас пришло из мира с установками, полученными в школе, коллективе, через кинематограф. Физическая близость как таковая, вне брака стала настолько естественной, что ее крайне сложно, практически на пределе сил принять как грех. Настали времена, когда нужно доказывать, что трава зеленая. Как найти слова для объяснения того, что еще лет 100-200 назад казалось абсолютно очевидным? Можно сколько угодно взывать к истории и Писанию, но все это разбивается о простое «мы же никому плохо не делаем». Особенно если оба – взрослые состоявшиеся люди. Сейчас путаются в понятиях: сожительство или гражданский брак, брак обычный или венчанный. Однако если бы было так, как Бог изначально задумал, то и путаницы никакой не было бы. У брака в библейском смысле очень простое определение – союз мужчины и женщины. Одного мужчины и одной женщины. Один раз и на всю жизнь. Всё. Если бы у каждого мужчины была только одна женщина и у каждой женщины был только один мужчина, то разве была бы необходимость определять моральную оценку их союза и каким-то образом его классифицировать?

Как мне кажется, основная проблема здесь в том, что у нас нет ожидания, что человек противоположного пола должен быть одним единственным. Словосочетание «моя вторая половинка», безусловно, до сих пор активно используется, но уже больше как красивая метафора. Подтверждение этому – статистика разводов. Если ты меня перестаешь устраивать, мне по какой-либо причине с тобой не нравится жить, то из списка единственных ты вычеркиваешься, что, к сожалению, часто подкрепляется поддержкой со стороны мам и ближайших друзей/подруг: «Ты заслуживаешь большего. У тебя таких, как он/она, еще знаешь сколько будет».

Вот только Священное Писание говорит нам о другом: «Моисей по жестокосердию вашему позволил вам разводиться с женами вашими, а сначала не было так…» (Мф. 19:8). Греческое слово, переведенное как «сначала», имеет своим основным смыслом «начало, происхождение, первопричина», то, что было первоначально, т. е. Господь говорит об изначальной задумке; о том, как должно быть в идеале (ведь Он все задумал совершенным). Выше в этой же главе Евангелия читаем: «Сотворивший в начале мужчину и женщину сотворил их» (Мф. 19: 4), т. е. мужчина и женщина – это некая полнота бытия. «И сказал: посему (дословно – из-за этого) оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью, так что они уже не двое, но одна плоть» (Мф. 19:5, 6). Здесь говорится о том, что это касается не только первых людей, Адама и Евы, но и всех живущих после них именно в связи с тем, что изначально человек был создан в паре. Также снова подчеркивается факт некоей полноты бытия в союзе мужчины и женщины: «Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает» (Мф. 19:6), т. е. сочетание мужчины и женщины не является просто физиологическим актом, в этом есть что-то большее, иначе почему к этому применялась бы формулировка «Бог сочетал»? В той культурно-исторической среде, в которой произносились эти слова, немыслим был сам вопрос о внебрачных связях. Христос не говорит им, что это все – пережитки прошлого, а наоборот – ужесточает требования, говоря даже о недопустимости развода. А в консервативности тому обществу и так отказать нельзя было: прелюбодеяние и блуд во времена Ветхого Завета абсолютно категорично вынесены в ранг одних из самых страшных грехов, каравшихся побиением камнями (Втор. 22: 20–29). (Кстати, камнями побивали, чтобы даже ненароком не дотронуться и не оскверниться.)

Откуда и зачем такая жестокость? Зачем столько шумихи вокруг простого физиологического акта? Что в этом плохого? Мы сейчас видим множество благоденствующих стран, в которых блуд фактически возведен в статус нормы, значит речь шла не о социальном благополучии граждан. Древние люди, в отличие от нас, помимо материального достатка и бытового комфорта желали еще и духовного здоровья. Они понимали, что так называемая сексуальная свобода ведет к крайне серьезным повреждениям человеческой природы, и пытались оградить людей хотя бы страхом смерти, т. к. далеко не все могут (или, может, не хотят?) понять, почему нельзя. Интимная близость – это не лишь физический акт, в него помимо тела вовлечена еще и душа. Два человека становятся одной плотью, они, если можно так выразиться, сливаются в одного человека. И, разорвав впоследствии отношения, вы не можете до конца разорвать эту глубинную связь. Вы по-прежнему друг на друга влияете. Да, мы не понимаем до конца, как это работает, а люди, которые понимают, не могут это объяснить. (Аскетический опыт вообще далек от нашего лексикона.) Но, я думаю, мы бы очень удивились, если бы узнали о взаимосвязи наших текущих психологических и физических проблем с теми или иными поступками, совершенными нами в прошлом. Если мы не понимаем, как что-то работает, мы не можем отмахнуться и сказать, что ничего страшного.

Человек – это очень сложная система. Например, чем он старше, тем плотнее клубок его заболеваний. Очень часто доктора лишь разводят руками и говорят, что это возрастное. Причины многих болезней, таких как, например, рак, до сих пор являются предметом обширных исследований и споров. К тому же нам все время твердят, что каждый человек индивидуален, и, наверное, многие сталкивались с тем, что разным людям с одинаковым заболеванием одно и то же лекарство может не подходить. Если это касается нашего физического тела, то что тогда говорить о душе? Она еще сложнее и еще непонятнее. Ясна только ее определенная связь с телом. Кстати, психосоматический подход к диагностике и лечению заболеваний становится все более и более популярным. В сети можно найти достаточное количество информации о связи того или иного недуга с какими-либо психологическими проблемами. Никакой стройной системы на этот счет не существует, есть только отдельные наблюдения и догадки авторов этих методик. Причем у разных авторов они могут существенно отличаться, что лишь в очередной раз подтверждает, что мы не знаем, как «функционирует» наша душа и как именно она влияет на тело, хоть эта связь и очевидна. Даже наши отношения с людьми – это тоже последствия всей нашей предыдущей жизни, цепи принятых решений и действий, которые меня сделали таким, какой я есть сейчас. И когда нам видится несправедливость в жизни и очень больно и обидно, и невольно напрашивается вопрос «За что?» – не нужно спешить винить Бога и окружающих. С высокой долей вероятности это не Божья кара, а всего лишь последствия ваших необдуманных поступков. Как говорится, незнание закона не освобождает от ответственности. Хотя наше незнание тоже довольно условное.

Что же делать, если весть о недопустимости половой свободы застала меня в состоянии, далеком от очерченного идеала? Очень важно помнить, что грех – это не преступление. Это поломка, болезнь. Но как бы ни была серьезна и непоправима душевная рана, есть Тот, для Кого нет ничего невозможного (Мф. 19:26). От нас только требуется осознать необходимость этой помощи и принять ее, иначе как лечить того, кто не признает себя больным и не хочет лечиться?

Секс – важная составляющая межличностных отношений людей противоположных полов. Прошедшая сексуальная революция в России приоткрыла завесу таинственности, стерла рамки дозволенного, слегка пошатнула нравственные ценности человека. Российское государство является преемником Византийской империи в ее культурном наследии. Концепция «Москва – третий Рим» все чаще звучит в средствах массовой информации.

В постсоветское время в России стал наблюдаться духовный подъем общества. В связи с этим, будет интересным вопрос об отношении Православной Церкви к добрачным половым связям. Для начала стоит рассмотреть точку зрения христианства на интимную близость как таковую.

ХРИСТИАНСТВО ОБ ИНТИМНОЙ ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА

Итак, как же относится православие к сексу? Какие цели занятия им могут быть приемлемы человеком, считающим себя христианином? Прежде всего, необходимо сказать о главном предназначении занятия, которое доставляет столько удовольствия. Это продолжение рода. В ортодоксальном понимании секс рассматривается как средство зачатия ребенка, поэтому цель занятия им предельно ясна.

Совершенно иное отношение к беспорядочной половой жизни, которая признается безнравственной и греховной.

Несколько иначе может рассматриваться вопрос о сексе ради удовольствия внутри официально зарегистрированного брака. Но об этих точках зрения по порядку.

БИБЛЕЙСКАЯ ИСТОРИЯ

С какого момента человек стал получать удовольствие от секса? Когда люди начали им заниматься? Некоторые скажут, что это было с самого начала сотворения людей. Однако это не так. Известна библейская история грехопадения наших прародителей. Именно с того момента, когда человек нарушил заповедь и был изгнан из рая, и начинается история близкой интимной жизни. Тогда природа человека претерпела некоторое изменение. В человеческую жизнь вошло понятие страсти, удовольствия. И с того момента секс является приятным. Нужно заметить, что до того, пока человек находился в раю, он им не занимался. Но заповедь «плодитесь и размножайтесь» была дана еще там. Каким образом могло происходить зачатие? Об этом точно никто не скажет, да и сейчас это не нужно знать.

Мы знаем, что первому половому акту уже сопутствовало телесное удовольствие. И это было сделано во исполнение заповеди с целью зачатия ребенка (нам известно, что заповедь была повторена человеку и после грехопадения).

В дальнейшей истории развития общества именно это и было главной целью и предназначением.
Теперь вопрос о сексе в браке. По снисхождению к человеческим немощам Церковь допускает секс ради удовольствия, только обязательно должна быть государственная регистрация. Еще лучше, когда пара венчана. То есть Церковь не рассматривает телесное единение супругов как нечто мерзкое и греховное.

ОТНОШЕНИЕ ЦЕРКВИ К ДОБРАЧНЫМ СВЯЗЯМ

Совсем другое дело – секс до брака. Тут Церковь высказывается категорически отрицательно. Только после вступления в законный брак, когда происходит рождение семьи, появляется новая ступень в развитии человеческих отношений, секс рассматривается в качестве супружеского долга. Но почему так негативно христианство говорит о добрачных связях? Дело не в том, что православие настолько ультимативно. Не в том, что Бог настолько принципиален и Ему просто не хочется, чтобы человек получал удовольствие. Все совсем не так. Все, что запрещает христианство, вредит здоровью человека или его душе, нравственности, духовности.

ХРАНИТЬ ДЛЯ БУДУЩЕГО

Секс до свадьбы не является исключением. Это вредит душе. Девственница считается непорочной женщиной. В ортодоксальном христианском обществе это рассматривается как телесная чистота человека. И эта чистота хранится именно для будущего мужа. То же самое касается и мужчины. Только в браке (после таинства венчания), когда люди становятся на духовном уровне единым телом, они могут приступить к единству и на телесном уровне. Вспомним историю. Еще до революции 1917 г. в России было принято выдавать в жены девственниц. В случае же добрачной половой связи, молодой человек был обязан жениться на девушке. Почему так? Это забота о человеке. Не секрет, что люди во время занятия сексом соединяются на эмоциональном уровне. Они могут быть близки не только телесно, но и душевно.

При разрыве отношений происходит и эмоциональный разрыв. Образно выражаясь, калечатся и рвутся души.

Когда люди соединились телом, их старались обвенчать, для правильного соединения во всех отношениях. Такова была благочестивая традиция наших предков.

БЛАГОЧЕСТИВЫЙ ДОЛГ

Таким образом, Церковь рассматривает секс вне брака как грех, потому что люди не связаны в единое целое, отсюда им нет разрешения на соединение своих тел. Хранение чистоты телесной только для одного мужчины или женщины является благочестивым долгом православного христианина. Иначе налицо неисполнение заповеди о продолжении рода. Как рожать ребенка вне семьи? Хотя и так бывает. Но это болезнь общества, а не обычная данность.

Наслаждение от партнера, не являющегося женой или мужем, есть удовлетворение своей страсти, сладострастие и просто блуд, который никак нельзя назвать супружеским долгом.

Такие действия принижают достоинство личности и таинственного единения людей в священном браке.

Вопрос:

Я сам католик, но меня очень мучает один вопрос: почему нельзя девушке и парню вступать в половую связь до брака. Я на интуитивном уровне чувствую, что нельзя, но пока никак не могу обосновать. Может, вы мне поможете с точки зрения ислама?

Ответ:

Прежде всего, хотелось бы обратить внимание на следующий момент: главной причиной, по которой мы выполняем те или иные предписания, или же избегаем чего-либо, являются повеления или запреты Аллаха Всевышнего. Мы выполняем то, что повелел Аллах и избегаем того, что Он запретил. Это является основой обязанностей рабов. Однако каждое повеление или запрет, содержит божественную мудрость.

Но в этом вопросе есть и другой момент, на который следует обратить внимание. Все повеления и запреты Аллаха Всевышнего адресованы мусульманам, то есть людям, принявшим ислам. Так как человек, прежде всего, должен уверовать. Поэтому мусульманин обязан действовать только в рамках предписаний ислама. То есть причина, по которой мусульманин совершает те, или иные действия и не совершает других, заключается не в том, что его разум считает их хорошими или плохими, а в том, что это является повелением или запретом Аллаха. Как уже было сказано выше, в каждом повелении или запрете заложена божественная мудрость. Поэтому истинной причиной запрещенности прелюбодеяния является то, что Аллах сделал это харамом.

В Коране говорится:

«Не приближайтесь к прелюбодеянию, ибо оно является мерзостью и скверным путем» (аль-Исра 17/32).

«Они не взывают помимо Аллаха к другим богам, не убивают людей вопреки запрету Аллаха, если только они не имеют права на это, и не прелюбодействуют. А тот, кто поступает таким образом, получит наказание. Его мучения будут приумножены в День воскресения, и он навечно останется в них униженным» (Фуркан 25/68-69).

Также существует и множество хадисов, запрещающих прелюбодеяние, в которых сообщается о том, что это станет причиной страдания в ахирате. В одном из хадисов посланник Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям) упомянул прелюбодеяние в числе великих грехов (Бухари, Адаб, 6). В другом хадисе говорится о том, в момент совершения прелюбодеяния вера покидает человека (Тирмизи, Иман, 11).

Таким образом, причиной, удерживающей верующего от прелюбодеяния, должно стать предостережение Аллаха и Его посланника, а также наказание, которое предусмотрено за это в ахирате. В противном случае как бы хорошо человек не знал о вреде прелюбодеяния для семьи и общества, если в его сердце нет веры удерживающей от совершения грехов, он будет продолжать совершать их.

Рассматривая этот вопрос с иной точки зрения, перед нами возникнет следующая ситуация. Если бы ислам не запретил прелюбодеяние, то это привело бы к появлению общества, в котором был бы разрушен институт семьи, которое было бы лишено морально-нравственных принципов, и тогда был бы уместен вопрос «почему ислам не запретил прелюбодеяние?». Этим мы хотим сказать следующее: в исламе первостепенным является принятие всем сердцем того, что Аллах сказал в Коране, и применение этого в жизни. И только после этого следует переходить к исследованию мудрости того, или иного повеления и запрета.

Что же касается других причин, по которым ислам запрещает прелюбодеяние, то среди них можно назвать следующие:

Прелюбодеяние разрушает семейные устои, становится причиной появления на свет детей с неустановленной родословной, и, как следствие, возникнут проблемы наследства.

Человек по своей натуре ревнив и эгоистичен. Поэтому свобода в сексуальном плане непременно приведет к конфликтам, преступлениям и смуте. В современной жизни существует масса примеров этого.

Также прелюбодеяние является причиной возникновения и распространения множества заболеваний. И самым ярким примером этого является распространение СПИДа.

Сексуальная распущенность делает человека рабом своих низменных страстей и желаний и разрушает нравственность. Кроме того, прелюбодеяние становится причиной ослабления родственных связей и дружеских уз.

Можно было бы привести и массу других примеров вреда, который несет прелюбодеяние. Поэтому на протяжении всей истории человечества в отношениях между полами устанавливались определенные ограничения. И во всех религиях прелюбодеяние было запрещено.

[ad01]

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *