Может ли Господь оставлять людей без Своего попечения? Разговор с архимандритом Маркеллом (Павуком), духовником Киевских духовных школ.

– Хорошо, когда в жизни все на пять, но иногда начинаются сплошные неприятности (это и проблемы со здоровьем, и неурядицы в семье и на работе). Тогда кажется, что Бог тебя совсем забыл и оставил. Отче, может ли такое быть?

– Богооставленность чем-то напоминает страсть уныния, но это не одно и то же. Если унынию большей частью предаются люди из-за множества грехов своих, в которых они не хотят каяться, то чувство богооставленности может возникать не только у великих грешников, но и у людей довольно благочестивых. Как объясняет святитель Иоанн Златоуст, Господь может оставлять людей без Своего попечения ради их испытания и совершенствования. Это похоже на то, как мать оставляет ребенка, учащегося делать первые шаги в жизни. Если бы она этого не делала, то ребенок так и не научился бы ходить. Он все время, даже будучи взрослым, лишь бы ползал.

– Получается, что чувство богооставленности обманчиво, Господь никогда никого не оставляет?

– Господь не оставляет человека, даже если тот из-за своих грехов отвернулся от Него. Бог терпеливо, как никто другой, ждет возвращения к Нему, так же, как Он ждал (помните из евангельской притчи) возвращения блудного сына.

– Но ведь Господь может и прогневаться на человека через его грехи, в которых он погряз и не хочет раскаиваться?

– В таком случае, по объяснению святителя Феофана Затворника, может возникать чувство богооставленности, которое сохраняется довольно продолжительное время, пока человек не осознает, на какое дно он опустился, и не раскается. Испытательная же богооставленность обычно длится недолго.

– Некоторые люди активно ходят на богослужения, исповедуются и причащаются Святых Христовых Таин, но со временем у них наступает период охлаждения к духовной жизни и они перестают посещать в храм. Это тоже богооставленность?

– Не всегда. Такое охлаждение чаще всего наступает из-за того, что они не смогли побороть свои основные грехи – гордыню, самолюбие, тщеславие. Пока им в храме уделяют особое внимание, дают особые поручения, они испытывают от этого радость, а когда такие люди остаются немного в тени из-за того, что священник стал больше уделять внимания другим, расстраиваются и теряют интерес к духовной жизни.

– Может быть, по этой же причине перестают ходить в храм и дети? Пока на них батюшка обращает внимание, дает послушание в алтаре или благословляет читать и петь на клиросе, то они чувствуют себя востребованными. Но как только появляется кто-то лучше их, из-за чувства ревности, а иногда и нескрываемой обиды, они уходят из церкви.

– Случается и такое. Еще полбеды, когда по этой причине из храма уходят дети. Они через какое-то время, когда пройдет обида, могут сюда вернуться. Страшно, когда люди взрослые, иногда даже облеченные духовным саном, делают такое. Из-за властолюбия, корыстолюбия и самолюбия, если что-то происходит не так, как бы им хотелось, они начинают обвинять не только окружающих людей, но не боятся гневаться на Самого Бога. Кто-то по этой причине начинает искать себе иных богов, уходя в раскол или секту, где не надо бороться с самим собой, а где, наоборот, всячески льстят человеческому властолюбию и самолюбию.

– Возможно ли застраховать себя и других людей от такого опрометчивого шага?

– Очень многое зависит от пастырей Церкви. Они должны стараться относиться ко всем людям ровно, с одинаковой любовью. И не только священникам, но и всем приходящим в храм Божий нужно много работать над тем, чтобы с помощью молитвы, исповеди и причастия искоренять из своего сердца гордыню, тщеславие и самолюбие. Иногда эти пороки до поры до времени скрываются за особой набожностью, но на самом деле мы можем любить больше себя, нежели Бога.

– Как подготовить себя к духовным испытаниям?

– Нужно никогда не забывать о том, что Господь, какими бы капризными и непослушными детьми мы ни были, не перестает нас любить. А потому все неприятности, случающиеся в нашей жизни, надо воспринимать как горькое лекарство, которое нас оздоровит, сделает более рассудительными, терпеливыми, не властолюбивыми и не корыстолюбивыми, а любящими Бога и других людей от всей души и от всего сердца.

Причины, по которым люди обращаются к психологу, зависят от возраста: пациенты постарше идут ко мне в основном из-за непонимания в семье, в топе проблем также — хроническая усталость и неспособность получать удовольствие от своей работы. Среди молодых другая картина: примерно треть уверены, что страдают клинической депрессией, остальные приходят с вопросами, которые можно обобщить в один: «Почему я не популярен в своем кругу общения?». Часть из них винят собственную застенчивость и серость, часть искренне не понимает, почему они, такие классные, до сих пор не окружены фанатами, еще часть жалуется, что общаться просто не с кем — кругом неинтересные и неглубокие люди. На этом месте я прошу максимальной искренности и предлагаю им чек-лист о себе глазами постороннего. Обогащенную примерами версию вы можете видеть ниже.

Теперь, когда вы проставили крестики, посмотрите на пункты, которые отметили как «да» и «иногда». От этих крестиков нужно избавиться, и не резинкой с корректором, а самоконтролем и работой над своим поведением. Ниже — еще несколько установок, которые могут помочь.

Поставьте цель

Ненавидеть людей, ныть, издеваться и брызгать ядом настолько просто, что это получается автоматически, если ваша жизнь вас не удовлетворяет. А если ваша жизнь вас не удовлетворяет, значит, вы глупец, увы. Потому что умный человек, прежде чем писать докторскую, обеспечил бы себе нижние уровни пирамиды Маслоу — еду, крышу над головой, безопасность и психический комфорт, в который входит и радость общения. Как только корреляция «хнычешь и ругаешь людей — значит, дурак» станет для вас очевидной, первый шаг сделан. Следующий шаг — объявить самому себе и всему миру, что вы перестаете быть мизантропом и стремитесь полюбить людей. Боитесь, что это действие выставит вас дураком? Не бойтесь. Мизантропия вообще неоднозначная штука: вам кажется, что вы со стороны выглядите, как Байрон или герой Дилана Морана в Black Books, тогда как на самом деле вы напоминаете иссушенную злобой пенсионерку с клюкой или подростка, которого гормоны заставляют быть нигилистом. Не обладающий сколько-нибудь значимым опытом юный нигилист жалок, а пенсионерка ненавидит всех девочек в коротких юбках потому, что жизнь прошла зря, у нее было всего два парня, и она никогда больше не сможет носить мини. Не уподобляйтесь.

Поддерживайте высокую планку круга общения

Стереотипы утверждают, что качество дружбы измеряется ее возрастом, но это не так. Когда вы развиваетесь, то неизбежно меняетесь, и совершенно нормально, что детсадовский приятель Толька раздражает своими трэш-репортажами о буднях продавца сигарет в Нижнем Новгороде, пока вы пытаетесь подоходчивее преподавать Набокова студентам Гарварда. Вы не обязаны дружить с теми, кто вам неинтересен. Общение из жалости — такая же дрянь, как и все, что делается из жалости. Раз вы ловите себя на отвращении к своему кругу, значит, пришло время менять круг. Некоторые окружают себя более бедными, более глупыми и менее красивыми друзьями, чтобы чувствовать себя лучше на их фоне. Не совершайте этой ошибки. Если не получается вращаться среди равных, лучше будьте самым неопытным, малообразованным, косноязычным членом компании. Это означает, что вы равняетесь на лучшие примеры и рано или поздно повысите свою планку, в то время как окруженный аутсайдерами неизбежно деградирует сам.

Нет неинтересных собеседников, есть бездарные коммуникаторы

Высоколобые интеллектуалы часто жалуются, что им неинтересно общаться с большинством людей, потому что те глупы, банальны и предсказуемы. Вряд ли Шерлок Холмс тупее вас, гений вы наш, и при этом он находил интерес в изучении людей. Факты, которые одному кажутся бесполезными и утомляют, другой использует как материал для своих мыслительных процессов. Можно, воздев руки, кричать в твиттер о временах и нравах, а можно написать монографию по антропологии на основе наблюдений за орками из соседнего двора. Можно запереться на даче, питаться одним гибискусом и мысленно полемизировать с Ницше, а можно разговорить сторожа из гаражного кооператива до такой степени, что он доверит вам все свои печали и радости, будет кормить тещиными консервациями и бесплатно пускать на пустующие места. Сделайте коммуникацию своим любимым видом спорта. В конце концов, умение общаться помогает в жизни значительно больше многих других умений, иначе почему так много дураков устроились на хлебные места по знакомству и получают больше вас?

Тренируйтесь находить достоинства

Как сказал один хороший актер, даже у самого плохого актера есть чему поучиться. У самого чудесного человека найдется пара недостатков, у самого безумного педофила-каннибала имеется что-то, что можно квалифицировать как классное. Раньше вы играли в игру «найди-к-чему-прицепиться», а теперь смените ее на «найди-чем-восхититься». Это не значит, что нужно восторженно ахать на каждое слово заторможенного коллеги или нахального ребенка. Просто учитесь отмечать для себя то, что в этом конкретном индивидууме лучше, чем в других. Зубы у злыдня. Браслет у бабы-дуры. Походка у бездуховного племянника-трансгендера. И так далее. Приятные в общении люди находят такие штуки немедленно и используют в комплиментах. Ненавязчивый комплимент открывает путь к сердцу любого собеседника. Естественно, если вы говорите искренне; фальшивая вымученная похвала возымеет обратный эффект.

Не перечьте идиотам

Споры с дураками — второе самое бесполезное занятие в мире после мытья машины в песчаную бурю. Если оно превратилось в ваше хобби, одумайтесь, пока не поздно. Немудрено, что вы стали социопатом и мизантропом, раз постоянно общаетесь с худшими представителями рода человеческого, непонятно зачем пытаясь донести до них свет истины. Пускай себе ошибаются, быстрее вымрут, и мир будет принадлежать нам. Дискутируйте с теми, кто способен оценить ваши аргументы, а дураков просто изучайте, как клещей и слепней — чтобы понимать, на что они способны и как от них защититься.

Выглядите так, чтобы с вами хотелось общаться

Интеллектуалы склонны недооценивать роль внешности в коммуникации, а зря. Если вы девушка, проведите эксперимент: неделю выходите на улицу в черном, следующую неделю — во всем розовом. Посчитайте, сколько раз к вам подходили знакомиться, спрашивали дорогу, обращались с просьбами или просто строили глазки. Удивитесь и сделайте выводы. Снимите худи со смертью и наденьте пастельную рубашку. Смените утягивающие черные джинсы, в которых ваш зад выглядит не так ужасно, как во всем остальном, на красную юбку — количество парней, которых вы привлечете, вырастет. Мужчина может простить полную женщину, но не может простить ту, которая своим нарядом сообщает «я не хочу тебя видеть, и ты на меня не смотри». Контролируйте выражение лица и не ходите на тусовки, когда вам плохо. Нытики никому не нужны, кроме флегматичных лузеров, которые хотят на фоне нытика выглядеть победителями.

Не переусердствуйте со стимуляторами

Да, алкоголь и всякие другие вещества известны как социальная смазка. Да, пара коктейлей в веселой компании не повредит. Но глобально — вещества объединяют вас не с людьми, а с веществами. Если вы не можете видеть своих приятелей трезвым, задумайтесь, зачем вам такие приятели? См. пункт о высокой планке общения.

Станьте звездой

Если вас действительно напрягает общение с новыми знакомыми, все эти унизительные поиски внимания и неловкие взаимодействия, тогда выход только один — станьте насколько крутым, чтобы не идти в люди самому, а чтобы толпы почитателей шли к вам сами. Научитесь одеваться так, чтобы к вам подходили и спрашивали, где вы это купили. Читайте Digg и Reddit вместо МДК, и станете поставщиком свежей информации в беседах. Прекратите страдать на скучной работе и найдите такую, где будет интересно делать блестящую карьеру. Перестаньте ныть, если ваша жизнь уныла — исправьте это или хотя бы не терроризируйте своими неудачами других. Перепробуйте все варианты хобби и найдите то, которое поможет знакомиться (сальса вместо вышивки крестом). Получите Нобелевскую премию. Делайте все, что выгодно выделит вас из общего социального фона, и фон ляжет покорной массой у ваших ног.

Впервые этот текст был опубликован в журнале «Метрополь» 29 октября 2013 года

«Уповайте на Бога с твёрдостью ума и молитесь Ему с огромной верой – и Он утешит вас в ваших страданиях» (Иаков 3:1).

Получить помощь Бога в трудной ситуации

Пагубное поведение (например, просмотр порнографических материалов) и употребление опасных веществ может повредить не только вашим близким, но и нам самим. Ниже приводятся некоторые чувства, которые испытывают многие супруги и члены семьи, чьи близкие или друзья попали в зависимость:

– страх, что наши близкие никогда не поправятся;

– страх, что они могут умереть физически или духовно;

– страх, что они причинят вред окружающим людям, особенно детям;

– физическая усталость, вызванная бессонницей, стрессом и беспокойством;

– замешательство по поводу того, почему наши близкие ведут себя так неразумно, и почему ничего из того, что мы говорим или делаем, кажется, не меняет дело;

– потеря доверия и уверенности в наших близких в результате их лжи, обмана и манипулирования;

– стыд и безнадежность, когда мы напрасно берем на себя ответственность за выбор наших близких;

– гнев и боль, вызванные предательством наших близких;

– чувство одиночества и отрешенности, когда мы стараемся держать решения, принятые близкими людьми, в секрете, чтобы защитить других;

– страх, что заветы, заключенные при крещении и в храме, могут быть непоправимо нарушены, а вечные семейные связи – разорваны;

– боль и обида, связанные с физической или виртуальной изменой супруга;

– горечь из-за финансовых проблем, поскольку мы имеем дело с чрезмерными расходами, лечебными программами, судебными издержками, штрафами или порчей имущества;

– страх, что те плохие решения, что раз за разом принимают наши близкие, как-то отразятся на нашей вере или возможности получить помощь от Бога для них;

– боязнь последствий потенциального лишения свободы наших близких или других правовых вопросов.

Все эти проблемы реальны, и с верой и поддержкой со стороны других людей их можно преодолеть благодаря заботе и времени. Бог поможет нам справиться с любой трудной ситуацией, если мы позволим это Ему.

  • Как повлияли на вас плохие решения, принятые близким вам человеком?

  • Какие из перечисленных выше чувств вы испытывали? Какие еще чувства вы испытывали вследствие плохих решений, принятых близким вам человеком?

Понимать, что Бог знает нашу ситуацию

Временами мы можем задаваться вопросом, знает ли Бог, через что мы проходим, когда близкие нам люди борются с зависимостью. Обратив свое сердце и разум к Богу, мы можем ощутить Его присутствие и руководство. Старейшина Кевин В. Пирсон, член Кворума Семидесяти, сказал: «Он любит каждого из нас совершенной любовью и преисполнен милости и понимания. Он знает о нас все. Он знает, в чем мы нуждаемся, в то время как мы можем видеть только то, чего мы хотим. Он обладает бесконечной силой и способностью поддерживать и направлять нас. Он всегда готов прощать нас и помогать нам во всем» («Улучшить качество личной молитвы», Ensign или Лиахона, июнь 2013 г., стр. 36–37). Президент Томас С. Монсон учил: «Повторюсь, мои братья и сестры, наш Небесный Отец знает о том, что нам нужно, и поможет нам, если мы призовем Его на помощь. Я верю, что ни одна наша забота не видится Ему слишком мелкой или незначительной. Господь знает нашу жизнь в подробностях» («Подумайте о благословениях», Ensign или Лиахона, ноябрь 2012 г., стр. 88).

  • Какие у вас есть подтверждения того, что Бог вас знает? Как это знание укрепляет вашу веру и придает вам мужества?

  • Что вы будете делать, если вдруг почувствуете, что Бог игнорирует вас или ваша ситуация Его больше не заботит?

Знать, что Бог никогда не оставит нас

Мы можем ошибочно полагать, будто нам нужно быть совершенными, чтобы претендовать на Божью помощь. Несмотря на наши усилия, могут быть периоды, когда мы будем чувствовать, что мы одни, а Бог не слышит наши мольбы. Тем не менее, Он благословляет нас даже тогда, когда все кажется безнадежным. Господь обещал, что никогда не оставит нас. «Но вот, Сион сказал: Господь покинул меня, и мой Господь забыл меня; но Он покажет, что это не так. Ибо может ли женщина забыть своё грудное дитя, так что не будет она иметь сострадания к сыну чрева своего? Да, она может забыть, однако не забуду Я тебя, о дом Израиле. Вот, Я начертал тебя на ладонях Моих; стены твои непрестанно предо Мной» (1 Нефий 21:14–16). Мы можем молиться о Божьей помощи, чтобы быть стабилизирующей силой в наших семьях. Мы можем увеличить меру Духа в нашей жизни, если молимся, изучаем Священные Писания, постимся, посещаем храм и терпеливо ждем Господа (см. Исаия 40:31). Если мы будем делать все это, Его благодать пребудет с нами. У нас будет уверенность в том, что Он никогда не покинет нас, а наша вера в Него укрепится.

  • Когда вы чувствовали присутствие Бога в своей жизни?

Знать, что Бог поддерживает нас во времена невзгод

Господь всегда дает покой, руководство и силу, даже когда мы этого не осознаем. Эти тонкие и нежные доказательства Божьей любви и поддержки приходят по-разному. Например, они могут прийти через помогающие руки других людей (см. раздел 6, «Друзья твои стоят с тобой») или во время уроков, выступлений или исполнения гимнов, обращенных именно к нам. В других случаях мысль или впечатление могут помочь нам обрести более глубокое понимание и направление и почувствовать возросшую любовь. Полезно также помнить те бесчисленные случаи, когда Господь благословлял и направлял нас в прошлом. Старейшина Джеффри Р. Холланд учил: «Христос и Его Ангелы и Пророки вечно трудятся, чтобы укрепить наш дух, успокоить наше волнение, утешить наши сердца и направить нас вперед с обновленными силами и непоколебимой надеждой» («The Peaceable Things of the Kingdom», Ensign, Nov. 1996, 83). Продолжая с верой переставлять одну ногу за другой, мы признаем Господа в качестве источника нашей поддержки. Мы осознаем, что наш любящий Небесный Отец и Его Сын, Иисус Христос, поддерживают нас в трудные времена.

  • Как Небесный Отец поддерживает вас в ваших испытаниях?

  • Что бы вы сказали, чтобы помочь человеку, который чувствует, что Небесный Отец не поддерживает его?

Изучение Евангелия

Изучая приведенные ниже источники, с молитвой размышляйте над тем, как вы можете применять на практике те принципы, которым они учат.

2 Нефий 2:2 (Господь освятит наши страдания нам на пользу)

2 Нефий 4:17–35, Алма 36:3 (Бог поддерживает нас в наших испытаниях)

M. Расселл Баллард, «О, коварные замыслы лукавого!», Ensign или Лиахона, ноябрь 2010 г., стр. 108–110

Генри Б. Айринг, «А где шатер?» Ensign или Лиахона, ноябрь 2012 г., стр. 72–75

Джеффри Р. Холланд, «Никого не было с Ним», Ensign или Лиахона, май 2009 г., стр. 86–88

Томас С. Монсон, «Нам никогда не придется идти в одиночку», Ensign или Лиахона, ноябрь 2013 г., стр. 121–124

Дитер Ф. Ухтдорф, «Любовь Божия», Ensign или Лиахона, ноябрь 2009 г., стр. 21–24

Личные знания и их применение

Следующие мероприятия предназначены для совершенствования вашего процесса обучения и практического применения принципов. Записывайте в дневник свои мысли, чувства, идеи и планы, чтобы претворять в жизнь то, что вы изучаете. По мере того как будут меняться потребности и обстоятельства в вашей жизни, повторение этих мероприятий будет приносить вам новые мысли.

  • Изучите выступление M. Расселла Балларда «О, коварные замыслы лукавого!» (Ensign или Лиахона, ноябрь 2010 г., стр. 108–110). Что вы узнали? Как компульсивное поведение близкого человека повлияло на вас? Что, по вашим ощущениям, вам нужно делать? Обсудите с кем-то, кому вы доверяете, свою ситуацию. Попросите совета у этого человека и составьте план действий согласно тому, что вы узнали.

  • Изучите выступление Президента Томаса С. Монсона «Нам никогда не придется идти в одиночку» (Ensign или Лиахона, ноябрь 2013 г., стр. 121–124) и подумайте над его содержанием. Что вы узнали? Какие у вас есть подтверждения того, что Бог знает о ваших трудностях и поддерживает вас? Составьте список полученных вами доказательств того, что Бог знает вас. Как эти подтверждения укрепляют вашу веру? Как вы можете лучше замечать Его помощь?

  • Изучите выступление президента Генри Б. Айринга «А где шатер?» и подумайте над его содержанием. (Ensign или Лиахона, ноябрь 2012 г., стр. 72–75) или выступление старейшины Джеффри Р. Холланда «Никого не было с Ним» (Ensign или Лиахона, май 2009 г., стр. 86–88). В чем заключается ваша уверенность, что Бог знает вас лично и то, через что вы проходите? Что вы будете делать, чтобы приближаться к Богу и стараться почувствовать, что Он знает вас и заботится о вас?

  • Изучите отрывки из Священных Писаний, приведенные в этом плане изучения, и поразмышляйте над ними. Что вы узнали? Какие еще отрывки вы добавили бы в этот список? Как Бог поддерживал вас в прошлом? Как Он поддерживает вас теперь? Что вы можете сделать, чтобы лучше чувствовать Его любовь и поддержку?

  • Поразмышляйте над принципами, обещаниями и покоем, которые можно найти в этих гимнах: «Господь наш – крепость мощная» (Гимны, №29); «О, будь со мной»(Гимны, №91); «Когда мы причащаемся» (Гимны, №92); «Come, Ye Disconsolate» (Hymns, no. 115); «Ты нужен мне, Господь» (Гимны, №48, 206); «О Иисус, веди меня!» (Гимны, №52); «O, May My Soul Commune with Thee» (Hymns, no.123); «Божья любовь» (Гимны, №55); «Precious Savior, Dear Redeemer» (Hymns, no.103); «Господь, Ты – мой Пастырь» (Гимны, №53, 200).

Сегодня вечером мои мысли обращены к простому юноше, который задается вопросом – сможет ли он выполнять все, что потребуется от него, как от носителя священства. Меня волновал этот вопрос, когда мне было тринадцать или четырнадцать лет.

В детстве я жил на территории миссии, где был всего один маленький приход, собиравшийся у нас дома. Потом наша семья переехала в район, где были колья, большие приходы, молитвенные дома и кворумы, в которых все юноши, казалось, гораздо лучше меня знали, что именно должны делать носители священства. В том приходе был довольно сложный порядок разнесения причастия, и я был почти уверен, что допущу ошибку, когда придет моя очередь разносить или готовить причастие.

Помню, не в силах сдержать отчаяние и страх, я вышел на улицу, чтобы немного побыть одному. Мне было не по себе. Я молился о помощи и просил придать мне уверенности в том, что я справлюсь и буду хорошим служителем Бога в Его священстве.

С тех пор прошло много времени. Уже более пятидесяти лет я владею Священством Мелхиседековым. Но в последние два дня я молился и просил о помощи и поддержке с таким же волнением, как и тогда, в юности. Мне нужно было ощутить уверенность, что я справлюсь с этим призванием в Первом Президентстве. Мне казалось, что другие подготовлены намного лучше меня и могли бы служить эффективнее, чем я. Но, когда я молился, то получил ответ сродни тому, что был дан мне много лет назад во дворе Ейлкрестского прихода. И вы тоже можете рассчитывать, что получите такой же ответ, когда какое-либо призвание покажется вам слишком трудным.

Ответ может прийти к вам через слова, или через чувства, или через то и другое. Однако есть три слагаемых, из которых будут складываться уверенность и руководство в том, что вы должны делать в своем сложном призвании.

Во-первых, уверенность придет через воспоминания о том, как Небесный Отец помогал вам в трудных или опасных ситуациях. Это происходило со мной в последние несколько дней.

Когда я был маленьким, и мы все еще жили в Нью-Джерси, толпа обозленных людей собралась у двери нашего дома. Моя мама одна вышла к этим людям, которые казались мне очень опасными. Я не слышал, что она им сказала, но через несколько минут они мирно разошлись. Я до сих пор помню это чудо, которое мне довелось увидеть.

Затем, уже в зрелые годы по поручению Первого Президентства мне самому довелось предстать перед толпой раздраженных людей, которые внезапно и невероятным образом успокоились под влиянием духа примирения. Я был направлен на встречу руководителей и представителей американских религий, которые собрались в Миннеаполисе, чтобы обсудить проблему противостояния среди церквей.

Придя туда, я узнал, что меня назначили выступающим. Тема, которую мне поручили осветить, называлась «Почему было необходимо восстановление истинной Церкви через Джозефа Смита?” Я должен был заменить старейшину Максвелла, и мне об этом сказали в последнюю минуту.

Приехав к месту конференции накануне вечером, я просмотрел ее программу и позвонил Президенту Хинкли. Я сказал, что конференция будет продолжаться три дня, и, поскольку многие выступления перекрывались по времени, участникам дано право выбирать сессии. Мне казалось, что если я буду говорить истину, на мою вторую сессию никто не придет, и я очень скоро вернусь домой. Я спросил Президента Хинкли, что, по его мнению, мне нужно делать. Он ответил: «Действуй по своему усмотрению”.

Всю ночь я молился. Ближе к рассвету я уже чувствовал уверенность, что буду говорить о восстановлении не так: «Мы полагаем, что с Джозефом Смитом случилось то-то и то-то по такой-то причине”, а так: «Вот что случилось с Джозефом Смитом, и вот почему Господь это сделал”. Ночные молитвы не вселили в меня уверенность в том, что все закончится хорошо, но ясно показали мне направление – следовать вперед.

К моему изумлению, сразу же после моего выступления священнослужители устремились ко мне, желая поговорить. Каждый из них говорил примерно одно и то же – что когда-то был знаком с кем-то из членов нашей Церкви, кто вызвал у них восхищение. Многие рассказывали, что видели, как наши президенты кольев оказывали помощь не только членам Церкви, но и другим жителям районов, пострадавших от стихийных бедствий. Меня просили передать самые теплые приветствия и благодарность людям, с которыми я не только не был знаком, но которых даже не надеялся когда-либо встретить лично.

К концу той трехдневной конференции на мои выступления приходило все больше и больше желающих услышать послание о восстановлении Евангелия и истинной Церкви Иисуса Христа, и не потому, что они верили в истинность послания, а потому, что видели праведность в жизни людей – видели плоды Восстановления.

Вчера и позавчера вечером, когда я молился, эти и другие воспоминания породили во мне уверенность, которую можно выразить примерно такими словами: «Разве Я не заботился о тебе? Вспомни, как часто Я водил тебя к водам тихим. Вспомни, как готовил Я для тебя трапезу на виду врагов твоих. Вспомни, и не страшись никакого зла”. (См. Псалтирь 22.)

Вам, новые дьяконы, я скажу то же самое: вспомните. С самого вашего детства Он всегда заботился о вас. И вам, новые президенты кворумов: вспомните. И вам, отцы непослушных детей, я говорю: вспомните, и не бойтесь. То, что невозможно для вас в одиночку, возможно с помощью Бога. И когда вы были совсем маленькими детьми, и в последующие годы, Он шел перед вами со Своей силой и Своим Духом, и был по вашу правую руку, и по вашу левую руку, когда вы служили Ему (см. У. и З. 84:88). Молясь с верой, вы сможете обрести уверенность в том, что Бог позаботится о вас. Я знаю это.

Вторую часть послания вы получите, когда будете молиться перед принятием трудного призвания так же, как я молился утром в минувшую пятницу. Я молился с таким же чувством несоответствия и неготовности, которое будете испытывать вы. Ответ был ясным и четким, и в значительной степени упрекающим: «Не заботься о себе, начни молиться о людях, которым ты будешь служить”. Я могу свидетельствовать: ощутив влияние Святого Духа, мы можем видеть чудеса.

И еще: будьте готовы потерять счет времени в процессе молитвы. Вы почувствуете любовь к людям, которым будете служить. Вы ощутите потребности, надежды и переживания как их самих, так и их семей. И по мере того, как вы будете молиться, круг людей, охваченных вашей заботой, будет становиться шире, чем вы могли бы себе представить, включая людей не только из вашего кворума или семьи, но также всех, кого они любят, где бы они ни жили. Если вы забудете о себе и станете молиться за других людей, желание служить им навеки поселится в вашем сердце. Изменится не только ваше служение, но и ваше сердце. Произойдет это потому, что Отец и Его Возлюбленный Сын, Которым вы призваны служить, знают и любят всех людей, кому вы посвятите свое служение, независимо от их числа.

Третья и заключительная часть послания, на которую вы можете рассчитывать, молясь о помощи в трудном призвании, – это внушение, которое получил и я, – «идите и работайте”. Чтобы благословлять других, вам дана сила священства. И это всегда подразумевает, что вам нужно двигаться вперед и что-то делать – как правило, что-то трудное. Таким образом, в дополнение к уверенности в Божьей помощи и к повелению забыть о себе, у вас будет отчетливое побуждение от Святого Духа идти и делать то, что благословит чью-то жизнь. Это могут быть очевидные внушения, такие, как желание пойти и посетить человека или семью, вверенных вашему попечению; для отца это может быть побуждение исправить поведение кого-то из его детей.

И что бы вы ни делали – поправляли других или обучали Евангелию Иисуса Христа, – вы сможете делать это лучше, если будете помнить, к какой цели вы стремитесь. Вы должны помогать Небесному Отцу и Его Сыну Иисусу Христу открывать дорогу к вечной жизни тем, кому вы служите. Для этого необходимо, чтобы Дух вселил в их сердца свидетельство. И это свидетельство будет побуждать их соблюдать заповеди Бога, с какими бы трудностями и искушениями они ни столкнулись.

Если вы будете помнить все это, Святой Дух откроет вам, как обучать или исправлять других людей с помощью силы священства. Вы должны сохранять себя в чистоте, чтобы обучать Духом. Вы будете в молитвах просить, чтобы Дух подсказал вам, как, когда и кого нужно поправить и как проявить свою возрастающую любовь (см. У. и З. 121:43–44). Чтобы вы ни делали в своем служении в священстве, показателем вашего успеха будет то, помогли ли вы укорениться свидетельству об истине достаточно глубоко в жизни и сердце человека, чтобы Искупление действовало и продолжало действовать для него.

Вы сможете обрести уверенность в своем служении. Вы сможете забыть о себе, начать молиться за тех, кому вы служите, и полюбить этих людей. И вы сможете выбирать, что нужно делать, оценивая свой успех по тому, изменили ли ваши действия сердца людей, которым вы служите.

Но для вас, и для тех, кому вы служите, этот путь не будет легким. Боль всегда сопровождает служение и покаяние, ибо она необходима, чтобы сила Искупления изменила сердца. Это и есть сущность работы, для которой вы призваны. Подумайте о Спасителе, на службе у которого вы состоите. Знаете ли вы период в Его жизни, когда Ему было легко? Просил ли Он своих учеников делать то, что было легко? Задумайтесь, и вы поймете, что служение и жизнь Его учеников простыми быть не могут.

Причину этого нам подсказывают слова «сокрушенное сердце”, значение которых вам так хорошо сегодня разъяснили. Священные Писания иногда говорят о людях, чье сердце смягчилось, но чаще желаемое состояние наших сердец и сердец тех, кому мы служим, описывается словами «сокрушенное сердце”. Знание об этом поможет нам понять, что наше служение и необходимое нам покаяние не будут легкими. Также это поможет нам лучше понять, почему свидетельство должно глубоко проникнуть в сердца наших людей. Вера в то, что Иисус Христос искупил их грехи, должна укорениться глубоко в их сердцах – в их сокрушенных сердцах.

Итак, давайте сегодня вместе решим, что мы будем делать. Каждому из нас в любом призвании предстоит столкнуться с задачами, справиться с которыми только своими силами мы не сможем. Эти задачи стоят и передо мной, и перед вами. Это следует из того простого факта, что наша цель – свидетельство, глубоко укоренившееся в сердцах людей. В одиночку нам это не под силу. Бог тоже не будет навязывать свидетельство силой.

Наш успех измеряется решением людей, которым мы служим, принять свидетельство от Духа в свои сердца. Дух готов это сделать, но многие люди просто не готовы пригласить Духа. Наша задача – и этов наших силах– быть достойными влияния Духа в своей жизни, чтобы люди, которым мы служим, захотели получить такие же плоды Духа.

И это подводит меня к некоторым предложениям относительно того, что нам стоит делать, а что – нет. Некоторые наши дела приглашают Дух, но другие заставляют Его удалиться. Вы знаете это из своего собственного опыта.

Каждый носитель священства, имеющий желание добиться успеха, обязан контролировать то, куда направлен его взгляд. Если вы позволите ему пасть на то, что возбуждает похоть, Дух неизбежно удалится. Вы неоднократно слышали – в том числе и от старейшины Клейтона сегодня – предупреждения об опасностях Интернета и других средств массовой информации, особенно в отношении порнографии. Нравственная распущенность в наши дни приобрела такие масштабы, что необходима особая дисциплина мысли, дабы не позволять себе увлечься тем, что изгоняет Духа.

Такую же осторожность следует проявлять и в своей речи. Мы не сможем говорить от имени Господа, если не способны контролировать свою речь. Сквернословие оскорбляет Духа. Грязная речь – это такая же серьезная проблема, как и распущенность. Раньше упоминание имени Господа всуе, вульгарные реплики и пошлый юмор были уделом ограниченных групп и слышались лишь в некоторых местах. Сейчас же мы слышим это повсеместно, и общество приемлет то, что раньше считалось неподобающим.

Вы можете изменить свою речь, даже если не можете влиять на то, что позволяют себе окружающие. И на своем собственном опыте я знаю, что в этом мы тоже можем рассчитывать на помощь Бога. Несколько лет назад я служил в военно-воздушных силах, бок о бок с двумя полковниками и с «морским волком” – адмиралом. Их грубая речь, как на службе, так и вне ее, была для меня оскорбительной, и я знаю, Святой Дух был вынужден удаляться. Я служил тогда миссионером округа, и по вечерам в беседах с людьми помощь Святого Духа была мне необходима. Мне было трудно. Я был всего лишь лейтенантом. Они были старше меня и по возрасту, и по званию. Я никак не мог изменить их речь. И я молился, прося помощи свыше. Не знаю, как Бог изменил их, но со временем их речь действительно стала менее вульгарной. Постепенно из их речи ушло сквернословие, а затем и просто грубые слова. Только когда они напивались, их привычки возвращались, но это бывало по вечерам, когда у меня был предлог уйти, чтобы заниматься миссионерской работой.

Подобные воспоминания будут поддерживать и вашу веру в трудный час. Бог помогает верным носителям священства, которые принимают твердое решение избегать зла и контролировать свою речь, что бы ни происходило в этом грешном мире. Это будет нелегко. Это никогда не бывает легко. Но у вас есть обещание, которое обязательно исполнится для вас и для меня: «Пусть добродетель беспрестанно украшает помыслы твои; тогда уверенность твоя усилится в присутствии Божьем, и учение о священстве изольется в душу твою, как роса с Неба” (У. и З. 121:45).

Я свидетельствую, что у меня есть твердое знание о том, что мы с вами владеем Священством Божьим и что Он ответит на наши молитвы, дав помощь и приносящую радость уверенность, чтобы мы могли служить Ему лучше. Я обещаю это и свидетельствую об этом во имя Иисуса Христа, аминь.

[ad01]

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *