Если самоубийство (суицид) произошло, можно ли облегчить участь души самоубийцы?

Суициды входят в первые 10 причин смерти, нанося огромный ущерб обществу. Ежегодно в мире кончают жизнь самоубийством более 1,4 млн человек. Христианская церковь негативно относится к самоубийцам.

Подготовка и проведение церемонии погребения самоубийцы окружены массой суеверий и противоречий. В большинстве случаев похороны самоубиенных значительно отличаются от обычного ритуала. В старину их хоронили в лесу или на поляне за кладбищем. В некоторых деревнях число самоубийц настолько увеличивалось, что получалось два кладбища – для праведников и преступников перед богом и людьми. Сегодня такая традиция в больших городах прекратила свое существование, тогда как в отдельных селах и деревнях люди по-прежнему самоубийц погребают отдельно.

Верующие люди считают, что среди мирных покойников, которые отжили свой век, нет места таким грешникам.

Самоубийцы не должны нарушать покой праведников. Как известно, человек, праведно отживший свой век, попадает в рай, где и покоится его светлая душа. А душа самоубийцы попадает в ад. Чтобы она по пути не прихватила и чистую душу, хоронить самоубийц необходимо отдельно от других покойников.

Для самоубийц есть несколько запретов, которые его родственники просто не могут нарушить, иначе сами станут великими грешниками. Во-первых, покойника нельзя отпевать перед погребением. Во-вторых, хоронить душегуба можно только на третьи сутки, при этом родным и близким запрещено его оплакивать и целовать. В-третьих, запрещено поминать покойника на Литургии и панихиде, а также нельзя заказывать сорокоуст за упокой души усопшего.

Тем не менее, как в Русской Церкви, так и в других Поместных Православных Церквах, сочли возможным, тщательно исследовав обстоятельства, приведшие каждого конкретного члена Церкви к самоубийству, допускать отпевание и церковное поминовение тех из них, кто совершил самоубийство в состоянии психического расстройства, душевной болезни. На этом основании церковные учреждения по благословению правящего епископа могут выдавать разрешения на отпевание самоубийц, в отношении которых точно известно, что самоубийство было совершено ими не в состоянии душевного озлобления или холодного расчета, не в порыве богоборчества, а в состоянии психического нездоровья. Так, например, в 1991 году Московская Патриархия приняла решение об отпевании Марины Цветаевой. При внимательном исследовании всех обстоятельств ее елабужского самоубийства пришли к выводу, что назвать ее сознательным богоборцем нельзя, ни Бога, ни Церковь она никогда не хулила, от Христа не отрекалась, а ее самоубийство было результатом крайнего истощения всех душевных и телесных сил, спровоцированного одиночеством, голодом, разрухой. Кроме того, церковь разрешает хоронить по церковному обычаю так называемых «случайных самоубийц» – то есть не рассчитавших дозу алкоголя, выпивших по ошибке яд, случайно разрядивших в себя ствол при чистке оружия, вывалившихся из окна и т.д. и т.п., а также тех, кто пожертвовал своей жизнью для спасения жизни чужой. Церковь разрешает отпевать самоубийц, которые не умерли сразу, а имели время для покаяния (так отпевали Пушкина, хотя дуэль приравнивается к самоубийству). Особого внимания заслуживают случаи, когда человек был убит, но убийцы постарались инсценировать самоубийство. Если есть хоть малейший повод сомневаться в том, что это было самоубийство – т.е. покойный никогда не выказывал таких намерений и т.п., то отпевание, как правило, совершается. Так, например, был отпет Сергей Есенин, невзирая на официальную версию самоубийства.

Но следует знать, что страдать из-за греха самоубийства будут родные и близкие грешника, в особенности потомство. Так что стоит подумать и обратиться к Библии, прежде чем совершать такой поступок.

Лишение себя земной жизни расценивается Церковью как тяжкий грех, который отпустить уже невозможно, ибо прощение достигается только через покаяние. Самоубийство включает в себя сам факт убиения, неверие в Бога, малодушие и отчаяние. Поддавшись этим грехам, человек отказывается пронести свой крест на земле и сомневается в спасительном могуществе провидения.

Православие и самоубийцы

Феномен самоубийства известен с давних времен, о нем упоминалось в разные эпохи и во всех частях света. Святые отцы изначально запрещали молиться за тех, кто отринул священный дар Бога и отдался во власть суицида.

Каждый христианин несет свой индивидуальный крест и получает спасение только через упование на волю Всевышнего Творца. Такая судьба рассматривается истинными верующими не как преднамеренное мучение, а способ, с помощью которого человек совершенствуется. Подобно тому как переплавленный металл становится крепче или алмаз превращается в бриллиант посредством долгого шлифования, наши души преисполняются совершенством и достигают высших небесных сфер, радуясь любви Господа.

Все скорби трансформируются в удовлетворения, если люди начинают отдаваться умом священной религии.

  • Православная Церковь утверждает, что жизненный крест и всяческие искушения никогда не даются сверх индивидуальных сил. Необходимо понять: страдания и печали, угнетающие душу, могут быть побеждены при помощи Бога и собственных усилий. Современный человек часто отягчен разнообразными несчастьями, легко поддается безверию и совершенно игнорирует молитвенные обращения и священные ритуалы Церкви. Некоторые безбожники, уставшие от непреодолимых мук, доходят до черты суицида.
  • Тяжелое положение таких душ усугубляется еще и тем, что за ними идут другие нераскаянные грехи (блуд, гордыня, воровство, ложь). Безбожники совершенно не понимают, что желание убить себя происходит от неправедной жизни. Несчастья легко крепятся к тем, кто забывает о моральных законах и игнорирует могущество Творца.

Мотивация самоубийц

В жизни таких людей сперва появляются проблемы различного рода, которые усугубляются через душевную пустоту, сформированную безбожием. Человек пытается наполнить собственное сознание удовлетворением, но у него ничего не получается. Наконец, он заключает, что жизнь не имеет смысла, не обладает ценностью. Отсюда возникает роковое влечение к самоубийству, наравне с утверждением, что это лучший выход из мирских неприятностей.

Нередко замечают, что люди, подошедшие к черте самоубийства, становятся спокойнее, окружающие видят улучшение в поведении. Для решившего убить себя проблемы кажутся будто исчезнувшими. Самоубийца формирует будущее уже без самого себя, рассматривая действия родных и близких, детей и просто знакомых.

Однако он забывает (или не хочет) рассмотреть свой поступок с критической точки зрения, не принимая в расчёт печальные последствия для тех, кому он дорог.

Игнорирование естественного инстинкта сохранения приходит к самоубийцам поэтапно. Каждый имеет индивидуальный порог страха и самолично выбирает жизненный путь, направляясь по определенному руслу. Суицид становится единственным выходом для тех, кто решил наложить на себя руки. Важно, что человек совершенно не усматривает здесь дурного. К этому приходят через продолжительные стрессы и депрессии, которые не удается побороть.

Противоположные пути

Самоубийцы становятся великими отступниками, противостоя воле Всевышнего. Мы должны жить для спасения души, но не для суицида. Верующий человек понимает своё положение в мире и отдается Господу, который имеет могущество построить для него лучшие условия. Жизнь православных людей становится вечной, потому что они осознали истинность христианского учения.

Вопреки грехам и несчастьям, слуги Господа никогда не сходят с праведного пути, они даже не рассматривают вариант тщедушного и отвратительного суицида, если испытывают страдания.

  • Случается, что человек доходит до крайней черты и совсем не понимает положения вещей, его сознание искажается. Наступает состояние одержимости демоном отчаяния, жертва не способна адекватно оценивать собственные поступки и через некоторое время приходит к мысли о суициде. Неверующие часто впадают в гордыню и считают, что могут справиться с проблемами только собственными усилиями без помощи свыше. Перед самоубийством человек будто закрывается от земной жизни, убегает и думает, что все методы испробованы, а лекарства найти невозможно.
  • Однако существует праведный путь, суть которого демонстрируют истинные христиане.

    В какие дни церковь поминает самоубийц

    Даже зная о смертельном заболевании, верующий не впадает в отчаяние и доводит земные дела до конца с чистой совестью, без отчуждения и страха. Смиренная смерть (когда человек не перечит провидению) открывает врата вечного бытия в Небесных сферах. Именно такое мировоззрение дает шанс на спасение души.

В настоящее время число суицидов увеличилось за счёт упадка веры и озлобления нравов. Теряется основа для борьбы с искушением и люди принимают позицию нигилизма, считая жизнь бесцельной и пустой. Изменить положение может только добровольное принятие Бога и Его всемогущества.

Заочный ритуал отпевания

Самоубийство рассматривается православной Церковью в качестве тяжелого греха, приносящего гибель души и колоссальные печали родных людей.

Церковь не отпевает их не потому, что не желает, а по той причине, что наложившие на себя руки сами отвернулись от Господа. Личное решение покончить с собой противоречит основной идее творения человека для вечного существования. Господь всегда дает право выбора между добром и злом, молчанием и словом, жизнью и смертью. Поэтому священники не насилуют волю самоубийцы, который лично отказался от помощи в лице Церкви.

Родные самоубийц все-таки идут в храмы и просят священников совершить отпевание. Церковь проявляет милосердие и проводит заочный ритуал, если человек, наложивший на себя руки, был болен психически. Однако, если никто не знал о душевном состоянии самоубийцы в последние минуты жизни, совершается молитвенный чин утешения, что демонстрирует огромную любовь христианства даже к тем, кто потерял веру в божественное провидение.

Администратор

Каждый день с понедельника по четверг в синодальном корпусе Киево-Печерской Лавры (корпус 70-А) викарные епископы Киевской Митрополии по очереди ведут прием посетителей. Люди приходят в основном по двум вопросам: «развенчаться» и «получить разрешение на отпевание родственника-самоубийцы».

В чем состоит процедура «церковного развода»? Кому и почему выдают разрешение на особый чин отпевания покончивших с собой? Какова вообще статистика развенчаний и суицидов?

Эти и другие вопросы мы задали викарию Киевской Митрополии епископу Обуховскому Ионе (Черепанову) по окончании его дежурства в один из приемных дней.

+ + +

— Владыка, расскажите, пожалуйста, как организован прием людей в Киевской Митрополии?

— В Киевской Митрополии 4 дня в неделю — с понедельника по четверг — викарные епископы по утвержденному графику принимают посетителей.

Люди обращаются в основном по двум вопросам: за благословением на вступление во второй брак и по поводу возможности погребения самоубийц.

Встречаются и другие поводы; собственно, любой человек может прийти к викарию на прием в Митрополию и выяснить все волнующие его вопросы церковно-канонического порядка.

Время приема — с 10.00 до 14.00. Кроме того, в некоторые дни года, как то: первая и последняя неделя Великого поста, большие церковные праздники, дни официальных церковных событий, прием не проводится.

Уточнить, принимает ли в данный день викарный епископ, можно по телефону у дежурного в корпусе 70-А: 044 255 12 46.

Процедуры «развенчания» не существует

— Что такое «развенчание»?

— «Развенчания» как такового не существует. Церковь не может аннулировать церковный брак: венчание — это такое же таинство, как крещение или миропомазание. Но в силу человеческой немощи Церковь может дать благословение на вступление во второй брак.

Причины, по которым распалась предыдущая семья, бывают самые разные: уход одного из супругов, пьянство или, как чаще всего бывает, «не сошлись характерами». К сожалению, вступая в брак — не только в церковный, но и зарегистрированный государством, люди не уделяют серьезного внимания подготовке к семейному союзу, зачастую будущие супруги совсем недолго знакомы и практически не знают друг друга. В силу этих и многих других причин браки, к сожалению, распадаются.

По статистике, расторгается до 60% брачных союзов, заключенных в государственных органах регистрации. А сколько еще так называемых «гражданских» браков…

Что касается церковной среды, то с вопросом о вступлении во второй брак в среднем приходят от 5 до 15 человек в день. Это достаточно большое количество.

Еще раз подчеркну: процедуры «развенчания» не существует, есть только благословение на вступление во второй брак.

В этом ключе и пишется прошение на имя Предстоятеля Украинской Православной Церкви Блаженнейшего Митрополита Онуфрия: «Прошу Ваше Блаженство благословить мне вступить во второй церковный брак с православным христианином (ФИО). В связи с этим предыдущий брак с таким-то православным христианином (ФИО) прошу считать недействительным». Примерно такого же содержания выдается свидетельство с благословением на вступление во второй брак.

Для того чтобы подать прошение на второй брак, требуются определенные документы: свидетельство о венчании (если есть, так как не во всех храмах таковые выдаются), свидетельство о расторжении предыдущего брака, свидетельство о регистрации второго брака или справка из ЗАГСа о том, что уже подано соответствующее заявление. На основании этих документов мы даем благословление на вступление во второй брак.

Для священника, который будет совершать венчание, помещается указание совершать венчание по чину второбрачных. В чинопоследовании Православной Церкви есть такой чин, имеющий некоторые отличия от обычного венчания. Так, к примеру, на головы брачующихся не возлагаются венцы. Православная Церковь возлагает на молодых супругов венцы в ознаменование их победы над страстями, как знак того, что они до брака сохранили чистоту. И хотя в нынешние времена ситуация такова, что весьма мало молодых людей сохраняют девство до вступления в брак, все равно по традиции молодых увенчивают венцами.

— Бывают ли ситуации, когда человек приходит только за «развенчанием», не собираясь вступать во второй брак?

— Да, случается, что люди приходят для расторжения церковного брака: если один из супругов уже вступил во второй брак или же ведет не соответствующий православному человеку образ жизни.

Этот вопрос очень серьезный. Мы знаем, что Христос в Евангелии указывал только одну причину расторжения брака — вина прелюбодеяния. Так как данный факт, как правило, подтвердить невозможно, то в случае, если человек имеет желание расторгнуть брак, не вступая во второй, обычно требуется письменное ходатайство духовника этого человека о том, что он, зная ситуацию, просит о расторжении брака.

— Случалось ли, что Вы не давали благословения на второй брак?

— На моей памяти таких случаев не было.

Однажды пришел человек за благословением на вступление в третий брак. Но это Церковью уже не благословляется.

— То есть третий или даже четвертый браки Церковь не благословляет?

— Если жизненные обстоятельства сложились таким образом, что человек желает вступить в церковный брак третий раз, то в данном случае также требуется письменное ходатайство духовника, который, зная ситуацию и жизнь этого человека, считает необходимым для него вступить в третий брак. Но в этом случае на брачующегося налагается епитимья, то есть пост и определенное количество поклонов или молитв.

— Резюмируя разговор о получении церковного благословения на второй брак — можно ли сказать, что, уважая выбор и решение людей, им не ставят препятствия, и если они пришли за благословением, то не отказывают?

— Да, если нет явных причин канонического или нравственного характера. Ведь не зная подробностей жизни этих людей, в данном случае мы доверяем соответствующим государственным органам и на основании решения этих органов благословляем вступление во второй брак.

Но, конечно, если есть возможность, то стараемся проводить с людьми беседы о важности церковного брака и необходимости сохранять семью.

80% случаев самоубийств совершаются без всяких видимых причин

— «Разрешение на отпевание самоубийцы» — что это за документ, кому и по какой причине он выдается?

— К огромному сожалению, количество суицидов с каждым годом увеличивается. И очень часто родственники, скорбя о душе своего близкого, стремятся похоронить его надлежащим образом, то есть, с совершением церковного чинопоследования.

Но Церковь может благословить отпевание по полному чину, только если человек совершил самоубийство в состоянии невменяемости, ведь в этом случае он не противился сознательно воле Божьей и не мог контролировать свои действия. Основанием для такого разрешения служит документальное подтверждение того, что самоубийца находился на лечении в соответствующих психоневрологических заведениях. Обычно выдается справка, что такой-то человек с таким-то диагнозом проходил лечение в такой-то клинике. Если есть такое подтверждение, дается благословение на отпевание.

Бывали случаи — хотя я лично не сталкивался, но слышал от старых священнослужителей — что люди приобретали подобные справки, желая, во что бы то ни стало, поступить по-своему — похоронить самоубийцу по православному чину.

Но нужно понимать, что если здесь, на земле, можно обмануть священника, епископа, то Господа не обманешь. Родственники, которые обманом хотят совершить погребение, не приносят никакой пользы душе этого несчастного человека, и к тому же вредят своей душе, потому что идут на сознательную ложь в таком серьезном и важном деле, касающемся вечности.

Если же человек совершил самоубийство, не имея психических заболеваний, а по иным причинам — из-за алкоголизма, наркомании, долгов, неразделенной любви или любой иной причины, Церковь отпевать его не благословляет. Во время отпевания мы молимся: «Со святыми упокой раба Твоего». Но сложно назвать рабом Божьим человека, который отрекся от воли Божьей, тем более дерзновенно — просить Господа упокоить его со святыми.

В данном случае мы можем просить только милости у Господа к этому человеку и к его родным. Ведь если человек заканчивает жизнь самоубийством, то в этом часть вины лежит и на людях, которые его окружали — они не поддержали, не помогли ему, быть может, остались равнодушны к его пребыванию в состоянии уныния, отчаяния.

В таких случаях погребение совершается по особому чину, в котором Церковь не просит, чтобы Господь упокоил со святыми, а просит только о милости к этому несчастному человеку и к его близким.

Этот чин священнослужитель не может совершать самовольно, только по благословению епископа. За этим благословением родственники и приходят на прием. Люди хотят, чтобы хоть какие-то молитвы были произнесены над телом покойного, ведь дело касается такого важного вопроса, как посмертная участь нашего ближнего.

— Каковы причины самоубийств — исходя из тех случаев, с которыми приходят люди к епископу?

— Совершающие самоубийство люди — абсолютно разных возрастов, социального положения и достатка, как молодые, так и пожилые. Каких-то особых тенденций не наблюдается.

Что прискорбно и даже страшно: очень много, до 80% случаев самоубийств совершаются, как правило, без всяких видимых причин.

Стандартная ситуация, о которой рассказывают родственники: человек пришел с работы, посмотрел телевизор, поужинал. Пообщался, собрал вещи ехать завтра с друзьями на рыбалку. Буквально через несколько минут заходят к нему в комнату и видят, что он повесился. Без всяких видимых и объяснимых причин…

Трагично, что в каждый день приема бывает от 1 до 3 случаев обращения по этому поводу! И это только Киевская епархия, и только те, кто обратился в Церковь. Какая же тогда статистика по всей Украине? Сколько погребено людей вообще без всякой молитвы?..

Будьте внимательны к своим ближним, любите их, заботьтесь о них!

— Что вы говорите родственникам?

— Люди, которые приходят с подобными прошениями, естественно, находятся в состоянии шока и ужаса от произошедшего, не могут адекватно воспринимать информацию. Поэтому мы издали небольшую брошюрку со словами утешения и наставления и даем ее с собой — чтобы, придя в себя, человек мог почитать и передать другим родственникам. В том числе, чтобы люди знали, как помочь душе почившего.

А помочь, в первую очередь, можно милостыней.

Как помочь самоубийце

Многие святые говорили о том, что милостыня может избавлять от очень многих грехов, в том числе и от такого страшного греха, как самоубийство.

Также в брошюре помещена молитва одного из оптинских старцев, которую преподобный благословил читать своему духовному чаду.

А так, если честно, тяжело подобрать слова — в очереди на прием сидят люди с заплаканными глазами, в черных косынках, они спешат дальше по своим скорбным хлопотам. Вот сегодня, к примеру, было 3 случая самоубийств и около 12 обращений по второму браку. Стараюсь не обременять их расспросами или наставлениями.

Но что хотелось бы сказать всем: будьте внимательны к своим ближним, любите своих ближних, заботьтесь о них! Если видите, что человеку тяжело, что он страдает, постарайтесь как-то облегчить его страдания — или добрым словом, или советом, или действием. Постарайтесь не оставить человека одного со своей немощью и унынием. Потому что демон уныния может ввести человека в такое жуткое состояние.

И тем, кто вступает во второй брак, хотел бы сказать — помните о важности таинства венчания, относитесь к нему максимально серьезно и ответственно! Все-таки венчание — это не красивое приложение к росписи в ЗАГСе, это таинство, в котором молодым людям подается благодать жить по-христиански, помогать друг другу, спасаясь вместе, идя ко Господу.

Записала Юлия Коминко

Русская линия\ www.klikovo.ru

Какие  причины самоубийств?

Самоубийство как причина смерти занимает в Северной Америке седьмое место. Грубо говоря, I человек из 100 совершает в тече­ние жизни попытку самоубийства. Раньше или позже вам, возмож­но, придется столкнуться с попыткой самоубийства кого-то, кого вы знаете. Проверьте свои знания о самоубийстве, сравнив их с представленной ниже информацией.

Какие факторы влияют на количество самоубийств?

Время года.

Количество самоубийств в разное время года очень различно, но возникают некоторые закономерности. В противоположность общепринятому мнению, количество самоубийств не­сколько меньше среднего в период между Днем благодарения и Рождеством. С другой стороны, под Новый год происходит больше самоубийств, чем в любой другой день.

Что ждет самоубийцу после смерти

Существует также понятие «эффект понедельника», означающее более высокий процент самоубийств, происходящих в первый день недели.

Пол.

В самоубийстве мужчинам принадлежит сомнительное пре­имущество перед женщинами. В 3 раза больше мужчин, чем жен­щин, совершают окончательное самоубийство, но женщины дела­ют больше попыток. Мужские попытки самоубийства чаще приво­дят к смерти, потому что обычно мужчины выбирают пистолет или другой способ, вызывающий смерть. Жен­щины обычно делают попытки самоубийства, принимая чрезмер­ную дозу лекарств, поэтому остается больше шансов помочь, если успеть до наступления смерти. К сожалению, женщины стали при­менять более смертоносные способы по сравнению с прошлым. Это в сочетании с большим процентом попыток самоубийства скоро может поставить женщин наравне с мужчина­ми по риску смерти от самоубийства.

Возраст.

Количество самоубийств связано и с возрастом. Случаи самоубийств становятся нередкими с юношеского возраста. В ран­ней молодости (20-24 года) происходит резкий рост числа само­убийств, а потом их число постепенно повышается вплоть до 44 лет. В результате более половины всех жертв са­моубийств люди старше 45 лет. Однако сейчас происходит посто­янное увеличение числа самоубийств среди подростков и молодежи.

Частично рост числа молодежных самоубийств приходится на студенческую среду, где самоубийство является основной причиной смерти. В противопо­ложность общепринятому мнению, самое опасное время студен­ческих самоубийств — эта первые 6 недель семестра, а не после­дние экзамены. Обучение является фактором некоторых случаев са­моубийств, но лишь в тех случаях, когда студенты, склонные к самоубийству, не справились со своими завышенными стандарта­ми. Некоторые из них были хорошими студентами. Другими важ­ными факторами студенческих самоубийств являются хронические проблемы здоровья  и трудности межличностных отношений.

Доход.

Такие профессии, как медицина и психиатрия, имеют про­цент самоубийств выше среднего. В целом самоубийство доволь­но демократично. В одинаковой степени это проблема и богатых и бедных.

Супружеский статус.

Супружество (если оно удачно) может быть лучшей естественной защитой против суицидных попыток. Наи­больший процент приходится на разведенных, следующий высо­кий процент принадлежит вдовцам и вдовам, более низкий про­цент наблюдается среди одиноких людей, а самый низкий — у же­натых и замужних.

Прямые причины самоубийства.

  • Наркотическая или алкогольная зависимость.
  • Прежняя попытка самоубийства
  • Депрессия или другое расстройство настроения.
  • Чувство безнадежности и ничтожности.
  • Антисоциальное, импульсивное или агрессивное поведение.
  • Тяжелые формы тревожности, панические приступы.
  • Семейная история суицидального поведения.
  • Стыд, унижение, провалы и отвержение.
  • Доступ к огнестрельному оружию.

Как правило, существует предыстория межличностных осложнений с семьей, родственниками со стороны мужа или жены, с любовни­ками или супругами. Часто причиной самоубийства являются про­блемы с алкоголем или наркотиками, а также сексуальные пробле­мы и трудности на работе. Депрессия является фактором в 70% всех случаев самоубийств. Факторы, подобные названным, приводят человека к неотвязной мысли о смерти как об «ответе на страдания индивида. Обычно существует разрыв отношений с другими, что заставляет человека чувствовать себя изолированным и непонятым. Представление о самом себе становится слишком негативным. Человек чувствует себя бесполезным и беспомощным и хочет умереть. Глубокие ощу­щения безнадежности являются предупреждением о том, что риск самоубийства очень высок. Совсем не обязательно, чтобы такое состояние длилось долго перед тем, как появится желание самоубийства. Лю­бой человек может сразу достичь состояния глубокой депрессии, достаточной для того, чтобы совершить попытку самоубийства. Для обычного (среднего) человека наиболее опасными являются пери­оды разводов, расставания, отвержения, провалов. Каждая ситуа­ция может казаться непереносимой и служить причиной сильного желания умереть, исчезнуть или достичь облегчения.

Причины возрастающего числа самоубийств среди подростков ос­таются неясными. Как и у взрослых, часто за проблемой самоубий­ства стоят наркотики, депрессия, школа, сверстники, семья, раз­веденные родители или разрыв любовных отношений. Ухудшает положение то, что большинство подростков, совершающих попыт­ки самоубийства, социально изолированы или бедны, что затруд­няет решение проблем в личных взаимоотношениях.

Многие случаи подростковых самоубийств связаны с нереальными мечтами и стремлением к совершенству. Например, родители мо­гут создать у подростков чувство отчаяния, требуя от детей дости­жения невыполнимых высоких стандартов. Даже без родительско­го давления подростки могут чувствовать свою несостоятельность в учебе, спорте или любви. Слишком высокие ожидания и необыч­ная чувствительность к обиде и разочарованию могут при малей­шем «провале» низвергнуть самооценку с вершины до подножия. И вновь возникают чувства беспо­мощности, безнадежности и желание исчезнуть.

Статья подготовлена по материалам книги Д.Куна «Все тайны поведения человека» для сайта Личностный рост и саморазвитие

загрузка…

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *