Почему у монахов чёрная одежда?

— Почему у монахов чёрная одежда? — спросил у преподавателя священника-монаха в Богословском институте, в перерыве меду лекциями, Потому что ответ зависит от того, с кем разговаривают. В аудитории, он бы ответил стандартно: «Потому что это символ отречения от мира». На что можно было бы возразить: «Вы что думаете, мы читать не умеем. Спрашиваю, чтобы ответили из личного опыта, а не то, что в книжках написано».
— Это вообще не православная традиция, взяли у католиков. В старину не было чёрной одежды.
Неожиданный ответ.
В паломничестве в Спасо – Преображенский Соловецкий монастырь чёрные одежды монахов особенно бросаются в глаза. Монастырь посвящен Преображению Господню. В Евангелие это событие описывается так: «взял троих ближайших учеников: Петра, Иакова и Иоанна, и поднялся вместе с ними на гору помолиться. Там во время молитвы Он «преобразился пред ними: и просияло лице Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет» (Мф.17:2).»
«Человек создан по образу и подобию Божиему» это сложно осознать, но отличать белое от чёрного цвета человек в состояние. Почему одежды монахов чёрные, если Иисус Христос показывая себя Богом «стал» в белых одеждах.
Если бы монахи на Белом море были бы в белых одеждах как Бог наш Иисус Христос это, на мой взгляд, выглядело бы более логично.
В Евангелие сказано: «Бог есть свет, нет в нём ни какой тьмы», значит, нет чёрной одежды монахов. Разве не так.
В современном информационном мире, всё становится «прозрачным», все противоречия становятся, особенно заметны.
А Вы как считаете?
Фото автора. Белое море Спасо — Преображенский Соловецкий монастырь.

Как живут монахини, что делают, выходят ли за пределы монастыря?

Daiva Kučinskaitė 202 3 года назад «и Дарья» в «Роман и Дарья Нуриевы»

Кое-кто довольно комфортно, с возможностью серфинга по Интернету и пиара христианства вообще и монашества в частности. А те, кому повезло меньше — как в тоталитарной секте. Заманиваются в монастырь обманом, нагружаются работой, недоедают, недосыпают и ломаются с помощью изощренных публичных унижений. О таком горьком опыте на днях были опубликованы мемуары Марии Кикоть: «Исповедь бывшей послушницы»:

В ее Живом Журнале опубликованы 43 главы воспоминаний о жизни в Свято-Никольском Черноостровском монастыре РПЦ МП. Мария нашла в себе силы не сломаться и вырваться оттуда после 4 лет монастырской жизни. А вот среди оставшихся мне больше всего жалко детей: многие женщины уходят в этот монастырь вместе с детьми.

«»Мам» в монастыре было довольно много, чуть ли не треть от всех сестер монастыря. Мать Косма тоже была когда-то «мамой», но теперь дочка выросла, и м.Косму постригли в иночество. «Мамы» — это женщины с детьми, которых их духовники благословили на монашеский подвиг. Поэтому они пришли сюда, в Свято-Никольский Черноостровский монастырь, где есть детский приют «Отрада» и православная гимназия прямо внутри стен монастыря. Дети здесь живут на полном пансионе в отдельном здании приюта, учатся, помимо основных школьных дисциплин, музыке, танцам, актерскому мастерству. Хотя приют считается сиротским, чуть ли не треть детей в нем отнюдь не сироты, а дети с «мамами». «Мамы» находятся у игумении Николаи на особом счету. Они трудятся на самых тяжелых послушаниях (коровник, кухня, уборка) не имеют, как остальные сестры, час отдыха в день, то есть трудятся с 7 утра и до 11-12 ночи без отдыха, монашеское молитвенное правило у них также заменено послушанием (работой), Литургию в храме они посещают только по воскресеньям. Воскресенье — единственный день, когда им положено 3 часа свободного времени днем на общение с ребенком или отдых. У некоторых в приюте живут не один, а два, у одной «мамы» было даже три ребенка. На собраниях Матушка часто говорила таким:

— Ты должна работать за двоих. Мы растим твоего ребенка. Не будь неблагодарной!

Часто «мам» наказывали в случае плохого поведения их дочек. Этот шантаж длился до того момента, пока дети вырастут и покинут приют, тогда становился возможен иноческий или монашеский постриг «мамы».

У Харитины в приюте была дочка Анастасия, совсем маленькая, тогда ей было примерно 1,5 — 2 годика. Я не знаю ее истории, в монастыре сестрам запрещено рассказывать о своей жизни «в миру», не знаю, каким образом Харитина попала в монастырь с таким маленьким ребенком. Я даже не знаю ее настоящего имени. От одной сестры я слышала про несчастную любовь, неудавшуюся семейную жизнь и благословение старца Власия на монашество. Большинство «мам» попали сюда именно так, по благословению старца Боровского монастыря Власия (Перегонцева) или старца Оптиной Пустыни Илия (Ноздрина). Эти женщины не были какими-то особенными, многие до монастыря имели и жилье, и хорошую работу, некоторые были с высшим образованием, просто в сложный период своей жизни они оказались здесь. Целыми днями эти «мамы» трудились на тяжелых послушаниях, расплачиваясь своим здоровьем, пока детей воспитывали чужие люди в казарменной обстановке приюта. На больших праздниках, когда в монастырь приезжал наш митрополит Калужский и Боровский Климент, или другие важные гости, маленькую дочку Харитины в красивом платьице поводили к ним, фотографировали, она с двумя другими маленькими девочками пела песенки и танцевала. Пухленькая , кудрявая, здоровенькая, она вызывала всеобщее умиление.

Харитине Игумения запрещала часто общаться с дочкой, по ее словам это отвлекает от работы, и к тому же остальные дети могли завидовать…»

Почему священники носят черную рясу?

02.11.2015 20:10

Одеяния священников бывают повседневными и богослужебными. Повседневным одеянием монашества и духовенства всех степеней являются ряса и подрясник. Подрясник – представляет собой длинное, почти до пят, нижнее одеяние с узкими рукавами и наглухо застегнутым воротом. Ряса – одевается поверх подрясника и выглядит как длинное одеяние-платье с длинными, широкими, ниже ладоней рукавами. Богослужения священнослужители совершают в особых одеждах- облачениях.

Все церковные одежды глубоко символичны и имеют свою историю, поэтому их основа неизменна. Ряса и подрясник по своей сути напоминают одежду Спасителя. Само слово «ряса» имеет греческое происхождение от слова «то расон», что в переводе дословно означает — «поношенная, вытертая, лишенная ворса». Именно такую, поношенную и неприглядную, почти нищенскую одежду полагалось носить монахам в древней Церкви. И позднее ряса из монашеской среды вошла в обиход всего духовенства.

Ряса и подрясник имеют свое символическое значение – это являются свидетельством отрешения от мирской суеты, отказ от всех благ материального мира и обретение духовного покоя. Эти одеяния символизируют одежды Иисус Христос, и означают, что монашество и духовенство призвано подражать Его жизни.

Но почему тогда для таких священных одежд выбран черный цвет, почему попы одеваются в одежды траурного цвета, ведь их призвание – нести в мир добро и свет? Скорее всего, такой выбор основан на строгости черного цвета, на его торжественности. Ведь когда идешь к высшему руководству – принято одеваться строго и скромно, а Бог для священнослужителей – и есть царь и начальник. Но у священнослужителей есть и другие, цветные одежды, голубые, белые и красные, которые они одевают в алтаре перед служениями праздничных месс.

Повседневный черный цвет одеяния священника служит его образом покаяния. Священнослужитель считает себя грешным, и, нося черный свет – он осознает всю свою немощь, всю свою болезнь, и ему нужен Врач и Спаситель. Черная одежда попа – символ покаяния для мирян. Но когда священник входи для богослужения в храм – он надевает праздничные цветные одеяния – потому что служение Богу – высшая радость и это всегда праздник. Поэтому и в храмах всегда так ярко, красочно и празднично – это дом Света, дом Всевышнего.

Даже во время Великого поста, черный и фиолетовый цвет – являют в себе не печаль и уныние, а деяние покаяния и очищения от греха. Печать по Господу и Спасителю – несет в себе спасение, и священники своими одеждами несут в себе призыв всех к покаянию и смирению.

Если у Вашего предприятия есть проблема с отходами, тогда Вам будет нужен пресс пакетировочный, который позволяет значительно уменьшить объемы занимаемой территории отходами, и сэкономить на вывозе мусора. Такой пресс используют на сегодняшний день множество предприятий. Купить пакетировочный пресс Вы сможете на сайте компании 1-top.ru по выгодной цене.

Почему одежда монахов и священников чёрного цвета

Монахи / gorlovka-eparhia.com.ua

«Православные какие-то мрачные! Всё им грех, всё нельзя. Слишком серьёзная религия! Вот и у священнослужителей одежда чёрная. Нет бы синяя или, например, зелёная. Неужели так нельзя?» Обратились к протоиерею Георгию Клапчуку, настоятелю Макариевского храма Торецка, с просьбой разъяснить, насколько принципиален именно чёрный цвет в одеяниях православных священников и монахов.

Чёрный цвет одеяний монашествующих и священников — это символ отречения от мирской суеты и благ материального мира. Также он свидетельствует о стремлении к обретению духовного покоя и избавлению от страстей. Фасон одежд тоже не случаен: он подобен верхнему одеянию нашего Спасителя и означает, что монашество и духовенство призваны подражать Его жизни.

Многие считают, что православие слишком строго, что оно всё время говорит о грехе, траурное какое-то. Есть люди, которые искренне удивляются: почему священники так мрачно одеты, ведь их призвание — нести в мир добро и свет? Такой выбор основан на строгости и торжественности чёрного цвета. Бог для священнослужителей — Царь и Начальник, постоянно помнить об этом помогает чёрное одеяние.

Чёрный цвет пришёл к нам из Византии, там даже женщины носили тёмные одежды, напоминающие длинную рубаху или халат — с широкими рукавами, запашные, подпоясанные. У нас на Руси поначалу было иначе. Например, преподобный Сергий Радонежский ходил в одеянии, напоминающем халат, туго затянутом поясом, с широким воротником и тоненькими манжетами. Подрясников тогда не было. Это уже при патриархе Никоне в XVII веке появились на Руси рясы, какие носили в Греции.

До сегодняшнего дня священники носят рясы греческого фасона — широкие, распашные. Они не прижились тогда в наших широтах, потому что в них было холодно, ведь греческая ряса разлеталась на ветру. Потом у нас придумали приталенную рясу, чтобы было теплее. Такой крой тоже до сих пор у нас в обиходе. Греческие со временем вернулись, в них очень комфортно летом. Я сам ношу греческую рясу, но хочу и русскую пошить, потому что она очень удобная.

Чёрная ряса дисциплинирует. Она — как форма, которая, к слову, всегда была тёмного цвета. Почему это важно? Мы служим в Церкви воинствующей — воинствующей со грехом. Священники — как воины. У нас есть свой устав — Типикон, то есть свод правил, которые священники и монашествующие должны выполнять. Устав предполагает, что повседневная одежда священника должна быть чёрной. Мы — как военнообязанные, и потому наша одежда должна быть достаточно строгой. Чёрный цвет — не траурный, он — призыв к чистоте, строгости образа жизни, напоминание о том, что надо заботиться не о внешнем, а о внутреннем, духовном.

В чёрной одежде есть призыв к смирению и собранности. По себе могу сказать: когда я в подряснике — это одно, когда надел рясу — уже совсем другое самоощущение. Я думаю, что и человек, который смотрит на священника, тоже смиряется, собирается.

Облачения всех цветов радуги у нас тоже есть, священники надевают их на богослужения, символизируя этим Церковь торжествующую.

Бывает, что священники носят подрясники других цветов — например, серые или белые. Обычно это связано с климатом: летом у нас очень жарко. Монахи же всегда ходят в чёрном.

Порой на священниках можно увидеть синие подрясники. С этим связан любопытный факт. Этот цвет пришёл к нам в IV веке, когда египетские и палестинские монахи носили чёрные рясы, как в Византии. Чёрный цвет считался популярным и практичным. При нарушении технологии окраски полотно приобретало синеватый оттенок. Каким-то образом у нас это переняли и стали носить синие подрясники. К слову, эти одеяния потом выгорали и становились вообще рыжими. С греческого языка слово «ряса» означает вытертая, поношенная, старая, потёртая — потому что она служила верхней одеждой и выцветала на солнце.

У нашего народа есть традиция воспринимать чёрный цвет как траурный, но одетый в рясу священник не призывает скорбеть и не стремится обрекать на грусть и печаль. Скорее, его задача — своим видом напомнить о духовном. Например, о том, что наша жизнь не всегда должна быть пёстрой, иногда нужно сосредоточенно подумать о главном.

Горловская и Славянская епархия УПЦ

Справочник православного человека. Часть 1. Православный храм

Эти одеяния, имеющие общее наименование «ризы», используются священнослужителями в ходе совершения богослужений. Делятся они на три категории: диаконские, иерейские и архиерейские (одеяния церковнослужителей, не принадлежащих к числу духовенства, в эти категории не попадают). Интересной особенностью является тот факт, что каждая последующая степень священства имеет все богослужебные одеяния предыдущей и плюс к этому те одеяния, которые являются принадлежностью их степени. То есть священник имеет все диаконские одеяния и сверх того присущие его сану; епископ имеет все священнические одеяния (кроме фелони, которая заменяется саккосом) и сверх того – присвоенные его архиерейскому сану.

Диакон в богослужебном облачении

Иерей в богослужебном облачении

Некоторые из этих одежд являются символами благодатных дарований и без них священнослужитель совершать богослужение не может. Богослужебными облачениями являются:

1. Для диакона – подрясник, поручи, стихарь, орарь;

2. Для священника – подрясник, ряса (во время Литургии вместо рясы надевается подризник), поручи, епитрахиль, пояс, фелонь, наперсный крест;

3. Для архиерея – подрясник, ряса (на Литургии вместо рясы – подризник ), поручи, епитрахиль, пояс, палица, саккос (вместо саккоса может быть фелонь ), омофор, панагия, крест, митра.

Церковнослужители прислуживают в стихаре.

Некоторые богослужения священник может совершать без фелони, а архиерей без саккоса. В качестве награды священникам дается право ношения скуфии, камилавки или митры, а также набедренника, палицы, креста с украшениями.

Стиха́рь – богослужебное облачение священно- и церковнослужителей. Различаются стихари церковнослужителя, диакона, священника и архиерея. Отличие богослужебных одежд низшего чина священнослужителей – диаконов – составляет то, что они служат в подряснике, поверх которого надевается стихарь. Стихарь диакона (и церковнослужителя – алтарника, пономаря) – это длинная одежда, состоящая как бы из двух половин, с широкими рукавами, с разрезами от подмышек до низа, скрепленная пуговицами. Стихарь символизирует одежду спасения. Священнический и архиерейский стихарь представляют из себя облачение, именуемое подризник.

Стихарь

Подри́зник – богослужебное облачение священника и архиерея – длинная до пят шелковая (реже из иных материалов) одежда, в талию, с узкими рукавами, белого или желтого цвета. Архиерейский подризник имеет так называемые гамматы, или источники – ленты, стягивающие рукав у запястья. Гамматы символизируют ток крови из прободенных рук Спасителя. Как уже говорилось, подризник заменяет архиерею либо священнику рясу при совершении Литургии.

Подризник

По́ручи – часть богослужебного облачения духовенства, представляющие собой трапециевидные полосы плотной материи с изображением креста на внешней их стороне, обшитые по краям лентой, имеющей иной, чем сами поручи, оттенок. Другое название поручей – нарукавники, означает то, что фиксируется эта часть богослужебного облачения на запястье, на рукаве подрясника. Поручь стягивается шнуром, продеваемым в металлические петли на боковых его краях, а шнур плотно обматывается вокруг руки и прочно на ней держится. Поручи символизируют собой Божью силу, крепость и мудрость, даруемую священнослужителям для совершения Божественных Таинств.

Ора́рь – часть богослужебного облачения диакона и иподиакона – длинная узкая лента, носимая ими на левом плече, причем один конец спускается на грудь, другой – на спину. Орарь является принадлежностью только диаконов и название свое получил от греческого глагола «оро», что значит смотрю, стерегу, наблюдаю. Впрочем, в латинском языке существует глагол абсолютно идентичный по написанию (лат. глагол «oro»), но имеющий значение «молиться». Другое значение слова орарь – полотенце, лентион (от лат. orarium).

Орарь

Архидиакон и протодиакон имеют двойной орарь, который представляет собой два соединенных ораря: один надет аналогично диаконскому, а второй спускается с левого плеча на правое бедро, где и соединяется концами.

Орарь символизирует те благодатные дарования, которые диакон получает при хиротонии. Иподиакон же надевает орарь крестовидно, в знак того, что он не имеет благодати священнослужителя. По толкованию святого Иоанна Златоуста орарь символизирует собой невещественные ангельские крылья в соответствии с тем образом ангельского служения в Церкви, который олицетворяют диаконы.

Епитрахи́ль (греч. шея) – принадлежность богослужебного облачения священника и архиерея, представляющая собой длинную ленту (орарь диакона, но как бы удвоенный), охватывающая шею и обоими концами спускающаяся на грудь. Спереди сшита или скреплена пуговицами, надевается поверх подризника или рясы. Образованная из ораря епитрахиль означала, что священник, приобретает сугубую по сравнению с диаконом благодать, дающую ему право и обязанность быть совершителем Таинств Церкви. Епитрахиль символизирует благодатные дарования священника, получаемые им в Таинстве Священства. Именно поэтому при облачении в епитрахиль читается молитва: «Благословен Бог, изливаяй благодать Свою на священники Своя, яко Миро на главе, сходящее на браду, браду Аароню, сходящее на ометы одежды его» (см.: Пс. 132; 2).

Епитрахиль и поручи

Без епитрахили священник и архиерей не имеют права совершать богослужения. Лишь в крайне тяжких обстоятельствах вместо нее может использоваться любой длинный кусок материи или веревки, особо благословленный.

Пояс – часть богослужебного облачения священника и архиерея, надеваемая поверх подризника и епитрахили, представляет собой плотную, шириной 10–15 см, полосу материи с отделкой в виде полос иного оттенка по краям. В середине пояса нашивается крест, а по его концам – длинные ленты, которыми он фиксируется сзади, на пояснице. Пояс напоминает то полотенце, которым препоясался Спаситель при омовении ног ученикам Своим на Тайной Вечере. Символически пояс в религиозном обиходе всегда означал силу, крепость, власть, готовность к служению, что ярко отражено в молитве, читаемой при его надевании: «Благословен Бог, препоясуяй мя силою, и положи непорочен путь мой, совершаяй нозе мои, яко елени, и на высоких поставляяй мя» (см.: Пс. 17; 33,34). Такое же значение сохраняется у него и сейчас.

Пояс

Фело́нь – богослужебное облачение священника, представляющее собой длинную до пят (со спины) накидку, которая спереди доходит только до пояса. Имеет прорезь для головы и приподнятое жесткое оплечье, без рукавов. На фелони есть четыре символических полосы, которые означают Четвероевангелие, служителями и благовестниками которого являются епископы и священники. Также полосы означают Божественное охранение, благодать, силу и премудрость, даруемые священнослужителю, совершающему Таинства Церкви. На спине в верхней части фелони под плечевой полосой так же, как и на стихаре нашивается знамение креста, а внизу под крестом ближе к подолу – восьмиконечная звезда. Звезда и крест на фелони знаменуют соединение в Православной Церкви благодати священства Ветхого (звезда) и Нового (крест) Заветов.

Фелонь

Существует еще короткая, или малая фелонь, закрывающая тело только до пояса (причем спереди меньше, чем сзади). Надевается при посвящении в церковнослужители и не употребляется в других богослужениях.

Фелони в древней Церкви были белого цвета. Симеон, архиепископ Солунский, дает такое объяснение символического значения фелони: «Белизна этой одежды означает чистоту, святыню и сияние Славы Божией, ибо Бог есть свет и одеяйся светом, яко ризою… Фелонь шьется без рукавов во изображение вретища, в которое одет был Спаситель во время поругания. Эта священническая одежда покрывает все тело, от главы до ног, во образ Божия Промысла, который нас от начала поддерживает и хранит. Во время священнодействия фелонь поднимается обеими руками, и эти руки, как крылья, означают ангельское достоинство, а действия, ими совершаемые, действенную силу, которой совершает Таинство иерей. Священная фелонь означает высшую и свыше подаваемую силу и просвещение Святого Духа. Эта одежда означает и светлость первейших Горних чинов, и силу Божию, все содержащую, промыслительную, вседетельную, благотворную, которою Слово снизошло даже до нас и чрез воплощение, распятие и восстание соединило все горнее с дольним».

В древней Церкви принадлежавшие патриархам и митрополитам фелони сплошь были покрыты изображениями крестов и назывались потому полиставриями (греч. многокрестие). Материалом для пошива фелоней является золотая и серебряная парча, а также материи других основных цветов, используемых в богослужении.

Набе́дренник является частью богослужебного облачения некоторых священников и представляет собой прямоугольник, который носится на длинной ленте у бедра. Право ношения набедренника дается священникам в качестве награды. Набедренник рассматривается как символическое изображение духовного оружия – слова Божьего. Эта мысль выражена и в стихах псалма, которые священник должен читать, одевая набедренник: «Препояши меч Твой по бедре Твоей, Сильне, красотою Твоею и добротою Твоею, и наляцы, и успевай, и царствуй истины ради, и кротости и правды, и наставит Тя дивно десница Твоя, всегда, ныне и присно, и во веки веков» (см.: Пс. 44; 4,5).

Набедренник

Набедренник отделан по краям нашитой полосой из материи, отличной от той, из которой он сшит сам. В центре набедренника всегда есть крест, а его нижний край обычно украшается бахромой.

Па́лица – часть богослужебного облачения архиерея, архимандрита или священника (священникам дается в качестве награды), представляющая собой матерчатый ромб, привешиваемый за один из острых углов и носимый на ленте у правого бедра.

Палица

Когда в награду за усердную службу право носить палицу получают протоиереи, то они носят ее также с правой стороны, а набедренник в этом случае перемещается на левую. Для архимандритов, как и для архиереев, палица служит необходимой принадлежностью их облачения. Символическое значение палицы аналогично тому, что имеет набедренник, то есть оба эти предмета означают духовный меч слова Божия (ромбовидная форма палицы означает Четвероевангелие).

От того какую службу священнослужители совершают в данный момент зависит какие и сколько предметов богослужебного одеяния они будут использовать. Так малое священническое облачение, в котором служатся все вечерние, утренние службы и требы, кроме Литургии составляют: епитрахиль, поручи и фелонь.

Полное облачение используется при служении Литургии и в других случаях, предусмотренных Уставом. Его составляют: подризник, поверх которого надевается епитрахиль, потом поручи, пояс, набедренник и палица (у кого они есть), а также фелонь. Поскольку набедренник и палица являются наградами духовенству и бывают далеко не у каждого священника, то они не входят в число обязательных предметов облачения.

Епископ в богослужебном облачении

У архиереев круг используемых им облачений гораздо шире. К вышеперечисленным предметам прибавляются еще такие, как саккос, омофор, митра (хотя она может являться наградой очень заслуженному священнику, но в этом случае она не увенчивается крестом), архиерейский жезл и мантия. В число предметов полного архиерейского облачения не входят три из вышеназванных: митра, архиерейский жезл и мантия. Таким образом, полное архиерейское богослужебное облачение в соответствии с семи Таинствами, которые совершает епископ, содержит в себе семь основных предметов: подризник, епитрахиль, поручи, пояс, палицу, омофор и саккос.

Саккос

Са́ккос (древнеевр. рубище, вретище) – богослужебное облачение архиерея: длинная до пят, просторная одежда с широкими рукавами, сшитая из дорогой ткани. Саккос по внешнему виду напоминает диаконский стихарь с той разницей, что он разрезан полностью: по нижней стороне рукавов и по бокам до пола. По линии разреза соединяется так называемыми звонцами, которые заменяют выполняющие аналогичные функции пуговицы диаконских стихарей, но в дополнение к этому издают мелодические звуки в те моменты, когда архиерей двигается. Поверх саккоса надевается омофор и панагия с крестом.

Саккос духовно означает то же самое, что и фелонь. Этим обуславливается тот факт, что при его надевании нет особой молитвы, лишь диакон читает во время облачения епископа: «Архиерее Твои, Господи, облекутся в правду». Са́ккосы, как правило, шьют из дорогой парчи и украшают изображениями крестов.

Передняя половина саккоса символизирует священство Нового Завета, задняя – Ветхого Завета. Их соединение звонцами символически означает нераздельное, но и не смешиваемое преемство этого священства во Христе. Другое символическое значение этого соединения – двоякий характер служения епископа как Богу, так и людям.

Омофо́р (греч. носимый на плечах) – принадлежность богослужебного облачения архиерея. Омофор епископа у концов своих имеет две нашитых поперечных полосы – знак сугубого отречения от всего суетного. Два основных символических значения, усваиваемые омофору следующие: уподобление епископа Христу в попечении о спасении людей и особая полнота Божественной благодати и силы, даруемая для этого епископу.

Великий омофор

Существуют два вида омофора:

1. Великий омофор представляет собой длинную широкую ленту с изображениями крестов. Он огибает шею епископа и спускается одним концом на грудь, а другим – на его спину. Великий омофор епископ носит с момента начала Литургии до чтения Апостола.

2. Малый омофор представляет собой широкую ленту с изображениями крестов, которая спускается обоими концами на грудь и сшита или закреплена пуговицами спереди.

Надевается поверх саккоса. Символически изображает благодатные дарования архиерея, поэтому без омофора архиерей не может священнодействовать. Архиерей совершает все богослужения в великом омофоре, кроме Литургии, которая после прочтения Апостола совершается в малом омофоре. Но малый омофор не заменяет епитрахили.

Архиерейский жезл с сулком

Шьют омофоры из парчи, шелка и других тканей разных цветов, принятых в Церкви.

Архиерейский жезл (посох) – это символ духовной архипастырской власти епископа над церковным народом, данной Христом Своим ученикам, призванным проповедать слово Божье. По толкованию блаженного Симеона, архиепископа Солунского, «жезл, который держит архиерей, означает власть Духа, утверждение и пасение людей, силу путеводить, не-покоряющихся наказывать и находящихся далече собирать к себе. Посему у жезла и находятся рукоятки (рожки сверх жезла), как якори. И над теми рукоятиями Крест Христов означает победу». Архиерейские жезлы, особенно митрополичьи и патриаршии, принято украшать драгоценными камнями, накладками, инкрустациями. Особенностью русских архиерейских жезлов является сулок – два платка, вложенных один в другой и зафиксированные у рукояти. На Руси его появление обуславливалось суровыми погодными условиями: нижний платок должен был предохранять руку от прикосновения к холодному металлу жезла, а верхний – от мороза на улице.

Патриаршая мантия

Епископская мантия

Архиерейская мантия, в отличии от мантии простого монаха, бывает фиолетового (у епископов), голубого (у митрополитов) и зеленого цвета (у Святейшего Патриарха). Кроме того, архиерейская мантия объемнее и длиннее. На ее лицевой стороне, у плечей и у подола нашиваются «скрижали» – прямоугольники с отделкой по краям и крестами или иконами внутри плечевых прямоугольников. В нижних могут стоять инициалы епископа. Скрижали на мантии означают, что епископ, управляя Церковью, должен руководствоваться заповедями Божиими.

По всей ширине мантии проходят три широкие двухцветные полосы, называемые источниками, или струями. Они символически изображают само учение, как бы «истекающее» из Ветхого и Нового Заветов и проповедь которых является обязанностью епископов, а также учительную благодать епископства. Духовно мантия повторяет некоторые символические значения фелони, саккоса и омофора, как бы «заменяя» их, так как носится тогда, когда этих богослужебных облачений (кроме омофора) на архиерее нет. Используется архиерейская мантия во время торжественных процессий, при входе в храм и на богослужениях, в моменты определяемые Уставом. Вообще же при облачении в богослужебные одежды мантия снимается.

Ми́тра (греч. повязка, носимая на голове) – головной убор, являющийся частью архиерейского облачения. Входит также в число предметов богослужебного облачения архимандритов и тех священников, которым право ношения митры дается в качестве награды. Имеет грушевидную форму. Обычно выполняется из бархатных полос на жестком каркасе, украшена жемчугом мелкого и среднего размера в виде растительного орнамента (как один из вариантов); вообще же вариантов украшения митры очень много. По бокам митры помещаются четыре малые иконы: Спасителя, Божией Матери, Иоанна Предтечи и какого либо святого или праздника; верхняя часть увенчивается иконой Пресвятой Троицы или Серафима. Вместо иконы на навершии архиерейской митры водружается небольшой крест.

Митра

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *