Ольга Сакун — Град Ватикан

«Страдание присутствует в мире для того, чтобы высвободить любовь, чтобы пробудить дела любви к ближнему, чтобы преобразовать всю человеческую цивилизацию в ʺцивилизацию любвиʺ», — пишет святой Папа Иоанн Павел II в апостольском послании «Salvifici doloris», подписанном 11 февраля 1984 года. Таким образом, Папа Войтыла говорит о том, «для чего» присутствует страдание, но он также отмечает, что любой ответ на вопрос «почему» будет неверным или недостаточным. Вспомним многократно сказанные Папой Франциском слова о том, что страдания необъяснимы: Святейший Отец повторяет их каждый раз при посещении тяжелобольных, особенно детей, при встречах с людьми, подвергающимися тяжким физическим и моральным испытаниям.

«Страждущий человек, — утверждает Папа Иоанн Павел II в «Salvifici doloris», — остаётся неразгаданной тайной». Но «Христос позволяет нам войти в эту тайну и раскрыть смысл страданий», отвечая с Креста на Голгофе. Однако иногда необходимо ждать «очень долго, чтобы этот ответ стал заметным». «Христос не объясняет абстрактно смысл страданий, но прежде всего говорит: ‘Следуй за Мной! Приди!’ Своими страданиями прими участие в деле спасения мира, осуществляемом Моими страданиями, Моим Крестом. Когда человек берёт в руки свой крест, соединяясь духовно с Крестом Христовым, то перед ним открывается спасительный смысл страданий… И тогда человек обретает в своих страданиях внутренний мир и даже духовную радость».

В книге «Память и идентичность», опубликованной незадолго до кончины, святой Папа Войтыла возвращается к теме страданий: «Страдая за всех нас, Христос придал новый смысл страданию, ввел его в новое измерение, в новый порядок: в порядок любви. Верно то, что страдание входит в человеческую историю вместе с первородным грехом… Но страсти Христовы на Кресте наделили радикально новым смыслом страдания, преобразив их изнутри. Он ввел в человеческую историю, которая является историей греха, страдание без вины, перенесенное исключительно из любви. Именно это страдание открывает двери надежде на освобождение, на окончательное устранение жала, терзающего человечество. Именно это страдание сжигает и уничтожает зло пламенем любви и даже из греха извлекает многообразное цветение добра».
Святой Папа Иоанн Павел II приходит к выводу, что ответ заключается в любви: «Иисус Христос, будучи невиновным, берет на Себя бремя страданий всех людей», побеждая тем самым виновника зла — Сатану. Крест Христов стал обильным источником живой воды, и достичь его может каждый. Таким образом, «страдать означает открываться спасительным силам Бога, дарованным человечеству во Христе».
Источником радости, — подчёркивает Папа, — становится «преодоление чувства бесполезности страдания», которое «не только сжигает человека изнутри, но и может сделать его обузой для других… Открытие спасительного смысла страданий в единстве с Христом преображает это удручающее чувство».
Боль, пережитая с Иисусом, действительно нужна для спасения братьев и сестёр.
По словам Папы Войтылы, «когда тело погружается в тяжёлую болезнь и лишается дееспособности, когда человек практически не способен действовать и жить, то больше всего проявляются его внутренняя зрелость и духовное величие, преподавая здоровым людям трогательный урок».
В энциклике «Lumen Fidei» Папа Франциск также затрагивает тему страдания. Он пишет: «Вера – не тот свет, который рассеивает всю тьму, а светильник, направляющий в ночи наши шаги, и его достаточно для пути. Страдающему человеку Бог не дает все объясняющих аргументов, но предлагает Свой ответ в форме сопутствующего присутствия, истории добра, соединяющейся с любой историей страдания, чтобы его осветил поток света. Во Христе Сам Бог пожелал разделить с нами этот путь и предложить нам Свой взгляд, чтобы мы видели на нем свет. Христос – Тот, Кто, преодолев скорбь, стал ʺначальником и совершителем верыʺ (Евр 12, 2)».

Истории святых свидетельствуют о том, что страдание может стать способом возрастания в любви к Богу и ближнему. Кроме того, страдание побуждает человека к обращению, помогая взглянуть внутрь себя и преодолеть привязанность к греху, подобно сыну из притчи о милосердном отце. Страдание, которое мы видим вокруг, порождает сострадание, смягчая даже самые окаменелые сердца. Бог даёт Свой ответ через распятого Христа, призывая нас присоединиться к Его делу спасения мира, ради обращения грешников, ради восполнения в нашей плоти искупительного деяния Иисуса. Тайна страдания неразрывно связана с тайной спасения.

Для чего они посылаются и как их переносить

Иной раз скорби посылаются нам с целью испытания нашей веры и преданности Богу и укрепления нас в этой вере и преданности. Многие, когда живут счастливо, думают, что они всей душой любят Господа. Апостол Петр утверждал, что он никогда не отвергнется своего Господа; прочие ученики Его хотели идти с Ним на смерть. Но пришел час напасти и искушения — Петр отвергся своего Учителя и Господа; ученики рассеялись. И здесь-то в сердечной скорби своей узнали все, что они еще не в том состоянии, в котором впоследствии находились, когда с радостью за имя Христово принимали бесчестия и раны.

Без искушения и железо обыкновенно кажется сталью, и латунь или жесть серебром, и бронза золотом, и обыкновенное стекло алмазом, но испытание показывает настоящее их достоинство. Так и с людьми бывает: по виду многие кажутся кроткими и смиренными, добрыми, простыми, верующими и проч., а испытание показывает нередко, что они и злы, и горды, и жестокосерды, жадны, завистливы и проч. Искушения же бывают через лишения и потери, скорби, болезни, бесчестие, и выдержавший искушение надежен для Царства Божия, а не выдержавший не надежен, потому-что в нем остается большая примесь зла. Люди же добродетельные через страдания и бедствия жизни еще больше укрепляются в добре.

«Как художник золотых вещей, бросая в печь золото, оставляет его плавиться в огне до тех пор, пока не увидит, что оно сделалось чистейшим, — говорит св. Иоанн Златоуст, — так точно и Бог попускает душам людей искушаться бедствиями до тех пор, пока не сделаются они чистыми и светлыми, и пока от этого искушения не приобретут великую пользу….. Если художник золотых вещей знает, сколько времени нужно держать золото в печи и когда его вынимать, и не допускает ему оставаться в огне до того, чтобы оно испортилось и перегорело; тем более знает это Бог, и когда Он видит, что мы сдела- лись более чистыми, то избавляет от искушений, чтобы мы не споткнулись и не пали. Не будем же роптать и малодушествовать, если случится что-нибудь неожиданное, но представим Господу очищать нашу душу доколе Он хочет; ибо Он делает это с пользой и на наше благо».

Страдания заставляют человека одуматься, осмотреться, сообразить: так-ли мы живем, как следует жить, или, может быть, далеко уклонились от той жизни, которую Господь начертал нам в Своем Евангелии? Св. Иоанн Златоуст говорит: «Когда ты увидишь умно- жающиеся бедствия, не унывай, но еще ободряйся. Бог попускает им быть для того, чтобы прогнать твою беспечность, чтобы пробудить тебя от сна. Ибо тогда все лишнее отсекается, тогда все житейское забывается, тогда человек делается более ревностным к молитве, более усердным к милостыне, и всякая страсть легче побеждается, обращаясь в бегство от скорби». «Кроме того, — замечает в другом месте св. Златоуст, — наказаниями или бедствиями, посылаемыми на нас Богом в настоящей жизни, не мало облегчаются нам будущие мучения. Видишь-ли как Бог употребляет все средства, чтобы мы, даже и согрешивши, потерпели наказание легче заслуженного, или даже избавились от него совершенно?»

Таким образом, как ни многочисленны и разнообразны бедствия и страдания жизни, мы видим, что ни одно из них не посылается случайно, без особой цели, ведомой только Промыслу Божию. Отсюда понятно, что и переносить превратности жизни мы должны терпеливо, т.к. только в таком случае скорби бывают полезны и спасительны для человека. «Будем благодарить Бога во всех случаях, — говорит св. Иоанн Златоуст, — ибо в этом и состоит истинное благодарение. Благодарить в счастьи легко, но достойно удивления то, если мы благодарим, находясь в крайних обстоятельствах. Если мы за то благодарим, за что другие богохульствуют, от чего приходят в отчаяние, — смотри, какая здесь мудрость: во-первых, ты возвеселил Бога; во-вторых, посрамил диавола; в-третьих, показал, что случившееся — ничто. В то самое время, когда ты благодаришь — Бог отнимает печаль, а диавол отступает. Если ты приходишь в отчаяние, то диавол, как достигший того, чего хотел, становится возле тебя; а Бог, как оскорбленный хулой, оставляет тебя, и оттого твое бедствие увеличивается. Если же ты благодаришь, то диавол, как не получивший никакого успеха, отступает, а Бог, как приявший честь, награждает тебя еще большей честью. Нет ничего святее того языка, который в несчастиях благо- дарит Бога. Он поистине ничем не отличается от языка мучеников и получает такой же венец, как и тот. Ибо около него стоит палач, принуждающий отринуться Бога богохульством, стоит диавол, терзающий мучительными мыслями, помрачающий душу скорбью. Итак, кто перенес скорбь и благодарил Бога, тот получил венец мученический».

Кроме всего этого, мы должны помнить, что как бы ни велико страдание, оно не посылается сверх наших сил. И в самых тяжких страданиях христианин найдет утешение в храме Божием и в Божественном Писании. Св. Иоанн Златоуст говорит: «Какая бы скорбь ни возмущала душу, когда мы придем в церковь, она легко может прекратиться, потому-что здесь присутствует Христос, и приступающий к Нему с верою удобно может получить исцеление».

Святитель Тихон Задонский говорит: «Когда отец оставляет сына без наказания, и попускает ему по своей воле жить, то видно, что он отверг его от себя; так, когда и Бог оставляет человека без наказания, то это есть знак отвержения его от Божией милости. Некто из святых отцов рассказывал другому, что, бывши в Александрии, он пришел однажды в церковь помолиться и увидел там женщину богобоязненную. Она была в черном одеянии и, молясь перед иконой Спасителя, все плакала и со слезами повторяла: «оставил мя еси, Господи, помилуй мя, милостивый!» Что это она так плачет? — подумал я. Вдова она и, видно, от кого-нибудь обиду терпит. Поговорю с нею и успокою ее. Дождавшись конца ее молитвы, я подошел к ней и сказал: «видно обижает тебя кто-нибудь, что ты так плачешь?» — «Ах, нет, — отвечала она, и опять заплакала: — нет, отче, не знаешь ты моего горя. Среди людей я живу, и ни от кого не терпела оскорбления никакого. И вот о том я и плачу, что Бог забыл посещать меня и уже три года как я не знаю никакой скорби. И ни я сама не была больна, ни сын мой, ни курицы у меня из дома не пропало. Думаю, поэтому, что Бог за грехи мои оставил меня, не посылает мне никаких скорбей, и вот я и плачу перед Ним, чтобы Он помиловал меня по милости Своей». Вот как люди богобоязненные рассуждают когда долго не бывает у них скорбей: им тогда думается, что Бог забыл их; скорби они считают за особенное к себе внимание от Бога, за особенную к себе милость».

Итак, братия и сестры, сохранив все сказанное в нашей памяти, не будем малодушествовать, когда нас постигнут какие-либо бедствия или скорби.

«Душеполезные поучения», Москва, 1906 г.

Как по-христиански относиться к скорбям? Почему святые часто страждут? Может ли болезнь быть наказанием? И что такое наказание с точки зрения веры? С этими вопросами мы приехали к протоиерею Валериану Кречетову.

– Отец Валериан, что такое скорби и страдания? И как правильно преодолевать скорби?

– Страдание, скорбь, болезнь – это всё следствие греха. В раю этого не было. Но человек, удалившийся от Бога, преступив заповеди Его, навлек и на всё творение последствия греха. «Волчцы и терние произрастит земля». И восстал человек на человека, что теперь, к несчастью, и происходит. Вот это как раз скорбь.

Есть злоба диавольская на любовь человеческую, а страдания и происходят от того, что идет война против любви

Когда-то ребенок 4–5 примерно лет задал мне удивительный вопрос: «Батюшка, а зачем Бог сотворил человека?» Отвечать было очень сложно, но ребенок ждал ответа. Я говорю: «Деточка, папа с мамой любят друг друга, тебя любят, ты любишь папу с мамой, тебя любят все. Вот так хорошо жить в любви». Любви не свойственно жить в себе, любовь должна изливаться во все стороны, вокруг себя, как сказал отец Николай Гурьянов в свое время, когда его спросили: «Что вы пожелаете?» – «Любвеобильности ко всему, что нас окружает». Так вот, есть злоба диавольская на любовь человеческую, и страдания, собственно, и происходят от того, что идет война против любви.

Замечательное «Слово о страдании» есть у отца Иоанна (Крестьянкина). Я не могу удержаться, чтобы не прочитать его полностью:

«»Злостраждет ли кто из вас, пусть молится”. – Послание Иакова апостола. Как только ты почувствуешь себя страдающим, телесно или душевно, – вспомни, что ты не один страдаешь. Всякое страдание имеет некий высший смысл. Ты не один страдаешь, страдает вокруг тебя весь мир.

Все страдает и мучается – то в беззвучной тишине, скрывая свою боль, замалчивая свою скорбь, то в открытых муках, которых никто и ничто не может утолить. Страданий нам не избежать. Естественно желать, чтобы они были не слишком велики. Но надо учиться страдать достойно и одухотворенно. В этом великая тайна жизни. В этом искусство земного бытия.

Чем утонченнее человек, чем чувствительнее его сердце, чем отзывчивее его совесть, чем сильнее его творческое воображение, чем впечатлительнее его наблюдательность, чем глубже его дух – тем больше он страдает, тем чаще его посещает в жизни боль, горечь и грусть. Но мы часто не думаем об этом, не постигаем, что лучшие люди страдают больше… И когда на нас изливается поток лишений, муки, скорби и уныния, мы пугаемся, считая это «неожиданным”, «незаслуженным” и «бессмысленным”.

Надо уметь не прислушиваться к своей боли, а противопоставлять ей духовную сосредоточенность

Но страданию дана великая очистительная и воспитательная сила, ибо страдание пробуждает дух человека. (Не только от теплохладности человека пробуждает.) В нем закаляется стойкость человека, его мужество, самообладание и сила характера. Без страдания нет ни истинной любви, ни подлинного счастья. Тот, кто хочет научиться свободе, должен преодолеть страдания. (Я часто, кстати, размышляя над этим, думаю: «Господи, какие страдания! Нам хотя бы научиться преодолевать дискомфорт – и это уже некоторое совершенствование!) Простой народ знает эту истину и выражает ее словами: «Посещение Божие”. Человек, которому послано страдание (видимо, и болезнь) должен чувствовать себя не обреченным, но взысканным и призванным: ему позволено страдать, дабы очиститься. Поэтому мы не должны уклоняться от нашего страдания, спасаясь от него бегством или обманывая себя. Не следует и бояться страдания, ибо бремя страдания состоит на одну треть, а иногда и на добрую половину из страха перед страданием. (Кстати, я часто это говорю: нужно избегать двух вещей: не мучить себя тем, что уже прошло, и не мучить себя тем, что еще не наступило.) Не подобает делать человеку и обратное, то есть вдаваться в страдание (то есть самому куда-то лезть). Человек должен нести свои страдания спокойно, уверенно, смотря на них как на путь к совершенствованию, как лестницу духовного очищения. Если человеку дана телесная болезнь, то он должен сделать всё, чтобы исправить ошибки и устранить или облегчить боль, сколько можно. В то же время надо углубить свою духовную жизнь, чтобы ее горение отвлекло жизненную энергию от телесной боли. Надо уметь не прислушиваться к своей боли, не думать все время о ней, а противопоставлять ей духовную сосредоточенность. Если кто скажет, что не умеет этого, то пусть молится, чтобы дал Господь на это силы.

Молитвой лечатся и более тяжелые и мучительные страдания. Молитва – это зов о помощи Тому, Кто зовет к Себе через страдания. Совершить это никто не может «за меня» или «вместо меня». Может помочь другой человек своим советом. Помогает Господь Своею силой. Но свое очищение совершить, пользуясь всеми данными, может только сам человек. Помочь ему в этом и призвано страдание».

Кстати, это именно и есть то, что предлагает пословица: у кого что болит, тот о том и говорит. Но особенно-то часто об этом говорить не следует. Да, можно что-то выяснить для того, как поступить. Но жизнь-то идет. И видите: страдание названо участью лучших людей. Как прекрасно сказано: «Тебе позволено страдать, дабы очиститься»!

Это и к болезням относится. Вспоминается и ответ преподобного Нифонта Кипрского (в начале января по новому стилю его память). Он тяжело страдал. В молодости вел жизнь не очень хорошую, и хотя был воспитан как православный, но увлекся новыми друзьями, нехорошие товарищества завел… И вот как-то один из его друзей сказал ему: «У тебя такое лицо темное!» Он ужаснулся, подумал: а какая же тогда моя душа? Начал подвизаться и достиг большой духовной высоты. Но в конце жизни тяжело страдал. Святитель Афанасий Великий спросил его: «Есть ли от страданий какая-то польза человеку?» И преподобный ответил: «Как же! Как золото очищается в огне от всех примесей, так же человек очищается от грехов в болезни».

Поэтому сказано: дабы очиститься. Человек очищается. С этим и притча о блудном сыне тоже связана. И человек, испытавший страдание, потом более другому сочувствует, потому что знает, что это такое.

Конечно же, если бы люди старались не грешить, то не было бы ни болезней, ни страданий. Но, увы, люди сами себя наказывают – сама себя кума бьет, что нечисто жнет. Присутствие в мире страданий и болезней напоминает нам о том, что есть место, где несть болезнь, ни печаль, но жизнь безконечная. Вот туда нужно готовиться, об этом думать. А это всё пройдет, как проходит всё, словно сон.

Протоиерей Валериан Кречетов. Фото: Православие.Ru

– Батюшка, часто болезни, к примеру, ставят православным в упрек, говорят такие вот провокационные слова: «Посмотрите-ка, какие у вас святые: они всю жизнь Богу посвятили, а Бог их и наказывает – болезнью и страданиями». Что можно ответить на эти упреки?

– Первое: святые молятся за нас грешных. Если Господь, пострадав за нас, – а Он страдал за нас! – прощает нам грехи, то и молитвами святых Господь нам прощает, а за нас они терпят.

Слово «наказание» означает «научение». Болезнь – учит

И второе: что такое «наказывает»? Тут есть некоторый момент, который часто неправильно трактуют. Слово «наказание» в славянском языке означает «научение». Есть такие слова в Чине отпевания: «Наказав прежде многими чудесы и знаменьми мене, заблуждшаго, напоследок Самого Себе истощил еси, яко сострадателен, и, поискав, обрел и спасл еси». «Наказав», то есть научив – всякими примерами, всякими чудесами Своими. Болезнь – учит. Она учит, потому и сказано: «Кого Бог любит, того наказывает». И что ж спрашивать, зачем Бог, кого любит, того и наказывает? Тут и ответ: значит, любит.

– Скажите, пожалуйста, батюшка, а как научиться терпению в скорбях, когда кажется, что скорби уже невыносимы?

– Терпение… У апостола Иакова в том послании, из которого отец Иоанн цитату взял, есть такие слова: «У кого не хватает мудрости, пусть просит мудрости у Бога» (ср.: Иак. 1: 5). Я как-то встретил батюшку Иоанна у отца Сергия Орлова (я тоже тогда к нему приехал), и он спрашивает меня: «Знаешь такую цитату?» Говорю: «Знаю, я с детства в Церкви».

Соломонова мудрость-то что? Это – терпение. И терпение – это то, о чем как раз и сказано: «Радуйтесь, когда попадаете в искушения различные». Искушение соделывает терпение, а терпение – искусство: искусство жить. Это искусство жить и не грешить. Ни самому не раздражаться, ни других не раздражать. И это высшая духовная мудрость, как поступать так, чтобы и самого себя уберечь, свою душу уберечь от греха в этих обстоятельствах, и другого душу тоже отвести от греха.

Есть такое изречение: скорбь или болезнь посылается до тех пор, пока она не принесет пользу. Нужно через терпение этой скорби, этой болезни научиться спокойно жить с ней. Один человек интересную вещь о себе рассказал. У него были камни в почках. А это очень болезненно, когда камень выходит. Когда у него случился первый приступ этой почечно-каменной болезни, ему «Скорую помощь» вызвали. Но прошел приступ – легче стало. В следующий раз он уже думает: потерплю. Приложил что-то, перетерпел. А в третий раз приступ случился, когда он красил крышу: докрасил – и приступ кончился. Так болезнь у него и прошла. «И как будто что-то потерял», – говорит. А потом у него стала болеть спина… Человек очень интересный, очень образованный, духовный. Рассказал такую вот историю из своей жизни. Так что болезнь поначалу воспринимается тяжело, а потом уже легче.

И еще историю расскажу. У Бориса, Царствие ему Небесное, сына диакона Венедикта, была пляска Витта. Он таким родился. И вот он все мучился, хотел понять, почему с ним такое, почему он не может бегать… Потом узнал: когда его отца посадили, мать, в то время беременная им, так переживала, что на нем эти ее переживания так вот отразились. У них было еще восемь человек детей. Все здоровые, а он родился больным. Он ненавидел даже власть. Старался вылечиться, но ничего не помогало. А потом он смирился и годам к 60 (я как раз с ним познакомился в это время, а дожил он до 80 лет) дошел до такого состояния, что говорил: «Если бы мне теперь сказали: «Хочешь быть здоровым?”, я бы ответил: «Не хочу”». Вот свидетельство! А к нему уже и люди стали приходить за советом (он в Апрелевке жил). Царствие ему Небесное.

Конечно, есть болезни очень мучительные, но обычно они долго, годами-то не длятся. Да и передышки все-таки иногда бывают – Господь дает какую-то возможность передохнуть. Хотя это уж как Господь изволит.

– Батюшка, Оптинские старцы напоминали нам о том, что нужно научиться смотреть на скорби сквозь призму вечности…

– Совершенно верно. Это преподобный Амвросий Оптинский говорил, что всё надо видеть взглядом оттуда. Существенная правда! На всё нужно смотреть как на лествицу духовного восхождения. Всё, что здесь нам посылается, это и есть та самая духовная школа, которая ведет нас к экзамену в Царствие Небесное.

– Хотел бы процитировать вам слова петербургского священника протоиерея Василия Ермакова: «Послушаешь иногда человека, и кажется, что перед тобой Иов Многострадальный, а посмотришь на него – красивый, румяный, хорошо одетый». Как разобраться в себе, надуманная скорбь меня одолевает или реальная? Как понять, действительно ли человек страдает или его «трагедия» кажущаяся?

– Говорят: нет дыма без огня. А вот насколько дым от количества огня зависит, это вопрос сложный. Человек ходит и коптит, дым вокруг, а огня нет – тление одно.

Считать свои скорби какими-то исключительными – это некая мания величия, только наизнанку

Преподобный Амвросий Оптинский говорил: «Иногда бывает такое: ты его пальцем тронь, а он уже кричит: «Кожу дерут!”» Часто человек свои переживания – и это, между прочим, довольно распространенное явление – считает какими-то исключительными. Мол, у него – так, как ни у кого еще не было. Это некая мания величия, только наизнанку. Есть такое выражение: человек как дробь, где числитель – это то, что он есть, а знаменатель – то, что он о себе думает. И чем больше он думает о себе – или о своих достоинствах, или о своих переживаниях, – тем меньше абсолютная величина дроби. В себе-то разобраться нужно. А для этого нужно молиться.

Я недавно стал свидетелем такой истории. Один из моих внуков порвал струну на скрипке. Мама расстроилась, потом говорит младшему: «Вот видишь, что братья натворили! Что с ними делать?» Он и сказал: «Надо разобраться». А ему 3 года. И что первое? «Мама, принеси икону. Нужно молиться». Вот пример, как в себе разобраться. Молиться нужно – и Господь поможет разобраться. А то у нас так: чужую беду руками развожу, а к своей ума не приложу.

А в ком сколько чего, это один Бог знает. Один раб Божий, когда к нему привели бесноватого и просили сказать, кто праведник, а кто грешник, отвечал: «Грешник – это только я, а праведников один Бог знает». Батюшка, думаю, так пошутил. Народ у нас с юмором. Все-таки несчастный пришел, скорбь такая…

Переживания разного характера бывают: бабуська какая-нибудь рада, что у нее денег хватило до пенсии, а у кого-то – переживания, что не тот «мерседес» или угнали «мерседес», а третий потерял виллу в Италии или на Кипре… А иногда человек считает, что все должны ему служить, и вдруг кто-то, как ему кажется, повел себя не так. И он: «Это оскорбление, унижение…» Так что это вопрос сложный.

– Часто вспоминаются слова Спасителя: «В мире скорбни будете» (Ин. 16: 33)…

Вот при этом условии – при безропотном несении скорбей, да еще с благодарностью Богу – дается нам награда

– Совершенно верно. Сказано: «Многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие» (Деян. 14: 22). Но, как мы уже говорили, скорби и болезни очищают от грехов при безропотном их восприятии. Это общий закон. Вот при этом условии – при безропотном несении скорбей, да еще с благодарностью Богу – дается нам награда. А Иов не только не роптал, но еще и говорил: «Бог дал, Бог взял. Буди имя Господне благословенно». И еще в этой жизни Господь ему воздал, не говоря уже о будущей.

– В каждой повседневной ситуации желательно произносить эти слова?

– Конечно! И те, о которых написал святитель Иоанн Златоуст: «Слава Богу за всё!» Особых пунктов нет. За всё!

– Хотелось бы, чтобы вы обратились к нашим читателям и зрителям со словами напутствия, связанными с такой серьезной темой, как страдания.

– А совет уже дал один человек – я напомню: мой внук, который сказал: «Икону принеси». Помолиться, а если есть возможность – сходить в храм Божий.

Надо начать ходить в храм Божий, и тогда всё предстанет в ином свете. По крайней мере не в таком мрачном, в каком мы обычно представляем себе мир. Потому что, действительно, как сказал один раб Божий некоему желающему получить поучение: «Лучше я буду в аду с Богом, чем в раю без Бога».

– Спасибо большое, отец Валериан, за ценные наставления, за слова, которыми вы нас сегодня так утешили и укрепили.

– Спаси, Господи.

Почему Бог Позволяет Страдать?

Джастин был типичным десятилетним мальчиком. Ему понравились Leggos, поезда, и смотрение телевизор. У него были красные волосы, веснушки, и огромная улыбка. Джастин был великим ребенком, и все любили его. Из-за рака он не жил, чтобы видеть его одиннадцатый день рождения. Его мама Мэри, которая наблюдала, что он пострадал в течение многих месяцев, держала своего сына в ее руках, когда он умер. Каждый день, в течение прошлых двух лет, она жила с горем ее потери и воспоминаниями о страдании Джастина.

Эта проблема страдания — самый общий аргумент против религии. Люди часто спрашивают, «Если есть Бог любви, почему Он заставляет людей пострадать?»

Я твердо полагаю, что Бог не вызывает болезнь или боль. Он не заставляет людей повредить, и Он не хочет, чтобы они пострадали. Жизнь Иисуса доказала это. Он вылечивал людей; Он не делал их больными. Да ведь тогда, так многие в боли?

Нет никакого легкого ответа. Чтобы попробовать и понять, я отстраняюсь и смотрю на большую картину. Бог сделал все прекрасным. Тогда человек грешил, и то совершенствование было испорчено. Теперь мы живем в мире, где зло имеется в большом количестве. Мы являемся подлежащими злым действиям греховных людей и к естественным последствиям тех действий. Это нисколько не, что Бог предназначал для мира, который Он создал.

Бог может и действительно вмешиваться в некоторые события, но почему не другие? Только Он знает, что ответ, но Библия учит, что будет время, когда Он положит конец ВСЕЙ смерти, печали, боли, болезни, и страданию.

Ниже немного возможных причин, что люди страдают.

1) Мы делаем вещи самостоятельно, которые вызывают нас боль. Мы не едим право, таким образом у нас есть сердечные приступы. Мы ездим быстро, таким образом у нас есть несчастные случаи. Мы курим, таким образом мы получаем рак. Мы начинаем войны, мы ломаем законы, мы не показываем любовь нашему собрату. Большая часть горя в этом мире, мы приносим на нас непосредственно нашими собственными действиями.

2), Но что относительно невинных детей, которые не ответственны за их страдание? Почему они заболели? Это — жесткий вопрос. Что я знаю, наверняка то, что, когда Бог создал этот мир, Он намеревался для нас иметь сильные, здоровые тела и свободу от боли и страдания. Когда зло вошло в картину, оно принесло с этим страдание. Это не должно сказать, что люди страдают из-за их собственных личных грехов, обязательно, но мир изменен, должен грешить, будучи частью мира. Иисус сказал, «В этом мире, у Вас будет несчастье.»

Так же, как в случае с Работой, я полагаю, что злые силы нападают на нас и вызывают большое страдание в попытке заставить людей обвинять Бога и отворачиваться от Него. (Работа 2:3-9)

3) Бог дает нам права как людям. Поскольку Он позволяет нам выбирать для нас непосредственно, как мы будем жить, Он должен был также позволить нам свободу грешить. Это означает, что Он должен был позволить последствия наших поведений, также. Некоторые из тех последствий — болезни, вызванные токсинами, несчастные случаи, вызванные опасными поведениями, и стихийными бедствиями, вызванными вещами как изменения в озоновом слое, который мы вызвали.

4), Хотя некоторые люди думают, что Бог наказывает нас, заставляя нас пострадать, Иисус сказал, что слепой человек, которого Он излечил, родился слепой, не из-за его греха или греха его родителей, но, «что работы Бога должны быть показаны в нем.» (Джон 9:3) Бог не вызывал слепоту, но Он использовал ее, чтобы показать Его власть всем, кто видел, что Иисус излечил человека.

5) Другой возможный Бог причины позволяет страдать, то, так, чтобы наша вера в Него росла, наше сострадание к другим увеличится, и мы будем более приспособлены поощрить других людей причинения вреда (2 Послания к коринфянам 1:3-5).

6) римляне 1:22 говорят, что Бог передает непослушным людям к их собственной глупости. Он позволяет нам идти, надеясь, что мы возвратимся к Нему после того, как мы поразим основание и видим ошибку наших путей. Предоставление Его разрешения не является тем же самым как порождением проблемы. Бог не заставляет людей упрямо отказываться следовать за Его путем. Он не хочет, чтобы мы пошли когда-либо глубже в деградацию, но Он действительно разрешает нам иметь свой путь, когда мы настроены выбрать наш собственный путь.

НО МЫ НЕ БЕЗ НАДЕЖДЫ:

Хотя этот мир больше не прекрасен, Бог создаст прекрасный мир однажды на небесах. Он избавится от всего, что не ЕГО. Страдая, грех, боль, слезы и смерть не ЕГО. «Когда скоропортящееся было одето с неувядяющим, и смертный с бессмертием, тогда высказывание, которое написано, осуществится: ‘Смерть была проглочена в победе.'» (1 Послание к коринфянам 15:54)

У нас есть НАДЕЖДА, что все страдание будет уменьшено, когда мы пойдем, чтобы потратить вечность с Богом. Но это обещание вечного счастья только для тех, кто знает, служит, и любит Его.

Бог не вызывает страдание; Сатана делает. Когда мы становимся сердитыми на Бога, это точно, что хочет Сатана. Обвиняя Бога в зле, мы фактически следуем за тем, кто ответственен.

«Самоуправляться и тревога. Ваш враг дьявол бродит вокруг подобный ревущий лев, ища кого-то, чтобы пожрать. Сопротивляйтесь ему, твердо стоя в вере, потому что Вы знаете, что Ваши братья во всем мире подвергаются тому же самому виду страданий. И Бог всего изящества, который назвал Вас к его вечной славе в Христе, после того, как Вы пострадали некоторое время, Самостоятельно восстановит Вас и сделает Вас сильными, устойчивыми и устойчивыми.» (1 Питер 5:8-11)

Наши души имеют большее значение Богу, чем наши тела. Хотя Он заботится о нашем физическом страдании, излечивая нашу душу более срочен, потому что это — душа, которая живет навсегда. Наши отношения с Богом — то, что определяет, где та душа тратит вечность. Если только те, кто страдает здесь на земле, искали бы Бога и истинное заживление (души), что Он предлагает!

В этом мире плохие вещи случаются с хорошими людьми. Те, у кого есть личные отношения с Богом, более приспособлены справиться. Мы можем жить без страха, даже при том, что мы не знаем то, что держит будущее, если мы знаем тот, кто держит будущее в Его руках. Когда мы обнаруживаем, что великий Бог любви имеет для нас, мы можем отпустить страха.

Псалом 27:1 говорит, что «Бог — мое спасение. Кого я буду бояться?» Иисус одерживал победу над смертью, и Он один может спасти нас от вечной смерти. Он может также видеть нас через все испытания жизни и принести нам благополучно в небеса.

У меня нет всех ответов. Я только надеюсь, что, в разделении, что я изучил через свой собственный опыт, я помог Вам чувствовать больше в мире, зная, что Бог имеет окончательный контроль при каждом обстоятельстве. Он ХОРОШ, независимо от того какое зло случается с нами. Мы можем доверять тому, кто полон сострадания и любит нас больше, чем мы можем вообразить. Без того знания я не знаю, как любой мог справиться с испытаниями жизни.

Никто не может успокоить глубины наших печалей кроме Бога. Я убежден, что, если Вы читаете Его обещания в Библии, Ваше сердце будет поощрено.

В этой книге автор комбинирует надежду с юмором, догоняя ее собственный опыт проживания с хронической болью и депрессией в течение тридцати лет. Она открывает свою жизнь и свое сердце, чтобы разделить каждодневные события, и Бог уроков преподавал ей от них.

«Испытания всегда посылаются Господом, как свидетельство Его любви», — игумен монастыря Ксенофонт архимандрит Алексий

Игумен монастыря Ксенофонт архимандрит Алексий специально для сайта Благотворительного фонда «Православное наследие Украины на Святой Горе Афон» рассказал о том, с каким сердцем приезжают и какие мысли привозят на Афон паломники, дал мудрые наставления, как украинцам пережить тяжелые времена, и благословил работу фонда.

В Украине сейчас сложилась очень сложная экономическая и политическая ситуация. Такое ощущение, будто Бог посылает нам испытания. Как, на ваш взгляд, в чем причина всех невзгод, которые происходят в нашей стране?

Испытания всегда посылаются Господом, как свидетельство Его любви. Через испытания Он хочет помочь нам расти духовно и совершенствоваться, пробудиться при духовно-нравственном падении. Таким образом Он показывает, что наша жизнь наполнена тленными вещами, что мы сбились с пути нашей веры, поставили перед собой совсем иные цели, ведь главная наша цель, как сказал Христос, это, прежде всего, поиски Царствия Божьего и милости Его, и все необходимое Господь нам даст, и Господь нам дает это. Но мы почему-то охотимся только за материальным достатком. Следовательно, нам посылаются великие испытания и трудности, потому что в своей жизни мы Бога оставили в стороне. В этом наше большое заблуждение. Потому через испытания и трудности нам надо снова найти правильную дорогу и вернуться на путь покаяния, и через наше покаяние Господь даст нам свою благодать.

Из-за безработицы и экономического упадка некоторые люди стали больше обращаться к Богу (ожидая помощи и вразумления), другие – наоборот отвернулась от Господа? Какое напутствие вы дали бы первым и вторым?

Я думаю, что этот выбор самый худший. Поскольку без Бога человек не может решить свои проблемы. А когда человек имеет веру, надежду и доверие к Богу, тогда он черпает силы от данной ему Божественной благодати. И эти силы помогают ему противостоять проблемам и трудностям. Верующий в Бога – сильный человек. Тот, кто не верит, порабощается отчаянием, унынием, печалью, разочарованием, он не видит света, поскольку ему не хватает Христа. И я думаю, что в период экономических трудностей нам необходимо более энергично трудиться и работать на земле, данной нам Богом. Ведь сказал Господь, что от плодов ее мы будем питаться. Через наши старания и труд Господь нам даст силы в нынешних испытаниях, но нам надо прекратить заблудшую и неправильную жизнь. Только через работу и труд мы сможем выйти из жизненного тупика.

В последние несколько лет изменились ли вопросы, мольбы, проблемы, радости, с которыми люди приезжают на Афон?

Скажу вам по правде, что в последние годы люди приезжают на Афон взволнованными, полными проблем. Они не знают, что будет завтра. Такая ситуация их приводит к неуверенности и незащищенности. Однако те, кто приезжает на Афон, понимают, что благодаря общению с монахами, благодаря литургиям, агрипниям и молитвам они видят, что надежда – это Господь, что с помощью Божию и личными стараниями, они смогут пережить трудные годы. Таким образом Афон посылает человечеству послание, полное надежды и молитвы. Это сила, которая нам дается, чтобы мы достигли успеха в своих хороших делах.

Для чего и с каким сердцем люди приезжают на Афон?

Афон – это место молитвы, покаяния, аскезы, а также и труда. Афонская братия здесь трудится как духовно, так и телесно. Святые отцы говорят, что молитвой мы обретаем спасение, а от труда питаемся. Потому люди, приезжающие на Афон, берут пример у монахов. Многие приезжают увидеть святыни: чудотворные иконы и святые мощи, к которым можно приложится; приезжают исповедаться, чтобы начать новую страницу в своей жизни. Многие паломники скидывают с себя всю свою скверну и становятся чистыми, тем самым они начинают новую страницу в своей жизни, когда покинут Афон. Есть люди, которые приезжают на Афон, просто посмотреть. Но Господь, который любит каждого, посеет новое зерно в душе каждого человека. После паломничества на Афон это зерно сможет прорасти и помочь человеку.

Как человеку найти в себе силы? Как не сбиться с верного пути, когда он оказался в сложной ситуации? Сейчас в Украине многие люди потеряли свой дом, остались за чертой бедности.

Трудно все это слышать. Но я думаю, что в таких случаях необходима как государственная поддержка в восстановлении потерянного, так и помощь со стороны Церкви. Церковь не должна оставлять нищих и брошенных людей. Но должно также быть и взаимопонимание между каждым человеком. Тот кото имеет возможность помочь обездоленному, пусть не самодовольствуется, что имеет. Это хороший поступок помогать бедным. Пусть они знают, что за это получат великую награду от Бога. Их роль в обществе очень важна, помощь человеку является неоценимой. В глазах Божиих сочувствие, помощь, поддержка тех, кто в этом нуждается, является великим приношением. В наше время просто необходимо помогать страждущему человеку, который потерял все, что имел в своей жизни.

Какие наставления вы дали бы молодежи, подрастающему поколению, детям? Чему им стоит учиться?

Родители к сожалению думают о тот как дать детям образование, как им помочь, чтобы найти хорошую работу. Тем самым они переживают за их материальный достаток. Это все безусловно необходимо, но то, что родители должны оставить в наследие своим детям – это вера, поскольку только благодаря вере они смогут противостоять житейским трудностям и искушениям. Если человек не имеет веры, он подобен перу, которое ветер бросает в разные стороны. Но совсем по-другому у верующего человека. Верующие молодые люди могут создать хорошую семью, их поступки будут хорошими. Для них целью есть не рестораны и клубы, места, которые им только вредят, а святой храм. В этом должны заключаться их приоритеты.

Каких основных духовных правил стоит придерживаться верующим мирянам?

Думаю, люди, которые имеют веру и благоговение, имеют великую силу, чтобы постоянно участвовать в таинствах Церкви, в исповеди, евхаристии. Они имеют непосредственное отношение к церковной жизни. Эти люди имеют истинное общение и любовь между собой.

В Украине мы создали фонд для популяризации и развития Афона, чтобы максимальное количество людей узнали об этом чудесном месте. Как вам кажется, что может привнести фонд в жизнь каждого человека, чем он мог бы заниматься, чтобы это принесло пользу.

Люди, приезжающие на Афон, имеют прямой опыт знакомства с этим святым местом, и паломничество им очень помогает в духовной жизни. Вы можете на своем сайте размещать жизнеописания афонских подвижников благочестия как прошлого, так и современности, например, о таких как Преподобный Паисий. Также тексты, которые могли бы быть практичными для христианской жизни. И, конечно же, просветительские статьи, которые могли бы рассказать, что такое Афон, рассказать о его истории, о традициях. Афон – сокровищница, наполняемая на протяжении столетий, это богатый удел Пресвятой Богородицы. Афон хранит и придерживается всех своих традиций православной веры и молитв, несет любовь и мир. Вы видите, что здесь подвизаются люди из всех православных стран, мы подобны здесь единой душе. Веками на Афоне подвизались греки, россияне, украинцы, болгары, румыны, сербы, грузины и это о много говорит. Это пример того, как все люди мы могут быть единым во Христе. Но когда мы удаляемся от Христа, мы можем увидеть, что мы становимся, словно разбросанные камни. Поэтому Ваше приношение этому миру пусть будет Вашей миссией с помощью Интернета, чтобы еще больше рассказать об Афоне и о Православии и о чем нас учат святые отцы Церкви. Благодаря вашим трудам многие люди, захотят вживую познакомится с афонской традицией, с духовностью, которые Афон так бережно хранит. Это очень важно!

Какие пожелания и благословения вы дали бы нашему Фонду?

Ваша цель – очень хорошая! Мне очень радостно слышать о вас. Я желаю, чтобы Господь, Божья Матерь Одигитрия вас вела, чтобы молитвами Великомученика Георгия открылся вам путь к успеху. Работа это богоугодна. Будьте внимательны, не забывайте, что на вас лежит особая миссия. Ваш фонд ставит перед собой благие цели, которые важны для духовной жизни. Цель есть вера, любовь к ближнему. Ваш Фонд основан на христианских ценностях. Я желаю всем сотрудникам вашего Фонда благословения Господа нашего Иисуса Христа и Пресвятой Богородицы, предстательства Святого Георгия и Преподобного Ксенофонта, пусть они Вам помогают. Пусть все дела ваши совершаются в Духе Божием. Желаю также здоровья и терпения в реализации всех ваших целей.

Геронда, спасибо вам большое за теплую беседу.

Благословение Господне с вами!

[ad01]

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *