Что значит – поклоняться Богу в Духе и в Истине?

В Писании неоднократно говорится о поклонении Богу. Сам Господь определил, что Он хочет поклонения в Духе и в истине – «Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине.» (Ин. 4:24). Кроме того, Богу поклоняются как в храмах, так и дома. Что значит – поклоняться в Духе и в Истине. Как разобраться, какое из поклонений является более важным и правильным? Что говорит нам Писание о самой сути поклонения Богу?

Действительно, важно поклоняться Богу так, как хочет Он, а не так, как мы имеем представление. На самом деле, поклонение – это поклонение сердца. Бог сердцеведец, Он видит нашу внутренность, судит намерения сердечные. Бог хочет, чтобы мы изменились сердцем. Снаружи можно делать много религиозных вещей: поклоняться в большом храме и даже в Иерусалиме, исполнять множество заповедей, но в сердце – не поменяться и остаться прежними. Богу не нужно такое служение, Ему нужно служение в Духе и в Истине, потому что «Бог есть Дух…» (Ин 4:24)! Бог хочет, чтобы мы служили Ему сердцем – сердечными намерениями, искренне, а не просто заученными молитвами или плановыми добрыми делами. Если мы обратимся к Господу, чтобы Он изменил наше сердце, и скажем: «Сердце чистое сотвори во мне, Боже, и дух правый обнови внутри меня.» (Пс. 50:12), Он сделает это, потому что просим по воле Его. Господь сказал: «И дам вам сердце новое, и дух новый дам вам; и возьму из плоти вашей сердце каменное, и дам вам сердце плотяное. Вложу внутрь вас дух Мой и сделаю то, что вы будете ходить в заповедях Моих и уставы Мои будете соблюдать и выполнять.» (Иез. 36:26,27). Если мы изменимся сердцем внутри самого себя, то изменится и наш внешний мир, все вокруг поменяется! Видимый мир – это производное нашего невидимого сердца. Все что происходит внутри нашего сердца, – потом происходит в реальном, видимом мире. Поэтому, написано: «Больше всего хранимого храни сердце твое, потому что из него источники жизни.» (Прит. 4:23).

Чем отличаются козлы от овец в Евангелии от Матфея 25:32? Козлы ведь не грешили, они были в стаде Господина, у них был один Пастух – Иисус Христос. Но, они не творили дел любви, дел добра – потому что у них не было этого в сердце. А овцы – накормили, напоили, посетили – потому что это было у них в сердце. Если в сердце есть желание творить добро, любить, жертвовать, отдавать, миловать – это и значит – поклоняться в Духе и в истине.

Добро можно творить, если ты добрый сердцем!

Смиряться можно, только если ты смирен сердцем!

Любить можно, только если в сердце есть любовь!

Можно быть миротворцем, если есть мир в сердце!

Можно радоваться в скорбях, только если в сердце есть радость!

По поводу того, где поклоняться, то Бога вообще не интересует наружное поклонение: в храме ли, на горе ли? «Иисус говорит ей: поверь Мне, что наступает время, когда и не на горе сей, и не в Иерусалиме будете поклоняться Отцу. Но настанет время и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе. Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине» (Ин. 4:21,23,24).

Поклоняться в Духе – это когда после того, как мы уверовали, Бог внутри нас пребывает Духом Святым, и Он создает в нашем сердце желание: «… производит в вас и хотение и действие по благоволению.» (Флп. 2:13).

Если мы идем на молитву по плоти, то у нас всегда получается монолог – мы говорим к Богу, но никогда не слышим ответа. Потому что Бог есть Дух и отвечает Он в Духе. Постепенно мы привыкаем к тому, что не получаем ответ, и уже даже не ждем ответа, и молимся так – автоматически, потому что нужно же все-таки молиться. Это не молитва, потому что в сердце не было благоговения перед Богом, не было общения с Богом: потому Он и не отвечает на молитвы.

Когда мы уверовали в Иисуса Христа, когда мы отдали Ему душу, посвятили Ему свою жизнь, – то мы получили начаток Духа Божьего. Дух Божий в нас – это отношение с Богом. И вот это отношение нужно возгревать: через Слово Божье, через молитвы, через служение другим людям. Написано: «Но имею против тебя то, что ты оставил первую любовь твою.» (Откр. 2:4): Бог хочет, чтобы мы общались с Ним в любви! Если нет Духа, нет любви, нет благоговения в молитве, – то это просто лицемерие! Иисус говорит нам: «… знаю твои дела; ты ни холоден, ни горяч; о, если бы ты был холоден, или горяч! Но, как ты тепл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих.» (Откр. 3:15,16).

  • Shares

Мы привыкли, что каждое воскресное служение начинается с песен прославления и поклонения, однако не стоит думать, что это и есть все определение поклонения. Истинное поклонение Богу включает намного больше, чем красивую музыку и правильно подобранные слова.

Дарлин Чек, лидер прославления церкви «Хиллсонг» в Австралии

Дарлин Чек отметила: «К сожалению, слово поклонение постоянно сводится к нескольким красивым песням, от которых нам становится хорошо. Но это даже не отправная точка для истинного поклонения. Истинная жизнь поклонения включает в себя все наше существование (Римлянам 12:1-2). Музыка, мелодия, искусство, танец, творчество – все эти вещи озвучивают тайну и скрытую глубину человеческого сердца. Наши молитвы и духовный путь, которые выливаются в песни, позволяют сердцу выразить себя через что-то ощутимое».

Клайв Стейплз Льюис, известный богослов и писатель

Клайв Стейплз Льюис писал, как стоит правильно относиться: «Книги или музыка, в которых, как мы думаем, заключена красота, предадут нас, если мы полагаемся на них; красота была не в них, она только проявилась через них, и через них проявилось желаемое. Эти вещи – красота, память нашего прошлого – хорошие образы того, что мы на самом деле желаем; но, если по ошибке принять их за само желаемое, они превращаются в бессловесных идолов, разрушающих сердца тех, кто им поклоняется. Потому что они сами не являются чем-то значимым; они только аромат цветка, который мы не нашли, эхо мелодии, которую мы не слышали, новости из страны, где мы не бывали».

Терри Терри, директор по обучению музыкальной академии Международного дома молитвы IHOP-KC

Проблема с нашим пониманием поклонения в том, что это не библейское понимание.

Сергей Головин, президент Христианского Научно-апологетического Центра, Украина

Сергей Головин, президент Христианского Научно-апологетического Центра, президент международного просветительского общества «Человек и христианское мировоззрение», декан Межвузовского факультета апологетики христианства, член редакционной коллегии журнала «Богословские размышления»:

«Петь, наверное, любят все. Не все, правда, умеют это делать, но многим это не мешает слыть звёздами эстрады. Иные же, умея петь, позволяют это себе лишь в дУше, когда уверены, что их никто не слышит.

Зачем люди поют? Чем больше я задумываюсь над этим, тем больше убеждаюсь: таково наше предназначение – человек сотворен, чтобы петь. Мы поем, когда нам радостно, и когда грустно – тоже поем. Что-то в нас требует, чтобы мы излили свои чувства в пении. Но даже слушая радостные песни, мы, порой, пускаем слезу. Почему? Этого невозможно объяснить – песня выражает нечто, чего не передать словами.

Да, моя версия такова: человек сотворен, чтобы петь. Более того, мы начали говорить, лишь потому, что разучились петь, и стали говорить прозой, лишь потому, что разучились – стихами. Это – исторический факт. Первая известная нам речь, произнесенная человеком, была именно песней (Бытие 2:23)».

Как поклоняться Богу

Филип Вагнер, старший пастор церкви «Oasis Church» в Лос-Анджелесе, США, основатель служения «Generosity», рассказал, что значит, поклоняться Богу. Поклонение значит, подчинить наши жизни Его воле.

«Итак умоляю вас, братия, милосердием Божиим, представьте тела ваши в жертву живую, святую, благоугодную Богу, для разумного служения вашего» (Рим.12:1).

1. Поклонение значит, сфокусироваться на Боге.

Настоящее поклонение основывается на желании почтить Бога. Оно требует личного откровения от Бога, основанное на Священном Писании. Поклонение не строится на том, что нам нравится или нет. Оно не основывается на наших личных предпочтениях или приоритетах. В центре поклонения – Бог.

2. Поклонение значит, сойти с пути.

Нам нужно научиться, отбрасывать наши переживания, мнения, вопросы и самих себя для того, чтобы мы сумели поклониться с почтением. Все заключается в том, чтобы отпустить. Иногда мы ступаем на путь нашего личного опыта истинного поклонения.

Терри Терри рассказывает о любимом методе личного поклонения

3. Поклонение значит, принести личную жертву.

Прославлять Бога легче, когда все хорошо и мы на вершине успеха. Необходимо принести в жертву собственные чувства и страхи, чтобы мы смогли полностью сосредоточиться на Нем. «Итак будем через Него непрестанно приносить Богу жертву хвалы, то есть плод уст, прославляющих имя Его» (Евр.13:15).

4. Поклонение значит, прославлять Бога перед лицом боли и потери.

Царь Давид продемонстрировал, что значит прославлять Бога перед лицом потери и боли. Его ребенок умер. Он молится и молился, но ребенок все же умер. Сложно представить, через какую боль ему пришлось пройти. Но после этого трагического события мы читаем в Библии: «Тогда Давид встал с земли и умылся, и помазался, и переменил одежды свои, и пошел в дом Господень, и молился. Возвратившись домой, потребовал, чтобы подали ему хлеба, и он ел» (2Цар.12:20). Так важно во времена страданий искать Бога, нежели отворачиваться от Него.

5. Поклонение значит, праздновать то, Кто такой Бог и что Он сделал.

«Псалом хвалебный. Воскликните Господу, вся земля! Служите Господу с веселием; идите пред лице Его с восклицанием! Познайте, что Господь есть Бог, что Он сотворил нас, и мы — Его, Его народ и овцы паствы Его. Входите во врата Его со славословием, во дворы Его — с хвалою. Славьте Его, благословляйте имя Его, ибо благ Господь: милость Его вовек, и истина Его в род и род» (Пс.99:1-5).

И в завершении, стоит помнить, что:

  • Поклонение – это НЕ красивая музыка и слова.
  • Поклонение – это НЕ заученные фразы.
  • Поклонение – это НЕ способ показать себя.

Почему Бог требует, чтобы Ему поклонялись?

Мы можем чувствовать правоту своей веры, но не всегда можем ее объяснить или доказать человеку неверующему, в особенности тому, у кого наше мировоззрение почему-то вызывает раздражение. Разумные вопросы атеиста могут поставить в тупик даже самого искренне верующего христианина. О том, как и что отвечать на распространенные аргументы атеистов рассказывает наш постоянный автор Сергей Худиев в проекте “Диалог с атеистами: православные аргументы”.

Смотрите очередной прямой эфир на странице «Фомы» в Facebook по вторникам в 20.00, во время которого вы сможете задать свои вопросы.

Действительно, требуют себе поклонения только очень больные или очень плохие люди, как правило, это либо безумцы, либо страшные тираны. Мы инстинктивно понимаем, что они делают что-то в высшей степени ужасное — хотя не всегда сразу можем понять что. Библия говорит, что именно: они пытаются узурпировать то место, которое может занимать только Бог. Эта чудовищная, абсурдная и нечестивая претензия вызывает у нас неприятие — и совершенно справедливо.

Именно потому, что никто из них не является Богом и не достоин поклонения.

Поклоняться Богу, значит признавать, что Он нас создал. Как поют спасенные в книге Откровения, «достоин Ты, Господи, приять славу и честь и силу: ибо Ты сотворил все, и по Твоей воле существует и сотворено» (Откр 4:11).

Это также значит признавать, что Он нас Искупил: «достоин Ты взять книгу и снять с нее печати, ибо Ты был заклан, и Кровию Своею искупил нас Богу из всякого колена и языка, и народа и племени, и соделал нас царями и священниками Богу нашему; и мы будем царствовать на земле» (Откр 5:9,10).

Бог, наш Создатель и Искупитель, достоин поклонения. Собираясь в Церковь, чтобы преклониться пред Ним, или преклоняя колени в своей комнате, мы признаем Его Тем, Кто Он есть. Такова реальность: не мы себя создали – у нас есть Создатель; не мы себя вытащили из катастрофы, в которую нас вверг грех, — у нас есть Искупитель; мы не от себя ожидаем вечной жизни — а от Него.

Как говорит псалмопевец, «Воскликните Господу, вся земля! Служите Господу с веселием; идите пред лице Его с восклицанием! Познайте, что Господь есть Бог, что Он сотворил нас, и мы – Его, Его народ и овцы паствы Его. Входите во врата Его со славословием, во дворы Его – с хвалою. Славьте Его, благословляйте имя Его, ибо благ Господь: милость Его вовек, и истина Его в род и род» (Пс 99:1-5).

В основании любого греха лежит отказ признавать Бога тем, Кто Он есть — нашим Создателем и Искупителем, Владыкой, которому по праву принадлежит наша жизнь. Поклонение — это разворот от греха к спасению, от глубокого вывиха, когда мы пытаемся жить так, как будто Бога нет — к должному положению дел, когда мы «познали Бога и возблагодарили Его, как Бога».

Почему Бога надо восхвалять? Зачем это Ему?

В определенном смысле, незачем — у Него нет каких-то нужд, какой-то нехватки, которую бы восполняла наша хвала. Пресвятая Троица — Отец, Сын и Святой Дух — уже обладает всей полнотой любви, радости и общения. Люди, которые ищут славы, обычно хотят восполнить какие-то свои нужды — психологические или социальные, они хотят быть утешены, ободрены, занять более высокое место в социальной иерархии. Это искание славы носит неизбежно конкурентный характер — на всех ее не хватит, знаменитости, получив свою порцию славы, вынуждены уйти в тень, да и само понятие «знаменитости» существует только на фоне других, «незнаменитых» людей. Человек может искать славы потому, что он пуст, и хочет наполнить эту пустоту. Этой пустоты в Боге, конечно, не может быть — Он есть всякая полнота и избыток.

Но в другом смысле Бог ожидает нашей хвалы и радуется ей — потому что Он нас любит.

Мы Ему не безразличны, ему важно, что мы Ему скажем.

В книге «Песнь песней» жених и невеста постоянно восхваляют друг друга, но они делают это не «зачем-то», не чтобы заработать денег или продвинуться по службе, а потому что они любят друг друга и искренне друг другу радуются. Хотя наша человеческая любовь тут может быть только приблизительной аналогией. Она всегда содержит желание восполнить наши нужды за счет другого, но у Бога нет нужд, – только чистая, бесконечная щедрость.

Из этой чистой щедрости Он устанавливает с нами личные, семейные отношения и в рамках этих отношений Ему важно, обращаемся ли мы к Нему. В контексте этих отношений хвала — это не «зачем-то», она не преследует каких-то дополнительных целей, это просто проявление счастливой семейной близости.

В нашем мире можно найти и другие примеры хвалы-восхищения. Мы можем быть поражены гениальностью композитора и выложить ролик в сети, чтобы и другие люди разделили наше восхищение. Мы можем подивиться красоте природы или архитектуры и постараться запечатлеть ее на фотографиях, чтоб поделиться с другими. Нас может глубоко восхитить чей-то подвиг, например, пожарного, спасшего людей из огня — и мы можем поделиться ссылкой на сообщение о нем, именно потому, что мы считаем правильным воздать славу герою и призвать к этому других.

Бог, первоисточник всей истины, добра и красоты в мире, достоин поклонения. Хвала и поклонение, это естественная, необходимая, здоровая и радостная реакция на то, кто Он есть.

Ангелы и святые на небесах исполнены ликующей хвалы — именно поэтому небеса такое радостное место. Восхваляя Бога здесь, на земле, мы присоединяемся к небесному хору.

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *