Фрагмент картины П. Корина "Александр Невский"

Символ России, имя России, великий полководец князь Александр Невский был одной из самых значительных фигур Древней Руси ХІІІ века.

Он был славен и как военный деятель, и как мудрый политик. Его деятельность имела непревзойденное значение для строительства Российского государства. Он навсегда остался в народной памяти. Его любили современники, им гордятся потомки. Сразу после его смерти появилась «Повесть о житии Александра Невского», описывающая жизнь и победы этого великого человека. Кончина князя была большим ударом для всех. Его причисляют к лику святых, а в 1547 году он официально канонизирован.

Святой Александр Невский. Фреска, 1666 г.

В чем же заслуги Александра Невского? Этот благоверный князь, как и все люди, не был идеальным. Были у него свои достоинства и недостатки. Но в веках остались сведения о нем, как о мудром правителе, доблестном военачальнике, милосердном и добродетельном человеке.

ХІІІ век – в истории нашего народа время, когда не было централизованной власти, князья-феодалы правили своими вотчинами и вели межусобные войны. Все это сделало Русскую землю беспомощной перед надвигавшейся опасностью в лице татаро-монгол. В это трудное для Руси время в 1231 году Великим князем Новгорода становится Александр. Но реальной властью обладал его отец, Ярослав Всеволодович, Александр же принимал участие в военных походах вместе с отцом.

Миниатюра из «Царского титулярника», 1672 г.

В 1236 году, когда отец занимает киевский престол, Александр становится полноправным правителем Новгорода. Было ему тогда 16 лет. Уже в 1237-1238 годах орды Батыя разрушили многие русские города: Владимир, Рязань, Суздаль. Особого труда установить свою власть над разрозненными русскими княжествами татаро-монголам не составило. При этом Новгород уцелел, а главную угрозу для него представляли литовские и немецкие рыцари, нападавшие с запада, и шведы – с севера. Уже в двадцатилетнем возрасте Александр возглавил войско в битве со шведами на Неве, состоявшейся 15 июля 1240 г.

Орден Александра Невского

Перед битвой князь долго молился в церкви Святой Софии, потом получил благословение и сказал воинам такие слова: «Не в силе Бог, а в правде. Иные — с оружием, иные — на конях, а мы Имя Господа Бога нашего призовем!» Так за правду, за Русь, за Бога вышел молодой князь на битву и одержал победу, ставшую первой в долгой череде побед великого полководца. С того времени князь Александр стал называться Невским. Как полководец он считался по праву великим, так как не проиграл ни единого сражения.

Памятник Александру Невскому под Псковом

Но не только за военные заслуги он был любим в народе. Его отвага и военная гениальность сочетались с благородством: ни разу Александр не поднял меча на своих русских собратьев и не участвовал в княжеских разборках. Может, это и обеспечило ему народное почитание и славу в веках. Он умел сказать такое пламенное слово своему народу, которое объединяло, вселяло веру и поднимало дух.

Этот воин-молитвенник проявил себя как дальновидный и мудрый государственный деятель. Он защищал интересы не только Новгородского княжества, но и всех северо-восточных земель. Его стараниями Русь и ее самобытность сохранились до наших дней. Ведь именно Александр так выстраивал свою внутреннюю и внешнюю политику, чтобы уберечь русские земли от разрушения. Для этого он не раз выступал послом к хану Батыю от всех русских князей. Он заключал соответствующие мирные договоры как с татаро-монголами, так и с норвегами. Его ясный ум, точные просчеты, желание созидать оказались крайне важны для будущего объединения русских земель вокруг Московского княжества.

Походы князя в финскую землю и поездки в Сарай были полезны не только для укрепления внешнего авторитета Руси. Светлое слово Евангелия было донесено до самого Поморья, а в столице Золотой Орды была учреждена епархия Русской православной Церкви. Таким образом князь был еще и проповедником, который способствовал распространению на земле Слова Божия.

Почему Александра Невского причислили к лику святых?

Христианизацию язычников Востока теперь считают исторической миссией Руси.

Из своей последней поездки князь Александр уже не вернулся. Его смерть сравнивали с заходом солнца для всей русской земли. Умер он 14 ноября 1263 года, а похоронен 23 ноября во Владимирском Рождественском монастыре. Учитывая заслуги князя перед отечеством, царь Петр І в 1724 году приказал перенести его мощи в Санкт-Петербург, где они и хранятся в Александро-Невском монастыре.

После смерти великого князя Александра Невского он был причислен к лику святых. Но слава о нем, его ратных подвигах и благих делах осталась в народе навечно.

Похожие статьи:

  1. Александр Павлович

Метки: Александр Невский, канонизация в лике святых, князь, невская битва, полководец

24.08.2015

Князь Александр, вошедший в историю под именем «Невского» родился в 1221 году в семье князя Переяславль-Залесского Мстислава и его жены Ростиславы. За свою не слишком долгую жизнь правил в Новгороде, Киеве, Владимире. Умер в монашеском звании под именем Алексий в 1263 году.

Почему Александр Невский — святой?

Александр был выдающимся полководцем, тонким дипломатом, что позволяло ему отстаивать интересы Руси в столкновениях с северо-западными врагами и в переговорах с ханами Золотой Орды. Он был инициатором строительства оборонительной линии крепостей, проходившей по рекам Волхов и Ижора.

Одним из самых значительных выигранных сражений под командованием Александра является легендарная битва на Чудском озере (Ледовое побоище) в апреле 1242 года, когда в результате предпринятого смелого манёвра он смог одержать победу над хорошо вооруженными и превосходящими силами  рыцарей-крестоносцев из Тевтонского ордена.  Но своё прозвище «Невский» получил гораздо позже, в XVI веке, в период канонизации, когда в интересах церкви составлялся перечень деяний князя Александра.

Для создания образа небесного покровителя русского воинства было использовано упоминание о незначительной, с точки зрения военной истории, стычке со шведами, произошедшей в 1240 году. О том, что в действительности победа не была масштабной, свидетельствуют документы, вернее отсутствие упоминания о ней в шведских источниках, а также в русских хрониках означенного периода, и даже в первых редакциях житийной литературы об Александре. Описания Невской битвы с красочными подробностями появились гораздо позже.

В «Повести о житии Александра» приводится очень схематичный рассказ о столкновении княжеской дружины со шведами. Исторические имена практически не упоминаются, не указывается точно дата события, зато произведение изобилует большим количеством цитат из Святого Писания, что даёт историкам основание, с одной стороны вообще сомневаться в самом факте битвы, а с другой, говорить о своеобразном  идеологическом заказе русского духовенства.

Окончательно легенда об Александре Невском стала официальной во времена Петра I, по приказу которого в 1724 году святые мощи были перевезены из Владимирского Рождественского монастыря и перезахоронены в Санкт-Петербурге. Мужской монастырь, ставший местом нового упокоения русского князя-воина, получил название Александро-Невского (с 1797 году обрёл статус Лавры). Учреждение ордена «Александра Невского» (1725 г.) соединило имя князя с прозвищем, которое он при жизни не носил.

Рейтинг статьи: 6838 просмотров

Автор: Елена Ткач

В 1246 г. на Руси стоял великий плач.

Почему Александр Невский причислен к лику святых?

Во Владимир из далекого Каракорума привезли тело отравленного там великого князя владимирского Ярослава Всеволодовича. Владимирский престол оказался свободен.

Наиболее авторитетным князем на Руси был старший сын Ярослава — Александр Невский. Его военные победы гремели по всему тогдашнему миру, его дипломатический талант был широко известен. Монгольские правители опасались его. Они приказали Александру прибыть в Каракорум якобы для того, чтобы даровать ему ярлык на великое княжение. Но Александр медлил, понимая, что его ждет участь отца. Во главе сильной дружины он явился во Владимир на похороны отца, что вызвало недовольство монгольских правителей. Они отдали ярлык на великое княжение брату Ярослава Всеволодовича. Затем Батый еще раз позвал Александра Невского в Орду. В послании хана говорилось: «Один ты не хочешь покориться мне. Но если хочешь обезопасить землю свою, то приди скорее ко мне и увидишь от меня честь». Александру пришлось подчиниться. Батый был поражен умом князя и воскликнул: «Истину мне сказали, что нет князя подобного» ему!» С этих пор между ханом и русским полководцем установились уважительные и даже дружеские отношения.

Александр Невский спокойно воспринял интриги Каракорума. И даже не появился в Киеве, а отправился в Новгород и там принялся укреплять границы русских земель. Лишь в 1252 г., когда в Монголии отошли от дел враги Александра Невского, тот получил ярлык на великое владимирское княжение.

Пока Александр был в Орде, Андрей вместе с младшим братом поднял восстание против ордынских завоевателей. Действиями братьев руководило ущемленное самолюлбие Андрея, который всегда находился в тени славы I своего знаменитого брата и теперь, лишившись титула великого князя, бросил ему открытый вызов. Это были два разных подхода к отношениям с Ордой: осторожная, взвешенная, дальновидная политика Александра Невского, который ненавидел Орду, но опасался идти на конфликт с нею, и удалая, нерасчетливая политика Андрея Ярославича. Александр Невский находился в Орде, когда пришло известие, что Владимир, Переяславль и некоторые другие города попытались сбросить с себя монголо-татарское иго. Это было первое крупное восстание против власти Орды на Руси, и возглавили его Рюриковичи. Батый быстро подавил плохо подготовленное восстание. На Русь отправилось ордынское войско во главе с темником Неврюем — Неврюева рать. Огнем и мечом прошли ордынцы по восставшим землям. Андрей был разбит в сражении и бежал в Новгород, но город его не принял. Тогда он укрылся в Швеции у врагов Александра Невского. Александр, заняв великокняжеский стол во Владимире, не стал мстить своим противникам на Руси и сделал все для того, чтобы объединить и сплотить Русь. Только в этом он видел возможность в дальнейшем сопротивляться монгольским завоевателям. В Новгород Александр Невский отправил наместником своего сына. Он сурово карал новгородцев за их сепаратизм, но помогал им в борьбе с иноземными захватчиками. Так, великий князь двинул полки против шведов, высадившихся на берегу реки Нарвы в принадлежавших Новгороду землях чуди. Те в панике бежали. В 1256 г. он сам, последний раз в жизни, повел войско в земли финнов, которые были завоеваны шведами, одержал ряд блестящих побед и разгромил крепости шведов. Александр вымолил в Орде прощение для Андрея, и тот вернулся на Русь. В 1257 г. владимирский князь встал перед тяжким выбором. В этот год ордынцы, выполняя приказ великого хана Монголии, начали переписи русского населения для его обложения новой данью. Привыкшая к произволу поработителей Северо-Восточная Русь покорилась, а жители Новгорода возмутились. Во главе недовольных встал сын Невского — новгородский князь Василий. Александр повел рать на Новгород, изгнал сына и вместе с ордынцами провел перепись. Этим было предотвращено появление на Руси новой карательной экспедиции. Все свои силы и организаторский талант Александр Невский направил на возрождение Руси. Он способствовал укреплению городов, строительству новых храмов. Он первым из русских князей начал укрывать часть ордынского выхода, тем самым сохраняя средства для восстановления Руси.

14 ноября 1263 г. Александра Невского не стало. Его оплакивала вся Русь. За подвиги и страдания во имя Отечества Александр Невский был причислен Русской Православной Церковью к лику святых.

Вопросы к лекции:

1. Какие события в истории монголов предшествовали их нашествию на Русь?

2. Каким образом Чингисхан использовал в своих интересах огромный научный и культурный потенциал Китайской, империи?

3. Какие признаки придавали монгольскому обществу XIII в. черты отсталой цивилизации?

4. В чем состояла вассальная зависимость русских земель от Золотой Орды?

5. Как вассальная зависимость Руси от Орды и ордынское иго повлияли на характер русского человека?

6. Какие три враждебные силы сосредоточились у северо-западных границ русских земель в XIII в.?

7. Почему имя Александра Невского пережило века?

8.Какие события времен Александра Невского способствовали возрождению у народов Руси гордого духа свободы?

Читайте также:

c-cafe.ru/days/bio/20/029_20.php, выберете самое необходимое

Сейчас, даже пишут, что Александр Невский был родом из Орды. Постоянно в ней жил. И приглашался например, новгородцами, как временный военный руководитель — князь, для защиты от врагов, тех кто его пригласил.

Александр Невский, Св. (после 1219/1220-1263), князь Новгородский (1236-1251), великий князь Владимирский (1252-1263), проявивший выдающиеся способности полководца и дипломата. В традицию Русской православной церкви образ «благоверного князя Александра Невского» вошел как новый тип святого воина, прославившегося не мученическими подвигами и не только личным благочестием, а в первую очередь своими государственными деяниями. Александр — сын великого князя Ярослава Всеволодовича и княгини Феодосии, внук великого князя Всеволода III Большое Гнездо. В 1239 женился на полоцкой княжне Александре Брячиславовне. Учитывая угрозу наступления шведских рыцарей, построил укрепления на р. Шелони. 15 июля 1240 сразился со шведами, когда те, помышляя о господстве над Новгородом, дошли на кораблях до устья р. Ижоры, впадающей в Неву. В этой битве, получившей имя «Невской» и давшей Александру его прозвище, иноземцы во главе с зятем шведского короля Биргером потерпели сокрушительное поражение, причем сам Александр «возложи» Биргеру «печать на лице острым своим копием» , как бы пометив его рабским клеймом. Согласно житию князя, ижорский старейшина Пелгуй (или Пелугий) увидел на рассвете перед битвой ладью со святыми Борисом и Глебом, приплывшими помочь «сроднику своему князю Александру» . На том же берегу, где полки Александра не смогли пройти, нашли «многое множество избиенных от ангела Господня» . Так победа новгородцев обрела черты священного эпоса.

фейл

Александр Невский, Св. (после 1219/1220-1263), князь Новгородский (1236-1251), великий князь Владимирский (1252-1263), проявивший выдающиеся способности полководца и дипломата. В традицию Русской православной церкви образ «благоверного князя Александра Невского» вошел как новый тип святого воина, прославившегося не мученическими подвигами и не только личным благочестием, а в первую очередь своими государственными деяниями. Александр — сын великого князя Ярослава Всеволодовича и княгини Феодосии, внук великого князя Всеволода III Большое Гнездо. В 1239 женился на полоцкой княжне Александре Брячиславовне. Учитывая угрозу наступления шведских рыцарей, построил укрепления на р. Шелони. 15 июля 1240 сразился со шведами, когда те, помышляя о господстве над Новгородом, дошли на кораблях до устья р. Ижоры, впадающей в Неву. В этой битве, получившей имя «Невской» и давшей Александру его прозвище, иноземцы во главе с зятем шведского короля Биргером потерпели сокрушительное поражение, причем сам Александр «возложи» Биргеру «печать на лице острым своим копием» , как бы пометив его рабским клеймом. Согласно житию князя, ижорский старейшина Пелгуй (или Пелугий) увидел на рассвете перед битвой ладью со святыми Борисом и Глебом, приплывшими помочь «сроднику своему князю Александру» . На том же берегу, где полки Александра не смогли пройти, нашли «многое множество избиенных от ангела Господня» . Так победа новгородцев обрела черты священного эпоса.

Биография Александра Невского Александр Ярославич Невский (1221 – 1263) – князь Новгородский, Киевский, Владимирский, великий полководец и талантливый дипломат. Ранние годы Родился 13 мая 1221 года в городе Переславль-Залесский. Был сыном переяславского князя Ярослава Всеволодовича. В 1225 году по решению отца в биографии Невского произошло посвящение в воины. В 1228 году вместе со старшим братом был перевезен в Новгород, где они стали княжичами новгородских земель. Биография Александра Невского Александр Ярославич Невский (1221 – 1263) – князь Новгородский, Киевский, Владимирский, великий полководец и талантливый дипломат. Ранние годы Родился 13 мая 1221 года в городе Переславль-Залесский. Был сыном переяславского князя Ярослава Всеволодовича. В 1225 году по решению отца в биографии Невского произошло посвящение в воины. В 1228 году вместе со старшим братом был перевезен в Новгород, где они стали княжичами новгородских земель. В 1236 году, после отъезда Ярослава, стал самостоятельно защищать земли от шведов, ливонцев, литовцев. Личная жизнь В 1239 году Александр женился на дочке Брячислава Полоцкого, Александре. У них было пятеро детей – сыновья: Василий (1245 – 1271, новгородский князь), Дмитрий (1250 – 1294, новгородский, переяславский, владимирский князь), Андрей (1255 – 1304, костромской, владимирский, новгородский, городецкий князь), Даниил (1261 – 1303, московский князь), а также дочь Евдокия. Военная деятельность Биография Александра Невского знаменательна большим количеством много побед. Так, в июле 1240 года состоялась знаменитая Невская битва, когда Александр напал на шведов на Неве и победил. Именно после этой битвы князь получил почетное прозвище «Невский». Когда же ливонцы взяли Псков, Тёсов, подобрались к Новгороду, Александр снова разбил врагов. После этого напал на ливонцев (немецких рыцарей) 5 апреля 1242 года и тоже одержал победу (знаменитое Ледовое побоище на Чудском озере). После смерти отца в 1247 году Александру в правление достался Киев и «Вся земля Русская». Киев на то время был разорен татарами, и Невский решил остаться жить в Новгороде. Князь на протяжении 6 лет отражал нападения врагов. Затем он уехал из Новгорода во Владимир и стал княжить там. В то же время войны с западными соседями продолжились. В военных походах князю помогали его сыновья – Василий и Дмитрий.

Александр Невский – мыслитель, философ, стратег, святой

Смерть и наследие Умер Александр Невский 14 ноября 1263 года в Городце и был похоронен в Рождественском монастыре города Владимир. По распоряжению Петра I его мощи в 1724 году перенесены в Александро-Невский монастырь (Санкт-Петербург). Александру Ярославичу Невскому отводится исключительная роль в истории Руси. За всю свою жизнь великий князь Александр Невский не проиграл ни одного сражения. Он считался любимым князем духовенства, покровителем православной церкви. Его кратко можно описать как талантливого дипломата, полководца, который смог защитить Русь от многих врагов, а также предотвратить походы монголо-татар. В наши дни его именем названы улицы и площади, в его честь установлены памятники, воздвигнуты православные церкви во многих городах России.

Александр Невский родился 13 мая 1221 года, в семье князя Ярослава Всеволодовича и княгини Феодосии, дочери князя Мстислава Удатного. В 1236г. он был посажен на новгородское княжение, а в 1239 женился на полоцкой княжне Александре Брячиславне. В первые годы своего княжения Александру Невскому пришлось заниматься укреплением Новгорода, поскольку с востока грозили монголы-татары. На реке Шелони Александр построил несколько крепостей. За всё время своего правления Александр Невский совершил много битв и походов, вот некоторые из них: Победа на Неве. Всеобщую славу молодому князю принесла победа, одержанная им на берегу Невы, в устье реки Ижоры 15 июля 1240 над шведским отрядом. Летом 1240 года шведские корабли прибыли в устье реки Невы. Высадившись на берег, шведы и их союзники раскинули свои шатры в том месте, где Ижора впадала в Неву. Одержав победу над шведами, русские войска остановили их продвижение на Ладогу и Новгород и тем самым предупредили опасность скоординированных действий Швеции и Ордена в ближайшем будущем. Ледовое побоище. По возвращении с берегов Невы Александр Невский был вынужден покинуть Новгород и уехать в Переславль — Залесский. Тем временем над Новгородом нависла угроза с запада. Ливонский орден, собрав немецких крестоносцев Прибалтики, датских рыцарей из Ревеля, заручившись поддержкой папской курии и давних соперников новгородцев псковичей, вторгся в пределы новгородских земель. Оно произошло на льду Чудского озера, у Вороньего камня 5 апреля 1242 и вошло в историю как Ледовое побоище. Немецкие рыцари были разгромлены. Ливонский орден был поставлен перед необходимостью заключить мир, по которому крестоносцы отказывались от притязаний на русские земли, а также передавали часть Латгалии. Летом того же года Александр нанес поражение семи литовским отрядам, нападавшим на северо-западные русские земли, в 1245 отбил Торопец, захваченный Литвой, уничтожил литовский отряд у озера Жизца и, наконец, разгромил литовское ополчение под Усвятом. Александр и Орда. Успешные военные действия Александра Невского надолго обеспечили безопасность западных границ Руси, но на востоке русским князьям пришлось склонить голову перед гораздо более сильным врагом — монголо-татарами. Великий хан монголов Гуюк призвал великого князя в свою столицу Каракорум, где 30 сентября 1246 Ярослав неожиданно скончался (по общепринятой версии, он был отравлен). Тогда в Коракорум были вызваны его сыновья — Александр и Андрей. Пока Ярославичи добирались до Монголии, сам хан Гуюк умер, и новая хозяйка Каракорума ханша Огуль-Гамиш решила назначить великим князем Андрея, Александр же получал в управление опустошенную южную Русь и Киев. Лишь в 1249 братья смогли вернуться на родину. Невский в свои новые владения не поехал, а вернулся в Новгород, где тяжело заболел. Литовский поход Александра Невского. Удачные действия переславских и новгородских войск во главе с Александром Невским против литовцев в 1245 году. Война началась с нападения литовцев на Торжок и Бежецк. Ярослав Владимирович из Торжка был разбит, но получив подкрепления из Твери и Дмитрова, разбил литовцев, они укрылись в Торопце. Александр Невский с новгородцами взял Торопец, освободил пленных и убил больше 8 князей. Отпустив новгородцев, с одной своей дружиной пошёл дальше, разбил литовцев у оз. Жижицкого и уничтожил их. А затем после посещения Витебска на обратном пути снова встретил литовцев под Усвятом и снова разбил их.

Александр Невский-князь, святой и полководец

Войдите, чтобы написать ответ

Глава 8. Княжеские прозвища

Многие князья средневековой Руси в исторической литературе традиционно упоминаются с прозвищами. Некоторые из таких прозвищ настолько прочно вошли в массовое историческое сознание, что воспринимаются практически как фамилии. Например, как еще называть князя Александра Ярославича, победителя шведов в Невской битве и немецких крестоносцев в Ледовом побоище, как не Александром Невским? Или киевского князя Ярослава Владимировича иначе чем Ярославом Мудрым? Позволю себе вспомнить недавний курьез: в анонсах передачи канала «Россия» «Имя России» Александра упоминали вообще без имени — просто «Невский» и все!

Но действительно ли названные и другие князья носили при жизни прозвища, под которыми мы их ныне знаем? Возьмем десять князей, чьи прозвища наиболее популярны в литературе. Это Владимир Святой, Ярослав Мудрый, Владимир Мономах, Юрий Долгорукий, Андрей Боголюбский, Всеволод Большое Гнездо, Мстислав Удалой, Александр Невский, Иван Калита и Дмитрий Донской.

Прозвище «Святой» по отношению к киевскому князю Владимиру Святославичу, крестителю Руси, встречается в источниках со второй половины XIII века. Назвать человека «святым» можно, естественно, только после того, как он признан таковым, чего при жизни не бывает. Церковная канонизация Владимира имела место много позже его кончины, не ранее середины XIII столетия. И вполне естественно, что только с этого времени к нему начинает применяться прозвище «Святой».

С Владимиром Мономахом (киевский князь в 1113—1125 годах) ситуация иная. Он выступает как «Мономах» в источниках, созданных при его жизни, в том числе сам называет так себя в собственноручно написанном «Поучении». Но «Мономах» — это, строго говоря, не прозвище. Прозвища — это то, что получают люди при жизни за какие-то свои деяния или особенности. «Мономах» же — это родовое имя матери Владимира, дочери византийского императора Константина IX Мономаха. Оно было у князя, таким образом, с рождения, и прозвищем в собственном смысле этого понятия считаться не может. Ведь, скажем, из того, что черниговские князья назывались «Ольговичами», потому что их общим предком был Олег Святославич, не следует, что «Ольгович» было прозвищем каждого из них.

Сын Мономаха Юрий Владимирович, ставший родоначальником суздальской княжеской ветви и основавший будущую столицу нового единого русского государства Москву, с прозвищем «Долгорукий» упоминается в источниках с XV века, т. е. три столетия спустя после эпохи, в которую он жил.

Сын Юрия Андрей, перенесший столицу Суздальской земли во Владимир-на-Клязьме, под прозвищем «Боголюбский» (по его загородной резиденции в селе Боголюбове под Владимиром) называется в источниках с XIV столетия, два века спустя после своего времени.

У сына Юрия и младшего брата Андрея — владимирского князя Всеволода Юрьевича не было прозвища «Большое Гнездо». «Большое» в данном случае перевод на современный русский язык эпитета «великое». «Великое Гнездо» — под этим прозвищем (связанным с многодетностью князя, от которого пошли все многочисленные династии Северо-Восточной Руси) Всеволод действительно упоминается в источниках, но опять-таки через много времени после его кончины — только с XV столетия.

Аналогичная ситуация — с князем новгородским, киевским и владимирским Александром Ярославичем, внуком Всеволода. Прозвище «Невский», связанное с его победой над шведами на реке Неве в 1240 году, в известных нам источниках прилагается к Александру начиная с XV века, почти два века спустя после смерти князя. Причем наряду с ним встречается и другое прозвище — «Храбрый» (позже, с XVI столетия, осталось только «Невский»).

Внук Александра московский и великий владимирский князь Иван Данилович (ум. в 1340 году) именуется «Калитой» («калита» — сумка для денег) в известных нам источниках начиная с конца XIV столетия.

Внук Калиты великий князь Дмитрий Иванович, победитель Орды в битве у Дона, на Куликовом поле, в 1380 году, с прозвищем «Донской» упоминается лишь с XVI века.

Итак, получается, что, если не считать Владимира Мономаха, все перечисленные князья известны под прозвищами, ныне ставшими хрестоматийными, в эпохи более поздние, чем времена, когда они действовали. Возможно, какие-то из этих прозвищ все же были прижизненными, просто прозвище не попало в современные князю источники.1 Но тот факт, что большинство прозвищ появляется в источниках в XIV—XVI веках, вряд ли случаен: по-видимому, перед нами осмысление деяний князей не современниками, а потомками.

Читатель мог заметить, что автор, перечисляя князей по хронологии, двоих — Ярослава «Мудрого» и Мстислава «Удалого» — пропустил. Пропустил не случайно: если в рассмотренных случаях прозвища читаются в средневековых источниках, пусть и спустя долгое время после кончины князей, то с Ярославом и Мстиславом случаи особые.

Прозвище киевского князя Ярослава Владимировича, умершего в 1054 году и ставшего предком всех позднейших Рюриковичей, кроме полоцкой ветви, очень прочно закрепилось за ним в историографии (включая зарубежную — скажем, в англоязычных работах он последовательно именуется «Jaroslav the Wise»). Оно вошло и в современную общественную жизнь: имя «Ярослава Мудрого» носит университет в Великом Новгороде, орден «Ярослава Мудрого» является государственной наградой Украины. Однако стоит задаться вопросом об употреблении этого прозвища в средневековых источниках, как возникают серьезные сложности.

Автор недавно вышедшей научной биографии Ярослава в серии «Жизнь замечательных людей» А.Ю. Карпов написал по поводу прозвища героя книги следующее: «Правда, в летописи или в других памятниках древнерусской общественной мысли мы не найдем или почти не найдем этого прозвища». Несколько загадочное «почти» иллюстрируется цитатой из статьи Ипатьевской летописи 1037 года: «Сии же премудрый князь Ярославъ…» Полностью фраза звучит так: «Заложи Ярославъ городъ великыи Кыевъ, оу него же града врата суть златая, заложи же и церковь святыя Софья, премудрость Божию, митрополью, и по семь церьковь на Златыхъ вратехъ камену святыя Богородица Благовещение, сии же премудрый князь Ярославъ то того деля створи Благовещение на вратехъ дать всегда радость градоу тому святымъ Благовещением Господнимь и молитвою святыя Богородица и архангела Гаврила». Но здесь, во-первых, стоит эпитет не «мудрый», а «премудрый»; во-вторых, часть фразы, содержащая данный эпитет, является добавлением в текст «Повести временных лет» (ее не содержат другие сохранившие текст «Повести» летописи, кроме Ипатьевской), внесенным, скорее всего, в конце XII века; в-третьих же, и главное, эпитет «премудрый», стоящий перед именем князя, является единичным определением, а вовсе не прозвищем: реальные княжеские прозвища помещались после имени князя, иногда с пояснением (например — «зовомый Великое Гнездо»).

В другом, научно-популярном сочинении о Ярославе про его прозвище говорится так: «Московские летописцы XVI в. назвали его Мудрым — и под этим именем киевский князь навеки вошел в историю». Это утверждение одновременно и имеет под собой некоторые основания, и является неверным.

В «Степенной книге царского родословия», памятнике московской литературы 60-х годов XVI века, в степени, посвященной Ярославу, о нем в двух разных местах говорится следующее: «Яко же сии богомудрыи Георгии Ярославъ самъ тщашеся угодная Богу сътворити»; «Богомудрыи же Ярославъ сице вседушно подвизася о утвержение православна, яко же и святыи отець его Владимиръ». Здесь вновь мы видим не слово «мудрый», а включающий его составной эпитет «богомудрый», во-вторых же (и это опять-таки главное) — перед нами и в данном случае не прозвище, а всего лишь стоящее перед именем князя определение; таких определений по отношению к Ярославу в посвященной ему степени немало — помимо «богомудрого» он называется «благоверным», «благочестивым», «христолюбивым».

Первым из историков, кто назвал Ярослава «Мудрым», был Н.М. Карамзин, среди источников которого были и Ипатьевская летопись с определением «премудрый», и Степенная книга с определением «богомудрый». Завершая рассказ об эпохе Ярослава, он писал: «Ярослав заслужил в летописях имя Государя мудрого». Ссылки историограф не дал и вообще выразился очень осторожно — не «носил» имя «мудрого», а «заслужил» (причем слово «мудрый» напечатано со строчной буквы). Строго говоря, привычного ныне словосочетания «Ярослав Мудрый» нет и у Карамзина. Оно начинает закрепляться в историографии только в конце XIX — начале XX века.

Таким образом, князь Ярослав Владимирович не носил прозвища «Мудрый» ни у современников, ни у потомков, не «входил с этим именем в историю»: оно появляется только под пером историков Нового времени.

Прозвище «Удалой» по отношению к князю из смоленской ветви Мстиславу Мстиславичу (ум. в 1228 году), долгое время занимавшему новгородский, а затем галицкий стол, применяется в историографии начиная с С.М. Соловьева. Оно вроде бы хорошо соответствует личным качествам этого князя, отличавшегося как полководческим талантом, так и личной храбростью. Основанием для такого прозвища является посмертная характеристика Мстислава в Галицко-Волынской летописи: «Потом же Мстиславъ великыи оудатныи князь оумре». Однако дело в том, что «удатныи» означает вовсе не «удалой» (это слово в Средневековье писалось почти так же, как сейчас, — «удалый»), а «удачливый».

Некоторыми учеными данная неточность осознается, и они называют Мстислава Мстиславича не «Удалым», а «Удатным». Но исправление сути дела принципиально не меняет, поскольку «удатный» в сообщении о смерти Мстислава не является прозвищем. Хотя это определение и стоит в тексте ниже имени, относится оно не к нему, а к последующему слову «князь»: «Мстиславъ великыи оудатныи князь оумре» — т. е. «Мстислав — великий, удачливый князь — умер». Таким образом, перед нами единичное определение, констатация, что Мстиславу в жизни сопутствовала удача.

Итак, прозвища древнерусским князьям, как правило, давались не современниками, а потомками. Некоторые же из них, такие, как «Мудрый» по отношению к Ярославу Владимировичу и «Удалой» (равно как и «Удатный») по отношению к Мстиславу Мстиславичу, и вовсе не существовали в эпоху Средневековья: они являют собой фикции, возникшие под пером историков Нового времени.

Источники: Полное собрание русских летописей. Т. 1. М., 1997 (Лаврентьевская летопись); Т. 2. М., 2001 (Ипатьевская летопись); Т. 21. Ч. 1. СПб., 1908 (Степенная книга); Новгородская первая летопись старшего и младшего изводов. М.—Л., 1950 (то же в: Полное собрание русских летописей. Т. 3. М., 2001).

Примечания

1. Такое можно думать в отношении прозвища «Калита», которое связано скорее с личными качествами князя, а не с его широко известными политическими деяниями.

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *