Бог всякой благодати

(1 Пет. 5, 10)

В этих словах мы находим одно из имен, принадлежащих Господу. В Священном Писании мы встречаем много имен Божества. Он есть Бог мира, Бог надежды, Бог всякого утешения; здесь апостол называет Его Богом «всякой благодати». Это определение покрывает собою всякую нашу нужду «Бог же силен обогатить вас всякою благодатью» (2 Кор. 9, 8).

От нас требуется покорность Его воле, упование на Его любовь и милосердие для того, чтобы пребывать постоянно у источника Его бесконечной, непрестанной, всепобеждающей благодати. Никто из нас не узнает, что такое благодать, пока мы не научимся полагаться на всепрощающую любовь Господа к нам во Христе Иисусе.

Благодать есть незаслуженная милость, ею мы получаем то, чего мы недостойны. Она превышает всякие достоинства и спасает нас помимо наших заслуг. Но она также отвечает всякой нашей нужде, восполняет собою пустоту нашу.

Благодать Божия действует в нас не только тогда, когда мы, обремененные грехом и скорбью, приходим к Нему впервые, но и на всем нашем жизненном пути. Каждый час нашей жизни, когда мы, обращенные, примиренные, ходим во свете лица Его, как члены великой семьи Отца Небесного, она изливается на нас и обогащает нас, чтобы мы были «богаты на всякое доброе дело» (2 Кор. 9, 8).

Руководитель информационного отдела Успенской Святогорской лавры архимандрит Лазарь (Терещенко) в интервью порталу «Монастырский вестник» рассказал, для чего иноки снимают документальное кино, с какой целью создаются монастырские сайты и страницы в соцсетях и где искать правдивую информацию о монашеской жизни.

— Отец Лазарь, разрешите поздравить Вас с наградой. Документальный фильм Успенской Святогорской лавры «Духовные псалмы. Схимонах Селафиил» стал лауреатом XXIII Международного фестиваля кино- и телепрограмм «Радонеж». Расскажите, пожалуйста, о Вашем опыте участия в этом фестивале. Что за фильм представил монастырь на суд жюри?

— Святогорская лавра никогда раньше не принимала участие в православном фестивале кино. Так что это наш первый опыт, хотя документальные фильмы братия лавры делала и раньше. Первая картина «Два крыла Святогорской лавры» была изготовлена совместно со студией «Киевская Русь» и выпущена накануне присвоения монастырю титула лавры в 2004 году. Второй, уже полуторачасовой, фильм под названием «Святые Горы — врата спасения» был создан нами совместно с киевской телерадиокомпанией «Глас».

На фестивале «Радонеж» святогорцы представляли картину «Духовные псалмы: схимонах Селафиил». Изначально мы планировали снять фильм, посвященный 25-летию Святогорской лавры, в котором хотели рассказать о братии, пришедшей в монастырь в 1992-м. Сейчас это уже старцы, в основном люди пожилого возраста. Было желание поговорить с ними, и мы уже начали делать первые интервью, когда ко мне пришли братия и предложили побеседовать с отцом Селафиилом. Батюшка поделился воспоминаниями о своей жизни, рассказал, как в советские годы, когда, по сути, не было монашества или оно было тайным, он окормлялся у бывших насельниц женских монастырей, как строил свою духовную жизнь, о годах Великой Отечественной войны. Его повествование перемежалось краткими наставлениями в виде духовных псалмов, или кантов, которые он читал наизусть. Правда, он немного разволновался, увидев нас, поэтому иногда забывал слова стихов, которые слышал еще от своей мамы. Но в результате получился фильм, который и был отмечен вниманием жюри.

Отец Селафиил уже в молодом возрасте возымел желание стать монахом, но мама сказала ему: «Меня досмотришь, потом можешь идти». Так он и поступил. Досмотрел свою маму и в пожилом возрасте поступил в монастырь. Почти до восьмидесяти семи лет он нес послушание в скиту на пасеке, а когда физические силы покинули его, обратился к наместнику лавры, митрополиту Арсению с просьбой дать ему хотя бы какое-то послушание, потому что, как написал в прошении отец Селафиил, он не может «даром есть монастырский хлеб». Тогда владыка сказал: «Вот Вам послушание — молитесь за братию». Сейчас отцу Селафиилу 92 года, и, знаете, он словно ангел-хранитель для нашей обители. Никогда мы не слышали от него слова ропота или осуждения. Никогда не видели старческих капризов. Он всегда всем доволен, всегда улыбается, он хорош для всех, и все хороши для него.

Работая над фильмом, мы хотели донести наставления, которые отец Селафиил дает в виде духовных стихов, или, как еще их называют у нас, «псалмочек». В дореволюционные и советские годы в народе был широко распространен этот жанр. Я помню, как верующие люди от руки переписывали духовные стихи в толстые общие тетради, состоявшие из 96 листов. Такая тетрадь была и у нас дома — она называлась псаломник. В свободное время или праздничные дни, когда не было работы, люди собирались вместе и пели. Псалмы были посвящены разным темам: Христу и Его ученикам, Божией Матери, житиям святых… Это глубокие по смыслу и правильные в догматическом отношении тексты. Один из самых распространенных — это кант «Крест тяжелый».

— Кого Вы видите своим зрителем? Для кого был снят этот фильм?

— К сожалению, сейчас довольно сложно привлечь молодежь к просмотру документального кино, но нам необходимо сохранить церковную традицию, в том числе и традицию пения духовных псалмов. Поэтому, можно сказать, что мы рассчитываем на зрителей всех возрастов. В советский период, когда действующих храмов было мало, церковные люди в селах часто собирались вместе. Например, православные старались поддержать друг друга, когда кто-то умирал. Они приходили в дом усопшего, чтобы почитать Псалтирь, 17-ю кафизму, потом вместе пели духовные канты. К сожалению, люди, хранившие эти традиции, уходят, а духовные песнопения необходимо увековечить в том виде, в каком этот жанр народного творчества стал известен нам, — и как церковное предание, и как фольклор. Правда, в фильме отец Селафиил читает псалмы, но, по крайней мере, они будут известны многим в стихотворной форме.

Мы разместили картину в социальных сетях и видим, что она с каждым днем набирает все больше просмотров. Это означает, что люди интересуются подобным творчеством: они задают вопросы о том, где взять тексты псалмов, как найти ноты песнопений. Другими словами, мы видим, что интерес к этому жанру церковной культуры есть. Важно и то, что в текстах духовных песнопений много назидательного. Есть стихи о грехе детоубийства, о пагубности страстей… Все это не потеряло своей актуальности и сегодня.

— Планируете ли вы издать ноты духовных песнопений?

— Мы хотели бы снять продолжение этого фильма, где братский хор исполнил бы те самые псалмы, которые читал отец Селафиил. А батюшка послушал бы, как они звучат в исполнении братии. Когда-то он слышал, как «псалмочки» пели его мама и женщины ее круга, но прошло пятьдесят лет, и теперь он услышит их от братии. Конечно, братия очень занята: каждый день службы, молебны, в воскресные и праздничные дни совершаем по 5-6 Литургий — не знаю, найдем ли время собраться ради этого, но желание такое есть.

— Святогорская лавра не только снимает документальное кино, но и ведет довольно активную деятельность в медийном пространстве. Не мешает ли информационная работа монашеской жизни?

— Одна из главных причин, которая побудила нас запустить свой сайт и вести работу в информационном поле, это события 2014 года. До 2014 года на территории Донбасса проживали семь миллионов человек. Святогорскую лавру ежегодно посещали более миллиона человек. В праздничные дни — на Троицу, Пасху, Крещение — к нам приезжали по шестьдесят тысяч человек. На территорию города Святогорска в эти дни въезжало более девяти тысяч автотранспортных средств. Каждый желающий мог приехать в монастырь и получить духовное утешение: поисповедоваться, получить наставления духовников, послушать проповедь, поучаствовать в богослужении, помолиться у наших святынь, послушать церковное пение. С 2014 года многие люди по известным причинам не могут приезжать в лавру.

Кроме того, различные информационные ресурсы начали обвинять лавру в том, чего на самом деле не было. Православные люди не имели возможности самостоятельно разобраться в происходившем, и поэтому звонили в монастырь, чтобы спросить, например, о том, будет ли в Святогорской лавре на Пасху совершаться богослужение? В СМИ появилась информация, что монастырь закрыт для паломников.

— То есть СМИ дезинформировали население?..

— Да. Причем напор, с которым осуществлялась информационная атака, был довольно мощным. Единственным средством связи внешнего мира с монастырем был тогда телефон. Люди звонили с утра до вечера, а дежурный терпеливо отвечал всем, что все это неправда, что пасхальное богослужение состоится. Но в тот год впервые со времени открытия монастыря людей на пасхальной службе было всего около двухсот человек. Информационный вброс имел свои последствия. И плюс еще милиция перегородила трассу, и автобусы с паломниками и туристами, которые ехали к нам на Пасху, вынуждены были вернуться обратно. Людям говорили, что в монастыре службы не будет, а мы были вынуждены давать разъяснения прихожанам и паломникам. Именно для этого и был запущен в работу официальный сайт Святогорской лавры. А еще через какое-то время монастырь открыл свои страницы в социальных сетях. Сейчас лавра имеет около десяти официальных аккаунтов в разных сетях, и люди могут узнавать правду о происходящих в монастыре событиях из источников, которыми они привыкли пользоваться. Для тех, кто не может приехать в монастырь, было разработано андроид-приложение, чтобы слушать прямые трансляции богослужений из лавры. Есть у монастыря и свой канал на видеохостинге Youtube, по которому можно смотреть трансляции и новости лавры.

— Паломников стало меньше, но все эти годы, как мы знаем, Святогорская лавра принимала беженцев, которые в результате военных действий на Донбассе лишились крыши над головой. Сколько их было за этот период, есть ли данные?

Сколько их было за весь период, трудно посчитать, но я помню, что когда в городе Святогорске проживало 30000 беженцев (кажется, это был пятнадцатый год) — социологические службы предоставили тогда такие данные — в монастыре проживала тысяча человек. Мы ежедневно кормили по три-пять тысяч человек. Кроме того, мы раздавали людям, которые стояли в очереди из нескольких сотен человек, пакеты с продуктами из монастырских запасов. Если не ошибаюсь, это был август 2015 года. На сегодняшний день в Святогорской лавре проживает 150 человек беженцев — в основном, это многодетные семьи. Есть семья, в которой семеро детей, двое из них родились в лавре.

— Митрополит Арсений на одном из монашеских форумов рассказывал, что живущим в Святогорской лавре беженцам помогали продуктами жители разных областей Украины — часто те, чьи близкие находятся по другую сторону от линии фронта.

— И сейчас помогают. Если бы не было помощи из епархий продуктами и медикаментами, то вряд ли мы смогли бы кормить и лечить беженцев. У монастыря, конечно же, есть свои поля, свое хозяйство, коровы, бычки, но мы не в силах обеспечить всех нуждающихся. А благодаря помощи православных людей не только Украины, но и стран ближнего и дальнего зарубежья мы имеем возможность содержать оставшихся без средств к существованию людей. Так, например, небольшую финансовую помощь нам оказывали православные Австралии и Америки, продукты питания передавали нам итальянские приходы. В этом году из Ровенской епархии привезли в лавру 120 тонн картошки для беженцев. Все это говорит о том, что люди и на Западной, и на Восточной Украине, как и православные всего мира, переживают за своих собратьев и не только молитвенно поддерживают нас, но и несут вместе с нами наш крест. Спаси, Господь, всех, кто нам помогает!

— Украинский народ разделен сегодня гражданской войной. Но ведь и в такой ситуации верующие люди призваны оставаться христианами. Получается ли? Доводилось ли Вам видеть примеры христианского отношения друг к другу тех, кто находится по разные стороны линии фронта?

— Как-то мы с владыкой Арсением на гостиничном дворе лавры стали свидетелями встречи паломнической группы, которая приехала к нам из Западной Украины, и беженцев, проживавших в монастыре. Люди с плачем стали рассказывать друг другу о своих бедах: как сгорела хата, как пришлось бежать, оставив разрушенный дом, как погиб на глазах ребенок, как встречали цинковые гробы с сыновьями и мужьями… А когда наплакались, стали по-братски обниматься и с любовью прощались друг с другом. Те уехали к себе домой на Западную Украину, оставив пожертвования беженцам, а эти остались дальше жить у нас в лавре и молиться о мире. Так переживает эту ситуацию простой народ. Идет война, но даже сейчас люди не находятся в состоянии вражды друг с другом. Примеров тому достаточно в нашем народе.

— Есть ли еще что-то интересное в планах информационного отдела Святогорской лавры?

— В настоящее время нами запущен новый проект — альманах Святогорской лавры. Это научно-популярное издание под названием «Святогорский летописец». Информационный отдел лавры занимается сбором документов, связанных с историей монастыря и нашего края. У нас также есть музей, в котором мы собрали документы, предметы старины, относящиеся к истории обители; ведется исследовательская работа по поиску новых экспонатов, личных вещей наших священников, братии. Мы сотрудничаем с местным населением, консультируемся с археологами, участвуем в различных научных конференциях. В альманахе мы планируем публиковать не только материалы, подготовленные сотрудниками Информационного отдела лавры, но и статьи историков, краеведов и других специалистов. Так что мы открыты для сотрудничества и всех приглашаем принять участие в новом проекте.

— Тема ученого монашества регулярно поднимается в церковных средствах массовой информации, и, как можно заметить на примере Святогорской лавры, несмотря на обилие послушаний, у насельников монастырей все же есть возможность для занятий научной деятельностью. Так ли это?

— Ну, видите ли, если есть плоды, значит, есть и время заниматься этой деятельностью. На самом деле у монахов очень много различных послушаний, но необходимо находить время и для научной работы. На протяжении веков монастырская среда давала человечеству ученых из числа монахов. Преподобный Нестор Летописец был одним из таких ученых. Не является исключением и наш монастырь. В XVIII веке его настоятель архимандрит Фаддей (Кокуйлович) участвовал в переводе Библии на церковнославянский язык. Еще один наш настоятель архимандрит Иларион (Григорович), который впоследствии стал епископом Крутицким и был похоронен на Крутицком подворье в Москве, тоже занимался переводом Библии. Этот список можно продолжить, поэтому и мы следуем примеру своих предшественников.

— Подводя итог нашей беседы, можно сделать вывод, что ни информационная, ни научная, никакая иная деятельность, ни даже война не могут помешать человеку быть монахом…

— Да, это так. Наряду с перечисленными послушаниями насельники Святогорской лавры несут и свой молитвенный подвиг. В монастыре не умолкает чтение неусыпаемой Псалтири. Братия стараются участвовать во всех послушаниях: в братской и паломнической трапезных, мужской гостинице, слесарной, кузнечных, столярных, иконописных мастерских… На всех этих послушаниях — исключительно братия. В Святогорской лавре можно увидеть как послушника, так и архимандрита с двумя крестами, подметающих двор. У нас все равны, и ни для кого из братии нет исключений — каждый по силе и возможности трудится ради Господа.

Беседовала Екатерина Орлова

Синодальный отдел по монастырям и монашеству/Патриархия.ru

  • Канон на Святую Пасху проф. Е.И. Ловягин
  • Краткий комментарий к канону Пасхи свящ. Михаил Желтов
  • Толкование на канон Пасхи преп. Никодим Святогорец
  • Объяснение Пасхального канона свящ. Михаил Асмус
  • Канон Пасхи с параллельным переводом иером. Амвросия
  • Канон Пасхи, перевод И. Рубана
  • Учебники поэтического богословия. О Пасхальном каноне Л. Медведева
  • Канон пасхальный свт. Андрея Критского
  • Раздел «ПАСХА»

Хор Сретенского монастыря

Песнь 1, глас 1-й

Ирмос: Воскресе́ния день, просвети́мся, лю́дие. Па́сха, Госпо́дня Па́сха: от сме́рти бо к жи́зни и от земли́ к небеси́ Христо́с Бог нас преведе́, побе́дную пою́щия.

Припев: Христо́с Воскре́се из ме́ртвых, сме́ртию смерть попра́в и су́щим во гробе́х живо́т дарова́в.

Очи́стим чу́вствия, и у́зрим непристу́пным све́том Воскресе́ния, Христа́́ блиста́ющася, и ра́дуйтеся, реку́ща, я́сно да услы́шим, побе́дную пою́ще.

Припев: Христо́с Воскре́се из ме́ртвых, сме́ртию смерть попра́в и су́щим во гробе́х живо́т дарова́в.

Небеса́ у́бо досто́йно да веселя́тся, земля́ же да ра́дуется, да пра́зднует же мир, ви́димый же весь и неви́димый, Христо́с бо воста́, весе́лие ве́чное.

Богородичны: (Поемыя со второго дня Пасхи и до отдания)

Слава: Умерщвле́ния преде́л сломи́ла еси́́, ве́чную жизнь ро́ждшая Христа́́, из гро́ба возсия́вшаго днесь, Де́во Всенепоро́чная, и мир просвети́вшаго.

И ныне: Воскре́сшаго ви́девши Сы́на Твоего́́ и Бо́га, ра́дуйся со Апо́столы, Богоблагода́тная Чи́стая: и е́же ра́дуйся пе́рвее, я́ко всех ра́дости вина́, восприя́ла еси́́, Богома́ти Всенепоро́чная.

Песнь 3

Ирмос: Прииди́те пи́во пие́м но́вое, не от ќамене непло́дна чудоде́емое, но нетле́ния исто́чник, из гро́ба одожди́вша Христа́́, в Не́мже утвержда́емся.

Припев: Христо́с Воскре́се из ме́ртвых, сме́ртию смерть попра́в и су́щим во гробе́х живо́т дарова́в.

Ны́не вся испо́лнишася све́та, не́бо же и земля́ и преиспо́дняя: да пра́зднует у́бо вся тварь воста́ние Христо́во, в Не́мже утвержда́ется.

Припев: Христо́с Воскре́се из ме́ртвых, сме́ртию смерть попра́в и су́щим во гробе́х живо́т дарова́в.

Вчера́ спогребо́хся Тебе́, Христе́́, совостаю́ днесь воскре́сшу Тебе́, сраспина́хся Тебе́ вчера́, Сам мя спросла́ви, Спа́се, во Ца́рствии Твое́м.

Слава: На нетле́нную жизнь прихожду́ днесь бла́гостию ро́ждшагося из Тебе́, Чи́стая, и всем конце́м свет облиста́вшаго.

И ныне: Бо́га, Его́же родила́ еси́́ пло́тию, из ме́ртвых, я́коже рече́, воста́вша ви́девши, Чи́стая, лику́й, и Сего́ я́ко Бо́га, Пречи́стая, возвелича́й.

Ипакои, глас 4-й

Предвари́вшыя у́тро я́же о Мари́и, и обре́тшыя ка́мень отвале́н от гро́ба, слы́шаху от А́нгела: во све́те присносу́щнем Су́щаго, с ме́ртвыми что и́щите я́ко челове́ка? Ви́дите гро́бныя пелены́, тецы́те и ми́ру пропове́дите, я́ко воста́ Госпо́дь, умертви́вый смерть, я́ко есть Сын Бо́га, спаса́ющаго род челове́ческий.

Песнь 4

Ирмос: На Боже́ственней стра́жи, Богоглаго́ливый Авваку́м да ста́нет с на́ми, и пока́жет светоно́сна А́нгела, я́сно глаго́люща: днесь спасе́ние ми́ру, я́ко воскре́се Христо́с, я́ко всеси́лен.

Припев: Христо́с Воскре́се из ме́ртвых, сме́ртию смерть попра́в и су́щим во гробе́х живо́т дарова́в.

Му́жеский у́бо пол, я́ко разве́рзый де́вственную утро́бу, яви́ся Христо́с, я́ко челове́к же, А́гнец нарече́ся, непоро́чен же, я́ко невку́сен скве́рны, на́ша Па́сха, и я́ко Бог и́стинен, соверше́н рече́ся.

Припев: Христо́с Воскре́се из ме́ртвых, сме́ртию смерть попра́в и су́щим во гробе́х живо́т дарова́в.

Я́ко единоле́тный а́гнец, благослове́нный нам вене́ц Христо́с, во́лею за всех закла́н бысть, Па́сха чисти́тельная, и па́ки из гро́ба кра́сное, пра́вды нам возсия́ Со́лнце.

Припев: Христо́с Воскре́се из ме́ртвых, сме́ртию смерть попра́в и су́щим во гробе́х живо́т дарова́в.

Богооте́ц у́бо Дави́д пред се́нным ковче́гом скака́ше игра́я, лю́дие же Бо́жии святи́и, образо́в сбытие́ зря́ще, весели́мся Боже́ственне, я́ко воскре́се Христо́с, я́ко всеси́лен.

Слава: Созда́вый Ада́ма, Твоего́ пра́отца, Чи́стая, зи́ждется от Тебе́, и сме́ртное жили́ще разори́ Свое́ю сме́ртию днесь, и озари́ вся Боже́ственными блиста́ньми Воскресе́ния.

И ныне: Его́же родила́ еси́ Христа́, прекра́сно из ме́ртвых возсия́вша, Чи́стая, зря́щи, до́брая и непоро́чная в жена́х и кра́сная, днесь во спасе́ние всех, со Апо́столы ра́дующися Того́ прославля́й.

Песнь 5

Ирмос: У́треннюем у́треннюю глубоку́, и вме́сто ми́ра песнь принесе́м Влады́це, и Христа́ у́зрим пра́вды Со́лнце, всем жизнь возсия́юща.

Припев: Христо́с Воскре́се из ме́ртвых, сме́ртию смерть попра́в и су́щим во гробе́х живо́т дарова́в.

Безме́рное Твое́ благоутро́бие а́довыми у́зами содержи́мии зря́ще, к све́ту идя́ху Христе́, весе́лыми нога́ми, Па́сху хва́ляще ве́чную.

Припев: Христо́с Воскре́се из ме́ртвых, сме́ртию смерть попра́в и су́щим во гробе́х живо́т дарова́в.

Присту́пим, свещено́снии, исходя́щу Христу́ из гро́ба я́ко жениху́, и спра́зднуим любопра́зднственными чи́нми Па́сху Бо́жию спаси́тельную.

Слава: Просвеща́ется Боже́ственными луча́ми и живоно́сными Воскресе́ния Сы́на Твоего́, Богома́ти Пречи́стая, и ра́дости исполня́ется благочести́вых собра́ние.

И ныне: Не разве́рзл еси́ врата́ де́вства в воплоще́нии, гро́ба не разруши́л еси́ печа́тей, Царю́ созда́ния: отню́дуже Воскре́сшаго Тя зря́щи Ма́ти ра́довашеся.

Песнь 6

Ирмос: Снизше́л еси́ в преиспо́дняя земли́ и сокруши́л еси́ вереи́ ве́чныя, содержа́щыя свя́занныя, Христе́, и тридне́вен я́ко от ки́та Ио́на, воскре́сл еси́ от гро́ба.

Припев: Христо́с Воскре́се из ме́ртвых, сме́ртию смерть попра́в и су́щим во гробе́х живо́т дарова́в.

Сохрани́в це́ла зна́мения, Христе́, воскре́сл еси́ от гро́ба, ключи́ Де́вы невреди́вый в рождестве́ Твое́м, и отве́рзл еси́ нам ра́йския две́ри.

Припев: Христо́с Воскре́се из ме́ртвых, сме́ртию смерть попра́в и су́щим во гробе́х живо́т дарова́в.

Спа́се мой, живо́е же и неже́ртвенное заколе́ние, я́ко Бог Сам Себе́ во́лею приве́д Отцу́, совоскре́си́л еси́ всеро́днаго Ада́ма, воскре́с от гро́ба.

Слава: Возведе́ся дре́вле держи́мое сме́ртию и тле́нием, воплоти́вшимся от Твоего́ пречи́стаго чре́ва, к нетле́нней и присносу́щней жи́зни, Богоро́дице Де́во.

И ныне: Сни́де в преиспо́дняя земли́, в ложесна́ Твоя́, Чи́стая, сше́дый и всели́выйся, и воплоти́выйся па́че ума́, и воздви́же с Собо́ю Ада́ма, воскре́с от гро́ба.

Кондак, глас 8-й

А́ще и во гроб снизше́л еси́, Безсме́ртне, но а́дову разруши́л еси́ си́лу, и воскре́сл еси́, я́ко победи́тель, Христе́ Бо́же, жена́м мироно́сицам веща́вый: ра́дуйтеся, и Твои́м апо́столам мир да́руяй, па́дшим подая́й Воскресе́ние.

Икос

Е́же пре́жде со́лнца Со́лнце заше́дшее иногда́ во гроб, предвари́ша ко у́тру, и́щущия я́ко дне мироно́сицы де́вы, и друга́ ко друзе́й вопия́ху: о други́ни, прииди́те, воня́ми пома́жем Те́ло живоно́сное и погребе́ное, плоть воскреси́вшаго па́дшаго Ада́ма, лежа́щую во гро́бе. И́дем, потщи́мся я́коже волсви́, и поклони́мся, и принесе́м ми́ра я́ко да́ры, не в пелена́х, но в плащани́це обви́тому, и пла́чим и возопи́им: о Влады́ко, воста́ни, па́дшим подая́й воскресе́ние.

Воскресная песнь

Воскресе́ние Христо́во ви́девше, поклони́мся Свято́му Го́споду Иису́су, Еди́ному Безгре́шному, Кресту́ Твоему́ покланя́емся, Христе́, и свято́е Воскресе́ние Твое́ пое́м и сла́вим: Ты бо еси́ Бог наш, ра́зве Тебе́ ино́го не зна́ем, Имя Твое́ имену́ем. Прииди́те вси ве́рнии, поклони́мся свято́му Христо́ву Воскресе́нию: се бо прии́де Кресто́м ра́дость всему́ ми́ру. Всегда́ благословя́ще Го́спода, пое́м Воскресе́ние Его́: распя́тие бо претерпе́в, сме́ртию смерть разруши́. (Трижды).

Воскре́с Иису́с от гро́ба, я́коже прорече́, даде́ нам живо́т ве́чный и ве́лию ми́лость. (Трижды).

Песнь 7

Ирмос: О́троки от пе́щи изба́вивый, быв Челове́к, стра́ждает я́ко сме́ртен, и стра́стию сме́ртное в нетле́ния облачи́т благоле́пие, Еди́н благослове́н отце́в Бог и препросла́влен.

Припев: Христо́с Воскре́се из ме́ртвых, сме́ртию смерть попра́в и су́щим во гробе́х живо́т дарова́в.

Же́ны с ми́ры богому́дрыя в след Тебе́ теча́ху: Его́же я́ко ме́ртва со слеза́ми иска́ху, поклони́шася ра́дующияся Живо́му Бо́гу и Па́сху та́йную Твои́м, Христе́, ученико́м благовести́ша.

Припев: Христо́с Воскре́се из ме́ртвых, сме́ртию смерть попра́в и су́щим во гробе́х живо́т дарова́в.

Сме́рти пра́зднуем умерщвле́ние, а́дово разруше́ние, ино́го жития́ ве́чнаго нача́ло, и игра́юще пое́м вино́внаго, еди́наго благослове́ннаго отце́в Бо́га и препросла́вленнаго.

Припев: Христо́с Воскре́се из ме́ртвых, сме́ртию смерть попра́в и су́щим во гробе́х живо́т дарова́в.

Я́ко вои́стинну свяще́нная, и всепра́зднственная сия́ спаси́тельная нощь, и светоза́рная, светоно́снаго дне, воста́ния су́щи провозве́стница: в не́йже безле́тный Свет из гро́ба пло́тски всем возсия́.

Слава: Умертви́в Сын Твой смерть, Всенепоро́чная, днесь, всем сме́ртным пребыва́ющий живо́т во ве́ки веко́в дарова́, Еди́н благослове́нный отце́в Бог и препросла́вленный.

И ныне: Всем ца́рствуяй созда́нием, быв челове́к, всели́ся в Твою́, Богоблагода́тная, утро́бу, и распя́тие претерпе́в и смерть, воскре́се боголе́пно, совозста́вив нас, я́ко Всеси́лен.

Песнь 8

Ирмос: Сей нарече́нный и святы́й день, еди́н суббо́т Царь и Госпо́дь, пра́здников пра́здник и торжество́ есть торже́ств, во́ньже благослови́м Христа́ во ве́ки.

Припев: Христо́с Воскре́се из ме́ртвых, сме́ртию смерть попра́в и су́щим во гробе́х живо́т дарова́в.

Прииди́те но́ваго виногра́да рожде́ния, Боже́ственнаго весе́лия, в наро́читом дни Воскресе́ния, Ца́рствия Христо́ва приобщи́мся, пою́ще Его́ я́ко Бо́га во ве́ки.

Припев: Христо́с Воскре́се из ме́ртвых, сме́ртию смерть попра́в и су́щим во гробе́х живо́т дарова́в.

Возведи́ о́крест о́чи твои́, Сио́не, и виждь: се бо приидо́ша к тебе́ я́ко богосве́тлая свети́ла, от за́пада, и се́вера, и мо́ря, и восто́ка ча́да твоя́, в тебе́ благословя́щая Христа́ во ве́ки.

Припев: Пресвята́я Тро́ице, Бо́же наш, сла́ва Тебе́.

Отче Вседержи́телю, и Сло́ве, и Ду́ше, треми́ соединя́емое во ипоста́сех естество́, Пресу́щественне и Пребоже́ственне, в Тя крести́хомся и Тя благослови́м во вся ве́ки.

Слава: Прии́де Тобо́ю в мир Госпо́дь, Де́во Богоро́дице, и чре́во а́дово расто́рг, сме́ртным нам воскресе́ние дарова́: те́мже благослови́м Его́ во ве́ки.

И ныне: Всю низложи́в сме́рти держа́ву, Сын Твой, Де́во, Свои́м воскресе́нием, я́ко Бог кре́пкий, совознесе́ нас и обожи́. Те́мже воспева́ем Его во ве́ки.

Песнь 9

Вели́чит душа́ моя́ воскре́сшаго тридне́вно от гро́ба Христа́ Жизнода́вца.

Ирмос: Свети́ся, свети́ся, но́вый Иерусали́ме: сла́ва бо Госпо́дня на тебе́ возсия́. Лику́й ны́не и весели́ся, Сио́не, Ты же, Чи́стая, красу́йся, Богоро́дице, о воста́нии Рожде́ства Твоего́.

Припев: Христо́с но́вая Па́сха, Же́ртва жива́я, А́гнец Бо́жий, взе́мляй грехи́ ми́ра.

О Боже́ственнаго, о любе́знаго, о сладча́йшаго Твоего́ гла́са! С на́ми бо нело́жно обеща́лся еси́ бы́ти до сконча́ния ве́ка, Христе́. Его́же ве́рнии, утвержде́ние наде́жды иму́ще, ра́дуемся.

Припев: Магдали́на Мари́я притече́ ко гро́бу, и Христа́ ви́девши, я́ко вертогра́даря вопроша́ше.

О Па́сха ве́лия, и свяще́ннейшая, Христе́! О Му́дросте, и Сло́ве Бо́жий, и Си́ло! Подава́й нам и́стее Тебе́ причаща́тися, в невече́рнем дни Ца́рствия Твоего́.

Слава: Согла́сно, Де́во, Тебе́ блажи́м ве́рнии: ра́дуйся, две́ре Госпо́дня, ра́дуйся, гра́де одушевле́нный; ра́дуйся, Ея́же ра́ди нам ны́не возсия́ свет, из Тебе́ Рожде́ннаго из ме́ртвых воскресе́ния.

И ныне: Весели́ся и ра́дуйся, Боже́ственная две́ре Све́та: заше́дый бо Иису́с во гроб возсия́, просия́в со́лнца светле́е и ве́рныя вся озари́в, Богора́дованная Влады́чице.

Задостойник

Ангел вопия́ше Благода́тней: Чи́стая Де́во, ра́дуйся, и па́ки реку́: ра́дуйся! Твой Сын воскре́се тридне́вен от гро́ба и ме́ртвыя воздви́гнувый, лю́дие, весели́теся.

Свети́ся, свети́ся, но́вый Иерусали́ме: сла́ва бо Госпо́дня на тебе́ возсия́, лику́й ны́не и весели́ся, Сио́не, Ты же, Чи́стая, красу́йся, Богоро́дице, о воста́нии Рождества́ Твоего́.

Эксапостиларий: Пло́тию усну́в, я́ко мертв, Царю́ и Го́споди, тридне́вен воскре́сл еси́, Ада́ма воздви́г от тли, и упраздни́в смерть: Па́сха нетле́ния, ми́ра спасе́ние. (Трижды)

Стихиры Пасхи, глас 5:

Стих: Да воскре́снет Бог, и расточа́тся врази́ Его́.

Па́сха свяще́нная нам днесь показа́ся, Па́сха но́ва свята́я, Па́сха та́инственная, Па́сха всечестна́я. Па́сха Христо́с Изба́витель, Па́сха непоро́чная, Па́сха вели́кая, Па́сха ве́рных. Па́сха две́ри ра́йския нам отверза́ющая. Па́сха всех освяща́ющая ве́рных.

Стих: Я́ко исчеза́ет дым, да исче́знут.

Прииди́те от виде́ния жены́ благове́стницы, и Сио́ну рцы́те: приими́ от нас ра́дости благове́щения, Воскресе́ния Христо́ва: красу́йся, лику́й и ра́дуйся, Иерусали́ме, Царя́ Христа́ узре́в из гро́ба, я́ко жениха́ происходя́ща.

Стих: Та́ко да поги́бнут гре́шницы от Лица́ Бо́жия, а пра́ведницы да возвеселя́тся.

Мироно́сицы жены́, у́тру глубоку́, предста́вша гро́бу Живода́вца, обрето́ша А́нгела на ка́мени седя́ща, и той провеща́в им, си́це глаго́лаше: что и́щете Жива́го с ме́ртвыми? что пла́чете Нетле́ннаго во тли? Ше́дше, пропове́дите ученико́м Его́.

Стих: Сей день, его́же сотвори Госпо́дь, возра́дуемся и возвесели́мся в онь.

Па́сха кра́сная, Па́сха, Госпо́дня Па́сха! Па́сха всечестна́я нам возсия́. Па́сха, ра́достию друг дру́га обы́мем. О Па́сха! Избавле́ние ско́рби, и́бо из гро́ба днесь, я́ко от черто́га возсия́в Христо́с, жены́ ра́дости испо́лни, глаго́ля: пропове́дите апо́столом.

Слава, и ныне, глас 5: Воскресе́ния день, и просвети́мся торжество́м, и друг дру́га обы́мем. Рцем бра́тие, и ненави́дящим нас, прости́м вся Воскресе́нием, и та́ко возопии́м: Христо́с воскре́се из ме́ртвых, сме́ртию смерть попра́в, и су́щим во гробе́х живо́т дарова́в.

Христо́с воскре́се из ме́ртвых, сме́ртию смерть попра́в, и су́щим во гробе́х живо́т дарова́в. (Трижды)

[ad01]

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *