ЗДЕСЬ ПРЕДСТАВЛЕН ОБРАЗЕЦ ОФОРМЛЕНИЯ И СОДЕРЖАНИЯ РАБОТЫ

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ НА СНОСКИ, СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ, ВВЕДЕНИЕ И Т.Д.

ПОЛНАЯ ВЕРСИЯ РЕФЕРАТА – 12 ЛИСТОВ.

Реферат на тему «Культура Древней Руси IX-XIII в.в.».

ПОЛНАЯ ВЕРСИЯ РЕФЕРАТА – 12 ЛИСТОВ. 2

Оглавление 2

Введение 3

Глава 1. Источники формирования древнерусской культуры 4

1.1.Влияние религии на развитие культуры Руси 4

1.2. Христианство и духовно-нравственные ценности личности и общества 5

Глава 2. Основные направления в развитии культуры Древней Руси IX – XIII в.в. 6

2.1. Письменность и просвещение 6

2.2. Фольклористика и литература 6

2.3. Зодчество и изобразительное искусство 7

Заключение 10

Список использованной литературы 11

Введение

Становление и развитие русской культуры — это длительный процесс. Культуру творят люди, а их мировоззрение, мировосприятие, чувства, вкусы формируются в конкретных социальных, экономических и общественных условиях. На складывающуюся культуру любого народа определенное воздействие оказывает географическая среда, а также нравы, традиции, все культурное наследие, доставшееся от предыдущих поколений. Поэтому историю культуры следует изучать на основе и в связи с историческим процессом данной страны и ее народа.

Мощной основой формирования древнерусской культуры было богатое наследие восточных славян. Восточные славяне (смесь различных расовых линий, индоевропейских арийских, тюркских) выделились как самостоятельная ветвь славянства в VI в и уже тогда рассматривали себя как часть европейского мира В VII -VIII вв. у них сложился основной комплекс ремесленных и сельскохозяйственных орудий труда, определились главные виды производственной деятельности, были накоплены практические знания о природе. Закреплению и передаче накопленною опыта, трудовых навыков и полезных наблюдений служила языческая религия.

На мой взгляд, выбранная мною тема «Культура Древней Руси IX – XIII в.в.» очень интересна, т.к. именно в тот период происходило развитие письменности, литературы, иконописи, зодчества и т.д. Проследить данное развитие очень интересно, да и просто необходимо об этом знать и помнить.

Цель работы – рассмотреть основные черты развития культуры Древней Руси IX – XIII в.в., определить роль христианства на развитие культуры Руси того времени, на менталитет народа.

В соответствии с поставленной целью в работе решались следующие вопросы:

  • определить источники формирования Древнерусской культуры;

  • изучить основные направления в развитии культуры Древней Руси IX – XIII в.в.

Структура работы строилась в соответствии с поставленными задачами и состоит из введения, 2 основных глав, заключения и списка использованной литературы. В первой главе рассмотрены вопросы влияния религии на развитие культуры Руси и влияние христианства на духовно-нравственные ценности личности общества. Во второй главе раскрыты основные направления развития культуры Древней Руси: письменность и просвещение, фольклористика и литература, зодчество и изобразительное искусство.

Основной проблемой при написании работы оказался ограниченный объем Работы, поэтому изложение данной темы приведено в кратком виде, хотя хотелось бы рассказать о многом.

Глава 1. Источники формирования древнерусской культуры

Культурные общения Руси с другими странами складывались по-разному и различались по степени интенсивности, по характеру и масштабам влияния на древнерусскую культуру. Первоначально наиболее интенсивным и плодотворным было влияние Византии на древнерусскую культуру1. Но оно не было постоянным и всеобъемлющим. В большей степени оно проявилось в области церковной идеологии, канонического права, культового изобразительного искусства. Это естественно, ибо Русь приняла христианство от Византии. Светская культура была затронута слабее. В то же время ориентация на Византию имела и другую сторону. Она означала отторженность от латинства, от греко-римского наследия. Разумеется, полностью отрезанной от античного наследия Русь не была. Влияние эллинизма сказалось через византийскую культуру. В первичном варианте античное наследие Руси усвоить не удалось. Оно пришло позднее, опосредованно, через опыт европейского возрождения.

Иной характер носили культурные связи Руси со странами Западной Европы. Они усилились во второй половине XII — начале XIII вв., в период расцвета романского искусства на Западе и ослабления византийского влияния на Русь. Важно отметить, что культурное взаимодействие Руси со странами Западной Европы было обоюдным и равноправным. Так, некоторые элементы романского стиля нашли свое отражение в архитектуре Новгорода, Полоцка, особенно ярко проявились в декоре Владимира — Суздальских храмов. Русь в свою очередь так же оказывала благотворное влияние на западноевропейскую культуру.

    1. Влияние религии на развитие культуры Руси

Не умаляя значения культурных контактов, следует, однако, подчеркнуть, что главную и широкую основу для вхождения Руси в европейское общество создало принятие христианства. Оно явилось важным источником формирования древнерусской культуры, так как способствовало развитию письменности, просвещения, литературы, зодчества, искусства, гуманизации нравов народа, духовному возвышению личности. Христианство создало основу для объединения древнерусского общества, формирования единого народа на основе общих духовных и нравственных ценностей. В этом заключается его прогрессивное значение.

ДЛЯ СОКРАЩЕНИЯ ПРОПУСК ТЕКСТА

Христианство и язычество — религии различных ценностных ориентации Язычество пережили многие народы мира. Повсюду оно олицетворяло природные стихии и силы, рождало множество природных богов — политеизм.

Но язычество, в том числе славянское, не обладало главным — понятием человеческой личности, ценностью ее души. Как известно, этими качествами не обладала и античная классика. Переход к христианству означал переход Руси к более высоким ценным гуманистическим и нравственным идеалам.

1.2. Христианство и духовно-нравственные ценности личности и общества

В христианстве, как символе духовных ценностей, заложена идея необходимости постоянного развития и совершенствования общества и человека. Не случайно этот тип цивилизации называют христианским. С течением времени христианство распалось на западное и восточное, которые по-разному подходили к реформированию и толкованию символа веры. На Руси христианство было принято в восточном, византийском варианте. Позднее оно получило название православие, то есть истинная вера2.

Русское православие ориентировало …

ДЛЯ СОКРАЩЕНИЯ ПРОПУСК ТЕКСТА

Выяснив источники культуры Киевской Руси, остановимся на основных направлениях ее развития: письменности и просвещении, фольклористике и литературе, архитектуре и искусстве.

Глава 2. Основные направления в развитии культуры Древней Руси IX – XIII в.в.

2.1. Письменность и просвещение

Создание славянской азбуки связывают с именами византийских монахов-миссионеров Кирилла и Мефодия, знаменитых «Солунских братьев»3. Во второй половине X в. была создана «глаголица», на которой писались первые переводы церковных книг для славянского населения Моравии и Паннонии. Дошедшие до нас древнерусские глаголические памятники — это «Киевские листки» и «Зографское евангелие». К концу X в. возникла новая азбука — «кириллица», вытеснившая глаголицу. Кириллица имела гот же алфавитно-буквенный состав, что и глаголица, но отличалась от нее более простой и четкой формой букв и точным соответствием звуковому составу старославянского языка. Важно иметь в виду, что принятие христианства на Руси способствовало распространению письменности и книжности.

Образованность ценилась очень высоко. В литературе того времени …

ДЛЯ СОКРАЩЕНИЯ ПРОПУСК ТЕКСТА

… оказавшее большое влияние на литературу и культуру Древней Руси. При монастырях и соборных церквах создавались библиотеки, наиболее известные из них — это книгохранилища в Софийских храмах Киева и Новгорода. Как свидетельствуют летописи, уже в XI в. на Руси были библиотеки.

2.2. Фольклористика и литература

С появлением бумаги ускорился и облегчился процесс письма, и уставное письмо с его правильным, почти квадратным начертанием букв сменилось округлым наклонным почерком — полууставом, а в деловых бумагах появилась скоропись. С появлением письменности, распространением грамотности получила развитие и древнерусская литература. При этом следует отметить, что на ее формирование благотворное влияние оказало устное народное творчество, уходящее своими корнями в тысячелетние глубины первобытно-общинного строя. Письменные источники свидетельствуют о богатстве и разнообразии фольклора Киевской Руси.

Значительное место в нем занимала обрядовая поэзия: заговоры, …

ДЛЯ СОКРАЩЕНИЯ ПРОПУСК ТЕКСТА

… нашло свое отражение, прежде всего, в появлении большого количества книг, связанных с потребностями христианского культа4.

Чтобы лучше понять художественную ценность и величие этих лите­ратурных памятников, следует учесть ряд особенностей средневековой ли­тературы в целом. В чем они заключаются?

Во-первых, …

ДЛЯ СОКРАЩЕНИЯ ПРОПУСК ТЕКСТА

… это ценный источник сведений о прошлом, памятник историй.

Во-вторых, в отличие от современной в древней русской литературе герой ведет себя в зависимости не от своего характера, темперамента, а от места в социальной иерархии, от социального положения. Поэтому князь поступает, как подобает князю, святой — как святому; воин — как воину и т.д.. Церемониальность, характерная для средневековой жизни, отразилась и в литературе, определив ее такие особенности, как повторения отдельных эпизодов, событий, «переплетение словес», длинные ряды параллельных грамматических конструкций, синонимов, «кружево слов». В наше бурное время чтение такой литературы может показаться скучным, но вчитываясь в произведение, человек получает наслаждение и глубже понимает жизнь своих далеких предков.

В-третьих, в основе содержания произведений — важнейшие …

ДЛЯ СОКРАЩЕНИЯ ПРОПУСК ТЕКСТА

… Поэтому памятники литературы одновременно являются и памятниками общественно-политической жизни.

2.3. Зодчество и изобразительное искусство

Важнейшей составной частью развития культуры Киевской Руси являются зодчество и изобразительное искусство. Архитектурные сооружения и их убранство — доказательство мощи державы, свидетельство талантливости народа, его трудолюбия и мастерства.

На архитектуру следует обратить особое внимание, ибо она является ярким показателем уровня культуры Древней Руси, а росписи храмов — глубокой характеристикой средневекового образа мысли.

До конца X в. на Руси не было монументального каменного зодчества, но существовали …

ДЛЯ СОКРАЩЕНИЯ ПРОПУСК ТЕКСТА

… В западной части на втором ярусе располагаются хоры, где во время богослужения находились князь и его приближенные. На хоры вела винтовая лестница, находившаяся в специально для этого предназначенной башне. Иногда хоры соединялись переходом с княжеским дворцом.

Зодчие стремились выделить храмовые сооружения среда остальных городских построек. В северных городах, где архитектурным фоном были бревенчатые дома, церкви делали белоснежные; в южных городах, где постройки промазывали глиной и белили, церкви оставляли в красно-розовой кирпичной окраске (из-за толстого слоя раствора). На рубеже XII-XIII вв. в городах появляются трех — и четырехэтажные постройки, города растут вверх, и церкви как бы начинают «тонуть» в общем городском ансамбле. Чтобы поднять их над городом, нужно было найти новые архитектурные формы. Так появились здания с несколькими рядами ступенчатых арок, возносивших купол на значительную высоту. Церкви служили прекрасным украшением русских городов.

С XII в. начался новый этап в развитии русской архитектуры. …

ДЛЯ СОКРАЩЕНИЯ ПРОПУСК ТЕКСТА

… В архитектуре этого периода появились свои отличительные черты.

Зодчество XII-XIII вв. отличается от архитектуры предшествующего периода меньшей масштабностью зданий, поисками наиболее простых, но в то же время красивых форм, простотой отделки. Наиболее типичным стал кубический, очень компактный храм с позакомарным покрытием, увенчанный одной массивной главой. Как правило, такие храмы строились на княжеских дворах, были рассчитаны на княжескую семью и её челядь. Развитием княжеского придворного жанра архитектура отразила начавшийся период феодальной раздробленности.

Со второй половины XII в. заметно ослабевает византийское влияние, что ознаменовалось …

ДЛЯ СОКРАЩЕНИЯ ПРОПУСК ТЕКСТА

В домонгольский период на Руси получила колоссальное развитие живопись.

Русские художники достигли большого мастерства как в иконописи, так и в монументальной живописи — фреске и мозаике. Они не только превосходно владели композицией, но и умели передавать сложную гамму человеческих чувств. Современные реставраторы провели большую работу по восстановлению первоначального облика произведений древнерусской живописи, и в настоящее время весь мир восхищается работами русских мастеров XI-XIII вв.

Систему росписи культового здания русские мастера восприняли от византийцев. Но как и в архитектуре, в русское живописи вод влиянием языческого народного искусства, народных обычаев рано начинается переработка византийской традиции. Уже с начала XI в. формируются местные образы, вырабатываются своеобразные, отличные от византийских, средства художественной выразительности. Росписи храмов дают наглядное представление о древнерусской живописи, ее своеобразии и уникальности, художественных поисках местных мастеров.

Главные части интерьера — подкупольное пространство, апсиды, …

ДЛЯ СОКРАЩЕНИЯ ПРОПУСК ТЕКСТА

… И тем не менее лица святых не лишены индивидуальности, некоторое «отцы церкви» производят впечатление портретных изображений.

При изучении древнерусской культура нельзя не обратить внимание на утонченное прикладное искусство, известное на Руси под поэтическим названием «узорочье». Крупные города славились своими мастерами-ремесленниками. Художественное мастерство чеканки, гравировки, резьбы по дереву, вышивки золотом ткани поднималось до больших высот в каждой из местных школ.

Созданные мастерами ювелирные изделия являлись настоящими шедеврами. Золотые украшения, расцвеченные немеркнущей цветной эмалью, тонкие изделия из серебра со сканью и зернью, с чернью и позолотой, изящная чеканка, художественная отделка оружия — все это ставило Русь вровень с передовыми странами Европы.

Рассмотрев основные направления в развитии древнерусской культуры, можно сделать некоторые выводы.

Древнерусская культура IX – XIII в.в. стала складываться одновременно с образованием государства восточных славян. На ее формирование мощное влияние оказало эпическое наследие древних славян, принятие христианства, культурные контакты с другими странами. Впитав и творчески переработав разнообразные художественные влияния — византийское, южнославянское, романское — Киевская Русь создала свою самобытную национальную культуру. Быстро росло количество интереснейших архитектурных памятников, появились местные художественные входы, были созданы замечательные произведения живописи, росли города, в которых развивалось декоративно-прикладное искусство.

Распространение письменности, появление книг привело к возникновению еще одного вида живописи — книжной миниатюры. Древнейшие русские миниатюры имеются в «Остромировом Евангелии» (1056-1057) , где помещены изображения трех евангелистов. Яркое орнаментальное окружение фигур евангелистов и обилие золота делают эти иллюстрации похожими на ювелирное изделие.

В целом юная Киевская Русь, восприняв византийские, болгарские и другие православные традиции, сумела создать искусство с высокими критериями творчества, чуждое внешним эффектам, глубокое по духовной христианской сути. Тем самым был заложен прочный фундамент для дальнейшего развития национальной художественной культуры.

В целом в данный период на Руси была создана настолько мощная культура, что никакие беды и разрушения не могли свернуть ее с определившегося пути. Она была и осталась европейской по типу своего развития. Все попытки представить русскую культуру средневековья как восточную, азиатскую или «евразийскую» оказались бесплодными. Конечно, общение с восточными народами не прошло бесследно для русской культуры, но основной характер и направленность ее являлись европейскими.

Величественные архитектурные сооружения Древней Руси, прекрасные памятники литературы, произведения живописи, уникальные изделия декоративно-прикладного искусства — достойный вклад в мировую культуру. Древнерусская культура заложила основы для последующего развития культуры России.

Список использованной литературы

1 Рогожин Н. М. Источники формирования древнерусской культуры // Журнал «Древняя Русь». – 2000. — № 1.

3 Кусков В. Литература и культура Древней Руси: словарь-справочник. – М.: Высшая школа, 1994. – с. 129-134

4 Нравственный опыт в книжности Древней Руси // Мысль. Ежегодник петербургской ассоциации философов. – Вып. № 1, 2000.

Просвещение в Древней Руси

Школь­ное обу­че­ние, воз­ник­шее в Древ­ней Ру­си во вре­ме­на кня­зей Вла­ди­ми­ра Свя­то­сла­ви­ча и Яро­сла­ва Муд­ро­го (10–11 вв.), ох­ва­ты­ва­ло лишь не­зна­чи­тель­ное чис­ло вос­пи­тан­ни­ков, как пра­ви­ло де­тей слу­жи­те­лей церк­ви и цер­ков­ных ста­рост. В 12–13 вв. сфор­ми­ро­вал­ся круг мо­на­стыр­ских школ в Смо­лен­ске, Вла­ди­ми­ре, Рос­то­ве Ве­ли­ком, Ниж­нем Нов­го­ро­де. В шко­лах на­чаль­но­го ти­па изу­ча­ли чте­ние, пись­мо, пе­ние и бо­го­сло­вие. Обу­че­ние ве­лось на род­ном язы­ке. В шко­лах выс­ше­го ти­па для «луч­ших лю­дей де­тей», где го­то­ви­ли к го­су­дар­ст­вен­ной и цер­ков­ной дея­тель­но­сти, пре­по­да­ва­лись так­же фи­ло­со­фия, ри­то­ри­ка, грам­ма­ти­ка. Для обу­че­ния ис­поль­зо­ва­лись ви­зан­тий­ские ис­то­ри­че­ские со­чи­не­ния, гео­гра­фи­че­ские и ес­те­ст­вен­но-на­уч­ные тру­ды, сбор­ни­ки вы­ска­зы­ва­ний ан­тич­ных ав­то­ров. Мно­гие вид­ные дея­те­ли древ­не­рус­ской куль­ту­ры вы­шли, в ча­ст­но­сти, из шко­лы при Кие­во-Пе­чер­ском мо­на­сты­ре (ос­но­ван в 1051) – ве­ду­щем цен­тре книж­но­сти.

Первые Просветители Карпатско-Галицкой Руси

Посвящается дню Тезоменитства

Предстоятеля Русской Православной Церкви

Его Святейшества, Святейшего Кирилла,

Патриарха Московского и всея Руси

На первом месте в Соборном диптихе Галицких святых, после апостола Андрея Первозванного, согласно Летописи благословившего холмы будущего Киева — центра Святой Руси — и утвердившего на одном из них святой Крест, вполне справедливо находятся имена равноапостольных учителей Словенских: ученого монаха Кирилла (в миру Константина, 827—869, Рим) и архиепископа Моравского Мефодия (в миру Михаила; 815—885, Велеград, Моравия).

Святые Кирилл и Мефодий. Икона XIXв. Народное письмо

Два родных брата из города Солуни (сегодняшние Салоники на севере Греции) почитаются на Западной Руси, прежде всего, как общие Просветители всех славян, переводчики книг Священного Писания, богослужебных текстов, создатели не только алфавита, но и нового языка для письма, молитвы и богослужений — церковнославянского языка. Однако, почитание их как святых Галицкой, Закарпатской и Волынской Руси имеет еще и другое основание. Существует древнее предание, которое относит появление первых христианских общин в Галицких краях именно ко времени деятельности святых Кирилла и Мефодия, учителей Словенских.1 Епархия архиепископа Мефодия и его преемников находилась в пределах славянского государства Великая Моравия, существовавшего с 822 по 907 гг. Именно тогда — в период своего наибольшего могущества — Великоморавская держава включала в себя земли современной Чехии, Словакии, Венгрии, Хорватии, южной Польши. В это славянское государство, управляемое святым благоверным князем Ростиславом, входила и значительная часть территории современной Западной Украины – Закарпатская, Карпатская и Прикарпатская Русь.

Святой князь Ростислав Моравский (†870), память которого также совершается и 24 мая, в день общей памяти святых Кирилла и Мефодия, и которого должны знать и почитать все русины, в 862 году отправил посольство к ромейскому (византийскому) императору Михаилу III (840-867). В своем письме князь писал: «Наш народ отверг язычество и содержит закон христианский. Только нет у нас такого учителя, который бы веру Христову объяснил нам на родном языке. Другие страны (славянские), увидя это, пожелают идти за нами. В виду этого, владыко, пошли к нам такового епископа и учителя, ведь от вас во все страны добрый закон исходит.» В ответ на эту просьбу царь по совету святого патриарха Фотия (ок. 820—896; которого также следует всем галичанам почитать в день его памяти 19 февраля по новому стилю) направил для укрепления в вере новообращенного народа двух братьев — Константина и Мефодия. Один из них был монахом с прозвищем Философ, второй — простым священником, ранее занимавшим высокие государственные должности. Они были сыновьями военачальника Льва из города Солуня. Оба получили хорошее образование, владели греческим и славянским языками. До этого они побывали с христианскими миссиями среди мусульман, в Хозарии и Болгарии.

24 мая (отсюда и дата их общего праздника в мае) 863 г. Константин с Мефодием прибыли в моравскую столицу Велиград (по-славянски «Великий Город») с глазами, сиявшими любовью Нового Завета и светом Христовой веры. Для успешной катехизации славян святые Кирилл и Мефодий решили создать нечто совершено новое. Они взяли греческую грамматику, способ взаимной связи и расстановки слов в предложении, и соединили это с миром славянских слов. Разработанная святыми Просветителями для передачи славянского языка азбука получила название «глаголица».

В Велеграде святые братья, наверное, поселились на горе, которая с тех времен и до сегодня носит имя святого Климента — ученика апостола Петра, святые мощи которого они обрели в древней Таврии. Скорее всего, именно здесь находился монастырь, в котором вели свою миссионерскую деятельность наши апостолы: молились, занимались с учениками переводами, учили. А первый крест на этой земле святые Просветители установили на другой горе, Радгошть. Древние словены считали, что здесь живет языческий бог войны и победы Радегаст. Для торжества веры Евангельской над языческими верованиями они и установили там спасительный крест Христов. Сегодня на вершине горы Радгошть находится деревянная часовня святых славянских Апостолов-Просветителей, которую посещают паломники. Рядом с ней находится и памятник святым Кириллу и Мефодию. Братья пробыли здесь более 3 лет (40 месяцев). За это время, обучая моравцев славянской грамоте, они перевели на славянский язык главные книги Священного Писания (Евангелие, Апостол и Псалтырь), богослужебный Октоих и основные труды Святых Отцов. Церкви, где совершали богослужение на латыни немецкие священники, стали пустовать. На святых славянских Учителей началось гонение.

Памятник свв.Кириллу и Мефодию в Киево-Печерской Лавре в Киеве

Святым Кириллу и Мефодию пришлось защищать славянские богослужения и книжность. Памятником их трудов по защите славянского языка является «Проглас». Это первое славянское письменное поэтическое сочинение-молитва, приписываемое святому Кириллу, было создано в Великой Моравии в IX веке. В «Прогласе» святой Кирилл восхваляет славянскую письменность и считает её проявлением Божественной благодати, так как она помогла славянам отойти от язычества и создала из них Божий народ. Книги, написанные на славянском языке, несут Божественную мудрость и помогают бороться с дьявольскими искушениями. Таким образом, в «Прогласе» книги на славянском языке рассматриваются как нечто Божественное и священное, приносящими человеку общение с Богом, вечную жизнь и огромную пользу в земной жизни.

Равноапостольные братья отправились за поддержкой в Рим, который в то время еще не откололся от Единой Кафолической Апостольской Церкви. Папа Адриан ІІ (лат. Hadrianus; римский понтифик с 14 декабря 867 г. по 14 декабря 872 г.) принял их, благословил совершение богослужений на славянском языке и одобрил переведенные на него книги. Самого святого Мефодия он рукоположил в архиерея, его учеников — в пресвитеров и диаконов.

Братья пробыли в Риме два года. Здесь святой Константин, не выдержав перенапряжения, заболел. За 50 дней до смерти, наступившей 14 февраля 869 г., он принял монашеский постриг в великую схиму с именем Кирилл, под которым известен в славянском мире. Ему было всего 42 года. «Мы с тобой, как два вола: от тяжелой ноши один упал, второй должен продолжать путь», — завещал он перед кончиной брату Мефодию. Тот вернулся с учениками в Моравию, и, пережив изгнание, оскорбления и заточение, продолжавшееся несколько лет, дальше распространял богослужения на славянском и письменность. Святитель Мефодий, архиепископ Паннонский и Великоморавский, пережил равноапостольного Кирилла на 16 лет и умер в 885 году, в Вербное воскресенье, 19 (6 по ст. ст.) апреля.

Самый талантливый ученик святых Кирилла и Мефодия – святой Климент Охридский (†916), епископ Величский,2 в Западной Македонии продолжая их святое дело, со своими сотрудниками создал более совершенную «кириллицу», названную так в честь Создателя первого славянского алфавита. Великий ученый Кирилл не дожил до окончательной реализации своего замысла. Главное итоговое открытие сделали его ученики, которых создал все же именно он. Святые Кирилл и Мефодий поставили задачу и нашли методы решения. Потом уже их последователи, идя этим путем, смогли завершить духовно-культурную «революцию» в древнем славянском мире. Они не только воплотили идею богослужений на родном языке, ввели её в жизнь, но и отстояли. Ученики преподобного Кирилла, получив от Бога необыкновенной силы творческий импульс, выполнили их миссию по созданию алфавита, христианской цивилизации и культуры на славянских землях.

Памятник свв.Кириллу и Мефодию с текстом на глаголице перед входом в базилику св.Климента. Рим

Изобретение славянского алфавита современники восприняли как самое настоящее чудо, подобное Новозаветней Пятидесятнице. Cлавянский язык святых Кирилла и Мефодия был создан исключительно для церковного, богослужебного употребления и для проповеди Божественного Откровения. В трактате Черноризца Храбра начала Х века «О письменех», впервые напечатаном диаконом Иоанном Федоровым в его «Острожском букваре» (1578), превосходство славянского аргументируется тем, что другого такого чистого и святого языка нет более в мире. На нем не писали грамоты, государственные постановления, светскую поэзию; на нем не вели праздных обыденных бесед — на нем только молились Богу и славили Творца вселенной. И это свое благодатное свойство наш церковнославянский язык сохранил до нынешнего времени.

Равноапостольные братья явились также первыми распространителями богословско-философской терминологии на славянском языке, включающей такие понятия, как естество, природа, свойство, сущность, существо, идея, вещь, вселенная и др. Святому Кириллу принадлежит как одному из ранних философов в истории Христианской Церкви и первому в славянском мире очень точное определение понятия «философия»: «Знание Божественных и человеческих вещей, приближение, насколько возможно, человека к Богу и приучение его посредством добродетелей к тому, чтобы быть таким, как Тот, Кто создал его по своему образу и подобию».

Преемником архиепископа Мефодия стал святой Горазд Охридский — первый епископ славянин-словак (день памяти 9 августа в Соборе Болгарских просветителей). При нем дело святых братьев в Моравии почти заглохло. Под давлением Рима, Германии и принявшей западный обряд Польши православная «Мефодиева» епархия була упразднена в 886 году светской властью. Богослужебные переводы были запрещены, последователи святых Просветителей убиты или проданы в рабство. Многие бежали в соседние южные страны со славянским населением. Но это был не конец. Время гонений стало только началом распространения славяно-русской культуры, а значит, и русинской культуры тоже.

Посеянные святыми Солунскими братьями семена православной веры и культуры среди западных славян в дальнейшем оказались «затоптанными и заглушенными» (См.: Луки 8, 5-15). Однако, их труды продолжили жить у южных и восточных славян. Профессор Киевской Духовной Академии, известный историк Русской Церкви Иван Игнатьевич Малышевский (1827-1897), в труде о святых Кирилле и Мефодие отметил, что апостольское дело святых Наставников славян в Моравии и Паннонии «дало ростки в других славянских землях, где оно было насаждено отчасти и св. Мефодием, и куда перенесено учениками святых Первоучителей: перенесено как во время первого рассеяния их после смерти Мефодия, во время гонений на них от Вихинга3 и его немецких клевретов4, так и во время второго рассеяния, вызванного угорским погромом5». Произросли эти священные ростки веры и у наших предков — «северо-восточных или русских славян». «Православной славянской России суждено было Провидением стать истинной наследницей, хранительницей и продолжательницей великого христианского, народо-просветительного дела св. Первоучителей Славянских».6

Рим. Место захоронения св. Кирилла. Базилика св. Климента. Basilica di San Clemente al Laterano

Мощи святого равноапостольного Кирилла Философа, учителя Словенского, покоятся в базилике святого священномученика папы Климента (итал. San Clemente) на улице Сан-Джованни-ин-Латерано, недалеко от Колизея, в Риме, скорее всего, за ажурной чугунной решёткой. Прискорбно, что наш святой Апостол — уроженец греческого города Салоники, бывший хранителем библиотеки при константинопольской Святой Софии, православный монах и законоучитель — покоится не в той земле, где проповедовал, и не с тем народом, для которого тяжело трудился и которому принёс Христово Евангелие. Впрочем, в 869 году, когда он, приехав в Рим и тяжко заболев, умер, западные христиане ещё не откололись от Вселенской Церкви. Мощи святителя Мефодия до сих пор пребывают под тайным спудом. Похоронили его или в Велеграде — столице Великой Моравии (ныне небольшой городок Велеград с населением 1300 человек на юго-востоке Чешской республики в 60 километрах от города Брно), или в Микульчице (небольшое селение рядом с Велеградом) и затем, возможно, тайно перезахоронили в одном из дунайских монастырей.

Русская Православная Церковь чтит память равноапостольных братьев по отдельности – св. Кирилла – 14 февраля, а святого Мефодия – 6 апреля. В 1863 г. 24 (11) мая объявлено официальным церковным праздником – Днем святых равноапостольных Кирилла и Мефодия. По инициативе деятеля болгарского возрождения Найдена Герова (1823—1900) праздник стали отмечать в 1851 году в Болгарии.7 11 мая стал днем болгарского просвещения, культуры и славянской письменности. После освобождения Болгарии от османского ига праздник в честь Создателей славянской письменности становится у болгар общешкольным. С введением в Болгарии григорианского календаря в 1916 году церковный и светский праздник был объединен в один — 24 мая. В 1969 году церковный календарь был отделен от светского, и праздник отмечается на 11 и 24 мая соответственно по новому стилю. С тех пор Болгарская Православная Церковь празднует день памяти святых равноапостольных братьев Кирилла и Мефодия 11 мая. День славянских просветителей Кирилла и Мефодия в Чешской Республике и Словакии является государственным праздником и отмечается ежегодно 5 июля.8

1Часто этимологию самоназвания славян связывают со словом «слово». Таким образом, словѣне — люди, говорящие «словами» (то есть «по-нашему»). Славяне, крещенные во имя Отца, и Сына, и Святого Духа, духовно происходят от Бога-Слова. Став христианами, славяне стали словянами — детьми Слова. «Если Христос Спаситель наш есть Бог-Слово, то рожденные от Него, конечно же, словеки, чловеки, человеки. И это уже родство не только по плоти от ветхозаветного Адама… Все неизмеримо выше, божественнее, сокровеннее…» (Василий Ирзабеков «Тайна русского слова»). Сравнительно с этим название неславян (то есть иноязычных племён) — нѣмьци, «немые». По другой версии, этимология самоназвания восходит к слову «слава». В этом случае название «славяне» — это «славные», «знаменитые люди», то есть люди, о которых слышно, о которых говорит молва, о которых идет слава.

2Ныне титул викарного епископа Сливенской митрополии Болгарской Церкви. Величская епархия существовала в IX — X веках в границах нынешней Западной Македонии.

3Вихинг или Викинг , в 880-893 гг. епископ Нитры (ныне город в Западной Словакии), на которого в своё время св. Мефодий наложил анафему, глава партии немецкого духовенства в Великой Моравии, выступавший против равноап. Мефодия и богослужения на слав. языке. С 874 г. — в окружении моравского князя Святополка (Сватоплука). В конце 70-х гг. обвинял св. Мефодия перед князем в совершении богослужений на славянском языке и не принятии добавления «Filioque», внесенного франкским духовенством в Символ веры. По его вине, в 885—886 годах, при князе Святополке I, наступил кризис в Моравской Церкви. Вихинг с одобрения римского папы изгнал св. архиепископа Горазда из епархии и с ним 200 священников, а сам занял его место. Святые ученики братьев-просветителей бежали в Болгарию (См.: Православная Энциклопедия. http://www.pravenc.ru/text/158908.html).

4Клеврет (старославянское, от лат. сollibertlis – cотоварищ-вольноотпущенник) — первоначально (приблизительно до средины XIX века) оно употреблялось в значении друг», «союзник», «единомышленник». В дальнейшем приобрело презрительную окраску: приспешник, приверженец, не брезгующий ничем для угождения своему покровителю.

5Моравия под ударами мадьяр пала в 907 году.

7Болгары — пришедший с северных берегов Черного моря воинственный народ тюркского племени. Покорив живших на Балканском полуострове славян, болгары с течением времени совершенно ассимилировались с местным населением. Два народа — болгары и славяне — слились в один народ, получив от первого имя, а от второго язык.

8Горенок Наталья. По следам святых Кирилла и Мефодия // Газета «Православная вера» № 9 (413) 2010 г. Фото И. Стромиловой и Н. Горенок. См. Информационно-аналитический портал Саратовской епархии «Православие и современность» http://www.eparhia-saratov.ru/Articles/article_old_9593

е.Иов

[ad01]

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *