К нашим читателям

(Титульные листы) // Российский Архив: История Отечества в свидетельствах и документах XVIII—XX вв.: Альманах. — М.: Студия ТРИТЭ: Рос. Архив, 2001. — . — С. 1—4.

Два чувства дивно близки нам —
В них обретает сердце пищу:
  Любовь к родному пепелищу,
  Любовь к отеческим гробам…

А. С. Пушкин

РОССІЙСКІЙ
АРХИВЪ

История Отечества в свидетельствах и документах
XVIII—XX вв.

——————————

Новая серия

РОССИЙСКИЙ ФОНД КУЛЬТУРЫ

Студия
«ТРИТЭ»

НИКИТЫ МИХАЛКОВА

«РОССИЙСКИЙ АРХИВ»

Москва
2001

УДК-94(47)
ББК 63.3(2)5-7
  Р 76

Федеральная программа книгоиздания России

Редакционная
коллегия

Г. И. Вздорнов
А.

IV. Письма Великой княгини Елизаветы Феодоровны

Д. Зайцев  
Н. С. Михалков
А. Л. Налепин (главный редактор)
Т. Е. Павлова
П. В. Палиевский
Т. В. Померанская
В. В. Шибаева

В подготовке издания принимали участие
А. Н. Дорошенко, С. Т. Парсаданян

Компьютерный набор
А. П. Мельникова

Компьютерная верстка
В. А. Данилов

Ответственность за археографическую подготовку текста
несут авторы публикаций

Редакция благодарит ОАО Московской кондитерской фабрики
«Красный Октябрь» за спонсорскую помощь в подготовке этого тома

ISSN 0869-2009

ISBN 5—86566—035—7

©  «Редакция альманаха «Российский архив», 2001

Налепин А. Л. К нашим читателям // Российский Архив: История Отечества в свидетельствах и документах XVIII—XX вв.: Альманах. — М.: Студия ТРИТЭ: Рос. Архив, 2001. — . — С. 7—8.

Десять лет назад вышел в свет первый том “Российского Архива”. Тогда, в 1991 году, редакция указала на побудительные причины необходимости появления на советском историко-культурном пространстве нового типа архивного издания, ориентированного на исторический документ, а не на субъективное его толкование. Обеспокоенные “удручающей картиной духовного несовершенства современного общества”, мы наивно полагали, что, поставив перед собой задачу утилитарно-просветительскую, мы сможем через конкретное историческое знание вернуть читающей публике утраченное за долгие десятилетия чувство непрерывности и преемственности исторического процесса.

Эту поистине глобально-грандиозную задачу мы хотели решить с помощью Книги, доступной всем, как человеку просвещенному, так и не отягощенному избытком гуманитарных знаний, но все же желающему сделать то самое интеллектуальное усилие, которое подчас творит невозможное. В какой-то мере эти ожидания оправдались. Издание получило своего читателя, о нем заговорили и заспорили специалисты, оно удостоено Государственной премии РФ, в Историко-архивном институте Российского государственного гуманитарного университета была защищена дипломная работа, посвященная эдиционным принципам “Российского Архива”. И все же те горькие слова, которые были обращены к читающей публике России в 1991 году, по-прежнему, актуальны и ни в коей мере не устарели. Более того, если раньше, обеспокоенные историческим и духовным нигилизмом своих современников, мы старались противопоставить издание “Российского Архива” разного рода сиюминутным трактовкам отечественной истории, то сегодня роль “Российского Архива” видится еще и как воспитательная, поскольку угрожающе расширяется поток упрощенного коммерческого чтива, востребованного всеядным отечественным рынком.

Приступая к следующему этапу издания “Российского Архива” XXI века, к его Новой серии, мы оставляем неизменными публикаторские принципы. Изменение претерпело внешнее оформление издания. Мы отказались от традиционного рисунка на обложке томов, представляющего собой стилизованный фрагмент иконы XVII века “Древо Государства Московского” работы Симона Ушакова. Полагаем, что идея государственности, определенно продекларированная в томах “Российского Архива”, достаточно ясно ощущается на смысловом уровне и, уже нет необходимости в иной подсказке.

Поскольку тома “Российского Архива” выходят с периодичностью один том в год, то в новой серии “Российского Архива” не будет традиционной нумерации томов, а будет указан лишь год издания. Для уже вышедшей серии “Российского Архива” будет издан справочный том “Ключ-указатель”, что не только продолжит традицию русских серьезных научных изданий, но и поможет в работе исследователям и просто читателям.

Мы хотели бы оставаться несуетливым, интеллигентным (в высоком смысле этого слова) изданием, которое “в наш практичный и деньголюбивый век” будет все же следовать не капризам изменчивого книжного рынка, а заветам пушкинского Пимена, который ночью в келье Чудова монастыря пишет перед мерцающей лампадой:

“Когда-нибудь монах трудолюбивый
Найдет мой труд усердный, безымянный,
Засветит он, как я, свою лампаду.
И, пыль веков от хартий отряхнуть,
Правдивые сказанья перепишет,
Да ведают потомки православных
Земли родной минувшую судьбу,
Своих царей великих поминают
За их труды, за славу, за добро —
А за грехи, за темные деянья
Спасителя смиренно умоляют.

Главный редактор альманаха

А. Л. Налепин

Следующая глава»

Елизавета Федоровна Романова

Екатерина Андриянова

Я на тебя гляжу, любуюсь ежечасно:
Ты так невыразимо хороша!
О, верно под такой наружностью прекрасной
Такая же красивая душа!
Какой- то кротости и грусти сокровенной
В твоих глазах таится глубина;
Как ангел, ты тиха, чиста и сокровенна;
Как женщина стыдлива и нежна.
Пусть на земле ничто средь зол и скорби многой
Твою не запятнает чистоту,
И всякий, увидав тебя, прославит Бога,
Создавшего такую красоту!
Писал некто скрывающийся под инициалами К.Р.-Великий князь Константин Романов.
Елизавета Федоровна- принцесса Элла, дочь Великого герцога Герссен- Дармштадтского Людвига 4 и принцессы Алисы, внучка королевы английской Виктории.
Она при жизни, с самого детства, отличалась от других детей добротой, религиозностью и искренней любовью к ближним.
Ее сестра Мария рано ушла из жизни, вскоре скончалась мать-  они умерли от тяжелой болезни. После этого горя Елизавета всем оставшимся в живых братьям и сестрам старалась заменить маму. Ребенок пытался облегчить горе отца- утешала его.
Спутником по жизни стал Сергей Александрович Романов, они были знакомы с детства и как было известно- они оба давали обет хранить девственность всю жизнь. Брак их был духовный! Любовь их была безмерна!
Но произошла трагедия- Сергей Александрович погиб от взрыва совершенного террористом. Это было страшное горе! Но несмотря на это, она набралась сил и «простила террориста, умоляла Бога и царя о его прощении.»
Не зная боли и печали,
Жила до гибели твоей!
И миг тот страшный вспоминая,
Осталась жить среди людей.
Я помню страшный день кровавый
И террориста, что взорвал
Не только жизнь мою и славу,
Но и любовь мою забрал!
И я, не проронив слезинки,
Останки собирать пошла!
На третий день после убийства
В тюрьму к губителю пришла.
И там, не требуя возмездия,
Молилась о его душе,
Чтоб Бог простил ему убийство,
Как силы дал прощенья мне!
Вот такой была ее жизнь! Но она не отпускала голову, дарила всем добро и радость, хотя внутри ее была глубокая рана, которая не могла зажить.
После такой потери она собрала все свои драгоценности, часть отдала родственникам, часть- казне, а все остальное решила употребить на постройку обители милосердия. Великая княгиня, собрала 17 сестер основанной ею обители, сняла траурное платье, облачилась в монашеское одеяние и сказала: «Я оставлю блестящий мир, где я занимала блестящее положение, но вместе со всеми вами я восхожу в более великий мир- в мир бедных и страдающих».
Елизавета Федоровна организовала дома призрения для сирот, инвалидов, тяжело больных, находила время для посещения их, постоянно поддерживала материально, привозила подарки. Был такой случай: однажды Елизавета Федоровна должна была приехать в приют для маленьких сирот. Все готовились достойно встретить свою благодетельницу. Девочкам сказали, что приедет великая княгиня: нужно будет поздороваться с ней и поцеловать ручки. Когда княгиня приехала- ее встретили малютки в белых платьицах. Они дружно поздоровались и все протянули свои ручки княгине со словами: «целуйте ручки». Воспитательницы ужаснулись: что же будет? Но великая княгиня подошла к каждой девочке и всем поцеловала ручки. Плакали все- такое умиление и благоговение было на лицах и в сердцах.
Но вопреки всем поступкам, ее смерть была мучительна. 1918 год запомнился нам как роковая дата в истории человечества.

Письма великой княгини Елизаветы Федоровны

В этот год великую княгиню вместе с другими членами императорского дома бросили в шахту старого рудника. Когда озверевшие палачи сталкивали Елизавету в черную яму, она произносила молитву: «Господи, прости им, ибо не ведают, что творят».
Скончалась она в страшных страданиях, от жажды, голода и ран.

© Copyright: Екатерина Андриянова, 2014
Свидетельство о публикации №114101208878

Список читателей / Версия для печати / Разместить анонс / Заявить о нарушении

Другие произведения автора Екатерина Андриянова

Рецензии

Написать рецензию

Весьма интересный труд!
Вам, наверное, понравится следующая подборка, а потом мы это обсудим…
http://www.stihi.ru/2014/01/31/12972
http://www.stihi.ru/2013/11/04/11590

Владимир Лагунов   14.10.2014 00:31   •   Заявить о нарушении

+ добавить замечания

Написать рецензию     Написать личное сообщение     Другие произведения автора Екатерина Андриянова

ДОМ РОМАНОВЫХ 1613-1917 гг.:
электронный иллюстрированный биобиблиографический справочник

Статьи

Брож, К. Великий князь Сергей Александрович с невестой Елизаветой Федоровной: . — 1884. — 1 л.: Гравюра на дереве; 32,7х22,4; 34,4х22,4 см.
Источник

ЕЛИЗАВЕТА ФЁДОРОВНА (20.10(01.11).1864, Бессинген, Германия — 18.07.1918, под Алапаевском Верхотурского уезда Пермской губернии; погребена в церкви Святой Марии Магдалины русского женского Гефсиманского монастыря в Иерусалиме), великая княгиня.

Урожденная принцесса Елизавета-Александра-Луиза-Алиса Гессен-Дармштадская, дочь великого герцога Гессен-Дармштадтского Людвига IV и Алисы, урожд. принцессы Великобританской (дочери королевы Виктории).

В браке с 03(15).06.1884 с великим князем Сергеем Александровичем.

Первоначально сохранила лютеранство, перешла в православие в 1891.
В 1909 ушла в основанную ею Марфо-Мариинской обитель Милосердия в Москве. В 1910 посвящена в чин крестовых сестер, настоятельница обители.
Арестована в 1918. Убита в шахте Нижне-Селимская под Алапаевском вместе с другими членами царской семьи. Канонизирована Русской православной церковью за рубежом (1981) и Русской православной церковью (1992).

Сочинения
О служении женщин в Русской православной церкви. Нижний Новгород. 1996.
Письма великой княгини Елизаветы Фёдоровны к императрице Марии Фёдоровне 1883—1916 гг. / Публ. Л. И. Тютюнник // Российский архив. М., 2001. Вып. 11.
Письма преподобномученицы великой княгини Елизаветы Феодоровны к императрице Марии Феодоровне, императору Николаю II, великой княжне Ольге Николаевне, великому князю Сергею Александровичу, великому князю Павлу Александровичу, княгине Зинаиде Николаевне Юсуповой, князю Феликсу Феликсовичу Юсупову-младшему / . М., 2011.
«Целью моей жизни — окончательно устроить Обитель Милосердия»: Духовная вел. кн. Елизаветы Фёдоровны // Источник. 1998. № 4.

Литература
Буранов Ю. А., Хрусталев В. М. Романовы. Гибель династии. М., 2000.
Великая княгиня Елисавета Феодоровна и император Николай II: Документы и материалы (1884—1909) / . СПб., 2009.
Волошун П. В. Благотворительность великой княгини Елизаветы Фёдоровны в отношении женщин и детей // Женщины в истории: недостающие фрагменты исторического полотна. Армавир, 2010.
Джунковский В. Ф. Воспоминания. М., 1997. Т. 1—2.
Земляниченко М. А. Великая княгиня Елизавета Фёдоровна — путь к лику святых. Симферополь, 2005.
Зыкова Н. В. «Постановили с ними рассчитаться…»: Новые документы об алапаевской трагедии // Континент. 2008. № 136.
Кучмаева И. К. 1) Жизнь и подвиг великой княгини Елизаветы Фёдоровны. М., 2004; 2) «Цветы — это надежды…». Мир цветов в жизни Великой княгини Елисаветы Феодоровны, ее родных и друзей. М., 2011; 3) Когда жизнь истинствует… Культура благотворения Великой княгини Елисаветы Феодоровны. М., 2008.
Мария Павловна, великая княгиня. Мемуары. М., 2003.
Матвеенко Д. Я. Великая княгиня Елизавета Фёдоровна и студенчество: Становление личностной культуры молодого человека. СПб., 2010.
Материалы к житию преподобномученицы великой княгини Елизаветы: Письма, дневники, воспоминания, документы. 2-е изд. М., 1996.
Миллер Л. П. Святая мученица Российская великая княгиня Елизавета Фёдоровна / Авт. вступ. ст. и сост. В. Н. Тростников. М., 2001.
Палеолог М. 1) Царская Россия накануне революции. М.; Пг., 1923; 2) Дневник посла.

Российский архив. Том XI

М., 2003.
Урушев Д. Скорбный путь великой княгини // НГ-религии. 2004. 4 августа.
Цитриняк А., Хемлин М. Великая княгиня Елизавета Фёдоровна. М., 2009.

Электронные ресурсы
Булгарин С. Монахини нашли в Екатеринбурге дом, из которого на смерть повезли представителей семьи Романовых // Новый регион: Трансрегиональная медиа-группа.
Великая княгиня Елизавета Феодоровна // Марфо-Мариинская обитель милосердия: .
Великая княгиня Елизавета Фёдоровна // LiveInternet: Российский сервис онлайн-дневников.
Великая княгиня Елизавета Фёдоровна. Истории из жизни // Императорское Православное Палестинское общество: .
Дунаева А. Н. Великий князь Сергей Александрович, великая княгиня Елизавета Фёдоровна и Владимир Фёдорович Джунковский: история дружбы и духовного общения // Россия в красках: .
Милосердия свет. Благотворительная деятельность преподобномученицы великой княгини Елизаветы Фёдоровны Романовой // Какпомочь.ру: Попечительский совет во имя свт. Алексия митрополита Московского.
Основатели и сподвижники ИППО // Императорское Православное Палестинское общество: .
Святая преподобномученица великая княгиня Елисавета // Православие.ru: .
Сугай Л. Великая княгиня Елизавета Фёдоровна и августейший поэт К. Р. // Русская линия: Православное информационное агентство.
Фомин С. Алапаевские мученики. Убиты и забыты // Русская линия: Православное информационное агентство.
Царская семья. Последние дни. Расстрел. Обретение останков: .

Справочники
Алапаевские мученики
Википедия
Православная энциклопедия

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *