См. также умыть руки.

Русский

Тип и синтаксические свойства сочетания

у-мы-ва́ть ру́-ки

Устойчивое сочетание (фразеологизм). Используется в качестве глагольной группы.

Произношение

  • МФА:

Семантические свойства

Значение

  1. устраняться от участия в каком-либо деле, прекращать участие в чём-либо, снимать с себя ответственность за что-либо ◆ ― Если вы настаиваете на своем, ― сказал он, ― то я умываю руки, и слагаю с себя ответственность за возможные последствия. Ф. К. Сологуб, «Турандина», 1912 г. (цитата из Национального корпуса русского языка, см. Список литературы)

Синонимы

Антонимы

Гиперонимы

  1. устраняться, уклоняться

Гипонимы

Этимология

Из Библии. Согласно Евангелиям, эти слова сказал римский наместник Понтий Пилат: ◆ Пилат, видя, что ничто не помогает, но смятение увеличивается, взял воды и умыл руки перед народом, и сказал: невиновен я в крови Праведника Сего; смотрите вы. «Библия Мф. 27:24»

Перевод

Список переводов

Библиография

    Статья нуждается в доработке.

    Это незаконченная статья. Вы можете помочь проекту, исправив и дополнив её.
    В частности, следует уточнить сведения о:

    • семантике

    (См. Общепринятые правила).

    Примеры

    Паустовский Константин Георгиевич (1892 – 1968)

    «Повесть о жизни» «Бросок на юг» (1959-1960 гг.):

    «– Я предупредил тебя! Я умываю руки! Ты слышишь меня?»

    Булгаков Михаил Афанасьевич (1891 – 1940)

    «Роковые яйца» (1924 г.), VII — Персикову приказали отдать его оборудование в совхоз:

    «Что-то квакало и постукивало в трубке, и даже издали было понятно, что голос в трубке, снисходительный, говорит с малым ребенком. Кончилось тем, что багровый Персиков с громом повесил трубку и мимо нее в стену сказал:

    — Я умываю руки.»

    Гёте Иоганн Вольфганг (1749 – 1832)

    «Фауст» (перевод Б. Пастернака), гл. «Лесная пещера», Мефистофель говорит Фаусту:

    «А сам ты присмирел трусливо

    И руки умывать готов!»

    Гашек Ярослав (1883 – 1923)

    «Похождения бравого солдата Швейка» (1923 г., перевод П.Г. Богатырёв (1893 – 1971)), ч. 1, гл. 3:

    «Арестованных выводили и ставили перед судом Пилатов 1914 года внизу в подвале, а следователи, современные Пилаты, вместо того чтобы честно умыть руки, посылали к «Тессигу» за жарким под соусом из красного перца и за пльзенским пивом и отправляли новые и новые обвинительные материалы в государственную прокуратуру.»

    Чехов Антон Павлович (1860 – 1904)

    «Отец семейства» (1885 г.):

    «Я больше в ваше воспитание не вмешиваюсь. Умываю руки!»

    «Дуэль»:

    «Ненавидеть и презирать микробу — глупо, а считать своим ближним, во что бы то ни стало, всякого встречного без различия — это, покорно благодарю, это значит не рассуждать, отказаться от справедливого отношения к людям, умыть руки, одним словом.»

    Поделиться

    Понтий Пилат умывает руки. Дуччо ди Буонинсенья.

    «Я умываю руки» — так говорят, когда хотят сказать, что снимают с себя всякую ответственность.

    Однако какое отношение отказ от ответственности имеет к мытью рук? В Библии, в книге Второзаконие, говорится о ритуальном омовении рук. Если в то время находили убитого человека, а убийца не был известен, то старейшины ближайшего города должны были принести в жертву корову, не носившую ярма, и омыть руки над ее головой, произнося при этом слова: «Руки наши не пролили крови сей, и глаза наши не видели; Очисти народ Твой, Израиля, который Ты, Господи, освободил, и не вмени народу Твоему, Израилю, невинной крови».

    Однако широко известно выражение «умыть руки» стало благодаря событию, описанному уже не в Ветхом, в Новом Завете. Когда первосвященники и старейшины иудейские захотели казнить Иисуса Христа им пришлось привести Его к римскому наместнику.Иудея тогда находилась под властью Рима, и смертный приговор мог вынести только римский прокуратор Понтий Пилат.

    Пилат допросил Иисуса и выслушал обвинения, которые против Него выдвигали. Он понимал, что Иисус ни в чем не виновен, а казнить Его хотят из зависти. К тому же жена Пилата просила не причинять зла Иисусу.

    В то время существовал обычай — в праздник Пасхи отпускать на свободу одного заключенного. Понтий Пилат, не желая казнить Иисуса, предложил освободить Его. Но старейшины возбудили народ и требовали, чтобы был отпущен известный разбойник и убийца Варавва, а Иисус распят на кресте. «Какое же зло сделал Он»? – спрашивал Понтий Пилат. Но толпа, подстрекаемая старейшинами, кричала и требовала распять Христа. Пилат увидел, что все его доводы не имеют никакой силы. Тогда он публично решил снять с себя ответственность за осуждение Христа. Он умыл свои руки перед народом и сказал: «Невиновен я в крови праведника Сего; смотрите вы». На что народ иудейский ответил ему: «Кровь Его на нас и на детях наших». После этого, согласно требованию толпы, Пилат освободил Варавву, а Иисуса повелел распять на кресте.

    [ad01]

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *