Удивились? Откуда такие слова, как «Песочная терапия как средство снятия эмоционального напряжения» может знать ребенок восьмилетнего возраста? Все просто! Несмотря на такой юный возраст, очень загружена. Из-за чего в течение дня испытываю разные эмоции: радость, грусть, волнение, гордость. Они влияют на меня, я устаю, происходит эмоциональное напряжение.

Задумалась: как могу помочь самой себе? Классный руководитель рассказала о песочной терапии. Тогда подумала: а почему бы мне не попробовать? И начала действовать!

Актуальность исследования. Все дети без исключения любят играть с песком. Люди совершенно не задумываются о том, что песок – это не просто развлечение и приятное времяпровождение, но еще и возможность справиться с эмоциональными нагрузками. С помощью песка дети могут отвлечься от действительности и погрузиться в волшебный мир, в котором «выплеснут» все скопившиеся эмоции за день.

Гипотеза исследования: предположили, что справиться с эмоциональным состоянием поможет песочная терапия.

Объект исследования: эмоциональное состояние.

Предмет исследования: методы снятия эмоционального напряжения.

Цель исследования: изучить метод песочной терапии как средство снятия эмоционального напряжения, создать песочный мультфильм.

Для достижения цели, я поставил перед собой следующие задачи:

 изучить литературу по теме исследования;

 побеседовать с педагогом-психологом по теме исследования;

 по результатам анализа подобрать специальные упражнения и игры с песком, способствующие снятию эмоционального напряжения;

 сопоставить результаты, полученные в ходе исследования, сформулировать выводы;

 создать авторскую сказку в технике песочной анимации.

Для решения поставленных задач и проверки гипотезы использованы следующие методы исследования:

 чтение литературы по теме исследования;

 беседа с педагогом-психологом;

 подбор упражнений и игр при работе с песком;

 разработка авторской сказки в технике песочной анимации;

 обобщение и выводы.

Существуют различные методики успокаивающих прикосновений, передачи тепла, любви и уверенности ребенку. Особая роль отводиться играм с песком, или песочной терапии.

Песочная терапия – возможность выразить то, для чего трудно подобрать слова, соприкоснуться с тем, к чему трудно обратиться напрямую, увидеть в себе то, что обычно ускользает от сознательного восприятия.

Используются различные игры и упражнения с кинетическим песком: «Разговор с ладошками», «Острова», «Узоры на песке», «Готовим печенья и кексики», «Секретики», «Необычные следы» и многие другие.

Нас заинтересовало занятие – рисование песком. Впоследствии была создана авторская сказка «Снежный друг».

Существует огромное количество сказок. Но, решили придумать свою авторскую сказку и снять ее.

1 этап. Была придумана сказка «Снежный» друг».

2 этап. По сюжету сказки продумала, как будет выглядеть в фильме каждая сцена. Таким образом, был разработан сценарий.

3 этап. По правилам необходимо было сначала выполнить раскадровку. Для этого пришлось изобразить последовательные примерные изображения каждой сцены на бумаге.

4 этап. Рисование сказки, используя песок. По мере прорисовывания каждой сцены сказки фотографировали их.

5 этап. Затем приступила к монтажу, то есть соединила все сцены фильма в программе Киностудия (Windows Movie Maker). Это программа, которая позволяет не только монтировать фильм, но и вставлять звуковые файлы, например, музыкальное сопровождение, и даже записывать закадровый текст, то есть озвучить сказку. Этой возможностью я и воспользовалась.

6 этап. Создала волшебную сказку «Снежный» друг. Продемонстрировала ее своим одноклассникам.

В ходе исследования выяснили, что используя песочную терапию можно снять эмоциональное напряжение. Попробовать на практике, поняла, применяя данную технологию, стало проще справляться со своим эмоциональным состоянием.

Таким образом, выдвинутая ранее гипотеза была подтверждена.

Литература:

Песок — уникальный природный материал. Если песчинки рассматривать под микроскопом, можно увидеть горсть драгоценных камней. Действительно, в практической работе песок — лучший материал. Когда ребенок касается песка, на пляже или в специальной песочнице, странный спектакль внутренней жизни начинает разворачиваться снаружи. И когда ребенок заканчивает играть с песком, он меняется, обновляется внутренне.

Игра с песком как процесс самосознания ребенка и его спонтанной «самотерапии» известен издавна. Действительно, попадая на пляж, ребенок начинает строить причудливые дворцы, соединяя их в настоящие укрепленные города. Ребенок создает из песка дворец, любуется им, а потом волна или он сам разрушают произведение. Один сюжет жизни завершается, уступая место другому. И так до бесконечности.

Песок имеет большое профилактическое значение для оздоровления детей.

Игры с песком в детском саду проводятся в разных возрастных группах в течение дня. Особенно целесообразно использование игр с песком в период адаптации детей.

Подбор упражнений на песке:

— «походить» ладошками по песку, оставляя свои следы;

— «поездить» ладошками или ребром ладони, выполняя зигзагообразные и круговые движения;

— создать отпечатками ладоней, кулачков разнообразные рисунки (цветы, деревья, траву, солнышко, дождь);

— сложив пальцы, изобразить загадочные следы птиц, животных, которых не существует;

— «просеять» песочек между пальцами;

— сделать отпечатки различных предметов формочками;

— сгрести песок ладонями в большую кучу — «муравейник» и разгрести его,

— «поиграть» на поверхности песка, как на клавиатуре пианино;

— сдуть песок с ладоней, фантиков, цветочков;

— «погрузить» руки в песок;

— создать рисунки на увлажненном песке;

— спрятать в песок буквы, мелкие игрушки и отыскать их.

Для сравнения ощущений предлагаем детям выполнить такие же упражнения в воздухе, на столе.

Цветная песочная терапия

Для разнообразия занятий используем цветной песок. Песок накануне красится гуашевой краской разных цветов, просушивается и рассыпается по бутылкам.

Сначала детям предлагается нарисовать картину в песочнице пальчиком, а потом с помощью «цветного песка», который помещен в пластиковые бутылочки, «оживить» ее, то есть раскрасить.

Развивающие математические игры в песочнице

«Узор под диктовку»

(ориентирование в пространстве). Психолог дает указания, в каком углу, каком месте песочницы положить тот или иной предмет. Можно использовать природный материал.

«Что справа, слева, сверху, снизу?»

(Ориентирование в пространстве). Ребенок определяет и называет местонахождение того или иного предмета в песочнице.

«Числа и цифры»

Ребята откапывают спрятанные в песке предметы, природный материал, классифицируют их, сравнивают количество, обозначают каждую группу соответствующей цифрой.

«Кратчайший путь»

Дети определяют маршруты в песочнице с использованием условной меры и сантиметровой линейки.

«Какая цифра спряталась?»

Пластмассовые цифры зарыты в песке не полностью. Дети должны распознать и назвать их по фрагментам.

«Лабиринты»

Одни устраивают песочные лабиринты, другие ищут выходы из них.

«Геометрическая мозаика»

Создание в песочнице узоров из геометрических фигур по образцу, по памяти, по словесными указаниями.

«Математические упражнения»

Воспитатель предлагает ребенку выложить столько ракушек, сколько у него есть, или на одну больше-меньше и т. п.

Игры по обучению грамоте с песком

«Кто спрятался»

Найти в песке фигурки и отобрать те из них, название которых начинается на заданный звук. Придумывание предложений с этими словами.

«Написание букв, слов на песке»

(Пальцем, палочкой, «змейками» — простыми веревочками с узелком на конце).

«Веселые преобразования»

Превращаем одну букву на другую, рисуя их на песке и т.д.

class=»eliadunit»>

«Допиши букву, слово»

Воспитатель пишет букву или слово, засыпает песком ее часть, предлагает ребенку восстановить написанное.

«Найди и назови»

Дети ищут пластмассовые буквы в песке, называют их, делят на гласные и согласные, выкладывают из них слова.

«Что скрывает песок?»

Дети находят в песке таблички со словами, прочитывают, классифицируют.

«Кто быстрее?»

Игра-соревнование проводится с детьми в парах, тройках в двух песочницах. Победитель тот, кто быстрее откопает буквы и выложит слова по образцу.

Художественно-речевая деятельность

«Кто быстрее найдет»

Найти предмет в песке и составить о нем предложения (описание, назначение и т.д.).

«Что ты чувствуешь?»

Описание детьми своих ощущений при взаимодействии с песком.

«Фантазия из песка»

Цветной песок хаотично насыпаем на бумажные тарелочки, листы бумаги. Педагог предлагает рассказать, что увидели дети.

«Сказочники Песчаной страны»

Моделирование из песка сказочных сюжетов с использованием мелких фигурок, составление и рассказывание сказок, рассказов о них.

Игры на развитие тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики

«Едут машины, санки, коньки»

Скольжения ладонями по поверхности песка зигзагообразными круговыми движениями, а также движениями в разных направлениях.

«Ловкие змейки», «Прокладываем железную дорогу»

Выполнение движений ребром ладони, прохождение по следам, проложенным ранее, параллельно им.

«Волшебные узоры»

Создание узоров, различных изображений с помощью отпечатков ладошек, кулачков, пальчиков.

«Делай, как я»

В паре с воспитателем или другим ребенком. Повторение движений рук, пальцев по песку.

«Там неизведанных дорожках …»

Прохождение по поверхности песка пальцами, сгруппированными по два, три, четыре, пять. Педагог предлагает представить, чьи это могут быть следы.

«Море волнуется»

Шевеление руками в песке, наблюдение за тем, как меняется песчаный рельеф.

«Мина», «Сапер»

Осторожное откапывание руки товарища, стараясь не коснуться ее.

«Сюрпризы для друзей»

Изготовление тайников в песочнице, закапывание в них мелких игрушек, цветных камешков, ракушек и т.п.

Рифмовки для упражнений с песком по развитию мелкой моторики

Примеры.

Почтенный слон по джунглям идет

И слонят своих ведет.

Он хобот выше поднимает –

Семью на обед созывает.

По пустыне идет караван.

Там за барханом вновь бархан.

Верблюды день и ночь бредут

Поклажу на горбах везут.

Конспект занятия с использованием песочной терапии

«Волшебный песок»

Цель: стимуляция эмоционального фона у детей с помощью песочной техники.

Реабилитационные задачи:

  • стабилизация эмоционального фона воспитанников с помощью песочной техники.
  • развитие ментальных нарушений у воспитанников с помощью песочной терапии.

Образовательные задачи:

  • формирование навыка экспериментирования с песком;
  • обогащение тактильного опыта у воспитанников;

Развивающие задачи:

  • развитие кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук;
  • развитие речевой активности в процессе познавательной деятельности и игре.

Воспитательные задачи:

  • воспитывать аккуратность;
  • вызвать положительные эмоции, связанные с новыми впечатлениями.

Оборудование:

  • световой стол и стулья на каждого ребенка;
  • карманный фонарик (луч);
  • магнитная доска;
  • шаблоны «солнце»;
  • песок;
  • предметные картинки «Правила техники безопасности при работе с песком»;
  • магнитофон;
  • камешки разного размера.

Ритуал начала занятия. Психологическая игра «Волшебный камешек» (музыкальное сопровождение)

Цель: создание положительного настроя на совместную, продуктивную работу.

Ход:

Воспитатель: «Расслабьтесь, положите руки на столы, ладонями вверх, закройте глаза и ждите, когда на вашей ладошке появится волшебный камешек»

Воспитатель кладёт каждому в ладонь камень. При этом дети не должны открывать глаза и двигаться. Воспитатель напоминает, что всё тело надо расслабить. После дети открывают глаза и рассматривают свой камень. Воспитатель говорит: Посмотрите на свои камешки, сожмите их в кулачке. Камни обладают такой большой силой, что как только они коснулись ваших ладоней, так сразу вы становитесь самыми добрыми, самыми умными, самыми внимательными, самыми послушными и всё, что вы будете делать, у вас обязательно всё будет получаться.

Ход занятия

Воспитатель: Ребята, посмотрите какой красивый стол перед вами. А что в нем, сейчас отгадаем? Я загадаю вам загадку, а вы попробуйте её отгадать:

Загадка: Из меня куличек печь удобно, только есть меня нельзя.

Я сыпучий, желтый, несъедобный. Догадались, кто же я? (Песок)

Воспитатель: Правильно, перед вами песок

Воспитатель: Скажите, ребята, а вы любите играть с песочком? (Да!),

Воспитатель: Но прежде, чем мы начнём играть с песочкам, давайте вспомним

Правила игры с песком:

  1. 1. Нельзя брать песок в рот — можешь подавиться!
  2. 2. При игре с песком у детей всегда должны быть чистые ручки и носики.
  3. 3. Нельзя бросать песок в лицо – можешь повредить глаза!
  4. 4. Нельзя вдыхать песок — можешь задохнуться!
  5. 5. После игры с песком – помой руки!

Воспитатель: Молодцы! Все правила запомнили!

Воспитатель:

Ярко солнышко сияет

И ребяток приглашает

Поиграть сейчас в песочек

Речки ласковый дружочек,

Это очень интересно,

Увлекательно, чудесно.

Упражнения «Здравствуй песок!»

  1. 1. Игра «Чувствительные ладошки»:

Цель: развитие тактильной чувствительности, расслабление, активизация интереса.

Воспитатель: Возьмите свой волшебный камешек. Погрузите свои руки в песочек, спрячьте его. Нам хорошо и приятно, мы чувствуем прохладу песка. Ребята, что мы можем сказать про песочек, какой он? (ответы детей: желтый, сухой, прохладный …)

Воспитатель: Нас сегодня ждал песочек – чистый, свежий, золотой.

Залезай в него, дружочек: хочешь – рой, а хочешь – строй.

Воспитатель: Сожмите руки в кулачок и покажем, как идёт…

2. Игра «Необыкновенные следы»

Цель: развитие тактильной чувствительности, воображения.

Оборудование: Песочница.

Ход игры:

«Идёт медведь» — ребенок кулачками и ладонями с силой надавливает на песок

Мишка косолапый

По лесу идет, Топ-топ-топ..

«Прыгают зайцы» — кончиками пальцев ребенок ударяет по поверхности песка, двигаясь в разных направлениях.

Маленькие зайчики. Прыг-скок, прыг-скок!

Прыгают, как мячики! Прыг-скок, прыг-скок.

«Ползёт змея» — ребенок расслабленными/напряженными пальцами рук делает поверхность песка волнистой (в разных направлениях).

Змея очковая в песке

Очки вдруг потеряла.

Ползет она в большой тоске,

Ползет куда попало.

«Бежит сороконожка» — ребенок двигает всеми пальцами, имитируя движение

У сороконожки заболели ножки.

Видишь на дорожке снятые сапожки?

Воспитатель: Посмотрите, какие получились интересные следы. А теперь найдите свой камешек, запомните его и положите мне на тарелочку. Все нашли! Молодцы! В конце занятия мы увидим, что произойдет с нашими камешками.

Воспитатель: А теперь, я прошу вас подойти к столу.

Сюрпризный момент

Дети подходят к «Волшебной песочнице, закрывают глаза. Выключается свет. Включаются световые эффекты и подсветка стола.

Воспитатель: А теперь посмотрим, насколько вы внимательны, по моей команде вы должны руками закрыть глаза:

Раз, два, три не смотри!

Воспитатель: Вам темно? Страшно? Кто боится темноты?

Кто боится темноты?

Ну, конечно же не мы!

Можно в темноте играть

Или даже рисовать!

Воспитатель: Откройте, пожалуйста, глаза! (Воспитатель обращает внимание детей на «бегающие» огоньки )

А над нами, а над нами

Луг с волшебными цветами.

Золотистые Цветы

Расцвели средь темноты.

Воспитатель: Ребята посмотрите, какие красивые, огоньки бегают по потолку, словно разноцветные звёздочки.

Звезды нам с небес сияют

В темноте нам освещают

Воспитатель: А вот самая яркая звёздочка, хочет поиграть с нами. Посмотрите она рисует в темноте!

На стене появляется луч, воспитатель показывает детям, как можно, двигая карманным фонариком (лучом), получить разные фигуры — круг, квадрат и т. д.

Дети совместно с педагогом рисуют фигуры с помощью луча на экране.

Воспитатель:

Вот (проведите пальцем прямую линию слева направо)

Так (проведите пальцем прямую линию сверху вниз)

Вот (проведите пальцем прямую линию справа налево)

Так (проведите пальцем прямую линию снизу вверх )

Снова повторите эти действия в той же последовательности.

Получается Квадрат.

А вот четыре стороны –

Квадрат нарисовали мы.

Четыре палочки сложил

И вот квадратик получил.

Прямоугольник квадрата длиннее. Фигура попроще, рисуем смелее.

Можно «начертить» таким же способом треугольник:

Раз, Два, Три: Треугольник начерти.

Круглый круг похож на мячик,

По стене он быстро скачет.

Попросите ребенка самого начертить эти геометрические фигуры. Воспитатель: Тебе нравиться рисовать. У тебя хорошее настроение (воспитатель обращается к детям, дети отвечают)

Воспитатель обращает внимание детей на «Волшебную песочницу», предварительно сняв с неё платок.

Воспитатель: А теперь наши пальчики будут учиться рисовать на песке — они станут художниками.

Я рисую на песке,

Словно мелом на доске.

Просто пальчиком черчу

Все, что только захочу.

Я рисую небосвод,

вот и солнышка черед,

облака… совсем не тучи,

а внизу дубок могучий!

я рисую — мне не лень

за окном хороший день…

Воспитатель: Я хочу предложить вам нарисовать на песке пальчиком: облака

Облака собрались в кучу,

Превратились в злую тучу.

Стали лить на землю воду,

И испортили погоду. (рисуют дождь)

Сколько знаю я дождей?

Сосчитайте поскорей.

Дождик с ветром,

Дождь грибной, (рисуют гриб)

Дождик с радугой-дугой, (рисуют радугу)

Воспитатель: Молодцы! Чего не хватает на картине? (Солнышко)

В комнате загорается свет

Воспитатель: Правильно, солнышко! Сейчас вы садитесь на свои места, и каждый нарисует солнышко в своей песочнице. Но сначала разогреем свои ручки.

Пальчиковая гимнастика «Наши пальчики»

Ручки сильные,

Ручки крепкие,

Десять пальчиков

И все цепкие.

Пальчик большущий,

Пальчик здоровущий.

Ты расти – вырастай

Силу, ум развивай

Пальчик указательный

Разумный и внимательный.

Ты расти – вырастай

Ума – разума нам дай.

Вот и средний пальчик наш,

Мы его потрем сейчас!

А теперь потрем мы пальчик

Безымянный великанчик,

Ты давай расти скорей,

Скажешь имя поскорей.

Вот мизинчик маленький –

Подрастай мой славненький

Воспитатель: Молодцы!

Воспитатель: А сейчас мы нарисуем солнышко! (воспитатель раздаёт трафареты каждому ребёнку, ребёнок выполняет задание по показу)

Игра – упражнения «Песочное солнце»

Цель: Создание мандалы на песке с использованием разноцветного песка методом посыпания, с использованием мелких предметов (макарон; бусин; фасоль).

Ход игры:

Ребёнок на песке с помощью трафарета рисует круг, посыпает цветным песком; украшает лучики солнца различными предметами

Воспитатель:

Нарисуем желтый круг, (дети засыпают цветным песком круг солнца)

После лучики вокруг – (дети засыпают лучи солнца)

Пусть на белом свете

Ярче солнце светит!

Воспитатель: А теперь давайте украсим лучики ( дети украшают лучи солнца макаронами, бусинами и т.п )

Я рисую на песке

Носик и глаза в кружке.

Это солнце яркое,

Желтое и жаркое. Дети по показу воспитателя подрисовывают глазки, носик, ротик солнышку

Воспитатель: Посмотрите, какие красивые, радостные солнышки у вас получились. Молодцы ребята! Все справились с заданием. Наши солнышки нам улыбаются, давайте мы тоже улыбнемся им (воспитатель подходит к каждому ребёнку, гладит его, называет по имени и просит улыбнуться солнышку). Воспитатель: Устали? А теперь немножко отдохнём.

«Сотвори солнце в себе»

В природе есть солнце. Оно всем светит, всех любит и греет. Давайте сотворим солнце в себе. Закройте глаза, представьте в своём сердце маленькую звёздочку. Мысленно направляем к ней лучик, который несёт любовь. Звёздочка увеличилась. Направляем к ней лучик, который несёт в себе мир. Звездочка опять увеличилась, Направляем лучик с добром, и звёздочка стала ещё больше. Мы направляем к звёздочке лучики, которые несут здоровье, радость, тепло, свет, нежность, ласку. Теперь звёздочка становиться большой, как солнце. Оно несёт тепло все – всем (руки в стороны перед собой). Спасибо!

Итог занятия:

Воспитатель: А сейчас давайте встанем в круг и посмотрим на наши камешки, что же с ними произошло? Посмотрите они стали большими, наполнились силой, добротой, вашей любовью!

Воспитатель: Занятие закончено. Всем спасибо! Но мы забыли выполнить последнее правило: После игры с песком — помой руки! Пройдёмте, пожалуйста, к умывальнику и помоем свои ручки.

Впервые принцип «песочная терапия» был предложен Карлом Густавом Юнгом, психотерапевтом. По его мнению, этот текучий материал символизирует жизнь во вселенной, а отдельные песчинки — это люди и другие живые существа.

Песок — идеальная развивающая среда, где можно творить без страха, что-либо сломать или испортить.

Основополагающая идея песочной игротерапии заключается в том, что ребенок, перенося на плоскость песочницы свои фантазии и переживания, может контролировать самостоятельно свои побуждения, выражая их в символической форме.

Цель песочной терапии — не менять и не переделывать ребенка, не учить его специальным поведенческим навыкам, а дать ребенку возможность быть самим собой.

Формы и варианты песочной терапии определяются особенностями конкретного ребенка, специфическими задачами работы и ее продолжительностью. Игровые методы применяются:

  • с целью диагностики;
  • с целью профилактики;
  • с целью оказания первичной психологической помощи;
  • в процессе краткосрочной психотерапии;
  • в процессе продолжительного психологического воздействия;
  • на развивающих занятиях по коррекции психических процессов.

Песочная игротерапия, является наиболее продуктивным и действенным методом организации деятельности с детьми, особенно с детьми, соматически ослабленными.

У часто болеющих детей могут развиваться различные психологические проблемы, «комплексы». Прежде всего, это «комплекс неполноценности», неуверенности в себе, так как частые болезни могут привести к социальной дезадаптации (ребенок замыкается в себе, становится грубым, раздражительным, начинает избегать сверстников). Поэтому большое внимание следует уделять психоэмоциональному здоровью детей.

Метод песочной терапии способствует: развитию эмоций у часто болеющих детей, развитию фантазии, мелкой моторики, тактильных ощущений, связной речи; наиболее эффективен в коррекции страхов, тревожности, замкнутости, агрессии, гиперактивности.

Применение этой игровой терапии на занятиях с детьми способствует созданию психоэмоционального комфорта (снятие напряжения, утомляемости, развитие положительных эмоций, эмпатии).

Применяется для развития и коррекции в решении следующих проблем у ребенка:

  • трудности в общении;
  • взаимоотношения детей и родителей;
  • психологические травмы;
  • расстройства настроения;
  • кризисные ситуации;
  • страхи, тики, навязчивости и другие расстройства;
  • проблемы поведения.

Задачи песочной игротерапии ориентированы на то, чтобы помочь ребенку:

  • развить более позитивную Я — концепцию;
  • развить самооценку;
  • обрести веру в себя;
  • овладеть чувством контроля;
  • стать более ответственным в своих действиях и поступках;
  • научиться выражать свои мысли, чувства и эмоциональные переживания;
  • научить способам самовыражения.

При организации занятий песочной игротерапии, ставятся следующие задачи:

  • Создавать для ребенка атмосферу безопасности.
  • Создавать ощущение дозволенности.
  • Понимать и принимать мир ребенка.
  • Поддержка положительного тонуса и самочувствия.
  • Установление обратной эмоциональной связи путем развития различных эмоций.
  • Облегчить ребенку принятие решений.

Игру с песком нельзя интерпретировать. Психолог выполняет роль внимательного зрителя. Позиция психолога — это «активное присутствие», а не руководство процессом.

В некоторых случаях игра с песком является ведущим методом коррекции (например, при наличии у ребенка поведенческих или эмоциональных нарушений). В других случаях — в качестве вспомогательного средства при развитии сенсомоторики, при активизации к действию, для снятия психоэмоционального напряжения, нервозности.

Ребенок в процессе песочной игры выражает свои самые глубокие эмоциональные переживания, освобождается от страхов и пережитое не развивается в психическую травму.

Для игр с песком используется материал:

  • водонепроницаемый ящик голубого цвета, наполненный песком;
  • вода;
  • небольшие подносы;
  • стаканчики для воды;
  • лопаточки;
  • формочки;
  • мелкие игрушки;
  • животные;
  • сказочные персонажи;
  • транспорт;
  • геометрические формы;
  • природный материал;
  • камешки, ракушки;
  • бросовый материал.

Играя с песком, ребенок самовыражается. Используя игрушки, он выражает все то, что ему трудно выразить в словах.

Каждая выбранная игрушка воплощает какой-либо персонаж, который взаимодействует с другими героями. Дошкольник сам придумывает, о чем они говорят или что делают. Во всех случаях малыш чувствует себя хозяином своего маленького мира. То, что прежде таилось в глубине детской души, выходит на поверхность песочницы; персонажи игры приходят в движения, выражая наиболее актуальные для ребенка чувства и мысли.

Весь нехитрый материал помогает детям строить свой собственный мир и обыгрывать в нем различные внутренние проблемы.

Игра в песок дает средства для разрешения конфликтов и передаче чувств. Выбранные игрушки, помогают ребенку самовыразиться: в свободной игре он может выразить то, что ему хочется сделать, то, что он не может объяснить словами, рассказать или ребенку тяжело выразить свои эмоции, страхи, переживания.

По мнению К. Юнга, процесс игры в песок высвобождает заблокированную энергию и активизирует возможности самоисцеления, заложенные в человеческой психике.

Использование данного игрового метода, способствует улучшению психологического и эмоционального благополучия детей, на этом фоне — стабилизация соматического здоровья, что способствует снижению заболеваемости детей.

Вашему вниманию предлагается три конспекта авторских разработок занятий по песочной игротерапии, которые направлены на коррекцию психических процессов, развитие мелкой моторики руки, тактильных ощущений, развитие связной речи; коррекцию страхов, боязливости, агрессивности, гиперактивности.

Предложенные занятия могут проводиться с детьми индивидуально и с небольшой подгруппой детей.

«Зарывание секретиков»

(коррекция психических процессов, развитие мелкой моторики руки, тактильных ощущений)

Цель: установление психологического комфорта.

Задачи:

  • Коррекция психических процессов (внимание, память, мышление, закрепление восприятия цвета).
  • Развитие связной речи.
  • Развитие мелкой моторики руки и тактильных ощущений.
  • Совершенствовать умения и навыки практического общения.
  • Развитие фантазии.
  • Побуждать ребенка к активным действиям концентрации внимания.
  • Стабилизация положительного эмоционального фона.

Материал: ящик с песком, вода, игрушки, геометрические формы, различные «волшебные» предметы; магнитофон, аудиокассета со спокойной музыкой.

Ход занятия

Если занятие индивидуальное, то «секретики» зарывает взрослый, а если групповое — то каждый ребенок в «секрете» от другого.

Ребенку предлагается взять плоскую корзинку или поднос, подойти к столу и выбрать те фигуры и предметы, которые привлекают его внимание. Но выбирается только 5 — 6 предметов. Затем ребенок приглашается к ящику с песком и ему предлагается «по секрету» зарыть (закопать), спрятать в песок те фигуры и предметы, которые он выбрал. Другому ребенку (который не видел какие «секретики» зарыты в песок) предлагается искать секреты. В процессе раскопок по открывающимся частям догадаться, что там спрятано и описать (т.е. на ощупь узнать находку). Дети по очереди зарывают «секретики» и отгадывают друг у друга, что спрятано в песке.

Другой вариант.

Взрослый предварительно закапывает в песок «волшебные камешки доброты» (разного цвета). Ребенку дается кисточка (если песок сухой) или руками (если песок мокрый) начинает откапывать «секретики» (по очереди). И в процессе раскопок по открывающимся частям камешка, нужно описать его цвет. Затем взять «волшебный камешек доброты» в руку, подержать и передать другому — поделиться добротой камешка и своей добротой со всеми ребятами («камешек доброты» передается из рук в руки по кругу).

По окончании работы взрослый предлагает вымыть руки, сесть на стулья, взяться за руки и поделиться впечатлениями.

«Победим страх»

(коррекция страха, боязливости, агрессивности, гиперактивности)

Проективная игра.

Цель: установление психологического комфорта, положительного эмоционального состояния.

Задачи:

  • Научить ребенка выражать свои чувства и ощущения.
  • Научить ребенка справляться с негативными эмоциями.
  • Научить ребенка выражать положительные эмоции.
  • Побуждать к активным действиям.

Материал: ящик с песком, вода, фигурки по выбору, бросовый и природный материал; магнитофон, аудиокассета со спокойной музыкой.

Ход занятия

Взрослый предлагает ребенку на мокрой и ровной поверхности песка нарисовать свой страх. Затем поливать рисунок до тех пор, пока нарисованное не исчезнет (не «смоется») и вновь — чистая, ровная поверхность, страх исчез. На том месте, где был нарисован страх, ребенок создает «веселую картинку» из материала и фигурок, которые выбрал.

По окончании работы взрослый предлагает вымыть руки. Музыка затихает.

Эмпатия.

Взрослый: «У меня сейчас хорошее, спокойное настроение. А какое у тебя настроение, что ты чувствуешь?» (ответ ребенка).

«Теперь возьми меня за руки и повторяй за мной: я теперь спокоен, «страх» убежал и никогда не вернется. Я очень смелый и храбрый».

«Я колючий только снаружи»

(коррекция агрессивного поведения)

Цель: установление психологического комфорта и положительных установок, снятие эмоционального напряжения.

Задачи:

Научить ребенка справляться с гневом (в неразрушительной форме для окружающих).

  • Научить ребенка выражать свои чувства и ощущения.
  • Побуждать к активным действиям.
  • Способствовать к проявлению эмпатии.

Материал: ящик с песком, вода, на выбор фигурки; магнитофон и аудиокассета со спокойной музыкой.

Ход занятия

Взрослый просит ребенка вылепить из песка своего обидчика, а затем разрушить фигурку и залить водой. Затем взять выбранную фигурку обидчика и закопать в песок (но мы закапываем не обидчика, а свой гнев и озлобленность на него). Все — негативных эмоций и переживаний нет, а значит «обидчик» больше не обидит. В конце работы ребенок выравнивает поверхность песочницы.

По окончании работы ребенок моет руки и садится на стул.

Эмпатия.

Взрослый: «Теперь возьми меня за руки и повторяй за мной: я спокоен, у меня хорошее настроение, я очень добрый и ласковый».

Литература:

Семейная песочная терапия – авторская методика семейно-центрированной психотерапии. Методика предполагает использование двойного (объединенного) песочного подноса, что позволяет участвовать в психотерапевтическом процессе одновременно двум членам семьи, например, супругам. Прямой контакт песка с руками клиентов обеспечивает их максимальную телесную включенность в процесс терапии, обладает выраженным апперцептивным и саногенетическим воздействием.
Впервые методика «Семейная песочная терапия» была опубликована в 2010 году. И уже успела найти своё применение в психотерапевтических центрах Санкт-Петербурга, Москвы, Вологды, Уфы и других городов России, а также в Казахстане и Швейцарии.
В ходе встречи из уст автора методики Олега Альбертовича Старостина Вы узнаете об особенностях психотерапевтической работы с семейной диадой с использованием двойного песочного подноса, а так же о возможностях интеграции телесно-ориентированных и арт-терапевтических техник с методами системно-феноменологического подхода в семейной песочной терапии.

[ad01]

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *