Содержание

Принципы формирования первых университетов

Именно таким образом возникли, например, Парижский университет в 1200 году (он вырос из богословской школы, к которой далее присоединились медицинская и юридическая школы), Неапольский в 1224 году, Оксфордский в 1206-м, Кембриджский в 1231-м, Лиссабонский — в 1290 году. Официальное рождение университета подтверждалось привилегиями — особыми документами, которые были подписаны римскими папами или вельможами высокого ранга. Эти документы определяли университетскую автономию — собственный суд, локальное управление, право дарования ученых степеней.

Студенты были освобождены от военной службы и некоторых других форм обязанностей. Университеты начали появляться очень быстро — если в XIII веке их было всего 19 по всей Европе, то уже через столетие к ним прибавилось еще 25. Открыть университет было довольно просто: порой городская община просто обозначала минимум студентов, при наличии которых соглашалась оплачивать нанятого профессора, а затем — и последующих. На скамьях Сорбонны в разное время можно было увидеть мужчин совершенно разных возрастов и сословий из разных стран, иногда аудитория для лекций была обычным амбаром, а слушатели вольготно располагались на соломе вместо скамей.

Ваганты и “Гаудеамус”

Порядок записи в университеты был вполне условным, студенты снимали каморки поблизости, нищенствовали, странствовали — к XIV веку возникла особая категория постоянно кочующих с места на место (и из университета в университет) студентов, которые назывались вагантами, менестрелями, или голиардами. Многие из них превращались в настоящих разбойников и теряли моральный облик, но из них же выросло немало подвижников образования и науки.

Поскольку преподавание в первых университетах долго велось на латыни, бродячие студенты отлично владели этим языком и совершенно спокойно могли общаться между собой. Ваганты зародили целую культуру стихов и песен — в частности, некоему анонимному перу одного из них принадлежит и знаменитый гимн “Гаудеамус”, который столетиями поют студенты всех университетов во всех странах мира. Этот гимн прославляет молодость и торжество свободы: “Итак, будем веселиться, пока мы молоды! После приятной юности, после тягостной старости нас возьмет земля” — и далее семь куплетов в таком примерно духе. Гимн передавался устно в течение нескольких веков, поэтому насчитывает несколько вариантов.

Как происходило образование в средневековых университетах?

Ануар Жуманов 314 4 года назад Автор телеграм канала @publichistory

В период раннего средневековья единственным оплотом знаний во всей Европе оставались церкви и монастыри. По сути только там и сохранились оригинальные работы римских и греческих ученых, весь остальной люд и даже аристократия понятия не имели о грамматике. Редкие всплески( смотри Академия Карла Великого) были скорее исключением из правил.Поэтому все наиболее образованные лица проходили обучение в церковных школах.

Время шло и светские знания первым понадобились отпрыскам богатых купцов(по вполне понятным причинам). Потом появилась необходимость в судьях,чиновниках и т.д.

Как университет появлялся?Два пути — эволюция из простой церковной школы в богословский центр( Парижский университет) или результат деятельности одного(!) гениального человека. Например, Болонский универ начинался с простой школы Ирнерия для юристов .

Какие были факультеты?Понятно, что никаких тебе журфаков,экономфаков или,упаси Боже, международных отношений. В лучшем случае для абитурента на выбор было четыре факультета — «свободное искусство»(смесь грамматики,диалектики, риторики,арифметики,геометрии,музыки и астрономии), право, медицина и теология.Самым крутым, как и сейчас, считался юрфак.

Кто преподавал? У каждого университета была своя замысловатая иерархия, но общий смысл такой — во главе всех декан, после него идет казначей, затем магистры факультетов. Декан отвечает в учебной части за экзамены, магистры и простые преподаватели за учебный процесс.

Как жили студенты? «Весело». Гугла тогда не было, книги были страшно дорогими(от руки писали!), поэтому приходилось писать лекции преподов. Обучение шло исключительно на латыни. Если студент был бедным, то он мог поступить в колледж(там даже стипендии платили!). Для этого надо было сдать вступительные экзамены(грамматику), а теологам и медикам — логику. Обучение длилось семь лет. Каждому студенту в начале года выдавались «комната,стол, два комплекта одежды и ежегодная стипендия»(размер стипухи не знаю). Самым мажорным был, как и сейчас, юридический факультет. Студенты-юристы обычно не жили в университетских помещениях, а арендовали жилье.

Как шла пара?Уваров пишет, что доцент стоя за кафедрой читает лекцию, студенты сидят на скамьях и пишут грифелем на дощечках. Вдруг лектор делает паузу и задает вопрос аудитории, насколько его тезисы совпадают с мнением всяких церковных постулатов.Начинается диспут, где и проверяется знание студентов.

Про быт — студенты жили активно. Дрались с горожанами, ругались с преподами, исключались за излишне активные споры с профессором, били окна бюргеров, высмеивали чиновников и королевскую знать, кидали камнями(!) в королевскую стражу(!!) — в общем были отъявленными нигилистами. Когда же нависал меч возмездия за своих студентов вступалась церковь и весьма успешно их защищала.

Как видите, жизнь средневекового студента и впрямь была интересной, но даже спустя столько веков все равно общие черты как в поведении, так и в методах преподавания особенно не изменились.

Традиции Оксфордского университета

» Назад

Наверное в мире нет никого кто бы не мечтал учиться в лучшем университете мира — Оксфордском университете.

Нначиная со дня основания учебное заведение было очень популярным, поскольку Оксфорд — один из первых университетов мира. Сначала это был колледж только для мужчин, но впоследствии в 1878 году было разрешено обучение женщин. Еще несколько веков назад считалось, что женщинам не нужно достойное образование. И только время может разрушить устоявшиеся стереотипы. Что и сделал Оксфорд.

В состав университета входят 39 независимых самоуправляемых колледжей, шесть из которых сохранили религиозный характер. Каждый колледж выполняет определенные функции по обязательствам,, которые способствуют развитию учебного заведения и уюта студентов.

В Оксфордском университете студенты сами выбирают, когда и какие лекции слушать. Отчетностью их обучения является сессии — письменные практические работы на основе определенных наработок. Процесс подготовки — это его собственный выбор. Лекции — короткие но динамичны, они продолжаются только один час. По преподавателем не закреплен определенный курс или группа студентов. Лекцию посещают все, кому она нужна, не зависимо, первокурсник это или магистрант. Такая система облегчает задачу и преподавателям, потому что они вычитывают меньший объем материала, а не «бегут галопом» через несколько столетий, и каждый свое направление или небольшой период. На лекциях также царит атмосфера индивидуализма.

Студенты пытаются сидеть отдельно (иногда лучше сесть на пол, чем тесниться), и каждый по-разному воспринимает материал. Через свободный выбор лекций, в аудитории присутствуют слушатели разного уровня подготовки и заинтересованности.

Обучение доступно и понятно для студентов. Преподаватели уделяют достаточно много внимания каждому студенту, поскольку для них важно не количество и скорость, а результат.

Обучение достаточно дорогое для обычного человека, но если удастся закончить Оксфорд, все затраты окупятся за несколько лет — выпускники Оксфорда и не сидят без работы в одной стране мира.

Учебный год в британском университете разделен на триместры. Три года студенты учатся, получая степень бакалавра, потом два года продолжается обучение магистров, после этого возможно обучение в докторантуре. Экзамены сдают письменно. Студент имеет достаточно времени и возможностей, чтобы проявить себя.

Специфика Оксфордского образования заключается в обучении студентов находить и правильно применять информацию, создавать и защищать собственное мнение обо всем. Студенты могут участвовать в программах индивидуального и самостоятельного обучения с использованием еженедельных учебных программ и учебников, которые обеспечиваются колледжами.

Многие абитуриенты защищают степень «Мастер».

Университет прославленный тем, что находится в Оксфорде — городе парадоксов и несоответствий, которые побуждают к неординарному мышлению, заставляют удивляться тому, что уже давно вошло в обыденные и привычные вещи.

Оксфорд хранит свои традиции, донимает новоприбывших студентов своим консерватизмом. Он является одним из центров европейской научной элиты, в Англии трудно найти место, где бы столь гармонично сосуществовали сельское и городское.

Гуляя парками Оксфорда, мы попадаем в викторианскую эпоху. Даже манеры многих англичан остались классически викторианскими. Но со временем привыкаешь воспринимать их такими: отстраненными, холодными, иногда высокомерными индивидуалистами, которые требуют много свободного пространства вокруг себя.

С уважением ИЦ «KURSOVIKS»!

5 древнейших университетов

Историю университетов принято начинать с XII века и связывать с Западноевропейской традицией. Однако, многие специалисты указывают, что первое учебное заведение, которое полностью соответствует университетскому статусу, возникло раньше. Это так называемая Магнаврская школа, или Константинопольский университет, который появился в середине IX века и действовал до захвата Константинополя турками.

Он был основан византийским регентом Византийского престола Вандой и ученым Львом Математиком на базе еще более ранней школы. Основными учебными дисциплинами там были философия, риторика, медицина и юриспруденция. Однако история этого учебного заведения обрывается в 1453 году. В этот момент в Западной Европе уже существовало большинство тех университетов, которые действуют и поныне.

Изначально западноевропейские университеты не имели непосредственного отношения к образованию и представляли собой сообщества преподавателей и студентов, магистров и школяров, связанных взаимной присягой. По своему устройству они напоминали городские коммуны, религиозные братства, ремесленные и купеческие гильдии.

Эти учебные корпорации получили название studium generale («всеобщая школа»), что отделяло и отличало их от studium particulare («местная школа»). «Всеобщая школа» обладала правом присуждать ученые степени, которые признавались в университетах по всему миру. Высокий статус таких школ гарантировался, прежде всего, авторитетом и поддержкой главы Папы Римского, а также покровительством королевской и императорской власти. Учебные корпорации были независимы от местной светской и духовной власти. Право преподавать утверждал непосредственно Папа.

Со временем название «studium generale» было вытеснено названием «universitas», что в переводе с латинского означает «совокупность, общность». Средневековый университет являлся «хранителем знаний», научные изыскания не входили в число его задач. Процесс обучения состоял главным образом из лекций и диспутов, большой популярностью пользовались словесные поединки.

Постепенно сформировалась особая университетская культура, которая оказала большое влияние на дальнейшее развитие культуры в целом. Университеты же распространились по всему миру.

Предлагаем вам окунуться в историю и узнать побольше о том, что представляли из себя самые старые университеты.

Болонский университет

Фото Hector Garcia, www.flickr.com

Год основания – 1088

Предпосылки для создания Болонского университета появились еще в 1000 году, когда стали возрождаться традиции изучения римского права. Основы глубокого изучения права заложил Ирнерий, один из первых преподавателей и комментаторов свода законов Юстиниана, один из основоположников западноевропейского изучения римского права. В 1088 году он открыл свои публичные лекции – с этого момента и ведется история Болонского университета.

Однако на тот момент университета в современном понимании этого слова еще не существовало. Профессора читали лекции у себя дома, в арендованных помещениях, а чаще – на городских площадях. Популярность и известность болонских профессоров была обусловлена научным подходом к преподаванию и покровительством императора Священной Римской империи Фридриха Барбароссы. В 1154 году он официально признал университет.

Со всех концов Европы сюда стекались и образовывали свои корпорации. Собрание всех студенческих корпораций под общим статутом и составило к концу XII века Болонский университет.

Интересные факты

Отличительной чертой университета в Болонье считается то, что изначально он был создан не как корпорация профессоров (universitas magistrorum), которым должны были подчиняться ученики, но как корпорация студентов (universitas scholarium). Студенты сами избирали ректора, руководителей и лекторов.

Другой особенностью Болонского университета является то, что он был центром изучения юриспруденции. Изучение римского права, положившего начало университету, и канонического право, введенного в программу с XII века, остались главными предметами университетского преподавания.

На протяжении XIII столетия знаменитые профессора читали здесь лекции по философии и свободным искусствам, помимо юриспруденции, в Болонье стали процветать такие науки, как философия, латинская и греческая литература, а затем и медицина.

Однако только в 1565 году университет обрел собственное помещение, и все прежде разрозненные школы и корпорации были объединены под одной крышей. Достоянием Болонского университета считается его библиотека, основанная в 1605 году профессором Альдрованди. В ней хранится около 250 тысяч книг и 1350 периодических изданий.

Известные выпускники

Среди тех, кто учился в Болонском Университете, были поэты Франческо Петрарка и Данте Алигьери, астроном Николай Коперник, папа римский Александр VI, врач и оккультист Парацельс, а также писатель Умберто Эко и премьер-министр Италии в 1996-1998 и 2006-2008 годах Романо Проди.

Современное положение дел

Сегодня Болонский университет входит в число 200 лучших вузов мира и является не только старейшим, но и вторым по величине университетом Италии. Здесь учится около ста тысяч студентов на 23 факультетах, самым знаменитым из которых является, конечно, факультет права.

Оксфордский университет

Фото Jun, www.flickr.com

Год основания – 1096 или 1167

Точная дата основания университета неизвестна, имеются сведения, что преподавание там велось уже с 1096 года. Существует точка зрения, что университет был создан в 1117 году английским духовенством, которое решило дать своим священнослужителям образование. Еще одной точкой отсчета считают 1167 год, когда Генрих II запретил английским студентам поступать в Парижский университет, в связи с чем многие были вынуждены вернуться на Туманный Альбион и поселиться в Оксфорде. В 1188 г., историк, Джеральд Уэльский, провел первое публичное чтение перед собранием донов в Оксфорде. В 1190 году сюда приехал первый инсторанный студент, и было положено начало традициям международных научных связей университета.

Интересные факты

Это сегодня для поступления в Оксфорд необходимо иметь внушительную сумму денег для оплаты обучения и проживания, а в Средние века в университете обучались только священнослужители, которые зачастую были очень бедны.

Оксфорд представляет собой настоящий студенческий город. В него входит 38 колледжей. Самые старые из них – Мертон (1260) и Баллиоль (1264) — были названы в честь своих основателей (Джона Баллиоля и Уолтера де Мертона). Самым красивым и большим колледжем считается Колледж Церкви Христа, а самым роскошным — колледж Магдалины, расположенный на побережье реки Червелл.

Также в состав университета входит 7 общежитий, которые являются закрытыми учебными заведениями, принадлежащими различным религиозным орденам, не имеющим статуса колледжа.

Оксфорд бережно хранит свои традиции. Например, при поступлении в университет каждый студент должен пройти обряд матрикуляции, который заключается в произношении клятвы студента на латыни перед канцлерами университета. На выпускном студент также произносит клятву на латыни и меняет свою старую мантию на новую, соответствующую полученной им ученой степени. Обе церемонии проводятся в Шелдонианском театре, построенном в XVII веке знаменитым британским архитектором Кристофером Реном.

Известные выпускники

В Оксфорде учились богослов и первый переводчик Библии на среднеанглийский язык Джон Уиклиф, кардинал Томас Уолси, протестантский реформатор и переводчик Библии Уильям Тиндейл, философ Джон Локк, кардинал Джон Генри Ньюмен, известный также как блаженный Джон Генри Ньюмен в католической Церкви; преподавали Эразм Роттердамский и философ и естествоиспытатель Роджер Бэкон. Tor здесь получали образование 40 нобелевских лауреатов, 25 британских премьер-министров, 6 королей, около 50 олимпийских медалистов, около 20 управляющих 100 крупнейших бизнесов мира (FTSE 100), тысячи ведущих политиков, ученых, людей литературы и искусства. Здесь проходили обучение и преподавали такие знаменитые люди, как Маргарит Тетчер, Льюис Кэрролл, Джон Толкин, Клайв Степл Льюис, Тони Блэр, Феликс Юсупов и многие другие. Почетные степени университета получили и русские литераторы: Василий Жуковский, Иван Тургенев, Константин Чуковский, Анна Ахматова и Иосиф Бродский.

Современное положение дел

Сегодня Оксфорд считается одним из самых престижных университетов мира. Хотя обучение в нем платное и стоит немало, в университете действует гибкая система различного рода грантов и стипендий, частично или полностью покрывающих стоимость образования. Сейчас в Оксфорде учится 18,5 тысяч студентов, около четверти из них — иностранцы. Штат преподавателей Оксфорда составляет почти 4 тысячи человек, из них 70 — члены Королевского общества, более 100 — члены Британской Академии. В Оксфорде используется и система тьюторства, которая заключается в том, что над каждым студентом учреждается персональная опека специалистом в выбранной сфере.

Основные направления подготовки — гуманитарные, математические, физические, социальные науки, медицина, науки о жизни и окружающей среде.

Кембриджский университет

Фото PROWilliam Murphy, www.flickr.com, “Яблоки и Атомы” Eilís О’Коннелл Р

Год основания – 1209

История Кембриджа тесно связана с Оксфордским университетом. Второй по старшинству университет Великобритании был создан в 1209 году группой преподавателей и студентов, бежавших из Оксфорда из-за конфликта с местной общиной. Новый приют они нашли в маленьком рыночном городке неподалеку от судоходной реки. К 1226 уже была создана организация во главе с ректором и устроены регулярные курсы. Интересно, что со временем Кембридж разросся до такой степени, что почти все жители того городка стали либо преподавателями, либо студентами.

В 1231 году студентов Кембриджа под свою опеку взял сам король Генрих ІІІ. С этого времени началось активное развитие и становление университета.

Интересные факты

Кембридж является коллегиальным университетом, состоит из автономных колледжей, которые обладают собственным имуществом и доходами. Сегодня Кембриджский университет насчитывает 31 колледж, которые неофициально делятся на 16 «старых» (с датой основания между 1284 и 1596 гг.) и 15 «новых» (дата основания между 1800 и 1977 гг.).

Кембриджский университет имеет свою собственную конституцию, которая, конечно, не противоречит законам Соединенного Королевства, и законодательный орган Regent House.

Одной из самых знаменитых кембриджских традиция является традиция «деревянной ложки». Ее вручали студенту, получившему наименьший балл на финальных экзаменах. В 1909 году деревянная ложка размером с весло была вручена в последний раз, ее обладателем стал Катберт Лепраер Холтхауз, гребец Лодочного Клуба Леди Маргарет при колледже Сент Джоунс Коллидж.

Известные выпускники

Кембридж университет особенно славится своими успехами в сфере точных наук и медицины. 88 выпускников и преподавателей Кембриджа получили Нобелевскую премию: 29 из них получили премии в физике, 25 – в медицине, 21 – в химии, 9 – в экономике, 2 – в литературе и один – премию мира. Здесь обучались знаменитые ученые Средневековья Исаак Ньютон и Френсис Бекон. В Кембридже преподавали и занимались научной деятельностью создатели современной нуклеарной физики – лорд Э. Резерфорд, Н. Бор и Дж. Р. Оппенгеймер.

Славен Кембридж и достижениями своих выпускников на политической арене: обучение в Кембридже прошли 15 премьер-министров Великобритании и 25 глав правительств других стран. Среди выпускников и преподавателей Кембриджа можно найти и знаменитых литераторов, таких как А. А. Милн, Л. Стерн, Дж. Б. Пристли, В. М. Теккерей, К. Эмис и Кл. Ст. Льюис. В Кембридже получил образование выпускник Тринити колледжа Владимир Набоков.

Современное положение дел

Сегодня в Кембриджском университете – более 150 факультетов, кафедр, научных центров и институтов, объединенных в 6 отдельных школ, ведется обучение по 28 курсам. На настоящий момент в Кембридже учится около 18,5 тысяч студентов. Как и в случае с Оксфордом, обучение платное, но возможно получение гранта.

Университет Саламанки

Год основания – 1218

О существовании школы при соборе в городе Саламанке, неподалеку от Мадрида, упоминается еще в 1130 году. Но официальной датой для отсчета истории одного из древнейших университетов Европы считается 1218 год, когда король Альфонс IX издал указ создании»Studium Generale» или «всеобщей школы» в Саламанке, объединив сеть школ, специализировавшихся на изучении Святого Писания и канонического права. Уже тогда здесь существовали кафедры канонического и гражданского права, медицины, логики, грамматики и музыки.

При короле Альфонсо X учреждение превратилось из «всеобщей школы» в «университет». В 1255 году Папа Римский Александр IV признал университетский статус Саламанки, а также предоставил университету право собственной печати, а за его выпускникам утвердил право преподавать во всех существующих университетах.

Интересные факты

Университет Саламанки первым в Европе получил статус «университета». Также он стал первым европейским образовательным учреждением с собственной публичной библиотекой.

Именно в Саламанском университета был рассмотрен Трансатлантический проект Христофора Колумба. Здесь же после открытия Америки были признаны во всей полноте права местного населения.

Университет оставался папским вплоть до 21 мая 1852 года, когда церковные факультеты в нем были упразднены.

В состав Университета Саламанки входит 16 факультетов и 10 университетских центров. Некоторые из кампусов расположены в историческом центре, некоторые – в современной части города, поэтому складывается впечатление, что в городе живут одни студенты.

Известные выпускники

Интересно то, какие разные люди учились в Университете Саламанки: Эрнан Кортес, испанский конкистадор, завоевавший Мексику и уничтоживший государственность ацтеков, и Франсиско де Витория, один из зачинателей международного права, который первым выступил в защиту индейцев. Здесь же изучал науки основатель ордена иезуитов Игнасио Лойола, а доктором теологии при этом был крайне «неблагонадежный» философ и поэт-мистик Луис де Леон. Именно во время преподавания в Саламанском университете Антонио Небриха, профессор риторики и автор первой в мире грамматики «народного» романского языка, легко получил высочайшее благословение на публикацию своего труда.

Современное положение дел

Сегодня университет Саламанки лучшим местом для изучения испанской филологии и Латинской Америки. Именно преподаватели из этого вуза создают и проверяют экзамены DELE (экзамены по испанскому языку для иностранцев). Университет объединяет целый ряд научных центров: Центр мультимедийных технологий, Центр по исследованию поведенческих реакций и Центр лингвистических исследований.

В университете также регулярно проходя симпозиумы и конференции по самой различной тематике – от Теории перевода до Кардиологии. В отдельном здании на трех этажах находятся девять научных лабораторий, оборудованных по последнему слову техники. В университете действует собственное радио и телевидение.

Обучаются здесь около 30 тысяч студентов.

Падуанский университет

Год основания – предположительно 1222

Если история Кембриджа тесно переплетена с Оксфордом, то университет в Падуе был основан в 1222 году преподавателями и студентами, оставившими Болонский университет из-за конфликта с начальством. С 1339 по 1813 годы университет был разделен на две части — Universitas Iuristarum, где преподавали право и богословие, и Universitas Artistarum, где изучали философию, астрономию, диалектику, грамматику, медицину, риторику.

Интересные факты

Падуанский университет находится во дворце дель Бо, что означает по-венециански «бык» или «вол» (раньше поблизости находились мясные лавки). Однако переехал он сюда только в конце XV века, а раньше в здании располагалась гостиница «Под знаком вола», а на дверях красовалось изображение бычьей головы.

В конце XVI века в университете был построен первый в Европе Анатомический театр. Он напоминал собой Колизей. В центре располагался операционный стол, на котором и проводили демонстративные вскрытия трупов. Окружали его ряды для зрителей, причем, не только для преподавателей и студентов-медиков, но и для городских зевак. Чтобы попасть на «представление», нужно было внести определенную плату. В зале звучала музыка, гостям предлагали напитки. Поскольку подобные процедуры были в то время официально запрещены, университетское руководство тщательно следило за безопасностью. Помещение для демонстраций находилось прямо под прозекторским столом, и, если возникала вероятность того, что может нагрянуть инквизиция, он тут же спускался в «Колизей».

В 1545 году при Падуанском университете был создан ботанический сад. Он является вторым по старшинству после Пизанского, однако претендует на звание старейшего из непрерывно действующих, так как его конкурент неоднократно переезжал с места на место.

Известные выпускники

В Падуанском университете учились или работали такие деятели Возрождения и раннего Нового времени, как Пико делла Мирандола, Николай Кузанский, Коперник, один из основателей итальянского литературного языка Пьетро Бембо, Торквато Тассо, Галилей, Везалий, белорусский первопечатник Франциск Скорина. В 1678 году степень доктора философии впервые получила женщина — Елена Корнаро Пископия. В начале XVIII века в Падуанском университете доктором медицины и философии был русский ученый – Пётр Васильевич Постников.

Современное положение дел

Сегодня в университете учится 65 тысяч студентов на 13 факультетах. Среди них такие, как факультет гуманитарных наук и философии, инженерный, юридический, психологический, физико-математический, естественный, медицинско-хирургический и другие.

Где находится университет Кембридж

Кембриджский университет (Cambridge University) находится в 88 километрах от столицы Великобритании на востоке в небольшом административном центре графства.

Площадь графства занимает 41 квадратный километр. Вокруг него протекает река Кэм. Численность населения 130 тыс. чел., в то время как в стенах высшего учебного заведения находится 19 тыс. обучающихся.

Возьмите на заметку: официальный сайт на русском — https://www.educationindex.ru/university-search/university-of-cambridge.

Королевский колледж является высшим благотворительным учреждением по статусу. Он поделен на 31 заведение, которое условно подразделяется на шестнадцать старинных и пятнадцать новых. Старые были основаны около 13 века, а новые — примерно в 19 веке. В них ведут 28 курсов с разнообразными предметами. В 6 школах ведется научная работа со студентами и аспирантами.

Каждый из этих колледжей страны располагается в графстве на своей отделенной территории. Если главный корпус находится в центре Кембриджа, то колледжи располагаются в 3-5 километрах от него в небольших районах.

История Кембриджского университета

Кембриджский университет начал свою историю основания с 1209 года, когда группа ученых сбежали из Оксфордского университета в результате убийства студента.

Преподаватели с учениками искали тихое местечко, чтобы заниматься наукой и отыскали его у реки Кэм в небольшом городе. Со временем, к ним присоединились другие. Так появился университет в городе и практически все жители поселения были его выходцами.

В 14-16 веках юноши, как и девушки, обучались при монастырях, где получали религиозные знания. Университет в Кембридже стал первым учебным заведением, где студенты смогли увеличить свои знания и получать не только религиозные нормы, но и узнать математику, логику, языкознание и философию. Со временем к этим наукам присоединилась физика, медицина, экономика и химия и многие другие науки.

Сегодня старинный университет с сохранившейся готической и неоготической архитектурой включает в себя 31 колледж, самый старый из которых был создан в 13 веке. Также на его территории располагается больше 100 библиотек, 8 крупных музеев с полярным, зоологическим и ботаническим садом.

Как и в любом европейском учебном заведении, в этом находятся клубы по интересам. Каждый студент может записаться в одно или несколько сообществ, чтобы изучать археологию, старинные манускрипты, танцы или игру в крокет.

Настоящая гордость Кембриджа, помимо научных открытий и нобелевских премий, это спортивные достижения: вот уже пару сотен лет студенты участвуют в соревнованиях по шахматам, теннису, футболу и др.

Учеба в Кембридже

Учиться в университете можно на бакалавра, магистра, доцента и профессора. Самое популярное направление — бакалавриат и магистратура.

Чтобы получить первое высшее образование или пройти уровневые курсы, нужно проучиться 3 года, а второе — 5 лет. На некоторых факультетах можно получить звание магистра спустя 4 года обучения.

Обучение ведется по 28 курсам. В каждом из них студентов обучают:

  • архитектуре;
  • истории англосаксов со скандинавами, кельтами, греками и римлянами, азиатами;
  • экономике;
  • английскому;
  • географии;
  • истории и археологии;
  • истории искусств;
  • биологической антропологии;
  • политике и нормам;
  • социальной с биологической антропологией;
  • социологии;
  • сельскохозяйственной экономике;
  • праву с менеджментом;
  • лингвистике с современными и средневековыми языками;
  • музыковедению с композицией;
  • философии;
  • химии, инженерии, математике и астрофизике;
  • машиностроению, компьютерным наукам;
  • генетике;
  • неврологии с патологией, фармакологией, естествознанием, физикой, физиологией, ботаникой, психологией, зоологией, ветеринарией.

Каждый учебный год разделяется на 3 семестра. В каждом семестре обучение длится несколько месяцев. В последнем триместре нет занятий для подготовки к экзаменам. Экзамены проходят 1 раз в год.

Каждый урок проходит в течение часа. При этом на каждом важно заработать баллы за посещение и усвоение материала. Если не нравится предмет, его можно заменить на эссе (по-нашему магистерская работа).

Лекции проходят в интенсивном порядке. На них студенту дается основная теория. Практические знания он получает при самостоятельной работе или работе в коллективе вне занятий.

Поступление в Кембриджский университет

Поступить в институт можно при наступлении 18 лет. При этом оценки со школы обязаны быть отличными.

Что нужно еще? Чтобы поступить туда, следует владеть английским языком на 7 баллов по системе IELTS (можно пройти соответствующие языковые курсы, чтобы повысить свой уровень знаний), пройти собеседование и разные тесты. Размер вступительных испытаний зависит от специальности.

Отбирая абитуриентов, приемная комиссия задает каверзные вопросы и смотрит, как потенциальные студенты реагируют на них, как отвечают и как подают себя. Они смотрят на нестандартное мышление с социальной активностью и общим уровнем знаний.

К тому же, шансы на поступление возрастают, если будущий студент проявил себя в спортивной, общественной, благотворительной или любой другой социальной организации.

Следует учесть: российские студенты не смогут поступить в колледж сразу после окончания школы. Школьный аттестат недостаточен для поступления, поэтому школьнику придется поступить в российский вуз и проучиться там хотя бы год. При этом лучше поступать в популярный вуз, дипломы из которого котируются заграницей.

Интересные факты о Кембриджском университете

Несколько любопытных фактов из истории всемирно известного университета:

  1. Чарльз Дарвин и Исаак Ньютон обучались в этом университете и сделали здесь свои главные открытия. Дарвин разработал теорию естественного отбора, а Ньютон — закон гравитации.
  2. Ф. Крик с Д. Уотсоном создали трехмерную модель ДНК, а Й. Уилмут сделал первичное клонирование знаменитой овцы Долли в стенах университета.
  3. В процессе обучения принца Чарльза и Эдварда занятия с ними посещал телохранитель.
  4. Во время всех столетий существования университета, была традиция вручать неуспевающим студентам деревянные таблички позора.
  5. На каждой кафедре есть свои традиции, герб и эмблема, своя форма, сумочки для книжек, толстовки с футболками и шарфиками.
  6. Самым знаменитым видом спортивной деятельности в колледже является гребля. Регаты, проходящие тут, самые старые и престижные в мире.
  7. Некоторые выпускники Кембриджа являются нобелевскими лауреатами. По количеству подобных премий Кембридж занимает первое место в мире.
  8. Самая престижная специальность — медицинская с бизнес-специальностью.
  9. Интересно, что студенты института первыми придумали настольный теннис. Это ответ на вопрос о том, какую игру придумали студенты Кембриджского университета.

В целом, Кембриджский университет — один из старейших и самых престижных университетов Англии и мира. Он по праву занимает это место благодаря своей богатой истории, знаменитым выпускникам и многочисленным обучающим программам.

Поступить сюда может любой желающий студент, знающий английский язык и владеющий соответствующим портфолио для прохождения на выбранную специальность. Обучение несложное, но дорогое, однако диплом от этого университета престижен, поэтому цена обучения оправдана.

Болонский университет начало истории

То, что мы сегодня называем Университетом, начало зарождаться в Болонье в конце 11 в., когда преподаватели грамматики, риторики и логики обратились к праву.

1088 можно считать годом начала свободного и независимого от церкви преподавания в Болонье. В конце 11 в. преподаватели грамматики, риторики и логики стали изучать право и первой значимой фигурой стал Ирнериус, чья деятельность по систематизации римских юридических материалов вскоре вышла за границы города.

Сначала студенты собирали деньги, которые компенсировали преподавателям их труд – так называемые сборы, на добровольной основе, так как наука, подарок Бога, не могла продаваться. Впоследствии такие пожертвования превратились в настоящие зарплаты. В любом случае, студенты не всегда могли позволить себе принимать участие в сборах, тогда в дело вступала Коммуна, обеспечивая продолжение обучения.

11-12 века характеризовались борьбой за влияние. Это был переломный период в европейской политике, когда решались отношения между государством и церковью. В этой борьбе вопросы права выступали основой, а изучение юстиниановского права стало основой для самосознания Империи. В 1158 четыре эксперта по праву, Булгаро, Мартино, Джакопо и Уго были приглашены к Федерико I Барбароссе на собрание, чтобы показать, как в Империи соблюдаются политические свободы. Трое из них (кроме Мартино) высказывались за Империю, а единственный закон – Римский, завещанный Империей. В итоге Федерико I Барбаросса принял Constitutio Habita, по которому каждая школа определялась как общество учеников во главе с учителем. Империя гарантировала такому заведению, а также преподавателям, защиту от любых политических вторжений. Университет законно стал местом, свободным от влияния каких-либо властей.

После смерти Барбароссы во время третьего крестового похода Болонский университет пережил падение своего защитника. Коммуна пыталась контролировать сообщество, а студенты, дабы противостоять этому, объединялись в соответствии со своим происхождением. В Болонье были цитрамонтаны (итальянцы, но не болоньезцы, ломбардцы, тосканцы и римляне) и ультрамонтаны (не итальянцы, живущие за Альпами французы, испанцы, провансальцы, англичане, бургундцы, норманны, каталонцы, венгерцы, поляки, немцы и т.д.). 13 в. был эпохой контрастов. Университет, преодолевая тысячи трудностей и вклиниваясь в политические диспуты того времени, боролся за свою автономию, а политическая власть, в свою очередь, пыталась использовать его как символ престижа. В то время в Болонье находилось более двух тысяч студентов.

История университета в средние века

С 14 в. рядом с юридическими школами появились так называемые «школы искусств», где изучались медицина, философия, арифметика, астрономия, логика, риторика и грамматика. С 1364 здесь также начали изучать теологию.

В Болонье учились Данте Алигьери, Франческо Петрарка, Гуидо Гуинидзелли, Чино Пистойя, Чекко д’Асколи, Энзо, Салимбене Пармский и Колуччо Салютати.

В 15 в. началось преподавание греческого и еврейского, в 16 – «природной магии», то есть экспериментальной науки. Философ Пьетро Помпонацци преподавал законы природы, несмотря на свои убеждения в теологии и философии. Представительной фигурой в этом периоде выступал Улиссе Альдрованди, который внес вклад в фармакопею, изучение животных, ископаемых и различных чудес природы, создав их классификацию.

В 16 в. Гаспаре Тальякоцци впервые занялся изучением пластической хирургии. Золотой период болонской хирургии совпадает с преподаванием Марчелло Мальпиги в 17 в., который использовал микроскоп в анатомических исследованиях.

Слава Болонского университета росла, еще в Средневековье распространялась по всей Европе: здесь были такие знаменитые личности как Томас Бекет, Парацельс, Раймунд де Пеньяфорт, Альбрехт Дюрер, Карло Борромео, Торквато Тассо и Карло Гольдони.

В Болонье также учились Пико Мирандола и Леон Баттист Альберти, изучая каноническое право. Николай Коперник, в свою очередь, изучал папское право до того, как начал исследования в области астрономии.

После промышленной революции в 18 в. Университет активно способствовал развитию науки и техники. В это время появляются работы Луиджи Гальвани, который, вместе с Александром Вольтом, Бенджамином Франклином и Генри Кавендишем, стал одним из основоположников современной электротехники.

Период зарождения единого итальянского государства стал эпохой большого подъема для Болонского университета и появлением таких фигур как Джованни Капеллини, Джосуэ Кардуччи, Джованни Пасколи, Аугусто Риги, Федериго Энрикес, Джакомо Чамичан, Аугусто Мурри.

В 1888 восьмисотлетняя годовщина Студиума объединила все университеты мира в чествовании Матери всех Университетов, так как все подтверждали, что именно оттуда тянутся их корни, их общие идеалы и их прогресс.

Университет продолжал занимать эту же позицию на мировой культурной сцене вплоть до периода между двумя мировыми войнами, когда реальность открыла новые пути для исследования и образования. Болонский университет тоже вышел на этот новый уровень европейского масштаба и принял необходимые инновации образовательной системы.

Болонский университет сегодня

В 1988, по случаю 900-летнего юбилея университета, 430 ректоров со всех уголков планеты приехали в Болонью отметить это событие. Альма матер, Мать всех университетов, и сейчас является ключевым местом международного масштаба, даже утратив первенство по исследовательской деятельности.

Классификация, составленная QS «World University Rankings», поместила Болонский университет на 188 место в мире, первым среди итальянских, но все же далеким от американских вроде Гарварда или MIT, или английских Кембриджа и Оксфорда.

Структура университета

На настоящий момент Болонский университет насчитывает более 85000 студентов и имеет особенную структуру – «мультикампус» – состоит из пяти учреждений: в Болонье (Bologna), Форли (Forlì), Равенне (Ravenna), Чезене (Cesena) и Римини (Rimini). Также Болонский университет был первым в Италии, у которого появился филиал за границей, в Буэнос-Айресе, который предлагает последипломные курсы, призванные углубить различные аспекты отношений между Латинской Америкой и Европейским Союзом.

Образовательная программа Болонского университета охватывает все возможные области знаний, от базовых до дипломных и последипломных. Предлагаемые курсы построены так, чтобы отвечать потребностям рынка труда и предлагать студентам культурный и практический инструментарий.

Болонский университет уделяет немалое внимание исследованиям и международной связи. Благодаря работе исследовательских центров и лабораторий и высокому уровню получаемых результатов университет ежегодно делится своими достижениями и участвует в различных научных конкурсах.

Поступающие в Болонский университет могут рассчитывать также на контракты, заключенные с иностранными частными лицами, фирмами о предоставлении проживания и обучения за границей и получения соответственных степеней.

Факультеты университета

  • Аграрный
  • Архитектурный
  • Промышленно-химический
  • Факультет по сохранению культурного наследия
  • Экономический
  • Экономический (Форли)
  • Экономический (Римини)
  • Фармацевтический
  • Юридический
  • Инженерный
  • Инженерный (Чезена)
  • Литературно-философский
  • Иностранных языков и литературы
  • Медико-хирургический
  • Ветеринарный
  • Психологический
  • Коммуникаций
  • Математический и Естественнонаучный
  • Физической культуры
  • Политических наук
  • Политических наук «Роберто Руффилли» (Форли)
  • Статистических наук
  • Высшая школа современных языков для переводчиков

Болонский университет – адрес и контакты

Ул. Луиджи Дзамбони, 33 – 40126, Болонья

Тел.: +39 051.209.91.11 / 93.70

Факс: + 39 051.209.93.72

e-mail: urp.info@unibo.it

www.unibo.it

В Болонье университет располагается на ул. Дзамбони. По этой улице с утра до вечера проходят тысячи студентов. Район вокруг также полон мест, так или иначе связанных с университетом: кафе, стенды, аудитории. Одного посещения этой улицы хватит, чтобы понять всю историческую важность этого города и этого университета.

Центральное здание, где располагается ректорат, расположено под номером 13, напротив дворца Поджи (Palazzo Poggi). В нем есть аудитория, посвященная Кардуччи, который здесь слушал лекции по итальянской литературе.

Неподалеку, на площади Гальвани (piazza Galvani), высится корпус Первого университета. С 1838 во дворце находится библиотека коммуны, однако его главное сокровище спрятано в анатомическом театре.

В этом зале из елового дерева проходят лекции по анатомии. Бомбардировки во время второй мировой войны разрушили большую его часть, однако после его реставрировали и воссоздали по оригинальным чертежам. Сегодня, без сомнения, анатомический театр является одним из самых выдающихся доказательств славной университетской традиции в Болонье.

Узнайте больше об Италии на https://gidtut.com

>Покровский И.А. История римского права

§ 42. Болонский университет и глоссаторы

В конце XI в. в Болонье возникает университет, который приобретает скоро всемирную известность и делается центром возрождающейся юриспруденции. Первые зачатки этой школы, однако, и доныне не вполне выяснены.

Не подлежит сомнению, что в Болонье уже ранее XI в. существовала довольно цветущая школа artium liberalium; весьма вероятно, сверх того, что при общем подъеме юриспруденции в XI в. и в Болонье встречались отдельные юристы, отдельные legum doctores, получившие образование в школах Равенны или Павии и преподававшие право в своем родном городе. Упоминавшийся выше Одофред рассказывает, действительно, о некоем Pepo, который был будто бы таким преподавателем права. Рассказ Одофреда подтверждается некоторыми другими данными: так, в одном судебном протоколе, относящемся к 1076 г., Pepo упоминается в качестве лица, участвовавшего в разборе дела, из чего можно заключить, что Pepo в это время пользовался известностью ученого и уважаемого юриста.

Но истинное возникновение Болонской школы связывается с именем Ирнерия. Ирнерий был уроженцем Болоньи; упоминается он в первый раз в судебном протоколе 1113 г. в качестве судьи, а в 1118 г. император Генрих V взял его с собою в Рим для того, чтобы он убедил народ в недействительности выбора папы Геласия II. Из этого видно, что к этому времени Ирнерий пользуется уже огромной известностью и авторитетом далеко за пределами своего города. Время его смерти неизвестно.

По сообщению того же Одофреда, Ирнерий был первоначально преподавателем риторики и диалектики в школе artium liberalium, но затем специализировался в области правоведения: причиной такого перехода к юриспруденции послужило будто бы перенесение рукописей «Corpus Juris Civilis» из Равенны. Но это последнее сообщение не заслуживает доверия: как мы видели выше, «Corpus» был уже широко распространен во всех юридических школах и до Ирнерия. Возможно, что самое преподавание риторики и диалектики заставило его углубиться в чтение источников римского права, в особенности «Дигест»; возможно, что Ирнерий взялся за преподавание права по инициативе Матильды, маркграфини Тосканской, которая желала создать конкурента Равеннской школе (Фиттинг). Во всяком случае, в конце XI столетия (по преданию, в 1088 г.) Ирнерий начал свое преподавание и этим положил начало знаменитому Болонскому университету и новому направлению в юриспруденции.

Скоро возле Ирнерия образовался круг его учеников, которые продолжали дело преподавания после его смерти; ближайшими учениками его были quattuor doctores: Bulgaris, Martinus, Jacobus и Hugo. Слава Болонской школы росла; в нее стали стекаться большие массы слушателей из разных земель; ей стали оказывать покровительство императоры Священной Римской империи. В 1158 г. Болонской школе Фридрихом I была дана привилегия, в силу которой обучающиеся в ней иностранцы объявляются подсудными профессорам, вместо общих судов. Вместе с тем постепенно школа приобретает корпоративный характер учреждения, университета.

Прежде всего в корпорацию складывается приезжее студенчество. Естественно, что студенты, приезжая в чужую страну, ищут ближе сплотиться со своими земляками; так возникают союзы «nationes», землячества, называющиеся по имени той страны, откуда они происходят — Gallia, Portugalia, Provincia (французский Прованс), Alamania, Ungaria, Polonia, Boemia и т.д. Каждое землячество имеет своих выборных представителей (consiliarius, syndicus). Но есть много общих интересов для всех nationes; вследствие этого все землячества образуют в совокупности единую общую корпорацию во главе с выборным из среды студенчества ректором (rector). Эта-то корпорация всех nationes и есть universitas.

С другой стороны, мало-помалу превращается в корпорацию и преподавательский персонал — профессора. Для вступления в нее и для получения права преподавания необходима promotio — получение звания доктора (doctor), для чего необходимо выдержание особого экзамена и публичного диспута (conventus), который обыкновенно происходил в соборе.

Но отношения между студентами и профессорами на почве преподавания были совершенно частные: профессор читал, по общему правилу, у себя на дому тем слушателям, которые того желали; за слушание студенты должны были вносить профессору плату, им установленную. Плата эта не всегда вносилась аккуратно; по крайней мере, тот же Одофред жаловался: «Scholares non sunt boni pagatores, quia volunt scire, sed nolunt solvere: Scire volunt omnes, mercedem solvere nemo».

Разумеется, город был в высокой степени заинтересован в процветании школы: проживание множества студентов, по большей части состоятельных, давало горожанам немалый доход. Вследствие этого городское управление всячески заботится о том, чтобы обставить это проживание наилучшим образом: так, например, квартиры оценивались особой комиссией таксаторов, в которую входили в равном числе выборные от города и от студенчества. Тем не менее иногда возникали между городом и студенчеством недоразумения и столкновения, переходившие временами в вооруженные смуты. Иногда в конце таких смут часть студенчества с частью профессоров переходила в другой город, и таким образом создавался новый университет (например, Падуанский, основанный выходцами из Болоньи в 1222 г.).

Чем же объясняется такой быстрый расцвет Болонской школы и в чем состоит ее значение в истории юриспруденции?

Выше было указано, что и до нее римское право занимало уже видное место в жизни и юриспруденции; но юриспруденция доболонского периода пользовалась им лишь в качестве материала при разрешении спорных вопросов жизни — наряду с другим материалом в виде права лангобардского и т.д. Конечным критерием при оценке этих материалов являлась aequitas. Вследствие этого юристы доболонской эпохи привыкли относиться к положениям римского права с известной свободой, считая самих себя призванными творить новое право на основе aequitas. Вместе с тем и всякий судья, воспитанный в этом духе, склонен был при решении спорных дел давать простор своему усмотрению, осуществляя то, что ему казалось in concreto справедливым.

На этой почве развивалось, конечно, известное правовое творчество, но в то же время и известная субъективность при решении судебных дел, которая легко могла перейти в судейский произвол. С другой стороны, это искание справедливости юристами доболонской эпохи вследствие неполного знакомства их с творениями классических юристов приводило их часто к решениям недостаточно продуманным, скороспелым. При более обстоятельном изучении римского права, особенно «Дигест», можно было прийти к выводам лучшим, именно с точки зрения aequitas.

В этом именно направлении и поворотил юриспруденцию Ирнерий. Первым лозунгом его и всей Болонской школы был призыв обратиться к более тщательному изучению источников, причем особенное внимание было обращено на центральную часть Юстиниана — «Дигесты». И действительно, Болонская школа изучила «Corpus» в совершенстве: ее трудами были установлены места параллельные и противоречивые и т.д.

С этим связана была и другая основная тенденция школы: в противоположность прежней свободе обращения с позитивным правом и свободе судейского усмотрения, Болонская школа требовала, чтобы судья, отказавшись от своих субъективных представлений о справедливости, держался положительных норм закона, то есть «Corpus Juris Civilis». Уже Ирнерий провозгласил, что в случае конфликта между jus и aequitas разрешение его принадлежит теперь только законодательной власти. Тем не менее вопрос этот был спорным еще между ближайшими учениками Ирнерия: между тем как Булгар был последовательным продолжателем идей Ирнерия, Мартин сохранял еще воззрения доболонцев; оба лагеря вели между собой ожесточенную борьбу, причем булгаристы упрекали мартинистов в том, что та aequitas, которую последние пытаются ставить выше закона, есть «ficta aequitas», и награждали ее насмешливыми эпитетами «aequitas Martiniana», «aequitas bursalis» и т.д. В конце концов идеи Ирнерия и булгаристов одержали верх и стали общим тоном всей Болонской школы.

Вот это-то поставление во главу угла всей юриспруденции позитивного римского права, в особенности «Дигест», и углубление юридической мысли путем тщательнейшего изучения источников и дало господство Болонской школе. Скоро должно было обнаружиться, что решения римских юристов, истолкованные болонцами, лучше удовлетворяют потребностям развивающегося торгового оборота, чем свободные, «из себя» взятые решения юристов других школ. Мало-помалу создавалось убеждение, что истинное и полное знание можно получить только в Болонье; покровительство императоров подкрепляло это убеждение, — и прилив слушателей увеличивался.

Скоро по образцу Болоньи стали создаваться другие университеты в Италии (Падуя, Пиза, Перуджа и т.д.), Франции (Париж, Монпелье) и других странах; равным образом старые юридические школы (например, Орлеан) стали усваивать себе методы болонцев. Новое направление стало во всей юриспруденции Европы общим.

Юридическая деятельность Болонской школы выражается прежде всего в преподавании своим многочисленным и разноплеменным слушателям. Преподавание это состояло в чтении и комментировании источников. Комментирование выливается в толкования, которые диктуются профессорами слушателям и записываются последними. Толкования эти называются глоссами, вследствие чего и самая школа называется школой глоссаторов. Как мы знаем уже, метод глоссирования отнюдь не является изобретением Болонской школы; он исторически тянется еще от notae классических юристов и широко применялся юриспруденцией доболонской, в особенности в школах Равенны и Павии. Значение Болонской школы заключается не в методе глоссирования, а в том материале, который глоссировался («Corpus» Юстиниана, в особенности «Digesta», которые до Болоньи были слабо изучаемы), и в том глубоком знании, которое при этом обнаруживалось.

Кроме глосс, но также в связи с преподаванием, глоссаторы пишут так называемые summae, то есть общие предварительные обозрения какой-либо части «Corpus» в виде введения к имеющему последовать чтению и комментированию, а также собранию разных юридических правил, так называемых brocarda. Но систематические изложения всего гражданского права школе глоссаторов были чужды.

Кроме упомянутых выше четырех ближайших учеников Ирнерия, виднейшими представителями глоссаторской школы являются: ученики Булгара Рогерий, Альберик и Иоанн Бассиан; затем, Плацентин, вынужденный вследствие ссоры со своим коллегой, Henricus de Vaila, бежать из Болоньи и основавший школу в Монпелье; Пиллий; Вакарий, насаждавший римское право в Англии, и упоминавшийся ранее неоднократно Одофред. Наивысшего пункта в своем развитии школа глоссаторов достигает при Аццоне Ацо (умер около 1230 г.): его глоссы и summae пользовались наибольшим авторитетом, его преподавание привлекало в Болонью огромное количество слушателей: рассказывают, что иногда у него собиралось до 10 тысяч, вследствие чего он должен был читать свои лекции на площади.

Но после Ацо школа начинает клониться к упадку; работа собирания и усвоения юстиниановского памятника была сделана; новые глоссаторы уже мало что могли прибавить к работам своих предшественников, и один из последних видных представителей школы, Аккурзий, завершает эту работу изданием избранных глосс всей школы под именем «Glossa Ordinaria» (около 1250 г.). Произведение это получило большое значение в теории и практике: в судах оно применялось впоследствии почти как закон.

§ 43. Комментаторы

Во второй половине XIII столетия в юриспруденции замечается некоторый поворот, и на смену глоссаторам приходят так называемые комментаторы или постглоссаторы (postglossatores). Родоначальниками этого направления являются француз Jacobus de Ravanis (умер в 1296 г.) и испанец Раймунд Лулл или Луллий (1234-1315). Характерной чертой обоих, чертой, наложившей известный отпечаток и на все новое направление, было то, что оба были прежде всего философами и богословами и лишь на втором плане юристами. О первом — J. de Ravanis — мы знаем, что он был бенедиктинским монахом и аббатом, считался за «magnus philosophus» и что он «erat magister in theologia antequam inciperet leges». Второй — Раймунд Лулл — является очень известным представителем средневековой философии. Жизнь его была тревожна и богата внутренним содержанием. В молодости блестящий придворный при Арагонском дворе, он затем под влиянием религиозного видения бросает светскую жизнь и посвящает себя философии и богословию. Основной мыслью Луллия в этой области была «мысль об особом методе или искусстве, посредством которого можно с разумной необходимостью вывести из общих понятий всякие истины и прежде всего — истины христианского вероучения». Не довольствуясь работой в области мысли, Луллий несколько раз отправлялся на проповедь слова Божия среди мусульман Северной Африки, подвергался здесь всевозможным гонениям и наконец, во время одного из таких миссионерских путешествий, был в Тунисе побит камнями. В юриспруденции он также пытался применить указанный метод или «искусство» (его сочинения часто и озаглавлены: «Ars de jure», «Ars juris particularis», «Ars utriusque juris sive ars brevis de inventione mediorum juris civilis» и т.д.); и здесь его основною идеей была мысль о возможности выведения из общих принципов права его частных положений — «ut ex principiis universalibus juris particularia artificialiter inveniri possint».

Оба эти философа перенесли в юриспруденцию современный им философский метод, то есть схоластический, которым и характеризуется по преимуществу эпоха постглоссаторов. Схоластические приемы их были причиной того, что долгое время эта эпоха казалась эпохой упадка по сравнению с эпохой глоссаторов, и лишь в последнее время устанавливается более правильное представление о ней.

Работая над источниками римского права, постглоссаторы оперируют уже не столько над самими источниками, сколько над толкованиями глоссаторов; они «glossarum glossas scribunt», комментируют глоссы, вследствие чего их и называют комментаторами. Они действительно менее знают подлинный текст «Corpus», чем глоссаторы, но выше было отмечено, что ко времени возникновения этого направления без изменения приемов исследования едва ли можно было извлечь из текста юстиниановского Свода более того, что было извлечено глоссаторами.

Но, комментируя глоссы, они стараются при этом внести в разбираемые ими юридические явления известный логический порядок, стараются свести юридические нормы к известным общим понятиям, из которых затем логически, дедуктивно, могли бы быть выведены понятия частные. Отсюда их — часто утомительные и бесплодные — divi-siones и subdivisiones, distinctiones и subdistinctiones, ampliationes и limitationes — приемы, с которыми у нас соединяется представление о схоластике, о пустом формализме. Но в то время за этими схоластическими приемами скрывалась глубокая и очень ценная сторона. Подобно тому как в области средневековой философии схоластика обозначала пробуждение самостоятельного мышления, желание охватить мыслью все бесконечное разнообразие мировых явлений, познать их в виде единого логического целого, так и в области юриспруденции схоластический метод был первым опытом философского понимания права. Пытаясь представить всю совокупность правовых норм также в виде единого логического целого, дедуктивно выводимого из универсальных принципов, комментаторы этим самым в значительной степени положили основание нашей нынешней юриспруденции как науки. И в этом заключается большой шаг вперед, сделанный комментаторами по сравнению с их предшественниками.

С этим было связано еще одно явление в истории юридической мысли, отличающее комментаторов от глоссаторов. Сведение юридических норм к известным общим принципам сопровождалось у юристов этой эпохи представлением об универсальном, абсолютном значении этих общих принципов, и, таким образом, в их учениях возрождалась вера в отошедшее при глоссаторах на второй план естественное право, jus naturale. Идея естественного права как некоторого вечного, разумом из природы вещей выводимого права, лежала в основе всех их учений.

При таком представлении всякая норма положительного права имела для себя оправдание лишь постольку, поскольку она являлась логическим выводом из «rationes necessariae» права естественного. Этим провозглашалось главенство естественного права над правом положительным, и вместе с тем снова, как у юристов доболонской эпохи, получало себе признание право юриспруденции при столкновении норм позитивного права с нормами права естественного отдавать предпочтение последним. Одно из общих правил юридического «искусства», выставленных Луллием, требует, чтобы «jus positivum ad jus naturale reducatur et cum ipso concordet». Один из виднейших представителей школы комментаторов, Baldus, заявлял, что jus naturale сильнее власти государя — «potius est jus naturale quam principatus».

Руководясь идеей jus naturale, комментаторы незаметно приспособляли римское право к потребностям и условиям современной им жизни и в этом отношении оказывали огромную практическую услугу своему времени. Нужно добавить, что они в гораздо большей степени, чем глоссаторы, участвовали в практической жизни как консультанты, и очень часто их диалектика имела своей целью сделать из положений римского права тот вывод, которого требовала новая жизнь. В их трудах римское право подвергается новой переработке применительно к условиям жизни новых народов: общемировое право древности превращается в lex generalis нового мира и все более и более проникает в жизнь.

С установлением нового метода Болонья теряет свое прежнее первенствующее положение, хотя главным очагом школы комментаторов все еще остается Италия. Виднейшими из комментаторов являются Бартол (Бартоло де Саксоферрато) и Бальд (Дельи Убальди Бальдо). Бартол родился в 1314 г. в Сассоферато, штудировал юриспруденцию в Перудже и Болонье, с 1339 г. был профессором в Пизе, а потом в Перудже, где приобрел как преподаватель мировую известность; умер в 1357 г. После его смерти его комментарии пользовались в судах чрезвычайным авторитетом; в Испании и Португалии они были переведены и даже считались для судов обязательными. Бальд родился в 1327 г. в Перудже и был учеником Бартола; говорят, что уже 15-летним юношей он ставил своего учителя своими возражениями нередко в тупик. Потом он был профессором в разных университетах Италии (Болонье, Флоренции, Падуе, Перудже), занимал различные судебные должности и умер в 1400 г. Вместе с Бартолом Бальд считается авторитетнейшим представителем комментаторства.

После них схоластическое направление заметно изживает само себя: светлые стороны его делаются слабее, темные — сильнее. Из времени упадка заслуживает упоминания Ясон Майн (Дель Майно Джасоне) (1435-1519), бывший профессором в Павии, Падуе и Пизе: в своих сочинениях он соединил почти всю литературу комментаторов и в этом отношении до некоторой степени является Аккурcием постглоссаторов.

§ 44. Дальнейшее изучение римского права

К началу XVI столетия схоластические приемы комментаторов окончательно утрачивают общественные симпатии. Огромная задача, рисовавшаяся основателю этого направления, Раймунду Луллию, — привести положительное право в согласие с правом естественным — теоретически расплылась в бесконечных диалектических тонкостях, лишенных живого духа, а практически выродилась в неприкрытый судейский субъективизм. Комментаторская юриспруденция начинает вызывать всеобщее неудовольствие. Юристов осыпают насмешливыми прозвищами — juris perditi вместо juris periti, «Juristen böse Christen» и т.д. По свидетельству французского юриста XVI в. Ф. Хотманa (Franciscus Hotomanus) в его любопытном сочинении «Antitribonian», господство комментаторов привело правосудие к такому состоянию, что общество возненавидело юристов, как крючкотворов, софистов и обманщиков («sophistes, chicaneurs, abuseurs et imposteurs de justice»). Снова, как некогда пред началом Болонской школы, чувствовалась необходимость, с одной стороны, оградить правосудие от непомерного судейского субъективизма, прикрывающегося громкими фразами о jus naturale и aequitas, а с другой стороны, выработать новые приемы, новый метод изучения права.

Примечания:

Legum doctores – «доктора права». (Пер. ред.)

Quattuor doctores – «четыре доктора». (Пер. ред.)

Scholares non sunt boni pagatores, quia volunt scire, sed nolunt solvere… Scire volunt omnes, mercedem solvere nemo – «студенты нечестны, так как хотят знать, но не хотят платить… Знать хотят все, платить плату – никто». (Пер. ред.)

См.: Glossa Irnerii, напечатанная в приложении у П.Г. Виноградова. Римское право в средневековой Европе. С. 97.

Ficta aequitas – «фиктивная справедливость». (Пер. ред.)

Aequitas Martiniana – «мартинианская справедливость»; aequitas bursalis – «школярская справедливость». (Пер. ред.)

См.: Покровский И.А. Естественно-правовые течения в истории гражданского права. С. 9 и сл.

Magnus philosophus – «великий философ»; erat magister in theologia antequam inciperet leges – «был магистром теологии, прежде чем занялся правом». (Пер. ред.)

См. статью о нем В.С. Соловьева в словаре Брокгауза и Эфрона.

«Ars de jure» – «Искусство права»; «Ars juris particularis» – «Искусство партикулярного права»; «Ars utriusque juris sive ars brevis de inventione mediorum juris civilis» – «Искусство права для каждого, или краткое наставление в отыскании сердцевины гражданского права». (Пер. ред.)

Ut ex principiis universalibus juris particularia artificialiter inveniri possint – «чтобы из универсальных принципов частные вопросы права искусно могли быть выведены». (Пер. ред.)

Glossarum glossas scribunt – «пишут глоссы к глоссам». (Пер. ред.)

Специальные обозначения логических приемов схоластики. (Прим. ред.)

Ср.: Sohm R. Institutionen des röhmischen Rechts. 14‑te Aufl. 1911. S. 163–173.

Rationes necessariae – «необходимых предпосылок». (Пер. ред.)

Jus positivum ad jus naturale reducatur et cum ipso concordet – «право позитивное сводилось к праву естественному и с ним содружествовало». (Пер. ред.)

Lex generalis – «общий закон». (Пер. ред.)

«Подлые правоведы» вместо «искусные правоведы» (игра латинскими словами perditus – peritus). (Прим. ред.)

Juristen böse Christen (нем.) – «юристы – плохие христиане». (Пер. ред.)

«Antitribonian» – «Против Трибониана». (Прим. ред.)

Константинопольский университет

Константино́польский университе́т (Пандидактерион) (греч. Πανδιδακτήριον) — распространённое в современных публикациях название Магнаврской высшей школы в Константинополе. Время её основания — 855 или 856 годы; она была основана — на базе более ранней школы, организованной ещё Феодосием II для обучения молодых людей медицине, философии, риторике и праву — Вардой (дядей императора Михаила III , возглавлявшим в то время византийское правительство) и учёным Львом Математиком (ставшим первым ректором школы).

В Магнаврской высшей школе (название получила по месту своего нахождения в Магнаврском дворце) велась подготовка чиновников, дипломатов, военачальников; в ней преподавались грамматика, риторика и философия, а также естественные науки — арифметика, геометрия, музыка и астрономия.

Школа просуществовала до самого падения Константинополя, хотя при Палеологах образование было переведено на церковную основу. Обучение велось не только на греческом, но и на латыни. Студенты знакомились как с классикой богословской мысли, так и с учениями древних — Платона и Аристотеля. Преподавателями и выпускниками Константинопольской высшей школы были многие видные деятели византийской культуры.

Преподаватели этой школы стали собирать хранившиеся в монастырях старинные книги. Фотий, знаменитый грамматик, ещё до своего патриаршества составил Мириобиблион с сокращёнными пересказами около трёхсот античных рукописей. Придворные грамматики собрали большую библиотеку и создали много компиляций по законоведению, истории и агрономии..

Константинопольский университет оказал большое влияние на развитие высшего образования в Западной Европе. Некоторые историки, в основном греческие, считают Константинопольский университет первым университетом в Европе, хотя ещё до Феодосия аналогичные учебные заведения («атенеи») действовали в Риме.

Литература

  • Гаврюшин Н. К. Византийская космология в XI веке // Историко-астрономические исследования, вып. XVI. — М.: Наука, 1983. — С. 325—338.
  • Культура Византии. Вторая половина VII — XII в. / Под ред. З. В. Удальцовой, Г. Г. Литаврина. — М.: Наука, 1989. — 680 с. — ISBN 5-02-008955-9..
  • Удальцова З. В. Византийская культура. — М.: Наука, 1988. — 288 с. — (Из истории мировой культуры). — ISBN 5-02-008917-6..

425 год

425 (четыреста двадцать пятый) год по юлианскому календарю — невисокосный год, начинающийся в четверг. Это 425 год нашей эры, 425 год 1 тысячелетия, 25 год V века, 5 год 3-го десятилетия V века, 6 год 420-х годов.

Атеней (Древний Рим и Византия)

Атене́й (Атене́ум, Афине́й, Афине́ум, др.-греч. Ἀθηναῖον, лат. Athenaeum, менее правильно Atheneum; среднего рода в обоих языках) — тип высших учебных заведений в Древнем Риме и Византии.

По содержанию образования атеней больше всего напоминает риторскую школу

Термин «атеней» возводится к названию города Афины как интеллектуального и образовательного центра античного мира или к имени богини Афины как покровительнице мудрости. По одной из версий, образцом римских атенеев послужил афинский Афинейон (высшее учебное заведение общего высшего образования), или афинский тип высшей школы — философской и риторской.

Богословие

Богосло́вие, или теоло́гия (калька греч. θεολογία от греч. θεός «Бог» + греч. λόγος «слово; учение, наука») — систематическое изложение и истолкование какого-либо религиозного учения, догматов какой-либо религии. Представляет собой комплекс дисциплин, занимающихся изучением, изложением, обоснованием и защитой вероучения о Боге, его деятельности в мире и его откровении, а также связанных с ним учениях о нравственных нормах и формах Богопочитания.

Богословие следует отличать от религиоведения и философии религии.

Варда

Варда (греч. Βάρδας, ум. 21 апреля 866) — византийский государственный деятель армянского происхождения, фактический правитель государства в период регентства (856—866) при малолетнем императоре Михаиле III.

Георгий Пахимер

Георгий Пахимер (греч. Γεώργιος Παχυμέρης 1242, Никея — около 1310, Константинополь), византийский философ, историк, математик, писатель и церковный деятель. Учился у Георгия Акрополита. Занимал пост протоэкдика в патриаршем клире. Был последовательным противником унии с Римско-католической церковью. Писал в крайне тяжелый для Византии и эллинизма период, который нашёл отражение в ряде работ летописца: вся некогда богатейшая малоазийская половина империи, которую сам автор называет «второй Палестиной» погрузилась в хаос и безвластие под ударами турок и туркмен. Родной город Пахимера с 1265 года фактически находился под угрозой постоянной осады, а большинство егo жителей бежало в Константинополь.

Древнеримская культура

Древнери́мская культу́ра — один из важнейших аспектов древнеримской истории и один из основных её первоисточников.

Македонский ренессанс

Македонский Ренессанс — термин, используемый для описания периода правления Македонской династии Византийской империи (867—1056), и в особенности 10-го века, который некоторые учёные рассматривают как период повышенного интереса к классической науке и усвоения классических мотивов христианским искусством.

Монашество в Византии

Монашество являлось одной из важнейших частей общества Византийской империи, оказывавшей влияние на повседневную жизнь практически каждого византийца. Христианское монашество впервые появилось на территории Римской империи в конце III века в Египте. В первой половине IV века там сложились две основные формы монашества, отшельническая и киновитная. Отшельники, следуя примеру Антония Великого, стремились достичь индивидуально спасения путём аскетизма. В монастырях, возникших в Верхнем Египте по образцу киновии Пахомия Великого, монахи проживали и работали совместно и приносили обет послушания настоятелю. Монастыри, основанные по такому принципу, состояли из сотен или даже тысяч монахов. Из Египта монашество попало в Сирию и Палестину, где получили распространение лавры, сочетающие отшельнические и общежительные черты. В Анатолии Василий Великий составил монашеские правила, которые легли в основу более поздних уставов-типиконов. Особенностью византийского монашества, по сравнению с западным, является отсутствие монашеских орденов. Вместо этого каждый монастырь имел свой типикон, следовавший правилам Василия либо производным от них документам. Предпочтение, которое Василий отдал киновитному монашеству перед отшельничеством, и осуждение крайних форм аскетизма предопределили последующую популярность городского монашества. В конце IV века был основан первый монастырь в Константинополе, после чего их число стало быстро расти. Образцом для подражания в средне- и поздневизантийский период стал столичный Студийский монастырь, монахи которого в общественном мнении были главными хранителями истинной веры в период иконоборчества в VIII—X веках.

Византийские императоры уделяли значительное внимание организации монашеской жизни. Император Юстиниан I принял законы, регулирующие не только экономическую деятельность монастырей, но и их внутреннее устройство. Благодаря пожертвованиям, совершаемых императорами и частными лицами, монастыри аккумулировали огромные земельные владения. Осознавая негативное влияние этого явления, попытки ограничения монастырского землевладения предпринимали практически все императоры, начиная с VIII века. С IX века монашество стало массовым явлением. Помимо крупнейших монастырей, пользовавшихся поддержкой императорской семьи и высшей аристократии, существовало огромное число мелких монастырей, в которых жило не более трёх монахов. В XII веке монашество стало проявлять признаки моральной деградации, ставшее следствием длительного периода материального благополучия. Падение Константинополя в 1204 году вызвало возрождение монашества, воспринимавшегося в греческих государствах как ключевой элемент византийской идентичности. С восстановлением Византийской империи в 1261 году начались новые споры об идеалах монашества и христианской духовности, кульминацией которого стало исихастское движение в XIV веке во главе с Григорием Паламой.

Важнейшей функцией монастырей являлось предоставление убежища от мира, где можно было бы вести праведную жизнь. Такое желание могло возникнуть у византийцев в любом возрасте. Помимо этого, монастыри выступали как благотворительные учреждения, оказывая помощь сиротам, старикам, больным и другим обездоленным слоям населения. В отличие от Запада, образование не входило в функции монастырей. Тем не менее их роль в интеллектуальной и культурной жизни страны была очень значительной. Крупнейшие монастыри имели скриптории и библиотеки трудов преимущественно религиозного содержания. Значительным было влияние монашества на развитие византийского богословия.

Плифон

Гео́ргий Геми́ст Плифо́н (греч. Γεώργιος Γεμιστός Πλήθων, лат. Pletho, ок. 1360 — 26 июня 1452, Мистра, Морейский деспотат, Византийская империя) — византийский философ. В 1439 году, из уважения к философу Платону, чьи взгляды пропагандировал и развивал, Георгий Гемист принял созвучное имя «Плифон» («наполненный»). Крупнейшая фигура интеллектуальной жизни последних десятилетий существования Византии. Считается, что благодаря Плифону на Западе получили распространение сочинения Платона.

Внешняя сторона жизни Гемиста практически не известна. Родившись около 1360 года, он получил образование в Константинополе, после чего при неизвестных точно обстоятельствах познакомился с неким евреем Елисеем, благодаря которому приобщился к арабской и еврейской философии. В 1390-х годах занимался преподаванием в столице, но затем был обвинён в ереси и изгнан из Константинополя. Около 1409 года поселился в столице Морейского деспотата Мистре, где основал общеобразовательную школу и философский кружок, в котором проповедовал свои идеи. К советам Гемиста, имевшего репутацию высокообразованного человека, прибегали правители Византии и Мореи. В 1437—1439 годах он принимал участие в подготовке, а затем и дебатах Ферраро-Флорентийского собора, созванного с целью подписания унии между Православной и Католической церквями. Во время пребывания в Италии Плифон сблизился с западноевропейскими гуманистами, принимавшими участие в соборе, и правителем Флоренции Козимо Медичи. В ходе догматических обсуждений Плифон пришёл к выводу, что источником разделяющих церкви разногласий является предпочтение, отдаваемое западными схоластами Аристотелю. Желая доказать, что учение Аристотеля искажает философию Платона, ложно и полно противоречий, Гемист написал небольшой трактат «О проблемах, по которым Аристотель расходится с Платоном» — именно тогда он принял свой псевдоним. Написанный в остром полемическом стиле, трактат спровоцировал многолетний спор между платониками и аристотелистами. При жизни философа его основным оппонентом был видный византийский богослов и знаток схоластики Геннадий Схоларий, впоследствии константинопольский патриарх. В течение 1440-х годов Плифон и Схоларий обменялись опровержениями взглядов друг друга, после чего спор был продолжен их учениками. Наиболее полно свою систему взглядов Плифон изложил в трактате «Законы», над которым тайно работал до конца жизни. Согласно преобладающей точке зрения, в «Законах» Плифон пропагандировал возрождение древнегреческого язычества, реформированного на базе неоплатонизма. Сформулированные в трактате богословские принципы представлены автором как древняя истинная религия, полученная Платоном через цепочку мудрецов древности, начиная с Зороастра. Этическая система Плифона сформировалась под влиянием Платона, Аристотеля и стоиков. В её основе лежит иерархия добродетелей, следование которым позволяет подражать Богу.

Свою политическую программу Гемист сформулировал в нескольких речах. По его ви́дению, для спасения гибнущей империи необходимо было разделить население Пелопоннеса на несколько классов, осуществить сообразно такому разделению реформу налогообложения и армии, а также построить автономную экономику. Многие современные исследователи видят в программе Плифона прообраз национальных государств XIX века или утопизм, предвосхитивший Томаса Мора. Фраза одной из речей, «мы народ греков по происхождению», породила оживлённую и плодотворную дискуссию о византийской и современной греческой идентичности. В этой связи Гемиста называют как «последним эллином», так и «первым современным греком».

Помимо философских работ, Плифон написал ряд полемических текстов по христианскому богословию, в которых обсуждал вопросы воплощения Иисуса Христа и исхождения Святого Духа. Прочие его работы относятся к истории, риторике, философии, политике, военным вопросам, географии, математике, астрономии и музыке.

После смерти Плифона в 1452 или 1454 году трактат «Законы» был сожжён по инициативе Геннадия Схолария, признавшего труд еретическим. В 1464 году прах Плифона был перенесён его почитателем Сиджизмондо Малатестой в Римини.

Список старейших университетов

Список старейших университетов указывает в хронологическом порядке университеты, созданные до XVI века.

Стамбульский университет

Стамбульский университет (тур. İstanbul Üniversitesi, англ. Istanbul University) — ведущее высшее учебное заведение Стамбула и Турции, старейший университет страны.

Основная территория университета расположена в старой части города, между мечетью Беязит и мечетью Сулеймание. В настоящее время в университете и его филиалах обучается более 60 тыс. студентов и 8 тыс. аспирантов, преподавательский состав насчитывает более 2 тыс. профессоров.

Основан по приказу султана Мехмеда Завоевателя после взятия Константинополя в 1453 году. До XX века являлся высшей мусульманской школой, после провозглашения Турецкой Республики (1923) был реорганизован в 1927 и 1933 годах и стал светским образовательным учреждением.

Единственным университетом Турции, вошедший в список лучших 500 университетов в мире в 2011 году, был Стамбульский Университет. C 2006 года,Стамбулский университет входит в список 500 лучших университетов мира. Университет по списку в Азиатско-Тихоокеанском регионе входит в число 100 лучших университетов.

Феодосий II

Феодо́сий II (10 апреля 401 — 28 июля 450) — император Восточной Римской империи на протяжении 48 лет, с 402 года, когда он стал соправителем своего отца Аркадия. После его смерти в 408 году занял престол единолично. За красивый почерк получил прозвище «Каллиграф».

Юстиниан I

Фла́вий Пётр Савва́тий Юстиниа́н (лат. Flavius Petrus Sabbatius Iustinianus, греч. Φλάβιος Πέτρος Σαββάτιος Ιουστινιανός), более известный как Юстиниа́н I (греч. Ιουστινιανός Α’) или Юстиниан Великий (греч. Μέγας Ιουστινιανός; 483, Тавресий, Верхняя Македония — 14 ноября 565, Константинополь) — византийский император с 1 августа 527 вплоть до своей смерти в 565 году. Сам Юстиниан в указах называл себя Цезарем Флавием Юстинианом Аламанским, Готским, Франкским, Германским, Антским, Аланским, Вандальским, Африканским, так как при нём были присоединены многие земли Западной Римской империи, в частности, упразднены королевство вандалов и аланов в Африке, королевство остготов в Италии, присоединена часть земель королевства вестготов в Испании, а вестготы, франки, алеманны, анты признали себя вассалами императора.

На Западе ему удалось реально завладеть большой частью земель Западной Римской империи, распавшейся после Великого переселения народов, где варварские правители земель Западной империей до Юстиниана признавали власть императоров Константинополя только номинально, в том числе Апеннинским полуостровом, юго-восточной частью Пиренейского полуострова и частью Северной Африки. Юстиниан был полон амбиций, однако ему не удалось совершить полную «реставрацию империи» (лат. renovatio imperii) с восстановлением её границ на Западе, существовавших до Великого переселения народов.

Юстиниан, полководец и реформатор, — один из наиболее выдающихся монархов поздней Античности. Его правление знаменует собой важный этап перехода от Античности к Средневековью и, соответственно, перехода от римских традиций к византийскому стилю правления. Ещё одним важным событием является поручение Юстиниана о переработке римского права, результатом которого стал новый свод законов — свод Юстиниана (лат. Corpus iuris civilis). Указом императора, желавшего превзойти Соломона и легендарный Иерусалимский храм, был полностью перестроен сгоревший собор Святой Софии в Константинополе, поражающий своей красотой и великолепием и остававшийся на протяжении тысячи лет самым грандиозным храмом христианского мира.

Почитается в лике благоверных. Память совершается в Православной Церкви 14 (27) ноября и в среду Светлой седмицы в Соборе синайских святых.

В 529 году Юстиниан закрыл Платоновскую академию в Афинах, в 542 году император упразднил должность консула, возможно, по финансовым причинам.

Во время правления Юстиниана произошли первая пандемия чумы в Византии и крупнейший бунт в истории Византии и Константинополя — восстание Ника, спровоцированное налоговым гнётом и церковной политикой императора.

На других языках

> Примечания

  • Гаврюшин Н. К. Византийская космология в XI веке // Историко-астрономические исследования, вып. XVI. — М.: Наука, 1983. — С. 325—338.
  • Культура Византии. Вторая половина VII — XII в. / Под ред. З. В. Удальцовой, Г. Г. Литаврина. — М.: Наука, 1989. — 680 с. — ISBN 5-02-008955-9..
  • Удальцова З. В. Византийская культура. — М.: Наука, 1988. — 288 с. — (Из истории мировой культуры). — ISBN 5-02-008917-6..
Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *