С чего начать воцерковление. Вступление

Мир Вам, дорогие посетители православного островка «Семья и Вера»!

Сегодня мы разберем важный вопрос духовной жизни: с чего начать свое воцерковление?

Воцерковление человека начинается с той минуты, когда он осознает, что не сможет жить дальше жить Бога. Именно в эти минуты происходит переоценка жизненных ценностей человека, и он осознает, что реальная, настоящая жизнь, возможна лишь только в Лоне Церкви, только по Евангельскому Слову, только с Богом и только для Бога.

Когда человек осознает, что без живой веры в Бога и без Божией помощи – жить просто невозможно, трудно и бессмысленно, тогда он начинает искать путь к Богу. И, наверное, самые первые и самые правильные шаги новоначального христианина на пути к воцерковлению – это посещение церковных богослужений.

В Храме Божием, пребывая на церковных службах, можно проникнуться благодатью и просить Господа направить себя на путь истинный. Поначалу слова службы, да и сама служба могут быть непонятны. Но постепенно, днем за днем, месяц за месяцем, служба будет становиться все понятнее и понятнее, все роднее и необходимее. Ведь именно там, в Храме Божием, среди молящихся единоверцев, можно укрепиться в вере и единомыслии, с такими же православными, как и ты сам.

Помимо хождения в Храм, новоначальный христианин должен ознакомиться с Таинствами Исповеди и Святого Причастия. Для этого надо узнать расписание богослужений того Храма, прихожанином которого вы хотите стать, после надо узнать, когда священник данного Храма принимает Исповедь (как правило, это бывает на вечернем богослужении).

Хорошо приобрести в церковной лавке брошюры по подготовке к Исповеди, в которых описаны те грехи, к которым особо склонен человек. Дома следует прочесть купленные брошюры, взять чистый лист бумаги и написать подробный список своих грехов, который, в последствие, будет прочитан вами священнику на Таинстве Исповеди.

Вторым шагом на пути к воцерковлению идет ответственное соблюдение постов, как многодневных, так и однодневных. Если человек намерен серьезно изменить свою жизнь, «потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их” (Матф.7:14) и идти на пути спасения узким и тесным путем, то он должен со всей серьезностью и ответственностью подойти к такому вопросу, как – пост. Если человек имеет серьезные заболевания, он может взять благословение священника на послабление поста, но если он здоров, то поститься, ради Господа, ему будет в радость!

Не стоит пытаться изучать Священное Писание дома, ориентируясь только на свой ум. Как предупреждают св. отцы Церкви — это очень опасно, так как враг нашего спасения легко может смутить нас и сбить с правильного пути.

Священное Писание следует слушать в Храме на богослужениях (Евангелие, Псалтирь, Апостол и др.), либо надо записаться в воскресную приходскую школу на Закон Божий (если таковая имеется при вашем Храме). Конечно, дома можно и нужно читать и Святое Евангелие, и Псалтирь, и деяния Апостолов, и Жития Святых, но не стоит пытаться, на первых порах, что-либо понять из прочитанного, так как Господь не сразу умудряет человека, а лишь в последствие.

Делая первые шаги на пути к Богу не стоит бояться и опасаться, что у вас ничего не получиться. Наши первые шаги в Храме похожи на первые шаги младенца. Когда малыш делает свой первый шаг, он чувствует поддержку своей родной и любимой мамы, руки которой всегда готовы подхватить его, если он вдруг споткнется и упадет. Так и человек, делая свой первый шаг на пути к Богу, невидимо поддерживается Самим Богом, Который готовой в любой момент протянуть нам руку помощи, подхватить нас и не дать нам упасть.

Поэтому, никогда не стоит опасаться и бояться того, что вы чего-то не поймете или что-то сделаете не так. Да, вы пока не знаете многих тонкостей церковной жизни, но ведь у вас есть голова на плечах, а, следовательно, скоро вы всему обучитесь, многое не понятное станет понятным, все встанет на свои места. Это сравнимо тому, как вы начинаете чему-то обучаться: будь то повышение квалификации, новая работа, новая профессия. Поначалу все кажется чужим и непонятным, но по мере сил и времени, все оказывается вовсе не таким уж и сложным, понятным и даже интересным.

Так и церковная жизнь, поначалу трудна и непонятна, но если быть серьезно настроенным на достижении своей цели, если серьезно и ответственно подходить к вопросу изменения своей жизни, тогда, с помощью Божией, все становится просто и понятно.

Главное – захотеть, и Господь поможет!

С чего начать воцерковление. 1 часть

О необходимости посещать храм Божий

<< На главную страницу Духовное чтение >>

© Тростникова Е.В., 2016

* * *

На кого опереться?

Первые шаги в православном храме… Эти слова понятны всем и так естественны! А ведь вряд ли придет в голову сказать: «Первые шаги в новом доме» (да хоть и «во дворце»!) – как бы ни был он велик. Так можно сказать только в том случае, если впереди лежит большой, необозримый путь. Пусть человек и не пройдет его до конца, даже и до середины, но уже первые шаги изменят его пространство, его горизонт.

Но они же – и самые трудные. Это всегда путь в незнакомое, где ты неопытен, так мало понимаешь и все кажется тебе чужим…

Эту неловкость на пороге храма чувствовали все, кто не вырос среди церковных стен, а уже в сознательным возрасте начал знакомство с Церковью. Все по-разному преодолевают ее, иным не удается это годами – так и остается человек опасливым наблюдателем издалека. Не знаешь, кого спросить, куда повернуться, стыдишься глупых вопросов и неуместных поступков, боишься ошибок и несуразностей.

Я – крещеная. Но к церкви не приучена. И сейчас, когда мне захотелось посещать храм, то оказалось, что я ничего не знаю… Во-первых, когда нужно приходить в церковь? На службе я ничего не понимаю, стою, как в театре, смотрю, что делают другие люди, то и я стараюсь делать.

Если прийти днем, когда служба закончилась, то как можно поговорить со священником? Возможно ли такое?

Далее: какие иконы есть в храме, каким иконам и святым нужно молиться о здравии близких, о том, чтобы работа ладилась, чтобы жизнь хоть чуть-чуть стала поудачнее? Какие молитвы нужно знать, что нужно говорить, подходя к храму и у иконы? Какие свечи ставят к иконам и зачем? Как себя ведут при этом?

Как найти себе духовного отца, можно ли исповедоваться не во время службы, а в другом храме духовному отцу?

Правда ли, что перед тем, как пойти к службе, нужно неделю соблюдать пост? Что такое причастие? Нужно ли причащаться и как часто? Как себя при этом вести?

Я не вижу различий между службами, молебнами, проскомидиями… Не знаю, когда и что именно нужно заказывать. В каких случаях заказывают сорокоуст?

Пока я веду себя в храме несколько неуклюже, и это смущает меня…

Немало книг написано для таких неопытных, «новоначальных» посетителей храма, чтобы облегчить им путь. Обычно это совсем маленькие брошюрки, они разъясняют многое, но далеко не все, что теснится в уме человека, собирающегося посетить храм.

Как малышу, который делает свои первые шаги, как новичку, пришедшему в дружный класс или в сложившийся творческий коллектив, человеку, приходящему в храм, хочется (хотя бы в глубине души) опереться на чью-то твердую и дружественную руку. Книжных энциклопедических сведений недостаточно там, где явно идет насыщенная, особенная, неожиданная в своих проявлениях жизнь.

Очень редко с кем рядом оказывается такой компетентный, понимающий и, главное, любящий друг, который смог бы ввести в эту жизнь.

Конечно же, книга не сможет заменить близкого и понимающего друга. И все же… Основана она на опыте именно такой дружеской поддержки по отношению к тем, кто лишь топтался на пороге православного храма. На личном опыте автора, более двух десятилетий тесно связанного с храмовой жизнью и церковно-просветительской литературой, и в такой же мере – на опыте многих пастырей и архипастырей Церкви, церковных миссионеров. Поэтому в книге приводятся выдержки не только из книжных, журнальных и интернет-публикаций, но и из ответов, полученных в частной переписке или на давно затерявшихся страницах православных интернет-форумов.

Одной вводной экскурсии по православному храму явно недостаточно, чтобы наш читатель мог уверенно двигаться дальше. Их получилось двенадцать, этих путешествий-собеседований, а могло бы быть и больше. Но дальнейшие путешествия читатель сможет совершать уже сам, с помощью других книг или других людей. А мы пожелаем, чтобы это были уже не просто познавательные экскурсии, а настоящие путешествия – в мир веры, надежды и Любви.

Зачем приходят в храм

Митрополит Антоний Сурожский, ушедший от нас в 2003 году, неоднократно рассказывал такую историю:

«Пришел однажды к нам в храм, лет двадцать пять тому назад, мужчина – принести какую-то посылку одной прихожанке. Он не был крещен, был убежденный безбожник – в том смысле, что не верил, что есть или может быть какой бы то ни было Бог. Он рассчитывал свой приход так, чтобы прийти к самому концу службы, дабы не терять времени в храме, но судьба – или Бог! – его привели сюда раньше конца всенощной. Ему пришлось сесть на скамейку и ждать. Потом он мне рассказывал: «Я пришел, сел на скамейку с чувством раздражения и обиды, что так промахнулся и теперь надо терять время, и вдруг почувствовал, что в этом храме есть «что-то” (как он выразился – «какое-то присутствие”). Я тогда стал это анализировать и решил, что это на меня влияет полумрак, мерцание свечей, одурманивающий запах ладана, заунывное пение и (как он выразился напоследок) «коллективная истерика верующих”. Но его это настолько поразило, что он решил проверить и поставил мне вопрос, как я это объясняю. Я ему сказал: «Это присутствие Божие”. – «Этого не может быть, потому что Бога нет!”. Я ему предложил прийти и посидеть в церкви, когда никого нет, кроме него и Бога. Он стал приходить и сидеть подолгу и мне сказал как-то: «Я не знаю, как это назвать, но я теперь знаю, что в этом храме нет пустоты, что в нем есть какое-то как бы «густое”, конкретное присутствие, которое вы, вероятно, называете Богом. Но зачем мне такой Бог,– пусть Он и живет в этом храме, – если Он на меня никак не воздействует?”. Я ему сказал: «Если не воздействует, Он вам незачем, и не приходите”. – «Нет, – говорит, – буду приходить, потому что я озадачен еще другим: я заметил, что у людей, которые бывают в церкви, после богослужения и особенно после причащения Святых Таин совершенно иные лица, они на себя не похожи, что-то с ними случается; значит, ваш Бог над ними что-то совершает. Я себя чувствую как бы трупом по сравнению с ними, и мне нужно ожить. Что мне делать, чтобы Бог и надо мной это сделал?”. Ну, мы с ним стали встречаться, и со временем он крестился. И таких различных примеров очень много».

Герой этой истории пришел в храм «случайно», по постороннему делу: попросили передать что-то, – и пришел, как пришел бы к вокзалу или скамейке в парке. Но здесь он обнаружил то, за чем (или, скорее, за Кем) приходят в храм все те, кто делает это целенаправленно.

Сколько их, человеческих мотивов и причин для прихода в храм! Поставить свечку перед экзаменом… попросить исцеления для близких… послушать красивое пение… увидеть красоту… освятить куличи или набрать святой воды… приобщиться к религии предков или ощутить национальную идентичность… наконец, убедиться, что Бога нет и всё – обман (не так уж мало людей приходят в храм с этой мыслью), но разобраться в механизме действия этого «обмана». Всего не перечислишь. И все-таки приходят сюда всегда потому, что знают: это – дом Божий (это знает даже атеист, уверенный, что Бога и нет!). Даже если человек идет «набрать воды», или «просто поставить свечку», или «просто посмотреть», он приходит в место, о котором знает: здесь – иное пространство, здесь особые смыслы.

Конечная и глубинная цель прихода в храм – всегда встреча с Богом. Но человек может сам этого не знать или… не позволять себе знать.

Но лучше опять дадим слово одному из замечательнейших православных архипастырей минувшего века – митрополиту Антонию Сурожскому.

«Есть люди, для которых Церковь – просто откровение, потому что они в ней что-то увидели. Я вам пример могу дать. Я принимал в православие уже давным-давно одного молодого человека. Он был сыном методистского пастора, который сам ко мне пришел и сказал: «Знаете, мой сын почти глухой. Он ходит к вам в церковь, потому что у методистов все построено на слове: пение и проповедь; а у вас что-то происходит, и он смотрит и понимает, что происходит. Можете ли вы его принять?”. Я его тогда подготавливал; читать он умел и сколько-то слышал, говорил с большим трудом, то есть мне пришлось учиться его понимать, а не ему – меня. Для него православная церковь оказалась церковью, в которой он может молиться, потому что он как бы мог молиться глазами, уши ему не были нужны. Когда он познакомился со значением нашего богослужения, он за ним мог следить глазами, зная: теперь я на таком-то или таком-то месте.

А есть другой тип людей, которые пришли к Богу не обязательно через церковь, а через какой-то внутренний опыт и для кого церковь может оказаться родным домом.

Но для некоторых то, что происходит в Церкви, оказывается настолько сложно и порой чуждо, что это им мешает в духовной жизни. Я думаю, что такие люди имеют полное право быть верующими, жить духовной жизнью на том уровне, и на том основании, и в таком виде, в каком они живут. В какой-то момент они через свой внутренний опыт, может быть, уловят опыт других людей, который смогут разделить с ними в храме, в Церкви, в молитве. Но нельзя говорить: «Раз он не ходит в церковь, он не наш” или: «Он ошибается, неправ”. Я думаю, что люди приходят к вере очень различно в этом отношении. И меня несколько пугает то, что часто происходит в Русской Церкви: людей стараются научить, как себя вести, тогда как надо было бы им говорить: «Веди себя, как хочешь (ну, в пределах разума или приличия), и жди, чтобы в тебе родились такие чувства, которые сделают для тебя естественным то, чего Церковь от тебя ожидает и что верующие делают”. Святой Августин в своих писаниях говорит: «Научись любить и делай, что хочешь”. Это не означает, конечно, произвола, это не значит: «Бесчинствуй, развратничай”. Но это значит: не заковывайся сначала в форму, потому что она тебя задушит, если это не естественная твоя форма.

Я знаю, например, людей, которые были неверующие, потому что думали, что быть верующим значит быть некультурным, и вдруг, прочитав то или другое произведение, скажем, Достоевского, обнаружили, что можно быть высококультурным человеком, с большим умственным размахом, и будучи верующим. И это им помогло, они перестали стыдиться быть верующими. Есть другие люди, которые обнаруживают в себе какой-то внутренний голод по чему-то, что нематериально, невидимо, обнаруживают неосязаемый мир. Они решаются питать эту свою нужду всем, что может ее напитать: какой-то молитвой, каким-то переживанием хотя бы в природе, какими-то переживаниями от чтения той или другой литературы. В них развивается, зреет внутренняя духовная жизнь, и, встретивши Евангелие или человека, который может им Евангелие передать (не научить словами, а как-то перелить из души в душу), обретают Христа и идут дальше. Пути очень разные».

«И каждый храм – ваш, здесь, и наш убогий храм тогда, и тысячи других храмов – является местом, где на земле Бог у Себя дома. Сколько есть мест, где теперь Ему нет ни пути, ни приюта. Сердца закрылись, и умы закрылись, и воля отвернулась, и жизнь пошла иным путем по лицу всей земли. И однако вера каких-то людей – многих, немногих – создает приюты для Живого Бога, для Царя неба и земли, место, где Он у Себя, место, куда к Нему – не к нам, священникам, а к Живому Богу – могут прийти скорбные, истерзанные души, куда можно принести радость и горе, куда может прийти всякий человек, верующий, неверующий, – только бы была у него в душе скорбь, которой он не может выдержать, или радость, которая слишком велика для земли».

Что нужно делать для того, чтобы укрепиться в вере?

…Отвечу, может быть, неожиданно, но выстраданно: прежде всего, не лицемерить, и тогда Господь воздаст и пошлет веру. Стараться никогда не делать вид, что ищешь Бога, но всегда искать Его.

— Церковные правила поведения для многих людей, которые только начинают путь к вере, зачастую становятся барьером. Замечания, порой достаточно жесткие, нередко отталкивают от приобщения к церковной жизни. Серьезна ли сегодня эта проблема?

— Вспомним события двадцатилетней давности, когда в нашей стране после перестройки стали во множестве открываться храмы. С какой радостью восприняли это простые верующие люди! Их в первую очередь волновала не политика, им важно было, что теперь они могут свободно ходить в храм и спокойно там молиться, что стали издавать Евангелие и можно купить молитвослов. Тогда же многие люди пришли в храм впервые, и они действительно не знали, как вести себя там. Так что вопрос больше относится именно к тому времени. Сейчас церковные приходы стали другими. Большей частью прихожане, хоть, может быть, и недавно начали ходить в храм, но уже знают правила поведения в нем и понимают состояние человека, пришедшего в церковь в первый раз. Да, люди, которые не знают, как себя вести в храме, есть и сейчас, но в приходах многое делается, чтобы им помочь.

Однако важно обратить внимание на иной аспект этого вопроса. Разве стремящегося к Богу человека остановят упреки или замечания? Вспомним евангельского слепого, встретившего Христа в Иерихоне. Он просил Христа о помощи, даже кричал что есть силы, хотя окружающие заставляли его молчать. И Господь услышал его и ответил: «Вера твоя спасла тебя» (Лк. 18, 42). Этого человека, стремящегося к Богу, не остановили никакие запреты.

А возьмите нашу историю в ХХ веке. Тогда не укоры бабушек в храме, а строгие голоса секретарей партии и крепкие руки сотрудников соответствующих органов препятствовали приходу людей в храм, но и они не могли остановить верующих.

Когда я был школьником, к нам домой часто приезжали люди из разных мест, которые рассказывали, как они отстаивали свои храмы. Их не подпускали к церквям, выставляли оцепление, но они прорывались внутрь и круглые сутки совершали там молитву. Народ имел веру, и эта вера явила сонм новомучеников и исповедников.

Кто живет стремлением к Источнику жизни, того не остановишь ни замечаниями, ни гонениями, такие люди всегда будут стремиться в храм, к Богу.

Представьте себе следующую ситуацию. Молодой человек, желая учиться, пришел в школу. Ему дали задание, которое он сделал неправильно, и другие школьники посмеялись над ним: «Вот грамотей». Что же, этот ученик перестанет учиться? Нет, коль у него есть такое желание, он приложит все силы, чтобы получить образование. Так и человек, с верой пришедший в храм, чтобы помолиться Богу, в покаянии очистить свою душу и причаститься, даже если и услышит от кого-то замечание, все равно из храма не уйдет. Он отстоит службу, причастится и будет продолжать посещать дом Божий. И, конечно же, он постарается изучить правила поведения в храме. Тот, кто сегодня приводит подобные аргументы, чтобы не ходить в храм, просто ищет себе оправдания. Чаще всего это свидетельствует об отсутствии желания посещать богослужения, исправить свою жизнь, отказаться от греха.

Конечно, возможна ситуация, когда человек пришел в храм и ему сделали замечание или обратились к нему не должным образом. Это вопрос недостатка общей культуры поведения не только прислуживающих в храме, но и всего нашего общества.

Кроме того, есть случаи, когда настоятель, имея духовный авторитет среди прихожан, может достаточно свободно с ними общаться и даже сказать резкое слово. Таков его стиль вразумления. Народ это принимает за благо, говоря: «Вот как батюшка меня отчитал». Постороннему же человеку это может показаться грубостью.

Сейчас во всех храмах и монастырях проводится обучение правилам поведения в храме, а работники прихода получают указания, как они должны встречать прихожан. Кстати, в подобных мероприятиях добровольно принимают участие довольно много молодежи.

Молитвы святых призывают милость Божию на нашу жизнь и на наш народ / Фото: Пелагия Замятина, «Вечерняя Москва»

— Вам приходилось самому сталкиваться с такими проблемами, когда вы делали первые шаги в церковной жизни и каких-то правил не знали?

— Я с детства хожу в храм, а точнее, вначале меня носили, а потом и сам пошел, так что вырос среди храмовой культуры. Для меня естественным было стоять на богослужении, ставить свечи, прикладываться к иконам и мощам, молиться, подходить исповедоваться и тому подобное. Сначала я ходил с родителями или старшими братьями и, естественно, запоминал, что и как они делают в храме, а потом и самостоятельно стал ходить. Так что воцерковление проходило естественным образом, а если были какие-то подсказки, старался запоминать их и не допускать ошибок.

— Случалось ли вам делать замечания людям, приходящим в храм, просвещать их в незнакомых им правилах? Как вы это делаете?

— Замечания делаю только священникам, если это требуется, а народу просто подсказываю. У меня есть обычай во время вечерни выйти из Алтаря и встать в конце храма. Когда вижу, что человек, зашедший в храм, не знает, что ему делать, я могу подойти и спросить, есть ли у него какие-либо вопросы и чем ему помочь. Бывает, что люди сами подходят ко мне с вопросами. Если требуется беседа, я могу поговорить с таким человеком или пригласить священника, который объяснит то, что требуется, договорится о встрече для беседы.

— Какие общие правила одежды есть сегодня в русских православных храмах для посетителей, каков современный церковный дресс-код?

— Чаще всего возникает вопрос, можно ли женщине в брюках или джинсах заходить в храм. Позиция церкви в данном вопросе основывается на Священном предании. Одежда должна соответствовать месту, но не должна быть причиной удаления человека от Бога и препятствием для молитвы и участия в таинствах.

Христос говорил: «…суббота для человека, а не человек для субботы» (Мк. 2, 27). Должно подходить ко всему, в том числе и к одежде, с рассуждением. Если человек собирается идти в храм, необходимо одеваться соответствующим образом. Если же возможность или желание посетить храм возникли спонтанно, то не будет греха в том, чтобы, например, женщине зайти не в юбке, а в брюках. Главное — отношение человека к святыне, его стремление побывать на службе или приложиться к иконе, помолиться.

Я часто вспоминаю слова моей мамы, которая советовала мне следующее: собираясь в храм, нужно помнить, что ты идешь к Богу. Как бы ты готовился, если тебя пригласили бы к царю? А Бог выше всех царей, а поэтому и одевайся соответственно и стой со вниманием, чтобы не пропустить ни одного слова.

Нам будет легче определиться с выбором одежды для посещения храма, если мы представим себе, что идем к начальнику. Как мы должны выглядеть? А как мы должны одеваться, когда идем к Начальнику мира и Создателю всего, что есть на свете? Если мы идем в гости или на какой-либо праздник к людям, которых уважаем, как следует одеться? Собираясь в храм, нужно вспомнить, что мы идем в уважаемое общество, ведь в очах Божиих другие люди не ниже нас. Кроме того, на богослужения мы чаще всего ходим в праздники, так что и внешний вид должен быть соответствующий.

Каждый человек, приходящий в храм Божий, должен помнить,что он приходит к Богу / Фото: архив «ВМ»

Да, Бог смотрит не на одежду, а на душу человека. В храм можно пойти и в простой одежде. Но давайте порассуждаем, что такое дресс-код. Это форма одежды, требуемая для участия в некоторых мероприятиях. Когда я был в Америке, то часто получал приглашения, в которых предписывалось: мужчины должны быть в такой-то одежде, обязательно в пиджаке, а женщины — в вечерних платьях. Почему же, если человек идет на важную встречу или в ресторан, он надевает костюм и галстук, а в храм, к Богу, отправляется в потертых джинсах или шортах?

А возьмите крупные компании, банки. Там есть жесткие требования к одежде, и человек, нарушающий дресс-код этой организации, проявляет неуважение к ней. То же относится и к посещению храма. Мы должны научиться уважать себя и окружающих. Но при этом необходимо помнить, что одежда не должна становиться препятствием для входа в храм в случае необходимости.

— Обязательно ли женщине покрывать голову? Почему в таком случае женщины в хоре очень часто поют без головных уборов даже в храме Христа Спасителя и других известных храмах? В каких случаях делаются исключения?

— В самом деле, можно видеть в довольно известных храмах такую картину: хор поет с непокрытыми головами. Тут вопрос личной организованности каждого, с одной стороны, а с другой — степень воцерковленности певчих. Далеко не во всех храмах имеется необходимое для качественного и стройного пения количество прихожан, способных пополнить клиросные ряды. Среди нанимаемых певчих есть и те, кто воспринимает пение на службе просто как работу.

Конечно, настоятели должны обращать внимание на соответствие одежды таких певчих принятым нормам. Замечу, что, например, в Калужской епархии подобного не наблюдается.

Покрывание головы платком — традиция, которая основывается на словах апостола Павла: » И всякая жена, молящаяся с открытою головою, постыжает свою голову» (1 Кор. 11, 5). Само же правило покрытия головы восходит также к апостолу Павлу, который говорил, что покрытая голова — знак смирения женщины (1 Кор. 11, 10).

— Есть какие-либо требования к обуви для человека, приходящего в храм?

— Обувь является частью внешнего вида человека, так что относиться к обуви надо так же, как и к одежде. Она должна соответствовать месту. В ненастную погоду требования к обуви в храме не отличаются от соответствующих на работе или дома. Например, вы пришли к себе домой. Что вы делаете перед входом? Стараетесь привести обувь в порядок, по возможности очистить ее от грязи или снега.

Напомню слова апостола Павла: «Все должно быть благопристойно и чинно» (1 Кор. 4, 40). Это относится и к внешнему виду. Если девушки приходят в храм в открытых шлепанцах, из которых виднеются ярко накрашенные ногти, то нужны ли тут комментарии? Конечно, когда человек идет с работы в повседневной обуви и желает зайти в храм, эта обувь не должна становиться препятствием.

Особый вопрос о туфлях на каблуках. Не каблуки являются проблемой, они не возвышают и не унижают человека перед Богом, но когда человек идет по храму в такой обуви, то шум раздается на весь храм и мешает молиться другим людям.

— Если в храме жарко, можно ли снять пиджак, кофту, обнажить руки и плечи?

— Летом можно прийти в храм и без пиджака, в рубашке с короткими рукавами, а женщине — в легкой блузке. Можно ведь надеть и длинную юбку, но, скажем, с разрезом или кофту с длинными рукавами, но соблазнительно подчеркивающую фигуру. Вот это неприемлемо. Надо относиться к своему внешнему виду с рассуждением, памятуя о том, что может явиться соблазном для других верующих.

— Допустимы ли темные очки, украшения, перстни, серьги?

— Для чего надевать солнечные очки в помещении? Чтобы выглядеть стильно и модно? Но в храм ходят не для этого. Перстни, серьги и прочие украшения не стоит надевать специально для похода в храм. Если же они являются атрибутом повседневного гардероба и неотъемлемой составляющей внешнего вида, то их можно не снимать перед входом в храм. Однако акцентировать внимание на украшениях для посещения храма недопустимо. Тем более что тяга к украшениям принимает все более причудливые формы.

Была даже мода на большие золотые кресты, которые носили напоказ поверх одежды. Крест — это символ христианства, использовать его как украшение для привлечения внимания нельзя.

Богослужебное облачение священнослужителя имеет глубокую символику / Фото: архив «ВМ»

Встречаются и другие крайности — когда в одежде стилизуются под монахов и монахинь. Это происходит из-за неправильного понимания христианства. Христианство — это религия радости и торжества. Увы, большинство не понимает этого и не воспринимает ее должным образом.

Чего совершенно точно не стоит делать, так это приходить на службу с накрашенными губами. Помада потом остается на иконах и иных святынях. Разумеется, женщинам лучше избегать одежды с декольте при посещении храма. Однако повторю: если заходить в храм вы не планировали, но решили посетить его неожиданно, то не будет греха зайти в храм в том, в чем вы одеты.

Прекрасно по этому поводу высказался апостол Павел: «Итак, желаю, чтобы… жены в приличном одеянии со стыдливостью и целомудрием украшали себя не плетением волос, не золотом, не жемчугом, не многоценною одеждою, но добрыми делами» (1 Тим. 2, 8–10). Также необходимо сказать, что при посещении храма с детьми не следует брать с собой игрушки, это неправильно. Они отвлекают внимание и мешают ребенку приобщаться к церковной культуре. Кроме того, необходимо всегда выключать телефон на время службы.

— Какие требования есть к одежде священнослужителя?

— У нас сложилась следующая форма одежды для священнослужителей: подрясник, ряса и скуфья, а для священника еще и крест.

Мирская одежда нежелательна. В советское время, когда духовенство притеснялось, я знал много священников, которые даже дома носили подрясник, чтобы и домашние, и приходящие видели их в одежде, соответствующей сану. Когда же они отправлялись на службу, то надевали длинные плащи, но подрясника не снимали.

Священник в храме — месте особого присутствия Бога — в полной мере раскрывает свой облик. Он открывается как предстоятель Богу, молитвенник, совершитель таинств, учитель, воспитатель и душепопечитель. Тут каждое его движение, каждое слово, каждый возглас характеризуют его как пастыря. Богослужебное облачение священнослужителя имеет глубокую символику.

Прекрасно сформулировал значимость одежды и внешнего вида Иисус, сын Сирахов: «По виду узнается человек, и по выражению лица при встрече познается разумный. Одежда и осклабление зубов и походка человека показывают свойство его» (Сир. 19, 26–7).

Памятуя об этом, священники обязаны иметь вид, который притягивал бы людей, а не отталкивал. И каждый человек, приходящий в храм Божий, должен помнить, что он приходит к Богу. Это — самое главное правило.

[ad01]

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *