Содержание

С момента появления на этот свет и до самого последнего дыхания она становится полем сражений между человеком и дьяволом. В случае поражения человек теряет свою душу…

Но всякая война ведётся с переменным успехом. Бывают моменты, когда человек начинает побеждать, и тогда его душа взлетает ввысь. Но бывают мгновения, когда человек теряет бдительность и подпускает врага слишком близко, позволяя ему наносить удары. Тем более, враг человека – опытный, бескомпромиссный, беспринципный Иблис, который за долгие века существования неплохо изучил слабые места своего противника. Используя страсть, алчность, жадность, страх и другие слабости, он наносит удары, заставляя человека совершать грехи. И тогда кажется, что душа падает в бездонную пропасть, из которой уже никогда не выбраться.

Ислам рассматривает процесс исцеления человеческой души в двух аспектах:

1. Душа обладает изначальной природой (фитра), которая тянется к добродетели и, обретя её, ощущает состояние радости. Зло омрачает её, и совершение зла порождает в душе скорбь.

2. В душе также присутствуют легкомысленные порывы, сводящие её с истинного пути, приукрашивающие для неё поступки, которые погружают её в бездонную пропасть.

Между этими двумя порывами происходит обоюдная борьба за лидерство над душой. Окончательный же исход зависит от того, чему она подчинится.

Всевышний Аллах говорит: «Клянусь душой и Тем, Кто придал ей соразмерный облик и внушил ей порочность и богобоязненность! Преуспел тот, кто очистил её, и понёс урон тот, кто опорочил её» (Коран. 91:7–10).

Пророк, мир ему и благословение Аллаха, говорил: «Если бы человек заимел долину, полную золота, то пожелал бы иметь ещё две. И никогда его утробу не наполнит ничто, кроме земли. Аллах же примет покаяние тех, кто покается».

Ислам обращает внимание человека на то, что потакание страстям и подчинение им не насытит душу и не удовлетворит её. Душа такова, что каждый раз, когда она привыкает к какой-либо из своих похотей, она тут же проявляет желание перейти к следующей, пребывая, таким образом, в постоянной погоне, не обращая внимания на греховность и неправедные деяния.

Коран же предупреждает нас от следования запретным страстям: «…И не потакай порочным желаниям, а не то они собьют тебя с пути Аллаха. Воистину, тем, кто сбивается с пути Аллаха, уготованы тяжкие мучения за то, что они предали забвению День расчёта» (Коран. 38:26).

Покаяние

Может возникнуть вопрос: в чём же помощь и исцеление?

Они заключены в искреннем покаянии за совершённые грехи.

Покаяние – это не только и не столько произнесение языком известной фразы «астагфирулла».

Покаяние включает в себя три элемента:

во-первых, человеку следует отказаться от совершения самого греха;

во-вторых, раскаяться в том, что он совершал его;

в-третьих, принять твёрдое решение никогда не совершать подобного впредь.

Если хотя бы одно из вышеупомянутых условий соблюдено не будет, то покаяние не может считаться правильным в полной мере. В том случае, когда грех, совершённый человеком, так или иначе затрагивает другого человека, покаяние должно удовлетворять уже четырём условиям, а именно – трём вышеупомянутым и ещё одному, суть которого состоит в том, чтобы загладить свою вину перед тем, кто пострадал от прегрешения. Так, если речь идёт о присвоенных или украденных деньгах или иных материальных ценностях, то их следует вернуть владельцу.

Высокомерие

Может случиться так, что гордость и высокомерие могут затмить рассудок, что может помешать признанию грехов и искреннему покаянию. Это и случилось с нашим злейшим врагом Иблисом. «…Потом Мы сказали ангелам: «Падите ниц перед Адамом!» Они пали ниц, и только Иблис не был в числе поклонившихся. Он (Аллах) сказал: «Что помешало тебе пасть ниц, когда Я приказал тебе?» Он (Иблис) сказал: «Я лучше него. Ты сотворил меня из огня, а его – из глины» (Коран. 7:11–12). Вместо покаяния он возгордился и был проклят…

Признание своих грехов будет знаменовать покорность перед своим Господом и возвращение к Нему. Ведь даже само слово «Тауба» (покаяние) означает возвращение.

Отчаяние

На пути покаяния и возвращения к Господу могут быть и другие препятствия. Человек может окинуть взглядом прожитую жизнь и ему может показаться, что кроме грехов у него ничего нет. Он действительно мог совершать много больших и малых грехов. И тут Иблис может внушить ему, что он безнадёжный грешник, которому нет прощения. Человеком может овладеть отчаяние. Или же он может внушить человеку ложный стыд, из-за которого человек будет стесняться покаяться перед Аллахом.

Но как обстоят дела в реальности?

Пророк Мухаммад, мир ему и благословение Аллаха, говорил, что все дети Адама ошибаются, и лучшие из них те, кто кается.

От совершения же грехов не защищён никто, кроме пророков и посланников Аллаха.

Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, также говорил о том, что Всевышний постоянно ждёт и принимает покаяние Своих рабов: «Поистине, Аллах Всевышний будет протягивать руку Свою ночью, чтобы покаялся совершивший что-нибудь дурное днём, и будет Он протягивать руку Свою днём, чтобы покаялся совершивший что-нибудь дурное ночью, до тех пор, пока солнце не взойдёт оттуда, где оно заходит».

Также Всевышний Аллах успокаивает верующих, чтобы они не отчаивались в Его милости. «Скажи Моим рабам, которые излишествовали во вред самим себе: «Не отчаивайтесь в милости Аллаха. Воистину, Аллах прощает все грехи, ибо Он – Прощающий, Милосердный» (Коран, 39:53).

Удивительный хадис

Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Был среди живших до вас один человек, который погубил девяносто девять душ, а потом стал спрашивать людей, кто из живущих на Земле является самым знающим, и ему указали на одного монаха из числа сынов Исраиля. Он явился к нему, сказал, что убил девяносто девять человек, и спросил принесёт ли ему пользу покаяние? Тот сказал: «Нет», – и тогда он убил этого монаха, доведя количество погубленных им душ до сотни. Потом он снова стал спрашивать людей о том, кто из живущих на Земле является самым знающим, и ему указали на одного знающего человека. Встретившись с ним, он сказал, что убил сто человек, и спросил, принесёт ли ему покаяние пользу? Тот сказал: «Да! Кто же мешает кающемуся принести покаяние? Отправляйся в такую-то землю, где живут люди, поклоняющиеся Аллаху Всевышнему, поклоняйся Аллаху вместе с ними и не возвращайся на свою землю, ибо на этой земле творится зло!» И он отправился туда, но на середине пути его настигла смерть, и из-за него начали спорить между собой ангелы милости и ангелы мук. Ангелы милости сказали: «Он шёл с покаянием, обратившись сердцем своим к Аллаху Всевышнему!» Что же касается ангелов мук, то они сказали: «Поистине, он никогда не совершал ничего благого!» И тогда к ним явился ангел в образе человека, которого они избрали судьёй в своём споре. Он сказал: «Измерьте расстояние до двух этих земель, и к какой из них он окажется ближе, той и будет принадлежать. Измерив, они обнаружили, что он ближе к той земле, к которой стремился, и его забрали ангелы милости».

В другой версии этого хадиса сообщается, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «И Аллах Всевышний внушил одной части земли отдалиться, а другой – приблизиться, после чего сказал: «Измерьте расстояние до них». И они обнаружили, что он на пядь ближе к этой (куда направлялся), после чего его прегрешения были ему прощены».

Этот рассказ Пророка никак не говорит о том, что можно делать всё что угодно, а потом покаяться языком, и всё простится. Нет! Этот хадис лишь не даёт отчаиваться в великой милости Аллаха, Который принимает искренние покаяния от всех людей, сколь великими ни были их грехи. «Кто же мешает кающемуся принести покаяние?..»

К тому же это покаяние должно быть искренним, исходящим из глубин сердца. Такое покаяние может принести только человек, осознавший всю пагубность совершённых им ранее грехов. Такое покаяние полностью меняет его. Тот, кто хоть раз в жизни приносил искреннее покаяние, поймёт, о чём идёт речь…

Заключение

У Пророка, мир ему и благословение Аллаха, спросили: «Каков признак покаяния?» Он ответил: «Сожаление».

Сподвижник ибн Масуд говорил: «Правдивая клятва – это когда ты больше не возвращаешься к греху, в котором покаялся ранее».

«Ведь человек создан слабым». Да, это так… Человек по своей слабости периодически даёт волю своей душе, калеча её и вкушая «сладость» греха. Ибн аль-Кайим говорил, что грехи подобны ранам на теле, а множество ран приводят к смерти.

Следующим шагом, сопряжённым с покаянием, является совершение добрых дел, которые будут удалять предыдущие грехи. Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Бойся Аллаха, где бы ты ни был! И пусть за каждым твоим грехом следует благодеяние, которое удалит грех. И относись к людям хорошо».

И всякий раз, когда ислам говорит о человеческой слабости, он даёт понять, что очищение от этих пороков кроется лишь в следовании путём религии и её заветам. Ведь «тауба» — это возвращение к Богу, возвращение на Его путь…

«О те, которые уверовали! Раскаивайтесь перед Аллахом искренне!» (Коран; 66:8). ]§[

Часть серии об исламе

Усул аль-Фикх

Фикх

  • Иджаза
  • Иджма
  • Иджтихад
  • Ихтилаф
  • Истихляль
  • Истихсан
  • Истишаб
  • Мазхаб
  • Медресе
  • Маслаха
  • Qiyas
  • Таклид
  • Урф

Ахкам

  • Фард
  • Мустахабб
  • Халяль
  • Мубах
  • Макрух
  • Харам
  • Baligh
  • Батиль
  • Бида
  • Фахиша
  • Fasiq
  • Фитна
  • Фасад
  • Gunah
  • Хайя
  • Ислах
  • Истигфар
  • Хираба
  • Истишхад
  • Джихад
  • Qasd
  • Сунна
  • Тафсир
  • Taghut
  • Такия
  • Тауба
  • Тазкия
  • Thawab
  • Был в

  • Халиф
  • Шейх аль-Ислам
  • Сайид
  • Шариф
  • Ашраф
  • Хадрат
  • Алама
  • Faqeeh
  • Алламе
  • Муфтий
  • Великий муфтий
  • Худжат аль-Ислам
  • Муджтахид
  • Аятолла
  • Марья
  • Хафиз
  • Худжа
  • Хаким
  • Имам
  • Мулла
  • Махди
  • Мавлави
  • Хатиб
  • Khawaja
  • Mawlānā
  • Mawla
  • Муфассир
  • Муршид
  • Пир
  • Вали
  • Akhoond
  • Мухаддис
  • Муджаддид
  • Кади
  • Шейх
  • Марабут
  • Устад
  • Муаззин
  • Мюрид
  • Моджахеды
  • Гази
  • Шахид
  • Хаджи
  • Ансар
  • Салаф
  • Сахабах
  • Таби’ун
  • Таби ат-Табиин
  • Даи аль-Мутлак
  • аль-Даула

Часть серии по

ислам

  • Исламский портал

Грех — важное понятие в исламской этике . Мусульмане рассматривают грех как все, что идет вразрез с заповедями Бога ( Аллаха ), нарушение законов и норм, установленных религией. Ислам учит, что грех — это действие, а не состояние бытия. Считается, что в Судный день Бог взвешивает добрые дела человека и его грехи и наказывает тех людей, чьи злые дела перевешивают их добрые дела. Считается, что эти люди приговорены к загробной жизни в огне جهنم jahannam (ада).

Коран описывает эти грехи по всему тексту и демонстрирует, что одни грехи более наказуемы, чем другие в дальнейшем. Проведено четкое различие между большими и малыми грехами (53: 31–32), что указывает на то, что, если человек не совершает больших грехов , то ему будут прощены малые грехи .

Источники различаются по точному значению различных терминов, обозначающих грех, используемых в исламской традиции.

Почему Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) не умер за грехи мусульман? Разве его последователи не считают его милостью для миров?

Действительно, Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) это милость всем народам. Тем не менее, он не умирал ни за чьи грехи по той простой причине, что ислам не признает идею первородного греха. Поясним.

Во-первых, в отличие от христианства в исламе нет понятия «первородный грех». Грех, совершенный Адамом, лежит только на нем, и в Коране говорится, что Аллах простил Адама и Еву, когда они покаялись. Следовательно, им было возвращено божественное милосердие (Коран рассказывает историю Адама и Евы в следующих отрывках: 2:30-39; 7:19; 17:61; 18:50; 20:116-117 и др.) Таким образом, в исламе нет установки, что грех Адама передается его потомкам, а если нет первородного греха, то не нужен и искупитель.

Во-вторых, если нет первородного греха, то каждый рождается в состоянии фитры, т.е. естественной невинности, а грехи приобретаются позже собственными осознанными и добровольными поступками. Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) сказал:

«Каждый младенец рождается не иначе как в своём естественном состоянии (фитра)».

В-третьих, ислам учит, что Аллах Всемилостив и Милосерден, и Ему не требуется кровная жертва, чтобы простить Своих рабов. Ислам не допускает, что Аллах может простить только в ответ на кровную жертву, поэтому мусульмане не верят, что смерть Иисуса или Мухаммада (мир им) была необходима как искупление за наши грехи. Аллах говорит:

«Скажи Моим рабам, которые излишествовали во вред самим себе: «Не отчаивайтесь в милости Аллаха. Воистину, Аллах прощает все грехи, ибо Он — Прощающий, Милосердный». Обратитесь к вашему Господу и покоритесь Ему до того, как мучения явятся к вам, ведь тогда вам уже не будет оказана помощь» (Коран, 53:54).

Кроме того, ислам учит, что каждый человек сам в ответе за свое спасение. Ни Авраам, ни Моисей, ни Иисус, ни Мухаммад не могут нас спасти – мы можем спастись только сами, по милости Аллаха.

Словами Корана эта идея звучит так:

«Кто совершил грех, тот совершил его во вред себе. Аллах — Знающий, Мудрый» (Коран, 4:111);
«Аллах не возлагает на человека сверх его возможностей. Ему достанется то, что он приобрел, и против него будет то, что он приобрел…» (Коран, 2:286);
«Каждая душа приобретает грехи только во вред самой себе. Ни одна душа не понесет чужого бремени» (Коран, 6:164).
«Кто следует прямым путем, тот поступает во благо себе. А кто впадает в заблуждение, тот поступает во вред себе. Ни одна душа не понесет чужого бремени» (Коран, 17:15).

И, наконец, каждый, мужчина или женщина, может обратиться к Аллаху напрямую, без посредничества пророка, святого или священника, ведь Господь к нам ближе яремной вены. Всемогущий Аллах говорит:

«Мы сотворили человека и знаем, что нашептывает ему душа. Мы ближе к нему, чем яремная вена» (Коран, 50:16).
«Если Мои рабы спросят тебя обо Мне, то ведь Я близок и отвечаю на зов молящегося, когда он взывает ко Мне. Пусть же они отвечают Мне и веруют в Меня, — быть может, они последуют верным путем» (Коран, 2:186).

Таким образом, сама идея чьей-то смерти за наши грехи, несовместима с исламским мировоззрением и представлением о природе Бога и человека.

Ислам призывает нас ответить на послание Аллаха и обрести Его милость и спасение через веру, честный труд и добродетельную жизнь.

Понятие «семи смертных грехов» появилось за несколько столетий до пришествия в мир Пророка и Посланника Аллаха Мухаммеда, да благословит его Аллах и приветствует, и появилось оно у христиан. Из христианства это устойчивое выражение перекочевало в наш лексикон, но в свете учения Ислама оно требует пояснений.

Ислам согласен с тем, что грехи, на которые указывают христиане, предосудительны. Но христианский список содержит не поступки, а моральные принципы: гордыня, злоба, жадность, чревоугодие, зависть, похоть, праздность. Для мусульманина такой список слишком размыт. Аллах заботится о человеке и вместо того, чтобы грозить ему пальцем и поучать, что такое хорошо, а что такое плохо, четко говорит, за какие проступки человек будет предан Адской геенне. В Исламе смертные грехи называются «большими» (кабира)

В то время как упоминания о больших грехах разбросаны по страницам Священного Корана, их точный список в Хадисах приводится по-разному. Имам аль-Бухари перечисляет 7 больших грехов:

  1. поклонение другим богам наряду с Аллахом
  2. колдовство
  3. убийство человека (которого Аллах запретил убивать иначе как по закону)
  4. ростовщичество
  5. проедание имущества сироты
  6. отступление в день наступления
  7. обвинение в прелюбодеянии целомудренных верующих женщин, даже не помышляющих о подобном (Сахих аль-Бухари, 2766).

Двоюродный брат Пророка Ибн Аббас увеличивает этот список до 70-ти, включая в него забвение ежедневного намаза, уклонение от закята, несоблюдение поста в дни Рамадана, несовершение Хаджа, употребление в пищу нехаляльной еды, воровство, лжесвидетельство, употребление алкоголя, неуважение к родителям.

Человек сотворен Аллахом с чистой душою, но он слаб и неизбежно начинает грешить. Аллах предвидел это и предусмотрел выход. Грехи могут быть прощены. Священный Коран совершенно ясно говорит об этом. «Воистину, Аллах прощает грехи полностью, ибо Он — Прощающий, Милосердный». (39:53). «Аллах возлюбит вас и простит вам ваши грехи, ведь Аллах — Прощающий, Милосердный». (3:31) Но прощение нужно заслужить борьбой с грехами и раскаянием в них.

«Если вы будете избегать больших грехов из того, что вам запрещено, то Мы простим ваши малые злодеяния и введем вас в почтенный вход» (4:31).

Результатом больших грехов является вечное проклятие. Совершивший их и обратившийся к покаянию и молитве имеет перед собой единственную надежду – милость Аллаха, которую Тот сочтет возможным явить, ибо с чисто формальной точки зрения совершающий один из больших грехов обречен на проклятие. Надежда эта не напрасна. Покаяние и молитва – мощные орудия перед лицом Аллаха, ибо любовь Господа не имеет границ. Но важнее этого – наука не совершать больших грехов, а не наука покаяния после их совершения.

Вспомним суру Ан-Ниса, упомянутую выше. «Если вы будете избегать больших грехов…» Избегать, говорит Господь. Речь здесь не идет о покаянии за грехи. Речь идет об избегании грехов как о добродетели неизменно большей.

Это гораздо более трудная задача и требует большей решимости и силы. А их так нелегко найти в себе без Руки Поддержки. Священный Коран указывает нам, где искать эту Поддержку. «Если тебя коснется наваждение от дьявола, то прибегай к защите Аллаха, ибо Он — Слышащий, Знающий». (41:36). «Воистину, если богобоязненных людей коснется наваждение от дьявола, то они поминают назидание и прозревают». (7:201). Вот это «прозрение» и есть та самая сила и решимость, которые поддержат вас в избегании грехов. Здесь явит Аллах Свою силу, если поиски её будут вами вестись со всем прилежанием. Путем намаза и дуа. Путем неустанной мольбы от самого сердца. Путем полного подчинения воле Господа.

[ad01]

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *