Место молитвы, община, народ Божий… — у слова Церковь множество значений. Как же произошло слово Церковь? В каждом языке — своя история. Например, вы знаете, что в лютеровском переводе Библии на немецкий язык нет слова «Церковь»? Немецкое слово Die Kirche там отсутствует. Когда речь шла о храме, Лютер использовал слово Tempel, а в остальных случаях – слово Gemeine, что значит по-немецки «община», «приход».

В чем причина этого очень странного обстоятельства? Дело в том, что отвергнув Римо-католическую церковь и не признавая Православной Церкви, Лютер все новозаветные утверждения о Церкви как столпе и утверждении истины, о ее непоколебимости и т.д. стал относить лишь к сообществу мирян, в котором, по сути, нет иерархии и священноначалия.

Впрочем, это лютеровское нововведение в немецком все равно не удержалось, и слово Die Kirche осталось вполне употребительным как обозначение Церкви. Между прочим, именно этому немецкому слову родственно древнеславянское цркы и русское слово «церковь». Их общий предок – греческое слово το κυριακόν (kyriakon). Так греки IV и V вв. обозначали церковь в смысле здания или храма. Образованное от греческого слова «Господь» (Кύριος), дословно оно значило «Дом Господа». Кстати, многие народы стали называть Церковь словом, которое обозначало место богослужения. Так румынское слово «Церковь» biserica образовалось из basilica. А у венгров слово egyhäza (церковь) означает дом, здание. Или польское kos’ciol, от латинского castellum (крепость, стены), тоже указывает на здание или архитектуру церкви.

Но собственно в Новом Завете для Церкви как Божиего народа и Тела Христова используется другое древнегреческое слово (которое на немецкий и переводится как Die Kirche). При этом оно находится в интересной смысловой перекличке с греческим словом, обозначавшим язычников.

Итак, раньше мы уже писали о том, как в Новом Завете на древнегреческом языке называли язычников. Дословно «язычники» переводятся с древнегреческого как «народы», «племена». Это слово – τὰ ἔθνη (ethnē) – множественное число от τό ἔθνος (ethnos) –»народ», «племя», «общество», (отсюда, например, в русском языке прилагательное «этнический»). Поэтому в Священном Писании на церковнославянском «языки» означают одновременно и народы, и язычников.

А язычникам как совокупности разных непросвещенных светом Христа народов и противостоит народ, состоящий из тех, кого призвал к себе Бог из разных «языков» или племен, – то есть, Церковь. Ведь древнегреческое слово, взятое для обозначения Церкви, – ἡ ἐκκλησία (ekklēsia) – образовано от глагола ἐκκαλέω (ekkaleō), который значит «вызывать», «призывать».

Вообще слово ἡ ἐκκλησία в древнегреческом языке имеет большую и почтенную историю. Первоначально оно значило общее или Народное собрание всех граждан, которое решало самые важные дела в жизни полиса – древнегреческого города-государства. Всех мужчин, имевших в нем право участия и голоса, вызывали (ἐκκαλέω) в установленные часы герольды, поэтому Народное собрание назвали ἡ ἐκκλησία. Потом в Новом Завете этим словом и назвали Церковь. Получается, если следовать древнегреческой этимологии, что Церковь – это те, кто призван из разных «языков» или народов, собрание «призванных». Более того, так стали называть и христиан – призванные. Призванный по-гречески κλητός (klētos). Так и первые ученики Христа, апостолы сознавали себя призванными Богом. Апостол Павел в самом начале Послания к римлянам обращается к христианам, как «κλητός απόστολος κλητοΐς άγίοις», то есть – «призванный апостол призванным святым» (Рим. I. 1, 7).

Члены Церкви – это призванные не только из иудеев, но и из язычников (ἐθνικοί), то есть из разных народов, которые должны составить новый единый народ, единое тело во Христе. Принадлежность к Церкви в христианстве не зависит от этнического фактора. Она открыта для всех народов или «языков», как и для людей всех возрастов, любого социального положения и образования. Ибо во Христе «нет уже иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе» (Гал. 3, 28-29).

Вступившие в Церковь должны стать членами Единого Тела Христова, «братьями» и «сестрами». Они ответили на призыв Бога поменять свою жизнь, отказаться от эгоистического и автономного существования. Теперь их под началом Господа Иисуса Христа должны объединять между собой вера и любовь, Таинства и священноначалие.

Члены Церкви участвуют в Евхаристической трапезе, принятии Плоти и Крови Христа под видом хлеба и вина. Во второй главе «Деяний апостолов» описаны исходные принципы, объединившие в Церковь самых разных людей. Верующие постоянно находились «в учении Апостолов, в общении и преломлении хлеба и в молитве» (Деян. 2,42). «Все же верующие были вместе и имели все общее; и продавали имения и всякую собственность, и разделяли всем, смотря по нужде каждого; и каждый день единодушно пребывали в храме и, преломляя по домам хлеб, принимали пищу в веселии и простоте сердца» (Деян. 2, 44-46).

Кстати, эти строки Нового Завета были популярны среди некоторых коммунистических идеологов и комментаторов. Они усматривали особую близость раннего христианства к коммунистическим учениям, которая выражалась в том, что в первых христианских общинах тоже существовала общность имущества. Между тем, общность имущества как признак христианской жизни оказалась исторически преходящим явлением. Гораздо более существенным было другое: «принятие хлеба» и «принятие пищи в веселии и простоте сердца». Евхаристическая Трапеза и участие в Ней является центральным смыслом церковной жизни, по сравнению с этим вопрос, является ли, например, собственность в государстве общественной или частной, выглядит в христианской традиции как совершенно вторичный. С другой стороны, из объединения вокруг Благодарственной Чаши и христианской любви вытекают дела милосердия и то, что сейчас принято называть социальной работой. Напомним, что в ранней Церкви диаконы как раз были такими служителями в христианских общинах, одним из основных призваний которых и была помощь больным, сиротам, беднякам и другим нуждающимся.

Иллюстрация foma.ru

Греческое возрождение было архитектурным движением конца 18-го и начала 19-го веков, преимущественно в Северной Европе и Соединенных Штатах. Продукт эллинизма, его можно рассматривать как последний этап в развитии неоклассической архитектуры. Этот термин был впервые использован Чарльзом Робертом Кокерэлем на лекции, которую он дал в качестве профессора архитектуры Королевской академии искусств в Лондоне в 1842 году.

С новообретенным доступом к Греции или изначально книг, выпущенных немногими, кто действительно смог посетить эти места, археологи-архитекторы периода изучали ордена Дорического и Иона. В каждой стране это касалось, стиль рассматривался как выражение местного национализма и гражданской добродетели, а также свобода от слабой детали и легкомыслия, которое, как считалось, характеризовало архитектуру Франции и Италии, в двух странах, где стиль никогда не увенчался успехом , Это особенно характерно для Великобритании, Германии и Соединенных Штатов, где идиома считалась свободной от церковных и аристократических ассоциаций.

На вкус ко всему греческому в мебели и дизайне интерьера, иногда называемый Нео-Грек, был на пике к началу 19-го века, когда проекты Томаса Хоупа повлияли на ряд декоративных стилей, известных по-разному как неоклассические, Российская империя и архитектура Ридженси в Великобритании. Архитектура греческого возрождения пошла по другому пути в ряде стран, продолжающихся до Гражданской войны в Америке (1860-е годы) и даже позже в Шотландии.

Повторное открытие Греции
Несмотря на неограниченный престиж Древней Греции среди образованной элиты Европы, минимальное прямое знание этой цивилизации было до середины 18-го века. Памятники греческой древности были известны главным образом из Паусаниаса и других литературных источников. Посещение Османской Греции было сложным и опасным бизнесом до периода стагнации, начавшегося с Великой турецкой войны. Немногие Великие Туристы призвали Афины в первой половине 18-ого столетия, и никто не сделал никакого существенного изучения архитектурных руин.

Это займет до тех пор, пока экспедиция, финансируемая обществом Дилетанти 1751 года Джеймсом Стюартом и Николасом Реветом до серьезного археологического расследования, началась всерьез. Выводы Стюарта и Реветта, опубликованные в 1762 году (первый том) под названием «Древности Афин», а также «Жуйен-Дэвид Ле Рой» «Руины де плюс», «Божественные памятники» де ла Грец (1758 год), были первыми точными обзорами древнегреческой архитектуры.

Между тем, повторное открытие трех сравнительно легко доступных греческих храмов в Паестуме на юге Италии вызвало огромный интерес во всей Европе, а печатные издания Пиранези и других были широко распространены. Доступ к оригиналам в самой Греции стал легче после окончания греческой войны за независимость в 1832 году; Участие лорда Байрона и его смерть в течение этого времени придавали ему дополнительное значение.

Персонажи
Ссылка на нео-греческую архитектуру была лишь частью классического искусства, исключая не только модели классической эпохи Возрождения и пост-ренессанса, но и те, которые взяты из римского искусства как арки, перекрывающиеся приказы, своды, купола, столбы, эседре, киосках. Вообще, работы нео-греческой тенденции имеют фасад, который полностью разрешен перед фронтом храма с гигантским порядком или, по крайней мере, с пронао с фронтоном, более или менее выступающим от стенового фронта до гладких заливов, лишенным других декоративные элементы. Чтобы решить дизайн зданий серийного характера, он также прибегал к типологии стоа. Поэтому в нео-романском стиле преобладали трилитические системы и горизонтальные линии, подчеркнутые толстыми архитектурными колоннадами.

Иногда привязанность к моделям архитектуры Древней Греции была археологизирована и дотошна, как для использования приказов, так и для планов, сообщается схеме храма. В других случаях эта адгезия была более свободной и более комбинационной, настолько, что неоритическая тенденция стала одним из многих возрождений эклектики девятнадцатого века. Несмотря на широко распространенное стремление к простоте и чистоте греческой архитектуры, относительно немногие являются произведениями, которые последовательно следуют его композиционным принципам, отвергая вместо этого комбинаторные и пространственные возможности, предлагаемые римской архитектурой или даже палладианством.

Теоретические разработки
Появление нео-греческой архитектуры предшествовало и сопровождалось теоретическими разработками и культурными дебатами. Особенно важным для всего неоклассицизма была разница между теми, кто защищал примат римской архитектуры как Джованни Баттиста Пиранези и тех, кто стремился к греческому вдохновению, подобному Иоганну Иоакиму Винкельману. С этой позиции он развил неоготическую архитектуру как одну из двух душ неоклассицизма, а также осознание разрыва, которое неоклассицизм создавал в классицистической традиции, относящейся к эпохе Возрождения.

Повторное открытие греческого искусства должно быть связано с более общими явлениями культуры восемнадцатого века. Греческие произведения казались суровыми и важными, ауличными и репрезентативными в силу их пропорций, далеких от барочного декоративизма, подходящих для представления культурного обновления Просвещения и воли, присутствующих прежде всего во французской культуре для обновления архитектурной дисциплины на научной , рациональных оснований и функционалистов.

Британия
После путешествий Джеймса Стюарта в Грецию в начале 1750-х годов, интеллектуальное любопытство быстро привело к желанию подражать. Стюарт был заказан после его возвращения из Греции Джорджем Литтельтоном для производства первого греческого здания в Англии, садового храма в Хэгли-Холле (1758-59). Ряд британских архитекторов во второй половине века восприняли выразительный вызов Дорика от своих аристократических покровителей, включая Бенджамина Генри Латроута (особенно в Хаммервуд-парке и Эшдаун-хаусе) и сэра Джона Соэна, но он остался частным энтузиазм ценителей до первого десятилетия XIX века.

В более широком социальном контексте архитектура «Возрождение Греции» стала новой нотой трезвости и сдержанности в общественных зданиях в Британии около 1800 года как утверждение национализма, связанного с Актом Союза, наполеоновскими войнами и криками политической реформы. Это был победный дизайн Уильяма Уилкинса для публичного конкурса для Даунинг-колледжа в Кембридже, который объявил, что греческий стиль должен был стать доминирующей идиомой в архитектуре, особенно для общественных зданий такого рода. Уилкинс и Роберт Смирк продолжили строительство некоторых из самых важных зданий той эпохи, включая Королевский театр, Ковент-Гарден (1808-09), Главное почтовое отделение (1824-29) и Британский музей (1823-48), здание Уилкинса университетского колледжа Лондона (1826-30) и Национальная галерея (1832-38).

Пожалуй, самым большим британским выразителем стиля был Децимус Бертон.

В Лондоне двадцать шесть греческих церквей-комиссаров возрождения были построены между 1817 и 1829 годами, наиболее заметной из которых является церковь Св. Панкраса Уильяма и Генри Уильяма Инвуда. В Шотландии стиль был энергично принят Уильямом Генри Плейфером, Томасом Хэмилтоном и Чарльзом Робертом Кокеллером, который индивидуально и совместно участвовал в массовом расширении нового города Эдинбурга, включая развитие Calton Hill и Moray Estate. Такова была популярность Дорика в Эдинбурге, что теперь город имеет поразительную визуальную однородность и, как таковой, иногда причудливо называют «Афинами Севера».

В архитектуре Regency стиль уже конкурировал с Gothic Revival и продолжением менее строгих палладийских и неоклассических стилей грузинской архитектуры, а остальные два более часто встречаются для домов, как в городах, так и в английских загородных домах. Если заманчиво увидеть греческое возрождение как выражение авторитарного авторитарного режима, то изменившиеся условия жизни в Британии заставили Дорика проиграть битву за стили, драматически символизируемую выбором готического рисунка Барри для Вестминстерского дворца в 1836. Тем не менее, греки продолжали оставаться в пользу Шотландии в 1870-е годы в единственной фигуре Александра Томсона, известного как «Греческий Томсон».

Германия и Франция
В Германии архитектура греческого возрождения преимущественно встречается в двух центрах: Берлине и Мюнхене. В обеих локациях Дорич был скорее придворным, чем популярным движением, и был сильно покровительствован Фридрихом Вильгельмом II и Людвигом I как выражение их желаний на своих соответствующих местах, чтобы стать столицей Германии. Самым ранним греческим зданием были Бранденбургские ворота (1788-91) Карлом Готтардом Лангханом, который смоделировал его на Пропилеи. Спустя десять лет после смерти Фридриха Великого Берлинская академия инициировала конкурс на памятник королю, который будет способствовать «морали и патриотизму».

Невыполненный проект Фридриха Гилли для храма, возвышающегося над Плато Лейпцигера, поймал тень высокого идеализма, который немцы искали в греческой архитектуре и оказал огромное влияние на Карла Фридриха Шинкеля и Льва фон Кленце. Шинкель был в состоянии нанести удар по Берлину после того, как катастрофа французской оккупации закончилась в 1813 году; его работа над тем, что сейчас является Музеем Альтеса, Шаушпильхаусом и Ной Уэй, превратил этот город. Точно так же в Мюнхене Глиптотек и Вальхалла фон Кленце были исполнением видения Джилли о упорядоченном и моральном немецком мире. Чистота и серьезность стиля были задуманы как утверждение немецких национальных ценностей и частично предназначались как преднамеренный ответный звонок во Францию, где он никогда не попадал.

Для сравнения, архитектура греческого возрождения во Франции никогда не пользовалась ни государством, ни общественностью. Что мало началось с склепа Шарля де Вайли в церкви Святого Ле-Сен-Жиля (1773-80) и Барьера де Бонсоммеса Клода Николаса Леду (1785-89). Из первых рук доказательство греческой архитектуры было очень мало важно для французов из-за влияния доктрин Марка-Антуана Лаугье, которые пытались разглядеть принципы греков вместо их простых практик. Потребуется до тех пор, пока Лавровская Нео-Грек из Второй Империи для архитектуры Возрождения Греции не расцветет во Франции.

Россия
Стиль был особенно привлекательным в России, хотя бы потому, что они разделяли восточную православную веру с греками. Исторический центр Санкт-Петербурга был перестроен Александром I России, и многие здания дали греческое возрождение российскому дебюту. Санкт-Петербургская биржа на Васильевском острове имеет фронт храма с 44 дорическими колоннами. Еще одним примером стиля является расширение Льва фон Кленце дворца, который сейчас является Эрмитажем.

Греция
После греческой войны за независимость романтическая националистическая идеология поощряла использование исторически греческих архитектурных стилей вместо османских или панъевропейских. Классическая архитектура использовалась для светских общественных зданий, а византийская архитектура была предпочтительной для церквей. Примеры архитектуры греческого возрождения в Греции включают Старый Королевский дворец (ныне дом парламента Греции), Академию и Афинский университет, Заппион и Национальную библиотеку Греции. Наиболее видными архитекторами в этом стиле были северные европейцы, такие как Кристиан и Теофил Хансен, Эрнст Циллер и греки, обученные немцами, такие как Стаматиос Клеантис и Панагис Калкос.

Остальная часть Европы
Стиль, как правило, был популярным в Северной Европе, а не на юге (кроме самой Греции), по крайней мере, в течение основного периода. Примеры можно найти в Польше, Литве и Финляндии, где особенно примечательна сборка греческих зданий в центре Хельсинки. На культурных краях Европы, в шведском регионе западной Финляндии, мотивы греческого возрождения могут быть привиты по чисто барочному дизайну, как в дизайне для церкви Оравайса Якова Рифа, 1792 (иллюстрация, справа). Греческий дорический орден, оказанный в аномальной форме пилястров, контрастирует с крышей с крышей и смело масштабированным куполом и фонарем, полностью традиционным барочным вдохновением.

В Австрии одним из лучших примеров этого стиля является здание парламента, разработанное Теофилом Хансеном.

Северная Америка
Томасу Джефферсону принадлежала копия первого тома «Древности Афин». Он никогда не практиковал в этом стиле, но он сыграл важную роль, представляя архитектуру возрождения Греции в Соединенных Штатах. В 1803 году он назначил Вениамина Генри Латроуда геодезистом общественного строительства в Соединенных Штатах, а Латроуб разработал ряд важных общественных зданий в Вашингтоне, округ Колумбия и Филадельфии, в том числе работу в Капитолии Соединенных Штатов и в Банке штата Пенсильвания.

Дизайн Латроуба для Капитолия представлял собой образную интерпретацию классических орденов, не связанных историческим прецедентом, включающий американские мотивы, такие как кукурузные початки и листья табака. Этот своеобразный подход стал типичным для американского отношения к греческой детализации. Его общий план для Капитолия не сохранился, хотя многие из его интерьеров сделали. Он также отлично поработал над интерьером Верховного суда (1806-07), а его шедевром была Базилика Успения Пресвятой Девы Марии, Балтимор (1805-21).

Латроуб утверждал: «Я фанатичный грек в осуждении римской архитектуры», но он не жестко навязывал греческие формы. «Наша религия, – сказал он, – требует церкви, совершенно отличной от храма, наших законодательных собраний и наших судов, зданий совершенно разных принципов от их базилик, и наши развлечения не могли быть выполнены в их театрах или амфитеатрах. ” Его круг младших коллег стал неофициальной школой греческих возродителей, и его влияние сформировало новое поколение американских архитекторов.

На втором этапе в «Американском греческом возрождении» ученики Латроуба создали монументальный национальный стиль под патронажем банкира и эллинофила Николаса Биддла, в том числе такие работы, как «Второй банк Соединенных Штатов» Уильяма Стрикленда (1824), дом Биддла «Андалусия», Томас У. Уолтером (1835-36) и Колледж Жирарда, также Уолтером (1833-47). Нью-Йорк видел сооружение (1833 г.) греческих храмов в гавани Снайдора Снуга на Стейтен-Айленде. Они имели разнообразные функции в доме для отставных моряков.

В то же время популярный аппетит для греков был поддержан архитектурными образцовыми книгами, самым важным из которых был «Практический Дом Карьера» (1830) Асира Бенджамина. Это руководство помогло создать распространение греческих домов, особенно в северном штате Нью-Йорк и западных заповедниках штата Огайо.

С 1820 по 1850 год в Соединенных Штатах доминировал стиль греческого возрождения, такой как дом Бенджамина Ф. Клафа в Уолтхеме, штат Массачусетс. Его также можно найти на западе, как Спрингфилд, штат Иллинойс. Примеры народного греческого возрождения продолжали строиться еще дальше на запад, например, в Чарльз-Сити, штат Айова.

Этот стиль был очень популярен на юге США, где колоколадская колонада была уже популярна на фасадах, а многие особняки и дома были построены для торговцев и богатых владельцев плантаций; Плантация Миллфорда считается одним из лучших примеров живого проживания в Греции в стране.

Другие известные американские архитекторы, использовавшие дизайн греческого возрождения, включали ученика Латроута Роберта Миллса, который проектировал Монументальную церковь и Монумент Вашингтона, а также Джордж Хадфилд и Габриэль Манигэ.

Британские колонии
В Канаде архитектор Монреаля Джон Остелл разработал ряд видных зданий греческого возрождения, в том числе первое здание в кампусе Университета Макгилл и оригинальный пользовательский дом в Монреале, который теперь является частью музея Пуэнт-а-Калльер. Почтовое отделение Торонто-стрит, завершенное в 1853 году, является еще одним примером Канады.

Neodorico
Неоклассическая архитектура (и вообще вся неоклассическая архитектура) характеризуется определенным отрывом от древнеримской архитектуры и архивных систем зданий и имитацией архивированных моделей из греческой архитектуры. В этой логике особый интерес представлял архаичный дорический порядок, считавшийся источником всей греческой архитектуры.

Это повторное открытие медленно созревает с конца семнадцатого, пока оно не появилось во второй половине восемнадцатого века и не имело своего центрального элемента в интересах архитекторов, ученых и европейских художников для греческих храмов на юге Италии, почти всех дориков, которые были «заново открыты» после того, как они полностью отсутствовали на протяжении многих веков с культурной сцены. Этот интерес первоначально касался Паэстума, чьи памятники впервые были изучены Жаком Жерменом Суфлотом и чья слава распространилась по всей Европе благодаря гравюрам Джованни Баттисты Пиранези. Позже, благодаря трудам Иоганна Иоахима Винкельмана, слава и образы сицилийских храмов начали распространяться. Таким образом, из Франции, Германии и Англии большое количество архитекторов и путешественников посетили Пестум, Селинунт и Агридженто, которые стали важными этапами Гранд-тура. Поэтому они прибыли на Сицилию, ограничившись архитекторами, Леон Дюфурни, Якоб Игнац Хитторф, Лео фон Кленце, Карл Фридрих Шинкель, Фридрих Вильгельм Людвиг Стейр. Вместо этого прямое знание архитектур Эллады происходило медленнее, несмотря на большой интерес, проявленный европейской культурой для Парфенона. Это потому, что в восемнадцатом веке Греция по-прежнему оставалась османской властью, и поэтому ее трудно достичь.

Мощный образ архаичного Дорика, без основы, со стеблями масштабированных колонн, сужающихся и раздутых энцитом и первобытным капиталом, начал утверждать себя с большим разнообразием и свободой толкования в проектах и ​​достижениях разных архитекторы между восемнадцатым и девятнадцатым столетиями и теоретизация интеллектуалов, преодолевая общее отвращение прошлых веков.

В частности, Марк-Антуан Лаугье узнал архаичные дорические следы деревянного происхождения ордена и, следовательно, принцип всей архитектуры. Пиранези, по ошибке, привел начало к тосканскому ордену этрусков, все еще приписывая им большое значение. Клод-Николас Леду и Джон Соан видели в упрощении и серьезности Дорика инструмент для реализации архитектуры томов, развязанной академическими правилами, что делает ее, возможно, бессознательно, шагом к архитектуре без заказов.

Это чувство Дорика, как максимальное упрощение системы заказов, имело применение даже после неоклассического периода: например, в работе Адольфа Лооса, в архитектуре национал-социализма и в некоторых постмодернистских произведениях конца двадцатого века ,

полихромия
Открытие, которое греки написали в храмах, повлияло на последующее развитие стиля. Археологические раскопки в Эгина и Басса в 1811-12 годах Кокеллером, Отто Магнусом фон Штакельбергом и Карлом Халлером фон Халлерштейном разгромили окрашенные фрагменты кладки, обмазанной непостоянными цветами. Это откровение было прямым противоречием понятия Винкельмана о греческом храме как вечного, фиксированного и чистого в его белизне.

В 1823 году Самуэль Ангелл обнаружил цветные метопы Храма С в Селинунте, Сицилия и опубликовал их в 1826 году. Французский архитектор Жак Игнас Хитторф был свидетелем выставки находки Ангела и попытался выкопать Храм Б в Селине. Его образные реконструкции этого храма были выставлены в Риме и Париже в 1824 году, и он продолжил публиковать их как Архитектурный полихром Чез-ле-Грекс (1830), а затем в Реституции дю-д’Эмпедокле Селиноте (1851). Противоречие состояло в том, чтобы вдохновить комнату Энеиона фон Кленце в Мюнхенской Глиптотеке 1830 года, первой из его многочисленных спекулятивных реконструкций греческого цвета.

Хитторф читал в Париже в 1829-1830 годах, что греческие храмы изначально были нарисованы охрой желтой, с литьевыми и скульптурными деталями в красном, синем, зеленом и золотом цветах. Хотя это может быть или не быть в случае старых деревянных или простых каменных храмов, это определенно не относится к более роскошным мраморным храмам, где цвет использовался экономно, чтобы подчеркнуть архитектурные особенности.

Аналогичным образом, Анри Лабрусте предложил реконструкцию храмов в Пестуме в Академию изящных искусств в 1829 году, украшенную поразительным цветом, обращая принятую хронологию трех дорических храмов, тем самым подразумевая, что развитие греческих орденов не увеличилось с формальной сложностью с течением времени, т. е. эволюция от Дорика до Коринфа не была неумолимой. Оба события должны были вызвать незначительный скандал. Возникающее понимание того, что греческое искусство подвергается меняющимся силам окружающей среды и культуры, было прямым нападением на архитектурный рационализм того времени.

Храмы бывают: приходские, кладбищенские, домовые, крестовые (церковь при архиерейском или патриаршем доме) и соборные. Собор получили свое название потому, что богослужение в нем может совершаться духовенством нескольких храмов (соборное служение). Обычно соборами называют кафедральные храмы в епархиальных городах или главный храм в больших монастырях.

Храм (от старорус. «хоромы», «храмина») – архитектурное сооружение (здание), предназначенное для совершения богослужений и религиозных обрядов. Христианский храм также называют «церковью».

Собором обычно называют главную церковь города или монастыря. Хотя местная традиция может не слишком строго придерживаться этого правила. Так, например, в Санкт-Петербурге есть три собора: Исаакиевский, Казанский и Смольный (не считая соборов городских монастырей), а в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре соборов два: Успенский и Троицкий. Церковь, где находится кафедра правящего епископа (архиерея), называется кафедральным собором. В православном храме обязательно выделяют алтарную часть, где находится Престол, и трапезу – помещение для молящихся.

В алтарной части храма, на Престоле, совершается таинство Евхаристии. В Православии часовней принято называть небольшое здание (сооружение), предназначенное для молитвы. Как правило, часовни возводятся в память о событиях, важных для сердца верующего человека. Отличие часовни от храма состоит в том, что часовня не имеет Престола и там не совершается Литургия.

Слово Собор происходит от старославянских слов: съезд, собрание. Так обычно называется главный храм в городе или монастыре. Собор рассчитан на ежедневные служения богу как минимум трёх священников. Здесь же проходят богослужение высших духовных лиц: патриарха, архиепископа, архиерея. Значительные размеры собора позволяет собраться в одном месте большому количеству прихожан и духовенства. Хотя собор по площади может не значительно отличаться от обычного приходского храма, но должен быть рассчитан на то, что главным образом праздничные богослужения будут совершаться духовенством из штата храма.

В идеале должно быть 12 священников помимо настоятеля- образ Христа и 12-ти Апостолов. Соборы имеют свою градацию: монастырский, кафедральный. Церковь, где находится кафедра правящего епископа или архиерея, называется кафедральным собором. В кафедральных соборах бывает многочисленное духовенство, в главных храмах епархии, где находится архиерейская кафедра, представляющая собой постоянное возвышение в центре храма, где стоит епископ, проводящий службы.

Слово Храм происходит от старорусских слов: «хоромы», «храмина». Храм представляет собой архитектурное здание или сооружение, предназначенное для совершения богослужений и религиозных обрядов- отправление религиозного культа. Христианский храм называют церковью. В православном храме обязательно выделяют алтарную часть, где находится Престол, и трапезу – помещение для молящихся. В алтарной части храма, на Престоле, совершается таинство Евхаристии- бескровного жертвоприношения.

В приходских храмах, в городских – в обязательном порядке, имеется выносная кафедра- обычно деревянный квадратный помост именно на случай служения архиерея. Но, справедливости ради стоит заметить, что нередко кафедральный собор 2-го епархиального города может быть совсем небольшим по размерам, редко посещаемым епископом, что в совокупности не делает необходимым постоянного нахождения в центре храма кафедры, и священников там 2-3 в лучшем случае.

В главным образом в мужском монастыре, где насельники из числа монахов часто имеют священный сан, особенно занимающие ключевые должности- благочинный, экклесиарх, ризничий и прочие, как правило всегда есть соборный храм. Экклесия- распространённое название народного собрания в Древней Греции. Этот термин, часто встречаем в греческом Ветхом Завете для обозначения собрания избранного народа перед Богом. Особенно когда речь идет о собрании у горы Синай, где Израиль получил скрижали закона и был установлен Богом как Его святой народ. Называя себя «Экклесиа», первая община веровавших во Христа признает себя наследницей этого собрания. В ней Бог «созывает» свой народ со всех концов света. Термин «Кириаке», от которого произошли «Kirche», «Church» и русское слово Церковь.

Слово «церковь» происходит от греческого слова и в переводе означает дом Господа, божий дом. Церкви имеют как минимум алтарную часть, ориентированную на восток и примыкающее помещение для молящихся- трапеза. Встречаются церкви с комплексом взаимосвязанных пространств: Капелла и Придел, Крипта и Трапезная. Лютеранские церкви именуются кирками или кирхами, польские католические церкви — костёлами.

По другой версии статус церкви определяется приделом- куполом с крестом. Храм имеет три или пять, семь или 11, 12, а то и 13 куполов, соответственно приделов. В церкви обычно один священник и он может служить только одну литургию. Даже второй священник в том же приделе не может служить следующую литургию в один день. В церквях, где имеется несколько приделов, можно служить такое количество литургий в день, сколько приделов, но разными священниками. Кроме того собором можно назвать церковь, в которой есть святыни. Это по некоторым суждениям считается главным отличием храма от церкви и собора.

В Православии часовня- это относительно небольшая постройка, здание или сооружение, приписанные или подчинённое какой либо городской или сельской церкви и предназначенное для проведения молитв. Часовня может быть посвящена какому-либо святому; христианскому празднику; памятному событию, важному для сердца верующего человека. В часовне не предусмотрено алтаря, но службы в ней или около неё могут проводиться, но относительно не регулярно. В часовне нет приделов, Престола, не служится Литургия.

Подытожим. Главное отличие собора от церкви и храма- особый статус, единожды присваемый церковному сооружению по причине какого либо особого положения, обычно это главный храм населённого пункта или монастыря. Статус Собора не подлежит пересмотру. Нет разницы, что при перемещении кафедры епископа в другой храм ему присваивается звание Собора. Богослужения совершаются собором (сбором) духовенства, штат состоит из нескольких священников.
Основная разница между храмом и церковью наличие в храме жертвенника или алтаря.

В христианстве на алтаре совершалось бескровное жертвоприношение- евхаристия. Значение архитектуры храмов шире религиозных идей и обрядовых функций. Декоративное убранство и архитектура храма раскрывает представление о мироздании, являются местом торжественных церемоний и общественных собраний. Здания храмов обычно расположены в знаковых и узловых точках города- придают отличие архитектурному облику и способствуют укреплению верования.

протоиерей Александр Ильяшенко

Первые лютеране появились в Москве в XVI веке. Это были приглашенные из Европы ремесленники, врачи и купцы. А уже в 1694 году Пётр I заложил лютеранскую каменную церковь во имя святых апостолов Петра и Павла – которая и была освящена год спустя, при его личном присутствии. Во время Большого Московского пожара 1812 года, храм сгорел. И приход приобрёл усадьбу Лопухиных близ Покровки, на Старосадском переулке. На средства короля Пруссии Фридриха-Вильгельма III, а также при участии Александра I, в июне следующего года началась перестройка купленного дома под церковь – были возведены купол и крест. 18 августа 1819 года храм освятили. В феврале же 1837 года в нём впервые зазвучал орган. В 1862 году была произведена реконструкция в неоготическом стиле, по плану архитектора А.Майнхардта. А в 1863 году на башню был поднят колокол, подаренный кайзером Вильгельмом I.

Церковь играла огромную роль не только в религиозной, но и в музыкальной жизни Москвы – в ней выступали известные московские и иностранные исполнители. Достаточно упомянуть органный концерт Ференца Листа, который прошёл 4 мая 1843 года.

5 декабря 1905 года состоялось освящение церкви в качестве Кафедрального собора Московского Консисториального округа. В 1918 году собор получил статус Кафедрального собора России, а затем и всего Советского Союза.

Однако в послереволюционные годы в СССР начались гонения на религию. Здание у общины забрали. В 1937 году собор переделали под кинотеатр «Арктика», а затем передали студии «Диафильм». Произведённая перепланировка, к сожалению, полностью уничтожила весь внутренний интерьер. В 1941 году церковный орган был эвакуирован в оперный театр Новосибирска, где был частично пущен на металлолом, частично – на декорации. А перед Всемирным фестивалем молодёжи и студентов в 1957 года был разобран шпиль собора.

В июле 1992 года, постановлением Правительства Москвы здание было возвращено общине. И в 2004 году, после долгих усилий, удалось найти спонсоров, как среди частных лиц, так и среди организаций. Это дало возможность приступить к масштабным восстановительным работам. Наконец, 30 ноября 2008 года, во время торжественного богослужения, состоялось освящение возрождённого собора.

В настоящее время в соборе, помимо богослужений, проходят многочисленные концерты – звучат музыкальные инструменты, поют восхитительные голоса, оживает волшебная музыка. Установленный напротив алтарной части орган «SAUER» (построен в 1898 году предприятием Вильгельма Зауэра, одной из крупнейших органостроительных фирм Германии) – один из немногих сохранившихся в России романтических органов девятнадцатого столетия. Уникальная акустика Евангелическо-Лютеранского Кафедрального собора святых Петра и Павла даёт возможность в полной мере насладиться его звучанием.

Правила поведения в Соборе

Евангелическо-Лютеранский Кафедральный Собор святых Петра и Павла в Старосадском переулке — это действующий собор. Концерты проходят здесь в свободное от богослужений время, тем самым открывая всем желающим (вне зависимости от убеждений и взглядов) возможность приобщиться к тысячелетнему культурному наследию России и Европы. Здесь, как и в любом общественном месте, существуют определённые правила:

Входные билеты

Вход на большинство концертов осуществляется по билетам. Предварительно билеты продаются в театрально-концертных кассах и на сайте .

На нашем сайте действуют скидки в размере 50% от полной стоимости в любом секторе, кроме VIP, и для льготных категорий граждан. Чтобы купить билеты со скидкой 50% на данной сайте необходимо зарегистрироваться и подписаться на новостную рассылку. Нашими дисконтными картами можно воспользоваться в течение часа до концерта в самом соборе. Дисконтная карта действует на все билеты в любом секторе, кроме VIP.

Возврат билетов возможен только на условиях продающей организации, если это предусмотрено их правилами. При покупке на сайтах организаторов возврат билетов возможен не позднее, чем за 3 дня до даты концерта с удержанием % за банковское обслуживание. Неиспользованные билеты действительны на другие концерты, их нужно перебронировать через контактную почту на сайте организаторов. Организаторы вправе заменить объявленный концерт другим, в таком случае билеты могут быть возвращены по месту их приобретения, или перебронированы на другой концерт.

В день проведения мероприятия оплата за посещение концертов принимается сотрудниками Собора в течение час до начала в виде установленного пожертвования на содержание Собора в размере, соответствующем стоимости концерта с учетом имеющихся льгот и скидок.

Помните, что для посещения Собора в другое (не концертное) время — приглашения не требуются. Собор открыт со вторника по воскресенье с 10:00 до 19:00. Билеты также не нужны в тех случаях, когда в афише или программе мероприятия указано, что вход свободный.

Внешний вид (дресс-код)

Не обязательно подбирать вечерние туалеты: концерты проходят в стенах действующего Кафедрального Собора святых апостолов Петра и Павла — достаточно лишь помнить об этом. Из строгих предписаний: одежда не должна открывать область декольте, спину или плечи; на ней не должно быть вызывающих надписей или изображений. В остальном — можно обойтись вполне демократичной формой одежды (исключая шорты и мини-юбки)

Наши милые слушательницы свободны выбирать по своему вкусу, в чём прийти: будь то платье или брюки; покрывать голову — не обязательно. Мужчинам полагается находиться в Соборе без головного убора.

Обращаем Ваше внимание на то, что в Соборе нет гардероба. Посетители проходят в храм в верхней одежде, которую можно, по желанию, снять, оставив при себе. В холодное время года помещение Собора отапливается.

Возраст

Концерты в Соборе открыты для всех желающих, в том числе для детей. Возрастные ограничения на дневные концерты для всей семьи и детские мероприятия в 15 часов в партер от 3 лет, на балкон от 12 лет. На вечерние концерты в 18 часов в партер от 6 лет, на балкон от 12 лет, на вечерние концерты в 20 и 21 час в партер и на балкон от 12 лет.

В случае, если ребёнок начнёт плакать или капризничать, — вам придётся выйти с ним в притвор или даже уйти с концерта раньше.

Безопасность

Пожалуйста, мы настоятельно просим Вас воздержаться от прихода в Собор на концерт вместе с животными, а также с едой, напитками, чемоданами и другими габаритными, взрывоопасными и режущими предметами. Вас не впустят вместе с ними в зал. Не разрешается въезжать в помещение Собора на роликах, скейтбордах и самокатах, вносить и оставлять на хранение самокаты, ролики, скейтборды, велосипеды и коляски и заезжать на территорию Собора на автомобилях. На территории Собора нет парковочных мест. Платные парковки имеются во всех переулках вокруг Собора.

ПЕРЕД КОНЦЕРТОМ

К какому времени лучше всего приходить?
Зал открывается за 20 минут. Для прохода в зал Вам нужно пройти контроль купленных электронных билетов у стола регистрации и получить программу концерта. Это занимает несколько минут, но перед началом возникает очередь. Поэтому рекомендуем приходить минут за 40-45. После начала концерта вход в зал разрешается во время аплодисментов, чтобы не мешать другим слушателям.

Через 20 минут после начала концерта вход в зал разрешается только на балкон. Если балкон по техническим причинам закрыт, вход опоздавших слушателей в зал осуществляется только во время перерывов между номерами концертной программы, при этом посетители обязаны занимать ближайшие ко входу свободные места (места, указанные в билете опоздавшего, теряют свою актуальность)

Просим Вас отнестись с пониманием и не опаздывать.

Я думаю приобрести билет непосредственно перед концертом…
Да, это возможно. Продажа начинается за час перед концертом. В течение часа до начала концерта вы можете оплатить посещение концерта в виде установленного пожертвования на содержание Собора в размере, соответствующем стоимости концерта с учетом имеющихся льгот и скидок. Очень рекомендуем в таких случаях приходить несколько раньше, чтобы иметь возможность выбрать места по Вашему предпочтению из имеющихся в наличии, т.к. перед началом их может не остаться и просто прогуляться по прекрасной территории Кафедрального Собора.

Трезвость ума и спокойствие духа
Пожалуйста, будьте спокойны и не торопитесь, как только смотрители начнут пропускать слушателей в зал. Такое поведение не только неуместно в церкви, но и опасно для здоровья. Мы рассчитываем на Ваше понимание!

Контроль билетов
Пожалуйста, будьте готовы показать свои входные билеты смотрителям. В случае, если у Вас специальный билет, купленный по социальным скидкам — будьте готовы также продемонстрировать документ, подтверждающий факт социальной скидки.

Места в центральном и боковых нефах, центральном и боковом балконе
Пожалуйста, занимайте места в указанном секторе строго согласно вашим билетам.
Если вы выбрали места в боковых нефах и на боковом балконе, вы можете занять ряд и место исключительно в указанных секторах, а не в центральных. Просим не пересаживаться во время концерта в центральные сектора на чужие места.
В случае, если у Вас возникли затруднения — пожалуйста, обращайтесь за помощью к смотрителям.

История Собора

Подробно узнать о том, как устроен наш Собор — вы можете на экскурсии. Очень просим не производить её в частном порядке, и не ходить по Собору с подобной целью («посмотреть») перед концертом. Тем более просим не заходить в алтарную часть и за ограждения. После концерта Вы, при желании, можете задать интересующие Вас вопросы об устройстве Собора нашим сотрудникам (они носят бейджи с именами).

ВО ВРЕМЯ КОНЦЕРТА

Фото и видео
Снимать в Соборе во время концерта — можно, но только без вспышки и не перед лицом исполнителей, чтобы не мешать проведению концерта. Съемка исполнителей производится только по их просьбе и с согласия организаторов концерта. Если Вы собираетесь выложить фотографии или видео в социальной сети — просим, по возможности, проставлять геометку (Кафедральный Собор Святых Петра и Павла) и хэштеги #фондбельканто и #лютеранскийсобор

О том, что недопустимо
Ещё раз убедительно просим Вас помнить о том, что Собор — действующая церковь. Пожалуйста, соблюдайте общепринятые правила поведения. За их несоблюдение Вас могут попросить покинуть зал. В храме, как и в других общественных местах, нельзя целоваться, вести себя вызывающе, грубить и мешать другим людям. Если смотритель просит Вас покинуть зал — вы должны сделать это незамедлительно. Выяснить причины и все обстоятельства вы сможете в притворе у администрации.

Аплодисменты и цветы

Во время концертов в Соборе можно выражать своё одобрение аплодисментами. Желающие могут по окончании концерта подарить исполнителям цветы.

Дополнительно

После каждого концерта можно записаться на экскурсию в Собор.

Инструкция

С точки зрения религии, любой освященный храм, вплоть до самой скромной придорожной часовни, одинаково дорог и угоден Богу. Тем не менее, и здесь действует негласный «табель о рангах». Если храм по какой-то причине имеет особый статус, то ему может быть присвоено звание собора. Ну, а если именно в этом храме совершает службы епископ – местной административно-территориальной единицы (епархии), для которого отведено особое почетное место – , такой собор «кафедральным».

Формально, епископ может избрать своей резиденцией любой храм по своему усмотрению, даже самый обычный, ничем не примечательный. Однако, поскольку сам статус кафедрального собора автоматически подразумевает, что во время служб в нем будет находиться большое количество людей, епископы обычно останавливали свой выбор на самых просторных и величественных зданиях. Многие из них представляют собою настоящие шедевры архитектуры, исторические памятники, до сих пор привлекающие огромное количество не только верующих людей, но и , туристов из всех концов Земли.

Большинство кафедральных соборов Западной Европы были построены в готическом стиле. Пожалуй, наиболее известный из них, прославленный во многих книгах и фильмах – Нотр-Дам де Пари – Собор Парижской Богоматери. Изумительно красив другой французский кафедральный собор – Нотр-Дам де Реймс, где в средние века происходили коронации королей Франции. Великолепен кафедральный собор во Флоренции – Санта-Мария-дель-Фьоре. Вопреки широко распространенному мнению, самый «важный» католический собор – Святого Петра в Риме – кафедральным не является. Что ничуть не уменьшает количество посетителей, желающих взглянуть на это чудо.

В России статус кафедрального имеют многие соборы. Например, в Москве – знаменитый Храм Христа Спасителя и Богоявленский – резиденция Патриарха. В Санкт-Петербурге – Казанский собор, творение архитектора Воронихина. В Новгороде Великом – Софийский собор. Большая часть российских кафедральных соборов построена в соответствии с византийскими традициями, в более строгих, выдержанных тонах, но тоже великолепны.

Видео по теме

Связанная статья

Совет 2: Кафедральный собор Эквадора: история строительства

Жители республики Эквадор в основном исповедуют католицизм. Это объясняется исторически: территорию в начале XVI века завоевали испанцы, и на месте древнего индейского поселения построили город Сан-Франсиско-де-Кито, сегодня просто Кито, столица Эквадора. В 1822 году войска соседки Колумбии разгромили испанцев, и контроль над Эквадором получил Симон Боливар. В стране начались многие преобразования, но они не коснулись вероисповедания. В 1892 году в Кито началось строительство кафедрального католического собора.

Собор в Эквадоре, посвященный Иисусу, созданный в неоготическом стиле, крупнейший и красивейший в Эквадоре. он поражает своим величием, угрюмостью и строгостью форм. Он не типичен для местной архитектуры. Многие приезжающие в Кито, в основном колумбийцы, венесуэльцы и перуанцы с и восхищением смотрят на него — у них подобного нет.

Инициатором постройки собора в конце XIX века стал Матовелле, которому очень хотелось создать в Эквадоре собор, размерами и архитектурой походивший на католический храм. Но среди эквадорцев не нашлось подходящего архитектора — слишком завышенными были у священника требования. Тогда Матовелле обратился к прибывшему по случаю в Эквадор французскому архитектору Эмилио Тарлие с предложением принять участие в подготовке проекта католического собора.

Тарлие согласился, хотя и понимал, что ему придется столкнуться с немалыми трудностями. Он вернулся на и стал разрабатывать проект, взяв за основу грациозный классический французский кафедральный собор Святого Стефана в Бурже. Храм в Бурже был возведен еще в начале XIV века. Тарлие вернулся в Эквадор и строительство началось. Средства для собора поступали в виде пожертвований от частных лиц. Им всем обещали увековечить их имена в камнях, которые шли на возведение стен. Кроме того, пришлось повысить налог на соль, но, несмотря на всё это, строительство собора двигалось медленными темпами.

Взяв за основу французский храм, Тарлие увеличил длину эквадорского собора на 18 метров. Увы, тотчас возникли проблемы со стенами двух башен колоколен — их нужно было основательно укреплять. Увеличив длину, Тарлие уменьшил ширину собора, при этом подняв высоту колокольни.

Архитектор Тарлие и священник Матовелле не дожили до окончания строительных работ. Они не увидели то, о чем мечтали. Храм для богослужения освятили только в 1985 году. На это событие в Кито прибыл Папа Римский Иоанн Павел II.

Видео по теме

— (гр. русск.). Церковь, приписанная к архиерейской кафедре. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. КАФЕДРАЛЬНЫЙ СОБОР греч. рус. Церковь, приписанная к архиерейской кафедре. Объяснение 25000 иностранных… … Словарь иностранных слов русского языка

Кафедральный собор — собор в резиденции епископа. В южной Германии кафедральный собор называется Мюнстер. (Словарь терминов архитектуры. Юсупов Э.С., 1994) * * * главный храм епархии с архиерейской кафедрой. (Архитектура: иллюстрированный справочник,… … Архитектурный словарь

КАФЕДРА, ы, ж. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

Сущ., кол во синонимов: 1 храм (57) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

Кафедральный собор — городской храм, в котором находится кафедра епископа… Источник: СП 31 103 99. Здания, сооружения и комплексы православных храмов (принят Постановлением Госстроя РФ от 27.12.1999 N 92) … Официальная терминология

Кафедральный собор — городской храм, в котором находится кафедра епископа. Источник: МДС 31 9.2003: Православные храмы. Том 2. Православные храмы и комплексы. Пособие по проектированию и строительству (к СП 31 103 99) … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

Главный храм епархии, в котором находится кафедра епископа … Католическая энциклопедия

Кафедральный собор — ♦ (ENG cathedral) (от греч. kathedra, лат. cathedra кресло, трон) церковь, в к рой находится трон или официальное седалище (лат. sedes) епископа данного диоцеза. С этого места епископ осуществляет руководство литургией, а в более широком… … Вестминстерский словарь теологических терминов

Собор Кафедральный собор нем. Königsberger Dom (Кёнигсбергский кафедральный собор) … Википедия

Собор Кафедральный Собор нем. Königsberger Dom Бывший кафедральный собор Кёнигсберга Современное состояние Кафедрального Собора … Википедия

Книги

  • Кафедральный собор Непорочного Зачатия в Москве , Боде А., Боровская Н., Горбунов К. и др.. Эта книга рассказывает о Кафедральном храме католической Архиепархии Божией Матери в Москве, освященном в честь Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии 21 декабря 1911 г. История собора от…
  • Свято-Троицкий кафедральный собор , . История Свято-Троицкого кафедрального собора города Екатеринбурга зримо являет нам доказательство того, что ревность по Боге благочестивых предков наших позволяла им создавать прекрасные…

Наверное, нет такого человека, который бы не читал, или хотя бы не слышал, о самом известном соборе Франции – Соборе Парижской Богоматери или Нотр-Дам-де-Пари. А ведь этот собор, который имеет очень интересную историю, и является ярким примером кафедрального собора. Но кафедральные соборы есть не только в европейских странах. Есть такие соборы и в России. Их не так уж и много, но все они широко известны. Это Владимирский собор в Киеве, храм Василия Блаженного в Москве, Петропавловский собор в Санкт-Петербурге, Успенский собор во Владимире… Так чем же отличается кафедральный собор от всех остальных соборов?

Самое главное отличие кафедрального собора состоит в том, что в таком соборе обязательно есть кафедра. Кафедра (от латинского слова, которое означает «кресло» или «трон») – это самое почетное место в храме, где находится кресло, предназначенное для епископа. Но иногда это кресло символизирует не только почётное место, но и символ власти епископа. В нашем языке от слова «кафедра» произошло название самого главного собора епархии – кафедрального, а вот в европейском языке от этого слова произошло слово «собор». То есть получается, что каждый европейский собор считается кафедральным.

Кафедра появилась очень давно. Ещё во времена христианских катакомб и часовен во время богослужения для епископа всегда устанавливалось специальное кресло. В дальнейшем кафедра располагалась в нише аспиды храма, то есть в специальном полукруглом углублении каждого христианского храма, а вокруг епископа располагались кресла других священников. Этот порядок установил ещё Иоанн Богослов, которому приснилось именно такое расположение священников и епископа во время богослужения. Но есть у этого слова и ещё одно происхождение. Кафедра – это центр епископской власти. Считается, что кафедру епископы получают от самих апостолов.

Однако на сегодняшний день единого расположения кафедры в храмах нет. Например, в русских кафедральных соборах епископский трон располагается прямо напротив престола на горнем месте. В Элладской церкви кафедра располагается на клиросе, то есть перед самым иконостасом.

Статус «кафедрального собора» присваивается один раз и навсегда. Это правило действует не только в России, но и во всех европейских странах. Однако если архиерей решит, что для проведения богослужения ему нужен другой собор, и этот новый собор будет построен, звание кафедрального собора у старого здания никто отнять не имеет права.

Есть ещё одна особенность кафедральных соборов – они могут быть любых размеров, а кафедре совсем не обязательно постоянно находиться в здании собора. Её могут выносить только в тех случаях, когда службу будет проводить архиерей. Всё остальное время такая переносная кафедра может находиться в самом укромном месте.

Кроме собственно кафедральных соборов есть ещё и сокафедральный собор – здание, в котором есть вторая кафедра, и прокафедральный собор – здание, которое временно выполняет функцию кафедрального собора.

См. также Главный.

Русский

Паронимы: заглавный.

Морфологические и синтаксические свойства

падеж ед. ч. мн. ч.
муж. р. ср. р. жен. р.
Им. гла́вный гла́вное гла́вная гла́вные
Рд. гла́вного гла́вного гла́вной гла́вных
Дт. гла́вному гла́вному гла́вной гла́вным
Вн. одуш. гла́вного гла́вное гла́вную гла́вных
неод. гла́вный гла́вные
Тв. гла́вным гла́вным гла́вной гла́вною гла́вными
Пр. гла́вном гла́вном гла́вной гла́вных
Кратк. форма гла́вен гла́вно главна́ гла́вны

гла́-вный

Прилагательное, качественное, тип склонения по классификации А. Зализняка — 1*a/c. Сравнительная степень — главне́е, главне́й, поглавне́е, поглавне́й.

Корень: -главн-; окончание: -ый .

Произношение

  • МФА: (файл)

Семантические свойства

Значение

  1. самый важный, основной, стоящий выше других ◆ Отсутствует пример употребления (см. рекомендации).
  2. субстантивир. руководитель, предводитель ◆ Сегодня главный опять отправил меня на очередное задание, при этом строго так посмотрев.

Синонимы

  1. основной, головной, ведущий, важнейший, верховный, первостепенный, центральный

Антонимы

  1. вспомогательный, второстепенный, побочный, подчинённый

Гиперонимы

Гипонимы

  1. генеральный

Родственные слова

Ближайшее родство

  • существительные: глава, главарь, главбух, главврач, главенство, главк, главка, главнокомандование, главнокомандующий, голова, заглавие, оглавление, озаглавливание
  • прилагательные: главнейший, головной, заглавный
  • глаголы: возглавить, возглавлять, главенствовать

Этимология

Фразеологизмы и устойчивые сочетания

  • главное предложение
  • главный бухгалтер
  • главный врач
  • главный комплекс гистосовместимости
  • главный корабельный старшина
  • главный редактор
  • главный старшина
  • главный член предложения
  • главным образом
  • направление главного удара

Перевод

Библиография

Для улучшения этой статьи желательно:

  • Добавить примеры словоупотребления для всех значений с помощью {{пример}}
  • Добавить гиперонимы в секцию «Семантические свойства»
  • Добавить хотя бы один перевод для каждого значения в секцию «Перевод»

Молятся Христу за всех человеков,
на земном кругу обитающих
Кн. А. М. Курбский. История…
В иностранных и русских толковых словарях понятие «круг» в связи с его написанием (графикой) не объяснено, этимология не прослежена. Отношения термина с идеологической системой не выявлены, во всех словарях в истолковании понятия работает один тип объяснения, круг – это круг.
Круг — часть плоскости, ограниченная окружностью (содержащая ее центр). Круглый – имеющий форму круга, распространенный геометрический символ, чья форма связана с видом Солнца и Луны, часто применялся в различных религиозных системах, где бог истолковывался как круг с вездесущим центром. У круга нельзя увидеть ни начала, ни конца, ни направления, ни ориентировки, и небосвод вследствие кругообразного движения звезд, на средневековых миниатюрах представляется как круглый купол. Круг с точкой в центре является в астрономии символическим знаком Солнца, в алхимии — знаком соответствующего ему металла — золота; в магии круг несет функцию ограждения пространства от злых духов, которое при заклинании возникает вокруг мага и через которое нельзя переступить.
1) Существующая этимология и применение в русском языке
а) Словарь русского языка XI-XVII вв. АН СССР, М., 1981
Кругъ. Круг, окружность. 1) И вскоре обходящее якоже бо аште створиши кругъ утр и в ином крузЪ, утрении круг малЪе ся обряште. Изб. Свят. 1076 г. 2. Предмет, имеющий округлую или овальную форму, форму кольца. 1358 г. 3) Диск (луны, солнца) 1360 г. 4) Окружающая местность. Не елика до Иерусалима и до Илюрика, нъ болье круг благовествованием обялъ есть. Григ. Наз. XI в. 5) Собрание, совокупность. XI в. 6) Период, цикл. 1345 г. 7) Собрание богослужебных книг на круглый год. 1483 г., и т. д.
б) Викисловарь, круг, круглый
Корень: -круг-; суффикс: -л; окончание: -ый. Значение: по форме близкий к кругу или к телу вращения (цилиндру, шару и т. п.).
Этимология по Максу Фасмеру
Происходит от существительного круг, далее от праслав. *krogъ, от кот. в числе прочего произошли: ст.-слав. кругъ (др.-греч. kyklos), русск., укр., белор. круг, болг. кръг(ът), сербохорв. круг (род. п. круга), словенск. krog, чешск., словацк. kruh, польск. krag (род. п. kregu).
в) Иностранные словари
В европейских языках понятие «круглый» передано так: английский – circular; итальянский – circolare; испанский – circular; латинский – circuli круг; отметим, что буква C в латинском языке использовалась для обозначения звуков и . В 234 г. до н. э. была создана отдельная буква G путем добавления к C поперечной черточки; таким образом, чтение могло возникнуть после указанной даты, до этого времени могли читать .
Доказать это невозможно, никто не знает как произносились буквы в III веке до н.э., но структура (построение) латинского слова CIR + CULI = ЦИРКУЛИ = ЦИР + ГУЛИ близко к еврейским понятиям: ивр.ЦИЕР рисовать, чертить + ГУЛА шар; ИГУЛ круг, округление; АГ, УГ, УГА нарисовать круг, круг. Один из особенных признаков округлого предмета – возможность перекатывать с меньшими усилиями – Г.Л.Л., ГАЛАЛ катить, катиться.
* Словарь Макса Фасмера: «круглый — укр. круглий, цслав. круглъ, болг. кръгъл, сербохорв. о;-круго, ж. округла, словен. krog;l, чеш. okrouhly, польск. okragly. От круг»; проступает первоначальная латинская форма с буквой «G».
В греческом языке — круг seir; (лат.), очевидно, просматривается понятие «шар» прочитано наоборот = РОШ, РЕИШ арам. голова, головка (округлой формы); круглый, o gyros kyklos (лат.); gyros – вокруг; kyklos – колесо, круг. Очевидно, что и греческий язык заимствовал финикийско-еврейский лексикон, буква «ипсилон» (передается лат. y) в раннем греческом языке читалась как «, » (русск. У), а в современном греческом как (русск. И). Греч. g;ros (ГИРОС) могло читаться, как ГУ+РОС (ГУРОШ), что очевидно связано с семитским термином УГ, УГА – круг и РОШ голова, головка.
г) Обобщение и вывод
Информацию, хранящуюся в закодированном слове можно установить, если в систему диалога двух языков ввести третьего участника – идеологию, а проще говоря – язык Бога; апостол Павел говорил: «Сколько, например, различных слов в мире, и ни одного из них нет без значения» (1-е Коринф. 14:10).
Вывод
Из приведенных примеров ясно, что термин «круг» имеет связь с терминологией иврита.
2) Терминология иврита и библейский образ
Круг – в любом случае вогнутая фигура, часть круга – дуга, она может быть по отношению к наблюдателю выпуклой или вогнутой: Солнце, холм, вгиб, вмятина, впадина, ложбинка, углубление, ямка. В быту «круг» – колесо, вогнутой формы, округлой, посуда: миска, котел, кружка, ведро (цилиндр, вал – ГАЛИЛ). Вероятно, в связи с этими распространенными и отчетливо формами природных объектов и искусственных предметов и было образовано понятие «круг» или «круглый».
а) Терминология
Приведем термины «круг», «круглый» в форму приближенную к грамматике иврита и выделим корни – КРУГ = КР+УГ; КР+УГЛ+ЫЙ.
* КРУГ + КР+УГ = иврит — К.Р., КОАР вгибать, вогнутость + АГ, УГ, УГА круг.
* КР+УГЛ+ЫЙ = ивр. К.Р., КОАР вгибать, вогнутость + АГОЛ круглый.
б) Библейские образы
3-я Царств 7:23: «И сделал литое из меди море, — от края его до края его десять локтей, — совсем круглое (АГОЛ), вышиною в пять локтей, и снурок в тридцать локтей обнимал его кругом».
3-я Царств 10:19: «к престолу было шесть ступеней; верх сзади у престола был круглый (АГОЛ), и были с обеих сторон у места сиденья локотники».
Таким образом, русские термины «круг, круглый» являются транслитерацией (перевод знаков одного алфавита на другой, отличный) терминов иврита, слова-понятия заимствованы из библейских текстов. В результате торговых и культурных контактов в 1 тыс. до н.э. в Средиземноморском регионе формируется общая лексика. Территории Финикии и Израиля в этот период находились на перекрестке торговых путей, связывающих материки Азии, Африки и Европы, соответственно образование «фонового знания» происходило под влиянием финикийской и еврейской системы идеологии, письменности и лексикона.

[ad01]

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *