41. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ

Под принципом понимают основные исходные положения какой-либо теории или науки в целом, это основные требования, предъявляемые к чему-либо.

Педагогический принцип – это основные идеи, следование которым помогает лучшим образом достичь поставленных педагогических целей.

Рассмотрим педагогические принципы формирования воспитательных отношений.

1. Принцип природосообразности является одним из старейших педагогических принципов. Существуют правила существования принципа при-родосообразности:

– педагогический процесс должен строиться в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями учащихся;

– необходимо знать зоны ближайшего развития, которые определяют возможности учащихся, также опираться на них при организации воспитательных отношений;

– необходимо направлять воспитательный процесс на развитие самовоспитания, самообразования учащихся.

2. Принцип гуманизации. Данный принцип можно рассматривать как принцип социальной защиты растущего человека, как педагогический процесс, который строится на полном признании гражданских прав воспитанника и уважении к нему.

3. Принцип целостности. По-другому данный принцип можно назвать принципом упорядоченности. Он означает достижение единства и взаимосвязи между всеми компонентами педагогического процесса.

4. Принцип демократизации означает предоставление участникам педагогического процесса определенных свобод для саморазвития, саморегуляции, самоопределения, самообучения, самовоспитания.

5. Принцип культуросообразности заключается в максимальном использовании в воспитании и образовании культуры той среды, в которой находится конкретное учебное заведение.

6. Принцип единства и непротиворечивости действий учебного заведения и образа жизни учащихся. Данный принцип направлен на организацию компонентов педагогического процесса, на установление взаимосвязей между сферами жизни учащихся.

7. Принцип профессиональной целесообразности. Данный принцип обеспечивает подбор содержания, методов, форм педагогического процесса, который направлен на подготовку специалистов с учетом выбранной специальности, с целью формирования профессионально важных качеств, знаний и умений.

8. Принцип политехнизма. Направлен данный принцип на подготовку специалистов широкого профиля на основе изучения научной основы, общей для различных наук, технологий производства, что позволяет учащимся переносить полученные знания из одной области на другую. Вышеизложенные принципы обучения отражают зависимость закономерностей учебного процесса от его целей, которые ставятся в обучении. Иначе говоря, это закономерности, знания, законы, сущность, содержание, структура, что выражается в форме, которые обеспечивают возможность использовать их определенных норм педагогической практики.

В современной дидактике принципы обучения рассматривают как рекомендации, которые должны направлять педагогическую деятельность и учебный процесс в целом, а также как способ достижения педагогических целей с учетом всех закономерностей учебного процесса.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Читать книгу целиком
Поделитесь на страничке

Следующая глава >

«Великая дидактика» Я.А. Коменского – первое научное обоснование педагогической теории

17.03.2010/контрольная работа

Биография, философские воззрения и педагогическое учение Я.А. Коменского. Структура и содержание «Великой дидактики». Роль образования в гармоничном развитии человека и совершенствовании общества. Методы нравственного воспитания по Я.А. Коменскому.

Авторитет учителя-воспитателя как педагогический феномен

31.05.2006/дипломная работа

Сущность педагогического авторитета. Экспериментальная проверка значения различных компонентов (личностного и профессионального) авторитета педагога для различных категорий субъектов учебно-воспитательного процесса.

Адаптация педагогических идей Л.Н. Толстого

6.02.2008/курсовая работа

Личность Л.Н. Толстого. Характеристика государственного образования в России начало IХ конец ХХ вв.. Педагогическая концепция, идеи и методы обучения Л.Н. Толстого. Преемственность педагогических идей Л.Н. Толстого в концепции начального образования.

Адаптивные возможности системы допрофессионального педагогического образования

23.10.2002/курсовая работа

Система и структура допрофессионального образования в России. Адаптация будущего учителя в системе допрофессионального образования. Многоуровневая система образования в России — как условие функционирования системы допрофессионального образования.

Анализ возможностей современных педагогических технологий по формированию практических навыков профессиональной деятельности слушателей на групповых упражнениях по специальным учебным дисциплинам

4.06.2003/дипломная работа

Педагогическая система и педагогическая технология, их роль формирования специалиста заданного профиля. Групповое упражнение как сфера применения педагогических технологий. Обоснование предложений по совершенствованию технологий.

Анализ и самоанализ педагогической деятельности в процессе обучения технологии

24.06.2010/дипломная работа

Основные понятия и виды педагогической деятельности. Специфика деятельности учителя технологии в процессе обучения технологии. Понятие анализа и самоанализа педагогической деятельности. Пример разработки урока «Технология точения на токарном станке».

Анализ педагогического процесса в МОУ «Средняя общеобразовательная школа №175» г. Зеленогорска

22.07.2010/отчет по практике

Методы и формы ведения уроков в школе. Овладение методикой учебно-воспитательного процесса по праву. Проведение учебно-воспитательной работы с учётом возрастных особенностей школьников. Приемы владения аудиторией и формирования мотивации учащихся.

Введение в педагогическую профессию

24.11.2009/учебное пособие

Специальность педагога-учителя и воспитателя. Цели обучения и воспитания. Взаимосвязь деятельности учителя и деятельности учащихся в учебном процессе. Формирование системы общечеловеческих и национальных ценностей. Адаптация к педагогической деятельности.

Взаимодействие социальных институтов в управлении педагогическим процессом

26.12.2009/реферат

Организационная структура педагогического коллектива школы, основные группы конфликтов. Семья как педагогическая система, специфика ее развития. Психолого-педагогические основы установления контактов с семьей школьника. Формы работы учителя с родителями.

Взаимосвязь стиля педагогической деятельности и проявления школьной дезадаптации школьников

2.12.2009/курсовая работа

Виды и факторы школьной дезадаптации. Современные классификации стилей педагогической деятельности. Роль преподавателя в адаптации школьников. Методики диагностики школьной дезадаптации. Психологический анализ особенностей адаптации первоклассников.

Онтологическое основание педагогики в православной традиции

Игумен игум. Георгий (Шестун)

Православная традиция может быть рассмотрена в двух типологических формах – как традиция культурно-историческая и как Церковное Предание.

Рассматривая православную традицию в категориях культурно-исторической традиции, как способ жизнеустроения, мы выделяем, прежде всего, нравственные заповеди и культовые установления, мы определяем, что является ценным в Православии, какие обычаи, правила, нормы, выработанные в течение истории в лоне Православной культуры как выражение Божественного человеческими средствами, востребованы в наше время. Нормы, установления, обычаи, и являются средством организации общей жизни, это законы управления человеческим сообществом, а значит форма управления человеком как членом социума, управление «внешним человеком». Культурно-историческая традиция, утверждая нравственные заповеди христианства в основе общественного жизнеустроения, определяет жизнь человека в мире других людей и ограничивает рассмотрение проблемы преемства только рамками аксиологической интерпретации христианства. Такой подход позволяет нам выделить культурно-историческую традицию как светский компонент православной традиции, на основе которой определяется содержание нравственного и гражданского воспитания, а также процесса социализации личности. Культурно-историческая традиция определяет начальную границу нравственного совершенствования человека, целью которого является обожение человека. Культурно-историческая традиция в Православии связана со способом выражения Богооткровенной Истины.

В качестве конфессиональной традиции Православие осознается как Церковное Предание (или традиция Церковная). Церковное Предание рассматривается как способ и условие восприятие Истины. Предание сообщает каждому члену Церкви способность слышать, принимать и познавать Истину в присущем ей свете, а не в естественном свете человеческого разума. Предание не передача прошлого в будущее, а данная Церкви сила передачи, сопутствующая тому, что передается. Жить в Предании, значит жить церковной жизнью. На этом уровне Православной традиции человек видит себя перед Лицом Божиим, перемещает свой взор на «внутреннего человека», открывает в себе реальность внутреннего мира. Предание, обращение к свидетельству святых, усвоение их духа, а значит особого взгляда на мир, особой духовной ориентации человека в этом мире. Через Предание выявляется онтологическое основание православной традиции. Оно удостоверяет содержание идеалов и ценностей, образующих аксиологическую традицию.

Православная традиция признает изначальную духовность человека и реальность естественного нравственного закона, обретаемого во всех людях. Благодаря естественному нравственному закону признаются фундаментальными правила нравственной жизни человека и общества. Церковная традиция утверждает, что этот закон дан Богом, и является достоянием всех людей, он ориентирует каждого человека в выборе добра.

Изначальная духовность человека присуща ему по естеству и состоит в его творческой способности, в способности познавать божественный закон, в его свободе, словесном даре, в его стремлении к истине, добру и красоте. Человеческая духовность сама по себе не может удержать человека от греховного падения, которое состоит в отрицании нравственного закона и следовании своей греховной воле. Для исполнения нравственного закона недостаточно одного нравственного самоопределения или желания человека, необходима сила, оживляющая дух и устремляющая человека к Богу. Эта сила даруется человеку Божественной благодатью в Церковных таинствах. В церковной традиции духовность рассматривается как благодать Божия, как божественная энергия, оживляющая индивидуальный дух человека и устремляющая его к Богу. Эта особая сила, обретаемая в церковной жизни, дает человеку возможность нравственного совершенствования.

В понятии духовно-нравственного становления осуществляется сопряжение понятий «нравственный» и «духовный». Духовно-нравственное становление есть процесс, цель, устремление и доминанта развития и духовного становления человека, при этом развитие захватывает все силы и способности человека, как плотские, так и разумные силы души, а духовное становление понимается как обретение целостности и превосхождение естества в личностном бытии.

С точки зрения педагогики сущность сопряжения понятий «нравственный» и «духовный» в понятии «духовно-нравственное становление» наиболее близко отражает богословское понятие «совершенство-устремление», развиваемое в русле синергийного подхода. Используя понятие «энергийный образ человека» как структуру множества индивидуальных разнородных энергий, «совершенство-устремление» определяется как характеристика такого типа энергийного образа человека, при котором все без изъятия энергии человека согласно направляются к Богу, к Инобытию, за пределы внешней эмпирической реальности (С. Хоружий). В процессе духовного становления (продвижение человека к соединению с благодатью) энергии человека, не подавляясь усваивают себе новый строй сообразный с действием благодати. Человеческие энергии могут лишь создавать условия и предпосылки для этого. «Совершенство-устремление» рассматривается как вектор и устремление, доминанта, сила и энергия духовно-нравственного становления.

Развитие человека можно определить как становление самим собой или реализацию истинного Я, через сотворение себя в синергии с действием благодати, что означает в то же время открытие в себе Образа Божия, в самосознании, жизни и деятельности человека.

Такому пониманию развития предпослано представление православной традиции о существовании у человека двух планов самосознания: существует не только эмпирическое Я повседневного самосознания, с его наличными, ограниченными психологическими характеристиками, которое и является предметом традиционных научных исследований, но и высшее Я, содержащее всю полноту возможностей, которые в перспективе может раскрыть человек, проходящий свой жизненный путь в условиях пространственно-временных ограничений и определенной социокультурной среде. В христианской антропологии это – понятие Образа Божия в человеке. Его носителем является каждый человек, даже если он этого не осознает и не сообразует свою жизнь в соответствии с ним. Человек, сознательно идущий путем духовного развития стремится уподобиться Образу Божию. Отношение между эмпирическим и высшим Я, их встречное движение создают, «вертикальное» измерение развития как такового и определяют ценностное (аксиологическое) содержание развития. Сугубо «горизонтальные» изменения, которые мы все претерпеваем постоянно, носят адаптационный или опережающе-адаптационный характер и могут не иметь самостоятельного ценностного содержания.

Сущность духовного становления составляет путь воссоединения человека с Богом (теозис, обожение). Это есть путь спасения падшего человека, путь его восстановления в первозданной чести. Разделение возникшее между человеком и Богом, ставшее для человека непреодолимой бездной после его самоопределения в новом состоянии близком к небытию (В.Н. Лосский), состоянии греха и смерти, требует от человека для выполнения своего призвания – соединения с Богом, преодоления тройной преграды: смерти, греха и природы. Церковная традиция утверждает, что один только Бог может, освобождая человека от смерти и греховного пленения, вернуть ему возможность обожения. Духовное становление представляет собой процесс обретения человеком личностного бытия в церковной жизни.

В процессе духовно-нравственного становления человек становится личностью. Единство развития и духовного становления носит процессуальный, целевой и энергийный характер и проявляется в том, что только в личностном бытии становится возможным истинное развитие, которое проявляет себя как сотворчество, синергия Бога и человека в обожении, достижении «высшего Я», в святости, в очищении и открытии Образа и обретении подобия Божьего в человеке. Богоподобие человека проявляется через воссоздание соборного единства человеческой природы в жизни по христианским заповедям смирения, кротости, терпения, целомудрия, любви, милосердия, чистоты сердца, миротворчества, твердости в исповедании веры.

Предметом православной педагогики является образование как восстановление целостности человека, предполагающее развитие всех его сил, всех его сторон, соблюдающее иерархический принцип в устроении человека. Иерархический принцип требует такого устроения человека, при котором образ Божий мог бы раскрыться во всей силе, во всей полноте.

Создание условий для духовно-нравственного становления человека, для обретения им личностного бытия в Церкви, усвоение личностью спасительного, нравственно востребованного духовного опыта составляет сущность процесса воспитания в православной педагогике. Воцерковление есть создание условий для духовно-нравственного становления, поэтому мы вправе определить воспитание как воцерковление, или, что то же самое, раскрыть содержательно-смысловую сторону понятия воцерковление через идею православного воспитания.

Педагогическая поддержка врожденной потребности человека к познанию Истины и к Богообщению составляет суть обучения в православной традиции.

Церковь, семья, школа образуют совокупность условий, определяющих духовно-нравственное становление человека в православной традиции.

В Православной традиции личность рассматривается как духовная ипостась человеческой природы. Природа человека имеет характер соборности, поврежденный в грехопадении и восстановленный в Церкви. Человек не ограничен своей индивидуальной природой, он не часть целого, а потенциально содержит в себе целое. Единое человеческое естество, рассеченное грехом на множество частей восстанавливает утерянное единство в Церкви в Таинстве Крещения. В Таинстве Евхаристии, таинстве Тела и Крови Христовых, осуществляется соединение со Христом и со всеми членами Церкви. Церковь как новое единство очищенной Христом человеческой природы, как единое Тело Христово есть также и множественность лиц, каждое из которых получает дар Духа Святого, который сообщает каждой человеческой ипостаси в Церкви полноту благодати, превращая каждого в сознательного соработника Богу, даруя каждому возможность реализовать его неповторимое призвание.

Градация духовного возрастания личности определяется в понятиях «лик», «лицо» и «личина» (о. Павел Флоренский). В лике есть воплощение в жизни и личности образа Божия, явление его миру. «Лицо» характеризуется проявленностью совершенство-устремления. При утрате совершенство- устремления появляется маска, личина, которая лживо указывает на несуществующее. В психологическом плане различие между «лицом», «ликом» и «личиной» проявляется в дифференциации внешней и внутренней жизни человека. По мере приближения к «лику» дифференциация должна уменьшаться, в противном случае увеличиваться.

УДК 374

Прокошева Елена Дмитриевна

Prokosheva Elena Dmitrievna

соискатель Владимирского государственного педагогического университета, стажер Института психолого-педагогических проблем детства Российской академии образования

К ВОПРОСУ О СИСТЕМЕ ПРИНЦИПОВ

В ПРАВОСЛАВНОЙ ПЕДАГОГИКЕ

CONCERNING THE SYSTEM OF PRINCIPLES IN THE ORTHODOX EDUCATION

Аннотация:

Большинство современных исследователей достаточно согласованно выделяют общие принципы православной педагогики, анализ которых позволяет выйти на новый уровень обобщения и систематизации. В настоящей статье представлены два уровня педагогического осмысления православия: онтологический и методологический.

Ключевые слова:

общие принципы православной педагогики.

general principles of orthodox education.

Впервые онтологический уровень в православной педагогике выделил В.В. Зеньковский. Работа архимандрита Георгия (Шестуна) «…является важным вкладом автора в педагогическую теорию и раскрывает понятие «онтологическое основание педагогики”» . Методологический уровень в православной педагогике впервые анализируется В.И. Слободчиковым. Наличие двух уровней педагогического осмысления, онтологического и методологического, помогает не только уравновесить всю систему принципов, но и позволяет учитывать тот факт, что методология и онтология являют собой два разных способа мышления. Предметность мышления позволяет определить — «что», а онтологический способ позволяет выяснить — «как» . Вместе эти два типа мышления работают на одну и ту же задачу, помогая воспитателям вести детей с разным типом мышления через весь мир, что дает им возможность во всей полноте раскрыть для себя Православие.

Рассмотрим эти уровни подробнее.

Онтологический уровень. Этот уровень предполагает наличие принципов, определяющих бытие человека во Христе.

1. Принцип христоцентричности. «Принципом всего сущего является Бог — источник всякого бытия» . Принцип христоцентричности является бытийным принципом жизни любого христианина и основой содержания «православного образования» . «Самая сущность человека, внутреннее ядро его личности несет в себе начало, исходящее от Бога» . Таким образом, «образование есть направленный процесс воспитания и становления человека в соответствии с образом Божиим — в этом суть педагогической сверхзадачи» . Обращение к принципу христоцентричности запускает внутренние процессы вхождения в цивилизационную традицию. М.В. Захарченко утверждает, что «.традиция — фундаментальная конкретно-историческая характеристика общественной реальности, это форма самоорганизации всякой устойчивой во времени человеческой общности, определяющая ее к бытию в качестве «системы общей жизни. связь всеобщих условий бытия и особенного человеческого способа жизни» , и подчеркивает, что традиция всегда находится во взаимосвязи со Священным Преданием Церкви, а значит, и с принципом абсолютной христоцентричности.

2. Принцип экклезиоцентричности. «Образ Божий в человеке не есть его «природа», но он входит в его природу и дает ей то начало личности, которого в тварном мире вне человека нет» . Становление личности в человеке происходит благодаря приобщению человека к Богу, через его святую Церковь, через участие в богослужениях, через Святое Причастие. Именно поэтому православную педагогику часто называют «педагогикой воцерковления» . «Воцерко-вление — это начало обожения человека» . Как утверждает протоиерей Глеб Каледа, -без этого принципа не может существовать ни православное воспитание, ни православное образование. «Наиболее высокой воссоздающей силой обладает Церковь. Реализация этого принципа помогает привить человеку «христианскую любовь и сердечное созерцание» .

3. Принцип антропосообразного развития. Антропосообразное развитие в контексте православного мировоззрения есть не что иное, как развитие человека сообразно его природе. В.В. Зеньковский предлагает смотреть на природу человека через призму антиномий: природы и личности, природы и духа, естественного и сверхъестественного, эмпирического и духовного: «Духовное начало в человеке есть корень и источник индивидуальности в человеке, источник его неповторимости во всей живой целостности состава человека… Духовная жизнь в ее естестве после грехопадения несет на себе бремя этого раздвоения: она естественно ищет Бога, но так же естественно и уходит от Него» . Святые, являющие нам идеал святости, тоже были когда-то людьми. «Быть по образу Божию… значит быть существом личным, то есть существом свободным, ответственным» . В.В. Зеньковский подчеркивает, что образ Божий в человеке не есть его природа (по происхождению), но он входит в его природу и дает ей начало личности. Тайна личности заключена не в свойствах индивидуальной природы, а в способности возвышаться над собой. Архимандрит Георгий (Шестун) считает: «.личность есть несводимость человека к природе» .

Само слово «грех» можно перевести и как непопадание в цель, таким образом, человек, балансируя между светлым и темным, старается себя «отцентровать» . Если задача педагога — показать детям, как научиться отличать добро от зла и в своих жизненных стремлениях выбирать ориентиром добро, то он прежде всего должен сам хранить веру и иметь твердость в отстаивании своих убеждений.

Методологический уровень. Этот уровень предполагает наличие принципов, определяющих взгляды на педагогическую деятельность.

1. Принцип значимого другого. Религиозному сознанию присуща диалогичность. В сознании человека присутствуют «я» и «другой во мне» («значимый другой») . Этим другим может быть как сам воспитанник, так и учитель. В деле воспитания духовности учитель должен являть собой пример «религиозной убежденности», именно в таком взаимодействии учителя и ученика совершенствуется личность» . Еще К. Д. Ушинский замечал, что любое начинание воспитателя должно быть согрето теплотой его личного убеждения, лишь тогда оно будет иметь силу. «Искренняя религиозность пронизывает все чувства, намерения и дела человека; она освящает все его внутренние помышления и находит выражение даже во внешности человека; она сообщает ему спокойствие, важность и простоту» . Некоторые педагоги могут привести к Богу «одной своей личностью, устремлением души своей к вечной правде» . Христианская идея ориентации на Божественный идеал предполагает, что всегда есть такие люди, которые живут в соответствии с этим идеалом. А идеал Церкви подтверждается практикой жизни хотя бы какого-то количества людей. Каждый человек, носящий в себе Образ Христа и проходящий свой личный путь спасения, может стать значимым для другого человека. Даже сам человек может быть для себя «значимым другим». Ощутить на себе влияние «другого себя» можно, если прислушаться к голосу собственной совести.

2. Принцип воспитания в со-бытийном сообществе. В.И. Слободчиков водит новое понятие в спектр методологических принципов православного воспитания — понятие «со-бытий-ная общность». В основе данной общности лежит принцип общения лиц — единых по существу, но уникальных в своем бытии.

Принцип воспитания в со-бытийном сообществе — это прежде всего принцип развития. «Со-бытие и есть то, что развивается. Сам ход развития состоит в возникновении, преобразовании и смене одних форм совместности, единства, со-бытия с другими формами — более сложными и более высокого уровня развития» . Каждому обществу нужны свои идеалы и цели. В Церкви такой идеал — «братство, — соборное единение наших стремлений к Богу» . Через Таинство Причащения люди присоединяются к вечной жизни, к со-бытийному сообществу в вечности. «Божественную же пия Кровь ко общению . Таким образом, все исповедующие Христа и стоящие на пути ко Христу в настоящее и прошлое время представляют собой собор, со-бытие во Христе.

В то же время важно понимать, что «.мир для человека таков, каким он его заслужил, а человек таков, каков его мир!.. Это — настоящее счастье, к которому стоит стремиться и ради которого стоит понести всякий труд!» . Для христианина со-бытийным сообщество является Церковь и вся вселенская ее полнота. Воспитательно-образовательный процесс только тогда приобретет свою предметность, когда человек понимает, каков смысл его жизни.

3. Принцип содействия саморазвитию. «Еще античные мыслители ставили вопрос: «Почему существуют учителя математики, но нет учителей, которые преподавали бы добродетель?» И сами же отвечали: «Потому что ВСЕ учителя должны являться наставниками морали» . Но человек как субъект деятельности в конечном счете сам несет ответственность за содержательную интеграцию всех воспитательных воздействий, которые на него оказываются.

Поэтому развитие человека — это его саморазвитие. Принцип содействия саморазвитию определяет отношение педагога к воспитуемому как к человеку развивающемуся, причем самобытно развивающемуся, поскольку Сам Господь промышляет о нем. Задача педагога — не включать его в свои перспективы, а предоставлять воспитаннику возможность решать самостоятельно свои жизненно важные задачи взросления.

В современных условиях, когда большинство воспитателей сами только начинают свой путь к воцерковлению, особенно важно понимать, что «педагогика. отделяющая человека от его природы, человека и его бытие, лишается личностного начала, омертвляется и засыхает» . Приведенная в данной статье система принципов может использоваться педагогами как церковного учебного заведения, так и светского. Цель образовательного процесса, которая достигается при реализации данной системы принципов, есть введение в традицию .

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ссылки:

2. Огурцов А.П. От методологии истории к метафизике истории // Наука: от методологии к онтологии. М., 2009.

3. Зелененко Александр, протоиерей. О концепции Православной педагогики и ее основополагающих принципах // Знаменские чтения : сб. материалов. 2000-2004. СПб., 2006.

4. Каледа Глеб, протоиерей. Задачи, принципы и формы православного образования в современных условиях // Отцы, матери, дети: Православное воспитание и современный мир. М., 2001.

5. Шестун Евгений, священник. Православная педагогика. М., 2001.

6. Шувалов А.В Вступительная статья: Со-Образность и со-Бытийность // Живая вода : научный альманах. Вып. I. Калуга, 2012.

7. Захарченко М.В. Антропо-цивилизационный подход к формированию образовательной области «Духовно-нравственная культура народов России» // Научное мнение. 2013. № 3.

8. Зеньковский В.В. Проблемы воспитания в свете христианской антропологии. М., 1993.

9. Шестун Евгений, священник. Указ. соч.

10. Сурова Л.В. Православная школа сегодня : книга для учащихся и учащих. М., 2000.

11. Ильин И.А. О воспитании национальной элиты / сост. Ю.Т. Лисица. М., 2001.

12. Зеньковский В.В. Указ. соч.

13. Лосский В.Н. Очерк мистического богословия восточной Церкви. Догматическое богословие / пер. с фр. В.А. Рещиковой. М., 2010.

14. Шестун Евгений, священник. Указ. соч.

15. Сурова Л. В. Указ. соч.

17. Шестун Г., Захарченко М.В. Цивилизационный подход к разработке концепции предмета «Православная культура» // Педагогика. 2013. № 7.

18. Шестун Евгений, священник. Указ. соч.

19. Зеньковский В. В. Указ. соч.

20. Ильин И.А. Указ. соч.

21. Ничипоров Борис, священник. Принципы христианской педагогики и нравственное воспитание русских детей // Живая вода : научный альманах. Вып. 1. Калуга, 2012.

22. Молитвослов. Как должно молиться в церкви. Минск, 2012.

23. Ухтомский А.А. Интуиция совести. СПб., 1996.

25. Шадриков В.Д. Философия образования и образовательной политики. М., 1993.

26. Игумен Георгий, Захарченко М.В. Введение в традицию как цель образования // Вестник РАЕН. 2007. Т. 7. № 3.

[ad01]

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *