Продолжаю свои рассказы о поездках по Псковской области, которых в прошлом году у меня случилось довольно много. Сегодня публикую первую часть фотоотчета об очень интересном путешествии по Печорскому району с клубом «Вершина», которое случилось в самом конце ноября прошлого года. Программа поездки была очень насыщеная. Мы посетили Печоры, побывали в поселках Тайлово, Залесье, Паниковичи и Лавры. Мы узнали об истории этих мест, о людях, которые здесь жили когда-то; мы посещали древние храмы и старинные кладбища.

В первой части рассказ пойдет о Печорах, где мы посетили Псково-Печерский монастырь, обошли вокруг крепостных стен, дошли до Домика стрельца и еще погуляли по городу, знакомясь с архитектурных обликом Печор эстонского периода.

Нашим проводником по Печорам и Печорскому району был Дмитрий Беляев — один из лучших экскурсоводов Пскова. Дмитрий замечательный рассказчик и очень хорошо знает историю Печорского края. Могу сказать, что я открыла для себя очень много нового, особенно из того исторического периода, когда Печорский район в 1920-1940 годах входил в состав Эстонии.

Итак, первым пунктом нашего путешествия были Печоры. Сначала мы пошли в Псково-Печорский монастырь. По самому монастырю у нас экскурсии не было запланировано, мы целенаправленно шли на экскурсию в Пещеры, Богом Зданные. Я сделала лишь несколько фотографий внутри обители. Так что сейчас и о монастыре, и о Пещерах я скажу буквально в двух словах, потому что в будущем я планирую сделать по нему свою большую фотопрогулку.
Псково-Печерский монастырь — древняя обитель. Согласно местному преданию, в XIV веке места эти были малозаселенные, поросшие диким лесом. И вот однажды местный житель Иван Дементьев пришел сюда и стал рубить деревья на склоне глубокого оврага. Одно из срубленных деревьев покатилось с горы, повалив другие деревья и под их корнями вдруг открылся вход в пещеру, где по легенде жили монахи из Киево-Печерской Лавры, пришедшие сюда, спасаясь от многочисленных набегов крымских татар. Случилось это в 1392 году.
Официальной же датой основания Псково-Печерского монастыря принято считать 28 августа 1473 года. Тогда в день Успения Пресвятой Богородицы была освящена пещерная церковь, выкопанная в песчаном холме. Поэтому полное название монастыря Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь, а день Успения Богородицы — это главный праздник в обители, который отмечается очень красиво и очень торжественно.
Расцвет монастыря пришелся на XVI век, когда настоятелем здесь стал игумен Корнилий (1501-1570). Игумен Корнилий был личностью незаурядной. Начнем с того, что настоятелем он стал в 1529 году, т.е. когда ему было всего 28 лет отроду. При этом, он так сумел обустроить монастырскую жизнь, что при нем многократно выросло число насельников. Он начал вести летопись монастыря, организовал в монастыре иконописную мастерскую, собрал очень солидную для того времени библиотеку. Основал в Пскове подворье Псково-Печерского монастыря на котором поставил церковь Одигитрии. Он ходил в пограничные ливонские земли, проповедовал православие среди язычников — сету и эстов. Он убедил царя Ивана Грозного построить здесь крепость для защиты русских земель от нападений ливонцев, что и было сделано. После возведения крепостных стен, обитель превратилась в грандиозное оборонительное сооружение. (Немного позднее мы обойдем крепость вокруг и вы сами в этом убедитесь)

Уникальность Псково-Печерского монастыря состоит еще и в том, что этот монастырь не закрывался ни на один день за время своего существования. В 1920 году на основании Тартуского мирного договора Печоры и ряд других населенных пунктов Псковской губернии отошли к Эстонской республике. (В состав Эстонии, кстати, тогда же вошел и Изборск. Так что государственная граница вплоть до 1940 года проходила всего в двадцати километрах от Пскова). Таким образом, в тяжелые для верующих времена, когда в СССР шла борьба с религией и по всей стране закрывались храмы, Псково-Печерский монастырь, находившийся на територии другого государства, не был закрыт. И много позднее, уже в 1960-х годах, во времена хрущевских гонений на Церковь, обитель от закрытия отстоял Великий Наместник — Архимандрит Алипий (Воронов).
Успенская пещерная церковь

Вход в Пещеры Богом Зданные, т.е. «созданные Богом». Пещеры — это удивительное место. Пещеры — это очень большое монастырское кладбище. Точное число захоронений здесь не известно, однако, предположительно здесь покоятся более десяти тысяч человек. В Пещерах всегда держится постоянная температура + 5° С. И самое удивительное, что здесь нет никакого запаха тления.

Ниже я публикую две фотографии Пещер, взятые из интернета, просто, что бы вы имели представление, что это такое. И я хочу сказать, что если вы решите приехать в Псково-Печерский монастырь, то обязательно запланируйте посещение Пещер, потому что имено там можно по-настоящему проникнуться духом этой древней обители. Единственное, имейте обязательно ввиду, что в Пещеры можно попасть только по предварительной записи, т.к. экскурсии по ним могут проводить только насельники монастыря.


Еще пара фотографий….
На фото — Михайловский собор, Дом настоятеля

На этом фото можно увидеть (слева направо) Лазаревский храм, Трапезная, Братский корпус, Благовещенский храм, Сретенская церковь, Святой колодец (на переднем плане)

Опять же, слева направо — Благовещенский храм, Сретенская церковь, Ризница и за ней монастырская звонница
Ну а теперь мы выйдем из монастыря и обойдем его вокруг вдоль крепостной стены.
Крепость была возведена здесь, на границе с Ливонией, по указу Ивана Грозного с началом Ливонской войны. Строилась крепость на протяжении семи лет — в 1558 — 1565 годах. Основной боевой силой крепости были стрельцы, переселенные сюда из Москвы. Первое боевое крещение крепость получила в осенью 1581 года. Тогда Псково-Печерский монастырь выдержал несколько атак войск польского короля Стефана Батория, осаждавшего в это время Псков. И еще позднее пережил множество нападений шведских, литовских и польских завоевателей, приходивших в разные годы под его стены.
(UPD. 05.04.20) И как справедливо заметил уважаемый igordok2 в своем комментарии к этой публикации, я забыла упомянуть о Петровских бастионах, возведенных здесь по приказу Петра Первого в 1701 году во время Северной войны. Бастионы окаймляли почти все башни Печор, за исключением башен Верхних и Нижних решеток. В том же 1701 году защитники Печерской крепости отразили два нападения шведских отрядов. А последнее сражение под крепостными стенами произошло в 1703 году.
Военная история монастыря, как крепости, закончилась в 1721 году, когда был подписан Ништадтский мир, отодвинувший границу России на запад. Конечно, после того, как крепость утратила свое боевое значение, ее стены и башни со временем превратились в руины. В 1960-х годах под руководством архимандрита Алипия (Воронова), о котором я уже упоминала выше, были проведены масштабные реставрационные работы и крепость вновь предстала перед нами во всем своем былом величии.
Общая протяженность крепостных стен составляет 810 метров, высота 10 метров, толщина 2,5 метров. В настоящее время мы можем увидет 9 крепостных башен.
Петровская башня (башня над Святыми воротами). Это одна из самых молодых башен крепости, достроенная в XVII веке.

Следующая после Петровской башня носит название Острожная (или Тюремная). Башня получила такое название потому что раньше рядом с ней внутри крепостных стен располагался острог (тюрьма).
Идем дальше и, конечно, не забываем смотреть по сторонам….
Вот, например, информационно-рекламный центр для туристов, приезжающих в Печоры. Здесь на плакатах можно увидеть и предложения об экскурсионных поездках-прогулках, и рекламу мест размещения — отели, мотели, квартиры по суточно, а так же схему города с указанием точек общественного питания….. В общем, море полезной информации….
Но возвращаемся к монастырским стенам. И вот мы видим Михайловский собор, возведенный в 1815-1827 годах в честь победы, одержанной над наполеоновскими войсками в 1812 году под Полоцком русским корпусом генерала П.Х.Витгенштейна. Взяв Полоцк, Витгенштейн ликвидировал угрозу наступления наполеоновских войск на Петербург, избавив тем самым псковскую землю от разорения захватчиками.
На месте, где ныне возвышается Михайловский собор, некогда стояла Брусовая башня.
Напротив собора начинается улица Мира
А мы движемся вдоль улицы Международной
Если не ошибаюсь, это гостевой дом
Печерянин едет по улице Междунароной на необыкновенном средстве передвижения, которое, наверняка, он сам и сделал.
Современный домик — предполагаю, что гостиница
Тем временем мы дошли до наугольной Тайловской башни. Названа по населеному пункту Тайлово, которое находится недалеко от Печор и куда мы еще доедем в этом путешествии. Тайловская — одна из самых мощных башен крепости. Стены в два с половиной метра толщиной уходят вверх на семнадцать метров. В баш­не пять ярусов и целая система из тридцати семи бойниц.
Следующая за Тайловской идет башня Верхних решеток. Она стоит на дне глубокого оврага, по которому протекает ручей Каменец. В ее основании имеется проем для пропуска воды, перегороженный решеткой. Отсюда и происходит название башни. Ручей Каменец протекает через территорию монастыря и на противоположной стороне, где ручей покидает територию крепости стоит, соответственно, башня Нижних решеток, которую мы тоже увидим немного позднее. Башня Верхних решеток — самая высокая башня крепости. Ее высота от основания до верха шатра и караульной избы составляет около 40 метров. Башня имеет шесть боевых ярусов.
Кроме того, что это мощное боевое соружение, башня удивительно органично вписана в не самый простой природный рельеф. Очень живописный вид. Здесь ярко сочитаются и мощь, и красота….
Следующая башня, которую мы видим, носит название Тарарыгина. Первоначально башня имела круглую форму. В 1615 году башня была разрушена при нападении на крепость войск шведского короля Густава Адольфа. Позднее, была восстановлена в новой четырехугольной форме. Имеет четыре яруса боя. Имя свое башня носит в честь купца Тарарыгина, который дал денег на ее восстановление.
Еще одна крепостная башня — Изборская. Изначально башня была проездной, ворота башни были обращены к дороге, которая шла на Изборск. Отсюда и название. Башня подковообразная в плане.
Следом за Изборской идет глухая четырехугольная Благовещенская башня. Первоначально она имела четыре яруса. Но до нашего времени древний верхний ярус не сохранился и при реставрации крепости этот четвертый ярус не восстановили.
Вот мы уже почти полностью обошли крепость по периметру.
Однако, нам нужно сделать еще одно усилие и спуститься по крутому склону на дно оврага к башне Нижних решеток, которая по аналогии с башней Верхних решеток имеет водобежную решетку-воротца.
Здесь ручей Каменец покидает территорию монастыря. Башня имеет высоту порядка 18 метров и четыре яруса боя. Рядом с башней расположены ворота, которые в некотором роде выполняют роль черного, рабочего хода в монастырь. В этой части обители расположены многие подсобные и хозяйственные службы.
Поднимаемся из оврага по лестнице
И вот такой сказочный вид открывается на монастырь со смотровой площадки.
Но идем дальше и видим еще одну башню — Никольскую. Она слита воедино с Никольской церковью. При первоначальном строительстве крепости стена шля прямо от Никольской башни к Тюремной. В то время ворота, устроенные в Никольской башне были главным входом в монастырь-крепость. А Петровская башня, которая сегодня служит парадным входом в обитель, как я уже говорила, была построена позднее — в XVII веке.
Ну вот, мы обошли всю крепость с внешней стороны и вышли на площадь перед входом в монастырь, которая называется Соборной.
Здесь мы видим Варваринскую церковь (деревянная) и за ней храм Сорока мучеников Севастийских.
Памятник преподобномученнику Корнилию, а за ним здание экскурсионно-паломнической службы монастыря.
Памятник Корнилию поставлен здесь в 2012 году
И здание монастырского музея
Ну вот здесь, пожалуй, пришло время проститься с Псково-Печерским монастырем. Мы идем знакомиться с другими достопримечательностями Печор. А именно, мы идем к «Домику стрельца», который находится в нескольких минутах ходьбы от монастыря, на улице Верховича.
«Домик стрельца» — уникальный исторический памятник в Печорах, подлинное деревянное здание начала XVIII века. В рассказе о крепости я уже упоминала, что с началом ее строительства сюда Иваном Грозным были присланы стрельцы нести караульную службу на границе с Ливонией.
Постепенно вокруг монастыря сформировалась стрелецкая слобода, из которой впоследствии и вырос город Печоры.
Жили стрельцы в таких вот деревянных домиках. Понятно, что деревянные постройки часто горели, но этот домик чудом сохранился с XVIII века.
Он, конечно, сейчас в очень плачевном состоянии. Однако, в Псковской области есть неравнодушные люди, которые прилагают все возможные усилия, что бы сохранить этот памятник для потомков.
Просто виды улицы Верховича….
Но идем дальше, ведь нам еще предстояло познакомиться с некоторыми из памятников архитектуры, принадлежищих к эстонскому периоду существования города Печор. Вообще, эта тема стала для меня настоящим открытием! Слушая рассказы нашего экскурсовода об истории Печор в период эстонской независимости, я с удивлением поймала себя на мысли, что Печоры в моем сознании были так сильно были связаны с Псково-Печерским монастырем, что практически отождествлялись с ним. А тут «вдруг выяснилось», что у Печор, как у населенного пункта, вообще-то есть своя история.
Итак, буквально в двух словах напомню, что Печоры в 1920-1940 годах входили в состав Эстонской республики. Печоры в тот период называются на эстонский манер Petseri (Петсери) и становятся одним из уездных центров этого государства. Здесь активно ведется новое строительство, многие из построек того времени сохранились до наших дней.
Например, особняк лесопромышленника Русакова Т.Г. (улица Псковская, 34) построен в 1932-1934 гг. Дом двухэтажный, деревянный, на каменном подвале. Проект фасада, который решен в неоклассическом стиле был разработан самим владелецем особняка.
Надо сказать, что на улице Псковской это не единственный интересный дом. Так, например, на противоположной стороне улицы бок о бок стоят два дома, каждый со своей историей. Дом адвоката Павла Златинского (деревянный). Здесь в 1930-х годах собирался кружок русских монархистов, бывших белогвардейцев, основными темами обсуждения которых были организация свержения советской власти в СССР и возвращение монархии.
Следующий за ним (каменный двухэтажный дом с башенкой) хоть и не относится напрямую к эстонскому периоду, но не менее интересен. Во-первых, это один из редких дореволюционных каменных домов, сохранившийся в Печорах. А еще здесь, на улице Псковской, в 1912 году жил и работал известный русский писатель Виктор Васильевич Муйжель.
Возвращаясь к зданиям эстонского периода. Конечно, нельзя обойти вниманием лютеранскую кирху Святого Петра (ул.Гагарина, 12). Когда Печоры стали эстонскими, то численность лютеранской общины города значительно выросла . Община насчитывала около трех тысяч прихожан, что позволило собрать (при частичной участии эстонского государства) средства на строительство новой каменной церкви. Храм из красного кирпича, украшенный башней с высоким шпилем, возвели в 1923 — 1926 годах по проекту архитектора А. Подчекаева. А в 1928 году в кирхе был установлен орган, который дошел в рабочем состоянии до нашего времени и является одним из десяти сохранившихся исторических органов России. Также орган кирхи св.Петра является единственным духовым органом в Псковской области. Кстати, в кирхе часто проходят концерты органной музыки. Об одном из концертов, на котором мне довелось побывать, у меня можно прочитать . Там много фотографий кирхи снаружи и внутри.
Рядом с кирхой в 1932 году был построен Дом пастора — он чуть просматривается здесь за деревьями. Я, почему-то не сделала ни одной фотографии этого здания. :-(( Хотя оно, безусловно, интересно. Видимо, заслушалась нашего экскурсовода, который рассказывал нам на примере Дома пастора об элементах, присущих архитектурному стилю функционализм. Кстати, с советских времен в Доме пастора располагается районный военкомат.
Следующее здание, на которое обратил наше внимание Дмитрий — это дом организации Кайтселийт (Союза обороны Эстонии), расположенный на улице Свободы. Здание было построено в 1928 году по проекту архитектора Бориса Крюммера. Согласно уставу, организация Кайтселийт являлась военно-патриотической. В ее задачи входило в том числе и культурное просвещение. Помимо основной дружины, в организации действовали Женская организация защиты отечества, а так же молодежные организации — «Молодые орлы», куда входили юноши и «Дочери Родины» — для девушек. В настоящее время — в здании располагается печорский Дом культуры.
Тут же рядом находится еще очень интересное здание — это здание печорской гимназии, построенное в 1925-1927 годах по проекту архитектора А.Подчекаева.
Вообще, в Печорах сохранилось достаточно много зданий, построенных в эстонский период. И это может стать интересной темой для отдельной фотопрогулки. Например, как-нибудь летом…..
Ну и в заключении, еще одна из достопримечательностей Печор — Водонапорная башня, которая находится в самом центре города и не может остаться не замеченной, уж очень колоритно она выглядит. Строительство башни начато в 1913 году, но с началом Первой Мировой войны было остановлено. Достроена уже в 1930-тых годах.
Конечно, я пересказала здесь далеко не все, что нам рассказывал Дмитрий. Но у меня, естествено, возникло желание приехать сюда, когда будет по-теплее и основательно прогуляться именно по Печорам. О чем я вам, конечно, обязательно расскажу и покажу.
Так что, до новых встреч! Продолжение следует. У нас впереди еще Тайлово, Залесье, Паниковичи и Лавры.
Все мои фоторепоражи из предыдущих поездок по Псковской области можно увидеть .
Страничка фоторепортажей из поездок по Печорскому району — .

Богом зданные пещеры

Глубокий смысл и Божий Промысл можно усмотреть в дате открытия пещер — 1392 год. В этом году почил о Господе великий светильник Земли Русской Преподобный Сергий Радонежский. И в тот же год Господь открывает молитвенников, подвизающихся в здешней пещере.

А произошло это так. Однажды местный крестьянин Иван Дементьев пришел на Святую гору рубить лес. Тогда, в конце XIV века, весь склон, по которому теперь расположены монастырские здания, был покрыт большими деревьями, одно из которых начал рубить Иван Дементьев. Срубленное дерево повалилось под гору, увлекая с собой еще несколько деревьев и большое количество земли.

Так открылось устье пещеры, над которым была начертана надпись: Богом зданная пещера. Кем и когда была сделана надпись — неизвестно. По свидетельству летописца, в конце XVI века «один юродивый монах, Варлаам, часто приходил к пещере и стирал надпись, которая начертана на стене Богом зданной пещеры. Но это начертание всякий раз снова являлось, как ничем невредимое».

Позже, когда храм и пещеры приводили в более благолепный вид, наружную стену укрепили кирпичом, заложив при этом надпись. Но тогда уже и без надписи всем было известно, что Псково-Печерская обитель действительно создана и утверждена Богом.

«Всякий, кто входит в полумрак Богом зданных пещер монастыря, невольно чувствует благоговейный трепет от соприкосновения с вечностью».

При входе в пещеры покоятся мощи преподобных Печерских Марка, Ионы, Лазаря прозорливого и преподобной матери Вассы.

Сами пещеры являются монастырским кладбищем. Точное число захоронений в них не установлено. Есть основания полагать, что здесь покоится более десяти тысяч человек.

В течение всего года в пещерах держится постоянная температура + 5° С.

Вблизи входа в пещеры стены для прочности обложены кирпичом.

От входа идут семь подземных галерей, так называемых улиц, которые в разные времена удлинялись и расширялись. Пятая и шестая улицы, в стенах которых погребают иноков обители, называются братскими; в других галереях хоронили паломников, благочестивых мирян, «ратных людей» — защитников монастыря.

В стенах пещер установлены керамические и известняковые плиты с надписями, так называемые керамиды, которые, являясь надгробными памятниками, имеют большую художественную и историческую ценность.

В завершении центральной улицы установлен канун (специальный подсвечник в виде небольшого стола), у которого совершаются панихиды.

Панихида — одна из заупокойных служб, в переводе с греческого это слово означает «всенощное пение». Панихида содержит моление о прощении грехов и упокоении душ усопших в небесных обителях. Существует благочестивый обычай молиться за панихидой, держа в руках горящую свечу в знамение того, что наши сердца горят верою и любовию ко Господу и мы сами как бы переносимся духом нашим к Царству вечного света, вечной радости и блаженства, где обитают все святые с Господом.

За кануном установлен большои деревянный крест. Справа от него похоронен выдающийся православный архиерей — митрополит Вениамин (Федченков), известный церковный писатель, многие труды которого сейчас изданы. Последние годы своей жизни владыка жил в Псково-Печерском монастыре, здесь и отошел ко Господу в 1961 году.

Слева от креста покоятся мощи новомученика Российского епископа Георгия (Садковского), долгие годы находившегося в заключении в тюрьмах и лагерях. После освобождения из последнего заключения владыка Георгий с 1947 года занимал сначала Великолукскую кафедру, а затем стал епископом Порховским. 4 марта 1949 года епископ Георгий скончался и был погребен в монастырских пещерах. Собранные насельниками обители материалы о его жизни представлены в Комиссию по канонизации при Священном Синоде. Здесь же по левой стороне покоятся валаамские старцы.

По левую сторону от Креста покоятся Валаамские старцы, архимандрит Серафим (Розенберг) и архимандрит Иоанн (Крестьянкин).

И поныне приходят верующие люди на место погребения старцев, просят у них, как у живых, молитвенной помощи и поминают их в своих молитвах. Поминовение — это хранение памяти об умершем. Но это не просто память в обычном ее понимании, — это память, соединенная с молитвой.

Насельников монастыря, которые служили Богу в священном сане, обычно погребают в отдельных нишах. Монахов, не облеченных саном, и послушников хоронят на специальном братском кладбище, которое находится в завершении одной из улиц.

В пещерах Псково-Печерского монастыря сохранилось около 350 керамических и каменных надгробных плит XVI — начала XVIII века. В большинстве своем они невелики и помещены в отверстиях погребальных ниш. Самая ранняя керамида относится к 1530 году, наиболее ранней каменной плитой является надгробие 1591 года.

В надписях на керамидах встречаются славные фамилии Суворовых, Ртищевых, Нащекиных, Бутурлиных, Мстиславских. Погребены в монастырских пещерах предки А.С. Пушкина, М.И. Кутузова, М.П. Мусоргского. В пещерах покоятся представители древнего рода Симанских, из которого произошел Патриарх Московский и всея Руси Алексий I.

Большая часть плит в монастырских пещерах — надгробия дворян: псковских, торопецких, новгородских помещиков и членов их семей. Тексты надписей на сохранившихся керамических и каменных плитах дают возможность получить довольно полные сведения о составе некоторых семейств, их родственных связях. Здесь названы более двадцати представителей семьи Бурцевых, указано на их родство по бракам с другими фамилиями. Одиннадцать лиц принадлежат роду псковских помещиков Назимовых, семнадцать — к Татищевым.

Погребены в пещерах также и воины, защищавшие монастырь во время многочисленных войн.

Пещеры Псково-Печерского монастыря — это место упокоения многих святых, место, пропитанное молитвами сокровенных подвижников, место поистине святое. Но пещеры — это еще и уникальный историко-художественный памятник — некрополь, который в настоящее время не имеет аналогов по полноте и сохранности надгробных плит. Многочисленные и разнообразные, они дают представление об одном из направлений декоративного искусства древнего Пскова.

В знак всеобщего воскресения одна из подземных улиц завершается храмом Воскресения Христова, построенным незадолго до начала Великой Отечественной войны. Богослужения здесь совершаются в день памяти обновления (освящения) храма Воскресения Христова в Иерусалиме (Воскресение словущее) и в дни поминовения усопших.

В храме по правой стороне за мраморной плитой покоятся подвижники XX века — старцы обители схиархимандрит Агапий (Агапов), архимандрит Иероним (Тихомиров), схиигумен Савва (Остапенко).

Сегодня новые поколения верующих людей обращаются за помощью к этим старцам, приходя на место их погребения, и по их молитвенному предстательству получают милость от Господа.

17:37, 17 августа 2011, ПАИ

Знакомство с Печорами мы начали с того самого места, которое дало жизнь городу, — со Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря. А в самой обители мы первым делом спустились в пещеры, над входом в которые на красной табличке блистает надпись «Вход в пещеры Богом сданные». По легенде эта надпись появилась сама собой, когда открылся вход в пещеры. Более того, говорят, что стереть её невозможно.

Как гласит монастырская летопись, пещеры были открыты в конце XIV века – в 1392 году. А дело было так: на склоне оврага начали рубить лес, одно из деревьев упало, и под его корнями открылся вход в пещеры, откуда послышалось пение. Оказывается, в пещерах уже тогда жили монахи — выходцы из Киево-Печерской лавры. Там они укрылись от притеснения татаро-монголов. Что вполне понятно, именно от слова «пещера» образовано название города Печоры.

Но вернёмся к монахам. Известно имя только одного из них – Марк. Теперь это печорский святой, и покоится он в пещерах. А всего там погребены порядка 11 тысяч человек, среди которых не только священники, но и родственники Мусорского, Кутузова, Суворова, князей Назимовых, Плещеевых, Бутурлиных. Похоронены там и представители древнего рода Симанских – предки патриарха Московского и Вся Руси Алексия Первого.

Пещеры делятся на ближние и дальние. В ближних, прямо на входе с правой стороны, стоит гроб матушки Вассы – это единственная женщина, которая приняла монашество в Псково-Печерском монастыре. Васса, тогда ещё Мария, пришла в обитель со своим супругом Иоаном Шестником (кстати, «шестник» не фамилия, а прозвище, которое означало, что он шествовал из одного места в другое). В Печоры (естественно, их тогда ещё не было) Иоан прибыл из Юрьева (ныне город Тарту, Эстония), а туда он был послан из Москвы на служение как миссионер. Так вот, перебравшись в Печоры, Иоанн и Мария начали копать храм в скале – Успенский собор, который действует по сей день. Перед смертью Мария приняла монашество и получила имя Васса. Она считается покровительницей семьи и брака. Иоан тоже принял постриг с именем Иона. К слову, он тоже покоится в ближних пещерах.

На гроб матушки Вассы стоит обратить особое внимание. Лично я уже была шокирована тем фактом, что дерево может сохраниться в таком отличном состоянии через столько веков. И хотите – верьте, а хотите — нет, но научно доказано, что из гроба однажды вырвалось пламя. Подпалины на домовине видны невооружённым глазом, а вот о том, при каких обстоятельствах они появились, есть несколько легенд. По одной из версий, было это ещё до строительства крепости вокруг монастыря, когда в обитель проникли враги, по второй, «ожогам» значительно меньше лет, якобы,возникли они во время прихода большевиков. Дальше истории одинаковые: враги/большевики решили, что в гробу могут быть какие-то ценности и попытались его вскрыть, тогда из под крышки вырвался огонь, который опалил охотников за драгоценностями, и они в ужасе бежали. Уже в наше время приезжали учётные, брали пробы и подтвердили, что никакого внешнего источника огня не было, пламя вырвалось изнутри.

Рядом с гробом матушки Вассы в стене есть надгробная плита, которая гласит, что за ней покоятся военачальник Иван Тихонович Назимов, который в годы правления Петра Первого был воеводой в печорской крепости и защищал её от шведов, и его правнук. И. Т. Назимов скончался 26 января 1706 года.

Тут же в ближних пещерах покоятся печерские святые Марк, Иона (я о них говорила выше) и Лазарь прозорливый. Над местом захоронения Лазаря весят вериги – тяжеленный ( весом 16 килограммов) крест, который святой носил под одеждой. Жил он в конце XVIII – начале XIX века. Лазарь был схимонахом, а посему всё время проводил в молитве. А ещё он обладал даром провидение, поэтому его и называют «Прозорливым». Поскольку старец мог видеть будущее и давать напутствие, к нему приезжал царь Александр I.

Погребён Лазарь, как и завещал, под спудом – гроб находится за каменной кладкой, причём в келье в пещерах, где он и жил. Рядом стоит надгробная плита. Её изготовили ещё за 14 лет до кончины святого. Дело было так: Лазарь вдруг стал совершенно неподвижным, дыхание у него пропало, все решили, что он умер, и приготовились хранить. Но на третий день у старца появились все признаки жизни. Люди стали расспрашивать его о том, что случилось, но в ответ получила только слова из псалмов: «Люта смерть грешника». После этого случая Лазарь принял обед молчания, пищу ему в келью передавали через окошко, оно есть и сейчас. Естественно, Лазарь предсказал свою смерть, и после его кончины в кельи нашли 10 рублей и прилагавшуюся к ним записочку: «На угощение братии».

Прямо напротив входа в ближние пещеры находится большая икона, на которой изображены все печерские святые: преподобные Марк, Иона, Васса, преподобномученики Корнилий (настоятель обители, покоится в Успенском соборе) и Вассиан, преподобные Лазарь Прозорливый, Дорофей Югский, Симеон (покоится в Сретенской церкви обители) и Священномученик Александр (Петровский) – архиепископ Харьковский.

Это были ближние пещеры, а теперь пойдём в дальние, которые отделены увесистой дверью. За ней начинается Кормчая улица. У самого входа своды пещеры укреплены, чтобы избежать осыпания, которое может быть спровоцировано перепадом температур: в ближних пещерах значительно теплее, чем в дальних. А теперь несколько чудес: в дальних пещерах всегда одна и та же температура воздуха – примерно плюс 5 градусов; несмотря на то, что захоронено много людей и нет вентиляции, запах тления отсутствует, воздух всегда чистый и свежий; ещё там до 3 месяцев в песке без воды могут стоять цветы и оставаться свежими (цветы в песке видела своими глазами). Ещё одно чудо, которое я тоже видела сама, — это зелёное деревце, которое растёт в пещере: все мы знаем, что растениям для роста и для того, чтобы листья были зелёными, нужен свет. Оказывается, может быть и по-другому. Поверьте, в пещерах абсолютно темно. В общем, всё это наука объяснить не может, а в монастыре говорят, что это промысел Божий.

От Кормчей улицы в пещерах расходятся ещё несколько: улица Старцев, улица Братская и улица Церковная. Честно говоря, объяснить какая из них в какую сторону отходит, не могу, поскольку с лёгкостью заблужусь белым днём в трёх соснах, а тут всё-таки пещеры… темнота… Говорят, что чтобы выйти из пещер нужно всё время «держаться правой стороны».

Кстати, в пещерах строго следят за тем, чтобы никто не заблудился или намеренно не отстал. А вот несколько лет назад был случай, когда мужчина неделю прожил в пещерах: говорят, что он специально отстал от группы и спрятался, потом он периодически выходил к людям, все его принимали за обычного паломника или туриста, но через неделю выловили и вывели.

К слову, общая протяжённость пещер превышает 200 метров, их грубина – порядка 15 метров. А образовались эти подземные ходы, вероятнее всего, при сходе ледника: вода вымыла слои песчаника, и получились пещеры.

По стенам в пещерах размещены надгробные плиты – они закрывают нишу, куда опускали домовину с телом усопшего. Эти плиты изготавливались или из известняковой плиты, или из белого и чёрного мрамора, или из глины с последующим глазурованием. Плиты из глины называются керамиды, а рецепт их изготовления до наших дней, к сожалению, не дошёл. Интересно ещё и то, что на них (наверное, почти на всех) даты жизни человека указаны от сотворения мира, то есть, чтобы получить реальные цифры, нужно от тех, что есть на плитах, отнять 5 тысяч 507 лет.

А теперь об улицах. На улице Старцев, как следует из её названия, покоятся все старцы, в том числе и один из самых известных старцев современности Архимандрит Иоанн Крестьянкин. Он обладал даром прозорливости, поэтому к нему приезжало множество людей, поговаривают, что совета спрашивал даже сам Владимир Владимирович Путин. Гроб с телом Ионна Крестьянкина находится в нише с отверстием, чтобы верующие могли прикоснуться к нему. А ещё у могилы это знаменитого старца всегда стоит очень много цветов. Ещё на этой улице похоронены Ваамские старцы, которые пришли в Псково-Печерский монастырь в 1957 году из Финляндии. Заканчивается дорога большим крестом, который привезли сюда из Иерусалима. Говорят, что ещё совсем недавно он мироточил, но вот сейчас этот процесс прекратился.

На Братской улице покоятся простые иноки. На ней находится сразу несколько больших кладбищ, дверь в одно из них открывают во время экскурсии – там друг на друге стоят множество гробов. Второе кладбище, как рассказывают, значительно больше по площади и имеет два подземных яруса.

Улица Церковная, что тоже следует из её названия, заканчивается храмом Воскресения Христова. Там находится образ воскресшего Иисуса Христа, выполненный из белого мрамора. В Печоры эту реликвию привезли из Тарту, а туда доставили из Италии. В пещерах крест установили на средства благотворителя Дмитрия Павловича Соломенцева 1940 году. В пещерах покоятся отец и брат этого благотворителя, сам же Дмитрий Павлович похоронен в Бельгии, но родственники хлопочут о переносе его праха в пещеры Псково-Печерского монастыря. Храм Воскресения Господня уникален тем, что алтарь устроен по типу храмов раннехристианского периода: алтарная часть отделена оградкой. А за алтарём похоронен наместник монастыря Архимандрит Алипий (Воронов), благодаря которому обитель была восстановлена после Великой Отечественной войны.

Насколько я понимаю, много и долго можно рассказывать практически о каждом, кто захоронен в пещерах, но я не ставлю перед собой такую задачу (лучше каждому отправиться туда и услышать всё из первых уст – от монахов, которые сопровождают группы в пещерах), поэтому предлагаю двигаться дальше, ведь пещеры – это лишь часть обители.

Людям ваша красота не нужна, люди идут помолиться, а не полюбоваться!!!! Им помощь нужна! А организаторы нагло делают деньги и с каждым годом ( мы были с гостями 20 августа 2016 года) цена за вход в пещеру растёт, я даже не взяла ребёнка- знаю, что оставлю приличную сумму. Опишу сам процесс посещения- одев платки, спустились вниз, где расположена церковная лавка, какая духота нас тут же окружила! Кислорода минимум! Папе, у которого и возраст пожилой и сердце больное после посещения пещер, кстати, пришлось покупать лекарство, чтобы хоть как то поддержать здоровье, то есть пожилым людям в тёплое время года, когда наплыв посетителей- крайне не рекомендую посещать! О карете скорой помощи , о кондиционерах организаторы даже и не подумали! Зачем им тратиться? Им нужны деньги на другое, а если человеку станет плохо- это его проблема! Далее- заплатив за экскурсию, за свечу, мы мокрые, практически с кислородным голоданием, спустились вниз (здесь дышалось не намного легче, свежего воздуха, как и прежде не хаватоло- свечи у всех тухли то и дело) цепочкой за экскурсоводом, которая бежала вперёд, не волнуясь, слышит ли её кто, нет ли? Ей же главное- протараторить своё и убежать, что и случилось- она оставила нашу группу в самом большом помещении , где собственно и закончилась экскурсия — помолиться. На вопрос «А как же мы вернёмся?» , сказала- «ничего страшного- по стеночке, по стеночке, мимо гробика( а кто его видел, когда шли в темноте с потухшими свечами, ориентируясь на голоса впереди?). Немного растерянные, испуганные кромешной тьмой, свечи по прежнему не хотели гооеть, наша группа двинулась обратно ( слава Богу, среди некоторых оказались те, что были здесь не раз, на них вся надежда и была!) стали карабкаться обратно, внизу под ногами вязкая субстанция, стены мокрые, потолки низкие, я едва успевала вытаскивать ноги и волочиться, едва не ползти за голосами впереди ( о молитвах напрочь забыла, одна мысль- выйти бы , не задохнуться бы.) Бедные мои семидесятилетние родители- как они все это выдержали? Как неудобно было перед гостями, которым мы до этого расхвалили святые пещеры!!! Да, ещё, что нас, выползающих, практически бездыханных ждало на выходе ( который и вход в пещеры)- наша убежавшая экскурсовод уже вела следующую группу !!! Может кому- то и доводилось проходитьразминуться с цепочкой людей по проходику, предназначенного для одного худенького монаха ? — мне нет !!!! Бедолагам с нашей группы пришлось вытянуться по стойке » смирно » и приставным шагом, вытирая мокрые от конденсата стены, продвигаться к выходу мимо прижатых к противоположной стене по стойке (сами знаете какой) бедолаг из другой группы!!!! Если бы не безобразная организация, не финансовая заинтересованность служителей храма, не желание, играть на вере людей, на их последней может быть Надежде на лучшее- впечатление от посещения данного места было бы другое, так — уже второй день хожу в шоке, в полном разочаровании. Очень жаль, что всё вокруг нас постепенно обрастает сплошной коммерцией, даже религиозные места…..

Жители и гости Печор не смогут посетить дальние пещеры «Богом зданные» Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря с 6 по 8 января.

Как сообщается в соцсетях обители, сложный режим доступа в пещеры связан с необходимостью поддерживать определенный уровень температуры и влажности подземных улиц.

В остальные дни пещеры доступны для посещения по обычному расписанию: в пятницу и понедельник закрыты, на другие дни необходимо записываться заранее по телефонам с 9.00-17.00 (перерыв с 13.00-14.00) : 8-81148-2-27-43, +79113601177.

Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь — один из самых крупных и известных в России мужских монастырей с многовековой историей. Название монастыря связано с находящимися в нём пещерами, называемыми «Богом зданными» (то есть созданными Богом). В 1473 году здесь была освящена пещерная церковь Успения Божией Матери, выкопанная преподобным Ионой в холме из песчаника. Этот год считается годом основания монастыря.

Пещеры — это уникальный историко-художественный памятник — некрополь, который в настоящее время не имеет аналогов по полноте и сохранности надгробных плит. Многочисленные и разнообразные, они дают представление об одном из направлений декоративного искусства древнего Пскова.

При входе в пещеры покоятся мощи преподобных Печерских Марка, Ионы, Лазаря прозорливого и преподобной матери Вассы.

Сами пещеры являются монастырским кладбищем. Точное число захоронений в них не установлено. Есть основания полагать, что здесь покоится более десяти тысяч человек.

В течение всего года в пещерах держится постоянная температура + 5° С. От входа идут семь подземных галерей, так называемых улиц, которые в разные времена удлинялись и расширялись. Пятая и шестая улицы, в стенах которых погребают иноков обители, называются братскими; в других галереях хоронили паломников, благочестивых мирян, «ратных людей» — защитников монастыря.

В стенах пещер установлены керамические и известняковые плиты с надписями, так называемые керамиды, которые, являясь надгробными памятниками, имеют большую художественную и историческую ценность. Сохранилось около 350 керамических и каменных надгробных плит XVI — начала XVIII века. В большинстве своем они невелики и помещены в отверстиях погребальных ниш. Самая ранняя керамида относится к 1530 году, наиболее ранней каменной плитой является надгробие 1591 года.

В надписях на керамидах встречаются знаменитые фамилии Суворовых, Ртищевых, Нащекиных, Бутурлиных, Мстиславских. Погребены в монастырских пещерах предки А.С. Пушкина, М.И. Кутузова, М.П. Мусоргского. В пещерах покоятся представители древнего рода Симанских, из которого произошел Патриарх Московский и всея Руси Алексий I.

Большая часть плит в монастырских пещерах — надгробия дворян: псковских, торопецких, новгородских помещиков и членов их семей. Тексты надписей на сохранившихся керамических и каменных плитах дают возможность получить довольно полные сведения о составе некоторых семейств, их родственных связях. Погребены в пещерах также и воины, защищавшие монастырь во время многочисленных войн.

Пещеры Псково-Печерского монастыря — это место упокоения многих святых, место, пропитанное молитвами сокровенных подвижников, место поистине святое

Ближние пещеры, где находятся раки с мощами Псково-Печерских преподобных, открыты для свободного доступа.

Дальние пещеры являются местом упокоения братии монастыря. В пещерах существует свой микроклимат, нарушение которого сказывается на состоянии песчаника, повышается влажность.

Количество паломников, которые могут находиться в дальних пещерах, ограничено.

[ad01]

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *