Киево-Печерская Лавра

Киево-Печерская Лавра в честь Успения Пресвятой Богородицы, ставропигиальный мужской монастырь Украинской Православной Церкви в черте Киевской епархии, один из важнейших, древнейших, крупнейших, и знаменитейших монастырей на Руси

На протяжении столетий главное достопримечательностью Киево-Печерской Лавры являются пещеры, в которых подвизались святые основатели русского монашества.

Впервые пещеры Лавры упоминаются в «Повести временных лет» преподобного Нестора Летописца (начало XII века).

Основателем пещерного затворничества на месте будущей обители летописец называет священника Илариона, выдающегося подвижника и богослова, служившего в церкви Двенадцати апостолов в киевском предместье Берестове. Иларион избрал для молитвенного уединения живописный холм неподалеку от Берестова и подобно первым христианским подвижникам, ископав в нем двухсаженную пещеру, затворялся в ней для молитвы. Выдающийся церковный и государственный деятель, духовник Ярослава Мудрого, Иларион в 1051 году стал первым русским по происхождению митрополитом. По избрании его на Киевскую кафедру пещерка в Берестове опустела. В том же году в ней поселяется вернувшийся с Афонской Горы преподобный Антоний Печерский, положивший здесь начало монашескому деланию. Именно это дату – 1051 года, Нестор Летописец указывает как год основания пещерной обители.

Киево-Печерская лавра

Благочестие святого Антония привлекло в его пещеру последователей, в числе которых был и преподобный Феодосий, ставший впоследствии настоятелем монастыря и первоначальником общежительного монашества на Руси. Ученики Антония, поселившись подле него в пещере, ископали для себя новые келии, соединив их коридорами. В пещерах были устроены и первые храмы. Десять лет спустя, когда число братии достигло двенадцати человек, преподобный Антоний, всегда стремившийся к уединению, удалился на другой холм, где выкопал для себя новую пещеру, положив таким образом основание комплексу пещер, названных впоследствии Ближними (или Антониевыми). Первоначальные пещеры получили название Дальних (или Феодосиевыми).

С увеличением числа иноков пещеры стали тесны для братии, и они построили наземную церковь Успения Пресвятой Богородицы и келии. Число приходящих в обитель все увеличивалось, поэтому Антоний испросил у великого князя Изяслава Ярославича всю гору над пещерой. Возникший монастырь получил название Печерского.

После погребения в пещерах преподобного Антония (+ 1073 г.) здесь стали хоронить и братию. Для этого в стенах пещер прокапывали ниши глубиной до двух метров, высотой и шириной – до половины метра. Тело усопшего клали на доску и задвигали в узкую нишу, которую закрывали деревянным щитом, позже – замуровывали. По сложившемуся в Печерской обители обычаю, по прошествии двух лет погребения открывались, и костные останки переносили в крипты — костницы. Если оказывалось, что останки подвижников сохранились нетленными, их оставляли на прежнем месте. Мощи преподобного Феодосия в 1091 году были торжественно перенесены в построенную в 1089 году Великую Успенскую Церковь, мощи других подвижников до XVII в. оставались в пещерных криптах. Мощи преподобного Феодосия находились в Успенском соборе до 1240 г. При нашествии орд Батыя, ввиду опасности поругания, они были спрятаны, и место их захоронения неизвестно. Имена и духовные подвиги печерских монахов, нетленные мощи которых почивали в пещерах, ко времени их обретения были еще на памяти у братии и кратко записывались на досках, прикрывающих погребения. С этих досок сведения о преподобных впоследствии были переписаны и сохранились в Печерском Патерике. На тех же досках писали лики угодников, многие из которых уже в первые десятилетия существования Печерской обители почитались как местночтимые святые.

В 1108 г. был канонизирован преподобный Феодосий Печерский, а в 1133 г. – преподобный Антоний. В 1643 г. святитель Петр (Могила), митрополит Киевский, канонизировал 69 Печерских подвижников. С этого времени Киево-Печерская Лавра становится главной отечественной святыней – русским Иерусалимом, центром паломничества верующих. Тогда же для большего удобства паломников обветшавшие пещеры были благоустроены. Узкие и обваленные коридоры укреплялись и расширялись таким образом, чтобы в них беспрепятственно могло разминуться два человека. Были реконструированы древние пещерные храмы: в Ближних пещерах – церкви во имя преподобного Антония Печерского и Введения Пресвятой Богородицы во храм, в Дальних – Благовещенская и Рождества Христова, а также устроены новые храмы: в Ближних – во имя преподобного Варлаама (1691 г.), и в Дальних – преподобного Феодосия Печерского (нач. XVIII в.).

На протяжении веков пещеры служили местом молитвы и аскетических подвигов монахов, хранилищем святынь и убежищем жителей Киева в годы лихолетий и иноземного нашествия. Не только в глубокой древности, но и в более близкие нам времена, когда Киеву угрожала опасность вражеских набегов, в пещерах Лавры укрывали православные святыни. Так, в 1978 г. в одной из крипт Ближних пещер археологи обнаружили замурованную бутылку с письмом, подписанным архимандритом Валерием (Устименко), бывшим с января 1942 г. настоятелем, а с 1944 г. – наместником Киево-Печерской Лавры (+ 1950 г.). В письме, датированном июлем 1942 г., сообщалось о том, что по возвращении в обитель братия нашла в ризнице Дальних пещер святые мощи великомученицы Варвары, cвященномученика Макария, митрополита Рафаила (Заборовского), находившиеся прежде в Софии Киевской и Владимирском кафедральном соборе. Киево-Печерская Лавра в 1930 г. была закрыта богоборческой властью и возобновила свою деятельность в 1941 г., после оккупации немцами Киева. Вторично была закрыта в 1961 г., в период так называемых хрущевских гонений. С 1988 года после десятилетий богоборческих гонений, Киево-Печерская Лавра вновь была открыта для верующих как действующий монастырь, в пещерах возобновилось богослужение и молитва. Первая Божественная литургия после длительного перерыва была отслужена 25 июня 1988 года .

Статистика

  • XVII в. — до семи тысяч монахов
  • 2009 — ок. 100 монахов, ок. 50 послушников
  • 2013 — 180 монахов и послушников
  • 2018 — 220 монахов

Великая церковь Киево-Печерской лавры. Живопись, В. П. Верещагин, 1905 г. Гос. Владимиpо-Суздальский истоpико-аpхитектуpный и художественный музей-заповедник

Храмы Киево-Печерской Лавры

До нашего времени сохранилась изначальная планировка лаврской застройки, прекрасно гармонирующей с рельефным ландшафтом правого берега Днепра. Монастырь расположен на высоких холмах, между которыми пролег глубокий овраг, разделяющий его на так называемую Верхнюю Лавру, куда еще в XI в. перебралась основная часть братии, и Нижнюю, где находятся Ближние и Дальние Пещеры и странноприимный двор. Каждый из комплексов древней обители составляют несколько храмов, административных, жилых и хозяйственных построек.

На верхней территории вокруг Успенского собора (главного храма Лавры) расположены келии священноначалия монастыря и братии, здания экономии, типография, больничного монастыря и мастерских. Здесь же находится Великая лаврская колокольня и братская трапезная с церковью. Южнее, на склоне холма, расположен вход в Ближние пещеры, а на самом южном возвышении – в Дальние. Все составляющие Лавру части разделены высокими каменными стенами и сообщаются воротами и галереями, они дополняют одна другую и в целом представляют перекрестный архитектурный ансамбль.

На территории Верхнего монастыря с 20-х годов XX в., со времени установления богоборческой власти, и до сего дня расположен Государственный историко-культурный заповедник. В эту часть Лавры ведут четверо ворот: Западные (Святые врата с Троицкой надвратной церковью); Северные (Экономические ворота с церковью Всех Святых); Восточные и Южные (или Пещерные). Главный вход в Лавру – Святые врата. Над Святыми вратами Лавры находится церковь во имя Святой Живоначальной Троицы, древнейшая из сохранившихся. Ее построил в XII в. преподобный Никола Святоша, правнук Ярослава Мудрого.

Великая Печерская Церковь (Успенский собор)

Главный храм Киево-Печерской Лавры – Великая Печерская Церковь (Успенский собор) находится напротив Святых врат, посреди центральной площади Верхней Лавры. По свидетельству преподобного Нестора Летописца, каменная церковь Успения в Печерском монастыре была заложена по благословению преподобного Антония святым игуменом Феодосием и епископом Михаилом в 1072 г. Время разрушало этот храм, преображало и воссоздавало вновь как незыблемую святыню Православия. Все главные святыни Лавры раньше всегда хранились в Великой Церкви.

К северо-западу от Успенского собора, рядом с Троицким храмом, находится вход в бывший Никольский больничный монастырь с церковью во имя святителя Николая, основанный преподобным Николой Святошей в XII в. Здесь он провел остаток своих дней, ухаживая за престарелыми и больными монахами.

Одноэтажные здания по обе стороны дорожки из темного гранита, проложенной от Святых врат к Успенскому собору, — это бывшие келии соборных старцев. Эти келии были возведены в начале XVIII в. на месте прежних, деревянных, сгоревших во время пожара 1718 г. В келиях соборных старцев Лавры сегодня располагаются магазины и выставочные залы заповедника.

Северные ворота (Экономические) венчает надвратная церковь Всех Святых, построенная в 1696-1698 гг. иждивением Ивана Мазепы.

Выйдя из Лавры через Экономические ворота и удалившись немного в северном направлении, можно увидеть церковь Преображения Господня, чаще называемую Спаса на Берестове, — ценнейший архитектурный и исторический памятник, внесенный, как и весь архитектурный комплекс Киево-Печерской Лавры, в перечень мировых памятников культуры, находящихся под охраной ЮНЕСКО.

Трапезная церковь во имя преподобных Антония и Феодосия Печерских

Рядом с Великой лаврской церковью стоит ширококупольный в «неовизантийском» стиле храм в честь Преподобный Антония и Феодосия Печерских с трапезной палатой (Трапезная церковь). Сохранившаяся доныне церковь Преподобных Антония и Феодосия, соединенная с двухэтажной братской трапезной, построена в 1893-1895 гг.

Иконостас Трапезной церкви во имя преподобных Антония и Феодосия Печерских

Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы примыкает с восточной стороны к Трапезной палате, а с западной – к дому настоятелей Лавры – Киевских митрополитов. В настоящее время в митрополичьих покоях и церкви Благовещения расположен Музей украинского декоративного искусства.

Западнее митрополичьих покоев находится бывший дом наместника Лавры, рядом с которым стоит самое высокое и величественное здание Лавры – Великая лаврская колокольня, построенная в 1731-1745 гг.

С восточной стороны Великой церкви находится учрежденная архимандритом Елисеем (Плетенецким) (1596-1624 гг.) типография Киево-Печерской Лавры.

К пещерам от главного лаврского двора между зданиями бывшей типографии и иконописной школы ведет спуск, завершающийся так называемыми Пещерными воротами.

Современный монастырь Киево-Печерская Лавра занимает территорию Ближних и Дальних пещер и несколько корпусов бывшей лаврской странноприимницы. Прямо против Пещерных врат находится примыкающая к монастырскому саду бывшая книжная лавка, в здании которой в настоящее время расположен Паломнический отдел Лавры.

Колокольня на Ближних пещерах построена в 1759 – 1763 гг. Степаном Ковниром. Двухъярусная колокольня имеет высоту 27 метров. По своей архитектуре она напоминает надвратную, так как сквозь ее первый ярус проходит стометровая крытая галерея, соединяющая Верхнюю Лавру с территорией Ближних пещер. В нижней части галерея проходит через притвор церкви во имя Всех преподобных Печерских. Почти у подножия горы находится площадь, окруженная строениями Ближних пещер. Со стороны холма под одной кровлей, примыкая друг к другу, стоят Крестовоздвиженская церковь и церковь Всех преподобных Печерских (Теплый храм).

Крестовоздвиженская церковь Киево-Печерской лавры с юго-востока. Фото 2009 г.

Крестовоздвиженская церковь не перестаивалась и до наших дней сохранилась в своем первоначальном виде. Северной стороной она прилегает к холму, в котором выкопаны пещеры. Из храма прорублены три входа в Ближние пещеры: из притвора, трапезной и ризницы. В 1749 г., предположительно по проекту архитектора Иоганна Шеделя, с восточной стороны, у алтарной аспиды, к храму была пристроена галерея, из которой сделан еще один вход в пещеры. Северная стена галереи является подпорной для пещерного храма, а южная, бывшая открытой аркадой, переделана под окна в 1880-х годах. Крестовоздвиженская церковь с начала ее основания служила местом погребения духовных лиц.

Церковь во имя всех преподобных Печерских — второй наземный храм на территории Ближних пещер. Здание было построено в 1839 году в качестве братских келий. В 1872 году на втором этаже была устроена и освящена церковь в всех преподобных отцов Киево-Печерских. С освящением церкви во вторую Неделю Великого поста того года связано и установление празднования Cобора всех Киево-Печерских преподобных именно в этот день . Двор Ближних пещер поддерживается опорной стеной, от которой спускается лестница, далее мощенная дорожка ведет к колодцам преподобных Антония и Феодосия. В 2002 г. над колодцами были возведены часовни.

У выхода из Лавры к Днепру стоит храм во имя иконы Божией Матери «Живоносный источник», окруженный со всех сторон крепостной стеной. В 1914 — 1915 гг. на этом месте была построена часовня над артезианским колодцем, устройство которого предполагалось в целях улучшения дренажа пещерных холмов.

Выйдя из галереи на площадь у Дальних пещер, мы увидим возвышающийся на холме величественный храм в стиле украинского барокко – церковь Рождества Пресвятой Богородицы. Около 1062 г. на этом месте в «Ветхом» монастыре был построен первый наземный храм Успения Божией Матери. После освящения Великой Успенской Церкви храм над Дальними пещерами стал кладбищенским. Вокруг него формировался древний некрополь монастыря. О дальнейших перестройках храма сведений не сохранилось, но в первой половине XVII в. он уже именовался в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Каменная церковь Рождества Пресвятой Богородицы, построенная в 1696 г. на средства родственника гетмана Мазепы, белоцерковского полковника Константина Мокиевского, при архимандрите Мелетии (Вуяхевиче), является шедевром украинской архитектуры XVII века. По возвращении нижней территории Лавры Церкви храм Рождества Богородицы был отремонтирован и заново расписан. В настоящее время это академический храм, где приобретают опыт богослужения учащиеся Киевских Духовных Академии и Семинарии. На Рождественском кладбище погребены духовные и светские лица, имевшие значительные заслуги перед Церковью и государством.

Западнее церкви высится красивая и стройная колокольня Дальних пещер, построенная в 1754 – 1761 гг. по типу надвратных Степаном Ковниром. Высота колокольни 41 м.

Аннозачатиевская церковь Киево-Печерской лавры. Фото 2013 г.

Церковь во имя Зачатия праведной Анны (Аннозачатьевская) расположена северо-восточнее Рождества — Богородичного храма. Этот каменный храм в 1679 г. построен на пожертвования жителя Печерского местечка Александра Новицкого. Современный вид церковь приобрела в 1809 г., после реконструкции по проекту военного инженера архитектора Александра Якушкина. Он же является автором деревянной галереи с каменной башней у входа в пещеры. В 1811 г. архитектор Якушин принял в Лавре монашеский постриг с именем Арсений, был соборным старцем и блюстителем Дальних пещер, а по окончании своего земного пути был погребен в склепе Аннозачатьевского храма, сооруженным им же при строительстве. Из притвора Аннозачатьевской церкви в пещеры ведет узкая и крутая лестница. Выход из пещер осуществляется по более пологой лестнице помещение бывшей панихидной, где в данное время находится одна из церковных лавок.

Над входом в Дальние пещеры до сегодняшнего дня сохранилось строение, с XVIII в. использовавшееся в качестве ризницы. На плане пещер, приведенном в Киево-Печерском Патерике 1661 г., оно указывается как храм в честь св. апостола Андрея Первозванного.

Рядом с колокольней, в здании, прежде занимаемом блюстителем Дальних пещер, находится канцелярия митрополита Киевского и всея Украины.

С XVII в., где преподобный Феодосий в 1056 г. устроил богадельный дом, началась застройка странноприимного двора – целого комплекса гостиниц для паломников. Странноприимный дом расположенный на холме над Ближними и Дальними пещерами, занимает четвертую часть территории монастыря.

См. также Ближние пещеры, Дальние пещеры.

Карта-схема Киево-Печерской лавры

Карта-схема Лавры

  1. Троицкая надвратная церковь. Святые врата Лавры
  2. Крепостные стены
  3. Башня Ивана Кущника
  4. Часовая (Южная) башня
  5. Онуфриевская башня
  6. Малярная башня
  7. Никольский больничный храм
  8. Бывшие больничные покои Никольского монастыря
  9. Бывшие келии соборных старцев
  10. Бывшая иконописная мастерская Лавры
  11. Большая Лаврская колокольня
  12. Собор Успения Пресвятой Богородицы
  13. Бывший экономический корпус
  14. Церковь Всех Святых. Экономические ворота
  15. Церковь Спаса на Берестове
  16. Ковнировский корпус (здание бывших просфорни и пекарни)
  17. Бывшая типография
  18. Бывший дом наместника Лавры
  19. Фонтан, бывший колодец
  20. Здание бывших митрополичьих покоев с церковью в честь Благовещения Пресвятой Богородицы
  21. Бывшая трапезная палата
  22. Трапезная церковь во имя преподобных Антония и Феодосия Печерских
  23. Южные ворота
  24. Крестовоздвиженская церковь Церковь во имя всех преподобных отцов Печерских. Склад-магазин Киево-Печерской Лавры
  25. Вход в Ближние пещеры
  26. Колокольня на Ближних пещерах
  27. Дебоскетовская (опорная) стена
  28. Аннозачатиевская церковь
  29. Церковные лавки
  30. Церковь Рождества Пресвятой Богородицы
  31. Колокольня на Дальних пещерах
  32. Резиденция Митрополита Киевского и всея Украины
  33. Галерея Ближних пещер
  34. Галерея Дальних пещер
  35. Церковь Воскресения Христова
  36. Липа преподобного Феодосия
  37. Конференц-зал, 45-й корпус
  38. Хозяйственные ворота
  39. Церковь в честь иконы Божией Матери «Живоносный источник»
  40. Киевская Духовная Академия и Семинария
  41. Гостиница для священников
  42. Гостиница для паломников
  43. Часовня над источником преподобного Антония
  44. Часовня над источником преподобного Феодосия
  45. Паломнический отдел Киево-Печерской Лавры, 39-й корпус
  46. Церковь в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радосте»

Настоятели и наместники

Видео

Документальный фильм режиссера Леонтенко О., 2006. Рассказ об истории обители, архитектуре и внутреннем убранстве всех храмов Киево-Печерской Лавры, о подвигах Преподобных Печерских, о сегодняшнем дне монастыря.

Использованные материалы

«Лавра отметила 25 лет со дня возрождения,»

Ахмедова, Марина, «Киево-Печерская лавра: Цветок, доросший до небес,» Русский репортёр, 15 октября 2009,

«Митрополит Павел (Лебедь): Рассказывать о нашей благотворительности – значит стать фарисеем,» портал Православие и мир, 28 мая 2013,

«»Умовою для об’єднання повинні бути любов до Церкви, смиренність і виключення особистих інтересів» — бесіда з екзархом Єрусалимської Церкви (рос)», официальный сайт синодального информационно-просветительского отдела Украинской Православной Церкви, 30 июля 2018,

Согласно сообщению о. Спиридона (Письменного) переданного пользователем «Древа» диаконом Александром Васильевым 3 мая 2019 г., .

Д. Б. Кочетов, С. Г. Яковенко КПЛ Начало XVI в.- 1786 г., «Православная Энциклопедия» Т. 33, С. 8-83, от 24 мая 2018 г.,

Некролог. Киевские епархиальные ведомости, 1879, № 7 неофиц. отд., с. 7-8.

Некролог. Киевские епархиальные ведомости, 1893, № 5 неоф. отд., с. 138-139.

БД ПСТГУ «Новомученики и исповедники Церкви Русской XX века_»,


Святая Успенская Киево-Печерская Лавра является первым и древнейшим монастырем на территории современной Украины.

Только три монастырские обители имеют в Украине в настоящее время статус лавры и освящены в честь Успения Пресвятой Богородицы – Киево-Печерская, Почаевская и Святогорская. Это свидетельствует об особом почитании Пресвятой Богородицы нашим православным народом, а также связи монашества на Руси и древней обители Успения Богоматери на Горе Афон.

Основан монастырь в середине XI века преподобными Антонием и Феодосием Печерскими. Сейчас в пещерах монастыря покоятся нетленные мощи более 120 святых. Некоторые из угодников Божиих известны всему миру: преподобный Нестор Летописец, преподобный Илья Муромец (его ратные подвиги описаны в былинах, но это не вымышленный сказочный персонаж, а реально существовавший богатырь-воин, впоследствии принявший монашеский постриг), преподобный Агапит Печерский, врач безмездный. По молитвам ко всем преподобным отцам Киево-Печерским уже тысячелетие происходят чудеса и исцеления.

Основатели колыбели монашества на Руси – преподобные Антоний и Феодосий Печерские по Промыслу Божию также почивают своими святыми мощами в пещерах, но под спудом, сокрыты, верится, до времени, от глаз человеческих. Все угодники, просиявшие духовными подвигами в Киево-Печерской Лавре, несут в своих молитвах и сейчас перед Престолом Божиим попечение о нас, притекающих к ним со своими скорбями и невзгодами в молитвах о помощи.

Территория Киево-Печерского монастыря занимает более двадцати гектаров. Он расположен в центре столицы Украины – Киеве, который еще с IX века, как сказано в «Повести временных лет» (труд преподобного Киево-Печерского Нестора Летописца), именуется «матерью городам русским». Здесь находится более ста сооружений, в число которых входит множество церквей. В воскресный день в Лавре совершается до десяти Божественных Литургий. Но и в будние дни в разных храмах обители постоянно совершаются богослужения. Шесть древних подземных храмов монастыря находятся в Дальних и Ближних пещерах.

К сожалению, в настоящее время древнейший из монастырей Руси разделен на две части – так называемые Нижнюю и Верхнюю Лавры. В Нижней Лавре, где находятся пещеры, располагается ныне действующий монастырь, а Верхняя ее часть находится в ведомстве Министерства культуры Украины и представляет собой Национальный историко-культурный заповедник. Братия монастыря регулярно совершает богослужения в Трапезном храме Преподобных Антония и Феодосия Печерских и главном храме обители – Успенском соборе.

В стенах Киево-Печерской Лавры сейчас работают возрожденная в 1989 году Киевская духовная семинария, а с 1992 года – Киевская духовная академия, здание которой ранее располагалось в одном из районов столицы – Подоле, где в настоящее время находится известнейшее светское высшее учебное заведение – Киево-Могилянская академия.

Резиденция Предстоятеля Украинской Православной Церкви и Синодальные отделы располагаются на территории действующего Печерского монастыря, Блаженнейший Митрополит Киевский и всея Украины является священноархимандритом Свято-Успенской Киево-Печерской Лавры.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Киево-Печерская Лавра

Києво-Печерська лавра

Вид Киево-Печерской Лавры

Киево-Печерская Лавра

50 ° 26’3 «N 30 ° 33’33» E  /  50,43417 ° N 30,55917 ° E Координаты: 50 ° 26’3 «N 30 ° 33’33» E  /  50,43417 ° N 30,55917 ° в.д.

Расположение

Печерский район , Киев

Страна

Украина

Интернет сайт

Официальный сайт

История

Посвящение

Монастырь пещер

Архитектура

Архитектор (ы)

Феодосий Киевский , Антоний Киевский

Стиль

Украинское барокко

Годы построены

Администрация

Епархия

Украинская Православная Церковь

Официальное название

Киев: Софийский собор и связанные с ним монастырские постройки, Киево-Печерская Лавра

Расположение

Европа

Критерии

я, II, III, IV

Ссылка

Надпись

1990 (14-я сессия )

Киево-Печерская лавра, Киево-Печерская лавра или Киево-Печерская лавра ( украинский : Києво-Печерська лавра : Киево-Печерская лавра ; русский : Киево-Печерская лавра : Киево-Печерская лавра ), также известный как Киевский монастырь Пещеры , исторический православный монастырь, давший название одному из районов города, в котором он расположен в Киеве .

С момента своего основания в качестве пещерного монастыря в 1051 году Лавра была выдающимся центром православного христианства в Восточной Европе. Вместе с Софийским собором он внесен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО . Монастырский комплекс считается отдельным национальным историко-культурным заповедником (святилищем), национальный статус которому был присвоен 13 марта 1996 года. Лавра находится не только в другой части города, но и является частью другого национального заповедника, чем Софийский собор. Будучи культурной достопримечательностью, монастырь снова активен, в нем проживает более 100 монахов. Он был назван одним из семи чудес Украины 21 августа 2007 года по результатам голосования экспертов и интернет-сообщества.

В настоящее время юрисдикция над этим объектом разделена между государственным музеем, Национальным Киево-Печерским историко-культурным заповедником и Украинской православной церковью, где находится главный монастырь этой церкви и резиденция ее лидера Онуфрия, митрополита Киевского. и вся Украина .

Почти тысячу лет сверкают над днепровскими кручами золотые купола Киево-Печерской лавры — одной из главных святынь христианского православного мира. В старорусской летописи «Повесть временных лет» есть датированное 1051 г. упоминание про его основание монахами поблизости Киева. Первым насельником обители был Антоний (в миру Антипа) из города Любеча, что поблизости Чернигова. Он принял постриг на Афоне. Придя в Киев, Антоний поселился в пещере, выкопанной ранее Илларионом, который в 1051 г. был назначен киевским митрополитом. О подвижнической жизни Антония узнали люди и приходили к нему за благословением. Вскоре вокруг Антония сплотились 12 единомышленников, которые расширили пещеры, обустроили кельи.

Позднее, когда монастырская жизнь была перенесена из пещер на поверхность, в подземных лабиринтах начали хоронить усопших насельников монастыря. Захоронения в пещерах проводились более семи столетий. Именно от пещер происходит название монастыря — Печерский. Как большой и влиятельнейший православный мужской монастырь, он с домонгольских времен получил статус лавры.

С 70-х годов XI века в Печерском монастыре началось интенсивное строительство, были возведены Успенский собор, Троицкая надвратная церковь, трапезная. Основной архитектурный ансамбль Киево-Печерского монастыря сложился уже в конце XII в. Рядом с монастырем, в загородной резиденции князя Владимира — крестителя Руси в селе Берестовом, в начале XII в. была построена церковь Спаса. В XI в. монастырь стал значительным центром иконописания и оставался им на протяжении следующих веков. В 1230 г. монастырские сооружения пострадали от землетрясения, а в 1240 г. — от ордынцев хана Батыя. В последующие несколько веков монастырь также претерпевал разрушения от стихийных бед и войн. В 1718 г. большой пожар уничтожил все деревянные сооружения, повредил много каменных зданий, погибло немало церковных ценностей, в частности лаврская библиотека.

С 1720 г. начинается восстановление поврежденных пожаром сооружений и сведения новых. Это был период расцвета барокко, стиля, в котором возведены Всесвятская, Рождества Богородицы, Крестовоздвиженская церкви, колокольни на Дальних и Ближних пещерах, кельи соборных старцев, типография и другие сооружения. Бароккового вида приобрели после перестройки Успенский собор и Троицкая надвратная церковь. Территория Верхней лавры окружена каменными стенами. Таким образом, в середине XVIII в. сформировался уникальный архитектурный ансамбль лавры, который в основном сохранился до нашего времени. Монастырь играл заметную роль в развитии русской литературы, живописи, графики, архитектуры, прикладного искусства, книгопечатания. В лавре жили и работали известные летописцы, писатели, ученые, художники, врачи, книгоиздатели. Именно здесь около 1113 г. летописец Нестор составил «Повесть временных лет» — основной источник наших знаний о Киевской Руси. В XVIII в. после вхождения в состав российского государства, Киево-Печерская лавра становится главным и мощнейшим церковным феодалом в регионе, владельцем сел, земель, предприятий и всероссийским паломническим центром. При реконструкциях соборов и пещер (1722—1729) обнаруживаюся захоронения XI—XIII вв. с более чем полутора сотнями мощей печерских монахов. Церковь канонизирует более 150 печерских святых, преподобных и великомучеников, и к святым мощам лавры начинается массовое паломничество православных всея Руси. В XIX — нач. XX в. лавра превращается в крупнейший центр распространения грамотности, духовности и православной культуры. В 1926 г. советская власть закрывает монастырь, репрессирует монахов, конфискует все драгоценности, земли и недвижимость. На территории монастыря создается Государственный заповедник Киево-Печерская лавра как Музей атеизма, но продолжается посещение паломниками под видом экскурсантов-безбожников. Монастырь в 1928 г. закрыт. С 1930 года здесь размещены наибольшие музеи Киева и Украины. В состав заповедника вошли Музей книги и книгопечатания, Музей украинского народного декоративно-прикладного искусства, Музей театрального, музыкального и киноискусства Украины и, собственно, Заповедник.

На площади в 26 гектаров размещено 102 каменных сооружения, которые признаны памятниками архитектуры. Более 60 тысяч экспонатов сохраняются в фондах заповедника. Это произведения станковой живописи, предметы декоративно-прикладного искусства и старопечатные книги.

В 1988 г. на территории Дальних Печер возобновляется деятельность действующего Православного мужского монастыря, а с 1991 г. и Ближние Печеры передаются Украинской Православной Церкви (Моск. Патриархат). Государственный музей-заповедник продолжает свою работу. На территории лавры находится Главная историческая библиотека АН Украины, филиал Минкультуры Украины, ряд музеев.

Среди сооружений: Успенский Кафедральный Собор (1073—78, 1723—29, частично разрушен в 1941 г., восстановлен 1997—2000 гг.), Троицкая надвратная церковь (1075), Церковь всех святых (1696—98), Спаса-на-Берестове (1113—1125, похоронен киевский князь Юрий Долгорукий, основатель Москвы), Большая лаврская колокольня (1731—44 высота 102 м), Крестовоздвиженская церковь (1700), Церковь Рождества Богородицы (1696) с колокольней (1754—61) и др.

Некрополи Киево-Печерской лавры содержат множество уцелевших захоронений выдающихся деятелей истории и культуры России и Украины XVII—XX вв. (П. А. Столыпин, кн. Кудашев, кн. Долгорукова, Петр Могила, С. Косов, В. Ясинский и др.). В настоящее время в Ближних Печерах лавры числится 73, а в Дальних — 48 гробниц с мощами. Кроме того, в Дальних Печерах за последние годы было установлено еще три гробницы с обретенными мощами: в 1992 году — митрополита Киевского и Галицкого (1915—1918) Владимира (Богоявленского); — в 1994 году — митрополита Киевского и Галицкого (1837—1857) Филарета (Амфитеатрова); в 1999 году — митрополита Тобольского и Сибирского (1758—1768) Павла (Конюшкевича). В 1988 г. была сделана сенсационная археологическая находка — открыта по Божией милости келья преподобного Феодосия Печерского рядом с подземной церковью Рождества Христова в Дальних пещерах.

Перестроечные процессы, которые начались в обществе с 1985 г., дали возможность переосмыслить и демократизировать отношения между государством и Православной Церковью. В ознаменование 1000-летия Крещения Киевской Руси в 1988—1990 гг. правительство УССР приняло решение о передаче нижней территории Киево-Печерского государственного историко-культурного заповедника Украинскому Экзархату Русской Православной Церкви. Первой в 1988 г. была передана территория нынешних Дальних пещер.

После почти шестидесятилетней разрухи восстановлен Свято-Успенский собор — жемчужина Киево-Печерской лавры.

Возобновление деятельности православного мужского монастыря на территории Дальних пещер ознаменовалось Божиим знамением — три мироточивые главы начали источать миро.

Литература:

Абрамович Д. И. Киево-Печерский патерик / Д. И. Абрамович; . — Киев : Час, 1991. — 278 с. Репр. изд.

Киевские подвижники благочестия Т. 1. — Киев : Киево-Печер. лавра, 1994. — 236 с., ил.

Никодимов И. Н. Воспоминание о Киево-Печерской Лавре / И. Н Никодимов. — Киев. : Киево-Печерская лавра, 2003. — 224 с.

Преподобный Парфений Киево-Печерский: жизнеописание. — М. : Изд-во им. святителя Игнатия Ставропольского, 1996. — 46 с., ил.


Посетить электронную библиотеку

Издревле главной целью книжного дела было не только записать все события в хронологическом порядке, но и сохранить все эти истории и сведения для будущих поколений. С момента основания на Киевских холмах монастыря его насельники не только сами пользовались современными им литературными источниками, но именно Печерский подвижник — преподобный Нестор Летописец своими великими трудами положил начало написанию хроник.

Описав все значимые события, которые имели место в Древней Руси, преподобный Нестор имел продолжателей этого великого дела. Благодаря их трудам мы знаем нашу историю, а благодаря трудам монастырских библиотекарей мы имеем возможность соприкоснуться не только с первоисточниками, но и довольно богатыми собраниями древних книг, которые сейчас хранятся в самых различных монастырях. Тысячу лет в Печерском монастыре собирали и бережно хранили рукописи и печатные книги.

Есть библиотека и в Лавре на Печерских холмах города Киева. Наибольшую известность лаврская библиотека приобрела при митрополите Флавиане (Городецком). Владыка всю жизнь собирал книги, построил корпус для библиотеки, сам лично писал карточки для библиотечного каталога. Библиотечным фондом могли пользоваться не только монахи, но и жители города Киева. Во время Великой Отечественной войны было вывезено около пятисот тысяч книг.

Помимо этого, большинство ценных исторических рукописей и книг были переданы в государственные библиотеки после закрытия монастыря, но все же лаврская библиотека смогла сохранить тот дух древнего монастыря и его истории, передавая его нынешним поколениям — насельникам обители и тем, кто посещает нашу библиотеку.

Здесь есть и старые книги, и новые издания, периодика, которая в широком ассортименте сейчас выпускается в церковных типографиях. Творения святых отцов, художественные книги, журналы, рукописные тексты, древние издания — это лишь малый перечень того, что хранится в лаврской библиотеке и за сохранность чего также отвечает братия монастыря, которая несет здесь свое послушание.

Преподобный Симон Суздальский, в Ближних пещерах почивающий, является автором «Слова о создании церкви Печерской» и многих других произведений, и этим своим творением он одним из первых положил начало библиотечному делу нашей обители, которое трудами братии Киево-Печерской Лавры не угасает и до настоящего времени.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

[ad01]

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *