Кафедральный собор святого апостола Павла в Гатчине — объект культурного наследия РФ, яркий памятник архитектуры в русско-византийском стиле.

Павловский храм в Гатчине строился по приказу императора Николая I, который выбирал и место для него — на естественной возвышенности в центре города. Проект разработали архитекторы Р. И. Кузьмин и К. А. Тон, и работы по возведению собора велись с 1846 по 1852 год.

Нижний храм был обустроен и открыт гораздо позже — в 1920 году, освящен во имя Иоанна Крестителя.

Все службы в соборе были прекращены в период с 1938 года до осени 1941 года. В это время и в начале оккупации убранство храма серьезно пострадало: церковное имущество было конфисковано, иконостас разобран (его удалось сохранить одной из прихожан), а колонны вырублены для межэтажных перекрытий). Однако уже в послевоенные годы храм стали восстанавливать и практически полностью вернули ему оригинальный облик. В дальнейшем к юбилейным датам дважды проводились крупные реставрации.

Сейчас Павловский собор в Гатчине действующий. Его главные святыни: икона святого Пантелеимона, мощи святой Марии Гатчинской, Филермская икона Богородицы (копия 1919 года).

Доехать до храма можно на автобусах и маршрутках, следующих до остановки «Соборная» (находится на перекрестке перед храмом).

Расписание богослужений в Павловском соборе Гатчины

Службы в кафедральном соборе проходят ежедневно. В обычные дни литургия в 9:00, в воскресенье и праздники — в 7:00 и 9:40. Всенощное бдение — в 17:00.

Павловский собор в Гатчине на панорамах Google Maps

Видео: Гатчинский Павловский собор, репортаж

По милости Божией, в июне-июле 2006 года в Россию временно была доставлена из Черногории для поклонения народу десная (правая) рука святого Иоанна Предтечи и Крестителя Господня. В этой статье краткая история происхождения каждой из Гатчинских святынь в отдельности (по книге «Жития святых» свт. Димитрия Ростовского).
День 12/25 октября отмечен в Православном Церковном календаре праздником «Перенесения из Мальты в Гатчину части древа Животворящего Креста Господня, Филермской иконы Божией Матери и десной руки Иоанна Крестителя (1799)». До появления в России эти святыни являлись наиболее ценной частью собранных священных реликвий рыцарского Мальтийского Ордена св. Иоанна Иерусалимского.


Десная рука св. Иоанна Крестителя, частица древа
Животворящего Креста и Филермская икона Божией Матери

В 326 г. произошло чудесное обретение на Голгофе Креста Господня св. царицею Еленою. Вскоре же после этого по царскому повелению был заложен здесь новый храм Воскресения Христова, которому суждено было сделаться на долгие годы хранителем сей великой святыни всего христианского мира. Но ее нельзя представлять во всей целости, каковою она была при обретении. Предание сообщает нам о многих частях Креста Господня, еще в глубокой древности отделенных от него и разнесенных по всем концам мира. Хранил эти частицы Восток, хранил и христианский Запад. Точно также и Святая Русь в 1000-летний период своей христианской жизни не раз получала с Востока части Животворящего Креста Господня. Одну из этих частиц она получила с Запада от рыцарей Мальтийского ордена.
В одно время с частицею Креста Господня с острова Мальты была перенесена на Русь иоаннитами и другая, долгое время хранимая святыня: Филермская икона Божией Матери — Одигитрия. Идущее от глубокой древности предание гласит, что написана она была святым евангелистом Лукою и освящена благословением Самой Приснодевы.
Во время четвертого крестового похода икона Одигитрии вместе со многими другими святынями Константинополя была взята крестоносцами из Влахернской церкви и отправлена на Запад. Перенесенная снова в Палестину, она досталась иоаннитам. Икона была неотъемлемой их собственностью во время всех их дальнейших переселений, пока они не принесли ее в дар императору Павлу.
Десная (правая) рука святого Иоанна Крестителя является третьей святыней, в честь которой на Руси установлено празднование.
По преданию, идущему от глубокой древности, св. евангелист Лука, проповедуя Христа в Севастии, поклонился останкам мощей Его Крестителя и просил жителей Севастии дозволить ему перенести их в Антиохию, где бы они могли быть спасены от поругания и истребления неверными. Но севастийцы позволили ему взять только десницу Крестителя, которая с благоговением и была перенесена им в Антиохию.

В 639 году пала Антиохия, а вместе с нею подпала мусульманскому пленению и десница Крестителя. Много раз византийские императоры пытались взять ее из Антиохии, но все старания их не достигали желанной цели. Наконец, Господь судил христианской святыне быть перенесенною из порабощенного нечистивым народом города в столицу христианского царства — Константинополь.
Когда Константинополь пал под натиском турок (1453г.), вступивший в него султан Магомет II приказал десницу Крестителя наряду с другими христианскими святынями положить в его царскую сокровищницу и запечатать его печатью.
Но на защиту поруганного города и его поруганных святынь восстал упомянутый выше Орден иоаннитов, имевший в это время местом своего пребывания остров Родос. Они не только мужественно отразили все нападения турок на этом острове, но и стали угрожать их собственным владениям. Тогда преемник Магомета II-го, Баязет II, желая приобрести расположение иоаннитов к себе, послал в дар магистру их Ордена десницу Крестителя (1484 г.). Везде, куда только ни переселялись иоанниты, выстраивались церкви в честь Крестителя, а с этих пор вместе с каждым переселением переносилась в новые церкви и его десница. Такая же церковь впоследствии бьша выстроена магистром Ордена и на острове Мальта.

* * *
Когда Мальта взята была Наполеоном и корона магистра Ордена перешла к русскому императору Павлу Петровичу, еще в детстве восхищавшемуся славною историей Мальтийских рыцарей, благодарные ему за покровительство иоанниты решили передать в его владение все три великих сокровища, ни с одним из которых никогда еще они не расставались.


Гатчинский дворец. Церковь Святой Троицы

Десница Иоанна Крестителя была первою из святынь, перевезенных ими в Россию. В 1798 году она временно была помещена в орденскую капеллу, находившуюся в Петербурге. В следующем же 1799 году 12 октября (с/и. стиль — прим. ред.) были перевезены в Гатчину вместе с нею и остальные две святыни: частица Креста Господня и Филермская икона Божией Матери. Все подробности этого торжественного события впоследствии были внесены в службу, составленную по поручению Священного Синода на день 12 октября.
Для хранения святынь и размещения мальтийских рыцарей было начато строительство в Гатчине на окраине дворцового парка небольшого монастыря во имя священномученика Харлампия. Во время же пребывания императора в Гатчине местом хранения святынь являлась дворцовая церковь во имя Святой Троицы.
После убийства заговорщиками императора Павла I строительство монастыря было прекращено, святыни хранились в храме Зимнего дворца в Петербурге. В 1852 году, когда по личному указанию императора Николая Павловича был построен в Гатчине собор св. апостола Павла — в честь небесного покровителя Павла I, с этого времени святыни ежегодно на десять дней — с 12 по 22 октября (ст. стиль) переносились из Петербурга в гатчинский Павловский собор для поклонения народу.
После октябрьского переворота церковь Зимнего дворца была разграблена, но святыни удалось спасти. Они оказались в ризнице Архангельского собора Московского Кремля. Затем, по благословению Святейшего Патриарха Тихона, святыни были перевезены в Гатчину, в Павловский собор.
13 октября 1919 г. настоятель собора протоиерей о. Иоанн Богоявленский (будущий епископ Исидор и духовник будущего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II) увез святыни в Эстонию, спас их таким образом от изъятия большевиками и поругания.


Гатчинский дворец. Церковь Святой Троицы

Затем они были доставлены в Копенгаген, где их передали вдовствующей императрице Марии Федоровне. После ее смерти в 1928 г., дочери — великие княгини Ксения и Ольга, передали Филермскую икону главе Зарубежной Русской Церкви митрополиту Антонию (Храповицкому), который поместил ее в православном соборе Берлина. Епископ Тихон, окормлявший православную паству Берлина, в 1932 г. передал эту икону и остальные мальтийские святыни в православную Сербию — сербской королевской династии в знак благодарности за то, что Сербия дала приют многим русским эмигрантам.
Дальнейшая судьба чтимых святынь такова. Король Петр III Карагеоргиевич, уезжая в апреле 1941 г. в Великобританию, передал Сербскому Патриарху Гавриилу святыни на сохранение. Вместе с другими сокровищами королевской династии они были спрятаны в подполье келий настоятеля черногорского монастыря св. Василия Острожского архимандрита Леонтия (Митровича), где и хранились десять лет. Святыни были незаконно изъяты коммунистическими властями Югославии в ходе кампании по конфискации церковных ценностей.
Лишь в 1993 г. десная рука св. Иоанна Крестителя и часть Животворящего Креста Господня были переданы в Цетинский монастырь Рождества Пресвятой Богородицы. Филермская икона Божией Матери по-прежнему находится в национальном музее г. Цетинье (Черногория).

* * *


Копии Гатчинских святынь

Павловский собор

…После того, как святыни покинули Русскую землю, в Павловском соборе г. Гатчины были изготовлены «копии» их, т.е. живописные изображения десной руки св. Иоанна Предтечи и Филермской иконы Божией Матери. Изготовил их священник Алексий Благовещенский, он же сшил для них прекрасные ризы. (о. Алексий служил в Павловском соборе с 1919 по февраль 1938 г. По делу «церковников» он был арестован 24.02. 1938 г., расстрелян в Ленинграде).
Во времена настоятельства протоиерея Петра Белавского, в Павловском соборе появился пожертвованный серебряный крест-мощевик с частицей мощей св. Иоанна Предтечи и Крестителя Господня. В 1990-х годах собору была пожертвована и частица Древа Животворящего Креста Господня, которая помещается теперь в мощевике, также укрепленном на иконе Десной руки св. Иоанна. Так, по милости Божией, частички святынь разными путями пришли в Павловский собор…
Г. Елфимова

Четыре я увидела на карте, два – во дворцах. Со смотровой башни дворца видны два – Павловский и Покровский соборы.

Но обо всём по порядку.
Главный храм – Павловский собор.
Заложен 17 октября 1846 г. был освящен митрополитом Никанором (Клементьевским) 29 июля 1852 г. Строился он на средства, отпущенные из государственного казначейства. Из-за широких барабанов кажется приземистым. Составление проекта было поручено профессору архитектору Роману Ивановичу Кузьмину (1810-1867), одновременно осуществлявшему перестройку Гатчинского дворца. К храму ведёт Соборная улица.


Перед входом в собор – памятник малолетним узникам фашистских концлагерей.

Храм был закрыт постановлением През. Леноблисполкома от 11.05.1939, 28.04.1941 утверждены проект и смета на реконструкцию под кинотеатр. Частично разрушен огнем немецкой артиллерии в авг.-сент. 1941, нижний храм действовал с окт. 1941, это помещение в годы войны служило и убежищем горожан. В 1944 после ремонта кровли начаты службы в верхнем храме. К сер. 1950-х почти уничтоженные интерьеры восстановлены, 30.09.1956 собор освящен после завершения ремонта верхнего храма. Более не закрывался. Выставленная во дворце акварель прекрасно передаёт облик собора.

Очень красив Покровский собор. В отличие от Павловского, он воздвигнут на частные пожертвования, прежде всего Кузьмы Карповича Карпова, в 1872 году приехавшего в Гатчину и ставшего купцом 3-ей гильдии. Усадьба Карпова находилась рядом, но, даже если и сохранилась, я не сумела её идентифицировать. Проект разработал в 1902 году главный архитектор города Гатчины Леонид Михайлович Харламов. Храм был закрыт в 1939, возвращён верующим в 1992 году.

Храм возведён на бывшем подворье Вохоновско Мариинского, Пятогорского Богородицкого (Кикеринского) женского монастыря. При храме есть церковно-приходская школа – интересное деревянное здание с элементами, и церковная лавка – маленькая избушка. Трудно сказать, относились ли к монастырю старые деревянные дома по соседству (ныне жилые), мне кажется, вполне возможно.
Очень красивый собор.
До небольшой и очаровательной церкви Покрова Божией Матери в Мариенбурге (в Егерской слободе Гатчины) нужно идти километра полтора от вокзала, в сторону, противоположную центру. Эскизный проект Покровской церкви выполнен Давидом Ивановичем Гриммом, рабочие чертежи — академик архитектуры И.А. Стефаницем. Освящение храма состоялось 20 Ноября 1888 года. Была закрыта в 1933. В 1942, во время оккупации, богослужения возобновлены, более не закрывалась. Вокруг церкви – кладбище. Снаружи отремонтирована, внутрь я не попала.
На карте ещё отмечена церковь – в другом конце города, я не дошла. Зато побывала в Домовой церкви гатчинского дворца, посвящённой Троице Живоначальной – первой культовой постройки Гатчины, когда дворец строился ещё для Григория Орлова.
Католический костел не сохранился, а евангелическо-лютеранской церкви Святого Николая, построенной в 1828 году по проекту Алексея Михайловича Байкова и Доменико Квадри, повезло больше. Как и многие гатчинские постройки, кирха облицована местным тесаным известняком.
Когда лютеранская кирха ремонтировалась, богослужения проводились в капелле Приоратского дворца.

Его Преосвященству сослужили секретарь епархиального управления протоиерей Владимир Глазунов, благочинный Гатчинского городского округа настоятель собора протоиерей Владимир Феер, благочинный Лужского округа протоиерей Николай Аксенов, благочинный Сланцевского округа протоиерей Алексий Гришанов, благочинный Ямбургского округа иеромонах Пантелеимон (Вахрушев), благочинный Гатчинского районного округа протоиерей Владимир Вафин, древлехранитель епархии протоиерей Георгий Преображенский, клирики епархии и гости в священном сане.
Мощи святой были вынесены в центр храма, и молящиеся прикладывались к ним.
По заамвонной молитве духовенство и верующие, взяв раку с мощами святой покровительницы города, совершили крестный ход. По традиции шествие прошло от Павловского до Покровского собора, где владыка Митрофан совершил молебен святой, затем крестный ход вернулся в Павловский собор, где также был совершен молебен.
Архипастырь поздравил верующих с днем памяти небесной покровительницы Гатчины и преподал архиерейское благословение.
Преподобномученица Мария Гатчинская (в миру — Лидия Лелянова, 1874-1932) родилась в богатой купеческой семье. В возрасте 16 лет заболела энцефалитом, осложнением которого стала болезнь Паркинсона. С 1912 года лежала полностью без движения, могла только говорить. В 1922 году по благословению митрополита Петроградского Вениамина была пострижена в монашество с наречением имени Мария в честь преподобной Марии Египетской. В 1932 году вместе с сестрой была арестована. Монахиню поместили в больницу дома предварительного заключения, где она скончалась 17 апреля 1932 года, будучи осужденной на три года ссылки. Была погребена на Смоленском кладбище Ленинграда. В 1981 году ее канонизировала Русская Зарубежная Церковь, 17 июля 2006 года прославила в лике преподобномучеников Русская Православная Церковь. 26 марта 2007 года мощи Марии Гатчинской были обретены на Смоленском кладбище и помещены в Павловский собор Гатчины.
ИА «Вода живая», 17.04.19
[ad01]

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *