Павло-Обнорский монастырь (Россия) — описание, история, расположение. Точный адрес и веб-сайт. Отзывы туристов, фото и видео.

Свято-Троицкий Павло-Обнорский монастырь — мужской монастырь, который был основан в 1414 году на реки Нурме учеником Сергия Радонежского Павлом Обнорским. По преданию, три года Павел жил в дупле липы. Часть этого дерева долгое время хранилась в трапезной Павловской церкви. Сегодня это самый древний и большой монастырь русского Севера, расположенный на территории нынешней Вологодской области.

Во времена советской власти монастырь использовался в качестве детского дома и пионерского лагеря, а позже был возвращен церкви. Но Троицкий собор, находившийся на его территории и разрушенный в 1936 году, до сих пор не восстановлен.

В монастыре собраны древнейшие иконы, особенно ценны работы Дионисия, одного из самых известных русских иконописцев. Этим работам почти 500 лет. Также здесь хранятся мощи чудотворца Павла Обнорского.

Самыми именитыми посетителями монастыря были Василий III и Иван Грозный.

Храмы монастыря

Успенская церковь — второй каменный храм монастыря после разрушенного Троицкого собора; возводился в течение 50 лет. Церковь во имя Павла Обнорского, построенная около 1546 года, где и хранились мощи чудотворца Павла Обнорского. Впоследствии этот храм, а также церковь Сергия Радонежского были разобраны и на их месте возведена одноглавая церковь во имя Корсунской Богоматери. Увы, этот храм был взорван в 1930-е годы. В 2000-е здесь поставили деревянную часовню, в которой находится рака над местом упокоения мощей преподобного Павла Обнорского.

Примечательны трёхэтажные Настоятельские покои, которые примыкают к трапезной Успенской церкви. Два нижних этажа относятся к 16 веку.

Как добраться

От Грязовца отходят ежедневные рейсы до д. Косиково, после нужно пройти еще пешком 4 км (есть указатель). Ежедневные богослужения проходят в монастыре по следующему графику:

  • в будни: в 6.00и в 18.00
  • в выходные и праздники: в 9.00 и накануне проводят всенощное бдение с 17.00.

Адрес: 162011, Вологодская область, Грязовецкий район, с. Юношеское.

Свято-Троицкий Павло-Обнорский монастырь

1 день

Это путешествие — настоящее открытие для современных путешественников! Многие из нас полагают, что чудодейственные места разбросаны по всему миру и для встречи с ними нужно отправляться за тридевять земель. Но это не так. Вологодчина – рядом, и она богата храмами и святынями. Путешествуя, Вы сможете приобщиться к великому сокровищу православных святынь, укрепить веру в благодатной атмосфере храма.

9.00. Выезд в Грязовецкий район. (55км) , посещение действующего мужского Свято – Троицкого Павло -Обнорского монастыря с путевой информацией.

Православный монастырь основан в 1414 году учеником Сергия Радонежского святым Павлом Обнорским на берегу реки Нурмы на территории на юго-западе Вологодской области. Это один из самых древних, и в прошлом, больших монастырей Русского Севера.

Большинство построек 16-18 веков были уничтожены вскоре после закрытия монастыря советской властью. В конце 20 века монастырь возвращён церкви, до 2003 года — это подворье Спасо — Прилуцкого монастыря, в настоящее время — самостоятельный мужской монастырь.

В обители покоятся мощи святого Павла Обнорского, из Троицкого собора происходит несколько икон, в том числе работы Дионисия, в настоящее время находящихся в собраниях ведущих музеев страны и региона.

Экскурсия по монастырю: осмотр территории, знакомство с православными святынями, посещение часовни Павла Обнорского, святых источников.

Реконструкция монастыря, приводящая его в соответствие с изменившейся ситуацией – неизбежный процесс, периодически повторяющийся на всем протяжении истории памятника. Вопрос в том, чтобы при реконструкции не терялись накопленные ценности. Процесс сложения архитектурного комплекса Павло-Обнорского монастыря занял 5 столетий. Единое стилистическое решение комплекса сформировалось к концу ХIX века. Павло-Обнорский монастырь – один из древнейших монастырей Вологодской области, несправедливо был вычеркнут из истории края на десятилетия.

Монастырь расположен в 15 км к югу от города Грязовца в живописной долине реки Нурмы, сжатой со всех сторон «отлогими горами». Основана обитель в 1414 году учеником Сергия Радонежского преподобным Павлом Обнорским и стояла в ряду таких как Кирилло-Белозерский, Ферапонтов, Спасо-Каменный, Спасо-Прилуцкий монастырей. На первом этапе существования Павлов монастырь был пустынной обителью, затерянной среди лесов Северной Фиваиды, как назвал Андрей Муравьев большую часть Вологодской области, усеянную монастырями и уединенными кельями иноческими.

Житие преподобного Павла свидетельствует, что первый деревянный Троицкий собор был сооружен в 1414 году по благословению Митрополита Всероссийского Фотия, вокруг него располагались кельи братии, сам же Павел жил на другом берегу в хижине.

Власти всячески поддерживали монастырь: Великий князь Иоанн III Васильевич в 1498 году на содержание обители дал на имя игумена Никона с братиею грамоту, которой пожаловал Павлову монастырю лесу «на 8 верст в длину и на 3, а инде на 4 в ширину…». По мнению Суворова, известного краеведа конца XIX века, Великий князь Василий IV Иоаннович имел особенное попечение об Павло-Обнорском монастыре. По его повелению и при его содействии в 1505–1514 годах (по некоторым данным до 1516 года) была построена обширная соборная каменная церковь «о трех главах», просуществовавшая до 1936 года, а последняя стена храма была разрушена в 1971 году.

В 1529 году, во время своего путешествия по Северу, монастырь посетили Василий IV Иоаннович с Еленой Глинской и вскоре, в 1536 году, закладывается Успенский собор, «о чем говорит надпись на храмозадатном кресте». В 1538 году татары сожгли монастырь «за исключением каменных строений» (в некоторых источниках – за исключением храмов), что говорит: во-первых, что строительство Успенского комплекса практически завершено, во-вторых указывает на особую роль, предназначавшуюся Павлову монастырю, так как уже в 1539 году строительство Успенского трапезного комплекса почти завершено, что немыслимо без помощи центра после разграбления. После посещения Иваном Грозным монастыря в 1545 году по его повелению и при его содействии в 1546 году возводится храм над сенью преподобного Павла Обнорского.

Итак, в XVI веке, Павло-Обнорский монастырь – крупный центр с комплексом каменных построек. Кроме трех храмов, по некоторым данным, к концу XVI века может быть отнесено и строительство корпуса к югу от Успенского собора (в настоящий момент сохранился первый ярус – каменные подвалы).

По писцовым книгам 1628-1630 годов монастырь является в следующем виде: «Монастырь Павлов на речке Нурме: в нем церковь Живоначальныя Троицы с приделом Павла Обнорского, другая церковь Успения Богородицы с трапезою, третья церковь Преподобного Сергия Радонежского, все три каменные… На монастырь келья игуменская, келья казенная и 20 келий братских». В 1644 году впервые упоминается церковь Иоанна Предтечи. В переписных книгах 1687 года стольника Петра Голохвостова и подьячего Ивана Саблина значится: церковь Троицы «о трех главах», придел Иоанна Предтечи, над церковью Преподобного Павла расположена колокольня, две кельи казенные каменные, кельи игуменские деревянные и 17 келий братских, также деревянных. Самые подробные сведения о состоянии монастыря в XVII веке были получены по описям монастырского имущества 1654, 1682, 1687 годов, хранящихся в Государственном архиве Вологодской области.

XVII век, век наибольшего расцвета монастыря, «после которого он во время реформ царствования Петра I и в последующее время до конца XIX века почти уже не возвышался в материальном благосостоянии».

XVIII век ознаменовался разрухой и пожарами в монастыре, а в 1777 году – крупный грабеж. В 1771 году игумен Пахомий пишет: «… монастырь ветхий, ограда пала, келии прогнили, на церквах кровли ветхие, каменное строение ветхое, в соборной церкви служить опасно…» Пожар 1764 года уничтожил келии настоятельские, ограду от реки и все амбары, «… и по сию пору церкви без глав и крестов стоят…» (игумен Пахомий). Только в конце XVIII века предпринимались попытки ремонта, что можно проследить в описи монастыря за 1785 год, содержащей подробные сведения о размерах зданий и переделках в монастыре. Текст данной описи приведен в рамках данного проекта в томе 2 разделе 1 «Историко – библиографические и архивные исследования». В конце XVIII века строится с двух сторон каменная ограда с башнями. В этом состоянии монастырь просуществовал до середины XIX века.

В книге Суворова, написанной в 1861-1866 годах, Павло-Обнорский монастырь имеет вид «почти правильного четырехугольника, имеющего в окружности 277 сажень». Описание 1866 года наиболее полно отражает положение монастыря до перестройки обители, начавшееся при игумене Иоасафе и длившееся около 20 лет. Игумен Иоасаф был личностью незаурядной и поэтому породил противоречивое мнение как современников, так и потомков. Однако, приняв монастырь с 22 копейками, менее чем за 20 лет он произвел строительных работ более чем на 22 тысячи рублей, возродив не только архитектуру, но и славу обители.

Масштабные ремонты и переделки коснулись всех зданий монастыря. На месте храма Павла Обнорского и Сергия Радонежского и шатровой колокольни возводится в 1870 году новый храм Преподобного Павла. В 1879-1880 годах перестраивается Троицкий собор. С 1881 по 1887 годы идет строительство 20-саженной колокольни на месте Успенской церкви при трапезной (1536 год). Строительство колокольни отражено в документах монастыря, начиная от закладки фундамента: «бут на фундамент колокольни» — 1880 год. В 1884 году упоминается церковь Успенская на втором этаже, хотя работы на колокольне ведутся и кладка доведена до 7 сажен. 21 сентября 1886 года Успенская церковь освящена, над алтарем еще выкладывается колокольня. Работы по строительству колокольни завершаются в 1887 году. В 1910 году глава «большого размера» на колокольне, обитая белым железом, покрыта белым алюминием, крест вызолочен, а сама Успенская церковь в том же 1910 году ремонтирована.

Также в 1870-80 годы ведутся ремонты по всем келейным корпусам, разбирается гостиный корпус (на настоящий момент — подвалы), строится каменная стена с четырьмя башнями и двумя воротами, изменяется русло реки Нурмы, подмывавшей стену монастыря. Кроме того, организуется скит на холме правильной формы 50 саженей в диаметре — Голгофе к востоку от монастыря и насыпается подобный холм к западу от монастыря. На западном холме игумен Иоасаф планировал возвести храм со стенами из застекленных рам, чтобы богослужение было видно издалека. Так создается единый архитектурный ансамбль с 20-саженной колокольней-доминантой, позволяющей собрать воедино не только территорию непосредственно монастыря, но и обе «Голгофы».

В начале ХХ века обитель посещает императрица. В 1903 году открывается школа иконописи под руководством Антония Чекина. Просуществовала она три года и была закрыта из-за смутного времени. В 1914 году было отпраздновано 500-летие обители.

В 1922 году монастырь закрыли, а здания передали Вологодской областной школе особого режима, а в 1947 году – детскому дому. С 1953 по 1986 год в зданиях монастыря находилась школа для детей с ослабленными легкими. С 1986 года здания принадлежали Грязовецкому интернату, но использованы не были.

В настоящее время монастырь передан епархии, последние 9 лет активно идут противоаварийные работы, что позволило предотвратить дальнейшее разрушение построек. Троицкий собор с храмом Иоанна Предтечи был разобран в 1936 году. Кирпичом вымостили дорогу, подходящую к селу Юношескому. Храм Павла Обнорского разрушен после 1957 года, возможно, в 1971 году.

Наибольший научный интерес представляет Успенский корпус, включающий разновременные пристройки с 1536 по 1886 годы, в состав которого входят:

— трапезная 1536-1539 г.г.; многократно перестраиваемая (в XVIII веке превращена в церковь Успения, растесаны окна, при игумене Иоасафе в конце XIX века уничтожен центральный столб и устроены четыре столба), но сохранившая на чердаке первоначальные завершения по части восточной, северной и западной стенам, пяты и остатки сводов в кладке стен;

— настоятельские покои, примыкающие к трапезной с запада. Два нижних этажа относятся к XVI веку, а третий надстроен в середине XIX века;

— колокольня, точнее, сохранившиеся в настоящий момент два нижних яруса на первоначальном месте Успенской трапезной церкви.

В хорошем техническом состоянии сохранились два яруса колокольни. Верхние ярусы, включая ярус звона, были разобраны в начале 1950-ых годов. Кирпич использовался на сельскохозяйственные постройки.

Холмы – уникальные сооружения, одинаковые по форме и размеру 106,5 м в диаметре, расположены по оси монастыря. На восточном сохранилась скитская церковь 1868-1869 гг. постройки, используемая до 1986 года как школа, а в настоящий момент пустующая. Утрачено тринадцатиглавое завершение храма. Даже в современном, полуразрушенном состоянии можно увидеть величие Павло-Обнорского монастыря как уникального архитектурного комплекса. Композиционно монастырский комплекс вытянут вдоль русла реки Нурмы, берег перед монастырем представляет собой обширный луг, частично заросший деревьями. Вдоль бывшей северной стены монастыря проходит улица села Юношеское. Мощи преподобного Павла находятся на месте первоначального захоронения 1429 года, в настоящий момент над ними сооружена деревянная часовня.

Следует отметить, что на протяжении семи десятилетий не велось систематизированного исследования по архитектуре монастыря. Более полному исследованию подверглась иконопись Павло-Обнорского монастыря, включая иконы Дионисия. В настоящий момент идет постепенное восстановление монастыря. Данный этап нацелен на укрепление и сохранение существующих построек, воссоздание их внешнего облик.

Пьянкова Н.С. Павло-Обнорский монастырь. Историческая записка. http://parishes.mrezha.ru/library.php?id=73&pn=1

23 января (10 января по ст. ст.) Церковь празднует память преподобного отца нашего Павла Обнорского и Комельского, Вологодского чудотворца.

«Пьянство — всем злым делам корень.
Не имейте пития пьянственного, да не прогневаете Бога;
предавая погибели свои души и многих соблазняя,
навлечете на себя пьянством проклятие и горе».

Преподобный Павел Обнорский

Житие преподобного Павла Обнорского

Павел Обнорский родился в Москве в 1317 году. Его родители принадлежали к городской знати и имели влияние при дворе. Когда Павлу исполнилось 20 лет, родители подыскали ему невесту. Узнав об этом, юноша сбежал из дома, хотя всегда был послушным сыном и чтил своих родителей. Павел ушел подальше от Москвы — он выбрал Рождественский монастырь в Ярославских землях, четко избрав монашеский путь. Примерно в то же время в 200-х километрах от того места, где жил Павел, отшельник, который позже станет широко известен как преподобный Сергий Радонежский, основал свою Троицкую обитель в глухом лесу на горе Маковец. К подвижнику потянулись первые ученики. Узнав про Троицкую обитель, Павел принимает решение уйти из Рождественского монастыря: судя по всему, слава о чудесах и прозорливости Сергия Радонежского, а также стремление к аскезе произвели впечатление на Павла и заставили присоединиться к пастве Сергия. В монастыре Сергия Павел уходит в затвор на 15 лет. После 15 лет, проведенных в затворе, Павел просит благословения преподобного Сергия на «отшествие в пустыню». Благословение, после некоторого колебания преподобного Сергия, было получено. Павел уходит в глухие Комельские леса и селится в дупле липы на речке Грязовице, где живет еще 3 года. Сейчас часть этого дупла с благоговением хранится в монастырской церкви Успения Пресвятой Богородицы.

Преподобный Павел Обнорский спасается в дупле липы (клеймо иконы XVII века)

После этого он переходит на новое место — на реку Нурму (приток Обноры), где ставит себе келью и выкапывает колодец. Вокруг Павла собирались дикие звери, которых он подкармливал. Они совершенно не боялись его и не причиняли ему вреда. Вскоре Павел познакомился еще с одним учеником Сергия Радонежского — Сергием Нуромским, греком, который пришел с Афона. Его монастырь стоял всего в 4-х верстах от места подвижничества Павла. Два святых стали духовными друзьями, однако Павел всегда с уважением относился к своему духовному наставнику и пользовался его духовным руководством со всяким смирением.

Библиотека Русской веры
Житие и чудеса преподобного Павла Обнорского. Великие Минеи Четьи

Читать онлайн в оригинале

Однажды Павел возвращался в свою келью и увидел, что она разрушена. Он испугался и тут же сообщил об этом Сергию. Сергий же сказал, что когда он вернется, то келья будет опять невредима. Так оно и случилось.

Вскоре вокруг самого Павла стали собираться ученики. Павел сразу же установил для них строжайший устав и требовал его неукоснительного соблюдения. Основой устава было общее имущество во всем.

Как-то ночью Павел Обнорский услышал колокольный звон, но церквей с колокольнями поблизости не было. Звон повторялся и в другие дни, причем в праздники он отличался. Павел посмотрел дальше за рекой Обнорой и нашел там очень светлое место — колокольный звон шел именно оттуда. Он держал совет с братией по этому вопросу. Было решено, что это какое-то предзнаменование. Когда Павел услышал сильный звон в Пасхальную ночь, он увидел в своей келье яркий свет, который струился из-под земли. Павел сходил к своему наставнику за 4 версты, рассказал ему о произошедшем, и Сергий предсказал, что на том месте будет большой монастырь и порекомендовал сходить в Москву к митрополиту Фотию за благословением на основание монастыря. Однако владыка Фотий решил, что 94-летний нищий монах просто хочет получить от него денег и прогнал отшельника в рваном рубище из своих покоев. Но той же ночью Фотий увидел сон, в котором голос сказал ему, что этот старец угоден Богу и что его надо принять и исполнить его просьбу. Наутро митрополит повелел найти Павла, дал ему свое благословение на основание обители и выдал крупную сумму денег, подарил богатую одежду и предложил принять духовный сан, однако по скромности своей Павел отказался от духовного звания. По своем возвращении Павел воздвиг Свято-Троицкий храм, который дал начало Павло-Обнорскому монастырю, где был введен строгий общежительный устав, а управление возложено на Алексия, ставшего игуменом. Монастырь был основан в 1414 году. Сам Павел продолжал жить в уединенной келье рядом с монастырем. Он часто посещал расположенный недалеко Спасо-Нуромский монастырь, где беседовал с преподобным Сергием Нуромским.

Свято-Троицкий Павло-Обнорский монастырь. Фото начала XX в.

В ХV веке набеги татар на русские земли не были редкостью. Однажды, в день Богоявления, перед Божественной литургией, окруженный братией, преподобный глубоко вздохнул и прослезился. Братия приступили к нему с расспросами. Преподобный молчал, а потом, уступая просьбам, промолвил: «В этот день и час нечестивые татары взяли город Кострому, предали его огню и мечу, а многих жителей увели в плен». Потом все это и подтвердилось: город действительно был взят 6 января 1429 года татарами.

Преподобный преставился в возрасте 112 лет 10 января 1429 года. В 22 года он принял иноческое пострижение и жил по разным пустыням около 50 лет, а в Комельском лесу около 40 лет. То есть 90 лет своей жизни он посвятил непрестанному иноческому деланию. Братия похоронили тело его возле храма Живоначальной Троицы с великой честью и благоговением.

Житие святого написано около 1546 года, а прославление совершилось в 1547 году на Макарьевском соборе. Мощи преподобного Павла Обнорского не обретались и хранились под спудом в церкви Сергия Радонежского основанного им монастыря. В 1878 году над ними была установлена большая серебряная рака. Мощи по сей день находятся в Свято-Троицком Павло-Обнорском монастыре под спудом, над ними построена деревянная часовня.

Тропарь, кондак и канон преподобному Павлу Обнорскому

Тропарь, глас 1:

Божественною любовию от юности распаляем, Павле преподобне, вся, яже в мире красная возненавидев, Христа единаго возлюбил еси и сего ради во внутреннюю пустыню вселился, со зверьми живый, весь Христови быв. Отонудужде и Всевидящее Око твоя труды видев, даром чудес и по преставлении обогатил тя есть. Темже вопием ти: моли непрестанно о всех нас, иже честную память твою присно в песнех почитающих.

Кондак, глас 8:

Все свое умное желание к Богу вперив, и Тому невозвратно от души последовал еси, в пустыню вселився, и, тамо ангельски пожив, многим путь быв ко спасению. Сего ради и Христос тебе прослави и даром чудес обогати. Темже вси вопием ти: радуйся, Павле преподобне, пустынный жителю.

Библиотека Русской веры
Канон преподобному Павлу Обнорскому →

Читать онлайн

Чудеса преподобного Павла Обнорского

По преставлении преподобного Павла от его святых мощей излились многие чудеса и исцеления.

Во время игумена Илариона воры задумали разграбить монастырь, льстясь более всего на церковные сосуды. Пришли ночью к монастырским воротам, надеясь легко проникнуть внутрь обители. Но совершенно неожиданно перед ними разверзлась глубокая пропасть, из которой выходило пламя. Объятые страхом, воры бежали прочь. На другую ночь они увидели вокруг монастыря множество людей: одни упражнялись в стрельбе, другие — в метании копий, третьи — в борьбе. В удивлении, откуда явилось здесь столько людей, воры опять отошли назад, не причинив зла обители. На третью ночь они нашли весь монастырь освещенным, как бы стоящим в огне. До утра они простояли в раздумье о значении виденного; а как только рассвело, пошли к игумену и принесли ему покаяние.

В те же времена воры хотели украсть скот из монастырского стада. Но всякий раз, как они приходили со своим злым умыслом, они встречали возле стада седого старца с густой бородой, не дававшего животным расходиться и оберегавшего их от похитителей. Воры после нескольких неудачных попыток одумались, пришли в монастырь и рассказали обо всем игумену Илариону. Игумен увещевал их честно трудиться и, взяв обещание впредь не воровать, отпустил их.

В 1538 году на Вологодский край напали татары. Проникли они в Комельский лес и начали жечь монастыри. Иноки Павлово-Обнорской обители услыхали об этом, и большая часть их разбежалась. В монастыре осталось всего десять старцев, которые или не могли уже бежать, или же не хотели оставить святого места. Они собрались в одной келье и всю ночь провели в молитвах и слезах. Один из старцев, Ефрем, задремал от утомления и увидел преподобного Павла. Преподобный подошел к старцу, взял его за руку и сказал: «Брат Ефрем! Вас ждет тяжкая скорбь от нечестивых варваров; тебя изрубят и еще двух с тобою, один поболеет и выздоровеет. Не скорби: эта смерть будет в жизнь вечную, а монастырь ваш, хотя будет сожжен и ограблен, но выстроится еще лучше и станет богат». Все это точно исполнилось по предсказанию преподобного. Ефрем пересказал слова чудотворца своей братии. Ночь прошла спокойно, но около полудня, когда старцы пели часы в трапезе, подъехали к монастырю конные татары. Объятые ужасом старцы начали возлагать на себя схимы и прощаться. Между тем враги были уже в монастыре. Одного старца, вышедшего из трапезы, они раздели, изранили и умертвили, отрубив ему голову. Двое скрылись в трапезе: один — под печью, другой — в трубе, а один инок прошел незамеченным среди врагов и спасся. Несколько старцев бросились в церковь и начали молиться Богу о спасении. Татары побежали за ними, сорвали с несчастных схимы и одежды, избили их, изранили и, оставив еле живыми, бросились грабить кельи. Старец Ефрем был изранен в келье и через 10 дней скончался; скончался и другой старец Митрофан, но келейник Ефрема Мина сверх всякой надежды выздоровел после продолжительной болезни.

Татары изрубили и изранили также и мирян, монастырских слуг, встретившихся им вблизи монастыря. Один из них чудесно исцелился от тяжких ран молитвами преподобного Павла. Зажегши монастырь, татары поехали прочь и встретили монастырского слугу Иоанна; раздели его донага, изранили до того, что Иоанн пять часов лежал без сознания; особенно тяжелы были раны на шее: она оказалась чуть не перерубленной. Придя в себя, Иоанн дополз до пустой избы, и когда лежал в ней, страдая от ран и от мороза, вдруг услышал через окно избы голос: «Встань и иди отсюда в дом свой, иначе здесь погибнешь». «Как мне идти? — спросил раненый. — Ноги поднять не могу, уже душа выходит из меня». — «Помолись Живоначальной Троице, призови на помощь Павла и приложи бумагу к ранам». «Где же мне взять бумаги?» — возразил Иоанн, но тут же увидел около себя бумагу. Он приложил ее к ранам, почувствовал облегчение и скоро заснул. Его беспокоила мысль о том, как ему, раздетому, в мороз и ветер добраться до дома, который стоял за три версты. Но благолепный старец уговаривал его не сомневаться в Божией помощи и немедленно идти домой; Иоанн с радостью и необыкновенной легкостью прошел три версты до своего дома. Но здесь силы покинули его. Долго лечился он от тяжелых ран: первоначально лежал без движения и не принимал пищи, так что домашние отчаялись в его выздоровлении, но Иоанн не переставал молиться своему заступнику преподобному Павлу о своем исцелении. И вот он увидел перед собою того же старца, который являлся ему в пустой избе. Старец подошел с ножом к его постели, разрезал живот больного, вынул оттуда внутренности и, очистив их ножом, снова вложил на место. Иоанн в страхе воскликнул: «Отче, я просил, чтобы ты исцелил меня, а ты изрезал мою утробу». «Я не утробу твою режу, — тихо отвечал чудотворец, — а только отнимаю болезнь». И тотчас вышел. После этого Иоанн почувствовал себя совершенно здоровым.

В Вологде жили два брата. Один из них заболел. У него начала сохнуть рука, и он принужден был слечь в постель. Ослабел он до того, что не принимал пищи и три дня не мог произнести ни слова. Тогда он обратился к преподобному Павлу с мольбой о выздоровлении и дал обет принять постриг, если поправится. Один, со своей мысленной молитвой, пребывал больной в комнате. Вдруг он видит возле себя благолепного старца с большой седой бородой. Старец склоняется над больным и с силою жмет его бок пальцем. Больной чувствует, что не спит, что перед ним действительно старец, который быстро стал удаляться из комнаты. Больной начал звать брата: «Григорий, кто это к нам приходил? Зачем ты не предупредил меня? Хоть бы благословение я принял у старца!»

Брат был удивлен, что больной, молчавший три дня, заговорил; объяснил ему, что к нему никто не входил. Больной стоял на своем; вдруг он заявляет, что чувствует себя лучше и просит есть. Скоро он совсем поправился, только рука оставалась сухой и в повязке. Вспомнив о своем обете, болевший рассказывает обо всем брату, и оба они отправляются в монастырь преподобного. Едва завидели они главы храма Живоначальной Троицы, сухорукий со слезами воззвал: «О, преподобне отче Павле, сподоби мя видеть монастырь свой». И вдруг он почувствовал зуд в больной руке. Снял повязку, а за нею с больной руки, как чешуя, спала сухая кожа, и рука стала совсем здоровой. По приходе в монастырь братья рассказали о происшедшем монастырской братии, потому что настоятель тогда был в отъезде. Все прославили Бога и угодника Его — преподобного Павла, а братьев с любовью приняли в монастырь.

У одного боярина, по имени Мелетий, сын Феодор вел нетрезвую и буйную жизнь. Невоздержание привело Феодора к тяжелой болезни. То в унынии он бросался в огонь или в воду, то в бешенстве кидался на людей, то кричал звериным голосом, то грыз себе язык, то ослабевал до полного изнеможения и уста его покрывались пеною. Отец по совету христолюбивых людей надумал обратиться в обитель преподобного Павла, но буйный сын крепко восстал против такого намерения. Силою посадили его на коня и по несколько человек с обеих сторон держали. Несчастный изрыгал хульные глаголы на преподобного, называя его тунеядцем, хотящим его убить. По настоянию отца подвезли больного к монастырю. Здесь вопли больного усилились. Ему казалось, что страшное воинство с черными лицами и медными очами заграждало путь через монастырские ворота. В исступлении больной упал без чувств. Его положили на носилки и так доставили к гробнице преподобного и приложили к ней. С криком: «Горю!» — больной вскочил на ноги, но тут же почув­ствовал себя здоровым. Начался молебен. Исцеленный от болезни припал ко гробу преподобного и затем в течение всей своей жизни не забывал его обитель.

По введенному преподобным общежительному монастырскому уставу в монастыре отнюдь не допускалось держать хмельного, а по кельям — съестного. Однако впоследствии встречались нарушения этих правил, и преподобный строго наказывал нарушителей своего устава.

Двое из монастырской братии уходили в другие обители и забыли обеты общежития. Принятые вновь в монастырь преподобного Павла, они вздумали было в келье приготовлять себе пищу: один начал варить, а другой пошел в трапезную, чтобы тайно взять там хлеба. Вдруг оставшийся слышит голос: «Окаянные, что преступаете заповедь Божию и разоряете закон монастырский?» Полагая, что ему послышалось, брат продолжает свое дело. Голос повторил: «Безумный, перестань!» И в этот миг работавший над приготовлением пищи в келье падает без чувств, пена выступает на устах его. Приходит ушедший за хлебом; видя пораженного, сознает свой грех и начинает молить: «Преподобне отче Павле, прости нас, мы нарушили твою заповедь и монастырский устав; никогда впредь не допустим этого». Вместе с тем, выбросив приготовленную пищу, он дал обет не готовить ее в келье. Молился он и о пораженном брате, который стал приходить в чувство. Первыми словами очнувшегося была молитва: «Прости меня грешного, преподобне отче Павле, и избави от лютой болезни сей». И по молитве он встал и также дал обет держать строго устав общежития.

Один брат служил в квасоварне. Он как-то впал в искушение: стал уносить сусло в келью и там готовить себе квас. И это продолжалось два года. За такое нарушение устава он был поражен расслаблением, от которого не мог оправиться в течение многих лет до самой смерти.

Другой брат в подобном же искушении нес сусло в келью. Ему пришлось проходить мимо гробницы преподобного, и едва он поравнялся с нею, как поражен был расслаблением. Только после усиленной покаянной молитвы и обета мог он встать и рассказать обо всем этом игумену.

Также один из братии, служивший больным, вздумал забрать всю их одежду и унести ее. С чужим добром вышел он в поле, но тут нога перестала у него служить и рука иссохла. Монастырские люди нашли вора, привезли в обитель. Здесь он и умер неисцеленный.

Монах Митрофан за тайное питание в келье был поражен на глазах у всех в церкви. По молитве братии он несколько оправился, но рука и нога у него оставались больными до смерти, в научение той же братии.

Бесноватые нередко получали исцеление по молитвам преподобного Павла. Одержимый Артемий, исцеленный у раки преподобного, рассказывал потом, как целое воинство бесовское гналось за ним, возбраняя путь в обитель, с каким ожесточением они хотели отсечь ему голову, а невдалеке от монас­тыря остановились, воскликнув: «Ушел-таки от нас, идти за тобою не можем».

Бесноватый Леонтий из селения Обнора, исцеленный во время молебна, свидетельствовал потом, что злой дух и в обитель его не пускал, и в обители мешал молиться. С грозным оружием в одной руке он все застилал перед больным раку преподобного ризою, которую держал в другой руке. Во время молебного Евангелия преподобный Павел встал из гроба с посохом, ударил врага, и тот исчез, а вторым ударом изгнал беса из больного.

Житель Москвы Симеон был болен глазами: веки его покрылись язвами, а зрачки — бельмами. Три недели провел он в обители преподобного Павла, часто приходя к его гробнице. Его молитва была услышана. Средством исцеления послужила вода из колодца, ископанного самим преподобным при жизни его. Больной умылся и прозрел.

Симон, житель селения Кубены, тайно оставил родной кров свой и отправился в путь. Придя в Троицкий Белопесоцкий монастырь на реке Оке, он был принят игуменом и братией, но вскоре тяжко занемог. У него утратилась способность двигать руками и ногами, затем ноги опухли и покрылись язвами. Недавний пришлец в обители, никому неведомый, он оказался совсем заброшенным и сильно страдал. Странник Алексий, родом из Вологды, обратил на него внимание и, будучи почитателем святынь своей области, спросил больного, знает ли он монастырь преподобного Павла на своей родине. Оказалось, что больной не знает этой обители, но слыхал о ней. Странник поведал Симону о чудесах, какие бывают по вере и молитве притекающих к Обнорскому чудотворцу, и расположил молиться ему и Божией Матери. При свидании с человеком, пришедшим с родины, где еще живы были родители, где сам он когда-то был счастлив, мучительно горько показалось больному настоящее его состояние, когда всеми забытый и заброшенный страдал он на чужой стороне. Он сердцем почувствовал силу евангельских слов, которые привел ему странник на память: «Просите, и дано будет вам; ищите и найдете; стучите, и отворят вам, ибо всякий просящий получает, и ищущий находит и стучащему отворят» (Мф.7:7-8). И вот в душе его возгорелась искренняя молитва: «Пречистая Матерь Христа Бога нашего, услышь меня, грешного, прокаженного душою и телом, услышь непотребного, на чужой стороне тяжко страждущего, и сотвори молитву Сыну Своему, Христу Богу нашему, да и меня помилует, как воздвиг расслабленного при Овчей купели, тридцать восемь лет лежавшего!»

Призывал он и преподобного Павла и давал ему обет: даже по малом облегчении пойти в монастырь его и остаться там на всю жизнь, чтобы трудиться на братию. Молитва его была услышана. Получив же облегчение, Симон отправился на север. По пути туда, в Москве, он встретил знакомого своего отца и вместе с ним доехал до родного дома. Родители, давно потерявшие сына из вида, считали его уже умершим и были несказанно обрадованы его возвращением. Симон рассказал им по порядку обо всем, что с ним произошло, не умолчал и о данном преподобному Павлу обете. Родители сначала уговари­вали сына отложить пострижение до их смерти, просили только погостить у них, а потом склонили его вступить в брак. Симон из любви к родителям, у которых все остальные дети перемерли, остался в родном доме, а потом стал и забывать о своем обете.

Как-то ночью Симон чувствует, что к нему возвращается прежняя болезнь — действительно, его опять постигло расслабление и ноги его прикорчились к чреву. Сам больной не замедлил понять причину возвратившегося недуга. Поняли и родители, что неправильно задерживали сына. Не без труда доставили несчастного в монастырь. Состояние его было ужасно. Ему приходилось ползать на чреве своем или же валяться на хребте. 15 недель провел он в таком состоянии, слезно оплакивая свое согрешение и умоляя о помиловании. В одну ночь больной Симон, лежавший в какой-то уединенной храмине за монастырской оградой, молился и имел видение. В ослепительном сиянии света он видит Пречистую Богородицу, в отдалении же от Нее — благолепного старца с большой густой бородой. Пречистая обличала больного, обратив к нему такие слова: «Встань, человек, что лежишь! Пойди в церковь на молитву. Здесь никто из живущих не пребывает в лености, но всякий молится и по силе своей трудится. Ты же столько времени в монастыре и без труда хлеб снедаешь».

«Воздвигни его, Владычица! — умолял Богоматерь старец, — и ныне да идет на молитву».

И взяв его за два перста правой руки, Она потянула его. Больной в страшном смущении вскочил и бросился в монастырь, не сознавая, жив он или умер. Несколько часов прошло, пока он очнулся и получил дар слова. И горяча была благодарственная молитва его у гроба преподобного.

Двинянин Симон рассказал о себе следующее: «Мы шли по морю в ладье, направляясь от реки Злотицы в реку Двину. Всех нас было пятнадцать человек. Попутный ветер неожиданно перешел в бурю, паруса сорвало, руль сломало. Смерть была неизбежна. Но среди нас было двое, живших раньше в монастыре преподобного. «Молитесь Павлу Обнорскому, — убеждали они нас, — через него бывают многие чудеса». Мы лежали ниц в ладье и горячо молились. Неожиданно раздается над нами голос: «Встаньте». Поднимаемся и видим, что ладья пристала куда нужно, а от нее уходит старец с большой и густой седой бородой. Один из нас, лежа на дне лодки, видел этого старца у кормы, как он жезлом своим заменял нам потерянный руль. Мы прославили Бога и угодника Его преподобного Павла и с радостью пошли в домы свои».

Боярин Симон Литвин не верил в чудеса преподобного. Раз, посещая монастырь для молитвы Пресвятой Троице, он шел мимо гробницы чудотворца. Раздался гром, и Симон пал без чувств. Грома присутствующие не слышали, но видели случившееся и ждали, что будет. Симон не скоро очнулся, поведал о том, что произошло, но по расслаблению не мог двигаться. Позвали священников, запели молебен Живоначальной Троице и преподобному Павлу. Больной встал, со слезами припал к гробнице и исцелился от неверия своего.

Много лет проживший в монастыре инок Антоний заболел и с терпением переносил недуг, посланный ему. Братия заходили навестить больного. Одному из братии он рассказал следующее: «Раз как-то лежу я на своем одре и вижу, что вся келья наполнилась бесами, но близко они не подходили. Один стоял высокий, как дерево, и опирался на палицу, другой стоял и кричал свиньей. Иные явились и приблизились к нему и вели между собою разговор и показывали друг другу каждый свое оружие: у них в руках были копья, клещи, пилы малые, рожны, шила, бритвы, а на бедре у каждого то брус, то оселок». Бесы говорят один другому: «Распилим его, да и сошьем». Или: «Дай ему из своей чаши напиться». А то вдруг один срезает у другого кожу и мясо с затылка и предлагает заткнуть ему горло. Больной в страхе лежит недвижимо. Вдруг демоны начинают шуметь своим оружием и метаться по келье. Больной обращается к мысленной молитве, и только помянул он Пресвятую Богородицу и преподобного Павла, бесы тут же исчезли, словно пыль на ветру.

Около половины XVI века приходил в монастырь из Москвы пушкарь Феодор, родом иностранец, и пробыл там два дня. Он страдал простудою. Обходя кругом обители, Феодор выпил воды из колодца преподобного, возвратился в келью и уснул. Является ему старец и порицает его, зачем пил из колодца без благословения игуменского, и требует, чтобы он шел сейчас же к игумену. Феодор ответил, что нарушил монастырские обычаи в простоте ума, без злого умысла. Старец умягчен был смирением Феодора и обещал ему исцеление от болезни по исполнении предписанного покаяния. Феодор пошел к игумену, был им прощен и исцелен.

В 1546 году игумен Протасий с братией решили поставить над гробом преподобного Павла каменную церковь во имя преподобного Сергия чудотворца, а другую — во славу преподобного Павла. При копании рвов найдено было шестеро мощей, на которых ризы сохранились нетленными. То были, вероятно, мощи учеников преподобного Павла. Инок Паисий страдал в то время зубной болью. В тяжком мучении приходит он ко рву, берет от одних мощей зуб и кладет себе на больные зубы. Боль тотчас унялась, а после краткого сна в келье Паисий объявил, что зубы его как будто никогда не болели. Между тем копание продолжалось. Дошли до гроба преподобного Павла и стали окапывать его в расстоянии одного локтя. Земля, которой над гробом осталось с какую-нибудь пядь, осыпалась и открыла угол гроба, нисколько не сгнившего, как будто вновь положенного. Игумен посоветовался с братией, чтобы после поста и молитвы открыть гроб и осмотреть святые мощи. Поговорив о том в церкви за утреней, игумен пошел в келью читать правило, а потом задремал. И видит он: открываются двери, входит преподобный Павел и с гневом говорит игумену: «Зачем помышляете осматривать мои мощи? Смотрите, огонь попалит за это. Прикажи заделать гроб вновь и скорее». Игумен с ужасом вскочил, позвал мастера и приказал ему с благоговением заделать гроб преподобного.

ХХ век начался для монастыря с трагедии: в обители начали строить гостиницу, а в ночь на 26 августа 1909 года в ней разразился страшный пожар, в котором погибла серебряная рака преподобного, которая, впрочем, была собрана в виде слитков, и медный крест, подаренный Сергием Радонежским своему ученику в качестве своего благословения на отшельничество, а также липа, в дупле которой он подвизался. Мощи не пострадали, так как они покоятся под спудом. Средства на восстановление обители собирали всем миром, но уже в 20-е годы рака была вскрыта большевиками. Павло-Обнорский монастырь был возвращен РПЦ МП в 1991-м году и постепенно восстанавливается с того времени живущими в нем монахами.

Часть дупла липы, где жил преподобный Павел Обнорский

Преподобный Павел Обнорский. Иконы

Преподобный Павел Обнорский. Кон. XVI — нач. XVII в. Вологодские земли. Частное собраниеПреподобный Павел Обнорский. Центральная Россия. Конец XIX в. Музей им. Андрея Рублева, МоскваПреподобный Павел Обнорский с житием. Икона. Русь. XVII в. ВГИАХМЗ. ВологдаПреп. Павел с житием (фрагмент). Икона. Русь. XVII в. ВГИАХМЗ. ВологдаПреподобный Павел Обнорский. XVII в. Икона Кирилло-Белозерского монастыряПреподобный Павел Комельский (Обнорский) и святой благоверный князь Михаил Тверской. Частное собраниеКомельские преподобные. Иконописная школа Сергиев Посада. Около 2000 г.

[ad01]

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *