1. Иларион, митр. Киевский. Слово о Законе и благодати. — М.: Институт русской цивилизации, 2011.

2. Летопись Нестерова по древнейшему списку мниха Лаврентия / Изд. проф. Тимковского, прерывающееся 1019 г. Напечатано при ОЛДП. — М., 1824.

4. Нил Сорский, прп. О восьми главных страстях и о победе над ними. — М.: 1997.

5. Нил Сорский, прп. Наставление о душе и страстях. — СПб.: «Тропа Троянова», 2007.

6. Кирилл Белозерский, прп. Послание Кирилла Белозерского ко князю Андрею Дмитриевичу Можайскому. Litres, 2013.

7. Прпп. Нил Сорский и Иннокентий Комельский. Сочинения / Изд. Подг. Г. М. Прохоров. — СПб.: «Издательство Олега Абышко», 2005.

8. Максим Грек, прп. Сочинения. — Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1910.

9. Иоанн (Максимович), митр. Илиотропион или согласование с Божественной волей. Любое издание.

10. Тихон Воронежский, свт. Творения:

• Письма келейные,

• Письма к некоторым приятелям посланные,

• Наставление христианское,

• Плоть и дух.

12. Игнатий (Брянчанинов), свт. Собрание творений в 5 т. — М.: Сретенский монастырь, 1996-1998.

13. Феофан Затворник, свт. Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться. Любое издание.

14. Иоанн Кронштадтский, прав. Моя жизнь во Христе. Любое издание.

15. Петр Екатериновский, еп. Указание пути ко спасению. Опыт аскетики. — Сергиев Посад, 1905.

16. Петр Екатериновский, еп. О монашестве. — Сергиев Посад, 1904.

17. Петр Екатериновский, еп. Наставление и утешение в болезни в предсмертное время. — М., 1888.

19. Афанасий (Сахаров),еп. О поминовении усопших. Любое издание.

20. Войно-Ясенецкий В. Ф. (Архиепископ Лука). Дух, душа и тело. — Брюссель: изд- во «Жизнь с Богом», 1978.

21. Войно-Ясенецкий В. Ф. (Архиепископ Лука). Наука и религия. — М.: Бином, 2006.

22. Войно-Ясенецкий В. Ф. (Архиепископ Лука). Я полюбил страдание.

Автобиография. — М.: издательство Сестричества во имя святителя Игнатия

Ставропольского, 2008. — 192 с.

23. Собрание трудов Оптинских старцев. Любое издание.

Исследования:

1. Карташев А. В. Очерки по истории Русской Церкви. Т. 1. — Париж: YMCA-PRESS, 1959.

2. Карташев А. В. Очерки по истории Русской Церкви. Т. 2. — Париж: YMCA-PRESS, 1959.

3. Русская патрология: Материалы академической конференции. — Сергиев Посад: Издательство Московской духовной академии, 2009.

4. Скурат К. Е. Русские святые — их наставления. Собрание сочинений. Т. 3. — Яхрома, Троицкий собор, 2009.

5. Флоровский Г., прот. Пути русского богословия. Ч. 1. — Киев: Путь к истине, 1991.

6. Флоровский Георгий, прот. Пути русского богословия. Ч. 2. — Киев: Путь к истине, 1991.

Дополнительная литература

1. Будовниц И.У. Общественно-политическая мысль Древней Руси XI-XIV вв. — М.: Издательство Академии Наук СССР, 1960.

2. Кусков В.В. Древнерусские предания (XI-XVI вв.). — М.: Советская Россия, 1982.

3. Остапенко И. Древнерусские повести. — Пермь: Пермское книжное издательство, 1991.

4. Творогов О.В. Древнерусские хронографы. — М.: Наука, 1975.

5. Щапов Я.Н. Письменные памятники истории Древней Руси. Летописи. Повести. Хождения. Поучения. Послания. — Санкт-Петербург: Русско-Балтийский информационный центр «БЛИЦ», 2003.

6. Лихачев Д. С. Исследования по древнерусской литературе. — Л., 1986.

8. Димитрий, митр. Ростовский. Жития святых. Любое издание.

9. Яцимирский А. И. Из славянских рукописей: Тексты и заметки. М., 1898.

10. Некрасов И. С. Зарождение национальной литературы в Северной Руси. — Од., 1870.

11. Адрианова-Перетц В. П. Из истории рус. агиографии XVI в. // Sertum bibliologicum в честь А. И. Малеина. — Пг., 1922. С. 146-154.

13. Дмитриев Л. А. Житийные повести Русского Севера как памятники литературы XIII- XVII вв.: Эволюция жанра легендарно-биографических сказаний. — Л., 1973.

15. Крушельницкая Е. В. Автобиография и житие в древнерусской литературе: Жития Филиппа Ирапского, Герасима Болдинского, Мартирия Зеленецкого, Сказание Елеазара об Анзерском ските: Исследования и тексты. — СПб., 1996.

18. А. М. Молдован. «Слово о законе и благодати Илариона». — Киев, 1984.

19. Сухомлинов М. И. О древней русской летописи как памятнике литературном. — СПб., 1856.

21. Андреев В. Ф. Из истории Русской Церкви XIV—XV веков. Митр. св. Киприан. — Великий Новгород, 2008.

23. Прохоров Г. М.. Книги Кирилла Белозерского // Труды отдела древнерусской литературы. т. XXXVI — М-Л., 1981. С. 50-70.

24. Преподобные Кирилл, Ферапонт и Мартиниан Белозёрские. — СПб., 1994.

25. Усачёв А. С. Житие митрополита Ионы третьей редакции // Вестник церковной истории. 2007. № 2. С. 5—60.

26. Преподобные Иосиф Волоцкий и Нил Сорский / Сост. иеромонах Герман (Чекунов).

— М.: Русский издательский центр, Иосифо-Волоцкий ставропигиальный мужской монастырь, 2011.

27. Горский А. Максим Грек — Святогорец. — М.: 1859.

28. Иванов А. И. О пребывании Максима Грека в доминиканском монастыре св. Марка во Флоренции. — М.: 1973.

29. Иконников В. Максим Грек и его время. Изд. 1-е. — Киев, 1915.

30. Кузнецов А., иерод. Подвижнический облик прп. Максима Грека. Курсовое сочинение. — Загорск, 1976.

31. Кедров С. Жизнеописание Святейшего Гермогена, патриарха Московского и всея Руси. — М., 1912.

32. Святейший Гермоген Патриарх Всея России. К трехсотлетию его кончины. — М.: ФГУП «Гознак», 2012.

35. Белоброва О. А. О «Книге Паломник» Антония Новгородского // Византийские очерки. — М., 1977.

36. Сахаров С., арх. Преподобный Силуан Афонский. — Сергиев Посад: СТСЛ, 2011.

37. Киево — Печерский патерик. Полное собрание житий святых в Киево — Печерской Лавре подвизавшихся. В новом полном переводе В. Поселянина. — М., 1900.

39. Глущенков В. Святитель Лука — взгляд в будущее / Благословение Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II. — Полтавская епархия: Спасо- Преображенский Мгарский монастырь, 2002.

41. Иоанн (Максимович Иван) // Православная энциклопедия. — М., 2010. — Т. 23. — С. 219—230.

43. Лебедев А., прот. Святитель Тихон Задонский и всея России чудотворец. — 3-е изд.— СПб., 1896.

44. Попов Т. Д., свящ. Святитель Тихон Задонский и его нравоучение. — М., 1916.

45. Gorodetzky N. St. Tikhon of Zadonsk: Inspirer of Dostoevsky. — London, 1951.

46. Степашкин В. А. Преподобный Серафим Саровский: предания и факты. — 3-е издание, испр. и доп. — Саров: ЗАО «ИНФО», 2009.

47. Запальский Г. Оптина пустынь и её воспитанники в 1825—1917 годах. — М.: Рукописные памятники Древней Руси, 2009.

48. Корсунский И. Н. Святитель Филарет, митрополит Московский. Его жизнь и деятельность на московской кафедре по его проповедям, в связи с событиями и обстоятельствами того времени (1821-1867 гг.). — Харьков, 1894.

50. Георгий (Тертышников), арх. «Светильник земли русской» // Богословские труды. Сборник 30-й. — М., 1990.

52. Житие священномученика Илариона (Троицкого), архиепископа Верейского. — Тверь: Булат, 2002.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Патрология (от πατήρ и λόγοζ), учение об отцах Церкви. Теперь патрологию часто отожествляют с патристикой: сочинения, имеющие характер и содержание последней, называются патрологией (напр., «Patrologie» Мёлера и «Patrologie» Альцога), и наоборот.

Прежде патристикой называлось полное систематическое изложение учения святых отцов, и она являлась наукой богословской, патрология же имела главным предметом биографические и критико-библиографические исследования об отцах Церкви и их творениях, а также издания текста этих творений, что относило ее к области церковной истории или истории литературы. В этом смысле патрология имеет развившуюся на пространстве веков громадную литературу. Зачатки ее находятся уже в «Церковной истории» Евсевия Кесарийского, в которой сообщаются эпизодически сведения о сочинениях многих отцов Церкви и церковных писателей.

Первым специальным сочинением по патрологии было «De viris illustrious» («О знаменитых мужах») Иеронима Стридонского, доведенное до Иоанна Златоуста и для церкви христианской сделавшее то же самое, что сделали Светоний и Плутарх для мира языческого. Оно написано с целью полемики против Порфирия, Юлиана и Цельса, утверждавших, что церковь состоит лишь из невежд. Оно было переведено на греч. язык и еще в древности было известно и на Востоке. Геннадий, пресвитер массилийский (490), продолжил сочинение Иеронима до конца V в., а Исидор Севильский – до 610 г.; Ильдефонс Толедский снабдил его дополнительными примечаниями.

На Востоке патриарх Фотий (ум. 890) в своей «Библиотеке» или «μυριοβίβλιον» дает уже не один перечень, но и критику святоотеческих творений, с обширными выдержками более замечательных мест и из сочинений дотоле неизвестных, даже языческих.

Затем заслуживают упоминания из западных писателей Гонорий Отенский и Зигеберт Камбрейский, давшие в начале XII в. несколько дополнительных замечаний к предыдущим сочинениям.

В 1492 г. Иоанн Триттенгейм, аббат спангеймский, издал сочинение «De scriptoribus ecdesiastids» («О церковных писателях»). Оберт Мюрек дополнил его. Все перечисленные сочинения собраны в одно издание Альбертом Фабрилием (Гамбург, 1718).

Семнадцатый век открывает новую эру в патрологии. В область ее вводится критика, и с этого времени она принимает характер научный. В 1613 г. Роберт Беллармино издал сочинение «De scriptoribus ecclesiasticis». В 1633 г. явилось издание Галлуа (Pierre Halloix) «Illustrium ecclesiae orientalis scriptorum qui sanctitate et eruditione floruerunt» (Дуэ).

Бенедиктинец Николай Нурри в 1703-15 гг. издал в Лионе ряд диссертаций об отцах первых четырех веков и их учении: «Apparatus ad bibliothecam maximam veterum patrum et antiquorum scriptorum ecclesiasticorum». Луи Дюпен издал в 47 томах «Nouvelle bibliothéque des auteurs ecclésiastiques» (P., 1686-1711).

Более прагматическое изложение патрологического материала дал Реми Селье в «Histoire generale des auteurs sacres et ecclesiastiques» (P., 1729-1763; в 1860-65 это сочинение, исправленное и дополненное корпорацией католических богословов, издано вновь). К этому сочинению следует присоединить Тиллемона («Mémoires pour servir á 1’histoire ecclésiastique des six premiers siècles». P., 1693).

В XVIII в. для патрологии наступает период монографий. В 1789-99 гг. бенедиктинец Люмпер издал прагматический курс П. «Histoire théologique et critique de la vie, des écrits et de la doctrine des ss. Pères et d’autres écrivains ecclésiastiques», ограничивающийся лишь тремя первыми веками. Бюсс в 1828 издал «Esquisse de 1’histoire de la littérature chrétienne» (до XV в.).

Все это – труды католиков; протестанты игнорировали эту область: лишь W. Cave в 1677 г. издал «Scriptonim ecclesiasticorum historia litteraria» (Gen., 1694-99; Oxf., 1740-43; Basel, 1741-1745) и написал «Lives of the most eminent Fathers of the first four Centuries» (Oxf., 1840). Первое из этих сочинений Т. Watton продолжил до XVII в. Менее замечательно сочинение Казимира Oudin «Commentarius de scriptoribus ecclesiasticis» (1722; до IV в.).

Одной из главнейших задач патрологов было издание самих текстов творений св. отцов в подлиннике. На первом месте между такими изданиями должен быть поставлен «Patrologiae cursus completus» аббата Миня, состоящий из 161 тома серии греческой и 222 томов латинской. В новейшее время в этом издании найдено множество неисправностей и недостатков; но оно навсегда останется ценным по обширному ученому материалу, собранному, в prolegomena, почти для каждого отца и церковного писателя, и по массе перепечатанных в нем лучших монографий прежнего времени.

Ряд новейших изданий, по лучшим спискам, восполняет и исправляет патрологию Миня. Сочинения так называемых «мужей апостольских» изданы в 1875 г. (с открытиями Вриенния включительно), в 1876—1877 гг. (изд. Гебгардта, Гарнака и Цана), в 1866—1877 (изд. Гильгенфельдта, «Novum testamentum extra canonem») и в 1878 г. (изд. Функа). Апологеты изданы в «Corpus apologetarum» Отто (2-е изд. 1876). Апологии Кодрата и Аристида, недавно найденные, изданы мехитаристами в 1878 г. Есть также новые издания творений отдельных св. отцов греческих и латинских. Из старых изданий еще не потеряли вполне значения: «Magna bibliotheca veterum Patrum» (изд. de la Bigne, Париж, 1575 г. и 1654 г.), «Maxima bibliotheca veterum Patrum» (Лион, 1677), «Bibliotheca graeco-latina veterum Patrum» Галанди (1763; 380 писателей, из которых 180 нет в предыдущих изданиях). В 1880 г. изданы в Инсбруке «SS. Patrum opuscula selecta» (41 т.). В 1875—1884 гг. кардинал Питра издал 2 тома вновь найденных им отрывков и целых сочинений отцов II—IV вв., до тех пор неизвестных. Питра насчитывает 66 церковных писателей от первых четырех веков, известных по историческим упоминаниям, но самые сочинения которых доселе не найдены.

Кроме изданных трудов много сочинений в рукописях рассеяно в разных библиотеках. Для обозрения их могут служить: Th. Spizel, «Les saints arcanes des biblioth èques célèbres devoilés» (1868; в этом же труде помещены обозрение греч. рукоп. в Мюнхенской и Трирской библиотеках Hervart’a и базельской Ehinger’a); Th. James, «Chois de manuscrits d’Oxford et de Cambridge» (1600); Thomassini для библиотек Падуанской (1639) и Венецианской (1640); Barvoet — для Эскуриальской (1648); Spannheim — для Лейденской (1674), Haes c hel — для Венской (1605); Ernst — для Медичийской во Флоренции (1641).

Использованные материалы

  • Христианство: Энциклопедический словарь: в 3 т.: Большая Российская Энциклопедия, 1995

[ad01]

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *