В ночь на 20 июня на подворье Свято-Вознесенского Дубовского женского монастыря при храме пророка Иоанна Предтечи митрополит Волгоградский и Камышинский Феодор совершил Божественную литургию. Ему сослужили игумен Гавриил (Куликов) и иерей Валерий Гусаков. В храме молилась игумения Анна (Ерофеева) с сестрами.

Ночная молитва – древнее монашеское правило, которое близко и рядовому мирянину. Совершение ночной службы приносит пользу и служащим, и молящимся.

Литургия является службой, которая не имеет смысловой связи с определенным временем суток и с определенным временем вообще, поскольку она являет Таинством будущего века. Но, будучи установленной Господом Иисусом Христом в вечернее время, в традиции раннего христианства Евхаристическая служба совершалась вечером. В книге Деяний апостольских приводится случай совершения «преломления хлеба» (термин, которым в древности называлась Литургия) ночью. Сегодня ночная служба — это в большой степени дань традиции и возможность помолиться в условиях, когда дневной шум не отвлекает от молитвы.

Патриарх Кирилл во время пасхального богослужения в храме Христа Спасителя. 19 апреля 2020 года Олег Варов / Reuters / Scanpix / LETA

Ночью 19 апреля православные христиане праздновали Пасху. Из-за пандемии коронавируса в большинстве российских городов богослужения прошли в закрытых храмах. Так, Патриарх Кирилл провел пасхальное богослужение в храме Христа Спасителя без прихожан. В отличие от прошлых лет, шествие прошло не на улице, а внутри храма. Ранее глава РПЦ призвал верующих молиться дома.

Владимир Путин также не участвовал в службе — по словам его пресс-секретаря Дмитрия Пескова, президент собирался в честь праздника поставить свечу в часовне на территории своей резиденции в Ново-Огарево. Путин поздравил православных россиян, записав видеообращение: «У нас в народе говорят: на Бога надейся, а сам не плошай. Мы так и делаем. Но в этот светлый праздник Воскресения Христова все-таки так и хочется сказать: все будет хорошо с Божьей помощью. С праздником вас. Будьте счастливы и здоровы».

В Иерусалиме в храме Гроба Господня накануне состоялась церемония схождения Благодатного огня — тоже без прихожан. В Москву огонь доставили, несмотря на закрытие воздушного сообщения. «Представители Фонда Андрея Первозванного прилетают в Тель-Авив, но не выходят из самолета, ожидая, когда Благодатный огонь будет доставлен на борт. Эти меры позволяют нам выполнить свою миссию, не нарушая никаких принятых санитарных норм», — рассказал «Коммерсанту» председатель попечительского совета фонда Владимир Якунин. При этом саму лампаду с огнем, по словам Якунина, должны были обработать, «чтобы исключить передачу вируса через нее».

Схождение Благодатного огня в Иерусалиме

В России некоторые верующие пришли к храмам в пасхальную ночь, несмотря на их закрытие. Попасть в Александро-Невскую Лавру в Санкт-Петербурге было возможно, несмотря на запреты, пишет «Фонтанка»: «Главный вход в собор был закрыт, но справа от него открыли дверцы, туда немногочисленные прихожане и устремились, но этот проход вскоре был закрыт, другие смогли успеть пройти с задней двери, со стороны Никольского кладбища». Небольшие группы прихожан посетили и другие соборы, а на Васильевском острове несколько десятков человек поучаствовали в крестном ходе, сообщает издание. В Новосибирске пасхальные службы провели за закрытыми дверями, однако несколько десятков человек все равно пришли к храмам. В Перми, где богослужения также были закрыты для прихожан, в некоторых местах они все-таки были — на видео трансляции службы из храма Всех Святых видно, как несколько десятков человек по очереди целуют икону, сняв маски.

Не во всех российских городах службы закрыли от прихожан. Были открыты храмы в Бурятии, Волгоградской области, Забайкальском крае, Камчатском крае, Курганской области, Ленинградской области, Мурманской области, Ненецком автономном округе, Орловской области, Республике Саха (Якутия), Тверской области, Тыве, Хабаровском крае, Челябинской области, Ярославской области. Тем не менее, ажиотажа в этих регионах не было. В Улан-Удэ на богослужение пришло меньше прихожан, чем обычно — все они были в медицинских масках. В Казанском соборе Волгограда внутри краской обозначили места для стояния прихожан на расстоянии 1,5 метра друг от друга — места внутри хватило не всем, поэтому часть прихожан стояла на улице в шахматном порядке. В Чите и на Камчатке в службе участвовали десятки прихожан, многие (в том числе некоторые служители церкви) были в масках.

В Минске на богослужение пришло очень много верующих. На трансляции из Свято-Елисаветинского монастыря видны больше сотни прихожан. Храмы в столице Белоруссии были открыты, хотя митрополит минский Павел призывал верующих оставаться дома. 13 апреля президент Белоруссии Александр Лукашенко призвал граждан не опускать руки и заявил, что от коронавируса в стране никто не умрет.

Трансляция пасхальной службы из Свято-Елисаветинского монастыря в Минске Свято-Eлисаветинский монастырь

Представитель РПЦ просит, чтобы прихожанам разрешили посещать храмы. 17 апреля протоиерей Максим Козлов заявил, что после достижения пика заболеваемости «хорошо бы» договориться с властями о возвращении «к прежним договоренностям»: «Я не говорю о бесконтрольном посещении храмов, но, скажем, групп верующих на основании площади храма, которую можно рассчитать, исходя из социального дистанцирования. Это могут быть малые группы, по одному-два человека». По словам Козлова, церковь была готова «предельно идти на исполнение всех требований санитарных врачей, ставить прихожан на расстояние социального дистанцирования, а не так, как толпу в московском метро».

Версия для печати 15 квітня 2017 | Тексти богослужінь

ПАСХА. Светлая утреня и Божественная литургия .pdf

ПАСХА. Светлая утреня и Божественная литургия .doc

Па­с­халь­ная по­лу­нощ­ни­ца

Ве­ли­чай­ший празд­ник хри­сти­ан­с­т­ва — Па­с­ха — на­чи­на­ет своё празд­но­ва­ние уже в ве­чер­ню и Ли­тур­гию Ве­ли­кой Суб­бо­ты. Ос­ле­пи­тель­ный блеск па­с­халь­ной ут­ре­ни и Ли­тур­гии — пол­день ве­ч­но­го дня, ут­ро ко­то­ро­го на­чи­на­ет­ся в ука­зан­ных служ­бах Ве­ли­кой Суб­бо­ты.

Колокольный зво­н созывает верующих к служ­бе, на­зы­ва­е­мой Па­с­халь­ной по­лу­нощ­ни­цей. На­чи­на­ет­ся она, как правило, в 23:30. До это­го про­ис­хо­дит чте­ние Де­я­ний Апо­сто­лов, на­чи­на­е­мое обыкновен­но око­ло 20:00. Во вре­мя это­го чте­ния мо­ля­щи­е­ся на­чи­на­ют схо­дить­ся в цер­ковь.

Во вре­мя пе­ния по­лу­нощ­ни­цы пла­ща­ни­ца уно­сит­ся в ал­тарь, по­ла­га­ет­ся там на пре­сто­ле и ос­та­ет­ся до празд­ни­ка Воз­не­се­ния — в знак со­ро­кад­нев­но­го пре­бы­ва­ния Вос­крес­ше­го Спа­си­те­ля на зе­м­ле.

СВЕТ­ЛАЯ ЗА­УТ­РЕ­НЯ

Свет­лый празд­ник на­чи­на­ет­ся со зво­на и об­ла­го­у­ха­ния всей Цер­к­ви фи­ми­а­мом (для че­го обы­ч­но ус­та­на­в­ли­ва­ют­ся два со­су­да с го­ря­щим уголь­ем в цер­к­ви и ал­та­ре).

Свя­щен­но­слу­жи­те­ли об­ла­ча­ют­ся «во весь свет­лей­ший сан». И на­чи­на­ет­ся кре­ст­ный ход — как бы на­встре­чу гря­ду­ще­му в Не­бес­ный Си­он — Гор­ний Ие­ру­са­лим — По­бе­ди­те­лю смер­ти. Кре­ст­ный ход ещё сим­во­ли­зи­ру­ет то, как ра­но ут­ром мvро­но­си­цы шли ко гро­бу Хри­ста, что­бы воз­лить на не­го смо­лу с аро­ма­та­ми и во­об­ще ус­т­ро­ить всё по чи­ну по­гре­бе­ния, при­ня­то­го у древ­них ев­ре­ев.

Кре­ст­ный ход на­чи­на­ет­ся при за­кры­тых Цар­ских вра­тах. В ал­та­ре по­с­ле ока­ж­де­ния на­сто­я­те­лем Пре­сто­ла свя­щен­но­слу­жи­те­ли очень ти­хо по­ют сти­хи­ру «Вос­кре­се­ние Твое Хри­сте Спа­се, Ан­ге­ли по­ют на не­бе­сех, и нас на зе­м­ли спо­до­би, чи­с­тым серд­цем, Те­бе сла­ви­ти», ко­то­рая да­же сво­и­ми сло­ва­ми изо­б­ра­жа­ет Ан­ге­лов, вос­пе­ва­ю­щих на Не­бе­сах Вос­кре­се­ние Хри­сто­во. Па­с­ха ещё очень да­ле­ка от нас.

От­вер­за­ет­ся за­ве­са Цар­ских врат. На­сто­я­тель ка­дит Пре­стол, и клир сно­ва по­ёт сти­хи­ру, но уже гром­че – при­бли­зи­лось вре­мя тор­же­ст­ва.

От­вер­за­ют­ся Цар­ские вра­та, на­сто­я­тель сно­ва ка­дит Пре­стол, по­с­ле че­го свя­щен­ни­ки, за­пе­вая сти­хи­ру Кре­ст­но­го Хо­да, вы­хо­дят из ал­та­ря. Хор под­хва­ты­ва­ет это пе­с­но­пе­ние, и пред­ше­ст­ву­е­мый Крестом и хо­руг­вя­ми, вы­хо­дит их хра­ма. За ним идут свя­щен­ни­ки, за ни­ми – все ве­ру­ю­щие.

На­сто­я­тель дер­жит крест. Ди­а­ко­ны не­сут ка­ди­ла. Один из свя­щен­ни­ков не­сет Еван­ге­лие, дру­гой — ико­ну Вос­кре­се­ния Хри­сто­ва.

Со­че­та­ние глу­бо­ко зна­ме­на­тель­ное: Кре­стом при­шла па­с­халь­ная ра­дость все­му міру, в Еван­г­е­ли­и ­ра­с­к­ры­та её тай­на и смысл, из Гро­ба вос­кре­с­ло От­чее Си­я­ние, ико­на не­ви­ди­мо­го От­ца, во­пло­щён­ное Сло­во. Кре­стом, Еван­ге­ли­ем и ико­ной (во­пло­ще­ни­ем) при­хо­дит БЛА­ГО­УХА­НИЕ Ду­ха Свя­то­го, Ко­т­о­рым­ вся­ка ду­ша жи­вит­ся. Без­смерт­ное Ипо­ста­с­ное Ды­ха­ние Жиз­ни Ве­ч­ной, Уте­ши­тель, при­шед­ший от От­ца стра­да­ни­ем и Вос­кре­се­ни­ем Сы­на.

Кре­ст­ный ход со­про­во­ж­да­ет­ся трез­во­ном. По­дой­дя к две­рям хра­ма, ос­та­на­в­ли­ва­ют­ся с об­ра­щен­ны­ми на за­пад Еван­ге­ли­ем и ико­ной.

Взяв у ди­а­ко­на ка­ди­ло и ока­див ико­ны и бра­тию, на­сто­я­тель чи­та­ет Еван­ге­лие от Мат­фея, в ко­то­ром опи­сы­ва­ет­ся, как ми­ро­но­си­цы при­шли ко гро­бу, но их встре­тил Ан­гел, воз­ве­с­тив­ший им та­кую ожи­да­е­мую и всё рав­но вне­зап­ную весть: «Его нет во гро­бе – Он вос­крес!».

По­с­ле это­го сно­ва со­вер­ша­ет­ся ка­ж­де­ние, и на­сто­я­тель ос­та­на­в­ли­ва­ет­ся пе­ред за­кры­ты­ми цер­ков­ны­ми дверь­ми. Гля­дя на вос­ток и дер­жа в ле­вой ру­ке крест, пра­вой тво­рит ка­диль­ни­цей кре­ст­ное зна­ме­ние три­ж­ды. И воз­гла­ша­ет гром­ко не обы­ч­ный воз­глас со­вер­ша­е­мой ве­чер­ни Бла­го­сло­вен Бог наш все­гда, сей­час и все­гда и в ве­ч­но­сти, ко­то­рым ис­по­ве­ду­ет­ся вет­хо­за­вет­ное зна­ние че­ло­ве­ка о Бо­ге, но бо­го­слов­ст­ву­ет в бла­го­да­ти Но­во­го За­ве­та, про­сла­в­ляя Свя­тую Тро­и­цу.

Воскресение Христово. Византия 1120 год. Миниатюра из Евангелия императора Никифора II Фоки. Хранится на Афоне в Великой Лавре

Не­сколь­ко слов о празд­ни­ке Па­с­хи

Празд­но­ва­ние Па­с­хи вос­хо­дит ко вре­ме­нам Вет­хо­го За­ве­та, ко­г­да Гос­подь вы­во­дил Свой на­род из еги­пет­ско­го раб­ст­ва. Пе­ред ис­хо­дом из Еги­п­та Он по­ве­лел, что­бы в ка­ж­дой ев­рей­ской се­мье Ему при­не­с­ли в жер­т­ву яг­нён­ка. Этот яг­не­нок (по-сла­вян­ски аг­нец) дол­жен был быть съе­ден, а его кро­вью ну­ж­но бы­ло по­ма­зать ко­ся­ки две­рей, что­бы «про­шёл Гос­подь ми­мо две­рей и не по­пу­с­тил гу­би­те­лю вой­ти в дом для по­ра­же­ния» пер­вен­цев (Исх. 12:23). От это­го «про­шёл» (по-ев­рей­ски Пе­сах) и про­ис­хо­дит сло­во «Па­с­ха». Со вре­ме­нем Па­с­хой ста­ли на­зы­вать так­же чу­де­с­ный пе­ре­ход на­ро­да че­рез Кра­с­ное мо­ре и са­мо­го па­с­халь­но­го агн­ца. Впо­с­лед­ст­вии ста­ло по­нят­но, что и па­с­халь­ный аг­нец, и пе­ре­ход че­рез мо­ре ока­за­лись про­об­ра­за­ми лиц и со­бы­тий Но­во­го За­ве­та.

В па­с­халь­ном агн­це, за­ка­ла­е­мом за гре­хи лю­дей, апо­стол Па­вел яс­но ви­дит об­раз Хри­ста, жер­т­ву­ю­ще­го Со­бой для из­ба­в­ле­ния че­ло­ве­че­ст­ва от гре­ха: «Па­с­ха на­ша, Хри­стос, за­клан за нас» (1Кор. 5:7); упо­т­реб­ле­ние в пи­щу это­го агн­ца яви­лось про­об­ра­зом та­ин­ст­ва Ев­ха­ри­стии, в ко­то­ром мы пи­та­ем­ся Пло­тью и Кро­вью Хри­ста. В пе­ре­хо­де же на­ро­да Бо­жия че­рез мор­ские во­ды Па­вел ви­дит про­об­раз та­ин­ст­ва Кре­ще­ния (1Кор. 10:1-2), че­рез ко­то­рое хри­сти­а­не, ос­во­бо­ж­да­ясь от раб­ст­ва гре­ху (как ев­реи — от раб­ст­ва Еги­п­ту), про­хо­дят че­рез смерть вме­сте со Хри­стом, этим Но­вым Мо­и­се­ем (ев­реи и Мо­и­сей шли ме­ж­ду сте­на­ми во­ды, а боль­шие ско­п­ле­ния во­ды в Вет­хом За­ве­те ча­с­то сим­во­ли­зи­ру­ют цар­ст­во смер­ти), и вы­хо­дят из смер­ти в «сво­бо­ду сы­нов Бо­жи­их» вме­сте с вос­крес­шим Хри­стом. Из это­го ста­но­вит­ся по­нят­ным, по­че­му в древ­ней Цер­к­ви Кре­ще­ние бы­ло не­раз­рыв­но свя­за­но с Ев­ха­ри­сти­ей и при­ча­ще­ни­ем Свя­тых Та­ин, а празд­ник Па­с­хи вос­при­ни­мал­ся как кре­щаль­ное тор­же­ст­во: этот день был од­ним из не­мно­гих дней в го­ду, в ко­то­рые со­вер­ша­лось та­ин­ст­во Кре­ще­ния – при­ня­тие в Цер­ковь её но­вых чле­нов. Ос­нов­ные мо­ти­вы празд­ни­ка – Вос­кре­се­ние Хри­ста, Кре­ще­ние вер­ных и уча­стие в Его тра­пе­зе яв­ля­ют­ся глав­ны­ми в па­с­халь­ном бо­го­слу­же­нии.

Кро­ме это­го, у Па­с­хи есть ещё од­но ва­ж­ное зна­че­ние – эс­ха­то­ло­ги­че­с­кое, то есть от­но­ся­ще­е­ся к «ве­ку бу­ду­щей жиз­ни». В та­ин­ст­ве Кре­ще­ния че­ло­век уми­ра­ет и вос­кре­са­ет вме­сте со Хри­стом для ве­ч­ной жиз­ни, но мы ви­дим, что вся жизнь че­ло­ве­ка яв­ля­ет­ся как бы про­дол­жа­ю­щим­ся кре­ще­ни­ем: в те­че­ние жиз­ни мы «еже­днев­но уми­ра­ем» в борь­бе с гре­хом, а «окон­ча­тель­но» вос­кре­с­нем в День все­об­ще­го вос­кре­се­ния, по­с­ле ко­то­ро­го смер­ти уже не бу­дет. И те из нас, кто бу­дет со Хри­стом в Его Цар­ст­ве, бу­дут уча­ст­ни­ка­ми «бра­ч­но­го пи­ра Хри­ста и Его Цер­к­ви» – ве­ч­но для­щей­ся Па­с­хи. С дру­гой сто­ро­ны, уча­стие в этом пи­ре нам да­ро­ва­но уже здесь и сей­час – в Ев­ха­ри­стии и при­ча­ще­нии Те­ла и Кро­ви Хри­ста – па­с­халь­но­го Агн­ца. И, по уче­нию св. Ио­ан­на Зла­то­ус­та, ка­ж­дая Ли­тур­гия – это Па­с­ха. Он же учит о том, что ес­ли кто в празд­ник Па­с­хи воз­дер­жи­ва­ет­ся от при­ча­ще­ния Свя­тых Та­ин, то для та­ко­го этот день – не Па­с­ха и не празд­ник, ибо «ка­кой празд­ник бы­ва­ет без пи­ра?»

***

Текст СЛУЖБЫ СВЯТОЙ ПАСХИ (Светлая Утреня и Божественная Литургия) составлен обществом им. М.Н.Скабаллановича и печатается по благословению Почетного председателя общества, наместника Киевского Троицкого Ионинского монастыря епископа Обуховского Ионы.

Подготовлено специально для Ионинского монастыря, но содержит все песнопения и последования службы. Приводится на церковнославянском языке с параллельным переводом на русский и объяснениями.

Приєднані документи:

Ми оголошуємо благодійну передплату. Допомогти можна, перераховуючи щомісяця необтяжливу для вас суму на:

Вхо́дный стих , в правосл. богослужении библейский стих, исполняемый с тропарем-припевом во время малого входа на Божественной литургии.

В. с. вошел в к-польский чин литургии вместе с вседневными антифонами в VII-VIII вв. (ранее входным песнопением могло быть Трисвятое); в обычные дни года он представлял собой стих Пс 94. 6a (из того же псалма, какой составляет 3-й вседневный антифон), припевом к нему служил тропарь «Единородный Сыне» (так же, как и к 3-му антифону). Ок. XI в. текст стиха был изменен (вместо Δεῦτε προσκυνήσωμεν καὶ προσπέσωμεν αὐτῷ̇ ( ), как в Библии, стали петь: Δεῦτε προσκυνήσωμεν καὶ προσπέσωμεν Χριστῷ̇ ( )), а припевом к нему стал служить не тропарь «Единородный Сыне» (к-рый был перемещен в конец 2-го антифона), а краткий тропарь Σῶσον ἡμᾶς, Υἱὲ Θεοῦ, ψάλλοντάς σοι̇ ᾿Αλληλούϊα ( ) (первоначально этот тропарь был расширением припева «Аллилуия» ко 2-му антифону, но к XI в. он стал припевом к 3-му антифону, 2-й получил др. припев). 5 раз в году (на Рождество Христово, на Богоявление, на Пасху, на Вознесение и на Пятидесятницу) на литургии вместо вседневных пелись праздничные антифоны с припеванием тропаря праздника к стихам 3-го; В. с. в эти дни также пелся с тропарем праздника и представлял собой стих псалма 3-го антифона. Т. о., по происхождению В. с. тесно связан с антифонами литургии, будучи последним стихом 3-го из них.

В послеиконоборческом монастырском богослужении Византии, представленном в рукописях Студийского и Иерусалимского устава, 1-й из к-рых получил в IX-XII вв. большое распространение в правосл. мире, а 2-й был в XII-XIV вв. принят в правосл. Церкви повсюду, изобразительны в значительной степени вытеснили вседневные антифоны, при этом число дней, имеющих праздничные антифоны, увеличилось. С новыми праздничными антифонами стали петь новые В. с., но с изобразительными антифонами продолжилось пение В. с. вседневных антифонов ( ), с его припевом ( ; в припеве после слов делаются вставки, зависящие от праздника: , , и др.).

По принятому ныне в РПЦ Типикону, во весь год, кроме дней с праздничными антифонами, на литургии поется В. с. вседневных антифонов (как с вседневными, так и с изобразительными антифонами): с припевом: . После слов согласно служебному Апостолу, в воскресные дни следует петь: ; в остальные: ; 1-я из указанных вставок в припев используется также в период от Антипасхи до отдания Пасхи. Также существует ряд др. вставок, исполняемых в дни попразднств и отданий Господских праздников. Совр. рус. практика знает и вставку для исполнения В. с. в дни Богородичных праздников; эта вставка не встречается в богослужебных книгах и не согласуется грамматически с остальными словами припева, поэтому нек-рые авторитетные литургисты (напр., сщисп. Афанасий (Сахаров)) указывали, что в дни Богородичных праздников следует петь обычное . В Господские двунадесятые праздники, а также на Пасху (включая всю Светлую седмицу) поются праздничные антифоны и соответственно праздничные входные стихи (на Рождество Христово Пс 109. 3b — 4; на Крещение Господне Пс 117. 26-27а; на Вход Господень в Иерусалим Пс 117. 26-27а; на Пасху Пс 67. 27; на Вознесение Господне Пс 46. 6; на Пятидесятницу Пс 20. 14; на Преображение Господне Пс 42. 3; на Воздвижение Честного Креста Пс 98. 5), к к-рым припевается тропарь праздника. Особый устав имеют праздник Сретения Господня и День Св. Духа (в понедельник по Пятидесятнице), когда поются изобразительные антифоны, но праздничные В. с. (Пс 97. 2 и 20. 14 соответственно). При совпадении праздника Благовещения Пресв. Богородицы с Неделей ваий исполняется благовещенский В. с. (Пс 95. 2b), в др. случаях не звучащий. Исполнению В. с. предшествует возглас диакона: . Вседневный В. с. исполняется хором, праздничные В. с. обычно возглашает диакон, а хор поет лишь припев — тропарь праздника. Во время исполнения В. с. происходит вход священнослужителей в алтарь.

В совр. греч. практике В. с. употребляются сходно с практикой РПЦ, однако к праздничным В. с. припевается не тропарь праздника, а тот же краткий припев, что и к вседневному В. с. (Σῶσον ἡμᾶς, Υἱὲ Θεοῦ, с праздничной вставкой); тропарь поется лишь после этого. Праздник Благовещения всегда имеет праздничные антифоны со своим В. с.

При архиерейском богослужении В. с. поется трижды (часто с разными вставками в припеве), поочередно священнослужителями, хором, снова священнослужителями; по праздникам первым возглашается праздничный В. с., затем поочередно поется вседневный В. с.

Аналогом В. с. в лат. богослужении является интроит; в той или иной форме В. с. присутствует и в богослужении нехалкидонитов.

Лит.: Никольский. Устав. Т. 2. С. 358-362; Mateos. Célébration. P. 46-48.

Диак. Михаил Желтов[ad01]

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *