С приходом весны вопрос, какого числа Пасха, волнует верующих христиан. Поскольку дата праздника устанавливается по лунно-солнечному календарю, каждый год она меняется. Кроме того, христиане восточной и западной традиций расходятся в расчетах Пасхи. Расскажем подробнее о том, когда в 2020 году наступит Пасха для католиков и православных.

Фото: pixnio.com: UGC

Какого числа Пасха у православных христиан

Введя поисковый запрос «когда в этом году Пасха», пользователь получит две даты — праздника восточных и западных христиан.

Для православных (восточных) христиан Пасха 2020 года наступит 19 апреля. Это один из древнейших и важнейших праздников для верующих, символизирующий воскресение из мертвых Иисуса Христа.

Число Пасхи было предметом споров христиан с первых веков нашей эры. Для верующих было принципиально, чтобы праздник не совпадал с иудейской Пасхой, отмечаемой по лунному календарю.

Как правильно отмечать католическое Рождество

В 325 году первый Вселенский собор в Никее установил пасхалии — методику определения, когда будет Пасха в датах солнечного календаря. Она была основана на следующих принципах:

  • Христианская Пасха проходит спустя неделю после иудейской.
  • Не так важно, какого числа будет Пасха, но это всегда должен быть воскресный день.
  • Воскресенье должно выпадать после первого полнолуния, наступающего за весенним равноденствием.

Следует отметить, что при определении понятий «первое полнолуние» и «весеннее равноденствие» участники собора понимали не астрономические термины. Поэтому в ХХ–XXI веках христианское новолуние наступало на 4–5 дней позже астрономического.

В 1582 году папа Григорий XIII ввел новую пасхалию, названную григорианской. С ней изменился и календарь. Сегодня календарем, известным как григорианский, пользуется большинство стран мира.

Православные праздники в сентябре: церковный календарь

Восточная (православная) церковь продолжила использовать так называемую Александрийскую пасхалию и календарь, известный как юлианский. В результате она иначе определяет, с какого числа начинается Пасха. Церковь использует правила, установленные Никейским собором, без оглядки на астрономические вычисления.

До того как наступит православная Пасха, у верующих проходит Великий пост. Он длится семь недель. Накануне праздника православные отмечают чудо схождения Благодатного огня. В текущем 2020 году оно состоится 17 апреля.

В Храме Гроба Господня на Патриарха Иерусалимского сходит Благодатный огонь. Он обладает особыми свойствами, и первые 15 минут его температура достигает лишь 40°С, что позволяет верующим без травм прикасаться к нему. Огонь развозят по православным церквям мира.

Медовый Спас: история и традиции праздника

Торжественная пасхальная служба начинается в полночь. Праздник Пасха православные отмечают 40 дней. В это время верующие говорят друг другу слова «Христос воскрес». Первую пасхальную неделю в храмах распахнуты алтарные ворота. До того как наступит день Вознесения Господня, в храмах не проводят коленопреклоненных молитв.

Фото: flickr.com: UGC

Почему красят яйца на Пасху и как это правильно сделать?

Католическая Пасха 2020: дата и традиции

Католическая Пасха в 2020 году состоится на неделю раньше православной — 12 апреля. Вычисляя, какого числа католическая Пасха, западные христиане используют григорианскую пасхалию. Она учитывает не только лунные, но и солнечные циклы.

Рассчитывая, какого числа празднуется Пасха, западные христиане также придерживаются правила о первом воскресении, после того как пройдет весеннее полнолуние. Оно, в свою очередь, должно наступить после равноденствия.

Церковный календарь на август 2019

Расхождения между датами вызваны различными подходами в вычислении церковных полнолуний и разницей между юлианским и григорианским календарями. Согласно статистике, католическая Пасха в 30% случаев совпадает с православной:

  • В XXI веке семь лет православные и католики отмечали праздник в один день (2001, 2004, 2007, 2010, 2011, 2014, 2017 годы).
  • Следующие совпадения будут в 2025 и 2028 годах.

В 45% случаев католический праздник отмечается на неделю раньше православного. Так, в этом году Пасха католиков отмечается 12 апреля, а у православных — через неделю.

Бывают случаи, когда католическая Пасха совпадает с иудейской. Так было пять раз в течение ХХ века. Также зафиксированы случаи, когда Пасха западных христиан на неделю опережала иудейскую:

Когда Троица в 2019 году?

  • дважды в ХХ веке;
  • трижды в XXI веке.

Православная церковь придерживается строгих правил первых Вселенских соборов о недопустимости совпадений христианской и иудейской пасхи.

Как и православные, за 40 дней до Пасхи католики начинают Великий пост. Однако у них при расчете сроков во внимание не берутся воскресенья. Поэтому пост стартует за 46 календарных дней до Пасхи, в Пепельную среду. В этот день верующие соблюдают строгий пост и посыпают голову пеплом или наносят им на лоб знак креста.

Предшествует Пепельной среде аналог православного Прощенного воскресенья. Миру он известен по французскому названию Марди Гра, что в переводе означает ‘Жирный вторник’. В англоязычных странах день называется Покаянным и посвящен подготовке к Великому посту.

Пасха (Светлое Воскресение Христово) — главный православный праздник. В этот день празднуется воскресение Иисуса Христа из мертвых после Его смерти на Кресте.

Иисус был распят на кресте в пятницу и в тот же вечер похоронен Своим тайным учеником Иосифом Аримафейским в гробнице, которую тот готовил для себя. Следующим днем была суббота, во время которой по иудейскому закону ничего было нельзя делать, и все ученики остались дома.

На следующий день рано утром женщины из числа последовательниц Христа отправились к Его гробнице, чтобы по обычаю помазать Его тело благовониями. Но они обнаружили, что гробница пуста. Им явились два ангела в сияющих одеждах и сказали: «Что вы ищете живого между мертвыми? Его нет здесь: Он воскрес; вспомните, как Он говорил вам, когда был еще в Галилее, сказывая, что Сыну Человеческому надлежит быть преданным в руки грешников, и быть распятым, и в третий день воскреснуть» (от Луки, глава 24, стихи 5—7). Женщины вспомнили слова Спасителя и отправились с радостной вестью к апостолам. На обратной дороге им явился сам воскресший Христос, и они с великой радостью поклонились ему. После этого Христос много раз являлся ученикам, после чего на 40-й день вознесся на небеса к Богу Отцу.

Воскресение Христово — самое важное событие для христиан. По христианскому учению, верующий во Христа и соблюдающий Его заповеди точно так же в конце времен воскреснет для вечной жизни в Царствии Божием.

Пасха празднуется всю Светлую неделю. В эту неделю в храме каждый день идет пасхальная служба, вместо утренних и вечерних молитв дома читаются пасхальные часы. Те, кто причащается на Светлой неделе, вместо обычных молитв перед причащением читают пасхальный канон и пасхальные часы. Поста на Светлой неделе нет даже в среду и пятницу (такие недели, когда нет поста в среду и пятницу, называются сплошными седмицами).

Как проходит богослужение

Незадолго до полуночи во всех храмах проходит полунощница, на которой священник с диаконом с кадилом обходят вокруг плащаницы, поднимают ее и уносят в алтарь.

При приближении полуночи священнослужители становятся в алтаре вокруг престола, молящиеся в храме зажигают свечи.

Начинается утреня. Священнослужители тихо, за закрытыми Царскими вратами, поют стихиру: «Воскресение Твое, Христе Спасе, ангели поют на небесех, и нас на земли сподоби чистым сердцем Тебе славити». Открываются Царские врата, и стихира поется громче. Все выходят на крестный ход.

После крестного хода поется пасхальный канон, на каждой песни священник выходит с кадилом из алтаря и трижды торжественно и громко произносит: «Христос воскресе!», а люди отвечают: «Воистину воскресе!». Эти многочисленные выходы священника символизируют то, как Христос часто являлся Своим ученикам после Воскресения.

Утреня заканчивается, читается огласительное слово на Пасху святителя Иоанна Златоуста.

Во многих храмах сразу после пасхальной утрени поются пасхальные часы и служится литургия. Евангелие на литургии часто читается на нескольких языках: церковнославянском, русском, на тех языках, на которых распространялась апостольская проповедь — древнегреческом и латыни, — и на языках, распространенных в данной местности.

Как проходит крестный ход

Крестный ход — это шествие Церкви навстречу воскресшему Спасителю.

Священники, хор и молящиеся обходят вокруг храма с пением пасхальной стихиры «Воскресение Твое, Христе Спасе, ангели поют на небесех, и нас на земли сподоби чистым сердцем Тебе славити» под непрерывный звон колоколов.

Обойдя вокруг храма, крестный ход останавливается перед закрытыми западными дверями (напротив алтаря, обычно там вход в храм). Колокольный звон прекращается, священнослужители трижды поют: «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав». Затем поются стихиры Пасхи.

Открываются церковные двери, и крестный ход с радостной вестью входит в храм. Это символизирует то, как жены-мироносицы пошли в Иерусалим сообщить о воскресении Христа.

Пасхальная трапеза

В день Пасхи в храме у иконы Спасителя помещается артос. В переводе с древнегреческого языка «артос» значит «хлеб». Это просфора большого размера с изображением креста или Воскресения Христова. Артос символизирует Христа, Который сказал: «Я хлеб живый, сшедший с небес; ядущий хлеб сей будет жить вовек» (евангелие от Иоанна, глава 6, стих 51). Артос находится в храме всю Светлую седмицу (Пасхальную неделю), а в субботу его разрезают и раздают верующим. Артос употребляется в особых случаях — например, при болезни — и всегда со словами: «Христос воскресе!»

Есть три вида пасхальной пищи: красные яйца, куличи и пасха.

Обычай дарить друг другу на Пасху красные яйца произошел от святой равноапостольной Марии Магдалины, которая пришла в Рим проповедовать Евангелие, принесла императору Тиверию красное яйцо и начала свою проповедь со слов: «Христос воскрес!». Как из-под неживой скорлупы яйца рождается жизнь, так и Христос воскрес из гроба, и так воскреснут в вечную жизнь все умершие.

Кулич и пасха — это церковно-обрядовая пища. Их освящают и потом едят на Пасху и всю Светлую неделю. Их вкушение соединяет всех верующих в пасхальной радости. Кулич, так же как и артос, символизирует Хлеб жизни — Христа.

Почему на Пасху красят яйца? Откуда взялось слово «пасха»? Что этот праздник вообще означает? В преддверии Пасхи Христовой мы собрали восемь самых распространенных вопросов об этом празднике, которыми сегодня задаются люди. Ответить на них нам помогает Павел Тогобицкий, магистр богословия, преподаватель Новосибирской библейской богословской семинарии.

Что это за слово такое — «Пасха»? Почему этот день так называется?

Согласно Священному Писанию, три с половиной тысячи лет назад Бог совершил суд над Египтом за то, что египтяне жестоко обращались с Божьим народом – израильтянами, которые были у них в рабстве в то время: на страну обрушились десять так называемых «казней Египетских», последней из которых была смерть первенца в каждой семье. Эта казнь не коснулась находившихся в то время в Египте израильтян: по повелению Бога они помазали косяки дверей своих домов кровью ягнят, и ангел, который проходил и убивал первенцев, проходил мимо их домов.

Это «прохождение мимо» – по-еврейски «песах» – и дало название празднику. Каждый год евреи вспоминают, что они были рабами, но Бог освободил их и исполнил обещание: «Приму вас Себе в народ и буду вам Богом» (Исх. 6:7).

Почему христиане празднуют еврейский праздник?

Началось все с того, что две тысячи лет назад Бог избрал еврейский праздник Пасхи как время смерти Своего Сына Иисуса Христа – и сделано это было не случайно. Между исходом из Египта и распятием Христа есть сходство: когда-то кровь ягнят защитила израильтян; теперь же кровь Христа, Сына Божьего, избавила от вечной гибели тех, кто поверил Ему. Когда-то Бог вывел один народ из рабства; теперь смерть Христа освободила нас, принадлежащих к разным народам, от старой жизни, в которой мы были рабами греха. Не случайно в Библии церковь названа «церковью первенцев» (Евр. 12:23), а Христос – «нашей Пасхой» (1 Кор. 5:7). Мы празднуем не древний еврейский праздник выхода из Египта, а новый «исход» – от мира преступлений и смерти к миру благой и вечной жизни с Богом.

Что значит «Христос воскресе – Воистину воскресе»?

Суть этой фразы-приветствия такова: приветствующий утверждает, что Иисус Христос воскрес из мертвых, а приветствуемый подтверждает: Он действительно воскрес.

Дело в том, что главная радость Пасхи – в воскресении Христа. Если бы Христос только умер, то нам не на что было бы надеяться. Кому бы верили? Тот факт, что Он воскрес, означает, что жертва Христа принята Богом-Отцом вместо смерти нас, грешников, грех и смерть побеждены, вечная жизнь доступна.

Кроме того, эта фраза означает: Христос живёт, и мы будем жить. Поэтому так естественно выразить наши пасхальные чувства именно словами о воскресении. В этом традиционном приветствии есть и исповедание веры, и радость от победы, и восхищение Богом, явившем Свою любовь в смерти на кресте.

Какое отношение Пасха имеет ко мне?

Действительно, кажется, что никакого: Христос же умер две тысячи лет назад. Однако для Бога время не преграда. Поэтому и мы можем быть реальными соучастниками пасхального события.

Иисус Христос призывает нас присоединиться к Нему, поверив Его вести о прощении грехов и раскаявшись в своих грехах. Апостол Павел писал: «Неужели не знаете, что все мы, крестившиеся во Христа Иисуса, в смерть Его крестились? Итак, мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни» (Рим. 6:3-4). Сегодня Иисус соединяет нас с Собой в Своей смерти и воскресении. Суть жизни каждого христианина уже изменена умершим за него и воскресшим Христом. Так что Пасха – это главный праздник не только в Божией истории, но и в моей личной жизни.

Как нужно готовиться к празднику и праздновать Пасху?

Центральная часть любого христианского праздника – поклонение Богу. Он «Тот, для Которого всё и от Которого всё» (Евр. 2:10), поэтому христиане – Его народ – собираются вместе, и мы вслушиваемся в Его слова через Библию, обращаемся к Нему в молитвах, поём и славим Его. Но и просто украшение церквей, и общение верующих за одним столом – всё это выражает нашу радость о Христе и Его церкви.

Также, чтобы Пасха ощущалась как праздник, важна подготовка. Празднование входа Христа в Иерусалим за неделю до Пасхи, воспоминание Его страданий в четверг и пятницу, приобщение к Его распятому телу и пролитой крови через вечерю Господню (евхаристию) – это особенно помогает нам подойти к радости воскресения.

Зачем на Пасху делают и светят куличи и яйца?

Существует легенда о яйце, покрасневшем в руках у Марии Магдалины на приёме у императора. Исторически она весьма сомнительна. Скорее всего, обычай красить яйца пришёл к нам из весенних праздников, связанных с сельским хозяйством.

Как бы то ни было, сегодня яйца и куличи – узнаваемые пасхальные символы. Здесь важно не превращать праздник лишь в игру вокруг яиц, но суметь использовать их, чтобы выделить этот день как особенный. А если кто-то считает их бессмысленными или неуместными, тем стоит обойтись без них. Главное помнить, что мы призваны не суетиться или ссориться, а вместе поклоняться Тому, кто ради нас смертью победил смерть.

Почему Пасха каждый год выпадает на разные числа?

В древнем Израиле пользовались лунным календарём, поэтому дата иудейской Пасхи – 14-е число месяца авива (позже он стал называться «нисан») – выпадает на разные числа нашего солнечного календаря. Христианская церковь отчасти заимствовала эту традицию, установив праздновать Пасху в первое воскресенье после первого полнолуния, не предшествующего дню весеннего равноденствия, но так, чтобы это не совпадало с иудейской Пасхой. Сегодня, правда, используется не астрономия, а давно составленные таблицы с датами (пасхалии), которые, кстати, астрономическим данным уже не соответствуют.

Почему в Европе и России Пасху празднуют в разное время?

На западе в конце XVI века была принята другая пасхалия и другой, григорианский календарь. Русская Православная Церковь по-прежнему использует древнюю пасхалию и юлианский календарь. Из-за этого в некоторые годы даты могут совпасть, а в некоторые разница доходит до пяти недель.

Любопытно, что первый спор о дате празднования Пасхи случился ещё во втором веке. Тогда малоазийские общины праздновали её 14-го нисана, а римские – в первое воскресение после 14-го нисана. Хотя Поликарп Смирнский и Аникита Римский не смогли договориться о едином порядке, у них хватило мудрости терпеливо отнестись к данному различию и сохранить христианское общение. Этому и нам стоит поучиться. Христос «предан за грехи наши и воскрес для оправдания нашего» (Рим. 4:25) – вот что действительно важно, а не дата события. Христос Воскрес!

Христианские праздники и посты

Праздники занимают важное место в христианском культе. В церковных календарях нет ни одного дня в году, в который не отмечалось бы то или иное событие, связанное с именем Иисуса Христа, богородицы, святых, чудотворнвых икон, креста. «Каждое число каждого месяца, каждый день года посвящается или воспоминанию особых событий, или памяти особых лиц, — говорится в одном из православных изданий. — В честь этого события или лица установлены особые песнопения, молитвы и обряды, которые вводят еще новые особенности в неизменный ход ежедневной службы — особенности, изменяющиеся с каждым днем. От этого образуется круг годового богослужения».

Во главе «праздничного круга» Русской православной церкви — пасха, наиболее почитаемый общехристианский праздник. Затем идут так называемые двунадесятые праздники — двенадцать главных празднеств. Из них три переходящих, выпадающих каждый год на разные числа в зависимости от того, когда отмечается пасха, не имеющая твердой даты. Это вознесение, троица, вход господен в Иерусалим, или вербное воскресенье. Девять праздников непереходящих, за каждым из них закреплен особый день в церковном календаре. Это крещение господне, сретение, благовещение, преображение, рождество богородицы, введение во храм богородицы, успенье богородицы, воздвижение креста и рождество Христово.

За двунадесятыми праздниками следуют по своему значению пять праздников, именуемых великими, — обрезание господне, рождество Иоанна Предтечи, праздник святых Петра и Павла, усекновение главы Иоанна Предтечи, покров пресвятой богородицы. Они тоже пользуются большим почитанием в православной церкви.

Повсеместно отмечаются престольные праздники. Так называют праздники, посвященные Христу, богородице, святым, чудотворным иконам, событиям священной истории, в честь которых построен данный храм или его престол. Это праздники местные, хотя они могут отмечаться и как общехристианские. Престольными празднествами для тех или иных храмов может быть и рождество Христово, и благовещение, и успенье богородицы, одним словом, любой из общецерковных праздников.

Степень значимости того или иного празднества не находится в прямой зависимости от его места в церковной табели о рангах. Есть праздники, которые не относятся ни к двунадесятым, ни к великим, но тем не менее отмечаются верующими довольно широко. И напротив, некоторые из них, занимающие почетное место в церковном календаре, особым почитанием не пользуются. Такие православные праздники, как николин и ильин день, спасы, праздники владимирской иконы божьей матери, казанской иконы божьей матери, почитаются верующими куда более широко, чем, например, обрезание господне.

По церковной версии, все праздники установлены в память о действительных событиях, о реальных лицах, проявивших усердие в вере, имеющих особые заслуги перед богом. На самом же деле большинство из них не связаны с теми или иными историческими событиями, значительная их часть посвящена мистическим персонажам, заимствованным из дохристианских культов. «Праздничный круг» в христианстве сложился в основном в период формирования и становления церковной организации и культа. Церкви нужны были свои праздники для усиления идеологического и эмоционально-психологического воздействия на верующих, и она была не особенно разборчива, подчас прямо заимствуя дохристианские празднества, которые получали в христианстве новое содержание, а подчас просто давая простор фантазии, измышляя события, никогда не имевшие места в действительности. Так в недрах церкви и формировался праздничный канон, который столетиями служил ей, помогая держать в своей власти сознание и помыслы верующих людей.

Пасха

«Праздников праздник и торжество из торжеств» именуют служители культа христианскую пасху. По учению церкви, этот праздник установлен в память воскресения распятого на кресте сына божьего Иисуса Христа. Исторические данные свидетельствуют о том, что этот «истинно христианский праздник», как и многие другие, заимствован христианами из древних культов.

Когда в Древней Иудее возникла религия единого бога Яхве, в число ее праздников вошел старый земледельческий праздник умилостивления богов, получивший новое содержание. Иудейские жрецы связали его с мифическим «исходом евреев из Египта». Но старые обряды, связанные с умилостивлением духов и богов, сохранились в новом празднике, только в пасхальном ритуале место былых всесильных покровителей занял грозный иудейский бог Яхве.

В христианском празднике пасхи можно найти следы влияния и других Древних культов, в частности культов умирающих и воскресающих богов, некогда существовавших во многих дохристианских религиях.

Культ умирающих и воскресающих богов вырос из наивных верований наших далеких предков, которые, наблюдая, как прорастало брошенное в землю зерно, как возрождалась весной растительность, увядавшая осенью, по аналогии полагали, что точно так же умирают и воскресают боги. Мифы об умирающих и воскресающих богах были у древних египтян и финикийцев, у греков и фригийцев. Жрецы в древнеегипетских храмах рассказывали миф о трагической смерти и воскресении бога Осириса. И люди верили в то, что этот бог, сын бога земли Геба и богини неба Нут, был убит своим коварным братом Сетом. Убийца разрубил тело Осириса на 40 частей и разбросал их по всей стране. Но жена Осириса Исида разыскала, собрала их, а затем оживила. Своим чудесным воскресением египетский бог обеспечил всем, кто верил в него, вечную жизнь за гробом, бессмертие.

В Древнем Египте праздник воскресения Осириса отмечался очень торжественно. Люди собирались в храмах, оплакивая смерть доброго бога, а затем наступало общее ликование по поводу его воскресения. Египтяне встречали друг друга словами: «Осирис воскрес!»

Первоначально в христианской религии отмечалось не воскресение, а смерть и страдания Иисуса Христа. Во время пасхи люди постились, оплакивали смерть Христа, празднество сопровождалось скорбными службами. Только в IV в. христианская пасха приняла тот вид, который она имеет сейчас. В 325 г. на первом вселенском соборе, в Никее, была установлена дата пасхи. По постановлению собора, пасха должна праздноваться в первое воскресение после весеннего равноденствия и полнолуния, после истечения полной недели со времени иудейской пасхи. Таким образом, христианская пасха является праздником переходным и приходится на время с 22 марта по 25 апреля по старому стилю.

После введения христианства на Руси вместе с обрядами и праздниками этой религии пришла на русскую землю и пасха. Здесь она слилась с весенним празднеством древних славян, основным содержанием которого было умилостивление языческих богов, которые якобы могли помочь обеспечить обильный урожай, хороший приплод скота, помочь в хозяйственных делах и бытовых нуждах. Многие пережитки древнеславянского празднества сохраняются и по сей день в ритуалах христианской пасхи.

Из древних поверий вошла в пасхальные обычаи традиция красить яйца. Ее истоки следует искать в древних суевериях. В далеком прошлом яйцо, из которого, разбивая скорлупу, появляется на свет птенец, связывалось с чем-то непостижимым, таинственным. Наши далекие предки не могли постигнуть, каким образом за скорлупой таится жизнь живого существа. Отсюда и возникло суеверное отношение к яйцу, которое нашло отражение в мифологии разных народов.

Во время славянского праздника умилостивления духов им наряду с другими дарами приносили выкрашенные кровью яйца, так как кровь, по древним повериям, считалась лакомой пищей духов. Впоследствии яйца стали окрашивать в различные яркие цвета, чтобы духи обратили внимание на дары, принесенные им людьми.

Торжественно отмечая праздник воскресения Христа, служители культа придают ему особое значение, ибо, по учению церкви, Христос, добровольно приняв страдания и мученическую смерть, искупил грехи людей, обеспечил верующим вечную жизнь за гробом. Не случайно духовенство повторяет новозаветное изречение: «Если Христос не воскрес, то проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша».

Задолго до наступления пасхи церковь начинает подготавливать верующих к празднику. В храмах читаются отрывки из евангелий, которые, по замыслу служителей культа, должны вызвать у людей чувство смирения и раскаяния в своих вольных или невольных грехах перед богом. В то же время верующим напоминается о страшных карах, которые ждут грешников после страшного суда. В последнее воскресенье перед постом проповедуется идея всепрощения. Верующим внушается, что милосердный бог прощает любые прегрешения тем, кто раскается в своих грехах. Это воскресенье носит название «прощеного воскресенья».

Особенно большое психологическое воздействие оказывает на религиозных людей предшествующий пасхе великий пост, который длится семь недель; в течение этого времени верующие должны ограничивать себя в еде, отказываться от каких бы то ни было развлечений. Они должны раскаяться в грехах, как бы духовно обновиться. Проводя верующих по пути к празднику через дни поста, церковь тем самым усиливает значимость пасхи для тех, кто с нетерпением ожидает ее в последнюю неделю поста, которая носит название «страстной недели».

Вся обстановка в храмах, богослужения, печальные песнопения направлены на то, чтобы создать у верующих особое настроение.

Так церковь подводит верующих к праздничному дню, который отмечается особо торжественным богослужением.

И верующие, ослепленные радужной перспективой вечной жизни, не задумываются над смыслом тех идей, которые лежат в основе праздника пасхи. Это прежде всего идеи смирения, беспрекословной покорности судьбе, идеи всепрощения, обрекающие людей на безволие, пассивность перед трудностями жизни.

Пасха — главный христианский праздник, являющийся ежегодным воспоминанием и празднованием тайны искупления, центральным моментом которого стали спасительные страдания и Воскресение Сына Божия, Господа Иисуса Христа. Название «Пасха» является прямым перенесением названия иудейского праздника, отмечавшегося ежегодно в течение недели, начиная с 14-го дня весеннего месяца нисана, в память о важнейшем для Израиля событии — чудесном освобождении евреев от египетского рабства в середине 13 века до н.э. (Книга Исхода, гл.12-15). Само название «пасха» представляет собой греческое видоизменение древнееврейского слова «pesah», которое по традиции толковалось как «прохождение» (в контексте событий исхода Израиля из Египта); оно, вероятно, в свою очередь, было заимствовано из более древнего пастушеского обычая празднования перехода с зимних пастбищ на летние. Смерть и Воскресение Христа по времени совпали с праздником Пасхи, а Сам Он в своей искупительной жертве уподобился невинному ягненку (агнцу), закалываемому по обычаю перед началом этого праздника (ср. Евангелие от Иоанна 1: 29; 1-е Послание к Коринфянам 5: 7). Подобно тому, как избранный Богом народ был избавлен от рабства, все человечество освобождено Христом от власти греха и смерти.

Несмотря на то, что с первых веков христиане чтили каждый воскресный день как день Воскресения Христова, довольно рано в различных поместных Церквах сложился обычай уделять каждый год особый день (или несколько дней подряд) для воспоминания страдания и Воскресения Господа. Поскольку по времени эти события евангельской истории совпали с иудейским праздником Пасхи, он был более или менее близок к иудейской Пасхе по времени празднования (в дальнейшем проблема того, в какой день праздновать Пасху, вызывала в Церкви немало споров, не исчерпавшихся среди христиан и поныне). Расчет времени празднования Пасхи осуществляется в настоящее время в большинстве христианских конфессий по лунно-солнечному календарю. Существует, однако, расхождение между исчислением дат Пасхи у католиков и православных, что обусловливает различие дат. Тем не менее у всех современных христиан день Воскресения Христова приходится на воскресенье. Во многих конфессиях праздник Пасхи предваряется длительным подготовительным периодом, именуемым Великим постом, или даже серией подготовительных периодов.

Пасха в народной традиции

В славянском народном календаре время пасхальной службы считалось благоприятным для совершения магических действий и гаданий, в частности для обеспечения удачи в каком-нибудь деле. Воры в эту ночь «заворовывали», то есть старались незаметно украсть что-нибудь у прихожан, чтобы чувствовать себя в безопасности весь год; охотники при возгласе священника «Христос Воскресе!» стреляли вблизи церковного порога в воздух, полагая, что от этого их ружья будут бить без промаха; рыбаки вместо ответа «Воистину воскресе!» говорили: «А у меня рыба есть!», чем якобы обеспечивали себе полные сети на весь сезон, а девушки обращались к Богу с просьбой послать им женихов.

Проспать пасхальную службу было непростительным грехом. В качестве наказания таких людей на следующий день купали или обливали водой (ср. указ Синода от 1721 г., по которому, в частности, запрещалось «по старинному суеверному и вредному обычаю купать или обливать водою не бывающих у заутрени»). Человеку, проспавшему пасхальную заутреню, в течение года грозили неудачи.

По народным поверьям, в пасхальную ночь можно было распознать нечистую силу: придя в церковь в новой одежде — увидеть колдунов, стоящих спиной к алтарю; принеся в церковь специальным образом приготовленный творог или сыр — узнать среди прихожан ведьм по небольшим хвостикам. На Пасху, как и в Страстной четверг, поднявшись на чердак или колокольню со свечой, горящей еще с заутрени, можно было увидеть домового. Пасхальная ночь была временем, когда на земле появлялись умершие. Спрятавшись во время крестного хода в церкви, за алтарем, можно было наблюдать, как покойники молятся и христосуются между собой. Верили, однако, что человек, выдавший свое присутствие в церкви, мог поплатиться за это жизнью.

По окончании заутрени люди стремились как можно быстрее добраться (добежать или доехать) до дома, чтобы в течение года опережать остальных во всех делах. Впрочем, часто, не заходя домой, направлялись на кладбище известить умерших родственников о Воскресении Христа и похристосоваться с ними.

Пасхальный завтрак проходил обычно в узком семейном кругу, так как ходить в гости в первый день Пасхи было не принято. Первое пасхальное яйцо часто съедали всей семьей, разделив его по числу домочадцев. Обычай делиться друг с другом пасхальной пищей получил у восточных славян широкое распространение; в частности, в первый день Пасхи священник и причт, а также домочадцы «молили паску», то есть обменивались кусочками кулича или ели его сообща, разрезав на мелкие части. Обычай делиться с ближними пасхальным яйцом получил символические истолкования: например, чтобы найти дорогу домой заблудившемуся в лесу человеку достаточно было вспомнить, с кем он делил пасхальное яйцо.

Немало магических свойств приписывалось освященным пасхальным яйцам, их скорлупе, а также остаткам других пасхальных блюд, например костям поросенка. С пасхальным яйцом обходили загоревшееся строение или кидали яйцо в огонь, надеясь, что оно поможет остановить пожар; с пасхальными яйцами искали заблудившуюся скотину, клали их в посевное зерно, оглаживали ими корову при первом весеннем выгоне, закапывали в поле, чтобы у льна головки были величиной с яйцо; кости поросенка также закапывали в посевы, чтобы уберечь их от града.

В течение всей недели, начиная с первого дня Пасхи, священники в сопровождении причта и наиболее благочестивых прихожан обходили с иконами все дома в селе и служили там пасхальные молебны, за что получали вознаграждение.

С вечера пасхального воскресенья по домам ходили группы мужчин, называемых «волочебники» или «христованники», которые поздравляли хозяев с праздником. Они исполняли под окнами специальные величально-поздравительные песни, описывающие хозяйственную деятельность крестьянина и его богатство; а припев этих песен включал традиционное пасхальное приветствие: «Христос воскрес, сыне Божий!». Поляки на Пасху обходили дома, нося или везя с собой живого или деревянного петуха как символ воскресшего Христа.

У западных славян на пасхальной неделе практиковались массовые молодежные обливания. Понедельник был мужским днем (парни, мальчики, мужчины поливали девушек и женщин), а вторник — женским. Парень старался облить понравившуюся ему девушку, в ответ, при согласии, она одаривала его крашеными яйцами или преподносила другие подарки. Во время пасхальных обливаний обнаруживалась и общественная оценка поведения той или иной девушки: считалось постыдным, если ее не облили в пасхальный понедельник, тем самым осудив за развязное поведение или иные прегрешения.

Среди пасхальных развлечений основное место занимали игры с крашеными яйцами, прежде всего — катание яиц по земле или со специальных лотков, а также «битки» — битье крашеными яйцами.

У восточных славян в течение всей пасхальной недели любой человек мог подняться на колокольню и звонить в колокола, благодаря чему пасхальная неделя получила название «Звонильной». Звоны и наигрыши, исполнявшиеся на Пасху, были далеки от традиционных богослужебных звонов, в них широко использовались народные мелодии и свободная импровизация. У русских девушки в течение всей пасхальной недели собирались на колокольне, пели там песни, плясали и, конечно, звонили в колокола. Бытовало убеждение, что тот, кто, разговевшись пасхальным хлебом, первым ударит в колокола, будет жить до следующего Светлого Воскресенья.

Пасхальному звону приписывался и магический смысл. Так, украинцы и поляки считали, что пасхальный звон положительно влияет на рост гречихи, а также «пробуждает» пчел от зимнего сна. В России, где особой заботой традиционно были окружены лен и конопля, на колокольню в Пасху торопились в основном женщины. Считалось, что у той из них, которая зазвонит в колокола в первый день Пасхи, лен вырастет долгий и волокнистый. Люди не только сами звонили в колокола на Пасху, но и внимательно следили за правильностью пасхального трезвона. Если звонарь чуть запаздывал и звонил не тотчас после обедни, то ожидали неурожая.

Из других пасхальных забав выделяются качели, а также хороводы, в которых обычно назывались будущие супружеские пары и величались молодожены, поженившиеся в течение последнего года. Обязательными для пасхальных праздников были взаимные посещения близких родственников.

На пасхальной или следующей за ней Фоминой неделях имело место массовое поминовение умерших.

Еврейская пасха

Еврейская Пасха — это праздник весны (хаг ха-авив) и свободы, связанный с исходом (агада) евреев из Египта. Отмечать его начинают накануне 15 числа месяца нисана (по еврейскому лунному календарю), выпадающего на март-апрель (по Григорианскому календарю). Считается, что именно в этот день около 1200 года до нашей эры пророк Моисей вывел израильтян из Египетского царства, освободив их от 400-летнего рабства.

Слово «песах» (пасха) имеет два значения: «прохождение мимо» и «переход». Двойственна и трактовка праздника. Помимо перехода израильтян, ведомых Моисеем, через Чермное (Красное) море, вспоминается еще одно событие, предшествовавшее исходу евреев из Египта. По ветхозаветному преданию, фараон упорно не дозволял израильскому народу уйти, и тогда в одну ночь Господь поразил первенца в каждой семье египтян. Еврейским же семьям перед этой «казнью египетской» было велено заколоть по ягненку и кровью его помазать косяки дверей. Видя такой знак, ангел смерти проходил мимо домов иудеев. Только после гибели египетских первенцев фараон разрешил евреям покинуть Египет.

Последователи иудаизма отмечают пасху восемь дней. На протяжении всей недели в пищу не употребляется ничего квасного (хамец). Перед Песахом все квасное собирается и сжигается или продается иноверцу. Посуду, использовавшуюся под хамец, можно употреблять только после специальной обработки в огне или кипящей воде.

Кульминационным моментом празднования еврейской Пасхи является вечерняя трапеза (седер), которая устраивается в первую и во вторую ночи праздника. Во время седера в определенной последовательности читают повествование об исходе из Египта. На столе обязательно присутствуют символические блюда, разложенные на кеаре — посуде, использующейся только для пасхального седера.

Мацу едят в память о том, что во время исхода израильтяне пекли пресные лепешки, так как не могли ждать, пока тесто забродит. Горькая и тертая зелень (марор и хазерет) символизирует горечь египетского рабства. Ее принято обмакивать в соленую воду, которая символизирует слезы, пролитые израильтянами в Египте, и море, пересеченное во время исхода. Смесь из тертых яблок, фиников, орехов и вина (харосет) напоминает своим цветом глину, из которой порабощенные евреи делали кирпичи.

На кеару кладут еще три символических блюда, которые не едят: прожаренный кусок баранины с косточкой (зроа) — напоминание о пасхальном агнце, не приносимом в жертву со времен разрушения Иерусалимского Храма, крутое яйцо (бейца) — символ рождения новой жизни народа, вышедшего из рабства, и весенний овощ (карпас).

За трапезой выпивают четыре бокала красного вина, соответствующие четырем фразам Книги исхода об избавлении израильтян от египетского ига, а также четырем чашам, упоминаемым в Книге бытия в рассказе виночерпия о своем сне Иосифу.

По традиции принято наполнять еще пятый бокал и оставлять его для пророка Илии, который вернется на землю, чтобы возвестить о приходе ожидаемого иудеями Машиаха (мессии) и наступлении «дня Господня, великого и страшного». Его ожидание особенно напряженно в эту праздничную «ночь бдения», поэтому в конце седера в ознаменование «бодрствования духа» открывают входную дверь.

Одним из обязательных условий седера является приглашение к участию в трапезе всех нуждающихся, а также тех, кто не может отметить праздник в кругу своей семьи. Трапезу заканчивают словами: «В будущем году — в Иерусалиме!».

В синагогах во время пасхального богослужения читается Песнь Песней, что отражает связь Песаха с двумя архаичными сельскохозяйственными праздниками: праздником нового приплода скота, когда приносился в жертву однолетний ягненок, и праздником первой жатвы, когда уничтожался старый хлеб, а из пресного теста выпекался новый — маца. Впоследствии эти праздники были объединены торжеством в честь исхода из Египта — рождения еврейского народа как нации.

В Израиле Песах — пора массовых экскурсий и паломничеств в Иерусалим.

Песах — это праздник, в который евреи отмечают одно из наиболее значительных событий своей истории — освобождение из египетского рабства. Вот уже более трех тысяч лет, каждую весну, евреи всего мира как бы заново проходят путь от рабства к свободе, делая каждый шаг этого путешествия частью своей собственной жизни.

По заповеди, на Песах запрещено употреблять квасной хлеб, изделия из злаков: пшеницы, ячменя, овса и проса. Один из наиболее известных пасхальных обычаев — есть мацу на протяжении семи дней. Маца готовится из муки и воды, без соли (опресняк). Маца — символ свободы и в то же время напоминание, что евреи были рабами.

К празднику готовились за 10-15 дней. В более зажиточных домах пасхальная (каширная) посуда хранилась отдельно и использовалась только на Пасху. Бедные семьи «кашировали» к празднику свою обычную посуду: мыли, чистили, кипятили.

Главным событием этого уникального торжества является семейная трапеза, называемая «Седер». Она проводится в первые два вечера праздника. Тщательно разработанный ритуал состоит из 15 этапов. Его кульминацией являются ответы на четыре вопроса (по сути, это один вопрос: «Чем отличается эта ночь от других ночей?»).

Песах отмечается в память избавления евреев от 400-летнего рабства. Это библейское событие произошло 3,5 тысячи лет назад, когда пророк Моисей вывел свой народ из египетского плена. Иудейская Пасха, вычисляемая по лунному календарю, продолжается восемь дней, из которых особо выделяются два первых и два последних. На них распространяются все законы шаббата — субботы покоя, запрещающие работать и даже пользоваться транспортом.

Одна из главных традиций — употребление мацы (пресного бездрожжевого хлеба) как память о ниспослании евреям в египетской пустыне манны небесной. Три года назад российские еврейские организации полностью отказались от закупки мацы в Израиле. В Москву было поставлено самое современное оборудование для выпечки этого национального пресного хлеба. Общинные пекарни поставляют его в регионы России. Песах — один из трех паломнических еврейских праздников. В Израиле — это пора массовых экскурсий и прогулок по стране и особых походов в Иерусалим, как бы воспроизводящих древнее паломничество освобожденного из рабства народа.

Примеры употребления слова паха в литературе.

Елена Лопухина отвернулась от окна и собралась усесться на подоконник, чтобы оба следователя, назойливо допрашивающие ее целый час, смогли, наконец, поглядеть на стройные ноги в плотных до паха чулках такого потрясающе серого цвета, что бедра в них казались еще прекраснее и длиннее.

Шумное дыхание Ковбоя, стоны и перемещения пениса внутри, так и не смогли зажечь Лопухину, и у нее, по-прежнему холодной, может быть, впервые появилась возможность внимательно и так близко рассмотреть цветок, который следуя толчкам Ковбоева паха, то приближался к ней, то отдалялся.

Семь разномастных джипов выстроились полукругом, неслышно работая хорошо отрегулированными двигателями, в ожидании атаки кабана, который не обращал внимания на дорогие вседорожники с мерзким запахом дыма в отдалении, сосредоточившись на тщательном изучении собственного паха, будто видел его впервые и решил, что выбрал для знакомства самый подходящий момент, а потом, вспомнив что-то, стал чесать ляжку о доски забора, излишне нервно и энергично, и забор заходил ходуном.

Глаза медленно движутся от паха к паху, молча, сосредоточенно и сходятся на худом смуглом юноше с лицом усеянным подростковыми прыщами.

Она могла поклясться: ни Сеня, ни Паха, ни Енот не применяли своего оружия.

С хрустом передернув затвор, Паха сел в машину и захлопнул дверцу резким, сверху вниз, движением.

Только что Паха сидел перед ней в своих коричневых брюках, футболке и кедах, а когда ступил на асфальт на нем уже красовалась форма лейтенанта полиции — новенькая, хрустящая, от ладных туфель до лихой кепки с кокардой-трезубцем.

Пока в машине Артура совещались, Паха молча сидел впереди, изредка тихонько постукивая ногтями по лобовому стеклу.

Когда Паха двинулся прочь, Ольша заметила, что гильз на асфальте уже не было.

Сеня и Енот обменялись с ним хитрым, с зацепом, рукопожатием, Паха сдержанно кивнул и сразу ушел в комнату.

Сеня вскочил, Енот прибавил шагу, а справа, от дороги, появился Паха, успешно скрывавшийся с самого утра.

Ольша хихикнула: если Паха сотворил кредитку из собственной ткани, швейцар останется в дураках, ибо Паха тканями не разбрасывался, даже гильзы после пальбы втягивал в себя.

Завгородний, но тут громилы за его спиной рухнули навзничь, не издав ни звука, а их босса аккуратно взяли под локотки возникшие прямо из асфальта Паха с Хасаном.

Хасан покрепче ухватил Завгороднего и повел его в сторону, Паха мрачно достал винчестер.

Тем временем Енот с Пахой отнесли немногочисленные пожитки метров на двадцать в сторону.

Источник: библиотека Максима Мошкова

[ad01]

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *