» Как правильно проводить

Как правильно проводить душу на 40 дней

Вопрос — ответ

Дорогие братья и сестры, заранее просим прощения, если мы не будем давать ответы на повторяющиеся вопросы, которые можно посмотреть в нашем архиве. Пользуйтесь поисковой системой сайта.

Здравствуйте. Поминки 40 дней папе приходятся на 7 мая — среда, день постный. Что делать? Как правильно провести поминки на 40-й день.Можно ли поминать водкой, ведь у нас в России такие традиции? Спаси Вас Господи!

Примите наши соболезнования в связи с утратой близкого человека.

Нашим усопшим сродникам, в первую очередь, необходима Ваша молитва и всей Церкви за них, потому, что они уже не могут сами молиться за себя. Поэтому, если усопший был православным христианином, постарайтесь накануне зайти в храм и подать записочку на Литургию об упокоении его души, заказать панихиду на 40-й, а позже можно и на день годовщины. Сами же в этот день постарайтесь помолиться об усопшем. Если в этот день богослужения в храме нет, и священник по какой-либо причине не сможет отслужить панихиду – дома почитайте литию по усопшему, которую может совершить мирянин (текст Вы можете найти здесь ), почитайте Псалтирь. Так же можно почитать Канон за единоумершего и Акафист об умершем – потерявшие близких говорят, что чтение этих молитв не только помогает душе умершего, но и помогает справиться с горем утраты тем, кто читает. Читайте по силам, что сможете, если не сможете всё, то только Литию. В некоторых храмах можно заказать чтение Псалтири по усопшему (в том числе многие монастыри принимают просьбы о чтении Псалтири по интернету).

Порядок чтения Псалтири можно посмотреть здесь. Скачать текст можно здесь .

Главное в этот день (40-й) – молитва. И милостыня. Именно как милостыне всегда относилась Церковь к трапезе в этот день. Но, к сожалению, многие поминки превращаются в повод для родственников собраться вместе, обсудить новости, вкусно поесть, тогда как православные христиане и за поминальным столом должны молиться об усопших.

Если поминки совершаются в постные дни, то и пища должна быть постной, но можно перенести поминки и на первый выходной день после 40-го дня, ибо в 40-й день главное не трапеза, а молитва.

Поминальная трапеза является продолжением богослужения и молитвы об усопшем, являясь при этом одним из видов милостыни ради усопшего. Можно отнести продукты и в храм, в пакет положить записку с просьбой помолиться об упокоении и указать имя (есть специальный столик – канун – для пожертвований). Священник, его семья, работники храма помолятся. Только нельзя в храм приносить сырое мясо и алкоголь; если будет желание и возможность – лучше спросите в свечной лавочке, что принести.

Предварять трапезу нужно молитвой, например, прочитать 17-ю кафизму из Псалтири или совершить литию – краткий чин панихиды, который может быть совершен мирянином. В крайнем случае, нужно хотя бы прочитать 90-й псалом и молитву Отче наш .

Первым блюдом, которое вкушается на поминках, является коливо (кутья) — отваренные зёрна крупы (пшеницы или риса) с мёдом и изюмом. Зёрна служат символом воскресения, а мёд – сладости, которой наслаждаются праведники в Царстве Божием: как зерно, чтобы прорасти, должно упасть в землю, так и человек хоронится в землю, чтобы восстать в День воскресения мертвых. Кутья должна освящаться во время панихиды; если нет такой возможности, надо самим окропить её святой водой. Поминальная трапеза должна отличаться от шумного пира благоговейной тишиной и добрыми словами о почившем.

От вина, а тем более от водки на поминальной трапезе нужно воздержаться. Вином усопших не поминают. Вино – символ земной радости, а поминки – повод для усиленной молитвы о человеке, который может тяжко страдать в загробной жизни.

Нужно помнить, что традиция оставлять еду, пасхальные яйца на могилах – это язычество, которое возродилось в Советском Союзе, когда государство преследовало веру. Когда преследуют веру – возникают тяжелые суеверия. Душам наших усопших близких нужна молитва. Неприемлем с церковной точки зрения обряд, когда на могиле ставят водку и черный хлеб, а рядом – фотографию усопшего: это, говоря современным языком – новодел (фотография появилась немногим более ста лет назад). Это традиция Великой Отечественной, когда наркомовские 100 грамм и ломоть хлеба оставались нетронутыми в память о не вернувшемся из боя. Люди знали, что помянуть надо, но не знали, как или боялись открыто молиться. С тех пор и ставят на стол столовый прибор для усопшего , и традиционные 3 рюмки чтобы земля была пухом и рюмка с водкой для покойника на могиле, или перед портретом водка в стакане и кусок хлеба, или устраивают поминальную трапезу на кладбище – это всё не православные, а языческие обычаи. Да, по неведению своему люди это делают, но неведение не является оправданием

Если Вы сможете сказать пришедшим на поминки, что алкоголя не будет, если они хотя бы немного верующие и Вас поймут – так и сделайте. Если соберутся люди совершенно неверующие, и Вы знаете, что будет конфликт – уступите, поставьте им бутылку. Только сами не пейте, попросите, чтобы уважали Ваше горе и Ваше нежелание пить.

Вместо расхожей атеистической фразы: Пусть земля ему будет пухом , помолитесь кратко: Упокой, Господи, душу раба Твоего новопреставленного (имя), и прости ему вся согрешения его вольная и невольная и даруй ему Царствие Небесное .

Милостыня. Подайте просящим у храма, но не деньги, которые возможно будут пропиты, а что-нибудь съестное, пирожки, например, или что-нибудь полезное для них – одежду, обувь. Наверное, Вы знаете среди своих знакомых людей нуждающихся, но никогда не просящих у храма с протянутой рукой. Это и одинокие старики, и многодетные, да мало ли кто ещё. Не обязательно говорить, что это милостыня, но подарите или купите им что-то, что им нужно и будет полезно (если знаете), детям можно сладости. Если знаете, что люди верующие – попросите молиться за упокой Вашего отца.

Храни вас Господь!

13 Не хочу же оставить вас, братия, в неведении об умерших, дабы вы не скорбели, как прочие, не имеющие надежды.

14 Ибо, если мы веруем, что Иисус умер и воскрес, то и умерших в Иисусе Бог приведет с Ним.

15 Ибо сие говорим вам словом Господним, что мы живущие, оставшиеся до пришествия Господня, не предупредим умерших,

16 потому что Сам Господь при возвещении, при гласе Архангела и трубе Божией, сойдет с неба, и мертвые во Христе воскреснут прежде;

17 потом мы, оставшиеся в живых, вместе с ними восхищены будем на облаках в сретение Господу на воздухе, и так всегда с Господом будем.

18 Итак утешайте друг друга сими словами.

(1Послание апостола Павла Фессалоникийцам 4:13-18)

В Библии разрешается употребление вина: Вино веселит сердце человека (Псалтирь 103:15), но предостерегает от излишества: Не упивайтеся вином, в нем же есть блуд (Еф. 5:18).

Что раздают на 40 дней после смерти?

Поминки для нашего народа являются старинным обрядом, который направлен на то, чтобы вспомнить об умершем человеке. Считается, что на 40-ый день после смерти душа попадает на суд к Богу. где решается, куда она попадет. С проведением поминок связано много суеверий, одна из которых объясняет, что раздают на 40 дней после смерти.

Наверное, каждый теряя близкого человека, задумывался над тем, а что делать с его вещами. Оставить у себя их просто невозможно, а выбрасывать жалко и даже стыдно, ведь для кого-то они были ценными.

Что раздают на поминки на 40 дней?

Среди народа распространено много различных ритуалов, и некоторые из них, мягко сказать, странные.

Панихида по усопшим: как заказать, что нести в церковь

К примеру, есть информация, что после поминания, необходимо раздать всем присутствующим посуду, из которой они ели. На самом деле это не только странно, но и опасно. Все дело в том, что посуда считается непосредственной участницей ритуала и если ее человек заберет с собой, то он привлечь к себе беду, а именно смерть. Даже если забирается какая-то еда, то тарелка, в которой она была принесена, должна быть возвращена.

В православных традициях есть свой вариант, что раздают на 40 дней и нужно ли это делать вообще. Согласно существующей информации в течение 40 дней после смерти близкого человека необходимо разобрать и раздать вещи усопшего нуждающимся людям, прося их помолиться за душу. Такой ритуал считается добрым делом, которое засчитывается при решении дальнейшей участи души. Для себя можно оставить наиболее ценные памяти вещи, что-то могут взять себе родственники и друзья, а то, что не пригодилось, следует отнести в церковь .

Стоит заметить, что в Библии нет информации по поводу того, обязательно ли раздавать вещи после 40 дней, поэтому это сугубо личное решение. Единственная рекомендация – ничего не выбрасывайте, а лучше отдайте вещи тем, кому они еще могут пригодиться.

← Нажми «Нравится» и читай нас в Facebook

Для нашего народа очень важно поминать усопших на 9 и 40 дней. К этому событию стоит подойти с полной ответственностью, поскольку можно помочь душе попасть в рай. В этой статье рассказывается о том, что можно приготовить на 40 дней.

Таинство крещения – одно из самых важных в жизни человека. Но далеко не все родители имеют точное представление, как правильно крестить своего малыша. А ведь готовиться к крестинам нужно заблаговременно.

Усопшего человека по христианским обычаям поминают на девятый и сороковой день после даты смерти. В этой статье рассказывается, почему принято организовывать поминки именно на эти дни.

Считается, что Покров является праздником с особой энергетикой. В этот день люди проводят разные ритуалы, которые помогают улучшить положение в любой жизненной сфере. В этой статье рассказывается об обрядах на Покров день, а также даны рекомендации, как их провести.

Что нужно делать на 40 день после похорон?

У нас в крае на 40-й день после смерти умершего делают поминки, на которые приглашаются все близкие родственники, друзья и соседи (все те, с кем умерший часто общался при жизни). Поминки делают в 14 часов дня, а до 12 часов везут обед для умершего на кладбище и оставляют на могилке (всего понемногу того, что приготовлено на поминальный стол).

Кроме этого, надо сходить В Церковь и поставить свечку за то, чтобы Господь простил все грехи усопшего и его Душа упокоилась и попала в Рай.

автор вопроса выбрал этот ответ лучшим

У человека на Земле два самых важных события в жизни — это рождение и смерть, между которыми находится у кого-то длинная, а у кого-то не очень … жизнь.

Считается, что 40 дней обязательно нужно проводить т.к. в этот день душа умершего на целый день возвращается домой. И если её не проводить, то она будет мучиться там, куда отойдёт.

1.Нужно сходить в церковь.

2.Главное моление об упокоении усопших Церковь совершается на Божественной литургии. Для этого надо подать в церкви записки, где вверху нарисовать 8конечный крест, ниже написать «Об упокоении», ниже крупным и главное, разборчивым почерком написать имя поминаемого в родительном падеже. Например, Михаила, Елены, Софии, …

Отдавая записку, делаете пожертвование на нужды храма.

3.Перед тем, как войти в церковь, также делаются пожертвования нищим, с просьбой помолиться об усопшем.

На обратном пути никакие подаяния не совершаются.

4.Далее поминальный стол, за которым собираются близкие, родственники, друзья умершего с целью поминуть его. Начинается трапеза с кутьи. Это рисовая каша с мёдом и изюмом. Рис – символ восрешения, мёд – сладость, которую умерший испытывает в Царствии Небесном, где находится.

За столом можно вспомнить и другим умерших родственников, ведь будет неплохо, если они встретят в загробном мире родственную душу и помогут ей обустроиться там.

За столом одно место оставляют свободным, якобы «для покойника».

Соседям можно отнести конфеты, печенье, что-нибудь стряпанное, чтобы те также поминули усопшего.

Еда с поминального стола остаётся на столе, лишь прикрывается тканью. Посуда в этот день не моется.

5.Гостям поминок раздаются деревянные ложки, чтобы впоследствие, кушая ими, они вспоминали умершего.

6.После трапезы, обычно, все должны были до захода солнца сходить в баню помыться. Это что-то наподобе очищения.

7.Ночью не плакать по умершему, а то он может захотеть вернуться.

Вот то, что вспомнилось. Может другие пользователи ещё добавят чего-нибудь.

Суть 40 дня после смерти в том, чтобы окончательно проводить душу умершего. Считается, что все эти 40 дней она была на Земле и в этот, сороковой день, она должна уйти. Поэтому, главное как бы не было трудно и как бы не мы сила боль потери нужно не плакать. Так как душа может навсегда остаться и мучиться здесь. День, как правило, начинается с того, что близкие ставят свечку в церкви, потом еду на кладбище, где тоже зажигают свечу и провожают душу на небеса, желательно привести на могилку угощения с номинального стола.

После кладбища собираются на сороковинах. Где все всете поминают добрыми слова ушедшего.

в избранное ссылка отблагодарить

Комментариев пока нет!

Каждый верующий христианин испытывает глубокую внутреннюю потребность молиться не только лично за себя, но и за своих родных и близких. И молитва эта может быть как о живых людях, так и об уже умерших. Православие учит, что душа человеческая жива, и после физической смерти тела она не исчезает, а отправляется к Богу ждать решения своей участи в Вечности. И вот в этом ожидании молитвы еще живых близких людей могут очень помочь душе умершего человека. Для того, чтобы обратиться к Господу об усопших, существуют специальные заупокойные службы — панихиды.

Что такое панихида

Такое название носит специальная заупокойная служба, на которой в церковной молитве испрошается прощение грехов умершего человека и упокоение его в Царстве Божием. Служатся такие службы не только в храме, священник может отслужить и на кладбище во время или после похорон, и дома у родственников умершего. Но чаще всего, заказывают такое поминовение в церкви, а сам чин происходит после Литургии.

Значение такого поминовения для души умершего очень велико. Поскольку умирает только тело, а душа вечно жива, она ждет решения своей участи и проходит мытарства. Согласно Преданию нашей церкви, на мытарствах душа отвечает за все совершенные за жизнь грехи, а их у каждого человека набирается немало. И вот именно молитва любящих людей очень облегчает это прохождение, вплоть до спасения даже практически безнадежных душ.

Чаще всего панихиды заказываются перед похоронами умершего, а затем на 3, 9, 40 день. Кроме того, важными датами поминовения является годовщина смерти, а также даты рождения, именин умершего.

Очень желательно не просто написать записочку с именами поминаемых родных, но и лично присутствовать на служении. Церковная молитва тогда имеет особую силу, когда она соединяется с личным прошением близкого человека о судьбе умершего. Кроме того, и живым родственникам такое молитвенное поминовение будет приносить большую духовную пользу и утешение в своей скорби от потери близкого.

Правила служения панихиды

Для того, чтобы по вашему умершему близкому человеку была отслужена панихида, нужно подойти в храм, в свечную лавку. Там можно на специальном бланке или обыкновенном листке бумаги написать перечень имен умерших родственников.

Служба на 40 день после смерти

Как правило, в одной записке можно указывать до 10 имен, но можно и одно — если вы хотите сугубо помолиться именно об этом человеке.

При подаче записок на поминовение принято приносить какие-либо продукты на специальный панихидный столик (канун). В народе считается, что это еда для покойников, чтобы якобы они не голодали на том свете. Конечно же, такие суеверия не имеют ничего общего с православием — покойникам совершенно не нужна обычная еда, которой питалось их тело при жизни. Лучшая «еда» для человека, ушедшего в мир иной — это молитва ближних и милостыня.

Продукты питания и еду приносят в жертву, в дар храму и священнику, который совершает службу. После прочтения всех молитв все пожертвования освящаются и во многих храмах раздаются бедным и неимущим. Поэтому желательно также следовать этой традиции и приносить продукты на панихидный стол, как милостыню. Приносить желательно постные продукты длительного срока годности — подсолнечное масло, кагор, крупы, печенье и т.д. Не приносят на панихидный стол мясные блюда.

Это очень важный момент, который часто не принимается во внимание. Многие убитые горем родственники думают, что если они скроют от батюшки факт отлучения своего умершего от Церкви и Бога и будет отслужена панихида, то они смогут облегчить участь грешной души. На самом деле, если человек сознательно при своей жизни гнал Господа, то какое значение будут иметь посмертные молитвы о нем? Такое делание не только бессмысленно, но и грешно.

Во время служения заупокойной службы родственники и все присутствующие часто стоят с зажженными свечами, которые символизируют веру в светлую и чистую, как пламя, будущую жизнь. По окончании моления свечи тушатся в знак того, что земная человеческая жизнь каждого из нас также рано или поздно потухнет.

Панихиды вселенские

Для того чтобы заупокойная молитва охватила всех «от века почивших христиан», т.е. всех тех, кто когда-либо умер в православной вере, установлены специальные дни всеобщего поминовения усопших. Они носят название «вселенских родительских суббот». Понятие «родительская суббота» вовсе не означает, что поминать можно только умерших родителей, но всех родственников, весь род, который жил до нас и исповедовал православие.

В церковном году выделяют такие дни для служения вселенских панихид:

  • Мясопустная суббота. Она припадает на конец мясопустной недели, следом за которой начинается Масленица, а далее Великий пост. Это первая вселенская поминальная суббота, когда Церковь во время службы воспоминает о том, что каждого человека ждет Страшный Суд перед Богом. И для того, чтобы облегчить загробную участь уже умерших до этого дня христиан, служится эта большая заупокойная служба.
  • Троицкая суббота. Перед пятидесятым днем по Воскресению, когда вся Церковь празднует сошествие Святого Духа, принято поминать умерших в знак того, что они также ждут спасения своей души. В молитвах этого дня мы просим, чтобы дары Духа Святого снизошли не только на живых, но и на почивших братьев и сестер в вере.
  • Родительские субботы Великого поста. Они отмечаются на 2, 3 и 4 неделе Святой Четыредесятницы. Время Великого поста — самый скорбный и покаянный период всего церковного года, когда человеку необходимо отложить все мирские дела и максимально постараться посвятить мысли Богу и служению ближним. Конечно же, мы не можем в эти дни забывать о наших умерших родных, которые очень нуждаются в молитвенной поддержке.
  • Радоница, или Антипасха. Это так называемая Пасха для умерших, когда радостная весть о Воскресении Христовом разносится и тем, кто уже покинул этот мир. Христос после своей смерти на Кресте спустился в ад, и даровал спасение уже умершим прежде праведникам. Поэтому весть о Светлом Христовом Воскресении несет радость жизни вечной не только для еще живых людей, но и для умерших христиан. Поскольку на Светлой седмице сразу после Пасхи панихиды не служат, на Радоницу все верные христиане спешат помянуть своих умерших родных.

Администратор

Поминовение усопших родных и близких — долг каждого православного христианина.

Если человек был крещён в Православии и не покончил жизнь самоубийством, то родственники должны позаботиться об отпевании усопшего, которое обычно совершается в храме. К сожалению, сегодня часто отпевают усопших заочно.

Поминки 40 дней: традиции православия

Однако, ни по пользе для души усопшего, ни по силе воздействия на живых такое отпевание не может сравниться с очным.

Надо не забывать молиться об усопших. Сразу же после смерти заказать сорокоуст.

Дни, в которые особенно необходимо поминать усопших (заказывать панихиды, поминовение на проскомидии), — третий, девятый, когда, по учению Церкви, душа предстает небесному Престолу, сороковой, когда Господь выносит временный приговор, где будет находиться душа до Страшного Суда, годовой. Обязательно надо поминать усопшего в день его смерти, рождения и именин.

В Царстве Христовом смерти нет, а то, что мы называем смертью, есть переход из временной жизни в вечную. Как мы молимся за живых, так должны молиться и за умерших. Усопшие, хотя и отошли от нас, продолжают жить невидимой для нас духовной жизнью пред очами Божиими.

Так, сам Господь говорит в Святом Евангелии: "Бог же не есть Бог мертвых, но живых, ибо у Него все живы".

Другое основание поминовения усопших есть вера Церкви в неисчерпаемую и спасительную силу молитвы, если мы просим по воле Сына Божия (Ин. 5, 14-15). И Священное Писание указывает, что на молитву за умерших есть несомненная воля Божия, ибо Христос умер и воскрес, чтобы обладать живыми и мертвыми, и Сам Он сходил во ад, чтобы избавить души, с верой ожидавшие его пришествия (1 Пет. 3, 19).

Для усопших особенно важны поминовение на проскомидии, церковная и домашняя молитва, подаяние за них милостыни, потому что, перейдя в другой мир и получив там обитель соответствующую их земным деяниям, они сами уже никак не могут изменить своё положение (а оно, если человек умер с нераскаянными грехами, весьма прискорбно), и только Благодатная помощь от живущих в этом земном мире близких может облегчить и улучшить их участь.

Молитва за усопших — это самое большое и главное, что мы можем сделать для тех, кто отошел в мир иной.

Многие перед смертью не успели сподобиться Таинства Покаяния и Святого Причащения, умерли неожиданно или насильственной смертью. Усопшие уже не могут покаяться. Только молитвы Церкви, поминовения на Литургии, милостыня и благие дела за них могут облегчить их загробную участь.

Святые Отцы и учители Церкви признают возможность и для грешников освобождения от мучений и благотворное значение в этом отношении молитв и милостыни. Особенно церковных молитв, и преимущественно поминовения на Литургии (проскомидии).

Также необходимо посещать могилку усопшего на кладбище, хотя бы во вселенские родительские субботы и Радоницу.

Придя на кладбище, надо зажечь свечку, помолиться об усопшем. По желанию можно прочитать акафист о упокоении усопших.

Затем прибрать могилу или просто помолчать, вспомнить покойного.

Не нужно есть или пить на кладбище, особенно недопустимо лить водку в могильный холм — этим оскорбляется память покойного. Обычай оставлять на могиле рюмку водки и кусок хлеба "для усопшего" является пережитком язычества и не должен соблюдаться в православных семьях.

Не надо оставлять на могиле еду, лучше отдать ее нищему или голодному.

Помните, что в могиле находится лишь тело усопшего, а он сам пребывает уже в другом мире.

Более подробно о поминовении усопших можно почитать на следующих страницах:

Преподобный Серафим Саровский. О молитве за умерших

Поминовение усопших

Молитвы по усопшим 

Совет 1: Как заказывать панихиду

Практическая веронаука

Епископ Рашско-Призренский Артемий

    Что значит панихида? Когда она служится? Для кого? Как следует готовиться к этому обряду?
Можно ли заказывать панихиду в воскресение?
    Православный христианин со своей природной смертью не перестает быть членом Церкви. Он просто через смерть переходит из одной ее части в другую. Уходит из земной Церкви (воинствующей) в Небесную (Торжествующую). И земная и Небесная Церковь есть единая и единственная Церковь Христова, Тело Его, столп и утверждение Истины.
    Как Церковь печется о своих чадах во время их земной жизни, подобно нежной матери, давая им полноту благодати и благословения через святые Таинства и молитвословия, так она их не оставляет, не забывает в час смерти и после нее. Для Церкви, как и для Самого Господа, нет мертвых, так как Бог наш есть «Бог живых, а не мертвых» (ср.: Мк. 12, 27).
    И в предсмертный час Церковь старается молитвами, Исповедью и Причащением как можно лучше приготовить детей своих к встрече с Богом, к переходу в жизнь вечную, а после смерти не оставляет любви к ним, но являет ее через посмертные молитвы: отпевание, панихиды, поминовения.
    Вопрос имеет отношение к панихиде, поэтому удовлетворю Ваш интерес только в этом.

    Итак, что значит панихида? Это один из заупокойных чинов Церкви Православной, который в определенные дни и в определенное время служится за упокой душ наших усопших родственников. Во время панихиды Церковь выступает в качестве ходатая в своей молитве перед Богом за своих умерших членов.
    Панихида, как и остальные заупокойные молитвы, по сути, особо установленный Церковью чин для поминания усопших. Такая практика Церкви — заботиться о своих усопших членах — основана, с одной стороны, на догматических причинах, а с другой, на традиции дохристианского периода. Прежде всего, само понятие Церкви как единства святых, состоящего не только из живых (по человеческим понятиям), но и из усопших ее членов, включает в себя веру в загробный мир, будущую жизнь, во всеобщее воскресение и Суд, и как следствие, приношение молитв за «блаженный покой и упокоение душ» тех, которые во Христе почили…
    Подобные обычаи описаны в книгах Ветхого Завета (см.: 2 Мак. 12, 43-45), где говорится о том, что Иуда Маккавей, следуя учению о Воскресении, послал в Иерусалим все, что необходимо для принесения жертв за погибших в бою.
    Язычники имели обычай выносить пищу на могилу покойника, так как верили, что умерший ест со своими приятелями. Поминки у христиан по внешнему виду похожи на языческий обычай, но имеют другой смысл. У христиан забота об упокоении душ умерших выражалась в милостыне и в делах любви, но более всего в молитве. О пользе таких дел и молитвы за умершего говорят еще Апостольские Постановления, также как и многие Святые Отцы (свт. Иоанн Златоуст, свт. Кирилл Иерусалимский, блж. Иероним, блаж. Августин и особенно прп. Симеон Солунский).
    Если кто-то из наших родственников отошел ко Господу, тогда следует служить панихиды на третий, девятый и сороковой день после их смерти, а также через полгода и через год.
    Парастасы общего характера (великие панихиды), которые совершаются за всех «усопших испокон веков Отцов, Праотцев и родственников наших», служатся в Родительские субботы — особые дни, посвященные памяти усопших. Главные из них совершаются в субботу Мясопустную и в субботу накануне Святой Пятидесятницы. Все эти панихиды имеют в христианстве глубокое духовное значение. Так, панихида на третий день символизирует трехдневное пребывание Христа в Гробу, а совершается в честь Святой Троицы, главного догмата нашей христианской веры. Девятый день отмечается в знак священного числа (три по три) или по девяти чинам ангельским, с молитвенной просьбой о душе усопшего быть причисленной к их чинам.
    Сороковой день поминается в честь Вознесения Господнего после Воскресения. Годовая панихида не совершается в день телесного рождения как у язычников, но в истинный день рождения для вечной жизни, то есть в день упокоения.
    Здесь следует отметить, что живые члены семьи и родственники часто грешат против своих умерших родственников. Панихида есть, прежде всего, молитва за умершего родственника и надо ее совершать в положенный день, а не тогда, когда это удобно живым. Это особо важно соблюдать на сороковой день после смерти, когда и следует быть панихиде, считая день смерти за первый день. В народе этот день часто сдвигается для того, чтобы работающие родственники тоже могли присутствовать или чтобы дождаться родственников издалека. В таких случаях происходит не молитвенное ходатайство родственников за усопшего, а поминальное застолье, которое душе покойного не приносит той пользы, какая могла бы быть от панихиды в соответствующий день. Ведь собираются не ради покойного, а ради себя, как им удобно. К сожалению, священство здесь часто попускает такие отступления или не обращает на них внимания.
    Да, полугодовые и годовые панихиды могут быть днем раньше или днем позже, но сороковой день должен быть строго соблюден, так как он обладает особым значением для души умершего.
    Для панихиды готовится вареная пшеница, которая смешивается с медом или сахаром… Коливо нам напоминает о воскресении усопшего, ведь по словам Христа, прежде чем пшеничное зерно прорастает и приносит плод, его бросают в землю, где оно истлевает, так и тело умершего предается земле на истление, чтобы потом воскреснуть для будущей жизни (см.: 1 Кор. 15, 36-38).
    Мед или сахар в пшенице символизирует сладость будущей жизни, а зажженная свеча означает то, что умерший перешел из мрачной земной жизни в жизнь света и Истины, где сияет свет Лица Божиего.
    По церковному Уставу панихиды не совершаются с Рождества до Богоявления, в дни Первой седмицы Великого Поста, с Лазаревой Субботы до Фоминой Недели включительно, так же как и в праздничные дни. Этот запрет не распространяется на 40-й день поминовения, панихида сорокового дня служится во всякий соответствующий день.
    Здесь надо было бы добавить, что Церковь совершает панихиды и поминовения только верных ее членов. Запрещается поминовение в Церкви нехристиан, еретиков, отлученных от Церкви и самоубийц. Исключение допускается только в отношении тех, которые наложили на себя руки как душевно больные, и поэтому не осознавали того, что делали.
    Мир вам и радость в Воскресшем и воскрешающем нас Господе нашем Иисусе Христе.

    Что такое Радоница?
    Это день поминовения усопших во вторник Фоминой седмицы, следующей после Светлой, который разделяет радость Пасхи с родными и близкими, умершими в надежде на воскресение и вечную жизнь. Этот день посвящается усопшим чисто по народному преданию, так как в церковных книгах и правилах об этом не говорится. Даже в народе нет единой традиции относительно этого дня. Сей обычай возник в Русской Церкви, а потом распространился и в Сербии.
    Обычно в этот день после Литургии идут на кладбище и на могилах совершается лития (малое поминовение). Несмотря на то, что церковными правилами этот день никак не оговаривается, существуют серьезные причины, которые оправдывают народное предание и молитвенную традицию на Радоницу:
    1) На службе Фоминой недели кроме главной темы, посвященной тому, как апостол Фома уверовал в Воскресение Христово, вспоминается и славное схождение Иисуса Христа во ад (величание), где Он умершим объявил свою победу над грехом и смертью и свое вечное прославление (см.: 1 Петр. 3, 18-19);
    2) Чтобы радость Воскресения разделилась с умершими;
    3) Так как на Страстной и Светлой седмице не позволяется поминовение умерших (кроме сорокадневной панихиды), то начиная с Фоминой седмицы дозволяется молитвенно поминать согласно Уставу.
    Обычно на Радоницу люди украшают могилки, сажают новые цветы, разбивают о памятник усопшего пасхальные яйца с поздравлением: Христос Воскресе! — а священники читают молитвы за усопших.
    Этим предивным церковно-народным обычаем, освященным вековым преданием, мы, прежде всего, выражаем свою любовь, почтение и уважение к своим умершим родственникам (родителям), с которыми хотим разделить радость Воскресения Христова, радость победы над смертью. Также мы исповедуем свою православную веру в жизнь вечную и в наше общее воскресение, так как веруем всему, что божественные уста Христовы изрекали: кто соблюдет слово Мое, тот не увидит смерти вовек (Ин. 8, 51), это значит, что когда тело умрет, душа праведника остается невредимой от смерти. Или: верующий в Меня, если и умрет, оживет. И всякий, живущий и верующий в Меня, не умрет вовек (Ин. 11, 25-26).
    А когда Господь обратился к евреям со словами: Авраам, отец ваш, рад был увидеть день Мой; и увидел и возрадовался (Ин. 8, 56), они возразили: «Может ли мертвец видеть?»
    Разумеется, не может. Только живой человек может видеть и радоваться. Ведь Бог наш есть Бог живых, а не мертвых. Значит, праотец Авраам жив, хоть и умер за тысячу лет до Христа.

9 и 40 дней. Знающие,помогите.

И если Авраам жив, то живы все остальные праотцы, пророки и праведники. Живы апостолы и евангелисты, святители и мученики; жива и Пресвятая Матерь Божия и святой Иоанн Креститель. Живы и все те, которые крещены во имя Отца и Сына и Святого Духа, и которые трудились жить по вере отцов наших. Живы и все наши умершие родственники, которые в Бога веровали, честным Крестом крестились, и жизнью своею веру свою засвидетельствовали. Ко всем ним на Радоницу мы обращаемся с радостным восклицанием:«Христос Воскресе!» — и слышатся из гробов нам ответы, достигающие наших сердец: «Воистину Воскресе!»
    Пребывайте же всегда в пасхальной радости! Аминь!

Перевод с сербского
Екатерины Василевич

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *